Колонизация огромных европейских пространств славянами не носила агрессивного
характера, не сопровождалось грабежами и истреблением соседних народов. Терпимость
и миролюбие привели к установлению добрососедских отношений с малочисленными соседями
(меря, чудь и др.). Образование древнерусского государства в 882г. во многом было
обусловлено предпринимательским духом восточных славян. Понятие предпринимательство
было введено в обиход Адамом Смитом и означало вид деятельности, направленной на
получение прибыли и связанной с риском. Эти главные моменты присутствуют во всех
позднейших определениях предпринимательства. Оно может подразделяться на: торговое,
промышленное, банковское и прочие виды; быть коллективным или индивидуальным; по
масштабам относится к мелкому, среднему и крупному. Однако предпринимательская деятельность
не каждому удается, не все способны идти на разумный, оправданный риск ради получения
прибыли.
Для развитой стадии предпринимательства характерны тесная связь с
рынком, кооперация и разделение труда, самоокупаемость, отсутствие принуждения,
свобода выбора способа действий, использование при необходимости наемного труда.
В средние века, когда господствовало натуральное хозяйство, рыночные отношения были
слабыми, существовало внеэкономическое принуждение, можно наблюдать лишь начальный
этап развития предпринимательства. Хотя он и сыграл определенную роль в становлении
в буржуазном обществе предпринимательства в "чистом" виде. Древнейшим
и главным видом предпринимательской деятельности наших предков была торговля. Торговлей
занимались купцы - люди, оформившиеся на Руси в особую профессиональную группу и
ставшие затем отдельным сословием.
Формирование классовых отношений, укрепление княжеской власти привели
к накоплению излишков натуральных продуктов в руках князей и их дружинников, которые
собирали дань с местных племен. Существовало два вида дани - полюдье, когда с ноября
по апрель князь с дружиной ходили по славянским землям и собирали меха (скору),
мед, воск и другие товары. Второй вид дани назывался повози, когда крестьяне сами
на лошадях привозили товары на княжеский двор.
Весной (пока была высокой вода) к Киеву приплывали огромные долбленые
лодки из Смоленска, Чернигова, Новгорода дозагружались в Киеве товарами, и купцы
плыли вниз по Днепру с вооруженной дружиной и княжескими послами к Константинополю
и другим греческим городам. Этот путь стали называть "из варяг в греки".
Он пролегал через Неву, Ладожское озеро, Волхов, Ловать и Днепр. Взаимоотношения
с Византией не всегда были мирными. С IХ по середину ХI вв. киевские князья совершили
шесть походов на Константинополь. Они большей частью вызывались стремлением Руси
восстановить или поддержать торговые сношения с южным соседом. Походы завершались,
как правило, подписанием торговых договоров. Об особенностях торговли русских купцов
в Константинополе свидетельствует, например, договор 907г., заключенный князем Олегом
с византийскими императорами (их было тогда два - Лев и Александр.). В нём прежде
всего было оговорено, чтобы торговые люди, прибывавшие в Византию из Руси, не
"творили пакости", не занимались вместо торговли грабежом и насилием.
Видимо, в целях предосторожности приезжавшим купцам разрешалось жить только в предместье,
у монастыря св. Мамы, но не в самой столице. Они предварительно переписывались греческими
властями и могли войти в город только через одни, специально для этого выделенные,
ворота. Ставилось также условие, чтобы купцы и их слуги были без оружия; входить
в город они могли группой не более 50 человек, в сопровождении "царева мужа",
т.е. местного чиновника. Наконец, русским купцам не разрешалось зимовать в пределах
Византии. Вероятно, византийцы побаивались прибывших, даже приходивших на законных
основаниях. Уже в этих договорах купцов, торговавших за границей, называли
"гости". Эта была элита русского купечества, просуществовавшая до первой
четверти XVIII в.
Наряду с Византией, русские купцы торговали с Хазарским каганатом,
возникшим в VII в. (его власть простиралась от Крыма и Каспия до средней Волги;
столицей Хазарии был город Итиль в устье Волги, рядом с современной Астраханью);
со странами Востока.
Главными предметами торговли русского купца являлись хлеб, мед, воск,
меха. Следует заметить, что меховая одежда была в большой моде при дворе халифов
и у богатых арабов. Со своей стороны, восточные купцы предлагали украшения, вина
и пряности, пользовавшиеся устойчивым спросом на Руси. Кроме того, через хазар на
Русь поступало серебро и серебряные арабские деньги дирхемы, которые имели широкое
распространение в Киевской Руси. Путь по Волге называли "из варяг в хазары".
Примерно в ХI в., ко времени уже довольно широких деловых операций
с участием арабских, византийских и западноевропейских купцов, возрастает значение
Киева как центра посреднической торговли между Западом и Востоком. Транзитная торговля
через южную Русь еще более оживилась после того, как норманны и венгры перекрыли
пути по Средиземноморью и Южной Европе.
В 988 г. Русь приняла православное христианство, это возвысило ее
авторитет среди других народов Европы и Азии. Точно выбранной с экономических позиций
религии впоследствии не потребовались реформы, как это произошло с католичеством,
поскольку православие не подавляло, а развивало предпринимательский интерес. Русская
церковь относилась к торговле покровительственно. Христианские храмы предпочитали
строить в наиболее людных местах: в местах торгов у стен городов - на погостах
(от слова "гостьба" - торговля). Туда сходились звероловы, смолокуры,
ремесленники и прочие "промышленники". В подвалах церквей хранился необходимый
для торговли инвентарь, складировались товары, сберегались торговые договоры. Монастыри
вели самостоятельную хозяйственную жизнь. Церковь брала на себя ответственность
за поддержание порядка в торговле, провозглашая каждый обман в сделках грехом. На
первых порах торговля проходила прямо в храмах. Позднее она была вынесена на обширные
прицерковные площади. Торговля была как ярмарочная (обычно сезонная), так и базарная
(регулярная, по выходным и праздничным дням). В самом Киеве насчитывалось 40 церквей
и 8 рынков. Рынок - торг, торжище, торговище - занимал центральное место в русском
городе. Здесь проходили народные собрания, делались все важнейшие сообщения (в том
числе закликались распоряжения князя), узнавались новости. Торговые операции могли
осуществляться на рынке только при свидетеле - весовщике, собиравшем весовой сбор
в пользу местного князя. Пользоваться собственными весами торговцам не разрешалось.
Официальные меры длины (локоть и т.д.), а также коромысловые весы хранились в церквях
под надзором епископов. На социальной лестнице представители купечества стояли следом
за боярством, дружинниками и чиновниками князей. Согласно "Русской Правде"
Ярослава Мудрого их жизнь оценивалась в 40 гривен серебра либо в 10 гривен - по
договору Новгорода с немецкими городами 1191-1192 гг.
С середины XI в. характер купеческой торговли меняется. Половцы и
турки - сельджуки перехватили пути на юг и на восток. Торговые связи Западной Европы
и Ближнего Востока вновь перемещаются в Средиземноморье. Торговое значение Киева
падает, на первое место с усилением значения деловых связей по Балтике и Волге выходят
Новгород, Полоцк, Смоленск, Владимир-на-Клязьме. На изменение направлений торговой
деятельности повлиял и подъем ремесленного производства в русских городах. Видное
место в ассортименте купцов, в том числе и гостей, занимают изделия русских мастеров.
На зарубежные рынки вывозились главным образом меха, рабы, воск, мед,
лен, полотно, серебряные изделия. Говоря о торговле в Киевской Руси, нельзя не указать
на то, что наши предки пользовались в основном иностранными деньгами. В VIII-Х вв.
это были арабские дирхемы, поступавшие из Хазарии, но в конце Х - начале XI вв.
их поступление на Русь прекратилось. Причинами этого были, во-первых, прекращение
торговли по Волге из-за разгрома Хазарского каганата, а во-вторых, прекращение чеканки
серебра на Востоке в XI в. ("Серебряный кризис").
Крайне редкими в этот период были монеты Византийской империи - серебряные
"милиарисии" и золотые "солиды". (Последние серьезно повлияли
на создание древнейших русских монет.) Первая попытка создать русскую монету была
предпринята
только в конце Х в. Первый рубль появился в ХIII веке. Это был удлиненный
брусок серебра весом приблизительно в 200 грамм, грубо обрубленный по концам. Разрубленный пополам он стал называться полтина (половина), а деленный на 4 части -
четверть. От слова "гривна" позднее образовалось слово "гривенник",
т.е. одна десятая доля рубля.
К началу ХIII в. внешнеторговые операции русских купцов настолько
укоренились, что их не смогли прервать даже вторжение монгольских орд и крестоносцев.
После установления золотоордынского владычества на Руси резко возросло значение
торгового пути через Балтику. Деловые связи новгородцев с немецкими купцами имели
здесь давнюю историю. Еще в ХII в. в Новгороде появляются два иноземных гостиных
двора: готский (Готландский) с церковью св. Олафа (построена 1152г.) и немецкий
с церковью св. Петра (1184г.). К этому времени среди новгородских купцов существовали
свои корпоративные объединения. Сохранился устав Ивановской общины, объединявшей
крупных торговцев воском ("вощников"). Ивановская община была органом
торгового управления и напоминала западноевропейскую гильдию. При церкви существовала
дума по делам торговли и купеческого суда. Здесь же хранились меновые орудия: весы
из двух чашек для воска, безмен для меда, локоть для сукна и рублевая гривенка для
взвешивания благородных металлов. Ивановскому суду были подсудны все дела, возникавшие
между иноземными и новгородскими купцами, в том числе и уголовного характера. С
ХIII в. балтийский путь оказался в руках посредников - купцов Ганзейского союза.
Членами союза, помимо северогерманских городов во главе с Любеком, являлись Рига,
Ревель (Таллинн), Дерпт (Тарту). Для новгородских купцов основным торговым партнером
стал Ревель, для псковских и смоленских - Рига. Ганзейцы обладали монопольными правами
на посредническую торговлю между странами Западной Европы и Новгородом. Вместе с
тем и новгородцы не стеснялись ограничивать права немецких купцов, запрещая им розничную
торговлю в городе и доступ в другие русские города. Все оптовые сделки обязательно
должны были заключаться при посредничестве местных торговцев. Позже в Новгороде
были открыты Псковский, Тверской, Полоцкий, Смоленский и другие дворы. Приезжие
купцы обязаны были жить в гостиных дворах - селиться вне их запрещалось.
В этот период центром русского предпринимательства сохранился
Новгород. Торговля здесь основывалась на эксплуатации богатейших лесных промыслов,
скупке сырья по всей Руси для вывоза в ганзейские города, торговли с Поволжьем.
Диктат Ганзейского союза осложнял торговлю с европейскими городами, но не прекращал
ее.
Меха оставались главным русским товаром и нередко заменяли деньги,
а также шли на одежду, которая не только защищала от холода, но и служила знаком
социального статуса. Так, низшие сословия носили козьи и овечьи меха, высшие же
слои одевались в шубы лисьи, бобровые, беличьи, собольи. Духовенство и купцы шли
рангом ниже и носили медвежьи и волчьи шубы.
Массовый спрос на пушнину на внешнем и внутренних рынках побуждал
новгородских купцов заниматься скупкой мехов по всему северу европейской части России
и даже в Сибири. Это занятие требовало немалой смелости и навыков в ратном деле,
поэтому в ХIV-XV вв. возникала категория купцов-ратников, которых именовали ушкуйниками.
Отряды этих полукупцов-полуратников на весельных судах совершали походы по северным
рекам и Волге. Подобная деятельность была для средневековой Европы делом распространенным.
Большое значение для новгородцев имел рыбный промысел, т.к. соленая и сушеная рыба
являлась удобным продуктом во время дальних торговых поездок. Помимо рыбы в пищу
широко применялось мясо. В связи с этим появилась большая потребность в соли. Солеварницы
существовали ранее, теперь же их количество возросло. Соль стали варить в районе
Торжка, Старой Руссы, в бассейне Северной Двины. Из-за высоких рыночных цен на соль
этот промысел был очень выгоден.
Процесс варки соли был несложным: в богатых солью местах копали
колодцы, откуда солярный раствор черпали и выпаривали в больших кованых сковородах
- ценах или просто в котлах. Обилие дров делало выпаривание быстрым и довольно дешевым.
Большую роль в экономическом развитии Руси сыграло перенесение
центра политической и экономической жизни из южных районов на северо-восток - междуречье
Оки и Волги. Наряду со старыми городами (Ростов, Владимир, Суздаль, Муром) в ХI-XII
вв. возникли новые торговые центры: Москва, Кострома, Тверь. Сюда с юга переселялись
беженцы, удобное расположение благоприятствовало развитию торговых связей. Увеличилась
запашка новых земель, появлялись всевозможные ремесла. Возникал реальный центр возрождавшегося
Русского государства, который стал оплотом борьбы против татаро-монгольского ига.
В XIII в. у слияния Волги и Оки возник Нижний Новгород, ставший
центром торговли с южными и северными районами Руси. Устанавливались международные
торговые связи с
городами на берегах Азовского и Черного морей. Центром торговли
с крымскими татарами стал город Сурож (Судак). Именно отсюда идет название русских
купцов, торговавших через Сурож с итальянскими, турецкими городами в XIV-XVI вв.,
гости сурожане. Это название означало наивысшую ступень купеческого сословия того
времени, обладавшего большими привилегиями, дарованными им великими князьями, а
затем и русскими царями.
В XIV в. Москва, Тверь из небольших периферийных городков Владимиро-Суздальского
княжества превратились в крупные центры ремесла и торговли. В ремесленном производстве
продолжились процессы углубления, специализации и упрощения технологии производства,
что привело к удешевлению изделий массового спроса для рыночного сбыта. В эпоху
татаро-монгольского ига на Руси появляются сложные по технологии изготовления ремесла
- массивное литье колоколов, пушек, чеканка монет, водяные мельницы. Часть из них
работала на рынок, другая часть - на заказ (изготовление оружия, монет, колоколов).
Ремесленники объединялись и селились по специальностям, о чем говорят названия улиц
во многих русских городах (Кузнечная, Щитная, Шорная), а также названия слобод,
сотен и т.д. В ряде районов Новгородской земли, Подмосковья развивалась железоделательная
промышленность. Добывали болотную железную руду и плавили железо. Зачастую этим
занимались оброчные крестьяне, которые образовали простую кооперацию, чаще всего
состоящую из членов семьи или из наемных рабочих.
Нередко ремесленники, занимавшиеся изготовлением и сбытом своей
продукции, становились профессиональными купцами. Разбогатев на торговых операциях,
они бросали ремесло, но сохраняли за собой название прежнего рода деятельности.
Так, среди ограбленных в 1489 г. в Литовской земле русских людей упоминаются:
"Митя кожевник", "Андрюша бронник", "Степа вощеник",
"Софоник Левонтиев сын игольник". Помимо профессиональных купцов, ремесленников,
городских жителей, свободных крестьян, в торговлю втягивались в XIV-XV вв. зависимые
от феодалов люди, в том числе и холопы. Нередко купцы, помимо собственных товаров,
везли имущество, принадлежавшее князьям и боярам. Это фиксировали в своих записях
существовавшие между различными землями таможни, на которых взимались таможенные
сборы. Даже монастыри, несмотря на запреты заниматься торговлей и ростовщичеством
белому и черному духовенству, втягивалась в торговые операции. Их при великом князе
Дмитрии Донском и его сыне освобождали от уплат торговой пошлины. Особенно активную
торговлю вели подмосковный Троице-Сергиевский, суздальский Спасо-Евфимьев, вологодский
Глушецкий, Кирилло-Белозерский и другие монастыри.
С конца XII по XIV вв. на Руси был безмонетный период. С формированием
Московского государства (XIV в.) возобновилась чеканка русских монет. Великий князь
Дмитрий Донской стал перечеканивать татарскую серебряную монету - денгу, затем в
процесс включились и другие княжества. Господствующей денежной единицей в русских
княжествах стал серебряный рубль, полученный из нарубленной на мелкие кусочки и
расплющенной серебряной палочки. Монеты были неправильной формы, весили в большинстве
случаев около 0,25 фунта серебра, но иногда значительно меньше. Поэтому при заключении
сделок деньги обязательно взвешивались. В рубле содержалось 100 денег, 6 денег равнялись
алтыну, в одной деньге было 4 полушки. В обращении использовались иностранные монеты,
которые принимались на вес из расчета 0,25 фунта серебра за рубль, золото оценивалось в 12 раз дороже. Большое количество княжеств порождало
множество торговых пошлин. Основным видом пошлин оставалось мыто, введенное еще
в древнерусском государстве. Это была плата с воза или лодки за пропуск к месту
торговли, т.е. таможенная пошлина. За торговлю в церкви собиралась десятина (10%
от стоимости товара). Мыто собиралось в разных местах по нескольку раз и было небольшим.
Кроме мыта и десятины во время ордынского ига взимался сбор с капитала - тамга,
уплачиваемая с объема продаж, при этом торговля изделиями собственного производства
не облагалась. Размеры тамги тоже были неодинаковы, но, как правило, она составляла
7 денег с рубля от объема реализации. Воск облагался по 4 деньги с пуда. За уклонение
от уплаты мыта взыскивалась пеня, называвшаяся "промыт", за уклонение
от уплаты тамги - "протаможье". Ряд пошлин взимался не в казну, а на благоустройство
самой торговли: на создание складов, весов; на оплату и содержание караула при складах;
на услуги по клеймению и пр. Такие пошлины обычно рассчитывались от натурального
объема товара, но частично и от стоимости. Когда пошлина взималась с меры, она называлась
"померное". Так, для измерения соли была особая мера - "плошка"
или "противень", соответственно назывался и померный налог. С веса товаров
взыскивалась пошлина "весчее" или "контарное" (контарь - весовая
единица в 3 пуда). Весчее уплачивалось с металлов, воска, меда и др., по каждому
виду товаров размеры весчего различались. С продаж скота взималось "лисчее"
за записку от сделки (такие записки сохранялись даже в ХIХ в.). С продаж лошадей
брали "пятенное", т.е. за наложение пятна (тавра) на каждую проданную
лошадь. Пошлины подразделялись на даражские и таможенные. Первые уплачивались на
заставах, при этом тамга не взыски - валась; таможенные - непосредственно в городах
вместе с тамгой. Даражские пошлины брали с транзитных товаров, таможенные - только
при поступлении товара на рынок. От уплаты пошлин освобождалось только духовенство,
остальные торговцы независимо от сословия обязаны были платить. Однако в некоторых
случаях в виде награды за особые заслуги отдельные лица или даже определенная часть
населения могли получить привилегии, освобождающие от уплаты пошлин, что оформлялось
соответствующей грамотой. Система пошлин была чрезвычайно сложна и обременяла не
столько размерами платы, сколько многообразием видов. Ее усложняла также произвольность
установления застав (а соответственно и взимания мыта). Их установление и отмена
целиком зависели от воли князя. Торговцы никогда не могли заранее спланировать размер
налогов и потому завышали цену, чтобы в любом случае остаться с прибылью. Во внешней
торговле дело обстояло проще. Иностранцы русские товары вообще не облагали пошлиной
ввиду их высокой прибыльности, соглашаясь с уплатой экспортных пошлин на русские
товары. Ганза, сама платившая пошлины при ввозе, пошлины на русские товары не устанавливала.
Пошлины на Двине, на Дону и на Волге не взимались ни с ввозимых, ни с вывозимых
товаров. Татары довольствовались подарками от русских купцов, никаких пошлин ни
взимали.