рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Российские политические реформы XV-XVIII века

Реферат: Российские политические реформы XV-XVIII века


Реферат

Российские политические реформы XV-XVIII века


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Реформы XV-XVII вв. в процессе формирования русской государственности

1.1 Судебник 1497 г.

1.2 Судебник 1550 г. (Ивана IV).

1.3 Стоглав 1551 г.

1.4 Соборное уложение 1649 г.

2. Важнейшие законодательные акты периода абсолютной монархии в истории России

2.1 Указы Петра Великого

2.2 Законодательные акты Екатерины II

2.3 Реалии и проекты политических преобразований в России в первые два десятилетия XIX в.

3. Эпоха «великих» реформ

3.1 Отмена крепостного права

3.2 Реформа самоуправления (Земское и Городовое положения)

3.3 Реформа образования

3.4 Судебная реформа

3.5 Реформа печати

3.6 Военная реформа

3.7 Анализ и последствия реформ

Заключение        

Литература


Введение

          Что такое реформы и почему они являются необходимой «пружиной» исторического развития?

          Реформы - это преобразования, изменения, переустройство какой-либо общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающие основ существующей социальной структуры.

          На различных этапах своей многовековой истории Россия неоднократно переживала эти преобразования, менялась и сама структура общественной жизни.

          Причинами реформаторских всплесков, историки справедливо считают неравномерное развитие политических, социально-экономических, культурно-идеологических и других факторов общественного развития.

          В настоящей работе на примере трех исторических периодов, с конца XV до конца XVIII вв. предполагается рассмотреть путь развития государственности в России и оценить историческую закономерность этого процесса.

Наиболее выразительными памятниками государственных реформ и политических преобразований рассматриваемого периода являются важнейшие законодательные акты, которые я попытаюсь осветить и проанализировать. Для этого важно рассмотреть предпосылки их зарождения, последовательность развития, взаимосвязь во времени, зачастую, политические портреты государственных деятелей, их принимавших, и, несомненно, саму деятельность людей в периоды законотворчества. Отдельного внимания заслуживает эпоха «великих реформ», относящаяся к периоду правления императора Александра II, снискавшего славу реформатора и просветителя, и сыгравшего незаурядную роль самодержца в общественной, геополитической и социальной жизни России.


1. Реформы XV-XVII вв. в процессе формирования русской государственности

          XV-XVII вв. характеризовались двумя взаимосвязанными процессами развития централизованного государства — формированием единой государственной территории за счет объединения русских земель и укреплением политической системы и реальной власти монарха. Входившие в состав государства новые территории, прежде всего, становились объектом хозяйственного освоения, крестьянского земледелия. Основой благосостояния оставался земледельческий труд, который создавал общественное богатство, давал государству материальные и демографические ресурсы для нормального функционирования. Главные тенденции развития государственной политики, были непосредственно связаны с вопросом о землевладении и крестьянском сословии.

В период образования Русского централизованного государства и его последующего развития основными причинами, которые способствовали законодательному закреплению системы сословной организации общества, явились - крайняя необходимость мобилизовать экономические и людские ресурсы общества в экстремальных условиях хозяйственной разобщенности регионов, рассредоточение населения, низкий уровень развития товарно-денежных связей и постоянная борьба с внешней опасностью.

Развитие социальных отношений на больших пространствах и систематический отток населения к окраинам до известной степени замедляли рост социальной напряженности, видоизменяли формы ее проявления и, в конечном счете, консолидацию сословий. В этих условиях государство активно вмешивалось в процесс формирования и законодательного регулирования сословий.    Решение проблемы было найдено в создании особой служилой системы, при которой каждый слой общества (сословие) имел право на существование лишь постольку, поскольку нес определенный круг повинностей или, по терминологии того времени, — службу или тягло. Сердцевину организации составляло условное землевладение, — представление земли служилым людям — помещикам при условии несения ими военной и гражданской службы. Так сформировалась поместная система, основным преимуществом которой являлось то, что государство всегда могло располагать значительными военными силами без затраты каких-либо средств на их содержание. Поместное землевладение как система сложилось к концу XV — началу XVI в., когда правительства Ивана III и Василия III, активно расширявшие поместное землевладение, ввели в поместную раздачу значительный массив новых земель. К середине XVI в. поместье стало наиболее распространенным видом землевладения в центральных уездах. Особые центральные учреждения ведали земельными отношениями служилых людей. Важнейшим из них был Поместный приказ. Служилые люди владели землей по месту службы, откуда произошло название — «поместье», и разделялись на два разряда: к первому относились московские, ко второму — уездные или городовые дворяне и дети боярские. В отличие от вотчинного владения, условность поместного владения состояла в том, что оно не было наследственным, а зависело исключительно от службы государству. Однако правительство постепенно шло навстречу желаниям служилых людей и сближало правовой статус поместий и вотчин. Уже к концу XVII в. данное различие становилось все более формальным, и связь между службой и землевладением утрачивалась. Указ Петра I о единонаследии 1714 г. дал этому явлению окончательное законодательное подтверждение. Важным преимуществом поместной системы для государства являлось ее значение в качестве контрольного и хозяйственно-административного института.

          Помимо фискальных и административных функций, данная система имела большое политическое значение. Она позволяла монарху мобилизовать средние и низшие слои служилого класса в качестве своей социальной опоры в борьбе с боярством, сохранявшим социально-экономическое могущество благодаря вотчинному наследственному землевладению. Конфликт боярства с монархической властью, которая стремилась найти более широкую социальную базу в дворянстве, экономически и политически зависимом от государства, нашел свое выражение в ряде памятников права и политической мысли. Основные линии социальных конфликтов эпохи прослеживаются наиболее четко в крупнейших правовых кодексах – Судебнике 1497 г., Судебнике 1550 г и Соборном уложении 1649 г.

1.1 Судебник 1497 г.

          Это был первый свод законов централизованного государства, сыгравшего большую роль в окончательной ликвидации феодальной раздробленности, в централизации Русского государства и оформления общерусского права. Судебник содержал в основном процессуальные нормы. Он установил единую систему государственных судебных органов, определил их компетенцию и соподчиненность, регламентировал судебные пошлины. Судебник расширил круг деяний, признававшихся уголовно наказуемыми (крамола, «церковная татьба», святотатство, ябедничество), дал новое понятие преступления. Устанавливалась розыскная форма процесса («суд на месте»), за нарушение межевых законов на великокняжеских, боярских и монастырских землях была введена торговая казнь (на крестьянских землях – денежный штраф).

          Судебник впервые установил общегосударственную правовую норму, ограничивающую право крестьян самостоятельно выбирать место своего труда и жительства. Была введена уплата «пожилого» при уходе крестьянина от феодала, а также устанавливался единый для всего государства срок перехода крестьян от одного владельца к другому: один раз в году – за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и спустя неделю после него.


1.2 Судебник 1550 г. (Ивана IV)

Судебник 1550 г. вошел в историю под названием «Царский Судебник», он был принят. «всею землею русской» — первым в истории Руси земским собором. Непосредственной причиной принятия Судебника была необходимость консолидации сил феодалов для подавления народных восстаний, ограничения боярского произвола в суде и управлении. Основываясь на Судебнике 1497 г., а так же на совместных решениях Ивана Грозного, бояр и высшего духовенства, Судебник Ивана IV ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных государственных судебных законов; он установил порядок подачи и рассмотрения жалоб на наместников, что обеспечивало контроль над ними со стороны поместного дворянства; подготовил ликвидацию системы «кормления». В Судебнике, впервые в истории России, закон - был провозглашен единственным источником права. Отражая политику дальнейшего закрепощения крестьянства, Судебник подробно определил положение холопов, уточнил порядок выплаты «пожилого», ввел новую пошлину — «за провоз», уплачивавшуюся крестьянином в случае его отказа от выполнения обязанности перевезти с поля урожай землевладельца, подтвердил Юрьев день. Согласно Судебнику, на землевладельца распространялась ответственность за действия крестьянина, владелец уже не являлся по отношению к крестьянину государем. Более жестокими становятся наказания «лихих людей» (разбойников, мошенников), впервые вводятся наказания для бояр и дьяков, берущих взятки, отменяются податные льготы монастырям.

 

1.3 Стоглав 1551 г.

Такое название получил сборник соборных решений, принятых церковным собором с участием Ивана IV и представителей Боярской думы. Собор был созван по инициативе правительства, которое стремилось поддержать церковь в борьбе с антифеодальными еретическими движениями и одновременно подчинить ее светской власти. Он заседал в январе — мае 1551 г. и принял пакет решений, состоящий из 100 глав; отсюда и название сборника — Стоглав, а церковного собора, их принявшего, — Стоглавый собор.

          Решениями Собора были унифицированы церковные обряды и пошлины на всей территории Русского государства, регламентированы нормы внутри церковной жизни с целью повысить образовательный и моральный уровень духовенства для правильного исполнения ими своих обязанностей. На протяжении 2-й половины XVI — XVII вв. Стоглав, наряду с Кормчими книгами, являлся основным кодексом правовых норм внутренней жизни духовного сословия и его взаимоотношений с обществом и государством.

          Справедливо отметить, что личность и деятельность Ивана Грозного (1533 – 1584) были очень противоречивы, как была полна противоречий вся эпоха становления и укрепления единого государства. «Глубоко верующий от лукавого» властный и самолюбивый самодержец, он за полвека своего правления почти двое увеличил территорию государства, втрое сократив ее население; разгромил реформационное движение феодальных землевладельцев, узаконив опричнину с ее бесчинствами, оставил после себя разграбленные земли, подорванную экономику, крепостническое законодательство и военную диктатуру.

 

1.4 Соборное уложение 1649 г.

          Над составлением Соборного уложения 1649 г. работала комиссия во главе с боярином князем М.И.Одоевским. Источниками Соборного уложения были Судебник 1550 г., указные книги Поместного, Земского, Разбойного и других приказов, коллективные челобитные московских и провинциальных дворян, посадских людей, а также Кормчая книга (византийское право), Литовский статус (1588). В принятом Уложении было 25 глав (967 статей), оно отражало вопросы государственного, имущественного и уголовного права, а также вопросы судопроизводства. В разделах, посвященных государственному праву (гл. 2 и 3), раскрыты понятия о государственном преступлении, под которым подразумевалось, прежде всего, действие, направленное против личности монарха и царской власти. За действия «скопом и заговором» против царя, бояр, воевод и приказных людей полагалась «смерть без всякия пощады». Глава 1 посвящена защите интересов церкви от «церковных мятежников», а также защите дворян (даже в случаях убийства ими холопов и крестьян). О резкой социальной дифференциации и защите государством интересов господствующего класса свидетельствует разница в штрафах за «бесчестье»: с крестьянина — 2 руб., с гулящего человека — 1 руб., а с лиц привилегированных сословий — до 70 — 100 руб.

          В главе «Суд о крестьянах» содержатся статьи, которыми окончательно оформлялось крепостное право — устанавливались вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись «урочные лета» для сыска беглых крестьян, за укрывательство беглых устанавливался высокий штраф. Уложение лишало помещичьих крестьян права судебного представительства по имущественным спорам, отменялся всякий переход крестьянина от одного помещика к другому, крестьянин объявлялся «крепким к земле».

          Согласно главе «О посадских людях» ликвидировались частновладельческие слободы в городах, возвращались в число податных сословий люди, принадлежавшие ранее к социальным категориям, освобожденным от уплаты государственных налогов. Уложение предусматривало массовый сыск беглых посадских людей; посадское население прикреплялось к посадам и также, облагалось государственными налогами и податями. Положение кабальных холопов регламентировалось в главах «О поместных землях» и «О вотчинах», посвященных вопросам дворянского землевладения.

          Вопросы судопроизводства изложены в главе «О суде». В ней подробно регламентируется порядок следствия и судопроизводства, определяются размеры судебных пошлин, штрафов, разработаны вопросы умышленного и преднамеренного преступления, регулируются отношения собственности (спорные имущественные дела и др.). Организации вооруженных сил страны посвящены главы «О службе всяких ратных людей Московского государства», «О искуплении пленных», «О стрельцах». Принятие Соборного уложения 1649 г. явилось важной вехой в развитии российского самодержавия и крепостного строя; этим объясняется его долговечность. Оно сохраняло значение основного закона России вплоть до 1-й половины XIX в.

          Прекращение деятельности Земских соборов во второй половине XVII в. вытекало из общего укрепления централизованного аппарата самодержавной власти, которая, опираясь на приказное управление, перестала нуждаться в постоянно деятельности обширного сословного совещания.

          Приказная система, возникшая в конце XV в., превратилась за полтора столетия в сложную организацию, которая включала в свой состав свыше 40 отдельных приказов. Вопросы внешней политики находились в ведении Посольского приказа, который в то же время собирал в пяти городах кабацкие сборы и таможенные доходы. Организация дворянского войска была подведомственна Разрядному приказу, ведавшему к тому же примерно двумя десятками городов на южной окраине государства. Стрельцами заведовал Стрелецкий приказ, собиравший на их содержание «стрелецкие деньги» с крестьян. Вотчинное и поместное землевладение находилось в ведении Поместного приказа. Сбор налогов и разных доходов был разбит среди ряда приказов. Несмотря на совершенство приказной организации, она сыграла существенную роль в деле усиления центральной власти.

          Большие изменения в XVII в. произошли в местном управлении. С одной стороны, имело место заметное возрастание роли провинциального дворянства, установление равного представительства со столичной аристократией. С другой стороны, областных правителей на местах заменили назначаемые из центра воеводы. Функции воевод были весьма широкими: начальствование над местными гарнизонами, судебная и административная власть, забота об исправном взимании налогов с населения и др. Воеводское управление становилось проводником правительственной централизации.

          XVII столетие – время не только расцвета, но и начавшегося разложения сословно-представительной монархии. Со второй его половины начинают заметно усиливаться элементы бюрократизации, составлявшие одно из главных условий для образования системы абсолютистского государства, окончательно сложившейся при Петре I (1672 – 1725).

государственность россия переустройство реформа 


2. Важнейшие законодательные акты периода абсолютной монархии в истории России

Неспособность властей обуздать выступления городских низов, крестьянства и казачества, связанные с оформлением системы крепостного права, продолжавшееся отставание России от ряда западноевропейских стран, потребности хозяйства в укреплении единого рынка и утверждении новых торговых путей и т.д. – все это рождало острейшую необходимость в осуществлении кардинальных государственных реформ. Данные реформы могли реализовать себя в новых формах политического устройства, которым в России стала абсолютная монархия, опирающаяся на дворянство.

          Бурные события Петровской эпохи и последующие за ней два столетия ознаменовались не менее активными процессами в области законотворчества.

Одной из главных линий проводимых реформ явилась последовательная замена административной системы центрального и местного управления, которая складывалась традиционно в течение длительного времени, новой, по мнению царя, более рациональной и эффективной.

          Нарастание озабоченности Петра I реформированием России характеризуют следующие данные в его законотворческой деятельности: за первое десятилетие XVIII в. им было издано 500 законодательных актов, за второе — 1238, а за последнее пятилетие его жизни (1720 — 1725) — почти столько же, сколько за все предыдущее десятилетие. Кроме того, Петром I были составлены многочисленные законоположения, регламенты, инструкции, наставления по важнейшим направлениям государственной и общественной жизни.

Преобразовательные шаги следовали один за другим в том порядке, в каком возникала потребность в них, вызванная жизнью и развитием государства.


2.1 Указы Петра Великого

Законодательные акты Итоги законотворчества и их историческое значение

18 декабря 1708 г.

Указ об учреждении губерний и о расписании к ним городов.

Хотя деление и оказалось слишком крупным, городская администрация внутри губерний фактически сохранила прежний порядок управления, была достигнута полная централизация управления и контроля над ним. Местная инициатива не получила развития, городское самоуправление было ослаблено.

22 февраля 1711 г.

Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе.

Первоначально Сенат был создан как временный коллегиальный орган для управления, впоследствии стал постоянным высшим органом государственного управления, заменив Боярскую думу. Сенат являлся законосовещательной и судебно-апелляционной инстанцией, осуществлял надзор за работой коллегий. Члены Сената — сенаторы — назначались царем из числа гражданских и военных чиновников первых трех классов Табели о рангах.

17 марта 1714 г.

Указ о фискалах и о их должности и действии.

Этим указом создавался специальный институт государственного надзора как особая отрасль государственного управления. Фискалы были доверенными лицами царя, приносили ему присягу и были ответственны перед ним.

23 марта 1714 г.

Указ о порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах.

В длительной исторической перспективе указ действительно сохранил бы крупные земельные владения неделимыми, воспрепятствовал бы их раздроблению. Однако русское дворянство чрезвычайно враждебно встретило эту законодательную инициативу, поскольку увидело в ней ограничение своего права распоряжаться земельной собственностью по своему усмотрению. Указ так и не был проведен в жизнь, а в последующие царствования отменен.
26 апреля 1716 г. Артикул воинский. Артикул воинский — первый в России военно-уголовный кодекс, ставший 2-й частью Устава воинского, утвержденного Петром I 26 апреля 1716 г. Он содержал перечень воинских преступлений и устанавливал меры наказания за них. Артикул включал в себя текст воинской присяги, в которой упор сделан на осознание важности исполнения воинского долга, сохранение знамени и соблюдение твердой воинской дисциплины.
12 декабря 1718 г. «Реестр коллегиям. О должности, что в которой управляти надлежит». Разработанная по единому замыслу четкая система правовых норм и административных правил, регламентирующая деятельность институтов управления, с формальной иерархией уровней управления, учреждений и чиновников, с высокой степенью подразделения уровней по функциям и с законодательным регулированием положения бюрократии, реформа явилась важным шагом в рационализации управления, обеспечила лучшую организацию труда, тем самым повысила эффективность работы административного аппарата.
22 октября 1721 г. «Акт поднесения Государю Царю Петру I титула Императора Всероссийского и наименования Великого и Отца Отечества». Преподнесение Сенатом этого титула Петру I свидетельствовало, с одной стороны, о несомненных его заслугах перед Отечеством, о повышении международного авторитета России, законодательном оформлении Российской империи, а с другой стороны — о развитии абсолютизма в России, возрастании престижа власти монарха.

24 января 1722 г.

Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных.

Привели к рационализации новой чиновной иерархии, избавлению ее от традиционных ограничений местничества, нерасчлененности функций, приоритета родовитости над заслугами в делах.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.