рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: "Русская правда" П.И. Пестеля

Реферат: "Русская правда" П.И. Пестеля


«РУССКАЯ ПРАВДА» П. И. ПЕСТЕЛЯ


Содержание

Введение

Формирование мировоззрения П. И. Пестеля

«Русская правда» П. И. Пестеля

Значение «Русской правды» П. И. Пестеля

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Павел Иванович Пестель как автор самобытного и оригинального проекта государственных преобразований России, оказал влияние не на одно поколение россиян. Но в отечественной юридической литературе его идеи не получили должной оценки, что связано с неоднозначным, вплоть до настоящего времени, отношением к выступлению декабристов, одним из руководителей которого был П. И. Пестель. Между тем движение декабристов было значительным фактом общественно-политической истории Российской империи первой четверти XIX века, явилось первым в истории нашей страны революционным выступлением против царского самодержавия.

Разногласия историков и публицистов начинаются с определения сословно-классовой основы движения декабристов. Иногда события 1825 года толкуют как «заговор аристократии», но такой подход противоречит составу тайных обществ и их целям. Не подтверждается источниками и предположение марксистских теоретиков об интересах развивающегося в России купечества как движущей силе декабристского движения. В народнической литературе выдвинута концепция «внеклассовой, внесословной интеллигенции», борющейся против самодержавия и крепостничества за общенародные интересы. Однако необходимо учитывать, что идеям и проектам декабристов, в отличие от идей народников, присуща защита специфических интересов землевладельческого сословия, т. е. дворянства.

Внимания заслуживают и споры об идейных истоках декабристского движения. Много вреда исследованию истории отечественной политико-правовой идеологии принесла «борьба с космополитизмом», безосновательно отрицавшая очевидную связь политико-правовой идеологии декабристов с общественной мыслью и конституционным развитием передовых стран. Конечно, декабристы вышли на Сенатскую площадь не для того, чтобы бороться за западные идеи, хотя они не были им чужды и рассматривались в качестве необходимого элемента политических преобразований. По словам П. И. Пестеля, они интересовались опытом европейским, в частности античным, с оговоркой: «…не заимствовать из-за границы ничего, кроме необходимого для соделания нравов европейскими, и с усердием сохранять… русскую национальную самобытность».[1] По мнению М. В. Нечкиной, движение декабристов выросло на почве русской действительности. «Не увлечение западноевропейской передовой философией, не заграничные военные походы, не примеры западноевропейских революций породили движение декабристов, его породило историческое развитие их страны, объективные исторические задачи в русском историческом процессе».[2]

Противоречивы оценки самого выступления декабристов. Немало исследователей оценивают его отрицательно, причём с противоположных позиций: одни ссылаются на бестолковость и непрофессионализм стояния на Сенатской площади, на неуклюжесть и несуразность блужданий Черниговского полка, другие рассуждают, что это выступление воспрепятствовало проведению правительственных реформ.

Однако историки государства и права сходятся в том, что выступление декабристов было единственным внешним и наглядным проявлением кризиса существующего политического строя, резко поставившим вопрос об отмене крепостничества в Российской империи. По справедливому замечанию О. Э. Лейста, непонятно, «почему борцы против рабства Джон Браун и Битчер Стоу заслуженно и всенародно считаются национальными героями своей страны, а Радищев и декабристы в нашей отечественной литературе и публицистике за то же самое порой подвергаются порицанию и осуждению».[3]

«Русская правда» П. И. Пестеля представляет собой один из наиболее подробных и развёрнутых проектов преобразования государственного строя России в первой четверти XIX века, учитывающий реалии своего времени. В конституционном проекте П. И. Пестеля впервые в отечественной истории политико-правовой мысли предпринята попытка достаточно полно и всесторонне изложить общую концепцию государственных преобразований. Изучение этого проекта способствует воссозданию самобытной цельной картины развития политико-правовой мысли России, показывает вклад отечественной науки в развитие учений о государстве и праве.

На нынешнем этапе развития нашей страны, как и во все другие периоды русской истории, задача совершенствования государства и общественного строя по-прежнему остаётся в центре внимания общества. Многие проблемы современной России имеют истоки в её историческом прошлом, поэтому при их решении во внимание должен приниматься весь исторический опыт России. Учитывая эти обстоятельства, политические и правовые взгляды П. И. Пестеля актуальны и в наши дни.

Цель курсовой работы – рассмотреть основные этапы формирования политико-правовых идей П. И. Пестеля, наиболее важные положения «Русской правды», её значение в истории развития политико-правовой мысли России. Для этого необходимо провести анализ проекта П. И. Пестеля, изучить работы исследователей декабристского движения, воспоминания современников, статьи периодической печати по данной теме, использовать энциклопедии, исторические справочники, учебники по истории политических и правовых учений России.


Формирование мировоззрения П. И. Пестеля

Павел Иванович Пестель родился в Москве 24 июня 1793 года. По вероисповеданию он был лютеранином. Будущий декабрист получил блестящее и разностороннее образование: до 12 лет он обучался дома, затем 2 года – в Дрездене, а завершил учёбу в петербургском Пажеском корпусе. За отличные успехи его имя занесли на мраморную доску корпуса (после событий 1825 года доску уничтожили). В 1811 году П. И. Пестель выпущен из Пажеского корпуса в лейб-гвардии Литовский полк прапорщиком, участвовал в Отечественной войне 1812 года. За храбрость, проявленную в Бородинском сражении, он был награждён золотой шпагой. 19-летний офицер был тяжело ранен, но продолжил службу адъютантом фельдмаршала П. Х. Витгенштейна, участвовал в Заграничных походах 1813-1814 гг., и ещё не раз отличился в боях, имел высокие награды России, Австрии и Пруссии.

По возвращении в Россию П. И. Пестель служил в резервной армии у П. Х. Витгенштейна в Митаве со штаб-квартирой в Тульчине. В 1816 году он вернулся в Петербург, где вместе с несколькими другими будущими декабристами слушал частный курс политических наук у профессора К. Ф. Германа, состоял в масонских ложах «Соединённых друзей» и «Трёх добродетелей». К этому же времени относится и вступление П. И. Пестеля в «Союз спасения» – первую тайную политическую организацию, которую создали в феврале 1816 года молодые офицеры Александр и Никита Муравьевы, Матвей и Сергей Муравьёвы-Апостолы, Сергей Трубецкой и Иван Якушкин. Небольшая – до 30 человек, – строго законспирированная группа заговорщиков своими главными задачами объявляла свержение тирании, уничтожение крепостничества, учреждение конституционной монархии. Но среди членов тайной организации выявились серьёзные разногласия в видении путей к свободе, и в конце 1817 года Союз ликвидировался.

На смену «Союзу спасения» пришёл «Союз благоденствия», организованный в январе 1818 года. П. И. Пестель был активным членом Союза спасения и Союза благоденствия, одним из организаторов ячейки Союза благоденствия в Тульчине. Устав «Союза благоденствия» отражал настроение самой умеренной части организации: постепенно, мирными методами готовить общественное мнение как силу, способную добиться преображения отчизны. На формирование «общего мнения» отводилось примерно 20 лет, после чего можно было подумать о революции, «безболезненной и мирной».

Направления деятельности Союза не выходили за рамки «человеколюбия», или благотворительной работы, «образования», «правосудия», «общественного хозяйства». Предусматривалось создание широкой сети легальных и нелегальных литературных, научных, педагогических, женских, молодёжных и других общественных организаций. Многие декабристы создавали новые школы, в которых обучались грамоте множество солдат и крестьянских детей. Члены Союза пытались бороться с судебным произволом, занимая не престижные в их среде гражданские посты судей и заседателей. Армейские офицеры не позволяли прибегать к телесным наказаниям, гуманно обращались с солдатами. Однако многим из них практическая деятельность Союза казалась недостаточной, а срок, необходимый для достижения конечной цели, – слишком длительным. Радикально настроенные члены организации требовали более активных действий.

В 1820 году в Петербурге собралось совещание Союза для обсуждения его программы. Здесь впервые в России тайная организация высказалась единогласно за предложенное Павлом Пестелем республиканское будущее России. Вскоре декабристы узнали о том, что царь хорошо информирован о деятельности Союза благоденствия. На созванном в январе 1821 года съезде Союза в Москве его немногочисленные делегаты договорились распустить организацию, чтобы, во-первых, избавиться от ненадёжных членов, а во-вторых, пересмотреть тактику борьбы.

На основе Союза благоденствия весной 1821 года возникли сразу две крупные революционные организации: Северное общество в Петербурге и Южное общество в Украине. Северное общество, чьи установки считались более умеренными, возглавил Никита Муравьёв. Более революционное и решительное Южное общество возглавил Павел Иванович Пестель.

В 1821 году П. И. Пестель в чине полковника получил в командование Вятский пехотный полк, находившийся в крайне расстроенном состоянии и считавшийся худшим во 2-й армии. Будучи талантливым командиром и воспитателем, он в течение года привёл его в образцовый порядок, за что в 1822 году получил от Александра I благодарность и 3 тысячи десятин земли. Среди современников П. И. Пестель славился блестящими способностями и огромным интеллектом. По отзывам сослуживцев он мог бы быть министром или командующим армией.

Декабристы уважали П. И. Пестеля «за необыкновенные способности», «честность, бескорыстие, равнодушие к материальным выгодам». Но почти все знавшие П. И. Пестеля отмечали наряду с холодным логическим умом, волей и смелостью надменную уверенность в правоте собственного суждения, непомерное честолюбие, находя в нём сходство с Наполеоном. «Его не любили, – писал М. П. Бестужев-Рюмин. – Чрезмерная недоверчивость его всех отталкивала». В 1821 году во время одной из служебных командировок П. И. Пестель встретился А. С. Пушкиным. Поэт характеризовал его как человека «замечательного ума, образования…. в сердце которого гнездились… пылкие чувства патриотизма» А. С. Пушкин записал в дневнике о Пестеле: «Умный человек во всём смысле этого слова… …Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю…». Великий поэт назвал любовь П. И. Пестеля к России столь же глубокой, сколь глубока любовь русского писателя к родному языку. Так любить родину может только подобная П. И. Пестелю «революционная голова».[4]

 

«Русская правда» П. И. Пестеля

П. И. Пестель разработал конституционный проект государственного устройства России, получивший название «Русская правда». «Русская правда» была принята на съезде в Киеве в 1823 году в качестве политической программы Южного общества. Проект был назван в память древнего законодательного памятника Киевской Руси (Русская правда Ярослава Мудрого). Название конституционного проекта, как и ряд вводившихся наименований верховных органов власти, указывали на преемственность русской демократической традиции, по мнению декабристов, восходящей к вечевому строю Древней Руси. Полное название проекта гласит:

Русская Правда или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая Заветом для Усовершенствования Государственного Устройства России и содержащая Верный Наказ как для Народа, так и для Временного Верховного Правления.

Работая над «Русской правдой», Пестель изучил огромное количество исторической, политической и юридической литературы, особенно широко им были использованы тексты английской и американской конституций. Друг П. И. Пестеля, секретарь Южного общества, Н. И. Лорер вспоминает: «В квартире, во всю длину его немногих комнат тянулись полки с книгами, более политическими, экономическими и вообще учёного содержания, и всевозможные конституции. Не знаю, чего этот человек не прочёл на своём веку на многих иностранных языках».[5]

В «Русской правде» намечалось 10 глав:

1.  О границах государства.

2.  О различных племенах, Российское государство населяющих.

3.  О сословиях государства.

4.  «О народе в отношении к приуготовляемому для него политическому или общественному состоянию».

5.  «О народе в отношении к приуготовляемому для него гражданскому или частному состоянию».

6.  Об устройстве и образовании верховной власти.

7.  Об устройстве и образовании местной власти.

8.  Об «устройстве безопасности» в государстве.

9.  «О правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве».

10.  Наказ для составления государственного свода законов.

Кроме того, в «Русской правде» имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции и краткое заключение, содержавшее «главнейшие определения и постановления, Русскою Правдою учинённые».

Написаны и окончательно отделаны были лишь две первые главы и большая часть третьей, четвертая и пятая главы остались в виде черновых подготовительных отрывков.

П. И. Пестель являлся сторонником введения в России республики, а не конституционной монархии, к которой склонялись многие из декабристов. Он был убеждённым противником самодержавия, называя его «разъярённым зловластием». В «Русской правде» он выражает желание уничтожить даже само воспоминание о прежнем торжестве этой тирании. Поэтому самодержавие, по проекту П. И. Пестеля, решительно уничтожалось, и не только сам институт самодержавия, но и весь царствующий дом. П. И. Пестель последовательно выступал за цареубийство, считал ошибкой английской и французской революций сохранение жизни Стюартам и членам династии Бурбонов, что привело к реставрации монархии в Англии и Франции. На следствии П. И. Пестель давал следующие показания: «Я сделался в душе республиканец и ни в чём не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении».[6] Верховная власть должна была принадлежать народу: «…Народ Российский не есть принадлежность или Собственность какого-либо лица или семейства. Напротив того, Правительство есть принадлежность Народа, и оно учреждено для Блага Народного, а не Народ существует для Блага Правительства».[7] Для того времени это была поистине революционная идея.

В «Русской правде» обоснована необходимость введения общедемократических прав и свобод: неприкосновенности личности, равноправия, свободы совести, слова, собраний и т. д. Все сословия должны быть решительно уничтожены и слиты в «единое сословие гражданское». Предполагалось уничтожить и сословные привилегии. Все россияне объявлялись одинаково «благородными»», то есть «рождёнными во благо». Следовательно, провозглашалось равенство всех перед законом и признавалось «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах. Немедленно уничтожались гильдии, цехи, а также военные поселения, «одна мысль о которых наполняла каждую благомыслящую душу терзанием и ужасом».

Историческим прообразом демократической системы для П. И. Пестеля служило вече Новгородской республики. Но вече всего Российского государства собрать было невозможно, поэтому П. И. Пестель хотел разделить Россию на области, области – на губернии, губернии – на уезды, а самой мелкой административной единицей являлась бы волость. Все совершеннолетние (начиная с 20 лет) граждане мужского пола имели право избирать и быть избранными в любой орган государственный власти. Они могли участвовать в ежегодном волостном собрании, где выбирали бы делегатов «наместных народных собраний», то есть местных органов власти. Каждая волость, уезд, губерния и область должны были иметь своё наместное народное собрание. Главой наместного волостного собрания становился выборный «волостной предводитель», а главами уездного и губернского наместных собраний – выборные «посадники». Компетенция наместных собраний была довольно широкой: они выслушивали отчёты исполнительных органов власти в волости, уезде, губернии – волостных, уездных и земских правлений, принимали и рассматривали жалобы на местное начальство, выбирали новых чиновников местного управления и утверждали прежних и вообще занимались всеми делами местного значения, «до волости или уезда касающимися». В верховный орган власти П. И. Пестель предлагал двухстепенные выборы: сначала волостные народные собрания выбирали депутатов в уездные и губернские собрания, а последние из своей среды – представителей в высший орган законодательной власти – Народное вече.

Верховная власть разделяется на законодательную и верховно-исполнительную.

Верховный законодательный орган будущей России – Народное вече – избирался сроком на 5 лет. Ежегодно 1/5 часть народных представителей переизбиралась. Председатель выбирался из членов, пребывающих в составе Народного вече последний год. Только Народное вече имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Никто не имел права роспуска Народного веча, так как оно представляло «волю» и «душу народа в государстве.

Верховным исполнительным органом являлась Державная Дума, состоявшая из 5 человек, избиравшихся Народным вече на 5 лет. Ежегодно один из членов Думы выбывал из её состава ввиду истечения своего срока и заменялся другим по выбору. Председателем Державной Думы являлся её член, заседающий в ней последний (пятый) год. Державная Дума «ведёт войну и производит переговоры, но не объявляет войны и не заключает мира. Все министерства и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальством Державной Думы».

Помимо законодательной и исполнительной власти в государстве, по мнению П. И Пестеля, должна быть и власть блюстительная, которая контролировала бы точное исполнение законов в стране и следила бы затем, чтобы две другие ветви власти не выходили за рамки, установленные законом. Центральный орган блюстительной власти – Верховный собор – состоял из 120 бояр, избиравшихся пожизненно. Они не могли участвовать ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Председатель выбирался на год самим собором. Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей и только после утверждения Верховным собором закон получает юридическую силу. Собор имеет серьёзные контрольные функции, так как назначает по одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область. Главнокомандующие действующих армий также назначаются Верховным собором, и сам Верховный собор «принимает начальство над армией, когда она выступает за пределы своего государства» Таким образом, по мысли П. И Пестеля, «Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и Державную Думу» Собор имеет право отдавать под суд чиновника любого уровня за злоупотребления.[8]

П. И. Пестель чрезвычайно высоко ценил личную свободу человека. Будущая Россия, по П. И. Пестелю, – это общество, прежде всего, свободных людей: «…без свободы личной нет государственного здания, и без неё нет ни спокойствия, ни благоденствия». В России, о которой мечтал П. И. Пестель, не могло быть крепостного права, так как «обладать другими людьми» как своей собственностью «есть дело постыдное … противное законам естественным… Рабство в России должно быть решительно уничтожено…».

Глава Южного общества предполагал освободить крестьян с землёй и закрепить за ними все права гражданства. Вся обрабатываемая земля в каждой волости, по проекту П. И. Пестеля, делится на две равные половины: на «землю общественную», которая будет принадлежать всему волостному обществу, и не может быть ни продана, ни подарена, ни заложена, и на «землю частную», которая будет являться объектом купли-продажи.

Общественная земля делилась бы на участки такого размера, чтобы каждый «…Необходимое для житья одного Тягла доставлять мог. Тяглом разумеется муж с женою и тремя детьми». Эти участки подлежали раздаче в пользование членам волостного общества сроком на один год, по истечении которого земля переходила бы в другие руки или оставалась за прежним хозяином. Из рук в руки участки переходят в следующих случаях: если кто-то не пожелает более заниматься земледелием или хочет переменить участок на свободный, если пользователь не может быть удовлетворён размером участка по причине увеличения числа членов его семьи, а также когда гражданин лишён прав за преступление.[9]

«Земли частные будут принадлежать казне или Частным Лицам, обладающим оными с полною свободою…. Сии Земли, будучи предназначены для образования частной Собственности, служить будут к Доставлению изобилия».[10]

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.