Реферат: Средневековые государства на территории Казахстана (ХIV-XV века)
Ханство Абулхайра не
стало централизованным государством, оно подразделялось на несколько
этнотерриториальных, этнополи-тических групп, владений (улусов) во главе с
Чингизидами разных линий и верхушкой кочевых племен. Усобицами и войнами был
заполнен весь период правления Абулхайра. В 30-х гг. он разбил на Тоболе
Шайбанида Махмуд-Ходжа-хана, в присырдарьнских степях одержал верх над
Джучидали Махмуд-ханом и Ахмед-ханом (из потомков Тука-Тимура), захватил
Орду-Базар. В 1446 г. Абулхайр разбил Мустафу-хана. В числе продолжавших
сопротивление противников Абулхайра источники называют Джучидов Ибак-хана,
Буреке-султа-на, правнуков хана Ак-Орды Уруса Джаныбека и Гирея.
В угоду поддерживавшей
его знати кочевых племен Абулхайр-хан вел завоевательные войны за пределами
своего ханства — в Средней Азии, на юге и юго-востоке Казахстана. В 1430 г. на
короткое время он захватил Хорезм, разграбил Ургенч. В 1446 г. Абулхайру
удалось отобрать у Тимуридов и потомков акордынских ханов ряд городов на
Сырдарье и в предгорьях Каратау-Сыгнак, Сузак, Ак-Курган, Узгенд, Аркук. Города
были розданы в виде уделов (сойургал) поддерживавшим его вождям племен, в
частности, мангытам. Это значительно укрепило авторитет Абулхайра среди одной
части знати, обострило отношения с другой.
Сыгнак стал столицей ханства
(до того ханскими ставками были города Тара и Орду-Базар). В 50-х гг.
Абулхайр-хан совершал грабительские набеги на Самарканд и Бухару, вмешиваясь
во внутренние усобицы Тимуридов Мавераннахра. В 1457 г. Абулхайр, в свою очередь,
потерпел под Сыгнаком жестокое поражение от ойратов, вторгшихся в пределы
Юго-Восточного и Южного Казахстана. В конце 50-х — начале 60 гг. в западную
часть Могулистана от Абулхайра откочевала часть племен во главе с султанами
Джаныбеком и Гиреем, против которых он предпринял поход в 1468 г., но по пути
умер. После смерти Абулхайр-хана государство распалось. Преемник хана Абулхайра
Шайх Хайдар-хан был убит сразу же в развернувшейся междоусобной борьбе
многочисленных Джучидов. Внуку Абулхайра Мухам-маду Шайбани пришлось вести
долгую и упорную борьбу за власть в степи, а главное — в южных городах региона
Средней Сырдарьи и Каратау с казахскими ханами.
Отсутствие прочных
связей между отдельными частями государства, постоянные династийные распри и
усобицы за раздел территории и вместе с тем сопротивление эксплуатации и гнету
со стороны рядовых кочевников, выражавшееся в откочевках массы людей на другие
территории, ослабили ханство Абулхайра и привели к распаду. Практически
действовали те же причины, что и в Могулистане. Как и там, здесь также шел
процесс консолидации племен в обособленные этнополитические структуры.
С образованием
Казахского ханства власть Шайбанидов из рода Абулхайра на территории Восточного
Дешт-и Кыпчака прекратилась. Часть кочевых узбеков (групп из племен кыпчаков,
карлуков, уйгуров, кунгратов и других) ушла во главе с ними в начале XVI в. в
Мавераннахр. На территории Казахстана оставшиеся племена отошли под власть
казахских ханов. Воспользовавшись ослаблением государства Тимуридов, Шайбаниды
захватили власть в Средней Азии.
Одним из крупных
государственных объединений, возникших в ходе распада Золотой Орды, была
Ногайская Орда. Она занимала в XIV— XV вв. часть территории Западного
Казахстана. Первоначально, с конца XIV в., это объединение племен между Уралом
и Волгой называлось «Мангытским юртом», по названию одного из наиболее крупных
его племен. Обособление Ногайскуй Орды, как полунезависимого владения,
началось еще при Едыге, который был крупным деятелем в Золотой Орде, фактически
державшим в своих руках власть в ней около 15 лет (1396—1411). Едыге воевал с
Тохтамышем, ставил подставных ханов в Золотой Орде, в период феодальных смут и
усобиц пытался усилить Ногайский улус. Был убит в 1419 г. Позднее вожди
мангытов ориентировались на восточных соседей, были союзниками Абулхайр-хана.
Окончательно Ногайская Орда обособилась к середине XV в., усилившись при
сынеЕдыге Hyp ад-Дине (1426—1440).
Границы Ногайской Орды,
как и других кочевых государств, менялись в зависимости от внешнеполитической
обстановки. Ко второй половине XV в. ногаи вышли за пределы левобережья Урала и
стали занимать кочевья «узбеков», продвигаясь все дальше к востоку и югу.
Занятый сырдарьинскими городами, набегами в Среднюю Азию, Абулхайр не
противодействовал ногайцам. Они могли пополнить контингент его кочевых
подданных. Кочевья ногаев на северо-востоке простирались уже до Сибири (земли
юго-восточнее Тюмени назывались Ногайской степью), на юго-востоке они
временами кочевали у Сырдарьи, берегов Аральского моря. Здесь их правители Ваккас-.
бий мангыт, Муса-мирза, Ямгурчи и др. помогли Абулхайру в захвате городов на
Сырдарье. Позднее ногайцы то воевали, то вступали в союзные отношения с
казахскими ханами. В середине XVI в. Хакк-Назар-хана называли в
источниках «ханом казахов и ногаев».
Этнический состав
Ногайской Орды до определенного периода, периода завершения консолидации
тюркских народностей региона, был близок к составу племен Ак-Орды и Ханства
Абулхайра. В составе его были тюркские и тюркизированные монгольские племена и
племенные объединения. Помимо мангытов, в Ногайскую Орду входили кыпчаки,
канглы, кунграты, найманы, уйшуны, карлуки, ктай, аз(ас), алшин, тама и др.
Ногайская Орда возникла как этнопо-литическое объединение; входившие в нее
племена составили основу ногайской народности, сформировавшейся к концу XV в.
Во второй половине XV
в. появилось название народности «ногаи», под которым они стали известны
соседним народам.
В ногайском обществе XIV—XVI вв., как и
в других обществах окружающего кочевого мира, существовали раннефеодальные отношения,
при этом сохранялись многие черты патриархально-родового уклада. На высшей
ступени сословной лестницы находились князья, ханы, мурзы, султаны, баи; они
стояли во главе орд, улусов, аулов, решали все экономические вопросы жизни
соплеменников. Владея огромным богатством, а оно заключалось главным образом в
многочисленных табунах лошадей, верблюдов, отарах овец, стадах крупного
рогатого скота, ногайская степная аристократия распоряжалась и кочевьями,
пастбищами, охотничьими угодьями, хотя формально на них сохранялась родовая
общинная собственность.
В Ногайской Орде сложилась устойчивая
улусная система политической организации власти и управления. Князь в Орде
имел наследственную власть, военную, дипломатическую, административную, Орда состояла
из нескольких улусов, каждый из которых объединял множество родоплеменных
групп. Во главе улусов стояли мурзы, нередко обладавшие неограниченной властью
в своих владениях, распоряжавшиеся лучшими и наиболее удобными улусными пастбищами.
Улусные рядовые кочевники-скотоводы обязаны были кочевать со своими мурзами,
вносить подать, являться с оружием во время военных походов. Набеги, войны с
соседями приносили степной аристократии большие доходы. Орда могла выставить до
300 тыс. воинов.
В XVI в. устанавливаются
торгово-экономические и политические связи Ногайской Орды с Русским
государством. История Ногайской Орды теснейшим образом связана с историей
соседних ханств Поволжья и Сибири, Средней Азии и Казахстана. Особенно близко
связана история ногайцев с историей кочевых узбеков и казахов. Часть ногайцев,
кочевавшая от Эмбы до Сырдарьи, находилась в постоянных контактах с казахами.
После присоединения Казанского и
Астраханского ханств к России и в связи с междоусобицами среди ногайского
правящего рода, Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных орд.
Часть ее населения на территории Казахстана вошла в состав Младшего жуза
казахов. Ногайские орды в период раздробленн остов XVI—XVIII вв. за пределами
Казахстана находились в определенных отношениях с Крымским ханством и
Российским государством. На северо-востоке часть ногайских родов отошла под
власть сибирских владетелей. Владения Ногайской Орды в этом направлении
доходили до Иртыша, граничили с территорией Сибирского ханства.
Сибирское ханство с 60-х гг. XV в. до
конца XVI в. вместе с территориями Западной Сибири, землями по Оби, Тоболу,
Ишиму, охватывало и часть территории современного Северо-Восточного Казахстана,
земли правобережья Иртыша. До этого в XIV в. здесь существовало Тайбугинское политическое
объединение тюркских племен, главенствующую роль среди которых играли киреиты.
Южнее в XIV — начале XV вв. располагались земли Ак-Орды; до Иртыша и Алтая
доходили владения ханов Могулистана.
Основное население Сибирского ханства
составляли тюркоязыч-ные племена, известные под собирательным этнонимом
«сибирские татары», и угорские племена. В источниках упоминаются владения ханов
Сибирского ханства (из династии Шайбанидов) на среднем течении Тобола, Ишима,
Иртыша, землях до Ямышевского озера. Территории юго-восточнее по Иртышу
занимали уже в XVI в. ойраты (джунгары или калмаки). На северных территориях
распавшегося в: начале XVI в. государства Могулистан, по верхнемутечению
Иртыша, к востоку от Тарбагатая, в верховьяхИли, шел процесс политического объединения
ойратских племен. Сибирские ханы и ойратские тайши в XV—XVI вв. были
постоянными соперниками казахских ханов на северных и восточных границах
Казахстана, которым приходилось в долгой борьбе отстаивать свои земли.
§ 2. Экономика и
культура
Основным занятием
населения Казахстана в XIV—XV вв. оставалось, как и в предшествующие века,
кочевое скотоводство. Кочевники разводили овец и лошадей, верблюдов, в
отдельных районах — крупный рогатый скот, например, у ногайцев и каракалпаков в
западных и южных землях, в поймах рек и предгорьях. В этих же местах население
занималось и земледелием, богарным и поливным, также рыболовством и повсюду —
охотой. Лошадь являлась основным средством передвижения во время перекочевок и
в военных походах. Овцеводство было распространено повсеместно. Кроме основного
продукта питания мяса, оно давало кожи, шкуры, шерсть, применявшиеся для
изготовления одежды, постельных принадлежностей, ковров, войлочных изделий,
для утепления юрты и т. д. Домашние ремесла по обработке животноводческого
сырья удовлетворяли потребности кочевников в предметах одежды и быта. Отдельные
мастера изготовляли более сложные предметы — конскую сбрую, металлические
украшения, военное снаряжение (мечи, копья, луки, стрелы), арбы, детали юрты и
т. д.
Соотношение выделившихся в ходе эволюции
скотоводческого хозяйства трех его типов — кочевого, полукочевого и оседлого — издавна
существовавших на территории Казахстана, на протяжении -веков не оставалось
неизменным. Оно менялось не только в зависимости от экологических условий, но
и от политических событий, миграций племен и народов, в свою очередь, связанных
с этими условиями и событиями. Эти события и условия могли даже повлиять на
изменение маршрутов кочевании, издавна сложившихся в соответствии с естественно-географическими
условиями и историческими традициями. В силу традиций кочевые роды и племена
Ак-Орды и Ханства Абулхайра переходили на зиму из кочевий в отдельных районах
Восточного Дешт-и Кыпчака в долины Сырдарьи и ее притоков, в предгорья Каратау
и Приаралья.
Территории нередко приходилось
удерживать силой в борьбе с правителями соседних государств. Традиционные
маршруты кочевий ногайских скотоводов от зимних стоянок в устье Волги и на
северовосточном побережье Каспийского моря до летних вверх по Волге, Уралу,
Эмбе в соответствии с политической обстановкой сдвигались как в сторону
Приаралья и низовий Сырдарьи на востоке, так и вдоль побережья Каспия на юг, к
Кумской низменности — на запад. В Семиречье маршруты кочевий были более
короткими. Источники называют наиболее известные из пастбищных угодий: джайляу
Улуг-Жулдуз и Кишик-Жулдуз в бассейне р. Или, пастбища равнины Абиш Между
Чарыном и Чиликом и др.
В XIV—XV вв. произошли коренные
изменения в общем балансе хозяйственных занятий населения Юго-Восточного
Казахстана. Длительное господство монгольских ханов и феодалов, приток еще в XIII
в. новых многочисленных кочевых племен с востока, постоянные междоусобные войны
в Чагатайском улусе, в государстве Хайду за перераспределение владений, а с
этими войнами были связаны длительные и частые перемещения монгольских войск,
к концу XIV в. уничтожили оседло-земледельческую и городскую культуру в Семиречье.
Исчезла аграрная округа вокруг городов, а затем исчезли и сами древние города
Баласагун, Алмалык, Алматы, Тараз, Каялык, Ики-Огуз и др.
Повсеместно возобладало
кочевое скотоводство, оно превратилось в главную отрасль хозяйства местного
населения. Следы земледельческой жизни еще сохранялись в XIV—XV вв. в Западном
Семиречье в долинах Чу и Талас, в округах исчезнувших городов. Письменные
источники сообщают о строительстве в XV в. новых поселений, караван-сараев,
крепостей, например, по сведениям Мухаммад Хай-дара, в районе Иссык-Куля. Но в
целом, в период вхождения региона Юго-Восточного Казахстана и Киргизии в
государство Могулистан городская жизнь здесь так и не возродилась. Поэтому в
экономической и политической жизни этого государства важное значение имели
оседло-земледельческие районы и города Кашгарии. Борьба за них часто вызывала
междоусобные войны в Могулистане. В конце XV в. могульским ханам, вмешавшимся в
борьбу казахских ханов, шайба-нидских правителей и последних Тимуридов за
власть над городами в бассейне Средней Сырдарьи, удалось подчинить на время
Ташкент и Сайрам. Жизненные интересы населения кочевых районов Семиречья,
необходимость сбыта продуктов скотоводства и получения предметов городского
ремесленного производства и земледельческой продукции ориентировали их на
экономические связи с населением земледельческих областей также и Южного
Казахстана и Средней Азии.
Определенный подъем
городской и земледельческой жизни в XIV—XV вв. происходил на землях Южного
Казахстана. Источники упоминают о строительстве в Отраре, Сауране, Сыгнаке,
Дженде, осуществленном ханами Ак-Орды Ерзеном, Мубарак-Ходжой, Уру-сом.
Возводились жилые постройки, культовые и общественные здания. Восстанавливались
крепостные стены и укрепления, строительство которых ранее было запрещено
монгольскими властями. Наиболее значительным сооружением на рубеже XIV—XV вв.
является возведенный эмиром Тимуром мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городеЯсы
(Туркестане). Складывался новый архитектурный стиль, совершенствовались
строительные методы, развивались ремесла, связанные со строительным делом
(изготовление кирпича, облицовочных материалов, в частности поливных
изразцов). В городах развивалось ремесленное производство. В Отраре, например,
археологическими раскопками выявлены усадьбы и мастерские гончаров, кузнецов,
ткачей, хлебопеков и др. Большим разнообразием цвета и орнаментовки отличалась
местная керамика. Работали монетные дворы Сыгнака (столица ханов Ак-Орды),
Отрара, Сарайчика (столица Ногайской Орды). Восстанавливалась и продолжала
развиваться жизнь в земледельческой округе Сыгнака, Ясы, Саурана, Сайрама и
других городов. На поливных землях выращивались зерновые культуры (пшеница,
ячмень), а также огородные и бахчевые; распространено было виноградарство и
садоводство. Продукция земледельцев и городских ремесленников служила предметом
обмена в хозяйственных связях населения Южного Казахстана и Восточного Дешт-и
Кыпчака и Семиречья. Торговля была одной из наиболее существенных сторон
жизнедеятельности городов Южного Казахстана. Оживилась и транзитная торговля
на пути из Европы через Крым, низовья Дона, далее в Сарайчик, Отрар, Сайрам с
выходом на древние торговые пути из Средней Азии через Семиречье на Алтай и в
Восточный Туркестан.
Торговый взаимообмен
скотоводов степных районов Восточного .-Дешт-и Кыпчака и Семиречья с
земледельческим и городским насе-.лением Южного Казахстана и Средней Азии
положительно воздействовал как на рост городского и земледельческого хозяйства
на юге, так и скотоводческого в степи. Выгодное положение региона Южного
Казахстана на стыке оседло-земледельческогомира скочевой степью, на перекрестке
магистральных торговых путей сделали его центром хозяйственно-культурных,
экономических контактов соседствующих народов. Они способствовали заимствованию
кочевниками и земледельцами друг у друга элементов материальной культуры,
быта, хозяйственных навыков, социальных норм, форм государственной организации,
военного искусства, вели к культурному обмену. Через эти города шло
распространение среди степной аристократии мусульманской культуры,
письменности, книжного образования.
Регион Южного
Казахстана (по терминологии источников того времени — Туркестана), особенно его
северная часть, были традиционным политическим и экономическим центром всех
государствен-. ных образований на территории Казахстана. Присырдарьинские города
Сыгнак, Отрар, Ясы (Туркестан), Сайрам, Сауран, Сузак и др. постоянно были в
центре военных столкновений правителей сосед--них государств. За них сражались
с Тимуридами, правившими в Средней Азии (Мавераннахр), ханы Ак-Орды на рубеже
XIV—XV вв., Абулхайр-хан — в 40—60 гг. XV в.; за них сражались с узбеками
щайбанидами первые казахские ханы. Здесь правители Восточного Дергг-и Кыпчака
раздавали владения своим вассалам, собирали налоги, опирались на местные
города в борьбе за власть в степи, осуществляли строительство. Здесь находились
их родовые усыпальницы (знак владения территорией). Свой вклад в развитие
городской и земледельческой культуры на юге Казахстана, как и на юго-востоке в
прошлом внесли далекие и близкие предки казахской народности, как и сами казахи
в XV—XVII вв.
.Процесс феодализации
общественных отношений в кочевых ско-товодческих районах Ак-Орды, Ногайской
Орды, Ханства Абулхайра и Могулистана происходил медленно, при значительном
сохранении .уиережитков родоплеменной организации кочевников. Последнее было
связано с ростом удельного веса кочевого скотоводства, рестав-йрацией
патриархальных черт в организации управления, в формах Землевладения,
эксплуатации подвластного населения в период монгольского господства.
Существовавшая улусная
система общественной организации на- селения позволяла кочевникам иметь в
общинном владении определенную территорию с пастбищными угодьями и водоемами,
предотвращала столкновения сдругими улусными объединениями родопле-менных
групп. Право на кочевые улусы и соответствующие им территории имели все члены
правящей династии (огланы, султаны, мирзы). Многочисленная знать,
возглавлявшая родоплеменные группы (улусбеки, эмиры, баи, карачи), приобретала
иммунитетные права (тарханство). В источниках отмечены другие формы
землевладения, земельной собственности: инджу (ханские земли), мульк — частновладельческие
земли, встречавшиеся в земл едельческих оазисах, вакф— земли мусульманских
учреждений и духовенствав районах распространения ислама, в южных городах
Казахстана. Более упорядоченной стала система взимания налогов и податей с
оседлого населения. Институт «родовой помощи» у кочевников скрывал различные
формы зависимости и эсплуатации бедных богатыми.
Интенсивно развивался в
XIV—XV вв. начавшийся ранее процесс образования, объединения, становления
тюркскихлитературных языков трех основных диалектных групп:
карлукско-уйгурской, уйгурско-огузской и кыпчакско-огузской. Монгольское
завоевание не привело к распространению монгольского языка. Местная тюркская
среда сравнительно легко поглотила монгольские элементы.
На кыпчакском языке в
XIII—XIV вв. было создано большое количество литературных памятников,
развивалось устное народное творчество. Кыпчаки и другие тюркские племена имели
свою устную поэзию. Образцы фольклора (загадки, афоризмы, пастушеские песни)
сохранились в памятнике кыпчакского языка «Кодекс кумани-кус». В XIV—XV вв. из
кыпчакско-ногайской подгруппы кыпчакской группы тюркских языков выделился
казахский язык. В эту подгруппу кроме казахского входят ногайский и
каракалпакский языки. В Дешт-и Кыпчаке, в Ногайской Орде развивалось творчество
певцов (жы-рау), известны имена Сыпыра-жырау и Кодана-Тайши (XIV в.),
Аса-на-Кайгы и Казтугана (XV—XVI вв.), воспевавших идею единства народа, любовь
к родине. Складывался кыпчакский героический эпос.
В оседло-земледельческой
полосе Южного Казахстана становился господствующей религией ислам,
распространяли свое влияние суфийские ордена «ясавийя» и «накшбандийя»; кочевое
население придерживалось шаманизма и культа предков.