рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Средневековые государства на территории Казахстана (ХIV-XV века)

Ханство Абулхайра не стало централизованным государством, оно подразделялось на несколько этнотерриториальных, этнополи-тических групп, владений (улусов) во главе с Чингизидами разных линий и верхушкой кочевых племен. Усобицами и войнами был заполнен весь период правления Абулхайра. В 30-х гг. он разбил на Тоболе Шайбанида Махмуд-Ходжа-хана, в присырдарьнских степях одержал верх над Джучидали Махмуд-ханом и Ахмед-ханом (из по­томков Тука-Тимура), захватил Орду-Базар. В 1446 г. Абулхайр разбил Мустафу-хана. В числе продолжавших сопротивление противников Абулхайра источники называют Джучидов Ибак-хана, Буреке-султа-на, правнуков хана Ак-Орды Уруса Джаныбека и Гирея.

В угоду поддерживавшей его знати кочевых племен Абулхайр-хан вел завоевательные войны за пределами своего ханства — в Средней Азии, на юге и юго-востоке Казахстана. В 1430 г. на короткое время он захватил Хорезм, разграбил Ургенч. В 1446 г. Абулхайру удалось отобрать у Тимуридов и потомков акордынских ханов ряд городов на Сырдарье и в предгорьях Каратау-Сыгнак, Сузак, Ак-Курган, Узгенд, Аркук. Города были розданы в виде уделов (сойургал) поддерживав­шим его вождям племен, в частности, мангытам. Это значительно укрепило авторитет Абулхайра среди одной части знати, обострило отношения с другой.

Сыгнак стал столицей ханства (до того ханскими ставками были города Тара и Орду-Базар). В 50-х гг. Абулхайр-хан совершал граби­тельские набеги на Самарканд и Бухару, вмешиваясь во внутренние усобицы Тимуридов Мавераннахра. В 1457 г. Абулхайр, в свою оче­редь, потерпел под Сыгнаком жестокое поражение от ойратов, втор­гшихся в пределы Юго-Восточного и Южного Казахстана. В конце 50-х — начале 60 гг. в западную часть Могулистана от Абулхайра откочевала часть племен во главе с султанами Джаныбеком и Гиреем, против которых он предпринял поход в 1468 г., но по пути умер. После смерти Абулхайр-хана государство распалось. Преемник хана Абул­хайра Шайх Хайдар-хан был убит сразу же в развернувшейся междо­усобной борьбе многочисленных Джучидов. Внуку Абулхайра Мухам-маду Шайбани пришлось вести долгую и упорную борьбу за власть в степи, а главное — в южных городах региона Средней Сырдарьи и Каратау с казахскими ханами.

Отсутствие прочных связей между отдельными частями государ­ства, постоянные династийные распри и усобицы за раздел террито­рии и вместе с тем сопротивление эксплуатации и гнету со стороны рядовых кочевников, выражавшееся в откочевках массы людей на другие территории, ослабили ханство Абулхайра и привели к распаду. Практически действовали те же причины, что и в Могулистане. Как и там, здесь также шел процесс консолидации племен в обособлен­ные этнополитические структуры.

С образованием Казахского ханства власть Шайбанидов из рода Абулхайра на территории Восточного Дешт-и Кыпчака прекрати­лась. Часть кочевых узбеков (групп из племен кыпчаков, карлуков, уйгуров, кунгратов и других) ушла во главе с ними в начале XVI в. в Мавераннахр. На территории Казахстана оставшиеся племена ото­шли под власть казахских ханов. Воспользовавшись ослаблением государства Тимуридов, Шайбаниды захватили власть в Средней Азии.

Одним из крупных государственных объединений, возникших в ходе распада Золотой Орды, была Ногайская Орда. Она занимала в XIV— XV вв. часть территории Западного Казахстана. Первоначаль­но, с конца XIV в., это объединение племен между Уралом и Волгой называлось «Мангытским юртом», по названию одного из наиболее крупных его племен. Обособление Ногайскуй Орды, как полунезави­симого владения, началось еще при Едыге, который был крупным деятелем в Золотой Орде, фактически державшим в своих руках власть в ней около 15 лет (1396—1411). Едыге воевал с Тохтамышем, ставил подставных ханов в Золотой Орде, в период феодальных смут и усобиц пытался усилить Ногайский улус. Был убит в 1419 г. Позднее вожди мангытов ориентировались на восточных соседей, были союз­никами Абулхайр-хана. Окончательно Ногайская Орда обособилась к середине XV в., усилившись при сынеЕдыге Hyp ад-Дине (1426—1440).

Границы Ногайской Орды, как и других кочевых государств, меня­лись в зависимости от внешнеполитической обстановки. Ко второй половине XV в. ногаи вышли за пределы левобережья Урала и стали занимать кочевья «узбеков», продвигаясь все дальше к востоку и югу. Занятый сырдарьинскими городами, набегами в Среднюю Азию, Абулхайр не противодействовал ногайцам. Они могли пополнить контингент его кочевых подданных. Кочевья ногаев на северо-восто­ке простирались уже до Сибири (земли юго-восточнее Тюмени назы­вались Ногайской степью), на юго-востоке они временами кочевали у Сырдарьи, берегов Аральского моря. Здесь их правители Ваккас-. бий мангыт, Муса-мирза, Ямгурчи и др. помогли Абулхайру в захвате городов на Сырдарье. Позднее ногайцы то воевали, то вступали в союзные отношения с казахскими ханами. В середине XVI в. Хакк-Назар-хана называли в источниках «ханом казахов и ногаев».

Этнический состав Ногайской Орды до определенного периода, периода завершения консолидации тюркских народностей региона, был близок к составу племен Ак-Орды и Ханства Абулхайра. В составе его были тюркские и тюркизированные монгольские племе­на и племенные объединения. Помимо мангытов, в Ногайскую Орду входили кыпчаки, канглы, кунграты, найманы, уйшуны, карлуки, ктай, аз(ас), алшин, тама и др. Ногайская Орда возникла как этнопо-литическое объединение; входившие в нее племена составили основу ногайской народности, сформировавшейся к концу XV в.

Во второй половине XV в. появилось название народности «но­гаи», под которым они стали известны соседним народам.

В ногайском обществе XIV—XVI вв., как и в других обществах окружающего кочевого мира, существовали раннефеодальные отно­шения, при этом сохранялись многие черты патриархально-родового уклада. На высшей ступени сословной лестницы находились князья, ханы, мурзы, султаны, баи; они стояли во главе орд, улусов, аулов, решали все экономические вопросы жизни соплеменников. Владея огромным богатством, а оно заключалось главным образом в много­численных табунах лошадей, верблюдов, отарах овец, стадах крупного рогатого скота, ногайская степная аристократия распоряжалась и кочевьями, пастбищами, охотничьими угодьями, хотя формально на них сохранялась родовая общинная собственность.

В Ногайской Орде сложилась устойчивая улусная система полити­ческой организации власти и управления. Князь в Орде имел наслед­ственную власть, военную, дипломатическую, административную, Орда состояла из нескольких улусов, каждый из которых объединял множество родоплеменных групп. Во главе улусов стояли мурзы, нередко обладавшие неограниченной властью в своих владениях, распоряжавшиеся лучшими и наиболее удобными улусными пастби­щами. Улусные рядовые кочевники-скотоводы обязаны были коче­вать со своими мурзами, вносить подать, являться с оружием во время военных походов. Набеги, войны с соседями приносили степной аристократии большие доходы. Орда могла выставить до 300 тыс. воинов.

В XVI в. устанавливаются торгово-экономические и политичес­кие связи Ногайской Орды с Русским государством. История Ногай­ской Орды теснейшим образом связана с историей соседних ханств Поволжья и Сибири, Средней Азии и Казахстана. Особенно близко связана история ногайцев с историей кочевых узбеков и казахов. Часть ногайцев, кочевавшая от Эмбы до Сырдарьи, находилась в постоянных контактах с казахами.

После присоединения Казанского и Астраханского ханств к Рос­сии и в связи с междоусобицами среди ногайского правящего рода, Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных орд. Часть ее населения на территории Казахстана вошла в состав Младшего жуза казахов. Ногайские орды в период раздробленн остов XVI—XVIII вв. за пределами Казахстана находились в определенных отношениях с Крымским ханством и Российским государством. На северо-востоке часть ногайских родов отошла под власть сибирских владетелей. Владения Ногайской Орды в этом направлении доходили до Иртыша, граничили с территорией Сибирского ханства.

Сибирское ханство с 60-х гг. XV в. до конца XVI в. вместе с территориями Западной Сибири, землями по Оби, Тоболу, Ишиму, охватывало и часть территории современного Северо-Восточного Казахстана, земли правобережья Иртыша. До этого в XIV в. здесь существовало Тайбугинское политическое объединение тюркских племен, главенствующую роль среди которых играли киреиты. Юж­нее в XIV — начале XV вв. располагались земли Ак-Орды; до Иртыша и Алтая доходили владения ханов Могулистана.

Основное население Сибирского ханства составляли тюркоязыч-ные племена, известные под собирательным этнонимом «сибирские татары», и угорские племена. В источниках упоминаются владения ханов Сибирского ханства (из династии Шайбанидов) на среднем течении Тобола, Ишима, Иртыша, землях до Ямышевского озера. Территории юго-восточнее по Иртышу занимали уже в XVI в. ойраты (джунгары или калмаки). На северных территориях распавшегося в: начале XVI в. государства Могулистан, по верхнемутечению Иртыша, к востоку от Тарбагатая, в верховьяхИли, шел процесс политического объединения ойратских племен. Сибирские ханы и ойратские тайши в XV—XVI вв. были постоянными соперниками казахских ханов на северных и восточных границах Казахстана, которым приходилось в долгой борьбе отстаивать свои земли.

§ 2. Экономика и культура

Основным занятием населения Казахстана в XIV—XV вв. остава­лось, как и в предшествующие века, кочевое скотоводство. Кочевни­ки разводили овец и лошадей, верблюдов, в отдельных районах — крупный рогатый скот, например, у ногайцев и каракалпаков в западных и южных землях, в поймах рек и предгорьях. В этих же местах население занималось и земледелием, богарным и поливным, также рыболовством и повсюду — охотой. Лошадь являлась основ­ным средством передвижения во время перекочевок и в военных походах. Овцеводство было распространено повсеместно. Кроме ос­новного продукта питания мяса, оно давало кожи, шкуры, шерсть, применявшиеся для изготовления одежды, постельных принадлеж­ностей, ковров, войлочных изделий, для утепления юрты и т. д. Домашние ремесла по обработке животноводческого сырья удовлет­воряли потребности кочевников в предметах одежды и быта. Отдель­ные мастера изготовляли более сложные предметы — конскую сбрую, металлические украшения, военное снаряжение (мечи, копья, луки, стрелы), арбы, детали юрты и т. д.

Соотношение выделившихся в ходе эволюции скотоводческого хозяйства трех его типов — кочевого, полукочевого и оседлого — издавна существовавших на территории Казахстана, на протяжении -веков не оставалось неизменным. Оно менялось не только в зависи­мости от экологических условий, но и от политических событий, миграций племен и народов, в свою очередь, связанных с этими условиями и событиями. Эти события и условия могли даже повлиять на изменение маршрутов кочевании, издавна сложившихся в соот­ветствии с естественно-географическими условиями и исторически­ми традициями. В силу традиций кочевые роды и племена Ак-Орды и Ханства Абулхайра переходили на зиму из кочевий в отдельных районах Восточного Дешт-и Кыпчака в долины Сырдарьи и ее прито­ков, в предгорья Каратау и Приаралья.

Территории нередко приходилось удерживать силой в борьбе с правителями соседних государств. Традиционные маршруты кочевий ногайских скотоводов от зимних стоянок в устье Волги и на северо­восточном побережье Каспийского моря до летних вверх по Волге, Уралу, Эмбе в соответствии с политической обстановкой сдвигались как в сторону Приаралья и низовий Сырдарьи на востоке, так и вдоль побережья Каспия на юг, к Кумской низменности — на запад. В Семиречье маршруты кочевий были более короткими. Источники называют наиболее известные из пастбищных угодий: джайляу Улуг-Жулдуз и Кишик-Жулдуз в бассейне р. Или, пастбища равнины Абиш Между Чарыном и Чиликом и др.

В XIV—XV вв. произошли коренные изменения в общем балансе хозяйственных занятий населения Юго-Восточного Казахстана. Дли­тельное господство монгольских ханов и феодалов, приток еще в XIII в. новых многочисленных кочевых племен с востока, постоянные междоусобные войны в Чагатайском улусе, в государстве Хайду за перераспределение владений, а с этими войнами были связаны дли­тельные и частые перемещения монгольских войск, к концу XIV в. уничтожили оседло-земледельческую и городскую культуру в Семи­речье. Исчезла аграрная округа вокруг городов, а затем исчезли и сами древние города Баласагун, Алмалык, Алматы, Тараз, Каялык, Ики-Огуз и др.

Повсеместно возобладало кочевое скотоводство, оно преврати­лось в главную отрасль хозяйства местного населения. Следы земле­дельческой жизни еще сохранялись в XIV—XV вв. в Западном Семи­речье в долинах Чу и Талас, в округах исчезнувших городов. Письмен­ные источники сообщают о строительстве в XV в. новых поселений, караван-сараев, крепостей, например, по сведениям Мухаммад Хай-дара, в районе Иссык-Куля. Но в целом, в период вхождения региона Юго-Восточного Казахстана и Киргизии в государство Могулистан городская жизнь здесь так и не возродилась. Поэтому в экономичес­кой и политической жизни этого государства важное значение имели оседло-земледельческие районы и города Кашгарии. Борьба за них часто вызывала междоусобные войны в Могулистане. В конце XV в. могульским ханам, вмешавшимся в борьбу казахских ханов, шайба-нидских правителей и последних Тимуридов за власть над городами в бассейне Средней Сырдарьи, удалось подчинить на время Ташкент и Сайрам. Жизненные интересы населения кочевых районов Семи­речья, необходимость сбыта продуктов скотоводства и получения предметов городского ремесленного производства и земледельчес­кой продукции ориентировали их на экономические связи с населе­нием земледельческих областей также и Южного Казахстана и Сред­ней Азии.

Определенный подъем городской и земледельческой жизни в XIV—XV вв. происходил на землях Южного Казахстана. Источники упоминают о строительстве в Отраре, Сауране, Сыгнаке, Дженде, осуществленном ханами Ак-Орды Ерзеном, Мубарак-Ходжой, Уру-сом. Возводились жилые постройки, культовые и общественные здания. Восстанавливались крепостные стены и укрепления, строи­тельство которых ранее было запрещено монгольскими властями. Наиболее значительным сооружением на рубеже XIV—XV вв. явля­ется возведенный эмиром Тимуром мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городеЯсы (Туркестане). Складывался новый архитектурный стиль, совершенствовались строительные методы, развивались ремесла, связанные со строительным делом (изготовление кирпича, облицо­вочных материалов, в частности поливных изразцов). В городах развивалось ремесленное производство. В Отраре, например, архео­логическими раскопками выявлены усадьбы и мастерские гончаров, кузнецов, ткачей, хлебопеков и др. Большим разнообразием цвета и орнаментовки отличалась местная керамика. Работали монетные дворы Сыгнака (столица ханов Ак-Орды), Отрара, Сарайчика (столи­ца Ногайской Орды). Восстанавливалась и продолжала развиваться жизнь в земледельческой округе Сыгнака, Ясы, Саурана, Сайрама и других городов. На поливных землях выращивались зерновые культу­ры (пшеница, ячмень), а также огородные и бахчевые; распростране­но было виноградарство и садоводство. Продукция земледельцев и городских ремесленников служила предметом обмена в хозяйствен­ных связях населения Южного Казахстана и Восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья. Торговля была одной из наиболее существен­ных сторон жизнедеятельности городов Южного Казахстана. Оживи­лась и транзитная торговля на пути из Европы через Крым, низовья Дона, далее в Сарайчик, Отрар, Сайрам с выходом на древние торго­вые пути из Средней Азии через Семиречье на Алтай и в Восточный Туркестан.

Торговый взаимообмен скотоводов степных районов Восточного .-Дешт-и Кыпчака и Семиречья с земледельческим и городским насе-.лением Южного Казахстана и Средней Азии положительно воздей­ствовал как на рост городского и земледельческого хозяйства на юге, так и скотоводческого в степи. Выгодное положение региона Южного Казахстана на стыке оседло-земледельческогомира скочевой степью, на перекрестке магистральных торговых путей сделали его центром хозяйственно-культурных, экономических контактов соседствующих народов. Они способствовали заимствованию кочевниками и земле­дельцами друг у друга элементов материальной культуры, быта, хо­зяйственных навыков, социальных норм, форм государственной орга­низации, военного искусства, вели к культурному обмену. Через эти города шло распространение среди степной аристократии мусульман­ской культуры, письменности, книжного образования.

Регион Южного Казахстана (по терминологии источников того времени — Туркестана), особенно его северная часть, были традици­онным политическим и экономическим центром всех государствен-. ных образований на территории Казахстана. Присырдарьинские го­рода Сыгнак, Отрар, Ясы (Туркестан), Сайрам, Сауран, Сузак и др. постоянно были в центре военных столкновений правителей сосед--них государств. За них сражались с Тимуридами, правившими в Средней Азии (Мавераннахр), ханы Ак-Орды на рубеже XIV—XV вв., Абулхайр-хан — в 40—60 гг. XV в.; за них сражались с узбеками щайбанидами первые казахские ханы. Здесь правители Восточного Дергг-и Кыпчака раздавали владения своим вассалам, собирали на­логи, опирались на местные города в борьбе за власть в степи, осуществляли строительство. Здесь находились их родовые усыпаль­ницы (знак владения территорией). Свой вклад в развитие городской  и земледельческой культуры на юге Казахстана, как и на юго-востоке в прошлом внесли далекие и близкие предки казахской народности, как и сами казахи в XV—XVII вв.

.Процесс феодализации общественных отношений в кочевых ско-товодческих районах Ак-Орды, Ногайской Орды, Ханства Абулхайра и Могулистана происходил медленно, при значительном сохранении .уиережитков родоплеменной организации кочевников. Последнее было связано с ростом удельного веса кочевого скотоводства, рестав-йрацией патриархальных черт в организации управления, в формах Землевладения, эксплуатации подвластного населения в период монгольского господства.

Существовавшая улусная система общественной организации на- селения позволяла кочевникам иметь в общинном владении опреде­ленную территорию с пастбищными угодьями и водоемами, предот­вращала столкновения сдругими улусными объединениями родопле-менных групп. Право на кочевые улусы и соответствующие им терри­тории имели все члены правящей династии (огланы, султаны, мир­зы). Многочисленная знать, возглавлявшая родоплеменные группы (улусбеки, эмиры, баи, карачи), приобретала иммунитетные права (тарханство). В источниках отмечены другие формы землевладения, земельной собственности: инджу (ханские земли), мульк — частновладельческие земли, встречавшиеся в земл едельческих оази­сах, вакф— земли мусульманских учреждений и духовенствав районах распространения ислама, в южных городах Казахстана. Более упоря­доченной стала система взимания налогов и податей с оседлого населения. Институт «родовой помощи» у кочевников скрывал раз­личные формы зависимости и эсплуатации бедных богатыми.

Интенсивно развивался в XIV—XV вв. начавшийся ранее процесс образования, объединения, становления тюркскихлитературных язы­ков трех основных диалектных групп: карлукско-уйгурской, уйгурско-огузской и кыпчакско-огузской. Монгольское завоевание не привело к распространению монгольского языка. Местная тюркская среда сравнительно легко поглотила монгольские элементы.

На кыпчакском языке в XIII—XIV вв. было создано большое количество литературных памятников, развивалось устное народное творчество. Кыпчаки и другие тюркские племена имели свою устную поэзию. Образцы фольклора (загадки, афоризмы, пастушеские пес­ни) сохранились в памятнике кыпчакского языка «Кодекс кумани-кус». В XIV—XV вв. из кыпчакско-ногайской подгруппы кыпчакской группы тюркских языков выделился казахский язык. В эту подгруппу кроме казахского входят ногайский и каракалпакский языки. В Дешт-и Кыпчаке, в Ногайской Орде развивалось творчество певцов (жы-рау), известны имена Сыпыра-жырау и Кодана-Тайши (XIV в.), Аса-на-Кайгы и Казтугана (XV—XVI вв.), воспевавших идею единства народа, любовь к родине. Складывался кыпчакский героический эпос.

В оседло-земледельческой полосе Южного Казахстана становил­ся господствующей религией ислам, распространяли свое влияние суфийские ордена «ясавийя» и «накшбандийя»; кочевое население придерживалось шаманизма и культа предков.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.