Реферат: Рыцарство
Реферат: Рыцарство
Рыцарство
- особый привилегированный
социальный
слой средневекового
общества. Традиционно
это понятие
связывают с
историей стран
Западной и
Центральной
Европы, где в
период расцвета
средневековья
к рыцарству,
по сути, относились
все светские
феодалы-воины.
Но чаще этот
термин употребляют
в отношении
средних и мелких
феодалов в
противовес
знати.
Зарождение
рыцарства
относится к
тому периоду
раннего средневековья
( 7-8 вв.), когда получили
широкое распространение
условные формы
феодального
землевладения,
сначала пожизненные,
позже наследственные.
При передачи
земли в феод
его жалователь
становился
сеньором ( сюзереном
), а получатель
- вассалом
последнего,
что предполагало
военную службу
( обязательная
военная служба
не превышало
40 дней в году
) и исполнение
некоторых
других повинностей
в пользу сеньора.
К ним относились
денежная “помощь”
в случае посвящения
сына в рыцари,
свадьбы дочери,
необходимости
выкупа сеньора,
попавшего в
плен. Согласно
обычаю, вассала
участвовали
в суде сеньора,
присутствовали
в его совете.
Церемония
оформления
вассальных
отношений
называлась
оммажем, а клятва
верности сеньору
- фуа. Если размеры
полученной
за службу земли
позволяли,
новый владелец
в свою очередь
передавал часть
ее в качестве
феодов своим
вассалам
(субинфеодация).
Так складывалась
многоступенчатая
система вассалитета
(“сюзеренитет”,
”феодальная
иерархия”,
”феодальная
лестница”) от
верховного
сюзерена - короля
до однощитных
рыцарей, не
имевших своих
вассалов. Для
континентальных
стран Западной
Европы правила
вассальных
отношений
отражал принцип:
”вассал моего
вассала не мой
вассал”, в то
время как, например,
в Англии (солсберийская
присяга 1085 г.) была
введена прямая
вассальная
зависимость
всех феодальных
землевладельцев
от короля с
обязательной
службой в королевском
войске.
Иерархия
вассальных
отношений
повторяла
иерархию земельных
владений и
определяла
принцип формирования
военного ополчения
феодалов. Так,
вместе с утверждением
военно-ленных
отношений шло
формирование
рыцарства как
служилого
военно-феодального
сословия, расцвет
которого приходится
на 11-14 вв. Военное
дело стало его
главной социальной
функцией. Военная
профессия
давала права
и привилегии,
определяла
особые сословные
воззрения,
этические
нормы, традиции,
культурные
ценности.
В военные
обязанности
рыцарей входило
защищать честь
и достоинство
сюзерена, а
главное - землю
от посягательств
как со стороны
соседних феодальных
властителей
в междоусобных
войнах, так и
войск других
государств
в случае внешнего
нападения. В
условиях междоусобицы
грань между
защитой собственных
владений и
захватом чужих
земель была
достаточно
зыбкой, и поборник
справедливости
на словах нередко
оказывался
захватчиком
на деле, не говоря
уже об участиях
в завоевательных
кампаниях,
организованных
королевской
властью, как
например,
многочисленные
походы германских
императоров
в Италию, или
самим папой
римским, как
крестовые
походы. Рыцарское
войско являло
собой могущественную
силу. Его вооружение,
тактика боя
отвечали военным
задачам, масштабам
военных операций
и техническому
уровню своего
времени. Защищенная
металлическими
военными доспехами,
рыцарская
конница, малоуязвимая
для пеших воинов
и крестьянского
ополчения
играла основную
роль в бою.
Феодальные
войны не исчерпывали
социальной
роли рыцарства.
В условиях
феодальной
раздробленности
при относительной
слабости королевской
власти рыцарство,
скрепленное
системой вассалитета
в единую привилегированную
корпорацию,
охраняло право
собственности
феодалов на
землю, основу
их господства.
Ярким примером
тому может
служить история
подавления
крупнейшего
крестьянского
восстания во
Франции - Жакерии
(1358-1359), вспыхнувшей
во время Столетней
войны. При этом
рыцари, представлявшие
воюющие стороны,
англичане и
французы,
объединились
под знаменами
наваррского
короля Карла
Злого и обратили
оружие против
восставших
крестьян, решая
общую социальную
проблему. Влияло
рыцарство и
на политические
процессы эпохи,
так как социальные
интересы феодального
класса в целом
и нормы рыцарской
морали до известной
степени сдерживали
центробежные
тенденции,
ограничивали
феодальную
вольницу. В
ходе процесса
государственной
централизации
рыцарство (
средние и мелкие
феодалы ) составляло
основную военную
силу королей
в их противостоянии
знати в борьбе
за территориальное
объединение
страны и реальную
власть в государстве.
Так было, например,
во Франции в
14 в., когда в нарушение
прежней нормы
вассального
права значительная
часть рыцарства
привлекалась
в армию короля
на условиях
денежной оплаты.
Участие в
рыцарском
войске требовало
известной
обеспеченности,
и земельное
пожалованье
было не только
вознаграждением
за службу, но
и необходимым
материальным
условием ее
осуществления,
поскольку и
боевого коня,
и дорогое тяжелое
вооружение
( копье, меч, булаву,
доспехи, броню
для коня ) рыцарь
приобретал
на собственные
средства, не
говоря о содержании
соответствующей
свиты. Рыцарские
доспехи включали
до 200 деталей,
а общий вес
военного снаряжения
доходил до 50
кг; с течением
времени росли
их сложность
и цена. Подготовке
будущих воинов
служила система
рыцарского
обучения и
воспитания.
В Западной
Европе мальчики
до 7 лет росли
в семье, позднее
до 14 лет воспитывались
при дворе сеньора
в качестве
пажа, затем -
оруженосца,
наконец совершалась
церемония
посвящения
их в рыцари.
Традиция
требовала от
рыцаря быть
сведущим в
вопросах религии,
знать правила
придворного
этикета, владеть
“семью рыцарскими
добродетелями”:
верховой ездой,
фехтованием,
искусным обращением
с копьем, плаванием,
охотой, игрой
в шашки, сочинением
и пением стихов
в честь дамы
сердца.
Посвящение
в рыцари символизировало
вхождение в
привилегированное
сословие, приобщение
к его правам
и обязанностям
и сопровождалось
особой церемонией.
Согласно европейскому
обычаю, рыцарь
посвящающий
в звание, ударял
посвящаемого
мечом плашмя
по плечу, произносил
формулу посвящения,
одевал шлем
и золотые шпоры,
вручал меч -
символ рыцарского
достоинства
- и щит с изображением
герба и девиза.
Посвященный,
в свою очередь,
давал клятву
верности и
обязательство
соблюдать
кодекс чести.
Ритуал часто
заканчивался
рыцарским
турниром (поединком)
- демонстрацией
воинской выучки
и храбрости.
Рыцарские
традиции и
особые этические
нормы складывались
веками. В основе
кодекса чести
лежал принцип
верности сюзерену
и долгу. К числу
рыцарских
достоинств
относили воинскую
отвагу и презрение
к опасности,
гордость, благородное
отношение к
женщине, внимание
к нуждающимся
в помощи членам
рыцарских
фамилий. Осуждению
подлежали
скаредность
и скупость, не
прощалось
предательство.
Но идеал не
всегда был в
согласии с
реальностью.
Что же касается
грабительских
походов в чужие
земли ( например,
взятие Иерусалима
или Константинополя
во время крестовых
походов ), то
рыцарские
“подвиги”
приносили горе,
разорение,
поругание и
позор не одним
простолюдинам.
Крестовые
походы способствовали
становлению
идей, обычаев,
морали рыцарства,
взаимодействию
западных и
восточных
традиций. В
ходе их в Палестине
для защиты и
расширения
владений крестоносцев
возникли особые
организации
западноевропейских
феодалов -
духовно-рыцарские
ордены. К ним
относятся орден
Иоаннитов
(1113), орден Тамплиеров
(1118), Тевтонский
орден (1128). Позже
в Испании действовали
ордены Калатрава,
Сант-Яго, Алькантара.
В Прибалтике
известен орден
Меченосцев
и Ливонский.
Члены ордена
давали монашеские
обеты ( нестяжание,
отказ от имущества,
целомудрие,
повиновение
), носили схожие
с монашескими
одеяния, а под
ними - военные
доспехи. Каждый
орден имел свою
отличительную
одежду ( например,
у тамплиеров
- белый плащ с
красным крестом
). Организационно
они строились
на основе строгой
иерархии,
возглавляемой
выборным магистром,
утверждаемым
папой римским.
При магистре
действовал
капитул ( совет
), с законодательными
функциями.
Отражение
рыцарских
нравов в области
духовной культуры
открыло ярчайшую
страницу
средневековой
литературы
со своим особым
колоритом,
жанром и стилем.
Она поэтизировала
земные радости
вопреки христианскому
аскетизму,
прославляла
подвиг и не
только воплощала
рыцарские
идеалы, но и
формировала
их. Наряду с
героическим
эпосом высокого
патриотического
звучания ( например,
французская
“Песнь о Роланде”,
испанская
“Песнь о моем
Сиде”) появились
рыцарская
поэзия ( например,
лирика трубадуров
и труверов во
Франции и
миннезингеров
в Германии ) и
рыцарский роман
( история любви
Тристана и
Изольды ), представлявшие
так называемую
“куртуазную
литературу”
( от французского
courtois - учтивый,
рыцарский ) с
обязательным
культом дамы.
В Европе
рыцарство
теряет значение
основной военной
силы феодальных
государств
с 15 в. Предвестницей
заката славы
французского
рыцарства стала
так называемая
“битва шпор”
(11 июля 1302 г.), когда
пешее ополчение
фландрских
горожан разгромило
французскую
рыцарскую
конницу. Позже
неэффективность
действий французского
рыцарского
войска с очевидностью
проявилась
на первом этапе
Столетней
войны, когда
оно потерпело
ряд тяжелейших
поражений от
английской
армии. Выдержать
конкуренцию
наемных армий,
использовавших
огнестрельное
оружие ( оно
появилось в
15 в. ), рыцарство
оказалось не
способным.
Новые условия
эпохи разложения
феодализма
и зарождения
капиталистических
отношений
привели к
исчезновению
его с исторической
арены. В 16-17 вв.
рыцарство
окончательно
утрачивает
специфику
особого сословия
и входит в состав
дворянства.
Воспитанные
на военных
традициях
предков представители
старых рыцарских
родов составляли
офицерский
корпус армий
абсолютистского
времени, отправлялись
в рискованные
морские экспедиции,
осуществляли
колониальные
захваты. Дворянская
этика последующих
веков, включая
благородные
принципы верности
долгу и достойного
служения отечеству,
несомненно,
несет в себе
влияние рыцарской
эпохи. |