Реферат: Причины кризиса советского общества
Реферат: Причины кризиса советского общества
Особенностью военно-политической ситуации после второй
мировой войны было то, что СССР был вынужден вступить фактически без передышки
в новую так называемую "холодную войну".
Против него стоял весь капиталистический мир во главе с
США, не пострадавшими в годы второй мировой войны, а наоборот,
чрезвычайно обогатившимися за счет воюющих стран, в том числе СССР, которые
оплачивали военное снаряжение, исчезавшее в горниле войны.
С 1946 года, со знаменитой речью У.Черчилля, а затем
доктрины Г.Трумена началась "холодная война", то есть конфронтация,
доходящая до войны, военные локальные конфликты и крайне дорогостоящая гонка
вооружений.
Стержнем военных потенциалов противостоящих друг другу США
и СССР стало ядерное оружие, потребовавшее гигантских затрат на
производство, а затем изготовление межконтинентальных средств доставки.
Программа "Манхеттен" по производству первой атомной бомбы обошлась
Соединенным Штатам в 15 млрд. долларов. Можно только догадываться во
сколько обошлось производство первой советской атомной бомбы, испытанной в
1949 году, через 4 года после разрушительной войны. В дальнейшем производство
ядерного оружия шло по нарастающей и достигло огромных размеров.
Приведенные данные показывают, что; во-первых, Советский
Союз все время отставал и стремился догнать США, и, во-вторых, производство
ядерного оружия шло безостановочно.
Для производства ядерных боеголовок, ракет, других видов
вооружений потребовалось создание военно-промышленных комплексов, втянувших
в производство оружия тысячи заводов и научных учреждений. Тем самым огромные
производственные мощности и людские ресурсы исключались из производства
мирной гражданской продукции. В середине 70-х годов военный бюджет США
достиг астрономической суммы в 300 млрд. долларов в год. Всего же за
1945-1990 гг. Соединенными Штатами было израсходовано на военные цели около 4
трлн.долларов, причем 3 трлн. пришлось на 80-е годы.Чтобы не отставать,
Советский Союз был вынужден делать соответствующие затраты и создавать
аналогичный военно-промышленный комплекс. Когда в условиях гласности впервые
были опубликованы цифры военного бюджета СССР, они составили в 1989 году 75,2
млрд. рублей, почти половину всех расходов на социально-культурные
мероприятия.
Были ли попытки со стороны Советского руководства остановить
безумную гонку вооружений? Да, были. В 1972 году удалось заключить договор об
ограничении стратегических вооружений между СССР и США (ОСВ-1), касающийся
межконтинентальных баллистических ракет, атомных подводных лодок-ракетоносцев и
стратегических бомбардировщиков. Но с начала 80-х годов гонка вооружений резко
возросла, перейдя на космическую сферу, что потребовало новых колоссальных
затрат.б) диспропорция в развитии города и деревни, промышленностии
сельского хозяйства .
Известно, что существование и процветание государства
зависит от баланса между промышленностью и сельским хозяйством, причем
сельское хозяйство обеспечивает общество продовольствием и сырьем, а
промышленность - соответствующими орудиями труда и товарами в необходимых
количествах. Нарушение этого баланса приводит к дефициту продуктов и
товаров, напряженности в обществе, способствует кризисному развитию.
Развитие сельского хозяйства зависит от трех основных
факторов:- биоклиматического потенциала почвы,- наличия работников сельского
хозяйства, технической оснащенности.
Страны Западной Европы и США, имея высокий биоклиматический
потенциал почвы, в 2-3 раза превышающий состояние земель в Советском Союзе,
большая часть территории которого находится в зоне рискованного земледелия
или непригодна к земледелию, а также добившись высокой технической и
энергетической оснащенности сельского хозяйства, смогли достичь
устойчивого баланса между промышленным и сельскохозяйственным производством
при относительно небольшой численности сельского населения.
Для России и СССР решение этой задачи было всегда сопряжено с
огромными трудностями.
Трудность первая. . Зона рискованного земледелия,
низкий биоклиматический потенциал почвы не позволял получать высокие урожаю
даже при условиях хорошей обработки пахотных земель. Например, в
дореволюционные годы 1911-1915 средняя урожайность зерновых (пшеница, рожь,
овес) составляла в России 8 цетнеров с гектара, в то время как в Англии и
Германии в среднем 20,7. За период с 1913 по 1966 гг. урожайность
зерновых в России - СССР составила в среднем 9,6 ц/га, а с 1971 по 1986 -
15,5 ц/га. Приведенные данные показывают, что зерновое хозяйство
России, основная отрасль сельского хозяйства, развивается на более низком
уровне, чем в западно-европейских странах. И это положение трудно изменить в
силу объективных причин.
Трудность вторая . Она связана со слишком быстрыми
темпами уменьшения сельского населения, что произошло в силу ускоренной
индустриализации в довоенные годы и форсированного промышленного подъема в
послевоенный период. Строительство десятков тысяч новых промышленных
предприятий приводило к быстрому росту городского населения, которое
пополнялось в основном за счет жителей села, уходивших в город на учебу
или на работу.
Статистика свидетельствует о кардинальных переменах в
соотношении городского и сельского населения в годы Советской власти.
Эти показатели означают, что если в 1913 году на одного
городского жителя приходилось 5 сельских, большая часть которых трудилась в
сельском хозяйстве, то 75 лет спустя на двух городских жителей приходился
один сельский. Производительность сельскохозяйственного труда должна была бы
возрасти по меньшей мере в 10 раз, но судя по урожайности этого не произошло.
Численность сельских жителей уменьшалась в 70-е годы на
полтора миллиона человек ежегодно, а в 80-е -на 0.9 млн. Для
Российской Федерации показатели соотношения сельского и городского населения
еще более значительны. В 1987 году 74% россиян жило в городах, а лишь 26%
- в сельской местности, то есть 3:1. Количество же работающих в колхозах и
совхозах РСФСР составляло всего лишь около 7 млн. человек, то есть 1:20
в соотношении населения.
Положение значительно обострилось в Нечерноземной зоне, где
наибольшая плотность промышленных предприятий и где за последние два
десятилетия фактически обезлюдело около 100 тыс. сел. Таким образом,
значительные социальные сдвиги явились объективной причиной кризиса.
Трудность третья .. В силу того, что объекты
сельскохозяйственного производства страны расположены на огромных
пространствах, не удалось за все годы создать достаточно прочную
инфраструктуру, в том числе энергоснабжение многочисленных сел, обеспечить
сельское хозяйство перерабатывающими предприятиями и хранилищами, построить
дороги. В связи с этим ежегодно теряется большая часть урожая и
сельскохозяйственной продукции.
Все указанные трудности, накапливавшиеся много лет,
привели к дисбалансу между городом и деревней, между промышленностью и
сельским хозяйством, стали одной из важнейших причин кризиса.в)
большое отвлечение средств на освоение Сибири и ДальнегоВостока.
К 70-м годам обстановка в топливно-энергетическом комплексе
страны существенно изменилась. Возросший промышленный потенциал потребовал
значительного прироста топливно-энергетических ресурсов, которые можно было
получить лишь за счет освоения отдаленных районов Сибири и Дальнего
Востока. Угольные бассейны и нефтяные месторождения, расположенные
вблизи промышленных предприятий в европейской части СССР, практически
истощились, себестоимость добычи значительно возросла.
Освоение же восточных и северных районов было чрезвычайно
дорогостоящим делом, как из-за отдаленности, так и из-за сложных
климатических условий. В 80-е годы практически весь прирост нефти и газа
приходился на восточные районы. Затраты существенно возросли. Примером тому
могут служить данные о построенных нефте- и газопроводах. Если в 1960 году
длина нефтепроводов составляла 17,3 тыс. км, газопроводов 21 тыс. км, то в
1985 году уже соответственно 81 и 185 тыс. км, то есть увеличилась в 4,7 и
8,8 раза. Учитывая, что нефте- и газопроводы представляют собой сложную
систему насосных станций, коммуникаций, нуждаются в постоянном контроле и
обслуживании, можно видеть, что затраты, которые увеличивают себестоимость
конечной продукции, представляются весьма существенными.
Гигантских затрат потребовало строительство
Байкало-Амурской магистрали, подходившей к уникальному Нерюнгринскому
угольному и железнорудному бассейну, разработка которого могла бы дать
значительный эффект для народного хозяйства, но было приостановлено
впоследствии из-за нехватки средств.
Состояние экономики, когда топливо-энергетические мощности
находятся вдали от промышленных комплексов, увеличивает себестоимость
продукции, делает ее нерентабельной, требует отвлечения дополнительных
средств, что в конечном итоге способствует усилению кризисных
явлений.г) запаздывание в области научно-технического развития
посравнению с западными странами ..
70-80-е годы во всем мире знаменовались быстрым развитием
новых технологий на базе электронно-вычислительной техники, принявшим характер
научно-технической революции. В Советском Союзе самые передовые достижения
науки и техники использовались прежде всего в военной области, крайне
медленно внедряясь в гражданскую сферу. В то же время западные развитые
капиталистические страны в условиях острой конкуренции на рынке промышленных
товаров стремились использовать новые технологии в области продукции
общего пользования, в чем достигли значительных успехов. В странах
Западной Европы, США и Японии происходило быстрое обновление производственных
фондов на основе передовой технологии. По некоторым данным, развитые
капиталистические страны в период 80-х годов обновили промышленную базу на
70-80 процентов, то есть по 7 - 8 процентов в год.
В Советском Союзе процесс обновление производства шел в
два-три раза медленнее. Так, темпы освоения новой техники: машин,
оборудования, приборов и средств автоматизации составили за 1981-1985 гг. 2,6
процента, за 1986-1989 - 2,9 процента, то есть в среднем 2,8 процента в год.
Такими темпами обновления производства могло произойти за 30-40 лет, то
есть отставание было весьма существенным. Неблагоприятная ситуация в этой
важнейшей народно-хозяйственной сфере явилась негативным фактором, повлиявшим
на кризисное развитие страны.д) экономическая замкнутость, отрыв от
мирового рынка.
Политическая конфронтация между Советским государством и
западными капиталистическими странами, вызванная неприятием социалистического
общественного строя в СССР и других социалистических странах, проявлялась и в
экономической области. С началом "холодной войны" Соединенные Штаты
создали для Советского Союза режим дискриминации в области торговли,
экономического сотрудничества, препятствовали вступлению СССР в международные
валютно-финансовые фонды. По эгидой США была создана организация КОКОМ,
которая контролировала торговые отношения с социалистическими государствами,
создавая экспортно-импортные ограничения на тысячи наименований товаров,
вводя таможенные барьеры прежде всего на продукцию высоких технологий.
Критерием ограничений была возможность какого-либо применения промышленной
продукции для военных нужд. Под эти ограничения подходило почти все, что
производилось и выпускалось.
В результате социалистические страны Восточной Европы были
вынуждены перейти на замкнутый режим торговли в рамках СЭВ, когда основным
видом торговых отношений был бартер, обмен товара на товар в так называемых
"переводных рублях". Тем самым социалистические страны были
фактически отстранены от мирового рынка на основе товарно-денежных отношений
с помощью конвертируемой валюты. Такое положение пагубно сказывалось на
развитии экономики социалистических стран в условиях бурного развития
всемирного рынка на основе передовых технологий.
В то же время даже небольшие страны, используя
конвертируемость своей валюты, имели возможность быстрого экономического
развития с приобщением к мировому рынку.
С ростом объема производства, все более тесным экономическим
международным сотрудничеством, расширением масштабов мировой торговли
становилось ясно, что экономическая замкнутость и оторванность от всемирного
рынка является существенным тормозящим фактором развития экономики Советского
Союза.е) неповоротливость сверхцентрализованной системы управле ния
народным хозяйством.
В условиях научно-технической революции, быстрого насыщения
промышленности новой техникой, значительного сокращения времени от
изобретения до внедрения сказалась громоздкость и неповоротливость
централизованной системы управления гигантским хозяйственным механизмом
Советской страны. Преимущества такой системы, позволявшие концентрировать
большие средства для решения крупных народнохозяйственных задач в
обстановке, требующей быстрого реагирования на изменения, в условиях
монополизации ряда отраслей проявляли себя слабо. В конечном итоге это
приводило к тому, что медленно обновлялись производственные фонды,
оборудование быстро старело. Средний срок службы производственного
оборудования в промышленности доходило в 1990 году до 26 лет, в то время как
нормативы составляли 13 лет. Такое положение сказывалось на низком
росте производительности труда, способствовало нарастанию кризисных
явлений.ж) отсутствие эффективных побудительных мотивов для
повыше ния производительности труда в условиях уравнительного
расп . ределения материальных благ.
Если в капиталистических странах побудительными мотивами,
раскрывающими энергию работников, являются жесткая конкуренция и борьба за
выживание в условиях господства частной собственности, то социалистический
строй с его уравнительным распределением значительной части материальных
благ может опираться в основном на сознательность тружеников и моральные
стимулы. В обстановке войны или других чрезвычайных обстоятельствах они
дополнялись крутыми административными мерами укрепления дисциплины, что не
давало должного эффекта в длительных мирных условиях. В соответствии с
программными установками правящей коммунистической партии многие материальные
блага распределялись бесплатно, в том числе жилье, на строительство которого
в 80-е годы выделялось более 30 млрд. рублей ежегодно. Бесплатное всеобщее
образование, медицинское обслуживание, дотации на содержание детей в
дошкольных учреждениях, стипендии студентам вузов и техникумов, дотации на
поддержание низких цен на предметы первой необходимости требовали немалых
затрат, что составляло до 40% от расходов госбюджета. Такие
значительные выплаты могли компенсироваться высоким уровнем производительности
труда, чего, к сожалению, не происходило. В силу многих причин нарастания
кризисных явлений производительность общественного труда в 80-е годы
постоянно снижалась. Новых побудительных мотивов, способных поднять
энтузиазм масс, не находилось. Коммунистическая партия ,отказавшись от
руководства , потеряла прежние морально-организационные рычаги воздействия на
трудовую деятельность , что также способствовало снижению роста
производительности труда ,как основного фактора развития,и, в конечном счете
, углублению кризиса.
Таковы основные объективные причины кризиса советского
общества, в своей совокупности создавшие критическую массу к концу 80-х
годов. Они усугубились субъективными причинами ., связанными с
деятельностью политического руководства.
В их числе можно назвать следующие:1) увеличение
бюрократического аппарата, его неповоротливости в принятии решений.
С ростом масштабов промышленного развития, объемов
производства усложнялись экономические и социальные связи в стране,
отношения между отраслями и регионами. К примеру, Государственный комитет
по снабжению (Госснаб) ежегодно в масштабах страны регулировал распределение
продукции, включающей сотни тысяч наименований. Процесс согласования, утряски,
преодоления бюрократических прелон занимал много времени. Особенно явственно
бюрократическая волокита проявлялась в области внешнеэкономических связей, так
как внешняя торговля являлась государственной монополией и была строго
централизованна. При этом наблюдался рост бюрократического аппарата,
эффективность его работы была низкой, государственная машина превращалась в
неповоротливый механизм.2) перерождение партийного руководства,
консерватизм и обю рокрачивание партийных структур.
Превратившись из небольшой группы профессиональных
революционеров, фанатично преданных коммунистической идее, в массовую, а
затем и правящую организацию, партия вовлекала в свои ряды все большее
количество людей, вступавших в партию ради карьеры. В первые советские
годы проводились периодические чистки партии, проходившие в виде
общественного обсуждения деятельности коммунистов и исключение
недобросовестных из ее рядов. В конце 30-х годов эти чистки приняли
характер политических репрессий.
С 60-х годов массовых чисток партии не проводилось. Некоторым
сокращением ее рядов сопровождались обмены партийных документов. К середине
80-х годов КПСС насчитывала в своем составе около 20 млн. человек с
громоздким партийным аппаратом. Участвуя в непосредственном управлении
государством, партийный аппарат приобретал важнейшие властные функции, что
привлекало в его состав карьеристов и беспринципных людей. Партийный
аппарат все более перерождался, в нем возникли элементы коррупции,
распространялось взяточничество. В условиях углубления объективных трудностей
он оказался неспособным стать главным орудием преобразований.3)
преклонный возраст членов высшего руководства.
С перерождением и обюрокрачиванием партийного аппарата было
связано такое явление, как длительная несменяемость высшего руководства.
Многие из руководителей партии и государства достигли на своих постах
преклонного возраста. Такое положение дел приводило к тому, что новые
нестандартные идеи воспринимались руководством как несостоятельные и
оставались невостребованными, хотя объективная ситуация требовала решительных
шагов. Такие субъективные качества руководства являлись тормозом в проведении
необходимых кардинальных преобразований и послужили одной из причин
кризиса.4) непродуманные волюнтаристские эксперименты в экономике
исоциальной жизни.В практике политического руководства, облеченного большой
властью и опиравшегося на партийно-государственную структуру, эффективно
проявлявшую себя в трудные времена, нередко возникало желание волевыми
действиями сверху осуществлять преобразования. Такие волюнтаристские действия
ярко проявились во времена Н.С.Хрущева, пытавшегося решить многие
проблемы волевыми директивами без всестороннего анализа и последовательного
практического внедрения. Так, например, получилось с попыткой внедрить
повсеместно кукурузу по опыту ее выращивания в США. При этом не учитывались
климатические особенности нашей страны и отсутствие соответствующей техники.
С середины 80-х годов, когда явственно обозначились
кризисные тенденции, политическое руководство во главе с М.С.Горбачевым
также широко проводило массовые кампании, расчитывая, что волевые
решения позволят добиться быстрых положительных результатов. Эти благие
намерения привели на практике к плачевным результатам, так как не
затрагивали коренных объективных причин кризиса, а если и затрагивали, как
было с мероприятиями по быстрому разоружению и сокращению армии, то не учитывалось
при этом, что уничтожение оружия требует больших средств и специальных
механизмов; что сокращение армии и вывод войск из стран восточной Европы
требует строительства большого количества жилья и затрат на обустройство
новых мест дислокации; что требуется перепрофилировать оборонную
промышленность, оставшуюся без военных заказов, провести так называемую
конверсию с привлечением немалых средств. В расчете на эффективность волевых
решений не принимались во внимание их последствия, не просчитывалось
перспективное развитие, так как ожидались быстрые результаты. Все это в
конечном итоге способствовало ускорению и углублению кризисных
процессов.5) приоритет теоретических схем в методах руководства
безучета практических условий.
Предпринимая попытки выхода из кризисной ситуации,
политическое руководство стремилось учитывать опыт других стран, что
было необходимым и нужным делом. В средствах массовой информации и солидной
научной печати появилось множество описаний того, как живут в процветающих
странах, каковы формы их государственного, экономического и социального
устройства. Например, много внимания уделялось Швеции, где при
капиталистической экономике имеет место высокая социальная защищенность
народа, говорилось о модели "шведского социализма". Однако при
\этом не учитывались многие обстоятельства, присущие Швеции: почти 200-летний
период жизни без войн, в том числе и нейтралитет во второй мировой войне;
малочисленность населения, составляющая всего лишь 8 млн. человек; удобное
морское расположение, позволившее добиться высокого уровня развития с
помощью активной внешней торговли и другие.
Конец 80-х годов был характерен использованием многих
форм западноевропейской демократии и политического устройства вплоть до
копирования, что выражалось в появлении института президентства,
муниципалитетов и мэрий и т.д. Предполагалось, что положительно
зарекомендовавшие себя на Западе формы политического устройства будут
жизнеспособными в нашей стране и дадут быстрый эффект. Однако такое
копирование, внедрение абстрактных теоретических схем в конкретную жизнь
страны, прошедшей свой самобытный путь развития и с особыми
социально-экономическими условиями, приводило ко все большему отрыву от
реальной жизни, отчуждению властных структур от масс народа, к усилению
политического, а также и экономического кризиса.
Таковы основные объективные и субъективные причины,
приведшие великую державу, обладавшую значительным экономическим, научно-техническим,
интеллектуальным, военным потенциалом, к глубокому кризису,принявшему
комплексный характер в конце 80-начале 90-х годов. Это выражалось:- в области
экономики . - в абсолютном сокращении объемов выпуска продукции,
остановке предприятий;- в области политической . - в разрушении
прежней политической системы, основанной на руководящей роли коммунистической
партии и, в значительной степени, утрате способности управления обществом;- в
области социальной . - в снижении жизненного уровня населения, в
утрате уверенности в социальной защищенности;- в области духовной .
- в подрыве коммунистических идеалов и в возникновении духовного вакуума;- в
области национальной . - в распаде Советского Союза и
разрушении сложившихся межнациональных связей;- в области
внешнеполитической .- в потере бывших союзников и значительном
ослаблении внешнеэкономического сотрудничества;- в области военной. - в утрате
прежнего военного могущества, распаде союзной военной структуры и кризисном состоянии
армии.
Впервые с начала века страна вступила в столь глубокий и
всесторонний кризис. Перед политическим руководством во всей остроте
стал вопрос о путях выхода из кризиса. Таких вариантов развития было два:-
первый, предполагавший опору на собственные силы, который не прошел испытания
в начальный период перестройки и осуществления программы "ускорения"
социально-экономического развития, и- второй, связанный с внешней экономической
помощью и вхождением в мировой капиталистический рынок.
Был избран второй вариант, который и определил последующие
события. Стратегической целью нового политического кур са стало
тесное сближение с развитыми капиталистическимистранами, вхождение в мировой
капиталистический рынок, соз дание адекватной рыночной экономики и
демократической поли тической структуры. . Страна вступила в
переходный период своего развития.
Список литературы
Народное хозяйство СССР за 70 лет.- С.373.
Аргументы и факты. - 1990. - И 11. - С.7.
|