Реферат: Реформы Петра
Сеть фискалов расширялась, и постепенно выделились два
принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный. Указом 17
марта 1714г. предписывалось в каждой губернии "быть по 4 человека в том
числе провинциал-фискалам из каких чинов достойно, также и из купечества".
Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год
"учинял" контроль за ними. В духовном ведомстве во главе организации
фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях – провинциал-фискалы, в монастырях –
инквизиторы. Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах.
После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела
перешли в ее ведение и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности
генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723г. был назначен
генерал-фискал, который был высшим органом для фискалов. В соответствии с
указами (1724 и 1725гг.) он имел право требовать к себе любое дело. Его
помощником был обер-фискал.
Первым законодательным актом о прокуратуре
был указ от 12 января 1722г.: "быть при Сенате генерал-прокурору и
обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору...". А указом от 18
января 1722г. учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах. Если фискалы
находились частично в ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры
подлежали суду самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на
Сенат.
Указ от 27 апреля 1722г. "О должности
генерал-прокурора" устанавливал его компетенцию, в которую входило:
присутствие в Сенате и осуществление контроля за фискалами. Генерал-прокурор
имел право: ставить вопрос перед Сенатом для выработки проекта решения,
представляемого императору на утверждение, выносить протест и приостанавливать
дело, сообщая об этом императору. Прокурор коллегии присутствал на заседаниях коллегий,
осуществлял надзор за работой учреждения, контролировал финансы, рассматривал
донесения фискалов, проверял протоколы и другую документацию коллегии.
1717-1719 годы были подготовительным периодом
становления новых учреждений - коллегий. До 1719г. президенты коллегий должны
были сочинять регламенты и не вступать в дела. Образование коллегий вытекало из
предшествующего приказного строя, т.к. большинство коллегий создавалось на базе
приказов и являлись их правопреемниками.
По указу 14 декабря 1717г. было создано 9 коллегий:
Военная, Берг, Ревизион, Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц, Камер,
Штатс-контор, Мануфактур. Всего к концу первой четверти ХVП в. существовало 13
коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями,
формируемыми по функциональному принципу. Генеральный регламент коллегий
(1720г.) устанавливал общие положения управления, штаты и порядок
делопроизводства. Присутствие коллегии составляли: президент, вице-президент,
4-5 советников, 4 асессора. Штат коллегии состоял из секретарей, нотариуса,
переводчика, актуариуса, копиистов, регистраторов и канцеляристов. При
коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), который осуществлял контроль за
деятельностью коллегий и подчинялся генерал-прокурору. Коллегии получали указы
только от монарха и Сената и имели право не исполнять указы последнего, если
они противоречили указам царя. Коллегии выполняли сенатские указы, присылали
копии своих решений и доклады о своей деятельности в Сенат.
Коллегия иностранных дел заменила
собой Посольскую канцелярию. Ее компетенция была определена указом от 12
декабря 1718г., в которую входило ведать "всякими иностранными и
посольскими делами", координировать деятельность дипломатических агентов,
заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять
дипломатическую переписку. Особенностями коллегии являлось то, что в ней
"ни каких судных дел не судят".
На Военную коллегию возлагалось
управление "всеми воинскими делами": комплектование регулярной армии,
управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение армии. В
системе Военной коллегии находилась военная юстиция, состоящая из полковых и
генеральных кригсрехтов.
Адмиралтейская
коллегия ведала "флот со всеми
морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и
управлениями" и руководствовалась в своей деятельности "Регламентом о
управлении адмиралтейства и верфи" (1722) и "Регламентом
морским". В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии,
а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и
Партикулярная верфь.
Малороссийская
коллегия была образована указом от 27
апреля 1722г., с целью "ограждать малороссийский народ" от
"неправедных судов" и "утеснений" налогами на территории
Украины. Она осуществляла судебную власть, ведала сборами податей на Украине. В
последние годы существования основными ее целями была ликвидация самоуправления
и прежних органов власти.
Камер-коллегия
должна была осуществлять высший надзор за всеми видами сборов (таможенные
пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке
и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело. Камер-коллегия имела
свои органы: в провинциях - конторы камерирских дел, в дистриктах - учреждения
земских комиссаров.
Штатс-контор-коллегия по
регламенту 1719г. осуществляла контроль за государственными расходами,
составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий,
губерний, провинций). Она имела свои провинциальные органы - рентереи, которые
являлись местными казначействами.
Ревизион-коллегия должна была осуществлять финансовый контроль за использованием
государственных средств центральными и местными органами "ради порядочного
в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных дел". Ежегодно все
коллегии и канцелярии присылали в коллегию счетные выписки по составленным ими
приходным и расходным книгам и в случае несходства судили и наказывала
чиновников за преступления по доходам и счетам. В 1722г. функции коллегии были
переданы Сенату.
В круг обязанностей Берг-коллегии входили
вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными
дворами, закупка золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее
компетенции. Была создана сеть местных органов: Московский обер-берг-амт,
Казанский берг-амт, Керченский берг-амт. Берг-коллегия была объединена с другой
– Мануфактур-коллегией "по сходству их дел и обязанностей" и как одно
учреждение просуществовало до 1722г.
Мануфактур коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и
управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной
части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на открытие мануфактур,
обеспечивала выполнение государственных заказов, предоставляла различные льготы
промышленникам. Также в ее компетенцию входило: ссылка осужденных по уголовным
делам на мануфактуры, контроль технологии производства, снабжение заводов
материалами. В отличие от других коллегий она не имела своих органов в
провинциях и губерниях.
Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней.
Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы,
наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением
купеческих судов, выполняла судебные функции.
С организацией Главного магистрата (1720г.)
вопросы внутренней и внешней торговли отошли в его ведение. Функции Главного
магистрата как центрального учреждения заключались в организации развития
торговли и промышленности в городах и управление посадским населением.
Юстиц -коллегия
(1717-1718гг.) руководила деятельностью губернских надворных судов;
осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и
фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из
провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала
как суд первой инстанции по спорным делам. Ее решения могли быть обжалованы в
Сенате.
Вотчинная коллегия образованная в 1721г. разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла
новые пожалования земель, рассматривала жалобы на спорные решения по поместным
и вотчинным делам.
Тайная канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями по политическим преступлениям
(дело царевича Алексея).
Синод был
главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов,
осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные
функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д.
Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией. Компетенция
Синода ограничивалась светской властью. Преобразованный государственный аппарат
был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть,
способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и
торговли
Коллегии не охватывали всех отраслей управления.
По-прежнему дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые
другие находились в ведении специальных приказов, палат и контор.
Поначалу каждая коллегия руководствовалась своим
регламентом, но в 1720 был издан обширный “Генеральный регламент”, определивший
их единообразное организационное устройство и порядок деятельности.
Всю пирамиду государственной власти венчал император. После подписания ништадского мира со Швецией. Россия
стала империей. 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества,
Императора Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула
соответствовало юридическому оформлению неограниченной монархии. Монарх не был
ограничен в своих полномочиях и правах никакими высшими административными
органами власти и управления. Император обладал всей полнотой власти в
государстве. Авторитарность правления абсолютного монарха характеризовалась
нетерпением к инакомыслию, введением единообразования в систему государственных
органов, стремлением регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь,
развитие культуры.
Власть императора в такой мере была широка и
сильна, что Петр I преступал сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны монарха. В
толковании к 20 артикулу Воинского устава 1716г. и в Морском уставе 1720г.
провозглашалось: "Его величество есть самовластный монарх, который никому
в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и
земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять". В
Регламенте духовной коллегии (1721, 25 января) говорилось: "Монархова
власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам бог за совесть
повелевает". Монарх был главою государства, церкви, высшим судьей,
верховным главнокомандующим, в его исключительной компетенции было объявление
войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами.
Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной
власти.
Система государственного управления, созданая в первой
четверти XVIII в. сохранилась и после смерти Петра 1. Во второй
четверти XVIII в. в нее вносились лишь частичные изменения, не затрагивавшие
главных принципов управления. Наиболее крупные изменения при преемниках Петра1
были связаны с созданием Верховного Тайного совета в 1726 г. и реформой
местного управления в 1727 г.
Реформы местного управления проводились с целью
укрепления власти дворянства путем создания на местах бюрократических
учреждений с наделением их широкими полномочиями. Историческая
литература выделяет три этапа в реформе областного управления: первый – до
1708г., второй – с 1709 по 1718 (первая областная реформа), и третий – с 1719
по 1725 (вторая областная реформа).
На первом этапе произошли незначительные изменения в
системе местного управления: с созданием Бурмистерской палаты (1699г.) из
ведения воевод было изъято посадское население; 1702-1705гг. - местные дворяне
привлечены к воеводскому управлению. Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое
административно-территориальное деление, по которому необходимо "учинить 8
губерний и к ним расписать города". Вначале было образованы Московская,
Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и
Сибирская губернии. В 1713-1714 еще три: из Казанской выделены Нижегородская и
Астраханская губернии, из Смоленской - Рижская губерния.
Во главе губерний стояли губернаторы,
генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную
и судебную власть. Губернаторы назначались царскими указами только из числа
близких к Петру I дворян. У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли
управления: обер-комендант – военное управление, обер-комиссар и
обер-провиантмейстер – губернские и др. сборы, ландрихтер – губернская юстиция,
финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор – сборы налогов с городов и
уездов.
Губерния делилась на провинции (во главе –
обер-комендант), провинции - на уезды (во главе - комендант). Коменданты были
подчинены обер-коменданту, комендант – губернатору, последний Сенату.
В уездах городов, где не было крепостей и
гарнизонов – органом управления были ландарты. Местным органам принадлежала
видная роль в выполнении важнейшей функции феодально-абсолютистского
государства – поддержании и укреплении господства дворян.
Вторая областная реформа проводилась на основе тех
преобразований, которые уже были сделаны. В 1718г. Сенат установил штаты и
номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719г. было дано
четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С
этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны.
Провинция становится основной единицей областного
управления. Было создано 50 провинций, которые в свою очередь делились на
округа – дистрикты. Инструкции возлагали на губернаторов широкий круг
полномочий (включая прежние), которые обязывали их осуществлять надзор за
губернскими "камерными служителями" и земскими судьями, приводить в
действие наказания, контролировать городское управление.
Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только
по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы
занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором
доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с
1722г. осуществляли судебные функции. Воеводы назначались Сенатом и подчинялись
коллегиям. Камериры и комиссары являлись органами Камер-коллегии на местах.
Главной особенностью органов местного управления I
четверти ХVШ в., было то, что они наряду с административными исполняли и
полицейские функции. В ХVП в. посадское население находилось в подчинении
приказов и местных органов власти, но введение в 1681г. стрелецкой подати
подчинило городское население в финансовом вопросе Стрелецкому приказу.
В 1699г. была проведена городская реформа. Была
создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их
ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора
податей, повинностей и пошлин. Цель реформы - улучшение условий развития
торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению
городского управления от органов местной администрации, но губернская реформа
1708-1710гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам.
Однако в 20-х гг. ХVШ в. городское управление
принимает форму магистратов. В 1722-1723гг. были образованы Главный магистрат и
местные магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод.
Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты
и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев
бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в
магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора. Иногда принцип
выборности нарушался и назначение проводились царскими или сенатскими указами.
В обязанности магистратов входили вопросы полицейской службы, благоустройство
городов, продажа отписного имущества, окладные и неокладные сборы, обеспечение
мануфактур компанейщиками, учреждение полиции, контроль за правосудием.
Расширение дворянских
привилегий. “Указ о единонаследии” и “Табель о рангах”.
В первой четверти XVIII в. произошло слияние двух форм
феодальной земельной собственности – вотчины и поместья. В 1714 г.
был издан указ о единонаследии. Отныне поместье, как и вотчина, передавалось по
наследству старшему сыну. Другие сыновья должны были идти в военную или
гражданскую службу. Дворянская служба при Петре1 была пожизненной. Анна
Иоановна сократила ее до 25 лет. поместья нельзя было продавать и закладывать.
В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог
определять своего преемника "признавая удобного" и имел право, видя
"непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря
достойного". Законодательство того времени определяло действия против царя
и государства самыми тяжкими преступлениями и всякий "кто какое зло
умышлять будет" и те, которые "вспомогали или совет подавали или
ведая не известили" наказывались вырыванием ноздрей, смертной казнью или
высылкой на галеры – в зависимости от преступления.
Государственная служба регулировалась введенной в 1722
г. “Табелью о рангах”. Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В
нем было определено 14 рангов, которые служащие должны были проходить со ступеньки
на ступеньку. Вместо отмененного в 1682 г. местничества вводился принцип служебной
выслуги. “Табель о рангах” давала возможность не дворянам, получать
потомственное дворянство. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным
дворянином. Чины с 14-го по 9-ый тоже давали дворянство, но только личное. Все
дворяне, новой и старой формации, получали земли и крестьян. В Петровскую эпоху
сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное
владение.
Политика в области мануфактурного производства, во
внутренней и внешней торговле. Политика меркантилизма.
В
сфере экономики господствовала концепция меркантилизма – поощрение
развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом
балансе. Поощрение “полезных и нужных” с точки зрения государства видов производства
и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска “ненужных” товаров.
Развитие промышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны и было
особой заботой Петра.
Война со Швецией особенно остро поставила вопрос о
развитии мануфактурного производства. До начала XVIII в. Россия
ввозила из за границы железо, медь, ружья, сукно, серебро, олово. Основным
поставщиком металла была Швеция. Естественно, с началом войны поставки из
Швеции прекратились.
Развитие металлургического производства стало
жизненной потребностью страны. Правительство предпринимало лихорадочные меры по
строительству заводов. Вместо 15-20 допетровских мануфактур за первую четверть
XVIII в было создано около 200 предприятий. Главный металлургический центр
переместился на Урал. Железоделательные и медеплавильные заводы обеспечивали
заказы армии и флота.
Появились Невьянский и Тобольский заводы Н. Демидова,
в Петербурге - Сестрорецкий завод выпускал оружие, якоря, гвозди. За период с
1700 г. по 1725 г. выплавка чугуна увеличилась со 150 до 800 тыс. пудов в год.
В столице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь, со стапелей которой при жизни
Петра сошло 59 крупных и свыше 200 мелких судов. В Нерчинске в 1704 г. был
построен первый сереброплавильный завод.
Активно строились предприятия легкой промышленности.
В Москве и других районах центра России росли суконные, парусно-полотняные,
кожевенные мануфактуры, снабжавшие армию обмундированием, а флот –
парусиной.
К1725 г. в стране имелось 25 текстильных предприятий,
канатные и пороховые мануфактуры. Впервые были построены бумажные, цементные,
сахарный заводы и даже шпалерная фабрика для производства обоев. Об успехах
русской металлургии в Петровскую эпоху свидетельствует и тот факт, что к концу
Петровского правления экспорт русских товаров вдвое превышал импорт. При этом высокие
таможенные тарифы (до 40% в иностранной валюте) надежно ограждали внутренний
рынок.
Рост промышленного производства сопровождался
усилением феодальной эксплуатации, широким применением принудительного труда на
мануфактурах: использование крепостных, купленных (посессионных) крестьян, а
также труд государственного (черносошного) крестьянства, которые приписывались
к заводу как постоянный источник рабочей силы.
Но далеко не все изделия, необходимые стране, могли
изготовлять на мануфактурах. Огромную роль продолжало играть ремесленное
производство. Городские и сельские ремесленники производили башмаки, полотна,
сукна, кожи, седла и т. д. Появлялись новые виды ремесла. В городах появились
позументщики, табакерщики, каретники, шляпочники, парикмахеры.
Реформы охватили и эту сферу производства. По указу
1722 г. мастера каждой ремесленной специальности объединялись в цехи. В цехах
избирали старшин, которые наблюдали за качеством изделий и приемом в мастера.
Устанавливался срок в 7 лет для учеников, после чего они переводились на два
года в подмастерья. В Москве насчитывалось 146 цехов. Создание цехов, с одной
стороны, отразило высокий уровень развития ремесла, а с другой, затрудняло его
развитие, выделяло ремесленников в особое сословие феодального общества.
Страницы: 1, 2, 3
|