Реферат: Социально-политическая борьба в Новгороде XII- нач. XIII вв.
Княжение Ростислава в Новгороде было недолгим. 18 февраля
1139 г. умер великий князь киевский Ярополк. На смену ему пришел
брат Вячеслав, которому княжить в Киеве было суждено только 10 дней:
его сместил Всеволод Черниговский.[166]
Данное обстоятельство не вписывалось в планы Юрия Долгорукого, и
“приде Гюрги князь и-Суждаля Смольньску, и зваше новгородьце на Кыевъ
на Всеволодка”. Однако новгородцы “не послушаша его”, и 1 сентября
1139 г. Ростислав бежал из Новгорода к отцу в Смоленск.[167]
Судя по Новгородской Первой летописи, нет оснований видеть в уходе
Ростислава происки “прочерниговской партии”. Скорее, причина - в отказе
новгородцев помочь его отцу. Именно такого мнения придерживается И. Я.
Фроянов.[168]
Это вполне логично, если бы не одно “но”. Такой вывод позволяет
сделать только Новгородская Первая летопись. Другие летописи освещают
данное событие несколько иначе. Так, Тверская летопись гласит: “А
сына его Ростислава выслаша отъ себе”.[169]
Лаврентьевская летопись сообщает, что “того же лета пустиша Новгородци
Гюргевича”.[170]
Еще дальше идет Никоновская летопись: “того же лета Новгородци
выгнаша отъ себе изъ Новагорода князя своего Ростислава”[171].
То есть эти источники заставляют усомниться в добровольном характере
ухода князя. Более того, полноту сведений новгородского летописца в
данном пункте, видимо, следует поставить под вопрос.
Именно на эту мысль наводит и поведение Юрия после ухода
сына из Новгорода. Та же Новгородская Первая летопись сообщает о
том, что “разгневася Гюрги, идя опять Суждалю, възя Новыи търгъ”.[172]
Следовательно, скорее всего, новгородский летописец пытался
заретушировать неприглядный факт выпроваживания князя без всякой веской
причины. По мнению Н. И. Костомарова, “к суздальской ветви русского
мира была уже давняя международная неприязнь у новгородцев. Князья,
призываемые в Новгород, приезжали не одни, а с дружиной, и
суздальские князья, таким образом избранные новгородцами, наводили в
Новгород толпу народа, нелюбимого новгородцами”. И далее: “Юрий звал
новгородцев против Ольговичей; новгородцы не согласились, потому что
воевать с суздальцами, которых не любили, против киевлян, с которыми
сознавали близкое родство, было не в обычае. Ростислав заметил, что
партия Ольговичей подымает голову, и бежал”.[173]
В целом такое объяснение произошедшего довольно интересно, но
слишком сомнительно, чтобы его можно было воспринимать всерьез. С. М.
Соловьев считал, что именно “отказ на требование отца послужил знаком
к отъезду сына”.[174]
Аналогичного мнения придерживается и А. В. Петров. Смещение Ростислава,
также как и его предшественника, по мысли исследователя, было не
следствием внутренней борьбы, а отражением воли новгородской общины в
целом.[175]
В действительности Ростислав, видимо, служил своего рода компромиссной
фигурой, удерживавшей новгородское общество от очередной смуты. Сама
смута не замедлила разгореться сразу же после его ухода: “И
послашася новгородци Кыеву по Святослава по Ольговиця, заходивъше
роте; и бе мятежь Новгороде, а Святослав дълго не бяше”.[176]
То есть единодушие явно отсутствовало. С одной стороны был не ясен
долгосрочный расклад сил на политической арене русских княжеств, а с
другой, сомнительно, что за год с небольшим в Новгороде успели
забыть те жесткие методы, к которым порой прибегал Святослав. Тем не
менее, очевидно, что выбор был сделан, в первую очередь, исходя из
того факта, что великий князь киевский на тот момент являлся
наиболее значимой политической фигурой.
Общую картину усугублял тот факт, что Всеволод и Святослав
не горели желанием поскорее занять новгородский стол. Они отдавали
себе отчет в том, что в Новгороде о политической стабильности
приходится только мечтать. Святослав в свое время уже прилагал
определенные усилия, чтобы удержаться на этом столе и потому имел
горький опыт. В то же время новгородцы проявляли довольно большую
настойчивость. Дело дошло до того, что решение призвать Святослава
скрепляли присягой («ротой»). В связи с этим И. Я. Фроянов делает
предположение, что решение было не простым и, наверное, принималось
на вечевом сходе.[177]
Очень вероятно, что все так и было, поскольку на этом дело не
закончилось. Лаврентьевская летопись сообщает, что новгородцы “пустиша
дети свое в тали, рекуще пусти к нам Святослава”.[178]
Похожие сведения содержит и Лаврентьевская летопись: “послаша
новгородци въ Киевъ къ великому князю Всеволоду Ольговичю Киевскому,
просяще у него брата его Святослава Олговича княжити у них в
Новгороде, а дети своя въ закладъ прислаша”.[179]
О закладе говорит и Тверская летопись, причем в ней уточняется, что
детей в заклад отправили со вторым посольством.[180]
Этот факт, надо полагать, показался новгородскому летописцу слишком
неприглядным, чтобы его упоминать. Однако именно после этого 25
декабря 1139 г. Святослав “въниде” в Новгород.[181]
Появившись вновь в Новгороде, Святослав застал там посадником
Якуна Мирославича, который занимал эту должность еще со времени его
первого новгородского княжения. Правда, по версии Н. Л. Подвигиной,
Якун уходил вместе со Святославом в 1138 г. и вернулся вместе с ним
в 1139 г. При этом он не лишался посадничества.[182]
Однако такое изложение событий никак не подтверждается источниками. По
словам И. Я. Фроянова, она все перепутала.[183]
В. Л. Янин видит в факте занятия должности посадника Якуном при
нескольких князьях подтверждение того, что “с политической точки
зрения союз с Суздалем означает компромисс между сторонниками
Чернигова и сторонниками Мстиславичей”. Кроме того, данный факт являет
собой пример политической непоследовательности в тот период.[184]
Данное объяснение выглядит весьма шатко, и это отмечает И. Я. Фроянов:
“С большей уверенностью мы можем говорить о том, что между
сменяемостью посадников и переменами на новгородском столе не было
столь жесткой зависимости”. Ученый не согласен с “партийным” подходом
к изучаемой теме и основную роль отводит новгородской общине в
целом. Именно такую роль и подтверждает, по его мнению, посадничество
Якуна при Святославе и Ростиславе.[185]
С вокняжением Святослава спокойствия в Новгороде не
наступило. У Святослава и его противников в новгородской общине
оказалась слишком хорошая память. По словам Н. И. Костомарова, “месяца
через два новгородцы невзлюбили Святослава”.[186]
Не ясно, откуда у исследователя такие данные о сроках вновь
возникшей нелюбви новгородцев к своему князю. Впрочем, чувство нелюбви
у князя и новгородцев, похоже, было обоюдным. Святослав принялся за
старое свое занятие, то есть начал изводить своих врагов: “потоциша
Кыеву къ Всеволоду Къснятина Микулъциця, и пакы по немь инехъ муж 6,
оковавъше, Полюда Къснятиниця, Демьяна, инехъ колико”.[187]
И. Я. Фроянов отмечает, что, судя “по некоторым летописным нюансам, новгородцы
воспринимали эти гонения как злое противное небесным силам деяние”.
При этом он указывает на мрачное знамение 20 марта 1140 г.,
свидетельство о котором помещено как раз перед сообщением об отправке
в Киев узников.[188]
Догадка исследователя не лишена оснований, но сомнительно, что речь в
данном случае можно вести о новгородской общине в целом. Очевидно,
что опора у Святослава на тот момент в Новгороде была довольно
основательная, иначе с ним не замедлили бы попрощаться.
В следующем, 1141 г. “придоша ис Кыева от Всеволода по
брата Святослава вести Кыеву; «а сына моего, рече, приимите собе
князя»”.[189]
Причины, по каким киевский князь принял такое решение, нам не ясны.
Кроме того, вновь имеется разночтение с другими летописями. Например,
Лаврентьевская сообщает: “Новгородци выгнаша Святослава и ко Всеволоду
прислаша епископа с мужи своими, рекуще даи нам сын свои, а Святослава
не хочем”.[190]
Ипатьевская летопись гласит: “почаша въставити Новгородци у вечи на
Святослава про его злобу. Он же узрев, оже вставають на нь
Новгородьци, посла к брату Всеволоду, река ему тягота, брате, в
людех сих, а не хочю в них быти, а кого тобе любо, того посли”.[191]
Из летописей не ясно, в чем все-таки конкретно заключалась
“злоба” новгородского князя. По мысли С. М. Соловьева, она состояла
именно в том, что он не забыл своих врагов, бывших причиною его
изгнания.[192]
Другими словами, Святослав оказался злопамятен. Еще одну версию
развития событий излагает Никоновская летопись: “а къ великому князю
Всеволоду Олговичю Киевскому послаша епископа Нефонта съ мужи своими,
глаголюще: «дай намъ сына своего Святослава, а брата твоего
Святослава Олговича не хощемъ, и уже выгнахомъ его изъ Новагорода съ
княжениа»”.[193]
По мнению Н. И. Костомарова, “Всеволод киевский интриговал против брата
и послал в Новгород своих приближенных – настраивать новгородцев, чтоб
они просили себе в князья его сына. Интрига прошла удачно”.[194]
Рассматривая версию, представленную новгородским летописцем, В. Л. Янин
делает следующее заключение: “Спустя каких-нибудь три года после
восстания 1136 г. практически возрождается старая схема взаимоотношений
с великокняжеской властью: новгородский князь Святослав – родной брат
киевского князя и его ближайший союзник. Эта ситуация создает условия
для активного вмешательства великого князя в новгородские дела, но
она также ведет и к обострению антикняжеской борьбы”.[195]
Все это может быть верным только в том случае, если борьба
в 1136 г. велась против института княжения как такового и достоверной
является версия, изложенная в Новгородской Первой летописи. Если
первое никак не просматривается в тех событиях, и это было показано
в первой главе данной работы, то достоверность слов новгородского
летописца ставится под сомнение другими летописями и им самим. И. Я.
Фроянов отмечает, что “новгородский летописец сгладил острые углы и
перенес вину с новгородцев на Всеволода, изобразив его инициатором
смены князей на местном столе, но тут же проговорился, рассказав о
том, как Святослав, «боявъся новгородьць», бежал «отаи в ноць»”.[196]
Действительно Новгородская Первая летопись гласит: “И яко послаша
епископа по сына его и много лепьшихъ людии, а Святославу реша: «а
ты пожиди брата, то же поидеши»; онъ же убоявъся новгородьць: чи
прельстивъше мя имуть, и бежа отаи въ ноць; Якунъ съ нимь бежа.”[197]
Бегство посадника и его брата Прокопия подтверждают и другие летописи.[198]
Вспоминая, что Якун прекрасно пережил первый уход Святослава,
необходимо признать наличие весомых причин у князя “убояться”
новгородцев. Более того, вслед беглецам была послана погоня. Относительно
погони в источниках разногласий нет, но наиболее полно ее освещает
Никоновская летопись: “Новгородци же гнаша за Якуномъ и за братомъ
его, и сугнавше его на пути, и много бивше, точию при смерти
оставиша его, и обнажиша его всего якоже мати родила его, и
свергоша его съ мосту въ воду; но Богъ смерти не предаде его,
прибреде бо къ брегу, и къ тому не биша его, но взяша у него
тысящу рублевъ, а у брата его пятсотъ рублевъ, и възложиша на нихъ
железа тяжки на руце и на нозе, и послаша их в заточение в Чюдь.
Потомъ же, времени минувъшу, приведе ихъ къ себе князь великий Юрьи
Владимеричь Маномашь въ Суждаль, и жены ихъ и дети ихъ изъ Новагорода,
и держа ихъ у себе въ любви и в милости. А Новгородци взяша себе
изъ Суждаля Судила Нежатича и Страждтка, иже убо бежали Святослава
ради, и Якуна и брата его ради Прокопия изъ Новагорода, и даша
посадничество Судилу Иванковичю”.[199]
Из приведенного отрывка видно, что особое неудовольствие новгородцев
вызывал как раз Якун. Видимо, с него как члена общины был иной
спрос, нежели с пришлого князя. Совершенно не понятно, почему Н. И.
Костомаров решил, что “за Святославом послали погоню; Святослав убежал
от погони; поймали на дороге бежавшего за ним вслед посадника Якуна
с товарищами”.[200]
Из летописей никак не следует, что погоню посылали за князем и,
кроме того, что Якун бежал вместе с князем. Возможно организация
побега князя было делом его рук.
Между тем Юрий Долгорукий вновь выступил как третья сторона.
У него явно были хорошие отношения с Якуном в бытность сына новгородским
князем. Но и с “оппозицией” у Юрия были отличные отношения, если у
него поочередно находили защиту представители разных сторон. В этом
свете вызывает определенные сомнения утверждение А. В. Петрова
относительно того, что именно Якун “послал за своим союзником
Святославом Ольговичем” в 1139 г.[201]
Во-первых, источники не дают оснований утверждать, что это была
именно его инициатива. Учитывая сложность и растянутость во времени
процесса второго призвания Святослава, сомнительно, что он был в
силах по своему усмотрению манипулировать общественным мнением, да еще
с использованием таких методов как клятва и заложники. Во-вторых,
непонятна степень союзничества Якуна и Святослава в свете того, что
посадник не пострадал после первого ухода Святослава, хотя политика
последнего в Новгороде в первое княжение была едва ли мягче, чем во
второе. Кроме того, совсем не ясна политика Юрия Долгорукого, сын
которого потерял новгородский стол после отказа новгородцев пойти с
ним на Киев, и вот теперь, после бегства брата киевского князя из
Новгорода, он укрывает у себя человека, мягко говоря, не пошедшего
на сотрудничество с ним. Судя по летописи, как раз киевская сторона
не проявила ни малейшей заботы о судьбе новгородского посадника и
его родственников.
Тем временем, по словам новгородского летописца, “разгневася
Всеволодъ, и прия слы вся и епископа и гость. И седеша новгородци
бес князя 9 месяць”.[202]
А. В. Петров из этого делает вывод о том, что гнев Всеволода и
задержку им послов вызвали именно бегство брата и расправа над Якуном.[203]
Но и тут новгородский летописец вновь недоговаривает. Потому вывод А.
В. Петрова представляется преждевременным и неверным. Кроме того, мы
видели, что киевский князь не проявил не малейшей заинтересованности
в судьбе Якуна. Для уточнения вопроса о причине гнева Всеволода надо
обратиться к другим летописям. Дело в том, что перед тем как
разгневаться, киевский князь послал в Новгород своего сына в
соответствии с договоренностью с представителями города. Сын Всеволода
уже миновал Чернигов, когда новое новгородское посольство пришло в
Киев: “Не хощемъ сына твоего княжити у насъ въ Новегороде, ни брата
твоего, ни племяни твоего, но хощемъ племени Владимера Маномаха
княжити у насъ”.[204]
Таким образом, в Новгороде уже успели перемениться настроения.
Киевский же князь имел в своем арсенале довольно ограниченный набор
инструментов воздействия. Он приказал задержать всех представителей
Новгорода, в том числе, купцов. То есть началась блокада.
Отсутствие князя не устраивало новгородцев, и они искали
выход из создавшегося положения. Н. И. Костомаров совершенно верно
описал задачу, которую им следовало решать: “Стали в Новгороде
стараться, как бы обе стороны примирить так, чтоб и киевского князя
больше не раздражать, и Новгород получил бы себе князя из
Мономаховичей по своей воле”.[205]
Сначала они “призваша и-Суждаля Судилу, Нежату, Страшка”. А затем
“послаша по Гюргя по князя Суждалю, и не иде, нъ посла сынъ свои
Ростислав, оже оти преже былъ”. 26 ноября 1141 г. Ростислав пришел в
Новгород.[206]
Никоновская летопись дает более полное описание причин, побудивших
новгородцев к таким действиям: “Новгородци не терпяще безо князя
седети, и бысть въ нихъ молва и смущение много, понеже и жито къ
нимъ ни откуду не же идяше, но и купцевъ, ходящихъ изъ Новагорода
въ Русь, повеле князь велики Всеволод Олговичь Киевский имати и
метати въ погребы; и бысть въ Новегороде скорбь велиа”.[207]
Но, несмотря на давление, новгородцы продолжали сопротивляться воле
киевского князя. Ростислав вновь исполнял роль компромиссного князя. В
связи с этим вновь нет причин говорить об антикняжеской борьбе в
Новгороде, так как борьба велась по-прежнему против определенных
персоналий на княжеском столе. Если вспомнить эпизод, когда новгородцы
девять месяцев сидели без князя, и это подтолкнуло их к усиленным
поискам себе князя, то становится совершенно очевидным тот факт, что
вести речь об антикняжеской борьбе не приходится. Иначе такая борьба
носила странный бесцельный и бессмысленный характер. По словам В. Т.
Пашуто, ”установление республиканского строя не избавило новгородских
бояр от необходимости приглашать в Новгород князей, главным образом
для руководства всеми вооруженными силами для защиты прав и привилегий
местного боярства, ибо классовая борьба не раз потрясала республику”.[208]
Нам сегодня трудно полностью понять, что подталкивало
новгородцев к обязательному поиску князя, несмотря на то, что
Новгород порой прекрасно обходился и без него. Однако подход В. Т.
Пашуто явно страдает некоторыми перегибами. Так, например, никакой
особой классовой борьбы в рассматриваемом периоде нам пока обнаружить
не удалось. Возможно, в значительной степени движущие мотивы лежали
в сфере бессознательного, или, говоря по другому, в особенностях
ментальности. Как писал Н. И. Костомаров, “по понятиям века, казалось
невозможным сидеть без князя”.[209]
Конечно, нельзя отодвигать на второй план такие факторы, как блокаду,
но сомнительно, что возможна ситуация, когда действовал бы какой-то
фактор в чистом виде. Только переплетение ряда разноплоскостных
факторов в реальной жизни дают тот или иной результат. По мнению Е.
Ф. Шмурло “для новгородцев князь - неизбежное зло.” Он был необходим
как военачальник, судья и защитник торговли, но для населения он был
чужой.[210]
Кроме того, в рассмотренной ситуации не видно и возрождения системы
взаимоотношений с великокняжеской властью, существовавшей до 30-х гг. XII в. Следует полностью согласиться с О. В. Мартышиным
в отношении того, что “княжеская власть была необходимостью для
Новгорода. Новгородцы настаивали не на упразднении ее, а на свободном
избрании и изгнании князя, на превращении его в должностное лицо”.[211]