рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Россия на рубеже ХIХ-ХХ веков

1

В первое пореформенное 20-летие окончательно сформировались основные промышленные районы России — Московский, Петербургский, Уральский и Южный. В Московском районе преобладала текстильная промышленность. Петербургский район приобрел уклон в сторону металлообработки и машиностроения. Уральский и Южный были базой металлургической промышленности.

Самым мощным из них был Московский, опиравшийся на развитую кустарную промышленность центральных губерний (Московской, Владимирской, Костромской, Ярославской, Тверской). Кустарь-одиночка — основа и начало промышленного развития в любой стране. Выходя на рынок, кустарь попадает под власть скупщика. Скупщик постепенно стягивает кустарей в свою мастерскую. Со временем мастерская превращается в фабрику, где ручной труд заменяется машинным. Переход от ремесленной мастерской (мануфактуры) к фабрике называется промышленным переворотом.

Промышленный переворот — это долговременный процесс. Показателем его завершения в той или иной стране является наступление такого момента, когда в главных отраслях промышленности основная масса продукции изготовляется предприятиями, оборудованными машинами, работающими на паровой или электрической тяге.

В России промышленный переворот начался в середине ХIХ века. В разных регионах и отраслях он протекал неодинаково. В хлопчатобумажной промышленности он раньше начался и быстрее закончился. А в целом по стране машинное производство победило к концу ХIХ века. Это было связано с промышленным подъемом 90-х годов.

2

Всюду, где происходил промышленный переворот, он в какие-нибудь несколько десятков лет ломал укоренившиеся географические представления современников о своем отечестве. Железные дороги выхватывали из захолустий города и местечки, о которых прежде никто не слышал. Проселочные дороги вдруг наполнялись движением, а прежние тракты зарастали травой. Административные центры отбрасывались на периферию, но зато какое-нибудь село, прежде известное лишь своими искусными кузнецами или ткачами, словно по мановению чьей=то таинственной руки превращалось в огромный город, поднявший к небу десятки фабричных труб.

В 1871 году из села Иванова и Вознесенского посада Шуйского уезда Владимирской губернии был образован город Иваново-Вознесенск — крупный центр текстильной промышленности. Сам же Владимир в это время остановился в своем развитии, как и два других древних города — Новгород и Псков.

На юге стремительно возвысился Ростов-на-Дону, ставший крупным портовым городом и затмивший не только соседний Таганрог, но и Новочеркасск, столицу Донского казачества.

Промышленные районы тесным кольцом сомкнулись вокруг Петербурга и отрезали его от моря. В Петербурге в это время насчитывалось 667 тыс. жителей. Он превратился в город с резкими социальными контрастами. В слегка обветшавших дворцах на Миллионной и Литейном доживали свой век николаевские царедворцы и фрейлины. В эти же районы втискивали свои особняки в стиле эклектики дельцы новейшей формации, вчерашние приказчики и подрядчики. А недалеко то Сенной площади располагался огромный комплекс ночлежных домов, где ютилась беднота.

Москва быстро догоняла Петербург по числу жителей (601 тыс.) и тоже превращалась в промышленно-капиталистический город. Рабочий класс, скапливавшийся в крупных городах, в огромной своей массе состоял из пришедших на заработки крестьян. На время сева, покоса, жатвы они возвращались в свои деревни. В это время останавливались многие фабрики. Со временем некоторые рабочие оседали в городе и порывали связь с деревней. Но этот процесс шел гораздо медленнее, чем росли ряды промышленной армии труда. В 60-70-е годы рабочие, не связанные с землей, составляли лишь небольшое ядро рабочего класса. Обычно это были самые квалифицированные рабочие.

Третьим по величине городом была Одесса, население которой превысило 100 тыс. человек. В Сибири в пореформенный период самым большим городом стоял Томск (33 тыс. жителей). Большой Сибирский тракт, проложенный в середине ХIХ века, сделал его основным центром сибирской торговли. Тобольск, оказавшийся в стороне то тракта, почти не рос и терял прежнее значение.

В целом же промышленное развитие России в первое пореформенное 20-летие шло успешно. Оно отличалось органичностью, естественностью. Торговля выявляла потребности рынка, потребности человека. На их основе формировалась легкая промышленность. На основе ее потребностей в машинах, а торговли — в средствах доставки товаров развивались транспорт и тяжелая промышленность.

90-е годы стали периодом бурного развития промышленного сектора экономики. По темпам среднегодового прироста промышленной продукции Россия в конце прошлого века обгоняла все европейские страны и шла вровень в США.

В конце 90-х годов средний прирост промышленной продукции в ведущих отраслях промышленности составлял 12 % и более в год.

Особенно ускорено развивались новые отрасли производства: тяжелое машиностроение, химические производства, электроиндустрия, железнодорожный транспорт. В 1895 году Россия произвела 338 млн. пуд. нефти и стала крупнейшим мировым производителем этого важнейшего вида топлива. В 90-е годы удельный вес промышленного сектора в валовом национальном продукте постоянно возрастал, и Россия постепенно превращалась из страны аграрной в индустриально - аграрную. Наряду со старыми промышленными зонами, такими как Центрально-промышленный район, Польский регион, Урал, к концу ХIХ века возникли новые, выросшие на волне капиталистической индустриализации: Донбасс, Бакинский район, Кузбасс. Владельцы наиболее устойчивых крупных предприятий стали формировать монополистические объединения.

Первые монополии появились в России в конце ХIХ века. Всего их насчитывалось около 20-ти. Они возникали, как правило, в форме синдикатов (сохранение производственной самостоятельности при полном объединении коммерческих структур) и картелей (объединение с целью регулирования цены на сырье и конечную продукцию, условий найма рабочей силы при сохранении производственной и коммерческой самостоятельности).

Монополия ограничивает действие свободного рынка. Официально регистрируются знаменитые монополии: “Продамет”, “Продвагон”, “Продуголь”, “Особая распределительная контора заказов спичечной промышленности”, контролировавшая 95% всего производства спичек.

Органы государственной власти в XIX-ХХ веках

Государственный Совет

Государственный Совет был учрежден 1810 г. Идея его созда­ния принадлежит М.М.Сперанскому, по проектам которого Со­вет должен был стать одним из главных звеньев исполнительной власти, а законодательная власть Должна была осуществляться совместно императором и выборной Государственной Думой. Государственный Совет был образован в составе 5 депар­таментов: законов, дел военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии, наук, промышленности и торговли. Количество и значение департаментов не были постоянными, в 1832 г. был учрежден департамент по делам царства Польского, а с 1843 г., в связи с образованием Военного Совета, упало значе­ние департамента военного. Численный состав Госсовета не был строго определенным, в отдельные годы он достигал 80 членов, а иногда (в 1832 г.) состоял всего из 40 человек.

При Госсовете действовала Государствен­ная канцелярия, которая готовила дела, составляла мемории (т.е. выписки и доклады по делам), устанавливала очередность в их слушании, вела всю текущую переписку, отчетность.  При Гос. канцелярии действовала Государственная типография.

Сенат

Указ о правах Сената был издан 8 сентября 1802 г. Сенат объ­являлся верховным местом империи и наделялся большими правами:

1) власть Сената ограничивалась только императором;

2) Сенат был верховным местом империи по судебным делам, на его решения не было апелляции;

3) все императорские указы, общие и частные, в обязательном порядке направлялись в Сенат и им распубликовывались;

4)Сенату дано право входить с особым представлением к царю всякий раз когда среди издаваемых законов будет обнаружен такой, исполнение которого затруднено неясностью текста, несо­ответствием с существующими нормами;

5) Сенат ведал вопросами высшей полиции в государстве, следил и обеспечивал общий порядок в стране;

6) Сенату предоставлено право ревизии всех учреждений в го­сударстве;  

7) Сенаторы за свои преступные деяния были подсудны суду самого Сената.

По закону (ст. 4 Свода учреждений государственных) предсе­дателем Сената являлся император. Для надзора за производством дел и правильностью выноси­мых решений при каждом департаменте и каждом отделении стоя­ли обер-прокуроры; при общих петербургских собраниях Сената генерал-прокурор; при Московском общем собрании Сената - особый обер-прокурор. Сенату были приданы многочисленные канцелярии с огром­ным чиновничьим составом.

В сенатских канцеляриях, более чем где-либо, процветали подкупы, взяточничество, злоупотребления. Сенат, как государственный орган, осуществляющий волю, господствующих слоев страны, полностью оправдывал возложенные на него задачи по укреплению и охране основ феодально-крепостнического государства.

Комитет министров

Комитет министров был учрежден в 1802 г. одновременно с министерствами.

Формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Император председательствовал на заседаниях. Комитет обсуждал дела, которые во-первых, требовали общего соображения или содействия разных министров; во-вторых, пре­вышали пределы полномочий одного министра; в-третьих, в раз­решении или исполнении которых министры встречали сомнения.

Статья 11 учреждений государственных Свода законов Рос­сийской империи подразделяла полномочия Комитета министров на 2 категории дел: дела текущие и дела, специально отнесенные законом к компетенции Комитета министров. Все дела, относящиеся к ведению Комитета министров, посту­пали на рассмотрение по представлению министерств и главных управлений.

При Комитете министров действовала канцелярия, состоящая из нескольких отделений, общей экспедиции и архива.

Роль и значение Комитета министров повышались в периоды отсутствия императора в столице или вообще в стране. В таких случаях Комитет оставался фактическим правителем страны, а его ведению подлежали все вопросы внутреннего управления.

Комитет министров не стал центральным органом правления. Царизм не выпускал его из-под своего контроля. Комитет минис­тров не обладал правом законодательной инициативы, решения его получали законную силу лишь после утверждения их импера­тором. Комитет министров не имел силы исполнительной власти, а исполнение принятых им решений, проводилось соответствующими министерствами и ведомствами.

Министерства

Министерства, как постоянно действующие учреждения, были созданы в России в 1802 г.

Первоначально были созданы 8 министерств:

1) Военных сухопутных дел;

2) Морских сил;

3) Иностранных дел;

4) Юстиции;

5) Внутренних дел;

6) Финансов;

7) Коммерции;

8) Народного просвещения

Позднее были организованы: Министерство полиции, Главное управление путей сообщения и публичных зданий, Главное управление почт  и т.д.

Несмотря на все недостатки, наиболее действенными, рабочи­ми органами в системе царского самодержавия были именно ми­нистерства. Они оказались более, чем другие российские органы государственного управления, приспособленными к нуждам раз­вивающихся буржуазных отношений в стране.

Собственная    Его Императорского Величества канцелярия

Собственная канцелярия императора была учреждена во 2-й половине 1812 г., в чрезвычайных обстоятельствах военного вре­мени. В первые годы своего существования канцелярия занима­лась, в основном, военными вопросами. Позднее крут ее деятель­ности расширяется и включает многие вопросы гражданского управления. Канцелярию возглавлял А.А.Аракчеев.

В 1818 г. было составлено "Образование Собственной Его Ве­личества канцелярии", содержащее 11 глав. В составе канцелярии действовали два особых учреждения: 1) Комитет о службе членов гражданского ведомства; 2)Комитет о наградах и призрении заслуженных гражданских чиновников.

Временные комитеты

Это были неофициальные органы, не имеющие своих учреж­дений, т.е. официальных правил, определяющих цели и круг за­дач соответствующих государственных органов. В состав времен­ных комитетов входили высшие сановники государства, назна­чаемые лично императором.

Общие черты, свойственные системе правительственных сек­ретных комитетов, можно определить следующим образом:

1) Комитеты были правительственными органами чрезвычайного управления. В их состав входили высшие должностные лица империи, подбираемые царем для каждого комитета. Вре­менно действующие, он функционировали параллельно с обыч­ными органами государственного управления и во многом подме­няли их деятельность.

2) Создание этих комитетов свидетельствовало о стремлении самодержавия сосредоточить в своих руках все нити государ­ственного управления, найти необычные средства разработки вопросов, нуждающихся в решении.

3) Многие из разрабатываемых положений, проектов никогда не были осуществлены, а реализованные - не приносили желае­мых результатов, скорее всего потому, что для устройства госу­дарственных дел нужны были не полумеры, а решительное обновление всего феодально-крепостнического государства.

Общей тенденцией перестройки государственного управления во второй четверти XIX века была военизация государственного аппарата. Некоторые ведомства, например: горное, лесное, путей сообщения, - были военизированы. Обычное гражданское управ­ление также постепенно превращалось в управление - военное. К середине XIX в. во главе 41 губернии из 53 существовавших стоя­ли военные губернаторы.  Система управления страной достигла предельной централизации.

Число чиновников в России за первую половину XIX в. увели­чилось с 16 тысяч в 1801 г. до 76 тысяч к середине века. Этот слой становился практически бесконтрольным со стороны императора, не имеющего возможности следить за ежедневной работой госу­дарственного аппарата. Вместе с тем, отсутствовал контроль за деятельностью чиновничьего аппарата со стороны российского общества, а в результате страной правил не только Зимний дво­рец, но и бюрократия. Чиновничество, бессильное перед самодер­жавием в лице своих министров, становилось практически неуяз­вимым как самостоятельная сила.

Какой порядок существовал в Российском государстве по приему в государственную службу?

Общие положения о принятии в гражданскую службу учиты­вали следующие критерии:

1) состояние лица или его происхождение;

2) возраст;

3) познания.

I. В гражданскую службу по праву происхождения разрешалось вступать:

1) Дворянам родовым и детям личных дворян.

2) Детям финляндских чиновников недворян, занимавших в гражданских управлениях Финляндии классные должности.

3) Детям священников и дьяконов православного и армян­ского вероисповеданий, кроме рожденных до получения их отца­ми сего сана; также детям евангелических и реформатских пас­торов.

4) Детям купцов первой гильдии.

5) Детям приказных служителей, ученых и художников, не имеющих чинов.

Императорские указы 1762 и 1801 г. были направлены на при­влечение к государственной службе дворян и их детей.

II. Возраст, с которого начиналась государственная служба в начале XIX в., определялся 16 годами. Специальным положением, утвержденным в 1831 г., предписывалось воспитывать российское юношество от 10 до 18 лет либо в отечественных учебных заведе­ниях, либо под надзором родителей и опекунов (т.е. домашнее об­разование), но обязательно в России, в противном случае человек лишался права на вступление в гражданскую службу. Исклю­чение из этого правила допускалось лишь с разрешения импера­тора по каким-либо важным причинам.

III. Последний критерий - познания - требовал соответству­ющего свидетельства учебного заведения. Если же человек хотел вступить в гражданскую службу по праву своего происхождения, не имея соответствующего свидетельства об окончании учебного заведения, то  он был обязан на предварительном испытании-экзамене доказать, что имеет познания грамматики и арифметики. Причем, экзамен приходилось держать в том месте, куда желает определиться поступающий на службу, выдержав испытание, он принимался канцелярским служителем сообразно его происхож­дению. Все канцелярские служители гражданского ведомства по различию званий, из которых они поступали на службу, делились на 3 разряда званий при желании могли быть приняты по учебной и искусственной части в действительную службу и принять присягу на верность службы.

Все лица, имеющие право участвовать в государственной службе на основе аттестатов, выданных учебными заведениями, делились на З разряда:

1)   Лица, совершившие курс наук в высших в государственных заведениях и получившие установленные аттестаты.

2)   Лица, совершившие курс наук и получившие аттестаты средних учебных заведений и воспитанники и ученики, высших учебных заведений, не окончившие в них полного курса наук, но оставившие занятия по уважительным причинам н одобренные правительством в отношении нравственном.

3)   Лица, не имеющие аттестатов ни тех, ни других учебных заведений.

Лицам, имеющим право на вступление в службу по их происхождению, какое бы образование  не получили, давалось право сдать экзамен на получение учебного аттестата. Такой экзамен проводился в университетах. Для получения аттестата на вступление в первый разряд следовало сдать экзамен по учебным дисциплинам, составляющим курс учения университетского студента по одному из факультетов.

Испытание на получение аттестата по второму разряду проводилось по дисциплинам, составляющим курс обучения в гимназии. Лица, получившие такие аттестаты, при вступлении на государственную службу, определялись в канцелярские служители.

Учебными заведениями, которым отдавалось предпочтение при приеме в канцелярские служащие были следующие:

1) гимназии;

2) уездные училища;

3) училища для детей канцелярских служащих;

4) воспитательные дома;

5) Московский сиротский дом;

6) Ярославское и Полтавское отделения для приготовления писцов;

7) дом воспитания бедных детей, подведомственный Совету Императорского Человеколюбивого Общества. Лица, окончившие полный курс гимназии и удостоенные похвальных аттестатов, определялись на места канцелярских служителей высшего по жалованию разряда с чином 14 класса.

Воспитанники сибирских гимназий из детей тамошних чиновников, окончившие с успехом полный курс, принимались в службу 14 классом.

Какие учебные заведения готовили кадры для государственной службы?

Учебные заведения делились на три разряда:

 Первый разряд: Университеты, Главный Педагогический институт в Санкт-Петербурге, лицеи, Военная Академия, училища.

Второй разряд: гимназии, Московский Армянский Лазоревых Институт Восточных языков, Школа землемеров при Киевской Гимназии, Московский дворянский институт, корпуса, коммерческие училища.

Третий разряд: воспитанники всех прочих учебных заведений  причислялись к III разряду.

Лица, окончившие учебные заведения: университеты, духов­ные училища, лицеи, военно-учебные заведения и институт кор­пуса путей сообщения, определялись во все ведомства граждан­ской службы с классными чинами.

Ученые степени в российских университетах, открывающие путь к вступлению в гражданскую службу, были следующими:

1) студент;

2) кандидат;

3) магистр;

4) доктор.

 Вступая в какой-либо род государственной службы студенты и кандидаты зачислялись чинами 12 и 10 классов; магистры - чином 9 класса; доктора - чином 8 класса.

Какой был порядок для производства в чин на государственной службе?

С 1834 г. был установлен строгий порядок  производства в чин. Лица, имеющие ученые аттестаты общих высших учебных заведений, при доброй нравственности и похвальной службе производились за выслугу лет: из 14 класса в 12 - через 3 года; из 12 в 10 класс - через 3 года; из 10 в 9 класс - через 4 года; из 9 в 8 класс: а) дворяне родовые - через 4 года; б) не имеющие родового дворянства - через 6 лет; из 8 в 7 класс - через 3 года; из 7 в 6 класс - через 3 года; из 6 в 5 класс - через 4 года. За особые отличия порядок продвижения по служебной лестнице предусматривал сокращение срока "выслуги" с 3-х до 2-х лет.

Лица, окончившие средние учебные заведения и по происхож­дению своему, вступающие в канцелярское звание, производи­лись в чин 14 класса:               

1) из родовых дворян - через 1 год:

2) из детей личных дворян, купцов 1-й гильдии, священ­нослужителей - через 2 года;

3) из детей приказнослужителей, ученых и художников, не имеющих чинов, - через 4 года.

Воспитанники и ученики высших учебных заведений, не окон­чившие в них полного курса наук, сравнивались в преимуществах по  чинопроизводству  с лицами,  получившими  среднее образование.

Лица, не имеющие аттестатов учебных заведении, либо обучавшиеся только в низших заведениях и входящие в разряд канцелярских служителей, производились в 14 класс следующим  порядком:      

1)дворяне родовые - через 2 года:

2) дети личных дворян, купцов 1-й гильдии, священнослужителей - через 4 года;

3) дети приказных служителей, ученых и художников, не име­ющих чинов - через 6 лет. Чиновники III разряда, т.е. те: кто не имел свидетельств учебных заведений, либо обучавшиеся только в низших учебных заведениях, предоставлялись к производству из чина 1 класса до чина 9 класса включительно не ранее, как по выслуге 4 лет в каждом чине.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.