Реферат: Революционная деятельность Льва Тихомирова
Реферат: Революционная деятельность Льва Тихомирова
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………...
|
3 |
Глава 1. Биография и начало
революционной деятельности Льва Александровича Тихомирова…………………………………………………………………………………….. |
5 |
1.1.
Биография Льва Александровича Тихомирова………………………………………. |
5 |
1.2.
Экономические и политические предпосылки образования “Земли и воли”……… |
9 |
1.3.
Состав “Земли и Воли”………………………………………………………………… |
12 |
Глава 2. Лев Тихомиров -
член Исполкома “Народной воли”……………………………… |
17 |
2.1.
Революционная ситуация в России в конце 70-х - 80-х годах ХIХ
веке…………… |
17 |
2.2.
Организационные основы и политическая программа “Народной воли”………….. |
21 |
2.3.
Революционная деятельность “”Народной воли”……………………………………. |
24 |
Заключение…………………………………..………………………..………………………...
|
28 |
Список использованной литературы и источников………………………..………………...
|
29 |
Введение
Льва
Александровича Тихомирова часто сравнивают с Федором Михайловичем Достоевским.
Отказ М. Н. Каткова, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева от своих убеждений
можно объяснить возрастным “плавным поправлением”. Тихомиров и Достоевский -
резко порвали с революционным прошлым. Жизнь Льва Тихомирова четко делится на
две части: вот он, прекрасный революционер, член Исполкома “Народной воли”,
один из основных лидеров и, что главное, теоретиков народовольцев, а вот -
консерватор, яростный защитник самодержавия и православия, ведущий публицист
проправительственных журналов.
Если
можно согласиться с обвинениями в предательстве, то с отсутствием убеждений и
беспринципностью согласиться трудно.
Лев
Александрович согласовал с голосом сердца, а не с общественно-политическим
учением и конъюнктурой.
Ни
бывшие соратники, ни новые союзники не простили ему “двуличия”, революционеры
от него отвернулись, как от предателя, а лидер крайне правого черносотенного
движения В. Н. Пуришкевич при встрече не подал руки бывшему подпольщику.
В
советский период , как впрочем и сегодня, личность Льва Тихомирова привлекала
многих историков, публицистов и философов. К числу работ, посвященных судьбе и
взглядам Льва Тихомирова, можно отнести исследования Назарова В. К., Костылева
В. Н., Бурина С. Н., Полевина Ю. А. и др. (Назаров В. К. Загадочный Лев
Тихомиров. // Вопросы философии. - 1992 - № 5; Бурин С. Н. Действие Тихомирова.
Судьбы безвестные: С. Нечаев, Л.Тихомиров, В. Засулич - М. 1992 г.; Полевин Ю.
А. Новые материалы о народовольцах А. Ю. Михайлове, А. П. Прибылевой-Корбе и Л.
А. Тихомирове. М., 1979 г.; Костылев В. Н. Выбор Льва Тихомирова. // Вопросы
истории. - 1992- № 6-7). Об участии Льва Тихомирова в революционном движении и
его “ренегатстве” пишет в своих воспоминаниях Фроленко М. Ф., Фигнер В. Н.,
Плеханов Г. В. (Фроленко М. Письма вредакцию. - Каторга и ссылка - 1932 г.;
Фигнер В. Н. Лев Тихомиров., М. 1932; Плеханов Г. В. Новый защитник
самодержавия или Горе Тихомиров).
При
написании работы были использованы такие источники, как воспоминания Льва
Тихомирова, воспоминания участников революционного народнического движения, а
также журналы “Каторга и ссылка” за 1924-1928 года. В работе были рассмотрены
разные точки зрения на произошедшие события: оценка народнического движения,
данная во времена Советской власти, современные исследования и отношения к
событиям непосредственно самих участников, таких как Лев Тихомиров, Вера
Фигнер, Андрей Желябов и др.
Разрыв
Льва Тихомирова с революционными идеалами уже само по себе ставшее заметным
явлением общественно-политической борьбы конца 80-х начала 90-х годов XIX века,
явилось, однако, лишь первой ступенью его новой карьеры. “Вторым Катковым”
называли Тихомирова-монархиста его бывшие товарищи по революционному движению и
имели для этого ряд оснований. Ряд его работ, в том числе и четырехтомный труд
“Монархическая государственность”, многочисленные брошюры, статьи, в которых он
не только доказывал утопичность революционных и либеральных программ, но и
обосновывал необходимость для России самодержавия, совершающего “прогрессивную
революцию”, позволяет говорить о Тихомирове как о едва ли не самом крупном
(после М. Н. Каткова) публицисте и идеологе самодержавной власти.
Не
смотря на то, что имя Льва Тихомирова, довольно часто упоминается в работах
историков, публицистика его как монархиста, его связи и окружение, идеи,
которые он разделял и проповедовал, изучены лишь в самых общих чертах.
Таким
образом, целью данной работы является исследование не только жизненного пути и
общественно-политической деятельности Льва Александровича Тихомирова, но и
показать на его примере, как диаметрально изменилось мировоззрение человека и
произошло отступничество от революционно-демократических убеждений в пользу идеологии
неограниченной монархии.
Из
методов исследования при написании работы нужно выделить диалектический,
индуктивный, а также синтетический метод.
Данная
работа может быть использована как пособие на уроках истории, посвященных
революционному народническому движению 60-х-70-х годов в России, а также на
уроках философии, посвященных проблеме пути развития государства.
Глава 1.
Биография и
начало революционной деятельности
Льва
Александровича Тихомирова
1.1. Биография
Льва Александровича Тихомирова.
19 (по
старому стилю 31) января 1852 года в городе Геленджике в семье военного врача
Александра Александровича Тихомирова и Христины Николаевны (урожденной
Каратаевой) родился третий сын. Он был назван Лев в честь умершего брата.
Предки Льва Александровича были родом из Тульской
губернии и почти все принадлежали к духовному званию. Его отец, Александр
Александрович, закончил духовную семинарию, первым учеником. Однако он решает
не поступать в Духовную академию и едет в Москву, где поступает в Московскую
медико-хирургическую академию. (Преобразованную в последствии в медицинский
факультет Московского университета). Закончив ее в 1840 году, отец Льва
Александровича служит в Московском, Феодосийском, Новороссийском военных
госпиталях. В 1842 году он был переведен в Геленджик, где он женился на вдове
своего академического товарища Семена Ивановича Соколова.
О
своем детстве и юности Лев Александрович позднее вспоминал в своих мемуарах: “Я
с детства был мальчик болезненный, физически мало развитой, неловкий, хотя
выносливый. В отношении духовном я был чрезвычайно способным, чрезмерно
развитым, в девять лет зачитывался романами. Фантазия была развита до
болезненности ... обижался легко; был очень самолюбив и тщеславен ... В юности,
как и в молодости, я много мучился ложным сознанием своей якобы
бесхарактерности и беспамятности. Это последнее качество на самом деле вовсе не
было мне свойственно ... Недостатком воли я также, в сущности, не страдал.
Когда я ясно знал, чего хотеть, я шел к этому желаемому очень упорно, иногда,
даже резко”.[1]
По
воспоминаниям Льва Александровича Тихомирова можно судить, что он еще в детстве
интересовался глубокими политическими проблемами, и уже в детстве была
подорвана вера в идеальность существующего политического строя и, вероятно еще
подростком Лев Тихомиров задавался если не революционными идеями, то, по
крайней мере, убеждениями:
“В детстве я был очень
набожен, ребенком я с полной верой молился ... я также очень любил Россию,
почему не знаю, но я гордился ее громадностью ... я чувствовал идеал
всемогущего, всевысочайшего царя, повелителя для всех и всего. Таковы были
основы. Но затем все, абсолютно все, что только приходилось читать, узнавать,
слыхать от других, согласно и ежедневно подрывало эти основы тем успешнее, что
я привык рассуждать чуть ли не с пеленок ... я уже десяти лет рассуждал, кто
прав: Циммерман или Моисей, бог или Караяни ... эта готовность, решимость
рассуждать, вне всякого соответствия со способностью рассуждать, могли привести
только к полному хаосу в моей голове”.[2]
В
1864 году Лев Александрович Тихомиров поступил в Александровскую гимназию, и,
продолжая традиции своего отца, закончил ее с золотой медалью. В августе 1870
года он стал студентом юридического факультета, но вскоре он переводится на
медицинский. Его сразу же захватывает движение студентов-радикалов. Уже осенью
1871 года Лев Тихомиров вошел в кружок “чайковцев”. Они издавали революционную
литературу и были инициаторами “хождения в народ”. В кружке Льва Тихомирова
очень любили, называли ласково “Тигрыч”. Тогда у Льва Александровича завязалась
горячая дружба с Сергеем Силычом Синегубом. Вот стихотворение Льва Тихомирова,
посвященное “чайковцам”:
Я помню дом за Невскую заставой,
Там жили бедность, дружба и любовь,
Друзьям нужда казалася забавой, -
И вместо дров их часто грела кровь.[3]
Летом 1873 года Лев Тихомиров переезжает в Санкт-Петербург для обучения методам
ведения пропагандистской работы. Но в ночь на 12 октября того же года он был
арестован на квартире С.Синегуба.
Четыре
года Тихомиров проводит в Петропавловской крепости и Доме предварительного
заключения, пока в октябре 1877 года не предстал вместе с другими “чайковцами”
на “процессе 193-х”, где был оправдан.
После
пережитых злоключений авторитет Тихомирова в революционной среде резко вырос. У
него начинается роман с Софьей Перовской, чуть не закончившийся браком. “В
тюрьме я считался ее женихом. Это был один из множества тюремных романов ... я
же считал себя очень сильно привязанным”[4],
– пишет Лев Александрович об этом периоде.
После
освобождения Лев Тихомиров пытался вернуться в Университет, но был уволен
формально “за невзнос платы”, хотя было очевидно, что причиной этому послужила
его причастие к революционной деятельности.
В
Петербурге он знакомится с уроженкой Орла, учащейся на женских курсах,
Екатериной Дмитриевной Сергеевой, с которой он обвенчался летом 1880 года,
использовав фальшивый паспорт на имя Алещенко. У них родились сыновья Николай и
Александр (впоследствии епископ Тихон, расстрелянный в годы советской власти),
дочери Надежда и Вера.
Лев
Тихомиров входит в народную организацию “Земля и Воля”, а летом становится
членом Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции
организации “Народной воли”. Подготовкой террористических актов он не
занимался, сосредоточившись на пропагандистской и публицистской деятельности,
сотрудничая не только в подпольных изданиях, но и в легальной периодике.
(“Отечественные записки”, “Русское богатство”, “Слово”). Лев Александрович
становится крупнейшим идеологом и теоретиком “Народной воли”.
Однако
уже в 1880 году Тихомиров хочет выйти из Исполнительного комитета, но товарищи
его не пускают, и, в качестве своеобразной “компенсации” он получает временный
отпуск для поправления здоровья. После убийства Александра II он составляет обращение
народовольцев к новому императору с угрозой повторения судьбы отца, если власть
не будет передана народу.
Но в
1882 году царская полиция разгромила некогда мощную организацию. Летом этого же
года супруги Тихомировы порознь покидают Россию. Встречаются они уже в Женеве,
где Лев Александрович налаживает отношения с революционной эмиграцией,
предлагая Г.В.Плеханову объединить “Черный передел” с остатками “Народной
воли”. Он даже выпускает в 1883-1886 годах вместе с П. Л. Лавровым “Вестник “Народной воли” в
Париже.
Спокойная,
хотя и полунищенская жизнь в эмиграции располагала к переосмыслению жизненного
пути. Постепенно Лев Тихомиров отдаляется от революционной деятельности. 12 мая
1888 года он закончил свою книгу “Почему я перестал быть революционером”. В
августе книга вышла небольшим тиражом в Париже, а спустя 7 лет - в Москве. Лев
Александрович направляет экземпляр товарищу министра внутренних дел В. К. Плеве вместе с прошением о
возвращении на Родину. 12 октября 1888 года Лев Тихомиров обращается с письмом
к Александру III, которому семь лет назад угрожал смертью. 10 октября он
получил ответ в Российском посольстве: амнистия и пять лет гласного надзора.
16
января 1889 года Тихомиров уезжает из Парижа, вскоре за ним возвращаются в
Россию жена с сыном Сашей.
По
возвращению в Россию Лев Александрович посещает Санкт-Петербург и Новороссийск,
но потом обосновывается в Москве, где устраивается на постоянную работу в
редакцию “Московских ведомостей”.
12
июля 1890 года по высочайшему повелению с Тихомирова был снят полицейский
надзор. Вместе с К.Н.Леонтьевым, он мечтает об объединении в тайную
общественную организацию для противодействия освободительному движению.
Лев
Тихомиров пишет ряд работ, в которых излагает новый взгляд на актуальные
проблемы, но главным трудом его жизни по праву является капитальная
“Монархическая государственность”, в которой он выступает за сочетание
самодержавия и народного представительства. В своем труде Лев Александрович
указывает на то, что необходимо бороться не только с революционно-демократическим
движением в стране, но и с либеральной оппозицией, противостоящей самодержавию,
за
неограниченную монархию, т. к. либерализм, по его мнению, - “главный виновник
революционизирования русского общества”[5].
Очень важным моментом в государственной политике Лев Тихомиров считает
“воспитание умов”, на уровне от земских школ до Университетов. Самодержавие он
называет “лучшее наследие всей истории человечества”[6].
Поддерживая
крайне правые политические силы, Тихомиров во время Первой русской революции
1905-1907 годов, однако, не вступает ни в одну из черносотенных организаций,
предпочитая, находится вне “партийных дрязг”. В 1907-1913 годах Лев
Александрович Тихомиров находится на посту главного редактора “Московских
ведомостей”.
Еще
до революции 1917 года вместе с тяжело заболевшей женой он уезжает в Сергиев
Посад, где работает над сборником воспоминаний “Тени прошлого”. В 1919 году Лев
Тихомиров отказывается от политической деятельности. Новая революционная власть
не отомстила своему врагу “за предательство”. В отличие от большинства
оставшихся в России после революции лидеров черносотенного движения,
расстрелянных как заложники в годы красного террора, Тихомиров умер своей
смертью 16 октября 1923 года в Сергиевом Посаде, называвшимся тогда Загорском.
1.2. Экономические и политические
предпосылки образования “Земли и воли”.
Отмена
крепостного права в феврале 1861 года стала первой в ряду прогрессивных реформ
Александра II и явилась переломным периодом в социально-экономической и политической
жизни Российской империи; тем не менее в 1875-1882 годах в 28 “великорусских”
губерниях произошло 275 крестьянских волнений. В этих условиях на арену борьбы
за интересы крестьян выступила революционно-народническая интеллигенция 70-х
годов.
Важнейшую
роль в образовании организации сыграли два течения, сформировавшиеся в 70-х
годах: лавристское и бакунистское.
Идеи
П.Л.Лаврова излагались на страницах журнала “Вперед”, издававшегося сначала в
Женеве, а потом в Лондоне. (Лавров был редактором данного журнала). В основе
его идеологии лежит идея развития личности. По мнению Лаврова, было необходимо
“слить” интересы личности с интересами общественными. Его течение больше
известно как “пропагандистское” течение – идея долговременной пропаганды
революции среди крестьян.
Бакунин
был родоначальником русского анархизма и отвергал всякую государственную
власть. Свои мысли он изложил в работе “Государственность и анархия”. По мнению
Бакунина, бунт гораздо эффективнее подготавливает народ к социальному
перевороту, чем пропаганда.
Эти
два течения дали мощный толчок к развитию революционного движения в России, в
частности к образованию “Земли и воли”.
“Возникновение
революционной народнической организации “Земля и воля” неразрывно связано с
хождением в народ. … Это движение привело к созданию организации, которая
стремилась связать свою судьбу с судьбой народа”[7].
“Хождение в народ” возникло и развивалось стихийно и приняло впоследствии
огромный размах. Оно подразумевало под собой не только пропаганду, но и участие
революционеров в жизни народа. Но, в конце концов, большинство народников
разочаровалось в “хождении в народ”, - они были поражены разницей между
принесенными жертвами и ничтожным результатом. Порой пропагандисты сталкивались
с полным непониманием среди крестьян. Большинство участников “хождения в народ”
разочаровалось в крестьянстве как в движущей революционной силе.
В
1873-1874 годах возникли массовые революционные кружки среди студентов
Петербурга, Москвы, Харькова, Киева, Одессы и других городов. Лев Тихомиров в
своих воспоминаниях написал об этом периоде следующее: “ ... вся Россия, т.е.
Россия образованная, была тогда настроена как-то революционно. Правительство
было в полном презрении”[8].
Среди
активных участников этих кружков были будущие землевольцы, такие как Н. А.
Морозов, Д. А. Клеменц, И. Тищенко, М. А. Натансон, С. М. Кравчиский. Как уже
было сказано, Лев Александрович в этот период занимался революционной
деятельностью в кружке “чайковцев”.
К
1874 году у пропагандистов возникла мысль об объединении в общую организацию, и
в начале зимы 1874-1875 годов они образовали “Всероссийскую
социально-революционную организацию”, так называемый кружок “москвичей”.
В неё
входили русские студентки, учившиеся в Цюрихе, члены революционного кружка
студентов-грузин, русские студенты и рабочие. “Москвичи” считали своей главной
задачей пропаганду среди рабочих, как среди “посредников” между крестьянством и
интеллигенцией. Широкую деятельность организация развернуть не смогла, т.к. в
1875 была разгромлена. Организация “москвичей” дала толчок к образованию “Земли
и воли”.
На
опыте “хождения в народ” у народников возникла мысль о создании конспиративной,
централизованной организации с определившейся программой и организационной
структурой, какой и стала впоследствии “Земля и воля”.
Идеологической
основой народничества являлась теория русского крестьянского социализма,
родоначальниками которой были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Основную идею
народников. Основная идея народников состояла в том, чтобы поднять крестьянство
на социальную революцию против основ современного общества.
Наиболее
ярко эти идеи отразились в идеологии “Земли и воли”. В основе лежала идея, что Россия может миновать
капиталистический путь развития и прийти к новому социальному строю через общинное
землепользование. Основное революционное
требование “Земли и воли” - требование скорейшего насильственного переворота.
На месте существующего государства землевольцы хотели создать иное, которые бы
определялось “Народной волей” и обязательно осуществляло широкое общинное и
областное самоуправление. Землевольцы также считали, что только экономическая
революция сможет покончить с существующим строем. В этом смысле программа
“Земли и воли” очень близка к идеям Бакунина.
Лев
Тихомиров в своих мемуарах сформулировал основную идеологическую направленность
организации так:
“
“Земля и воля” была кружком народническим. По программе, кружок должен был
создать народно-революционное движение. Только для этого
существовала организация интеллигенции. Всякие “улучшения” правительственного
строя отрицались, “конституция” считалась хуже, вреднее, нежели “абсолютизм”,
ибо она объединит “эксплуататоров”, буржуазию: “Земля и воля” ставила целью ниспровержение всего
государственного строя, а вовсе не правительства”[9].
Первая
программа организации состояла из пяти основных принципов, основанных на
народных требованиях:
“1.
Переход всей земли в руки сельского рабочего сословия и равномерного ее
распределения (Мы убеждены, что две трети России будут владеть землей на
общинном начале) и равномерное ее распределение.
2.
Разделение Российской Империи на части соответственно местным желаниям.
3. Перенесение всех общественных функций в руки общины, т.е.
полное ее самоуправление. ...
Требования
наши могут быть осуществлены только посредством насильственного переворота. Орудием же подготовки и совершения его ...
служат:
1.
агитация, как
путем слова так и главным образом путем дела (бунты, стачки ...) и
Страницы: 1, 2
|