рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Реформация

Цвинглианская реформация в Цюрихе. Учение Цвингли на­шло живой отклик среди бюргерства, городского плебса, а также крестьянства кантона Цюрих и его фогтств. В 1522 г. магистрат отменил посты, безбрачие духовенства, порвал связи с епископом Констанцским. В своих январских «67 тезисах» 1523 г. Цвингли заявлял о готовности передать дело реформы в руки магистрата, отрицал всякие притязания на светскую власть, выражал согласие идти на уступки в вопросах о феодальных повинностях крестьян. Он соглашался вести переговоры о крещении детей, формах причастия с оживившимися в Цюрихе анабаптистами. Магистрат вел себя осторожнее. В 1523 г. проводилась секуляризация церковно-монастырских имуществ в кантоне, постепенно закрывались монастыри. Повинности бывших монастырских крестьян остались неизменными, но использовались на нужды городской благотвори­тельности. Этим вбивался клин недовольства между крестьянами и городским плебсом.

Цвингли вышел победителем из двух религиозных диспутов 1524 г. Реформация в Цюрихе успешно развивалась в духе его учения. Прекратилось служение мессы, иконы и предметы культа были удалены из церквей, светские лица получали причащение под обоими видами. Проводились некоторые социально-полити­ческие реформы в духе цвинглианства, например запрет военного наемничества и получения пенсий от иноземных государей. Боль­шинство мест в магистрате перешло к представителям прогрессив­ных слоев бюргерства и цехов. Цвинглианство объявлялось обяза­тельным для всех жителей кантона. Проводил эти меры и контро­лировал их исполнение магистрат, однако не без споров и конф­ликтов с церковью. Противники Цвингли приписывали ему стрем­ление узурпировать светскую власть. Отвергая эти упреки, Цвинг­ли заявлял, что он имеет целью лишь «духовное узаконение государства» посредством тесного контакта властей Цюриха с ним как с «уполномоченным проповедником».

 К 1526 г. Реформация завершилась в Цюрихе, но продолжала рас­пространяться по стране и к 1528 г. победила в Берне и Базеле. Берн сделал известные уступки крестьянам своей округи, более де­мократическим по составу стал его магистрат. Политический строй и порядки в Базеле остались неизменными. Цвинглианство востор­жествовало также в Шаффхаузене, Санкт-Галлене, Гларусе, здесь города стали насаждать его в своих сельских округах и фогтствах. Конфессионально-политический раскол Швайцарии достиг преде­ла. Сложились протестантский союз (Цюрих, Берн, Шаффхаузен, Констанц) и католический (Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн и Валлис), заключивший соглашение с Австрией.

Окрыленный успехами Цвингли мечтал о создании в центре Европы сильной федерации из протестантских кантонов и импер­ских княжеств. В 1529 г. в Марбурге была организована встреча заинтересованных сторон для решения этого вопроса, но она за­кончилась неудачей. Лютер упорно отстаивал свои религиозно-политические взгляды и отказался пойти на компромисс с Цвинг­ли. Не желая медлить, Цвингли в том же году двинул к Каппелю хорошо организованную армию с целью сломить католический союз кантонов и добился успеха. В 1529 г. по «Белому миру» союз католических кантонов с Австрией был расторгнут, а в сов­местно управляющихся фогтствах стала проводиться Реформация. Тем не менее вражда сохранилась. Осложнилось положение Цвингли в самом Цюрихе, где враги обвинили его в узурпации власти. Вторая Каппельская война 1531 г. ставила задачу уничтожить союз католических кантонов, но решающая битва закончи­лась разгромом войск Цвингли и его гибелью.

По второму Каппельскому миру 1531 г. союз протестантских кантонов был распущен. Для других земель устанавливалось пра­вило — «чья власть, того и вера», на практике означавшее возврат ряда областей к католицизму. Центр реформационного движения сместился на юго-запад Швейцарии.

Кальвинистское вероучение и церковь. В своем вероучении Кальвин не только использовал общереформационные положения. Во многом он дополнил их, а также довершил разработку ряда вопросов, поставленных его предшественниками, или по-новому расставил акценты. Лютер и Цвингли сформировали в основных чертах теорию божественного предопределения. Кальвин сделал акцент на его абсолютности и неизменности. Одни априорно осуж­дены богом на погибель, другие предызбраны к вечному спасению, при этом господь может выносить свой приговор не только в от­ношении отдельных лиц, но даже целых народов. Бесполезно та кие решения отгадывать, нельзя их изменить показной набож­ностью, добрыми делами и прочими способами. Лишь внушенное святым духом неотступное следование канонам кальвинизма, доб­родетельная и деятельная жизнь «во славу божию» могут воспри­ниматься как признак предызбранности к вечному блаженству.

Такая постановка вопроса устраняла фатальность, пассивность, вселяла надежду и даже убежденность у кальвиниста, что он яв­ляется избранником божиим, побуждала прилагать все силы и энергию для выполнения своего долга. В этом проявлялась неза­висимая от воли самого человека, заложенная в нем божествен­ность. Характеризуя материальную подоплеку учения Кальвина о божественном предопределении, Энгельс подчеркивал: «Его учение о предопределении было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обсто­ятельств, от них не зависящих»'.

В органической связи с учением о предопределении находилась вся теологическая система социально-экономических и этических норм кальвинизма. Собственность (владение), как и все сущее на земле, есть дар божий. То, чем владеют люди, должно оценивать­ся как милость божия, использоваться на общее благо. Обязан­ностью владельца является бережливость, приумножение владения «на благо общине». Кто этого не делает по нерадению или неуме­нию, тот нарушает божественные заповеди. Богатство духовное выше богатства земного. Бог может дать его и взять обратно. Если же владелец утратит его из-за греховных побуждений и обанкро­тится, его должна постигнуть и мирская, и духовная кара. В то же время богач, охваченный корыстью и видящий в богатстве зем­ном идола, утрачивает покровительство божье. Однако бог испы­тывает людей не только богатством, но и бедностью. Бедняк дол­жен нести свое бремя с достоинством. Бедность не равнозначна, однако, святости, а бедняки, ставшие бродягами, попрошайками и ворами, утрачивают защиту господню, являются преступниками. Труд земной есть божий дар, и его главная цель — поддерживать жизнь общества, охранять и приумножать дары земли. Поэтому самый достойный труд — крестьянский. Лень — величайший по­рок. Дни отдыха — лишь воскресенья и пять крупных праздников в году. В духе времени Кальвин содействовал даже попыткам соз­дания кальвинистской колонии в Бразилии «для распространения истинной веры».

Военное наемничество, как богопротивное, запретили.

Большое внимание Кальвин уделял проблемам государства. Человек и общество грешны и порочны. Чтобы разумно, по боже­ственной воле управлять ими, существуют государство, светские власти. Им даны меч и право, исходящее из божественных зако­нов, что обеспечивает подлинный авторитет светским властям, ко­торым люди обязаны повиноваться. Власть государя ограничена божественным промыслом и необходимостью обеспечивать благо его подданных. Нечестивых государей, тиранов постигает кара божья, могущая проявиться и в восстаниях народа. Но это был лишь общий постулат, заимствованный Кальвином из Библии, при­званный служить отвлеченной угрозой безбожным и тираническим правителям. На практике Кальвин проявлял большую осторожность в трактовке права на сопротивление тирании. Оно, по мнению Кальвина, принадлежало только нижестоящим властям, сословно-представительным учреждениям. Сначала надо было исчерпать все меры легального и пассивного сопротивления, а насилие применять лишь как исключительную меру. Просьбу гугенотов в 1560 г. под­держать их план заговора против короля Франции Кальвин на этом основании отверг. Концепция государства у Кальвина основы­валась на французских реалиях. Уступки, делавшиеся в Же­неве, определялись местной спецификой. Лучшей формой государ­ственного правления Кальвин считал олигархию, худшей — де­мократию.

Кальвин поставил целью любой ценой сохранить духовную независимость церкви от государственной власти. Она должна по­могать церкви и охранять ее доктрину, служителям же церкви над­лежит молиться за нее, не вмешиваться в ее дела. Властям необ­ходимо также внимать советам служителей церкви, насаждающих слово и законы божьи. На практике такой гармонии достигнуть не удалось.

Кальвинистская церковь строилась на республиканских осно­вах. Во главе общины стояли старшины, избиравшиеся из числа богатых светских лиц, и опытные проповедники-министры, полу­чавшие скромную фиксированную оплату. Этот совет (консисто­рия) ведал всей религиозной жизнью общины, рассматривал дела, связанные с проступками против религии и морали. Вопросы о догматах кальвинизма решались на особых собраниях минист­ров — конгрегациях, позднее превратившихся в местные, а затем и «национальные» синоды. Основной их задачей являлась борьба с отклонениями от ортодоксальной доктрины и ересями. Дьяконы ведали сбором и расходованием средств на нужды церкви и бла­готворительность.

Историческое значение и судьбы швейцарской реформации. Швейцарский союз, продолжая в XVI в. формироваться в самосто­ятельное государство, органически вписывался в складывавшуюся систему европейских держав с присущими ей процессами взаимо­связей и взаимовлияний. Поэтому и Реформация в Швейцарии составляла часть широкого и многоликого реформационного дви­жения, распространившегося, хотя и в разной мере, в большинстве европейских стран.

Цвинглианство, выражавшее собственно швейцарские потреб­ности, весьма энергичное на начальном этапе, потерпело в итоге поражение. Попытка его выйти за пределы Швейцарии и дать иде­ологическое знамя новой федерации реформированных швейцар­ских кантонов и имперских княжеств потерпела крах. Неблагоприятно складывалась и внутренняя обстановка. Известные успехи промышленности и ремесла, сельских промыслов и кредита, воз­никновение раннебуржуазных торгово-промышленных компаний и банков имели слабую общую базу, хозяйственная конъюнктура от­личалась неустойчивостью, капиталов не хватало, предпринима­тельством занимались преимущественно выходцы из Франции и Северной Италии. Подъем сменился спадом, а затем и кризисом. Успехи более динамичного кальвинизма сузили зону распростране­ния цвинглианства. Реальная действительность требовала приспо­собления к новым условиям. Преемник Цвингли — Буллингер — пошел по такому пути, делая уступки Кальвину. Это нашло свое выражение в текстах общего символа веры (1549).

Иначе сложились судьбы кальвинизма. Женева была для него лишь обусловленным рядом причин трамплином. Будучи объектив­но религией самой смелой части тогдашней буржуазии, кальви­низм во всех своих социально-идеологических приоритетах, поведенческих нормативах, моральном кодексе выражал потреб­ности не швейцарской кантональной провинциальности, а обще­европейского исторического процесса. Поэтому в противополож­ность цвинглианству он вышел на европейскую арену. В усло­виях острого противоборства между силами прогресса и фео­дальной реакции республиканизм и организационные принципы кальвинизма использовались французскими дворянскими гугенота­ми для борьбы против абсолютизма, польскими панами — для атак на королевскую власть. Вместе со своими адептами кальви­низм перемещался и в колониальные владения европейских стран.

Реформационное движение в Нидерландах

Усиление феодально- католической реакции. В XV в. значительная часть нидерландских земель входила в состав герцогства Бургундского. Его длительная борьба с Францией за гегемонию в регионе завер­шилась поражением бургундской армии в битве при Нанси в 1477 г. (см. т. 1, гл. 9). Массовые восстания в Бургундии принуди­ли наследницу престола Марию Бургундскую издать Великую привилегию, восстанавливавшую попранные Карлом Смелым при­вилегии страны, а для укрепления своего положения вступить в брак с Максимилианом Габсбургом, который позднее стал герман­ским императором. Нидерландские земли оказались в династиче­ской зависимости от Габсбургов. В XVI в. император Карл V Габсбург распространил свою власть на новые области—Фрис-ландию, Утрехт, Оверэйссел, Хронинген, Дренту и Гелдерн. По Аугсбургскому миру 1548 г. и Прагматической санкции 1549 г. 17 областей Нидерландов: Артуа, Эно (Геннегау), Люксембург, Намюр, Фландрия, Лимбург, Турне, Мехельн, французская Фланд­рия (Лилль, Дуэ, Орши), Голландия, Зеландия, Утрехт, Фрислан-дия, Гелдерн, Оверэйссел (с Дрентой) — в качестве неделимого наследственного округа включались в империю на условиях выплаты ими символической квоты имперского налога. Епископ­ство Льежское пользовалось особым самостоятельным правовым статусом. После раздела империи в 1555 г. Нидерланды отошли под власть короля Испании

Филиппа II.

В первой половине XVI в. в Нидерландах быстро шло разложение феодальных отношений, развертывался процесс пер­воначального накопления и зарождались капиталистические формы хозяйства. На их небольшой территории к этому времени имелось около 300 городов и свыше 6500 деревень с населением примерно в 3 млн. человек. Нидерланды часто называли «страной городов». Бедствия эти усугубляла хищническая политика иноземных монархов. Они хозяйничали в стране и давили ее налогами, разо­ряли династическими войнами, поддерживали внутреннюю реак­цию — феодальную аристократию, католическую церковь, а в городах — верные им и католицизму правящие фракции патри-цианско-цеховых олигархий. Это вызвало раскол. Менее покорные патрицианские группы обособлялись, тайно склонялись к ереси. Нарождавшиеся новые классы — буржуазия и мануфактурный пролетариат — болезненно испытывали на себе последствия реакционной политики иноземного абсолютизма. Острые социаль­ные конфликты становились неизбежными. Они вылились в ряд восстаний. Наиболее крупными были народное движение 1534— 1535 гг. в северных провинциях под руководством революционных анабаптистов и Гентское восстание 1539—1540 гг. Оба они отли­чались большой остротой и сложностью социальных противоречий, которые сказались и в годы революции.

Политика Карла V характеризовалась нараставшей реакцион­ностью. С 1521 г. стали издаваться особые законы — «плакаты» — против еретиков, был учрежден трибунал инквизиции. После массовых народных выступлений 1534—1535 гг. преследования еретиков становятся особенно жестокими. Беспрерывные династи­ческие войны с Францией подорвали финансы Нидерландов. Если для Карла V Испания была важной составной частью его владе­ний, то для Филиппа II она стала главнейшей. Вся политика Филиппа II определялась интересами испанского дворянст­ва, стремившегося к беспощадному ограблению подвластных стран.

Для достижения своих целей Филипп II наметил следующие меры: оставить в Нидерландах испанские войска, введенные туда во время войны с Францией; сосредоточить фактическую власть в стране в руках узкой группы членов Государственного совета (консульты), рабски преданных монарху; увеличить число еписко­пов с 4 до 18, дав им полномочия инквизиторов для искоренения ересей. Этим монарх не ограничился: чтобы освободиться от долгов, он объявил в 1557 г. государственное банкротство, от чего нидерландские финансисты понесли огромные убытки.

Нововведения Филиппа II задели интересы различных слоев населения Нидерландов. Закон 1559 г. об учреждении новых епископств означал, что отныне «плакаты» против еретиков будут применяться со всей жестокостью. Оговорка о назначении еписко­пами лишь богословов с университетским образованием отнимала выгодные епископские синекуры у дворян, а намерение содержат! епископов за счет монастырей грозило пребендам аббатов, также выходцев из дворян. В 1560 г. в Испании была повышена вывозив» пошлина на шерсть, в связи с чем ввоз ее в Нидерланды сократил­ся почти в два раза. Затем нидерландским купцам закрыли доступ в испанские колонии. Англо-испанский конфликт парализовал нидерландско-английскую торговлю, что оставило без работы ты­сячи людей.

Поскольку все эти акты исходили от чужеземных правителей они приобретали характер национального угнетения, и их провод­ники в Нидерландах — наместница Маргарита Пармская и карди­нал Гоанвелла заслужили всеобщую ненависть в стране.

Кальвинизм в Нидерландах

Под влиянием указанных выше причин, а также в связи с ростом дороговизны и голодом в 1565—1566 гг. в Нидерландах началось сильное брожение среди городской бедноты, рабочих мануфактур, крестьян. Местами происходили голодные бунты. На арену открыто выступил каль­винизм. С начала 60-х годов кальвинистские консистории в круп­ных торгово-промышленных центрах (Турне, Валансьене, Антвер­пене, Хондсхоте и других местах), которыми руководили в боль­шинстве случаев богатые буржуа, перешли к организации массовых выступлений. На кальвинистские проповеди, проходившие обычно в окрестностях городов по ночам, стекались тысячные толпы бедного люда, привлеченного не только религиозным рвением, но и щедро раздававшейся там консисториями милостыней. Все большее число людей приходило на проповеди с оружием, и эти проповеди выливались затем в подлинные вооруженные смотры. Среди руководителей и идеологов народных масс встречались и такие, которые требовали введения всеобщего христианского равенства и свободы. Дело шло к восстанию.

В оппозицию к правительству встала и значительная часть нидерландского дворянства. Ядро оппозиции сначала группирова­лось вокруг вельмож, членов Государственного совета — принца Оранского, графов Эгмонта и Горна. Дворяне были недовольны нарушением их привилегий королем и надеялись поправить свои финансы за счет секуляризации монастырских земель, реформи­ровав церковь в угодном им духе. В связи с этим в их среде стали распространяться лютеранство и кальвинизм. Видя подъем народ­ного движения, дворяне, с одной стороны, были не прочь исполь­зовать его в своих интересах, но с другой — опасались его. Поэто­му они решили взять на себя роль «посредников» между волно­вавшимся народом и правительством и таким образом достичь своих целей.

Иконоборческое восстание 1566 г. Первым актом начавшейся Нидерландской буржуазной революции и освободительной войны было иконоборческое восстание. В августе 1566 г. вооруженные народные отряды стихийно, а местами подстрекаемые консисто­риями начали погромы церквей, истребление икон, статуй святых и прочих предметов католического культа в окрестностях Хонде -хота, Армантьера, Касселя. Церковные драгоценности порой уничтожали, но чаще собирали и использовали на нужды восста­ния и благотворительности.

В Антверпене инициаторами восстания выступили ремесленни­ки и городская беднота. В Турне в погромах церквей помимо горожан участвовали сотни крестьян. Руководящую роль там играли консистории. За счет конфискованных церковных цен­ностей были навербованы отряды из бедняков, которые охраняли город. Повстанцы сожгли финансовые и поземельные документы монастырей и церквей. То же самое происходило в Валансьене.

В Мидделбюрхе (Зеландия) иконоборцы при поддержке бога­тых лиц и некоторых членов магистрата принудили власти освобо­дить арестованных еретиков. В Утрехте действия иконоборцев носили ярко выраженный социальный и политический характер. Наместница оценивала их не только как «ниспровержение рели­гии», но и как «уничтожение судопроизводства и всего полити­ческого порядка».

Всей своей силой восстание обрушилось против оплота испан­ского владычества — католической церкви. Погрому подверглись по всем Нидерландам несколько тысяч церквей. Восстание посте­пенно распространялось на север. Руководили им обычно кальви­нистские консистории, а местами — отдельные дворяне-кальви­нисты, члены союза. Базой восстания были Фландрия, Брабант, Турне, Голландия, Зеландия, Утрехт. В окраинных аграрных областях иконоборчество затронуло лишь отдельные районы и города. 23 августа 1566 г. наместница вынуждена была заявить о смягчении деятельности инквизиции, «плакатов», допущении кальвинистских проповедей там, где они уже проводились ранее, об амнистии членам союза дворян. Окончательно решить все эти вопросы должен был Филипп II.

Успех восстания мог быть закреплен лишь в случае развития движения и сплоченности всех сил, которые выступили с оружием в руках. Однако ни консистории, ни тем более Союз дворян не оказались способными взять власть в свои руки. Они хотели «попугать» правительство и добиться с ним соглашения, но испу­гались сами, увидев размах движения и услышав возгласы восстав­ших: «Поповской крови и имущества богачей!» Поэтому маневр наместницы, рассчитанный на раскол движения, удался. Союз дворян принял ее условия, самораспустился, а некоторые его члены, как и лидеры аристократической оппозиции — граф Эгмонт и принц Оранский, начали преследовать иконоборцев. Консистории вели переговоры с правительством, добиваясь новых уступок, и уже отрекались от своего участия в восстании.

Примиренческая, нерешительная тактика консисторий лишила движение руководства. Правительство воспользовалось этим, что­бы разоружить народные отряды, собрало военные силы и пере­шло в наступление. К весне 1567 г. иконоборческое восстание было подавлено, а вместе с ним поражением завершился и первый этап Нидерландской революции. В Мадриде спешно готовили карательный поход в Нидерланды под руководством герцога Альбы.

Реформация в Италии

Предреформационное движение началось в Италии в последние десятилетия XV в. оно было связано с именем Джироламо Савонаролы. Идеи морального очищения общества, религиозного об­новления и реформы церкви в первые десятилетия XVI в. стали одной из характерных черт умонастроений самых разных слоев. В них находили отражение и классовые чаяния простого народа, и недовольство церковной политикой (особенно деятельностью папства, постоянно вмешивавшегося в своих корыстных целях в дела итальянских государств), нараставшее в аристократических и придворных кругах, в купеческой среде и даже у части клира. В народе (в частности, среди крестьян) были сильны традиции средневековых ересей вальденсов и альбигойцев. Притягательны­ми для простого народа стали идеи анабаптистов и антитринитариев, получившие широкое распространение в Италии в первые десятилетия XVI в. Особенно крупные масштабы реформационные выступления приняли в Южной Италии, где они носили четко выраженный антипапский и антииспанский характер. Неаполь стал одним из главных центров Реформации. В 30-е годы здесь развер­нулась деятельность кружка Хуана де Вальдеса, осмысливавшего с гуманистических позиций основы христианской веры и, подобно другим реформаторам, развивавшего тезис о необходимости от­мены церковной иерархии. Популяризацией идей Вальдеса в наро­де занялся известный проповедник Бернардино Окино, разделяв­ший также многие антицерковные позиции Меланхтона.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.