Реферат: Рождение Русского флота в эпоху Петра 1
Реферат: Рождение Русского флота в эпоху Петра 1
Школа №
среднего ( полного
) образования
Р Е Ф Е
Р А Т
по истории
“Эпоха
Петра 1: рождение
русского флота”
работу выполнил
:______________________
__________________
рецензент:
_______________
оценка :
ВОРОНЕЖ
1997 г.
ПЛАН
Географическое
положение
России
в
конце
17 века
.
Вступление
на
престол
Петра
1.
Первый
Азовский
поход.
“Консилия
господ адмиралов
. ”
- Второй Азовский
поход.
- Решение
Боярской Думы:
“Морским судам
быть...”
7. Великое
посольство
1697-1698 гг.
- Экзамен в
Воронеже.
- Начало Северной
войны.
- Гангут и
Гренгам , окончание
Северной войны.
- Российский
флот к 1725 году.
- Завершение
царствования
Петра 1 , его итоги
и значение.
- Географическое
положение
России в конце
17 века.
раницы
русского государства
18-го века сущесвенно
отличались
от современных.
Они совпадали
лишь на севере,
где безлюдные
тогда просторы
Заполярья
омывали воды
морей Ледовитого
океана. На западе
граница пролегала
по Ладожскому
озеру , включала
земли , расположенные
чуть западнее
Смоленска , и
далее тянулась
вдоль Днепра.
На южной
оконечности
страны находилась
Астрахань. От
нее пограничная
линия тянулась
к столице Донского
войска— Черкасску
, расположенному
севернее устья
Дона , и затем
поднималась
на северо-запад
до излучины
Днепра в районе
современного
Днепропетровска.
Как видим
, Россия в те
времена занимала
огромные
пространства.
Но ее территория
была отрезана
от морских
берегов , от
возможности
широкого
использования
дешевых путей
сообщения.
Между тем в
средние века
и даже в новое
время экономически
процветали
страны ,располагавшие
возможностью
связываться
с остальным
миром морем
– Англия , Голландия
, Испания и др.
У России такие
возможности
были крайне
ограничены
. На востоке ее
границы омывал
Тихий океан
, но выгод из
этого извлечь
было нельзя
, т.к. Дальний
Восток только
начинал осваиваться
и экономического
значения этот
край не имел.
На юге европейской
России Астрахань
открывала путь
в Каспийское
море . Город
издавна являлся
транзитным
пунктом в торговле
с восточными
странами не
только для
России , но и
для Западной
Европы . Однако
Каспийское
море не имело
выхода к океанским
просторам , оно
обеспечивало
морские связи
с Восточным
Закавказьем
, Ираном и отчасти
Средней Азией.
Роль единственных
морских ворот
России в страны
Европы выполнял
Архангельск
. Но расположение
этого города
представляло
ряд серьезных
неудобств .
Во-первых,
Архангельск
был удален от
Москвы на расстояние
, которое в два
раза превосходило
расстояние
от Москвы до
побережья
Балтийского
моря. К тому же
Москва не имела
прямого речного
пути в Архангельск
: товары, предназначавшиеся
на экспорт , к
зиме сосредотачивались
в Ярославле
, оттуда санным
путем доставлялись
в Вологду, а
затем по Сухоне
и Двине в Архангельск.
Во-вторых , путь
через Белое
море в страны
Западной Европы
был в два раза
длиннее , чем
путь через
Балтийское
море. Наконец
, в-третьих , морской
путь через
северные моря
таил неизмеримо
больше опасностей
,чем путь через
Балтийское
море , где кораблям
не грозили
айсберги ,
обледенения
и суровые условия
плавания .
Россия очень
нуждалась в
побережьях
Черного и Азовского
морей. Но выход
к этим морям
запирали две
турецкие крепости
, стоявшие в
устье Дона и
Днепра : Азов
и Очаков. Однако
в 1687 году царица
Софья решается
снарядить армию
для похода в
Крым , и в этом
же году стотысячная
армия под
командованием
главы правительства
князя В.В. Голицына
двинулась на
юг , но не дойдя
до Крыма вернулась
обратно , понеся
большие потери
от болезней
. Два года спустя
в 1689 году Голицын
повторил поход
, достиг Перекопа
, но , не предприняв
активных действий
возвратился
в Москву . Эти
походы подорвали
авторитет Софьи
и ослабили ее
шансы в борьбе
за власть .
- Вступление
на престол
Петра 1 .
В 1689 году Петр
смещает Софью
с престола и
становится
во главе государства
. Более всего
юного царя
влекло морское
дело . Современников
и потомков
всегда удивляло
, как Петр , живя
в Преображенском
, никогда не
видев не только
моря , но и большого
озера , так
пристрастился
к морскому делу
, что оно оттенило
на второй план
все прочие
увлечения .
Есть версия
, что истоки
этой страсти
у царя , с детства
боявшегося
воды , связаны
со знакомством
с астролябией
, а также со старым
ботиком , найденным
Петром и Францем
Тиммерманом
в сарае Н.И. Романова
в селе Измайловском
. Достоинство
ботика , который
Петр в последствии
назовет “дедушкой
русского флота”,
состояло в том
, что паруса на
нем были устроены
так , что позволяли
плавать против
ветра .
Обучение
плаванию проходило
на Яузе , узенькой
речушке , в берега
которой судно
то и дело упиралось
. Поиски большой
воды , где в полной
мере можно было
овладеть искусством
управления
ботиком , привели
шестнадцатилетнего
Петра на просяной
пруд , а затем
и на Переяславское
озеро . Практически
Петр все время
проводил в
марсовых и
нептуновых
потехах – так
тогда называли
военные игры
и маневры на
суше и на Переяславском
озере . В промежутках
между сухопутными
маневрами Петр
устраивал
“баталии” на
Переяславском
озере . Впрочем
, размеры озера
не удовлетворяли
царя , его тянуло
к настоящему
морю , и в 1693 году
он отправляется
в Архангельск
-- единственный
торговый порт
на Белом море
, связывающий
Россию со странами
Западной Европы
. Здесь царь
впервые увидел
крупные торговые
корабли , доставляющие
в Россию сукно
, галантерею,
краски . В их
трюмы грузили
меха , пеньку
, черную икру
, а на палубы
укладывали
мачтовый лес
. На небольшой
яхте Петр впервые
совершил
непродолжительное
морское путешествие
.
В это время
в Архангельске
окончилась
погрузка нескольких
английских
и голландских
купеческих
судов , и они
готовились
отправиться
в обратный путь
. Их провожал
настоящий
голландский
военный корабль
. Царь попросил
капитана корабля
Иолле Иоллеса
взять его с
собой в плавание
, четвертого
августа снялись
с якоря , но при
слабом ветре
еле добрались
до устья Двины
, где при совершенном
безветрии
простояли целый
день . Царь в
это время оснастку
корабля и пересмотрел
все закоулки
судна . Шестого
августа подул
южный ветер
, и корабли вышли
в море . Время
для царя летело
так быстро ,
что он не заметил
, что отъехал
от Архангельска
более чем на
триста верст
. У Трех Островов
царь простился
с капитаном
на своей яхте
“Петр”.
Наконец
восемнадцатого
сентября Петр
объявляет о
своем решении
покинуть Архангельск
. Перед отъездом
царь закладывает
в городе сорокапушечный
корабль, а другой
такой поручает
купить в Голландии
амстердамскому
бургомистру
Николаю Витсену.
По пути домой
, на заводе в
Олонце , Петр
сам отлил пушки
и выточил такелажные
блоки для заложенного
корабля . В течение
Великого поста
в Архангельск
было отправлено
1000 самопалов
и 2000 пудов пороха
.
В самый конец
распутицы
следующего
лета ( 1694 год) Петр
снова спешит
в Архангельск
и двадцатого
мая Спускает
на воду “Святой
Павел” – пожалуй
первый русский
корабль ,получивший
“проездную
грамоту “ на
право заграничной
торговли .
Пребывание
русского царя
на Белом море
– уникальная
страница истории.
Скажем о главном.
Дождавшись
купленного
в Голландии
торгового
корабля “Святое
пророчество”
, Петр поднял
на нем трехцветный
“штандарт царя
московского”
и в сопровождении
“Святого
Петра” , “Святого
Павла” и эскорта
из восьми английских
и голландских
торговых и
военных судов
отправился
на выход из
Белого моря
. Достигнув
мыса Св. Нос и
пожелав иноземцам
счастливого
плавания , Петр
со своей эскадрой
вернулся к
устью Двины.
Правда , до этого
Петр совершил
рискованное
плавание на
Соловки с известным
крушением у
Пертоминского
монастыря.
Плавание с
голландцами
было для царя
“морским ликбезом”
. государь
интересовался
всем : от подачи
пива капитану
до уборки парусов
. Обучение дало
отличные результаты
, тем более , что
голландским
языком Петр
владел в совершенстве.
Несомненно
, 1694 год был переломным
в истории русского
флота . Царь
понял : потешные
игрища – лишь
начало... В Архангельске
он встречал
торговое посольство
из Голландии
во главе с Николаем
Витсеном –
владельцем
верфи в Роттердаме.
Петр заказал
ему построить
“образцовую”
32-весельную
галеру с тем
, чтобы по прибытии
ее в разобранном
виде в Архангельск
тотчас же отправить
в Москву . По
пути на пир ,
устроенный
им для английских
и голландских
капитанов ,
Петр неожиданно
прыгнул в реку
. Нарядно одетые
гости , наслышанные
о крутом нраве
царя , не замедлили
последовать
за ним . По преданию,
Петр, страдавший
водобоязнью
, так снял с себя
порчу и усугубил
веселье за
столом .
В это время
назревает план
похода на турецкую
крепость Азов.
Русское командование
преследовало
цели : обезопасить
южные границы
государства
от ежегодных
вторжений
крымских татар,
захватить Азов
, захваченный
турками в 1471 году,
и сделать его
опорным пунктом
борьбы за
черноморское
побережье .
План похода
был утвержден
, оставалось
ждать прибытия
“образцовой”
галеры , чтобы
приступить
к строительству
флота . Франц
Лефорт писал
в июле 1694 года
брату в Женеву:
”Меня непременно
хотят сделать
адмиралом, я
отказываюсь
, но их Величество
того желают
. Это доставит
мне большое
содержание
и беспримерную
честь быть
генералом и
адмиралом . Мне
поручено командовать
всеми судами.”
Но пока
доставят “образцовую”
галеру , пройдет
не меньше года
, поэтому пылкий
нрав царя взял
верх над осторожностью
, и Петр , не дождавшись
начала строительства
, объявляет о
выступлении
армии в поход
.
- Первый Азовский
поход.
В марте 1695
года 150-тысячное
войско , из которого
тридцать тысяч
должны были
штурмовать
Азов , двинулось
на юг.
Походы на
Крым предпринимались
не раз , но все
они заканчивались
неудачно : русской
рати приходилось
двигаться по
безлюдной и
безводной степи
, и она , подвергаясь
постоянным
нападениям
татарской
конницы , достигала
Крыма столь
обессиленной
, что не рисковала
вступить на
полуостров
и ни с чем возвращалась
домой .
На этот раз
было решено
нанести удар
не по Крымским
татарам ,находившимся
в вассальной
зависимости
от Османской
империи , а по
Азову .Новое
стратегическое
направление
имело ряд преимуществ
по сравнению
со старым ,
нацеленным
непосредственно
на Крым. Главное
из них состояло
в том , что войска
получали возможность
двигаться не
по “ голодной”
степи, а по реке
Дон , вдоль которой
стояли поселения
донских казаков.
Отпала необходимость
в колоссальном
обозе, доставлявшем
не только
продовольствие
, но и воду.
Войско на
судах дошло
до Царицына
, оттуда пошло
пешком до казачьего
города Паншина
на Дону . Этот
переход был
очень труден
, потому что
люди были изнурены
продолжительной
греблей , а тут
, за недостатком
лошадей , им
пришлось тащить
на себе пушки
, амуницию и
провиант . В
Паншине Петра
ожидала новая
невзгода : подрядчики
не приготовили
нужного количества
провианта и
лодок . Однако
, после трехдневных
хлопот войско
поплыло вниз
по Дону и в конце
июня подступило
к Азову .
Вновь прибывшее
войско установило
батареи и в
первых числах
июля началась
осада .Город
непрерывно
обстреливался
. Петр собственноручно
начинял бомбы,
заряжал пушки
и мортиры, о
чем сам написал
в своей книжке
:” Начал служить
бомбардиром
с первого Азовского
похода”. Из-за
отсутствия
у русских флота
турки постоянно
получали подкрепление
с моря , а наши
войска нуждались
даже в съестных
припасах . Поводе
продовольствие
подвезти было
нельзя , т.к. турки
с обеих сторон
Дона построили
две крепкие
каланчи , между
которыми была
протянута цепь.
Было необходимо
овладеть каланчами
, чтобы восстановить
сообщение со
складами . В
армии объявили
, что солдаты
, добровольно
идущие на штурм
этих башен ,
получат по
десять рублей
каждый . Охотники
нашлись и одну
каланчу взяли
. Теперь плавание
по Дону стало
свободным .
Вскоре осажденные
отомстили за
эту потерю : на
сторону турок
перешел голландский
матрос Яков
Янсен . Он рассказал
о слабых местах
русской армии
, и сообщил , что
осаждающие
спят днем во
время зноя , а
ночью бодрствуют.
Турки тихо
подобрались
к русскому
лагерю . На вопрос
часового :” Кто
идет?” отвечал
один из астраханских
раскольников
, находившихся
в Азове , что
идут казаки
. Турки стремительно
ворвались в
лагерь и учинили
жестокую резню.
Подоспевшие
на помощь войска
отбили атаку
, но неприятелю
удалось увезти
с собой девять
пушек и испортить
остальные
осадные орудия
. Зато гарнизон
второй каланчи
, опасаясь нападения
, оставил башню
со всеми пушками
и бежал в Азов
. Петр обрадовался
и решил , что
раз путь по
Дону совершенно
свободен , то
и сам Азов долго
не продержится
. Но надежды
царя не сбылись
: турки отстреливались
с еще большей
яростью , осада
и подкопы результатов
не давали , войска
таяли .
“Здесь мы
работаем без
отдыха – пишет
царь –но, слава
Богу , все здоровы
и марсовым
плугом и в городе
, и на стенах ,
и во рву все
испахано и
засеяно железом
. Теперь ожидаем
хорошего урожая
, помощи Божией
во славу Его
святого имени
. “
Но несмотря
на все надежды
и ожидания
Петра поход
1695 года окончился
ничем . Два штурма
не удались и
в конце сентября
было решено
отступить от
Азова , оставив
сильные гарнизоны
в каланчах.
4.“ Консилия
господ адмиралов
.”
Возвратившись
из-под Азова
, Петр созывает
совет , на котором
присутствовали
Шереметьев
,Гордон, Зотов,
Репнин, Лефорт
, Головин и конечно
же “шутейный”
государь и шеф
грозного
Преображенского
приказа “костолом”
Федор Романовский
. Также здесь
были Яков Брюс
с картами и ,
наконец, Александр
Меньшиков .
Флот решили
строить в
Преображенском
: 22 галеры по
образцу голландскому
, 4 брандера , 3
фрегата и 2 галеаса
и везти их для
сборки в Воронеж
; на ближних к
Воронежу плотбищах
– Козлове , Добром
, Сокольске
сделать 1300 сплавных
стругов для
войска , 300 лодок
и 100 плотов ; в
Воронеже учинить
Адмиралтейство
и цейхгауз
заложить 2 корабля
и дома для работных
людей рубить
непрестанно
.
Неудача
под Азовом
обнаружила
привлекательную
черту характера
Петра 1 – он умел
извлекать уроки
и не расхолаживался
, а напротив ,
доискивался
до причин неуспеха
и с удесятеренной
энергией исправлял
допущенные
промахи , поэтому
царь не упал
духом и стал
готовиться
ко второму
походу .
Базой флота
решено было
сделать Воронеж
по нескольким
причинам :
- в 1694 году Петр
приезжал в
Воронеж и пришел
в восторг от
обилия
вековых лесов
, годных для
постройки
кораблей ;
- вблизи
находилась
липецкая железная
руда ;
- река Воронеж
впадала в Дон
и во время половодья
обладала достаточной
судоходностью
, а местное население
, благодаря
отправке “донских
отпусков” , уже
имело опыт в
строительстве
речных судов
.
Тридцатого
ноября Петр
пишет Апраксину
: “ По возвращении
от не взятия
Азова с консилии
господ адмиралов
указано мне
к будущей войне
делать галер
, для чего удобно
мню , быть
шхип-тиммерманам
всех от Вас
сюды...” Между
тем Архангельск
дождался груза
из Голландии
. В январе 1696 года
подводы с галерой
прибыли в
Преображенское
. Историк флота
прошлого века
Сергей Елагин
писал : “ Положения
консилии начали
исполняться
. Преображенское
обратилось
в верфь , на ней
к концу февраля
были срублены
члены 22 галер
по образцу ,
доставленному
из Архангельска
, 4 брандеров .
Галеры были
длиной 38 шириной
9 метров , с двумя
мачтами и числом
весел от 28 до
36 . Первыми строителями
флота были
солдаты Семеновского
и Преображенского
полков , а также
нанятые купцом
Гартманом
голландцы .
Главным сервайером
был знаток
“каторжного”
дела Ф. Тиммерман.
Тихон Стернев
отвечал за
поставки леса
и “имание”
людей . А. Кревет
– толмач Посольского
приказа – улаживал
с иноземцами
поставки по
парусной и
такелажной
части –дела
тонкого и мало
кому понятного
из-за обилия
иностранных
терминов .
Ранней весной
1696 года началось
драматическое
шествие 27 судов
из Москвы в
Воронеж . В конце
февраля Петр
приезжает в
Воронеж и остается
в городе до
начала мая . Он
лично работал
над постройкой
кораблей , занимался
их оснащением
и комплектованием
экипажей . Жил
царь в доме
подьячего
Игната Моторина
. Работы велись
на правом берегу
реки , около
Успенского
монастыря
Воронежская
верфь как бы
раздваивалась
. В конце марта
в Воронеж приехал
воевода А. С.
Шеин , назначенный
главнокомандующим
. Фактически
же всем руководил
сам Петр . В течение
апреля в Воронеж
стягивались
русские войска
, прибывали
иностранцы
: инженеры-кораблестроители
и офицеры . Основную
часть работных
людей на верфи
в Воронеже
составляли
драгуны , стрельцы
, казаки и солдаты
из городов
Белгородского
разряда – всего
около 27000 человек
. Второе апреля
1696 года считают
днем рождения
русского флота
: на воду были
спущены галеры
“Принципиум”
, “Святой Марк”
и “Святой Матвей”.
26 апреля спущен
на воду многопушечный
галеас “Апостол
Петр” .
- Второй Азовский
поход .
И вот наконец
флот готов .
Весь флот состоял
из трех караванов,
возглавляемых
тремя флагманами
под общим
руководством
генерал-адмирала
Лефорта на
голландской
галере . Для
вице-адмирала
Лима и шаутбенахта
Лозера флагманскими
стали корабли
“Святой Петр”
и “Святой Павел”
. Петровскую
галеру называли
просто “Его
Величество”
или “Кумандера”
. Третьего мая
Петр , покидая
Воронеж , пишет
дьяку Андрею
Винниусу в
Москву : “Сегодня
с осьмью галерами
в путь свой
пошли , где я
от господина
адмирала учинен
есмь командором
“ . Остальные
караваны уходили
по мере готовности
, ведя достройку
на ходу . В пути
Петр лихорадочно
сочинял “Указ
по галерам о
порядке морской
службы” – первый
российский
военно-морской
устав . Вот одна
из его статей
: “Под великим
запрещением
должны друг
друга не оставлять
и всячески о
том радеть .
Понеже пока
в корабле доски
плотно стоят
меж себя , тогда
всю вселенную
могут объехать
и никакого
шторма не бояться
.”
Пятнадцатого
мая Петру салютовал
Черкасск –
казачья столица
. Казаки , встретившие
караван , преподнесли
сюрприз : три
десятка лодок
уже сделали
попытку взять
на абордаж
турецкие суда
, да борта у тех
оказались
слишком высокими
...
Известие
о первой стычке
казаков с турками
было хорошим
подарком Петру
– гетман левобережной
Украины Иван
Мазепа заслуживал
всякого одобрения
. Вся морская
эпопея 1696 года
, положившая
начало русскому
флоту , выглядела
следующим
образом...
Хотя два
других каравана
были еще в пути
, Петр решил
один из полков
Гордона посадить
на галеры и
двигаться к
устью Дона
вслед за 40 казачьими
лодками во
главе с войсковым
атаманом Фролом
Миняевым : на
каждой лодке
было по 20 бойцов
. Когда из-за
мелей галеры
встали на якорь
в самых протоках
, Петр на казачьей
лодке отправился
в разведку на
азовское взморье
и увидел 13 судов
неприятеля
, стоявшие на
якорях . Дальнейшие
действия Петра
остаются непонятными
: все галеры
спешно поднимаются
вверх по протокам
и Дону к Новосергиевску
– укрепленной
базе русского
флота выше
Азова . Видимо
, Петр решил
дождаться
подхода двух
других караванов
, поскольку 9
русских галер
против 13 кораблей
турок оказались
бы в слишком
невыгодном
положении.
Между тем
казаки , оставшиеся
в засаде в камышовых
зарослях, продолжали
наблюдение
за действиями
неприятеля
. Девятнадцатого
мая атаман
Миняев , обнаружив
турецкий десант
, направлявшийся
с кораблей к
Азову , решил
напасть на 13
тумбасов со
снарядами и
продовольствием
и на прикрывавшие
их
11 вооруженных
ушколов . Натиск
40 казачьих лодок
был столь внезапен
, что почти все
тумбасы были
захвачены в
абордажном
бою . Перегрузив
припасы и пленных
на один из тумбасов
9 других сожгли
. Турки в панике
бежали . три
тумбаса все
же прорвались
к Азову , а ушколы
к кораблям .
Турки начали
поспешно сниматься
с якорей . Два
корабля не
успели поднять
паруса и казаки
напали на них
. Один из кораблей
турки затопили
сами , другой
был захвачен
и сожжен казаками
.
Это была
единственная
морская баталия
в Азовской
кампании , и
она была проведена
с казачьих
лодок . Значит
, первой победой
на море русский
флот обязан
казакам . Поэтому
, вероятно , Петр
в донесении
“кесарю” не
смог не слукавить
:”И того же дня
(19 мая ) мы , холопи
твои , в малых
судах , а казаки
в лодках ударили
на неприятеля
, те вышеописанные
суда разбили
, из которых 9
сожгли , одно
взяли ... с моря
, май 31 дня . Петр
.“ В тот же день,
к вечеру , казачьи
лодки с захваченным
снаряжением
и пленными
приплыли в
Новосергиевск
и были встречены
салютом . Через
неделю салют
повторился
по случаю прибытия
к войскам
генералиссимуса
А. Шеина и генерал-адмирала
Франца Лефорта
. Первый российский
адмирал задержался
не по своей
воле : рана ,
полученная
в прошлой кампании
привела к тяжелой
болезни . Корабли
, не мешкая , по
протокам Каланча
и Кутерьма ,
наконец, вышли
в море . Это
случилось 27
мая 1696 года .
На беду
разыгрался
шторм . Уровень
воды стремительно
поднимался
, и палатки с
солдатами
штурмового
полка , высаженного
на острова ,
стало затапливать
. Солдаты пересели
на лодки , но
шквальный ветер
разметал их
, выкидывая
целые суда на
илистый , поросший
камышом берег
. Однако , корабли
отстояли на
якорях без
происшествий
. На следующий
день “великая
непогода”
продолжалась
.
Второго
июня 1696 года к
флоту присоединился
отряд вице-адмирала
Георга Лима
с семью галерами
. Десять дней
спустя показалась
галера шаутбенахта
Карла Лозера
и четыре брандера.
Теперь весь
флот , расположенный
поперек залива
, преграждал
путь с моря к
осажденному
Азову , над которым
уже давно клубился
дым боя .
Четырнадцатого
июля турецкий
флот стал на
якорь на виду
у русского
флота . Молчаливое
противостояние
продолжалось
две недели , но
двадцать восьмого
июня турки
рискнули высадить
десант в помощь
окруженному
Азову . Наши
галеры тут же
стали сниматься
с якорей , чтобы
сорвать высадку
и ударить по
кораблям . Турки
, видя это , поспешно
поставили
паруса и ушли
в море . В следующие
дни , как отмечал
историк Елагин
, “флот наш оставался
в наблюдательном
положении до
взятия Азова
войсками.”
Тем временем
русские войска
храбро сражались
под стенами
Азова . Генерал
Гордон начал
осуществлять
рискованный
план :он составил
проект вала
, превышающего
крепостные
стены , наметил
выходы для
вылазок , раскаты
для батарей
так , чтобы появилась
возможность
стрелять по
каменному замку
. Двадцать третьего
июня приступили
к гигантской
работе . Пятнадцать
тысяч человек
работали ночью
, и каждое утро
вал видимо
разрастался
.Но солдатам
не нравились
изнурительные
осадные работы.
Два полка
малороссийских
и донских казаков
под командованием
атамана Лизогуба
начали штурм
. Им удалось
ворваться в
Азов , но без
поддержки
остальных войск
казаки не выдержали
, отступили и
засели в бастионе
.
Турки быстро
опомнились
от неожиданного
натиска и всеми
силами ударили
по казакам ,
укрывшимся
на валу в бастионе
. Гордон со своими
гренадерами
поспешил на
помощь , и после
шестичасового
боя атаку турок
удалось отбить
.Царь поблагодарил
казаков за
храбрость и
приказал готовиться
к штурму . Но
девятнадцатого
июля из Азова
вышел старый
турок , махая
шапкой , чтобы
русские прекратили
пальбу . Условия
сдачи, по которым
турки уступали
Азов со всеми
орудиями и
снарядами ,
если им будет
предоставлена
свобода и гарантия
, что они смогут
выйти из города
в полном вооружении
с женами и детьми
, были приняты
и девятнадцатого
июля флот вошел
в устье дона
и с пушечным
салютом встал
на якорь у стен
поверженной
крепости . Неделю
спустя Петр
проводил вновь
заболевшего
Лефорта водным
путем в Москву
и вышел с флотом
в северную
часть залива
для осмотра
мыса Таганрог
. Выбрав место
для будущей
крепости , Петр
приказал флоту
стать на якорь
у вновь приобретенного
берега . Утром
флот возвратился
в Азов . Историк
Елагин писал
: “Кампания
кончилась . Без
громкой славы
, скромно , но
вполне , флот
выполнил свое
назначение
– дать возможность
не только покорить
крепость , но
приобрести
край и кончить
войну , искупив
таким образом
значительные
издержки и
почти нечеловеческие
усилия , употребленные
на его постройку
.”
Три года
спустя Петр
1 проводил до
Керченского
пролива российского
посла Украинцева
для заключения
мира с турками
. Впервые в истории
флота военный
корабль России
“Крепость”
с послом на
борту вышел
в Черное море
и направился
в Стамбул .
Последствия
Азовской победы
отозвались
по всей России
. Осенью 1696 года
в Москве состоялась
пышная “триумфания”
в честь взятия
турецкой крепости
. У триумфальной
арки наряженный
гением стихотворец
приветствовал
первого российского
адмирала и
идущего следом
Петра 1 :
-- Генерал-адмирал
, морских всех
сил глава , пришел
, узрел , победил
прегордого
врага ...
6. Решение
Боярской Думы
: “Морским судам
быть...”
На двадцатое
октября ( по
старому стилю
) было назначено
заседание
Боярской Думы
, к которому
Петр подготовил
записку с названием
:”статьи удобные
, которые принадлежат
к взятой крепости
или фартеции
турок Азова.”
Собранная в
Преображенском
Дума выслушала
историческое
предложение
Петра 1 : “... воевать
морем , понеже
зело близко
и удобно многократ
паче , нежели
сухим путем
. К сему же потребен
есть флот или
караван морской
, в сорок или
вяще судов
состоящий , о
чем надобно
положить не
испустя времени
: сколько каких
судов и со много
ли дворов и
торгов и где
делать ?” Дума
приняла “Статьи
удобные...” . Приведу
более пространный
отрывок из
этого документа
, чем широко
известное
троесловие
: “октябрь , в
двадцатый день
приговорено
:
Морским
судам быть , а
скольким , о
том справитца
о числе крестьянских
дворов , что за
духовными изо
всяких чинов
людьми , о том
выписать и
доложить не
замолчав . “
Азовская
победа привела
ко многим переменам
в России . Возросло
и национальное
самосознание
русского народа
, надо было
позаботиться
о символах
державы и флота
. Победа под
Азовом подвигла
Петра на учреждение
высшего ордена
страны – Андрея
Первозванного
. Первыми кавалерами
ордена стали
: преемник Лефорта
на адмиральском
поприще Ф. Головин
и гетман Иван
Мазепа за храбрые
действия казаков
. Учреждение
ордена привело
к появлению
главной гордости
русского флота
– Андреевского
флага . Кроме
того , Петр посылает
за границу 35
молодых людей,
23 из которых
носили княжеский
титул , для обучения
морскому делу
. Позже, в декабре
1696 года Петру
приходит мысль
снарядить за
границу посольство
, поручив ему
заботу об организации
коалиции европейских
держав для
продолжения
борьбы с Османской
империей . Посольство
, кроме того ,
должно было
нанять за рубежом
специалистов
на русскую
службу , закупить
оружие , а также
пристроить
для обучения
новую партию
дворян .
7. Великое
посольство
1697 - 1698 годов .
И вот , наконец
, назначен день
отъезда . Поручив
управление
страной князю
Ромодановскому
и боярину Тихону
Стершневу,
посольство
выехало второго
марта 1697 года
из Москвы .
Посольство
назвали “великим”
из-за его многочисленности
. Его возглавляли
три посла : Лефорт
, Головин и Возницын
. В числе волонтеров
находился Петр
Михайлов – под
такой фамилией
значился царь
. Посольство
сопровождал
многочисленный
обслуживающий
персонал : священники
, лекари , переводчики
, хлебники . В
месте с солдатами
охраны общая
численность
составляла
250 человек , а обоз
насчитывал
1000 саней .
Посольство
направилось
в Голландию
. Путь туда пролегал
через Курляндию
, Бранденбург
, Германию . Повсюду
в их честь
устраивали
торжественные
приемы , а Петру
иногда не удавалось
сохранить
инкогнито .
В начале
августа 1697 года
посольство
прибыло в центр
кораблестроения
Голландии –
город Саардам
. У царя была
неделя времени
, за которую он
успел купить
инструменты
у одной вдовы,
обрядиться
в голландское
платье , осмотреть
бумажные и
лесопильные
предприятия
и даже поработать
топором .
Шестнадцатого
августа 1697 года
состоялся въезд
посольства
в Амстердам
, где было достигнуто
соглашение
о том , что волонтеры
будут работать
на верфи Ост-Индской
компании . Конец
августа и начало
сентября прошли
в освоении
премудростей
кораблестроения
. Девятого сентября
был заложен
фрегат “Петр
и Павел” , который
в середине
ноября был
спущен на воду
. В выданном
царю аттестате
корабельным
мастером Полем
было засвидетельствовано
: “Петр Михайлов
, находившийся
в свите великого
московского
посольства
... был прилежным
и разумным
плотником ... ;
кроме того под
моим надзором
корабельную
архитектуру
и черчение
планов его
благородие
изучил так
основательно
, что может , сколько
мы сами разумеем
в том и другом
упражняться
.”
Но царю было
мало одной
практики , ему
хотелось освоить
теорию . Для
этого он решает
отправиться
в Англию , куда
прибыл в январе
1698 года . Там Петр
работал на
верфях , осматривал
Лондонские
предприятия
, побывал в
Оксфордском
университете
, несколько раз
съездил в Гринвичскую
обсерваторию
и на монетный
двор .
Так одна
из задач посольства
была выполнена
: волонтеры
постигли азы
кораблестроения
. Большие трудности
пришлось преодолеть
при закупке
оружия и найме
специалистов
. Тем не менее
удалось приобрести
10000 ружей , 5000 мушкетов
, 3200 штыков , корабельные
припасы и прочее.
На русскую
службу были
наняты 350 матросов
, а также боцманы
, шлюзные мастера
и т.д.
Но главная
задача посольства
не была выполнена
: Голландия
отказалась
вступить в
войну с Турцией
на стороне
России .
После пребывания
в Англии посольство
снова отправляется
в Голландию
, которую покидает
в мае 1698 года ,
чтобы отправиться
в Вену для
предотвращения
возможности
сепаратного
мира австрийцев
с османами и
достижения
согласия продолжать
войну с ними
. Однако и это
не удалось .
Австрия уже
вела переговоры
о мире с Османской
империей .
Впрочем
, у Петра теплилась
надежда склонить
к продолжению
войны Венецию
, но тревожные
вести из Москвы
разрушили все
его планы . Царю
пришлось возвратиться
в Россию .
8. Экзамен
в Воронеже .
К весне 1699
года из-за границы
возвратились
все волонтеры
. Они прибыли
в Воронеж , где
их назначили
на корабли ,
готовящиеся
к Керченскому
походу . В конце
апреля Петр
приказывает
К. Крюйсу произвести
на корабле
“экзерциции
, сколько на
якоре стоя , то
исполнить
можно”. Стольники
в присутствии
царя демонстрируют
неплохие навыки
и сноровку .
Что касается
умения управлять
кораблем и
командовать
экипажем , то
здесь ученики
показывают
свою полную
несостоятельность
.
В начале
июня 1699 года
германский
резидент Гвариент
доносил своему
императору
из Москвы : “из
числа 72 дворян
, посланных для
обучения в
Италию и Германию
только четверо
выдержали
экзамен , сделанный
самим государем
в Воронеже .
Остальным 68
представлено
или вторично
отправиться
в чужие края
и оставаться
там до приобретения
нужных сведений
, на свой счет,
или возвратить
выданные на
поездку деньги.”
Среди выдержавших
экзамен были
Ф. Урусов , князь
А. Голицын , Ф.
Плещеев . Другим
же наука не
далась .
Практика
учения молодежи
существовала
и в последующие
годы. Князь
Иван Львов жил
за рубежом и
был обязан
наблюдать за
русскими . В
своем письме
от 1711i
года он просил
не посылать
больше навигаторов
в Англию , т.к.
пользы от них
было мало :”...для
того , чтобы и
старые научились
там больше пить
и деньги тратить
. Не могу их оплатить
, а ныне хотят
уже в тюрьмы
сажать за долги
“. Надо было
готовить кадры
в своем Отечестве
...
9. Начало
Северной войны
.
Международная
ситуация все
больше осложнялась
. И вот наступило
то , чего все
ждали : Россия
вступила в
войну со Швецией
. Нужно сказать
, что начало
этой войны было
неудачным для
русских . Катастрофа
под Нарвой в
1700 году заставила
шведов думать
, что Россия
слаба и не может
оказать достойного
сопротивления
. Но они заблуждались
: поражение не
сломило Петра
, наоборот , он
начал готовиться
к войне с еще
большим рвением
.
Шведский
флот начал
вторжение .
Первые битвы
русских кораблей
с неприятелем
произошли на
озерах . В августе
1702 года 30 русских
кораблей под
командованием
Александра
Меньшикова
нанесли на
Ладожском озере
поражение
шведской эскадре
, состоящей из
9 крупных судов
. Два шведских
корабля были
сожжены , один
потоплен , два
захвачены в
жестокой абордажной
схватке . За
эту победу
офицеры получили
золотые медали
с цепями , а солдаты
золотые награды
поменьше и без
цепей .
Это поражение
не остановило
шведов . На Чудском
озере появилась
крупная шведская
эскадра . В 1704 году
произошло
сражение , в
ходе которого
русскими кораблями
было захвачено
13 неприятельских
судов , а избегшую
этой участи
яхту “Каролус”
взорвали сами
шведы .
В 1702 году Петр
1 взял Нотебург
( Шлиссельбург
) , а в 1703 году
Ниеншанц—крепость
в устье Невы
, что позволило
русским выйти
сначала в реку
Неву , а затем
в Финский залив
.
Первая победа
русского флота
в Балтийском
море была одержана
в устье Невы
. На следующий
день после
взятия Ниеншанца
Петр 1 внезапно
атаковал подошедшие
на помощь осажденной
крепости с
грузом продовольствия
и десантом
шведские суда
“Гедан” и “Астрильд”
. Оба корабля
были взяты на
абордаж при
непосредственном
участии царя
и А. Меньшикова.
Через несколько
дней на острове
Янни-Сари было
заложено основание
Санкт-Петербурга
. С моря новая
крепость была
защищена
трехъярусными
батареями ,
возведенными
у острова Котлин
.
Первые русские
суда Балтийского
флота строились
на Олонецкой
верфи ( Лодейное
поле ) , на которой
Петром в 1703 году
было заложено
7 фрегатов , 6 шняв
, 7 галер , 13 полугалер
, 1 галиот и 13 бригантин
.
Создание
мощного российского
флота послужило
началом овладения
всем морем . В
1710 году при участии
морских сил
были освобождены
Выборг , Рига
, о. Эзель , Ревель
.В 1713 году со взятием
Гельсингфорса
шведы были
окончательно
выбиты из Финского
залива .
К летней
кампании 1714 года
русский флот
насчитывал
15 линкоров ,
вооруженных
42-74 пушками каждый
, 5 фрегатов с18-32
пушками и 99 галер
. Указом Петра
1 от 16 ноября 1705
года на кораблях
были впервые
организованы
полки морской
пехоты .
10. Гангут и
Гренгам , окончание
Северной войны
.
В июне 1714 года
русский флот
под командованием
Ф.М. Апраксина
, двигавшийся
с продовольствием
к м. Або , был
блокирован
у м. Гангут шведской
эскадрой адмирала
Вантранга .
Соотношение
сил практически
не оставляло
сомнений в
исходе поединка
– у русских
почти не было
шансов . Однако
было решено
вступить в
сражение . Русские
применили
тактическую
хитрость: они
сделали вид
, что собираются
перетащить
свой флот по
бревнам на
другую сторону
мыса . Шведы
это увидели
и Вантранг
приказал части
своих кораблей
отойти на другую
сторону мыса
Гангут . Благодаря
решительным
действиям
русских моряков
отряд адмирала
Эреншельда
: фрегат “Элефант”
, 6 галер и 3 шхербота
, после ожесточенного
боя был пленен
. Адмирал Вантранг
возвратился
к своему королю
ни с чем .
Это сражение
справедливо
считают первой
крупной победой
молодого русского
флота .
Четвертого
июня 1719 года в
сражении со
шведами в Эзельском
проливе русским
флотом под
командованием
капитана второго
ранга Н.А. Сенявина
была одержана
первая победа
без абордажа
, с использованием
одних орудий
.
В июне 1720 года
русский гребной
флот под командованием
М. Голицына
заманил шведские
корабли в шхеры
у м. Гренгам .
В ходе решительной
абордажной
атаки русские
пленили 4 фрегата
с 104 пушками 400
моряками . Эта
победа ускорила
подписание
Ништадского
мира 1721 года ,
положившего
конец Северной
войне.
11. Российский
флот к 1725 году
.
К концу первой
четверти 18 века
Россия стала
одной из сильнейших
морских держав.
Тринадцатого
января 1720 года
Петром 1 был
издан первый
морской устав
:” Море . Но тогда
, чего ради тому
не исполниться
, и нас сие бремя
, воля вышнего
Правителя
возложить
изволила : оное
оставляем
непостижимым
судьбам его
. И понеже сие
дело необходимо
нужное есть
государству
, того ради сей
Воинский Морской
устав учинили
, дабы всякой
знал свою должность
и неведеньем
никто не отговаривался
.”
Издание
в России в 1720 году
Морского Устава
как бы подвело
определенный
итог морской
истории страны
: в самые сжатые
сроки на Балтике
был создан
сильный военно-морской
флот . Петр
использовал
все лучшее ,
что было в западном
кораблестроении
. Но он прежде
всего учитывал
особенности
русского театра
войны и мореплавания
у берегов Отечества
. От европейских
флотов флот
Петра отличался
прежде всего
тем , что вначале
он состоял в
основном из
гребных судов
, различных по
размерам и
вооружению
. Петр исходил
из того , что
такие суда
просты в постройке
, относительно
легко управляемы
, хорошо используются
для поддержки
сухопутной
армии . Только
после победы
под Полтавой
в России началось
интенсивное
строительство
линкоров . Только
они могли обеспечить
России господство
в Балтийском
море .
К 1725 году русский
флот на Балтике
был одним из
сильнейших
флотов . Он имел
48 линкоров и
фрегатов , 787 галер
и других судов
. Общая численность
команд достигла
28000 человек . С
1716 года на флоте
появились
гардемарины
– выпускники
открытой в 1700
году “Школы
математических
и навигационных
наук” . Впервые
за всю историю
страны многие
“незаметные
государству
мужи” получили
возможность
выдвинуться
на видные посты
. Это такие люди
как А.Д. Меньшиков
, Ф.Я. Лефорт
–адмирал , близкий
друг царя , А.С.
Шеин –первый
генералиссимус
, Ф.М. Головин
– адмирал , М.М.
Голицын – адмирал
. Все они добились
почета не только
из-за происхождения
– этих людей
возвысил их
ум .
В 1719 году простой
крестьянин
Ефим Никонов
изобрел первую
деревянную
подводную лодку
– “потаенное
судно”. Правительство
заинтересовалось
этой идеей , и
после успешных
испытаний лодки
в 1722 году изобретателю
было пожаловано
поместье с
несколькими
десятками
крестьян .
- Завершение
царствования
Петра 1 , его итоги
и значение .
Заслуга
Петра в том ,
что он не ограничился
созерцанием
того , как зародившиеся
до него процессы
продолжали
автоматически
развиваться
. Он властно
вторгался во
все сферы жизни
страны и отдал
свой незаурядный
талант ускорению
развития всех
начал , возникших
до него . Петр
как бы подстегивал
события . Трудно
и , пожалуй ,
невозможно
обнаружить
такие области
истории России
первой четверти
18 века , в которые
не вторгался
Петр и не оказывал
на них своего
влияния : военное
дело , дипломатия
, экономическое
и социальное
развитие , наука
, просвещение
, флот , быт ,
государственное
устройство
– вот далеко
не полный перечень
дел , которыми
он навсегда
прославил свое
имя ...
i
|