Реферат: Средневековый город Тараз
Реферат: Средневековый город Тараз
Евразийский
национальный университет
им. Л.Н.
Гумилёва
РЕФЕРАТ
на тему
«Средневековый
город Тараз»
выполнил:
Журкевич О.С. (ЖР-12)
проверила:
Какенова Г.М.
АСТАНА 2002
На том
месте, где сейчас раскинулись кварталы современного Тараза важного
промышленного и культурного центра республики, находятся остатки одного из
крупнейших средневековых городов Казахстана. Он был основан во 2-3 вв. до н. э.
Поэтому Тараз по праву считается одним из самых древнейших городов Казахстана.
Здесь встречаются стоянки первобытного человека периода палеолита и неолита,
памятники эпохи бронзы (многочисленные курганы так называемого андроновского
типа, наскальные изображения), десятки развалин средневековых городов, укреплений,
а также архитектурных сооружений.
Начиная с 6 века нашей эры,
появляются первые письменные сведения о городах, возникших на древнем караванном
шелковом пути, соединявшем две великие державы того времени - Рим и Китай.
Караваны шли из Шаша (Ташкент) на Тараз, Кулан, Мирки, Ашпару и Суяб и дальше -
в оазисы Китайского Туркестана. Сохранились следы этих городов - крепостные
валы, обнесенные глубокими рвами, развалины башен. Первое упоминание
непосредственно о Таразе находится в Византийских источниках, и относятся к
концу 6 в. Именно в это время Византия пытается заключить договор с западными
тюрками, с этой целью император Юстин II отправляет посольство во главе с Земархом
в ставку тюркского кагана Дизабула. А находящийся в составе посольства историк
Менандра Протектор и описал, между прочим, о г. Таласе. Из его рассказов видно,
что город ещё в то время имел торговое и политическое значение и был одной из
резиденций западно-тюркских каганов.
Более подробные сведения о
древнем Талазе дал китайский путешественник Сюань-Цзянь, побывавший здесь
спустя 60 лет после Земарха, т. е. в 30-х годах 7 в. Он писал: «Талас имеет
окружность от 8 до 9 ли. Здесь останавливаются и торгуют всевозможными товарами
купцы, приезжающие из многих стран» и что город этот своими размерами и чертами
планировки напоминает ему современные города Средней Азии.
Спустя ещё три с лишним
столетия ибн Хаукаль в своих записях указал, что Тараз - место торговли мусульман
с тюрками. А арабский историк 10 в. Макдиси писал: «Тараз – большой укреплённый
город, с множеством садов густо зелёных, у него ров, четверо ворот и населённый
рабад. У ворот города течёт большая река, часть города находится по ту сторону
реки. Через реку проходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров».
Соединив
воедино археологические материалы с данными древних письменных источников,
становится ясно, что обширная территория древнего Семиречья, включая долины рек
Чу и Таласа, ещё в 6-8 вв. была заселена оседлым и полуосёдлыми
земледельческими племенами, хозяйство которых базировалось как на продуктах
земледелия, так и на пастбищном скотоводстве. А в 7 в. г. Талас стал важнейшим
пунктом на Великом Шелковом Пути.
В то время
центром Тараза, а так же его самой древней частью является цитадель – наиболее
укреплённая часть города, резиденция владетельной особы, здесь же хранились
товары, казна, оружие. К цитадели примыкала окружённая стеной территория
города, называемая – шахристаном. Здесь располагались жилища знати, богатых
купцов, ремесленников, к тому же здесь были и торговые лавки. К стенам шахристана
со всех сторон прилегали торгово-ремесленные предместья – рабады. В них помещались
ремесленные мастерские, жилища мастеров, хижины бедного городского люда. Так же
в самом городе размещались караван-сараи, лавки купцов. Видно, что разделение
на «богатых и бедных» было очевидным и весьма жестким. Никто из бедной
прослойки тогдашнего общества не мог жить в цитадели и наоборот, ни один
уважающий себя богатый купец не остановился бы и не торговал где-нибудь иначе
как в шахристане.
Тараз был
центром большого социально-экономического комплекса, в который входили десятки
крупных и мелких городков, селений, отдельных усадеб и замков. Тараз был
центром важного и высокоразвитого в культурно-экономическом отношении района.
Об этом может свидетельствовать и тот факт, что здесь же начиная с 8 века
чеканилась местная монета.
Поэтому
границы города усиленно охранялись от внезапного нападения врагов. По крайней
мере, когда в конце 9 в. основатель могущественной среднеазиатской династии
Саманидов Исмаил ибн Ахмед пошёл войной на Тараз, то перенёс много трудностей в
процессе его захвата. Эмир Тараза лишь после долгого и упорного сопротивления,
когда защита была уже невозможна, вынужден был сдаться и с многочисленными
дехканами принял ислам. Свою положительную роль в развитии города сыграли присоединение
к Средней Азии и усиление торгово-экономических связей с крупнейшими центрами –
Бухарой и Самаркандом.
Для этого
времени характерно широкое распространение поливной керамики. Значительное
распространение получил орнамент растительной тематики, принимающий всё более и
более геометрические формы. Существенное место в украшении заняли
стилизированные надписи, представляющие собой изречения религиозного типа. К
этому же периоду относится одна из самых интересных находок – керамический
светильник, сделанный в форме юрты. Подобная находка в городе, центре ремесла,
торговли и земледелия позволяет археологам сделать крайне интересный вывод о
проживание в Таразе населения, для которого кочевой быт составляет ещё недавнюю
основу жизни, став лишь воспоминанием и отразившееся в прикладном искусстве.
Долгое время
учёные не могли определить точное расположение города. Его отождествляли с
разными поселениями. Одной из причин этого стало не совсем точное описание
города в древних источниках. Но В.В. Бартольд более всего был склонен помещать
средневековый Тараз на месте более позднего поселения г. Аули-Ата (конец 18
в.). Поразительная интуиция крупнейшего востоковеда, основанная на
произведениях Макдиси, впоследствии была полностью подтверждена исследованиями
археологов М.Е. Массона, А.Н. Бернштама и Г.И. Пацевича.
Наибольшего
расцвета достиг Тараз в 10-12 веках, во время правления в Средней Азии династии
караханидов. В это время он становится столицей одного из удельных владений.
Политическая самостоятельность Тараза и автономного округа проявлялись прежде
всего в местной чеканки монеты от лица городских владетелей. В нач. 11 в.
таразскому правителю Туган-хану подчинились владетели Самарканда и Кашгара.
Естественно, что данная политическая сила была следствием экономического
могущества города, о чем свидетельствует археологические находки.
В восточной
части Тараза археологи отрыли участок водопровода длиной около 15м, Глиняные
трубы размером 0,7м и диаметром 0,25м соединялись глиняными муфтами. Лежали они
на своеобразных глиняной «подушке». Водопровод был «подключён» к реке Талас,
под напором её стремительного течения вода подавалась во все концы города.
Данное сооружение конечно требовало определённых знаний и сравнительно высокий
уровень инженерной мысли.
Подъём
городской культуры в этот период связан с усилением феодальных отношений в
Казахстане и с развитием торговли. Феодальная знать из династии караханидов,
сделав себе ислам главной идеологической опорой, упрочивает своё господство на
юге Казахстана и в Семиречье, при этом насаждая обычные формы феодальной эксплуатации,
основанной на вассальной системе. Облик городов Южного Казахстана в этот период
принимает уже черты, типичные для феодальной эпохи, - города с цитаделью, со
сторожевыми башнями, мощными фортификационными сооружениями. Большое развитие
получают архитектура и декоративное искусство. В этот период происходит не
только количественный рост городских поселений и общественных зданий, но и
качественный скачок, установление определённых форм в архитектуре и
декоративном искусстве, выработанных сообразно с идеологическими потребностями
верхушки феодалов.
В это же
время в Южном Казахстане впервые создаётся ряд общественных и культовых зданий,
минареты, кумбезы, сардобы, караван-сараи и турткули, которые отличались своим
великолепным архитектурным нарядом и декоративном убранством. К сожалению, из
такого рода памятников до нас дошли немногие.
Главное
направление в архитектуре того времени – это появление новых черт строительной
техники, идея конструктивного и декоративного перерождения общественных и
культовых зданий. Период характерен освоением новых видов строительного
материала – ганча, алебастра, терракотовых и изразцовых плит. Наряду с древней
пасхой и сырцовым кирпичом широкое распространение получает жжёный кирпич и
строительный камень для фундаментов зданий. При кладке стен большее применение
получают деревянные связки из тальника, карагача, жиде и пр.
В
строительной технике большим искусством становятся фигурные кладки кирпича в
виде квадратов, треугольников, ромбов, ёлок. Этим приёмом украшались фасады и
декоративная часть здания. В это время декоративность вообще довлеет над
остальным.
Из
приведённого видно, что в период 10-12 вв. в Средней Азии и Южном Казахстане
уже завершены основные строительные приёмы, ставшие принципом строительного
искусства и для последующих веков.
Одним из видов архитектурных
памятников того времени являются мавзолеи. В черте города сохранились два
мавзолея, напоминающие о древнем Таразе.
Один из них – мавзолей
Карахана - построен в 11 веке над могилой одного из правителей династии караханидов.
Представляет собой портально-купольное сооружение. Внутри мавзолея стены
сложены из кирпича караханидского времени. Его полуразрушенный стан дошёл ещё
до второй половины 19 в. и в Казахстане успели запечатлеть его на бумаге.
Мавзолей находился в самом центре Тараза, где ныне стоит его новый, совершенно
заново отстроенный вариант, ничего общего не имеющий с прежним.
Второй небольшой мавзолей 13
века - Ша-Мансур - сооружен над могилой одного из наместников монгольских
ханов, убитого в 1262 году. Об этом можно судить по надписи, сохранившейся на
каменной плите внутри мавзолея.
Особый интерес для
ученых-исследователей и туристов представляют два памятника, расположенные на
небольшом расстоянии от Тараза.
Первый из
них - мавзолей Айша-Биби относится к 12 веку. Он находится в 20 км от города,
около деревни Головачевской. Это единственный в Казахстане уникальный памятник,
целиком облицованный резной терракотой с богатейшей орнаментировкой в виде
плиток с 60-ю разновидностями узоров, карнизов, изразцов и стильных надписей.
Капители и колонны из терракотовых блоков покрыты, как и вся стена, тончайшими
рисунками, представляющими богатейшее собрание мотивов народного орнамента. На
одном из угловых башен мавзолея даже сохранились строки древнего двустишия:
"Осень… тучи… Земля прекрасна". Мавзолей давно начал разрушаться, уже
не видно западной стены, значительно разрушены остальные.
Второй – это
мавзолей Бабаджи-Хатун - построен в XI веке, находящийся рядом с гробницей
Айша-Биби. Он сохранился хорошо, на стенах до сих пор ясно видны символические
изображения луны и солнца в виде эмблемы неба (Тенгри).
К тому же времени относится
ещё один раскопанный объект – баня. Как известно восточные люди очень любят
бани. Поражает пышная отделка, хотя до нас дошли лишь жалкие остатки
фундаментов, стен, полок для сиденья, ванн, ниш и т.д. Стены в комнате с
полками для сиденья были украшены богатой фресковой росписью. Орнамент росписи
– геометрический. Баня состояла из пяти комнат, была построена в виде
многокупольного здания. Стены были сложены из жжёного кирпича здания и хорошо
отштукатурены. А найденная возле одной из ванн стопка монет (диргемов)
позволили археологам точно датировать существование бани - 11 в.
В 12 в. и
начале 13в. Семиречье стало ареной кровавых военных столкновений, многие города
в это время были разграблены и разрушены. После разгрома Тараз уже не мог
оправиться, хотя жизнь в нём возродилась. Позднее город в источниках описывающих
события 14 в. известен под имением Талас, Яны, Яны-Талас, но чаще не как город,
а местность. Янги – это название относится к четырём городам: Йанги,
Йанги-Балык, Кенджек, Тараз. Однако учёные до сих пор не могут с уверенностью
сказать относились ли эти названия к древнему Таразу, или имелся в виду
какой-то новый город, отстроенный неподалёку. На городище самого Тараза
отмечалось лишь отдельные участки где продолжало ютиться население в 15-18 вв.
При Улугбеке в этой местности были расквартированы тимуридские войска, и с
населения собиралась тагар – подать на содержание войска. Археологи отмечают
следы земледельческой жизни в Таразе. В Жетысу, судя по сообщения послов,
путешественников, положение в первые годы послемонгольского нашествия было
относительно благополучным. Города Янги-Балык, Янги-Талас остаются
торгово-ремесленными и культурными центрами. Однако уже в середине 13 в. здесь
начинаются упадок земледельческой и городской жизни. И многие города, в том
числе и Тараз, стали гибнуть. Причины тому были различны и помешать не могли ни
древние традиции оседлости, ни попытки сохранить городскую культуру,
предпринимавшиеся центральной властью, ни проходившие через Жетысу торговые и
дипломатические пути. Большую роль сыграло то, что территория Жетысу оказалась
политически разорванной на три части. Кроме того, сюда переселились большие
массы кочевого населения, которое при покровительстве верховной власти
варварски относились к горожанам и осёдлому сельскому населению. В интересах
кочевой знати под пастбища отдавались земли, использовавшиеся под посевы,
огороды, сады. Такое отношение к осёдло-земледельческим традициям вообще было
характерно для монголов. Таким образом упадок осёдлой культуры начинается сразу
же вслед за монгольскими завоеваниями и если крупные города, будучи центрами
транзитной торговли и ремесленного производства, в середине 13 в. ещё внешне
выглядели благополучно, то питавшая их земледельческая округа интенсивно
разрушается, что и приводит вскоре к гибели городов. А после великих
географических открытий в 14 веке древний караванный путь утратил свое былое
значение и привел торговые города, стоявшие на этом пути (в том числе и Тараз),
к окончательному упадку.
Итак, в 1220
г. Тараз был завоеван войсками Чингиз-хана и до основания разрушен, а на его
месте в конце 18 в. была построена крепость, вблизи которой стал развиваться
город Аулие-Ата (святой старец). Первыми поселенцами его были узбеки - выходцы
из Намангана. Население города занималось ремеслом и торговлей. В 1864 году
Аулие-Ата вошел в состав России и был занят русскими войсками. Через него
проходил тракт из Ташкента на Верный и Пишпек. Город стал заселяться русскими
чиновниками и военными. В русской части города было около двух десятков
небольших промышленных предприятий по первичной обработке сельскохозяйственного
сырья, главным образом шерстомоечное и кожевенное производство. В городе было
свыше 20 мечетей и 3 церкви. В 1936 г. он был переименован в Мирзоян, а в 1938
г. город был переименован в Джамбул по имени казахского поэта Джамбула Джабаева.
8 января 1997 года Указом
Президента Казахстана Н.А. Назарбаева городу возвращено его исконное название -
Тараз. Сегодня Тараз - крупный город, центр химической, пищевой, сахарной
промышленности республики.
Подводя итог,
можно сказать, что средневековый Тараз имел большое значение в развитии всех
сфер деятельности человека не только на территории Казахстана, но и Средней
Азии. Ведь этот город был одним из крупнейших на Великом Шёлковом Пути –
главной магистрали древности. Таким образом все «точки» этого торгового пути в
равной степени влияли друг на друга, передавали новые достижения в ремесле,
искусстве, архитектуре и пр. Таким же способом распространялась и религия. К
тому же Тараз оказал влияние на развитие социально-политической организации
человека. И не известно каких «вершин» достиг бы Тараз, если бы его «жизнь» не
была прервана в 13 веке.
Список использованной
литературы:
1. Байпаков К.М. «По следам древних городов
Казахстана»
2. Байпаков К.М., Ерзакович Л.Б. «Древние города
Казахстана»
3. Маргулан А.Х. «Из истории городов и
строительного искусства древнего Казахстана»
4. История Казахстана, 2 том
5. История Казахстана с древних времён до конца
18 в.
6. Сайты INTERNET.
|