рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Становление Афинского полиса

Реферат: Становление Афинского полиса

Введение

 

Интерес к прошлому всегда был связан с потребностью людей

лучше разобраться в настоящем, понять причины происходящих

 

общественных явлений, предвидеть в каком направлении они

 

будут развиваться в будущем. Но никогда ещё стремление людей,

 

осмыслить ход исторического развития не возникало столь

 

остро и настойчиво, как в наше время, когда на глазах одного

 

поколения произошли огромные перемены в жизни миллионов

 

людей, в судьбах разных народов и государств.

 

История Греции, благодаря выдающимся археологическим

 

открытиям, начинается с III в до н.э.. Это время разложения

 

родового строя и формирования первых государств

 

Средиземноморья. В своей жизни мы часто сталкиваемся с теми

 

культурными явлениями, которые возникли в Греции. Греция

 

является колыбелью европейской культуры.

 

Греческие мыслители и художники, а так же учёные в своих

 

работах, которые как говорит Маркс «ещё продолжают

 

доставлять нам художественное наслаждение и в известном

 

смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца»[1],

 

запечатлели страсти и идеалы своей эпохи.

 

С конца IX в до н.э. происходит становление раннего

 

рабовладельческого общества. В это время образуются многие

 

города – государства – полисы. Одним из крупнейших полисов,

 

становятся Афины. Афины достигли наивысшего

 

хозяйственного, политического и культурного уровня в своём

 

развитии. Поэтому изучение истории Афин является особенно

 

интересным.

 

Процесс разложения родового строя и формирования классов и

 

государства имеет чрезвычайно важное научное и

 

идеологическое значение, поэтому тема: «Образование

 

Афинского государства» - является одной из ключевых тем в

 

истории Древней Греции.

 

В VIII-VI вв. до н.э. в Греции создается значительно более

 

благоприятные исторические условия для развития

 

производительных сил общества. Рабовладельческий строй

 

складывается здесь в новых формах, создаются возможности для

 

мощного роста культуры, оказавшей громадное влияние на

 

последующую историю человечества.

 

Мы живём в эпоху совершения величайшего перелома в мировой

 

истории – преобразования антагонистического классового

 

общества в общество, свободное от любой эксплуатации.

 

Поэтому вполне понятен возросший интерес к трудам, которые

 

бы давали изображение исторического процесса во всём

 

многообразии форм материального производства, социальных

 

отношений и политической борьбы, развитие идеологии и

 

культуры.

 

В архаический период источники по истории Аттики более

 

многочисленны, чем источники по другим районам Древней

 

Греции. Много ценного содержат сочинения Геродота,

 

Фукидида, Аристотеля, Плутарха, Ксенофонта.

 

Первым выдающимся представителем древнегреческой

 

историографии был Геродот, – прозванный Цецероном ещё в

 

античные времена «отцом истории». Круг его наблюдений был

 

весьма широк. Геродот долго жил в Афинах, принадлежал к

 

старшему поколению деятелей периода расцвета

 

рабовладельческой экономики и культуры. Источники Геродота

 

основываются во многом на личных наблюдениях и устной

 

традиции, достоверность его сведений различна. Афины у него

 

представлены борцом за древнегреческое дело: «…не погрешая

 

против истины афинян можно назвать спасителями Эллады»1 .

 

Геродот, несомненно, оказал влияние на своих современников и

 

был популярен во все века античного мира.

 

Крупнейшим представителем древнегреческой историографии

 

был младший современник Геродота – Фукидид. Фукидид был

 

богатым гражданином Афин, аристократическокого

 

происхождения, принимал активное участие в государственной

 

деятельности. Фукидид был первым крупнейшим

 

представителем широко распространившегося в древности

 

дидактического направления в историографии. В этом

 

отношении его «История» была не только научным, но  в

 

известной мере поучительным художественным рассказом о

 

тяжких событиях прошлого.

 

Наиболее выдающиеся работы, посвящённые внутреннему

 

устройству полисов, принадлежат крупнейшему

 

древнегреческому философу и учёному – Аристотелю, труды

 

которого являются главным источником по афинской истории

 

того времени.

 

В конце XIX в. в песках Египта, при постройке Суэцкого канала

 

была найдена «Афинская полития». Трактат принадлежал

 

Аристотелю, в нём содержится описание истории и структуры

 

афинского государства в архаический классический периоды.

 

Живя в период крушения самостоятельных рабовладельческих

 

полисов и образование огромной монархи Александра

 

Македонского, Аристотель создал своё учение о государстве, в

 

котором выступил защитником старой государственной формы

 

полиса. В своих работах Аристотель проявил эрудицию и

 

критическое отношение к источникам. Симпатии к олигархии,

 

на мой взгляд, в некоторой степени снижают ценность его

 

исторических работ.

 

Плутарх не является историком, он писатель-моралист.

 

Плутарху принадлежат биографии некоторых выдающихся

 

людей Древней Греции. Им написана и биография Солона. В его

 

книге «Сравнительные жизнеописания» рассказано о жизни 50

 

замечательных людей древности. Плутарх заставляет

 

задуматься над закономерностями истории, ролью выдающихся

 

личностей в жизни народов. Историческая ценность трудов

 

Плутарха заключается в том, что в них сохранилось много

 

сведений из античных трудов по истории не дошедших до нас.

 

Европейские буржуазные историки не ставили перед собой

 

задачу вскрыть закономерности общественного развития, они не

 

могла показать как в конкретных условиях, во времени и

 

пространстве, проявляются общие закономерности развития

 

исторического процесса.

 

На идейном содержании их трудов уже лежит печать новой

 

исторической эпохи империализма, характеризующейся

 

усилением реакции в политике и идеологии буржуазии.

 

Начавшийся  и постепенно  нарастающий кризис буржуазной

 

историографии находит своё выражение в отходе от широких и

 

по-своему цельных историко-философских концепций

 

предшествующей эпохи, а затем и в прямом отказе от идеи

 

исторической закономерности и общественного прогресса.

 

Позднее возникла Марксистская историческая наука на почве,

 

подготовленной предшествующим развитием передовой

 

общественной мысли и исторического знания. Историческая

 

наука изучает всё многообразие событий и явлений прошлого.

 

Место и значение истории Древней Греции, как необходимого и

 

важного этапа во всемирно-историчском процессе во всей его

 

суровости и социальных несовершенствах, были

 

охарактеризованы Ф. Энгельсом: «Только рабство сделало

 

возможным в более крупном масштабе разделение труда между

 

земледельцем и промышленностью и таким путём создало

 

условия для расцвета культуры древнего мира – для греческой

 

культуры. Без рабства не было бы греческого государства,

 

греческого искусства и греческой науки; без рабства не было бы и

 

Римской империи. А без того фундамента, который был заложен

 

Грецией и Римом не было бы и современной Европы. Нам никогда

 

не следовало бы забывать, что всё наше экономическое,

 

политическое и интеллектуальное развитие имеет своей

 

предпосылкой такой строй, в котором рабство было в той же 

 

мере необходимо, в какой и общепризнанно»1

 

Основоположники исторического материализма проявляли

 

глубокий интерес к древнейшим эпохам истории-времени,

 

становление человеческого общества, формирования

 

общественных связей отношений между людьми в процессе

 

производства. Проблемы происхождения частной

 

собственности, классов, государства впервые получили научное

 

освещение в трудах классиков марксизма-ленинизма.

 

Характеристика основных черт и экономических законов

 

развития первобытно-общинного и рабовладельческого

 

строя, которая была дона ими, является той теоретической

 

основой, на которой усилиями передовых учёных ведётся

 

творческая разработка конкретной истории древнейших

 

обществ.

 

И хотя трудящиеся в рабовладельческом обществе подвергались

 

жестокой эксплуатации, всё же это был закономерный и

 

прогрессивный строй по сравнению  с первобытно – общинным 

 

строем в развитии человеческого общества.

 

 

Основными задачами своей работы я считаю знакомство с

 

первоисточниками и изучением по ним этапов становления

 

Афинского государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Родовой строй в Аттике и особенности его разложения

 

 

 

Аттика страна гористая, омываемая с запада Сардоническим

 

заливом и отдалённая с севера-востока проливом Эвритп от

 

острова Эвбеи. Побережье Сардонического залива, образует

 

несколько удобных бухт, восточный же берег обрывист и не

 

пригоден для причала кораблей. Несколько горных хребтов

 

пересекают Аттику. Афины-главный центр Аттики. Население

 

Аттики, как утверждают Геродот и Фукидид, автохтонным и

 

принадлежало к ионийскому племени, так же там жили

 

пеласги, карийцы. В процессе  исторического развития

 

сложилось единое население, – получившее  название от главного

 

города Аттики – Афин афинян.

 

Опираясь на работы Фукидида можно сказать, что в Афинах

 

сохранялась власть басилеев. Но во время, которое нас

 

интересует, она по – видимому была уже незначительной.

 

Что же собой представляли Афины, впоследствии ставшие

 

крупным греческим полисом?

 

Афины, представляли собой небольшое, но укреплённое 

 

поселение. Афинский Акрополь, расположенный на высоком

 

обрывистом холме, господствовал над окружающей равниной.

 

Само поселение занимало южный  склон Акрополя. Здесь

 

находились наиболее древние и чтимые храмы богов.

 

Афины развивались быстрее других античных обществ. Это и

 

предопределило политическое преобладание Афин в Аттике.

 

Греческая традиция приписывает объединение Аттики

 

афинскому басилею Тесею, который якобы, по преданию,

 

объединения возле Афин двенадцать прежде обособленных

 

общин. Хотя на само деле процесс синойкизма растянулся на

 

очень длительный период и полностью закончился, по-видимому,

 

лишь к VII в. до н.э. С легендами о царях, позднейшее афинское

 

придание связывает происхождение наиболее древнего деления

 

общины на четыре родовые племени, фратрии и роды и так

 

далее, то есть деления, исторически возникшего в пору

 

разложения первобытно-общинного строя.

 

Объединение Аттики способствует быстрейшему росту

 

производительных сил, определению ремесла от земледелия,

 

сосредоточению ремесла в городах ремесленников, развитию

 

торговли. Торгово-денежные отношения всё больше разлагают

 

древней родовой строй, развивают рабовладельческие

 

отношения, родового деления общества уже становится

 

недостаточно.

 

Рабство было первой известной истории формой эксплуатации.

 

Рабовладельческое государство явилось первым историческим

 

типом государства. Оно возникло на основе рабовладения, для его

 

закрепления и увеликовечения.

 

“Лишь когда появилась первая форма деления общества на

 

классы, когда появилось рабство, когдаможно было известному

 

классу людей, сосредоточившихся на самых грубых формах

 

земледельческого труда, производить не который излишек, когда

 

этот излишек не обсалютно был необходим для самого

 

нищенского существования раба и попадал в руки рабовладельца,

 

когда таким образом, упрочилось существование этого класса

 

рабовладельцев, и чтобы оно упрочилоь, необходимо было, чтобы

 

явилось государство”1

 

Появилось новое деление, которое было основанно на

 

 профессиональном начале. Это деление опять-таки предание

 

 приписывает Тесею, который разделил всех афинян на мелких и

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.