рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Солнцепоклоннический переворот Амен-хотпа IV

Реферат: Солнцепоклоннический переворот Амен-хотпа IV

Мурманский государственный педагогический институт

Историко-филологический факультет

Реферат по дисциплине «История мировых цивилизаций».

Тема: «Солнцепоклоннический переворот Амен-хотпа IV».


                                                      Выполнила: студентка гр. I – Г

Тарасова Е.С.

                                               Проверила: Киселева Т.А.


2000


Содержание:

1.            Общий обзор культуры Египта в рассматриваемый период…………..…….c.2

2.            Вступление на трон Амен-хотпа IV и личность фараона………………..…..c.3

3.            Солнцепоклоннический переворот. Новое в искусстве: стиль Амарна.....…c.5

4.            Эль-Амарна – центр нового культа……………………………………………c.9

5.            Предпосылки реформы Амен-хотпа IV и причины быстрого забвения    культа Йота…………………………………………………………………….c.11

6.            Роль Нефр-эт и Семнех-ке-рэ в преобразованиях Эх-не-йота……………..c.14

7.            Заключение…………………………………………………………………….c.18

8.            Список литературы……………………………………………………...…….с.20

1.            Общий обзор культуры Египта в рассматриваемый период

XVIII династия, к которой принадлежит Амен-хотп IV, открывает еще один период в истории Египта, период Нового Царства (16-14 вв. до н. э.), и уже первые фараоны этого дома задают направление политики, которая будет определять развитие Египта вплоть до переломного момента в истории «Черной Земли» – правления Амен-хотпа IV.

Египет все чаще заявляет о себе как о завоевателе: продолжая политику Яхмоса, Амен-хотп I расширяет границы царства вплоть до Ефрата. Тхут-мосе III, 6-ой правитель XVIII династии, наносит поражение в Кадеше, за Библом, митаннийцам; в Мегиддо разбивает 330 сирийских князей; у Каркемиша, на севере Сирии, переходит Евфрат и вновь разбивает митаннийцев, теперь уже на их территории; также победоносно захватывает плодородные земли, обширные как Дельта, с богатыми торговыми городами; распространяет свою власть на "острова великого круга" (Крит, Кипр и Киклады). Эти нескончаемые победоносные походы приводят к миру и покою, царящему в Египте в последние годы царствования Амен-хотпа III, отца и предшественника Амен-хотпа IV. В результате завоеваний XVIII династии Египет стал мировой державой, в состав которой входили: на юге - Нубия, на севере - Ханаан, Сирия и часть шумеро-аккадской территории, а египетская культура и искусство распространились по всей ойкумене (известный в древности мир). Сама система религии Кемэ, статичной и традиционной, способствовала объединению многих культур: все изменения плавно и незаметно включались в уже существующую систему религии таким образом, как если бы они существовали изначально, оставляя неизменной лишь основу вероучений – сколь разнообразны ни были бы боги, их главная функция заключалась в поддержании порядка и покоя в обществе, а земным воплощением божественного был фараон [9, Achetaton]. Таким образом, Египет по сути являлся государством теократическим, и естественно, что в процессах управления страной немалую роль играло жречество. Особая роль отводилась жрецам наиболее влиятельного в конкретный исторический период божества, как правило, таким «государственным» культом был культ столичного города. В интересующий нас период столицей был город Фивы, а «главным» всеегипетским богом, культ которого приобрел государственный характер, стал Амон, почитаемый в Фивах. Амон – одна из ипостасей бога солнца. С возвеличиванием Фив, где культ зародился, Амон отождествлялся с разными богами, как бы вбирая в себя их влияние (еще при XII династии вытеснил бога войны Монту (Амон-Ра-Монту) и частично бога плодородия Мин). В эпоху XVIII (Фиванской) династии Нового царства Амон отождествляется с богом солнца Ра (Амон-Ра. впервые это имя встречается в "Текстах пирамид"), почитается как "царь всех богов" (греч. - Амон-Ра-Сотер, егип. - Амон-Ра-несут-нечер), считается богом-творцом, создавшим все сущее (в частности, его ставят во главе гелиопольской эннеады и гермопольской огдоады богов).

Итак, к концу правления Амен-хотпа III Египет был могущественной многонациональной страной, религия которой представляла собой причудливый синтез верований многих народов, входящих в ее состав, а основным, «государственным», богом являлся Амун [здесь и далее чтение имен по:3, 4, 5], центром культа которого были Фивы (Нэ), столица Кемэ.

И ничто, казалось бы, не предвещало грядущей грозы, разразившейся во время правления сына Амен-хотпа III, Амен-хотпа IV «Нефр-шепр-рэ Ва-н-рэ Избранного Амуном»[4, c.40], но истребившего Амуна (и других привычных египетских богов) даже из своего имени, навсегда оставшегося в истории «Полезным Йоту», богу, не имевшему ни антропоморфной, ни тем более зооморфной иконографии, образ которого не воплощался в ни статуях, ни в многочисленных мифах и сказаниях.

2.            Вступление на трон Амен-хотпа IV и личность фараона.

Фото1 [9, Akhetaton]: Колосс Амен-хотпа IV. Из храма восточнее Карнака. Около 1365-1349 до н.э. (18-я династия). Окрашенный песчаник. Размер: 1,37 х 0,88 х 0,60 м

Происхождение Амен-хотпа IV нельзя назвать обычным. Он был сыном Амен-хотпа III и Тэйе, дочери жреца (по другим источникам дочери митаннийского царя Сутарна [8]), первой в истории Египта женщины не царского происхождения, ставшей полноправной царицей «обеих земель», женой 9-ого правителя XVIII дома, игравшей далеко не последнюю роль не только в семейных, как это полагается жене, но и в государственных делах.

Амен-хотп IV вступает на египетский престол в 1367 (по другим источникам в 1353) году до нашей эры. В это время он совсем еще молодой человек, «чья внешность как того, так и более позднего времени говорила о его интеллектуальности и чувственности и нисколько не обнаруживала мужественного борца и реформатора»[6]. Действительно, внешность нового фараона даст причину для многих ученых споров через три тысячи лет после жизни «Единственного для Рэ». Его приметные черты - тело с женственными бедрами и сильно выдающимся назад затылком, заставляет некоторых исследователей (например, М. Черносвитову) считать фараона-реформатора страдающим двумя серьезными врожденными болезнями: черепа, получившей название "череп штеттинского ткача", и желез внутренней секреции, в результате которой недоразвиты яички (отсюда женоподобность). Из этих предположений делаются выводы о неспособности Амен-хотпа IV к умственному напряженному труду, возможном слабоумии и слабодушии, неспособности иметь детей. Так на свет рождаются гипотезы о «сером кардинале» Семнех-ке-рэ, о правлении Нефр-эт или ее соправлении и даже сожительстве с Семнех-ке-рэ и тому подобные нехитрые измышления, которые убедительно опровергаются в трудах Ю.Я. Перепелкина (см. часть VI реферата “Роль Нефр-эт и Семнех-ке-рэ в преобразованиях Эх-не-йота”). Естественно, личность фараона оценивается в истории противоречиво: от «безвольной куклы» в трудах приверженцев упомянутой выше гипотезы до «грозного властителя», «самовластнейшего фараона» в работах, например, Перепелкина Ю.Я. или Коростовцева М.А. Приведу, ссылаясь на Перепелкина Ю.Я.[3, с.58], одно из доказательств второй точки зрения, у которой, на мой взгляд, больше оснований считаться верной: ревностный слуга Амен-хотпа IV, могущественный временщик Туту, оставил такое описание деятельности своего владыки: «творит он силу против не знающего поучения его, жалованье его знающему его; противник всякий царя (обречен) мраку». Вещественным следом царской ярости остались то тут, то там на памятнике изглаженное имя, разбитое изображение, замазанное жизнеописание… Если вспомнить, что подобные действия (лишение имени, разрушение гробниц и т.п.) обрекало человека на небытие, лишало его возможности стать Усире (традиционно: Осирис) после смерти, если вспомнить древние магические заклятия с помощью имени (так, например, имя врага писали на глиняной табличке и разбивали булавой. [2, Слово], то становится ясной вся сила гнева Эх-не-йота. В немилость мог впасть любой, даже самый близкий властителю человек. Жертвой необузданного гнева правителя, как сейчас предполагают, стала после многих лет жизни при фараоне и побочная «честная» жена Амен-хотпа IV Кэйе…

3.            Солнцепоклоннический переворот.

Новое в искусстве: стиль Амарна.

Фараон Эх-не-йот правил 17 лет (1367-1350 гг. до н.э.). Первые пять лет правления в полном соответствии с древней традицией он пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амуна-Рэ, "царя богов". Следует отметить, что при видимом благорасположении нового фараона к столице и храму (при воцарении 2-ое, 3-е и 5-ое имена будущего реформатора были посвящены Амуну, его городу и столичному храму) не было практически никакой строительной деятельности во славу Амуна (хотя солнечный бог еще не выдвинут на 1-ое место)[4, c.38]. Вообще, изменение отношения к старым богам шло в течение царствования Амен-хотпа IV «последовательно и неизменимо от терпимости к нетерпимости». Хотя уже ко 2-ому году царствования фараон провозглашает себя Ва-н-рэ (Единственный для Рэ), а к 3-ему году правления он бесспорно ревностный солнцепоклонник, но главенствующим богом по-прежнему является Амун. Единственное, что можно было истолковать в смысле потери Амуном своего положения государственного бога вскоре после воцарения солнца, как отмечает Перепелкин Ю.Я., это «изменение правовой клятвы». В сделке от «года царствования 3» клянутся: «(Как) благосостоит Амун, как благосостоит властитель». В приговоре от «года царствования 4, месяца 2 половодья, числа 7» клянутся иначе: «(Как) [благосостоит] властитель, (как) [благосостоит] властитель» [4, c.39-41]. Т.е. в конце 4-ого года правления Амен-хотпа IV уже не клянутся Амуном, предпочитая подразумевать его под «властителем», хотя не клянутся и Йотом. Позднее клятва примет вид: «(Как) благосостоит властитель, (как) благосостоит Йот».

Таким образом, пока Амен-хотп IV носил имя «Амун умиротворен» (предположительно он принял имя Эх-не-йот на 5-ом году царствования), и речи быть не могло о лишении этого бога служения, храмов, хозяйства, жречества. Но тенденции, приведшие постепенно к разрыву с Амуном-Рэ, богом-покровителем Египта, Фив и царского дома, проявляются и в это внешне благополучное время. Кроме изменения клятвы, отмечают следующее: уже в некоторых текстах времен Амен-хотпа III, отца Эх-не-йота, встречается слово "Йот", обозначающее "Солнечный Диск". Трудно сказать, чем объясняется участившееся употребление этого слова, но, вероятно, еще при Амен-хотпе III в Фивах появился культ Йота как солнечного божества. В пользу такого предположения говорят два обстоятельства: во-первых, прогулочное судно царицы Тэйе, в котором она плавала в специально выкопанном для нее пруду, называлось "Сияние Йота"; во-вторых, в неизданных текстах гробницы № 46 в Фивах времен Амен-хотпа III упоминается титул того, кто в ней погребен, - "управляющий дворцом Йота"[1, c.31]. Имеются и другие указания на появление в Фивах культа нового солнечного божества Йота. Иначе говоря, культ Йота в Фивах возник уже при Амен-хотпе III. Некоторые источники [2, Атон] относят появление культа Йота к еще более раннему периоду – ко времени правления Тхут-мосе III, приурочивая персонификацию солнечного диска как собственно бога Солнца (Йот изначально олицетворял Солнце как звезду, затем на видимый диск солнца смотрели как на форму проявления бога Рэ, говоря о Йоте как о теле бога Солнца) к правлению этого фараона, т.е. ко времени за полвека до реформ Амен-хотпа IV. Так или иначе, Йот, по-видимому, был одной из ипостасей солнечного бога Гелиополя Ра-Харахти или как-то тесно с ним связан. Неслучайно в первые пять лет правления Амен-хотпа IV Йот изображался в виде человека с головой сокола, т.е. именно так, как до тех пор изображался Ра-Хорахти города Гелиополя. Коростовцев М.А. в своей обобщающей работе «Религия Древнего Египта» [1, c.31] выделяет несколько безусловно общих черт культов гелиопольского Рэ и нового Йота:

1)            И Йот, и Рэ – боги солнца

2)            Оба божества почитаются создателями всего сущего

3)            В обоих случаях солнце – прообраз фараона

4)            фараон был сыном и подобием Йота так же, как раньше сыном и подобием Рэ.

Иначе говоря, Эх-не-йот выбросил из гелиопольского учения о боге Рэ элементы мифологии, символики и политеизма, сохранив лишь все непосредственно "солнцепоклонническое" в рационализированном виде. Таким образом, «солнцепоклонническая связь учения об Атоне (Йоте) с гелиопольским

 Йот.[2, Атон]                      воззрением совершенно очевидна», но интересно проследить различия в этих учениях. Авторы статьи “The new religion” в Britannica CD2000 Deluxe, например, отмечают гуманистическую направленность этой веры, противопоставляя ее прежним культам: «The Aton religion was a happy nature worship, without an ethical code. Men were asked only to be grateful to the sun for life and warmth. It was unlike the awful austerity of the great gods of former Egypt, who might punish man for disobedience… In the Aton religion there was no «Thou shalt» . . . and no «Thou shalt not». О человечности культа говорят и русские исследователи: «Храм Атона был открыт для всех, никаких недоступных для верующих мест в нем не было» [1, c.31]. Впрочем, гуманизм новой веры не более чем современная гипотеза. Но в связи с новым культом были и неоспоримые изменения, которые в настоящее время все чаще оценивают как положительные. Так, с запрещением любых культов, кроме культа Йота, появляется и запрет на изображение и любое упоминание старых богов. Для культуры Древнего Египта это означало отказ от традиционного письма, использовавшего рисунки-символы. Запрет был гениальным толчком к возникновению невиданного миром письма - словесного. Появился первый алфавит. Финикийцы - самый практичный народ - быстро подхватили новую идею и распространили, торгуя, на севере материка и пограничных землях письмо, получившее название финикийского. Финикийское письмо - предок арамейского, квадратного и греческого письма - вытеснило не только иероглифику Древнего Египта, но и находившееся в развитии так называемое линейное письмо минойцев-критян, письмо геометрических фигур и знаков (ветвь этого письма коротка: Крит-Кипр, возраст 3 тысячи лет до н.э. - II век до н.э.), вероятно, линейное письмо. А также письмо ханаан. Религиозная реформа Эх-не-йота обернулась глобальной перестройкой здания человеческой культуры: в слове знак отделился от значения [7]. Запрет на упоминание богов, как предполагает М. Черносвитова, способствовал зарождению фармацевтики как отрасли медицины, т.к. при Эх-не-йоте «доктором считался лишь тот, кто мог оперировать, принимать тяжелые роды или лечить лекарствами»[7].

Как уже было отмечено выше, Амен-хотп IV еще в Фивах стал заметно отходить от традиций культа Амуна. Это постепенно проявляется в искусстве, появляется новый стиль, названный впоследствии «амарна». В изображениях исчезает символика Амуна-Рэ и других древних богов и появляется новый образ - Солнечный Диск, лучи которого оканчиваются кистями человеческих рук с символами жизни и власти. Официальная традиционная неподвижность, отрешенность в изображениях царя и его семьи сменяются динамичностью, натурализмом, приобщенностью к земной жизни. Очень точно, а может быть несколько утрированно, воспроизводятся непривлекательные особенности царского телосложения (удлиненный череп, женственные полные бедра), причем образ царя практически канонизируется и становится примером для подражания. Некоторые авторы [9, Amarna style] называют этот стиль секуляризацией искусства (secularization of art), т.к. именно с этого времени изображения царской семьи приобретают «демократический» характер (сохранились изображения, например, скорбящих по умершей дочери Нефр-эт и Амен-хотпа IV) и резко уменьшается число изображений различных богов. Но стоит отметить, что изображение преимущественно фараона в кругу семьи имеет объективные причины: прежний предмет искусства, огромный пантеон богов, Амен-хотпом IV был «упразднен», остался единственный Йот, не имеющий ни четкого образа, ни мифологической «биографии», и его сын – сам Амен-хотп IV. Вполне естественно, что именно они – Йот, его сын-фараон и царская семья – и получили право быть увековеченными в искусстве как боги Египта, а изображение богов для египетского искусства традиционно.

Другим спорным моментом в стиле амарна для ученых является определение его сущности. До сих пор нет единого мнения относительно того, было ли искусство амарна основано на гротеске или стоит считать его максимально приближенным к реализму.

Большинство памятников в стиле амарна были найдены в Ай-Йот (традиционное чтение: Ахетатон; современное название: Эль-Амарна), новой столице, куда Амен-хотп IV перенес свою резиденцию на 6-ом году правления.

4.            Эль-Амарна – центр нового культа.

По-видимому, разрыв между новым фараоном, его новаторским искусством и культом нового бога Йота, с одной стороны, и фиванским жречеством и древними традициями - с другой, с течением времени углублялся. На шестом году своего правления Амен-хотп IV переносит свою резиденцию в новую, только что построенную им столицу Ай-Йот (в пер. «Небосклон солнца») [3, c.5-7], к северу от Фив, на восточном берегу Нила, где ничто не напоминало новому фараону ни бога Амуна, ни его «богатого и надменного жречества» [1, c.31]. Здесь все было пронизано культом нового бога - Йота. Именно со времени переноса столицы в Ай-йот (приблизительно 1348 до н.э.) не только имена старых богов, но сами слова "боги", "бог" перестали появляться на солнцепоклоннических памятниках, а подчас даже истреблялись в прежних надписях. Фивы пришли в запустение, в сокровищницу Амуна перестали поступать какие-либо доходы.

Благодаря тому, что Амен-хотп IV строил свою столицу на чистом месте, сейчас довольно легко восстановить схему размещения строений в Эль-Амарне. Так, важные здания в Ай-йот располагались по обе стороны Королевского Пути (Royal Road). Самое большое из строений – грандиозный храм Йота, основное святилище которого находилось полностью под открытым небом. Недалеко от Большого Храма (Great Temple) Йота был дворец и просторная резиденция королевского семейства [9, Amarna]. Также стоит отметить «южный дворец», изглаженные надписи в котором помогли ученым узнать о существовании Кэйе, побочной жены Амен-хотпа IV.

Большинство зданий в Эль – Амарна строились из ничем не скрепленных обтесанных камней, поверхность которых (стены, полы и т. п.) была украшена изображениями в живом натуралистическом стиле; практически в каждом большом строении были изображения сцен из жизни семейства Эх-не-йота.

В Ай-йот вокруг фараона появилась и окончательно утвердилась новая бюрократия и новое жречество, жречество бога Йота. Замечу, что новаторство Амен-хотпа IV проявилось и в самой структуре служения: если раньше хранителем и распространителем вероучения выступало жречество, то в период правления Эх-не-йота фараон сам стал всеобщим вероучителем и провозвестником новой веры: «Нет другого, кто знал бы тебя (имеется в виду Йот), кроме сына твоего Нефр-шепр-рэ Ван-рэ», «Я (от лица Эх-не-йота) сын твой благой для тебя, возносящий имя твое. Сила твоя, мощь твоя останутся в сердце моем»[4, c. 247-248]. Помимо свидетельств о самоличном служении Амен-хотпа IV Йоту предполагается, что он сам был верховным жрецом своего бога в течение нескольких месяцев в 3-4гг. царствования, возможно, до подыскания подходящего лица на эту должность. Т.е., по-видимому, был период, когда религия не только объективно, но даже формально исходила от одного человека – самого фараона.

Строгое «единобожие», заменившее древний политеизм, было установлено в стране фактически по воле царя, в силу его авторитета и реальной власти. Даже на окраине страны, в отдаленнейших храмовых угодьях, следовали столичным мероприятиям. Но, так как резкое изменение религии было подготовлено больше субъективными, нежели объективными факторами, не имело под собой реальной поддержки населения, то естественно, что после смерти Амен-хотпаIV на 17-ом году правления культ Йота быстро предается забвению, сам Эх-не-йот объявляется «мятежником», позиции прежних богов (и прежде всего Амуна) восстанавливаются. Юный Тут-анх-йот (в пер. “Подобен (т.е. таков, как надлежит) жизнью Йот”), начав управлять в Ай-йот, внезапно переносит столицу обратно в Фивы, фактически отказывается от Йота, приняв имя Тут-анх-амун, а затем умирает «загадочной смертью» в возрасте около 18-ти лет. В так называемой "реставрационной" надписи Тут-анх-амуна сказано, что в результате правления Эх-не-йота страна была в полном упадке, что от нее отвернулись боги, ибо храмы богов и богинь, начиная от Элефантины и вплоть до топей Дельты, преданы были забвению[1, c.31]. Ай-йот, город Амен-хотпа IV, постигла участь не лучшая, чем того, кто его воздвигнул. Хоремхеб, бывший союзник фараона-«еретика», проклинает память бывшего властителя и разоряет Ай-йот, разрушая и гробницу Эх-не-йота. Позднее каменные блоки из храмов когда-то блиставшей великолепием солнечной столицы Рамсес II будет использовать для строительства в Гермополисе.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.