Так же большую роль сыграло то, что солдаты да и
многие офицеры не понимали причин ведущейся войны, не знали, за что они проливают
свою кровь, что в связи с этим часто в войсках отсутствовало необходимое для
достижения победы воодушевление и порыв к решительным действиям.
Оборона Порт–Артура подтвердила, что приморская
крепость должна быть одинаково защищена от нападения противника как с суши, так
и с моря. Существенное значение при падении крепости имели стратегические
ошибки в плане войны, материальная неподготовленность к длительной обороне,
бездарность и предательство командования.
Между армией и флотом не было достаточно тесного
взаимодействия. Во взаимоотношениях между морским и сухопутным командованием
царила полная неразбериха. Приморская крепость, вместо того чтобы подчиняться
командующему Тихоокеанским флотом, была подчинена командующему Маньчжурской
армией, хотя прямой связи с ней не имела и только косвенно оказывала ей
содействие, отвлекала на себя часть неприятельских сухопутных сил.
Несмотря на упорную оборону, Порт–Артур как приморская
крепость не обеспечил флоту безопасность. Флот же в свою очередь из–за
бездарности руководителей не сумел завоевать господство на море, а позднее
прорвать блокаду японцев и отдал все свои ресурсы для обороны военно–морской
базы, значительно удлинив этим сроки ее сопротивления.
Руководители армии и флота не поняли значения флота в
происходившей войне. Они забыли, что основные боевые силы флота предназначаются
не для обороны баз, а для борьбы с врагом главным образом на море.
Порт–Артур стоил противнику колоссальных жертв.
Действовавшая на Квантунском полуострове японская армия, начиная с высадки в
Бицзыво и до конца осады, потеряла убитыми, ранеными и выбывшими из строя свыше
110 тыс. человек, из них до 10 тыс. офицеров.
Потери противника на море по приблизительным подсчетам
равны 5 тыс. матросов и офицеров, из них до двух тысяч убитыми и утонувшими.
Кроме того, японцы безвозвратно потеряли 21 боевой корабль и много
вспомогательных судов.
Немалый урон понесли и русские. По данным главного
хирурга 3-го Сибирского корпуса Б. Гюббенета, из 41938 человек, составлявших
гарнизон крепости с мая по декабрь, погибло 9578 офицеров и солдат. Из 11028
моряков, составляющих команды кораблей и береговых частей, выбыли из строя
7744, т.е. примерно 70%; из них было убито 2939 ( в том числе потери во
Владивостоке и Владивостокском отряде).
Порт – Артур вполне мог выстоять, если бы у России
было побольше таких людей как генерал Кондратенко и адмирал Макаров. Они были
патриотами и хорошо знали свое дело, не допускали коррупции и ценили низший
состав, но увы, таких как они были единицы.
Оборона Порт–Артура, да и вся война, как в зеркале,
отразили несовместимость интересов самодержавия с интересами народа. На борьбу
за свои права поднимались все новые и новые отряды рабочих и крестьян. Народ не
желал продолжения войны, участились волнения среди призываемых на фронт
запасников.
Причины поражения царизма в войне лежат в области
стратегии войны, а не в том, что Витгефт не был флотоводцем, а Того —
флотоводец, что японцы были лучше подготовлены в тактическом отношении и т.д.
Хотя, конечно, стратегические ошибки, безусловно, сыграли какую–то роль, но не
главную.
Царское правительство, рассчитывавшее, что война
поможет укрепить его политическое положение и задавить революцию просчиталось.
Война обнажила все противоречия царизма и ускорила вызревание революции.
Вице-адмирал Хейхатиро Того (1848-1934). Перед самой войной с Россией в 1903 году стал
командующим флотом. Бессменно руководя им в сражениях русско-японской войны
Всеволод Федорович Руднев. Капитан легендарного крейсера
"Варяг".
Вице-адмирал Камимура. Командовал эскадрой при
бомбардировке Владивостока.
Адмирал Степан Осипович Макаров (1848 -1904)
"Адмирал" Е.И. Алексеев.
Внебрачный сын Александра II, только его происхождением можно объяснить, что
этот человек оказался наместником царя на Дальнем Востоке.
Парусно-винтовая
канонерская лодка "Кореец", головной корабль серии, была построена на
верфях "Бергзунд" в Стокгольме (Швеция) в 1886 году. Водоизмещение-1
тысяча 213 т, длина-63,7 м, ширина в миделе-10,7м. осадка-3,2м, мощность
паровых машин-1 тысяча 150 кВт, скорость-13,5 уз, экипаж-174 человека: развитый
таранный форштевень, броневая палуба, деревянная и медная обшивки поверх
стального корпуса ниже ватерлинии для защиты от коррозии и обрастания;
вооружение-два 203-мм, одно 152-мм, четыре 107-мм, одно 64 -мм, два 47-мм,
четыре 37-мм орудия и надводный торпедный аппарат.