рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Предпринимательство в средневековой Руси

Реферат: Предпринимательство в средневековой Руси

РЕФЕРАТ

на тему:

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ (IX-XVII вв.)

Санкт-Петербург


Содержание

Введение

Глава 1. Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси

§1. Зарождение предпринимательства

§2. Купеческая торговля

Глава 2. Российское предпринимательство в эпоху создания централизованного государства

§1. Российское предпринимательство на этапе создания централизованного государства

§2. Пошлины

Глава 3. Российское предпринимательство в эпоху укрепления централизованного государства

§1. Укрепление Москвы. Появление мануфактур

§2. Внешняя торговля

§3. Единая система меры. Переселенческая политика

Глава 4. Российские купцы и промышленники XVII в.

§1. Купечество к середине XVII в.

§2. "Агенты" купцов

§3. Деловые отношения

Заключение

Список литературы

Введение

Колонизация огромных европейских пространств славянами не носила агрессивного характера, не сопровождалось грабежами и истреблением соседних народов. Терпимость и миролюбие привели к установлению добрососедских отношений с малочисленными соседями (меря, чудь и др.). Образование древнерусского государства в 882г. во многом было обусловлено предпринимательским духом восточных славян. Понятие предпринимательство было введено в обиход Адамом Смитом и означало вид деятельности, направленной на получение прибыли и связанной с риском. Эти главные моменты присутствуют во всех позднейших определениях предпринимательства. Оно может подразделяться на: торговое, промышленное, банковское и прочие виды; быть коллективным или индивидуальным; по масштабам относится к мелкому, среднему и крупному. Однако предпринимательская деятельность не каждому удается, не все способны идти на разумный, оправданный риск ради получения прибыли.

Для развитой стадии предпринимательства характерны тесная связь с рынком, кооперация и разделение труда, самоокупаемость, отсутствие принуждения, свобода выбора способа действий, использование при необходимости наемного труда. В средние века, когда господствовало натуральное хозяйство, рыночные отношения были слабыми, существовало внеэкономическое принуждение, можно наблюдать лишь начальный этап развития предпринимательства. Хотя он и сыграл определенную роль в становлении в буржуазном обществе предпринимательства в "чистом" виде. Древнейшим и главным видом предпринимательской деятельности наших предков была торговля. Торговлей занимались купцы - люди, оформившиеся на Руси в особую профессиональную группу и ставшие затем отдельным сословием.

древня русь предпринимательство купец


Глава 1. Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси

 

§1. Зарождение предпринимательства

Формирование классовых отношений, укрепление княжеской власти привели к накоплению излишков натуральных продуктов в руках князей и их дружинников, которые собирали дань с местных племен. Существовало два вида дани - полюдье, когда с ноября по апрель князь с дружиной ходили по славянским землям и собирали меха (скору), мед, воск и другие товары. Второй вид дани назывался повози, когда крестьяне сами на лошадях привозили товары на княжеский двор.

Весной (пока была высокой вода) к Киеву приплывали огромные долбленые лодки из Смоленска, Чернигова, Новгорода дозагружались в Киеве товарами, и купцы плыли вниз по Днепру с вооруженной дружиной и княжескими послами к Константинополю и другим греческим городам. Этот путь стали называть "из варяг в греки". Он пролегал через Неву, Ладожское озеро, Волхов, Ловать и Днепр. Взаимоотношения с Византией не всегда были мирными. С IХ по середину ХI вв. киевские князья совершили шесть походов на Константинополь. Они большей частью вызывались стремлением Руси восстановить или поддержать торговые сношения с южным соседом. Походы завершались, как правило, подписанием торговых договоров. Об особенностях торговли русских купцов в Константинополе свидетельствует, например, договор 907г., заключенный князем Олегом с византийскими императорами (их было тогда два - Лев и Александр.). В нём прежде всего было оговорено, чтобы торговые люди, прибывавшие в Византию из Руси, не "творили пакости", не занимались вместо торговли грабежом и насилием. Видимо, в целях предосторожности приезжавшим купцам разрешалось жить только в предместье, у монастыря св. Мамы, но не в самой столице. Они предварительно переписывались греческими властями и могли войти в город только через одни, специально для этого выделенные, ворота. Ставилось также условие, чтобы купцы и их слуги были без оружия; входить в город они могли группой не более 50 человек, в сопровождении "царева мужа", т.е. местного чиновника. Наконец, русским купцам не разрешалось зимовать в пределах Византии. Вероятно, византийцы побаивались прибывших, даже приходивших на законных основаниях. Уже в этих договорах купцов, торговавших за границей, называли "гости". Эта была элита русского купечества, просуществовавшая до первой четверти XVIII в.

Наряду с Византией, русские купцы торговали с Хазарским каганатом, возникшим в VII в. (его власть простиралась от Крыма и Каспия до средней Волги; столицей Хазарии был город Итиль в устье Волги, рядом с современной Астраханью); со странами Востока.

Главными предметами торговли русского купца являлись хлеб, мед, воск, меха. Следует заметить, что меховая одежда была в большой моде при дворе халифов и у богатых арабов. Со своей стороны, восточные купцы предлагали украшения, вина и пряности, пользовавшиеся устойчивым спросом на Руси. Кроме того, через хазар на Русь поступало серебро и серебряные арабские деньги дирхемы, которые имели широкое распространение в Киевской Руси. Путь по Волге называли "из варяг в хазары".

Примерно в ХI в., ко времени уже довольно широких деловых операций с участием арабских, византийских и западноевропейских купцов, возрастает значение Киева как центра посреднической торговли между Западом и Востоком. Транзитная торговля через южную Русь еще более оживилась после того, как норманны и венгры перекрыли пути по Средиземноморью и Южной Европе.

В 988 г. Русь приняла православное христианство, это возвысило ее авторитет среди других народов Европы и Азии. Точно выбранной с экономических позиций религии впоследствии не потребовались реформы, как это произошло с католичеством, поскольку православие не подавляло, а развивало предпринимательский интерес. Русская церковь относилась к торговле покровительственно. Христианские храмы предпочитали строить в наиболее людных местах: в местах торгов у стен городов - на погостах (от слова "гостьба" - торговля). Туда сходились звероловы, смолокуры, ремесленники и прочие "промышленники". В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь, складировались товары, сберегались торговые договоры. Монастыри вели самостоятельную хозяйственную жизнь. Церковь брала на себя ответственность за поддержание порядка в торговле, провозглашая каждый обман в сделках грехом. На первых порах торговля проходила прямо в храмах. Позднее она была вынесена на обширные прицерковные площади. Торговля была как ярмарочная (обычно сезонная), так и базарная (регулярная, по выходным и праздничным дням). В самом Киеве насчитывалось 40 церквей и 8 рынков. Рынок - торг, торжище, торговище - занимал центральное место в русском городе. Здесь проходили народные собрания, делались все важнейшие сообщения (в том числе закликались распоряжения князя), узнавались новости. Торговые операции могли осуществляться на рынке только при свидетеле - весовщике, собиравшем весовой сбор в пользу местного князя. Пользоваться собственными весами торговцам не разрешалось. Официальные меры длины (локоть и т.д.), а также коромысловые весы хранились в церквях под надзором епископов. На социальной лестнице представители купечества стояли следом за боярством, дружинниками и чиновниками князей. Согласно "Русской Правде" Ярослава Мудрого их жизнь оценивалась в 40 гривен серебра либо в 10 гривен - по договору Новгорода с немецкими городами 1191-1192 гг.

 

§2. Купеческая торговля

С середины XI в. характер купеческой торговли меняется. Половцы и турки - сельджуки перехватили пути на юг и на восток. Торговые связи Западной Европы и Ближнего Востока вновь перемещаются в Средиземноморье. Торговое значение Киева падает, на первое место с усилением значения деловых связей по Балтике и Волге выходят Новгород, Полоцк, Смоленск, Владимир-на-Клязьме. На изменение направлений торговой деятельности повлиял и подъем ремесленного производства в русских городах. Видное место в ассортименте купцов, в том числе и гостей, занимают изделия русских мастеров.

На зарубежные рынки вывозились главным образом меха, рабы, воск, мед, лен, полотно, серебряные изделия. Говоря о торговле в Киевской Руси, нельзя не указать на то, что наши предки пользовались в основном иностранными деньгами. В VIII-Х вв. это были арабские дирхемы, поступавшие из Хазарии, но в конце Х - начале XI вв. их поступление на Русь прекратилось. Причинами этого были, во-первых, прекращение торговли по Волге из-за разгрома Хазарского каганата, а во-вторых, прекращение чеканки серебра на Востоке в XI в. ("Серебряный кризис").

Крайне редкими в этот период были монеты Византийской империи - серебряные "милиарисии" и золотые "солиды". (Последние серьезно повлияли на создание древнейших русских монет.) Первая попытка создать русскую монету была предпринята

только в конце Х в. Первый рубль появился в ХIII веке. Это был удлиненный брусок серебра весом приблизительно в 200 грамм, грубо обрубленный по концам. Разрубленный пополам он стал называться полтина (половина), а деленный на 4 части - четверть. От слова "гривна" позднее образовалось слово "гривенник", т.е. одна десятая доля рубля.

К началу ХIII в. внешнеторговые операции русских купцов настолько укоренились, что их не смогли прервать даже вторжение монгольских орд и крестоносцев. После установления золотоордынского владычества на Руси резко возросло значение торгового пути через Балтику. Деловые связи новгородцев с немецкими купцами имели здесь давнюю историю. Еще в ХII в. в Новгороде появляются два иноземных гостиных двора: готский (Готландский) с церковью св. Олафа (построена 1152г.) и немецкий с церковью св. Петра (1184г.). К этому времени среди новгородских купцов существовали свои корпоративные объединения. Сохранился устав Ивановской общины, объединявшей крупных торговцев воском ("вощников"). Ивановская община была органом торгового управления и напоминала западноевропейскую гильдию. При церкви существовала дума по делам торговли и купеческого суда. Здесь же хранились меновые орудия: весы из двух чашек для воска, безмен для меда, локоть для сукна и рублевая гривенка для взвешивания благородных металлов. Ивановскому суду были подсудны все дела, возникавшие между иноземными и новгородскими купцами, в том числе и уголовного характера. С ХIII в. балтийский путь оказался в руках посредников - купцов Ганзейского союза. Членами союза, помимо северогерманских городов во главе с Любеком, являлись Рига, Ревель (Таллинн), Дерпт (Тарту). Для новгородских купцов основным торговым партнером стал Ревель, для псковских и смоленских - Рига. Ганзейцы обладали монопольными правами на посредническую торговлю между странами Западной Европы и Новгородом. Вместе с тем и новгородцы не стеснялись ограничивать права немецких купцов, запрещая им розничную торговлю в городе и доступ в другие русские города. Все оптовые сделки обязательно должны были заключаться при посредничестве местных торговцев. Позже в Новгороде были открыты Псковский, Тверской, Полоцкий, Смоленский и другие дворы. Приезжие купцы обязаны были жить в гостиных дворах - селиться вне их запрещалось.


Глава 2. Российское предпринимательство в эпоху создания централизованного государства §1. Российское предпринимательство на этапе создания централизованного государства

В этот период центром русского предпринимательства сохранился Новгород. Торговля здесь основывалась на эксплуатации богатейших лесных промыслов, скупке сырья по всей Руси для вывоза в ганзейские города, торговли с Поволжьем. Диктат Ганзейского союза осложнял торговлю с европейскими городами, но не прекращал ее.

Меха оставались главным русским товаром и нередко заменяли деньги, а также шли на одежду, которая не только защищала от холода, но и служила знаком социального статуса. Так, низшие сословия носили козьи и овечьи меха, высшие же слои одевались в шубы лисьи, бобровые, беличьи, собольи. Духовенство и купцы шли рангом ниже и носили медвежьи и волчьи шубы.

Массовый спрос на пушнину на внешнем и внутренних рынках побуждал новгородских купцов заниматься скупкой мехов по всему северу европейской части России и даже в Сибири. Это занятие требовало немалой смелости и навыков в ратном деле, поэтому в ХIV-XV вв. возникала категория купцов-ратников, которых именовали ушкуйниками. Отряды этих полукупцов-полуратников на весельных судах совершали походы по северным рекам и Волге. Подобная деятельность была для средневековой Европы делом распространенным. Большое значение для новгородцев имел рыбный промысел, т.к. соленая и сушеная рыба являлась удобным продуктом во время дальних торговых поездок. Помимо рыбы в пищу широко применялось мясо. В связи с этим появилась большая потребность в соли. Солеварницы существовали ранее, теперь же их количество возросло. Соль стали варить в районе Торжка, Старой Руссы, в бассейне Северной Двины. Из-за высоких рыночных цен на соль этот промысел был очень выгоден.

Процесс варки соли был несложным: в богатых солью местах копали колодцы, откуда солярный раствор черпали и выпаривали в больших кованых сковородах - ценах или просто в котлах. Обилие дров делало выпаривание быстрым и довольно дешевым.

Большую роль в экономическом развитии Руси сыграло перенесение центра политической и экономической жизни из южных районов на северо-восток - междуречье Оки и Волги. Наряду со старыми городами (Ростов, Владимир, Суздаль, Муром) в ХI-XII вв. возникли новые торговые центры: Москва, Кострома, Тверь. Сюда с юга переселялись беженцы, удобное расположение благоприятствовало развитию торговых связей. Увеличилась запашка новых земель, появлялись всевозможные ремесла. Возникал реальный центр возрождавшегося Русского государства, который стал оплотом борьбы против татаро-монгольского ига.

В XIII в. у слияния Волги и Оки возник Нижний Новгород, ставший центром торговли с южными и северными районами Руси. Устанавливались международные торговые связи с

городами на берегах Азовского и Черного морей. Центром торговли с крымскими татарами стал город Сурож (Судак). Именно отсюда идет название русских купцов, торговавших через Сурож с итальянскими, турецкими городами в XIV-XVI вв., гости сурожане. Это название означало наивысшую ступень купеческого сословия того времени, обладавшего большими привилегиями, дарованными им великими князьями, а затем и русскими царями.

В XIV в. Москва, Тверь из небольших периферийных городков Владимиро-Суздальского княжества превратились в крупные центры ремесла и торговли. В ремесленном производстве продолжились процессы углубления, специализации и упрощения технологии производства, что привело к удешевлению изделий массового спроса для рыночного сбыта. В эпоху татаро-монгольского ига на Руси появляются сложные по технологии изготовления ремесла - массивное литье колоколов, пушек, чеканка монет, водяные мельницы. Часть из них работала на рынок, другая часть - на заказ (изготовление оружия, монет, колоколов). Ремесленники объединялись и селились по специальностям, о чем говорят названия улиц во многих русских городах (Кузнечная, Щитная, Шорная), а также названия слобод, сотен и т.д. В ряде районов Новгородской земли, Подмосковья развивалась железоделательная промышленность. Добывали болотную железную руду и плавили железо. Зачастую этим занимались оброчные крестьяне, которые образовали простую кооперацию, чаще всего состоящую из членов семьи или из наемных рабочих.

Нередко ремесленники, занимавшиеся изготовлением и сбытом своей продукции, становились профессиональными купцами. Разбогатев на торговых операциях, они бросали ремесло, но сохраняли за собой название прежнего рода деятельности. Так, среди ограбленных в 1489 г. в Литовской земле русских людей упоминаются: "Митя кожевник", "Андрюша бронник", "Степа вощеник", "Софоник Левонтиев сын игольник". Помимо профессиональных купцов, ремесленников, городских жителей, свободных крестьян, в торговлю втягивались в XIV-XV вв. зависимые от феодалов люди, в том числе и холопы. Нередко купцы, помимо собственных товаров, везли имущество, принадлежавшее князьям и боярам. Это фиксировали в своих записях существовавшие между различными землями таможни, на которых взимались таможенные сборы. Даже монастыри, несмотря на запреты заниматься торговлей и ростовщичеством белому и черному духовенству, втягивалась в торговые операции. Их при великом князе Дмитрии Донском и его сыне освобождали от уплат торговой пошлины. Особенно активную торговлю вели подмосковный Троице-Сергиевский, суздальский Спасо-Евфимьев, вологодский Глушецкий, Кирилло-Белозерский и другие монастыри.


§2. Пошлины

С конца XII по XIV вв. на Руси был безмонетный период. С формированием Московского государства (XIV в.) возобновилась чеканка русских монет. Великий князь Дмитрий Донской стал перечеканивать татарскую серебряную монету - денгу, затем в процесс включились и другие княжества. Господствующей денежной единицей в русских княжествах стал серебряный рубль, полученный из нарубленной на мелкие кусочки и расплющенной серебряной палочки. Монеты были неправильной формы, весили в большинстве случаев около 0,25 фунта серебра, но иногда значительно меньше. Поэтому при заключении сделок деньги обязательно взвешивались. В рубле содержалось 100 денег, 6 денег равнялись алтыну, в одной деньге было 4 полушки. В обращении использовались иностранные монеты, которые принимались на вес из расчета 0,25 фунта серебра за рубль, золото оценивалось в 12 раз дороже. Большое количество княжеств порождало множество торговых пошлин. Основным видом пошлин оставалось мыто, введенное еще в древнерусском государстве. Это была плата с воза или лодки за пропуск к месту торговли, т.е. таможенная пошлина. За торговлю в церкви собиралась десятина (10% от стоимости товара). Мыто собиралось в разных местах по нескольку раз и было небольшим. Кроме мыта и десятины во время ордынского ига взимался сбор с капитала - тамга, уплачиваемая с объема продаж, при этом торговля изделиями собственного производства не облагалась. Размеры тамги тоже были неодинаковы, но, как правило, она составляла 7 денег с рубля от объема реализации. Воск облагался по 4 деньги с пуда. За уклонение от уплаты мыта взыскивалась пеня, называвшаяся "промыт", за уклонение от уплаты тамги - "протаможье". Ряд пошлин взимался не в казну, а на благоустройство самой торговли: на создание складов, весов; на оплату и содержание караула при складах; на услуги по клеймению и пр. Такие пошлины обычно рассчитывались от натурального объема товара, но частично и от стоимости. Когда пошлина взималась с меры, она называлась "померное". Так, для измерения соли была особая мера - "плошка" или "противень", соответственно назывался и померный налог. С веса товаров взыскивалась пошлина "весчее" или "контарное" (контарь - весовая единица в 3 пуда). Весчее уплачивалось с металлов, воска, меда и др., по каждому виду товаров размеры весчего различались. С продаж скота взималось "лисчее" за записку от сделки (такие записки сохранялись даже в ХIХ в.). С продаж лошадей брали "пятенное", т.е. за наложение пятна (тавра) на каждую проданную лошадь. Пошлины подразделялись на даражские и таможенные. Первые уплачивались на заставах, при этом тамга не взыски - валась; таможенные - непосредственно в городах вместе с тамгой. Даражские пошлины брали с транзитных товаров, таможенные - только при поступлении товара на рынок. От уплаты пошлин освобождалось только духовенство, остальные торговцы независимо от сословия обязаны были платить. Однако в некоторых случаях в виде награды за особые заслуги отдельные лица или даже определенная часть населения могли получить привилегии, освобождающие от уплаты пошлин, что оформлялось соответствующей грамотой. Система пошлин была чрезвычайно сложна и обременяла не столько размерами платы, сколько многообразием видов. Ее усложняла также произвольность установления застав (а соответственно и взимания мыта). Их установление и отмена целиком зависели от воли князя. Торговцы никогда не могли заранее спланировать размер налогов и потому завышали цену, чтобы в любом случае остаться с прибылью. Во внешней торговле дело обстояло проще. Иностранцы русские товары вообще не облагали пошлиной ввиду их высокой прибыльности, соглашаясь с уплатой экспортных пошлин на русские товары. Ганза, сама платившая пошлины при ввозе, пошлины на русские товары не устанавливала. Пошлины на Двине, на Дону и на Волге не взимались ни с ввозимых, ни с вывозимых товаров. Татары довольствовались подарками от русских купцов, никаких пошлин ни взимали.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.