рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Правовой статус Королевства Польского в составе Российской Империи

     Тем не менее национальная обособленность была все же сохранена. Она выразилась в существовании польского войска, В употреблении как официального государственного языка, языка польского, в формировании органов власти, как правило, из поляков. Значительным было и учреждение герба Королевства: соотношение сил было отражено посредством размещения белого (польского) орла на груди двуглавого черного российского орла. Так выглядел герб Польского Королевства до Ноябрьского восстания 1830 года. После него польский орел был перенесен на крылья российского орла наряду с казанским, сибирским, и другими гербами «Царств».

     Сейм. Состоял из: 1) короля, 2) Сената, 3) Посольской избы. В Сенат входили в соответствии с ранее существовавшим порядком епископы, воеводы и каштеляне (в дальнейшем это были должности сугубо сенаторские) в количестве, не могущем превышать половины числа депутатов  Посольской избы (не более 64). Принцип королевского назначения в Сенат дополнялся кооптацией. Светских сенаторов король назначал из двойного числа кандидатов, выдвинутых самим сенатом, а также наместником. Сенатором мог быть только землевладелиц.

     Посольская изба состояла из 128 членов, в том числе 77 депутатов избирались, как  и в Варшавском Княжестве, на сеймиках, 51 депутат – от гмин. На гминных собраниях участвовали лица, отвечавшие условиям ценза: имущественного, общественной службы, интеллигентности. Наемные рабочие и подмастерья не получали избирательных прав. Их не имели и военнослужащие.

     На время заседание Сейма депутатом гарантировалось неприкосновенность личности. Это, однако, не помешало тому, что руководителей либеральной шляхетской оппозиции, выходцев из Калишского воеводства, братьев Боннавентуру и Винцента Немоевских, не только не допустили в Сейм в 1825 году, но и в принудительном порядке отправили домой.

     Сейм должен был собираться каждые два года либо по мере необходимости. Созван он был лишь четыре раза, первый - в 1818 году и затем в 1820, 1825 и 1830 году. Сессия должна была длиться 30 дней.

     Конституционные компетенции Сейма были значительно более широкими, чем в Варшавском княжестве, но на практике ограничивались. Они обнимали: 1) законодательство в области судебного, а также административного права; 2) решения по вопросам денежной системы, налоговым и бюджетным. Первый бюджет утвердил сам государь вопреки Конституции. На практике Сейм не допускался к бюджетным делам, и была принята фикция, что бюджет имеет своей опорой постоянные налоги. Такие бюджеты, т.е. не одобряемые и не контролируемые парламентом, известны под названием административных; 3) решения по вопросам призыва в армию; 4) конституционное законодательство, включает органические законы, касающиеся таких институтов, как Сейм, но изданные королем; 5) контроль над правительством хотя и в ограниченном объеме.

     На практике Сейм в основном занимался изменениями в области гражданского и уголовного права (1818 и 1825 гг.). Административные и хозяйственные вопросы чаще всего регулировались постановлениями наместника. А позднее Административного совета. Законодательная инициатива принадлежала лишь королю. Изменения в правительственных законопроектах могли производиться – как перед этим в Княжестве – после соглашения комиссий Сейма с Административным советом. Каждая из палат могла, впрочем, подавать просьбы королю о внесении на следующее заседание Сейма того или иного проекта. На втором  Сейме в 1820 году трону было предоставлено 90 петиций.

     Правительство и администрация. Центральным органам власти и управления был Государственный совет, который делился на: 1) Общее собрание; 2) Административный совет. Общее собрание располагало той же компетенцией, что и государственный совет в Княжестве. Конституция обошла молчанием административное дело производство, сохраненное на практике, а затем санкционированное королевским постановлением от 1817 года. В первой инстанции соответствующие вопросы, главным образом финансовые, относились к компетенции воеводских комиссий.

     В состав Административного совета входили министры, а также другие члены, назначенные монархом. Это был консультативный орган короля и наместника в делах, которые выходили за приделы полномочий, предоставленных министрам. Он же внедрял в жизнь королевские постановления и постановления наместника. После фактической ликвидации должности наместника в 1826 году Административный совет преобразовался в высший правительственный орган.

     Управление страной осуществлялось правительственными комиссиями, подчиненными Административному совету. При их формировании, а также территориальной организации возвратились к принципу коллегиальности комиссий, объединив его с принципом единоличного руководства министра. Было создано пять комиссий: 1) вероисповедания и публичного просвещения; 2) юстиции; 3) внутренних дел и полиции; 4) военная; 5) доходов и финансов, а на практике с 1824 года также и народного хозяйства. Военная комиссия в связи с решающей ролью великого князя Константина как верховного главнокомандующего играла незначительную роль. В Петербурге находился министр – государственный секретарь, исполнявший обязанности посредником между монаршим двором и органами власти в Королевстве.

     Правительственным комиссиям были подчинены разного рода генеральные дирекции. Консультативные функции и функции самоуправления исполняли советы – медицинские, строительства, больничный – обще польского или местного масштабов, палаты – торговая и ремесленная – в количестве четырех, а также Общий совет торговли и ремесла при Комиссии внутренних дел и полиции, благотворительные советы. От Варшавского княжества была перенята Счетная палата, которая в соответствии с первоначальным проектом должна была зависеть от Сената и исполнять определенные функции политического контроля, но на практике сделалась зависимой только от короля.

     В восьми воеводствах, на которые было поделено Королевство, управление находилось в руках коллегиальных воеводских комиссий. Органами комиссий в округах (бывших поветах) были окружные комиссары. В городах органами управления были бургомистры с лавниками, а в нескольких самых больших городах – президенты и члены совета, все назначенные правительством; в деревнях войтами в силу закона остались землевладельца. Таким образом, фактически было сохранено помещичье управление, завуалированное видимостью публичной администрации. Это был суррогат общественного контроля в руках помещиков и промышленно-купеческих кругов. Частичные реформы в положении крестьян охватили главным образом так называемые национальные имения. Здесь сокращались повинности, и совершался массовый переход к чиншу.

     Суровому надзору, делающему возможной далеко идущую эксплуатацию рабочей силы, подлежали промышленные рабочие и домашняя прислуга.

     Организация судов. Конституция предусматривала создание многих новых судов, но в целом положения не были воплощены в жизнь. Сохранились в принципе старые суды. Вместе с тем Государственный совет перестал быть кассационным судом. Гражданские споры решал суд наивысшей инстанции, а уголовные – апелляционный суд. Сенат являлся судом по важнейшим делам политического и правительственного характера.

     Армия. Армия Королевства при сохранение польской военной формы  была преобразована по русскому образцу, располагая дивизиями пехоты и конницы, бригадами полевой, пешей и конной артиллерии, батареями фортификационной артиллерии, корпусом инженерных войск. Военная служба длилась10 лет и являлась бременем, которое особой тяжестью ложилось на народные массы, в то время как состоятельные люди могли от нее откупиться благодаря институту заместительства. Общая численность армии составляла около 30 тыс. солдат и офицеров.

Восстание 1830-1831гг.

     Восстание началось в ночь с 29 на 30 ноября 1830 г. группа офицеров и подхорунжих, действующая в условиях конспирации и без широкого резерва. Осуществленная ими акция восстания со стихийной силой повлекла за собой молодежь и плебейские массы Старого Города в Варшаве.

     Некоторое время верховную власть осуществлял Административный совет Королевства польского. Правда, он дважды изменял свой состав, один раз пополнившись шестью, второй – четырьмя членами Патриотического общества и устраняя из своего состава противников восстания. 4 декабря Административный совет преобразовался во временное правительство. Но уже наследующий день правительство при участии президента Патриотического общества Иоахима Лелевеля доверило управление генералу Юзефу Хлопицкому. Он должен был осуществлять руководство армией и военными действиями. Фактической же целью было достичь взаимопонимания с великим князем Константином и Петербургом на почве уважения буквы и духа Конституции 1815 года. Хотелось также избежать народных волнений. Консервативный по своим убеждениям Ю. Хлопицкий. как нельзя лучше подходил для этой цели.

     Правительство созвало Сейм, который официально избрал диктатора и учредил Верховный Национальный совет с консультативными функциями и для контроля начинаний диктатора. Неуступчивость Петербурга, требовавшего безусловной капитуляции, привела, однако, к тому, что 21 декабря было решено объявить восстание национальным, а 25 января – после плебейских и студенческих демонстраций Сейм принял решение о детронизации Николая I и упразднении тех параграфов Конституции 1815 года, которые касались унии с Россией. В тот же день состоялась Варшавская демонстрация в честь декабристов, целью которой было показать, что Польша различает царизм и русский народ.

     Сейм объявил себя высшей властью в стране. По предложению депутата Сейма историка Лелевеля тогда впервые были определены польские государственные цвета – сочетание белого и красного. Демонстративно было решено расширить состав Сейма для делегатов дворянства Литвы и Украины, проводя идею конфедерации 1812 года, организованной в начале марша Наполеона на Москву.

     Сейм обсудил вопросы государственного устройства. Споры между консерваторами, либеральными «калишанами» и демократами касались, главным образом, того, на кого ориентироваться – на Россию, если бы царь согласился на компромисс, или на Англию и Францию. Государство в дальнейшем было принято считать конституционной монархией. Проходили  бесплодные дискуссии по крестьянскому вопросу. С проектом конкретной реформы выступил только депутат Ян Шанецкий, нобилитированный мещанский адвокат. Он говорил: «Перестанем быть братьями дворянами, а будем братьями поляками. Дав землю крестьянам, миллион рук поднимем на защиту этой страны, на которой миллион свободных сделаем ее хозяевами, миллионом независимых укрепим национальное представительство, поскольку миллиону независимых граждан дадим политические права. В этом заключается достоинство народа».

     После того как Хлопицкий уступил пост диктатора, 18 января 1831 г. руководство восстанием Сейм доверил Национальному правительству с А. Чарторыским во главе и новому главнокомандующему. Эту власть усилили после народной манифестации в ночь с 15 на 16 августа. Фактическим диктатором стал консерватор, генерал Ян Круковецкий. Еще одна попытка реорганизации была проведена в сентябре 1831 года. Президентом правительства тогда стал Б. Немоевский. 23 сентября состоялось последнее заседание Сейма Королевства на польской земле.

     Характер и значение восстания. Восстание 1830-1831 гг. не было лишь дворянским. Дворянские элементы были доминирующими, но определенную роль в восстании сыграли также мещане и в городское население столицы. Проявилось это в памятную ночь восстания в политической активности масс, особенно в Варшаве, наконец, в вооруженной борьбе, в которой приняли участие 100 тысяч солдат. Главной силой восстания была регулярная армия Королевства, пополненная добровольцами и рекрутами из крестьян. Плечо к плечу с регулярной армией в бой вступила студенческая академическая гвардия. Армия сражалась превосходно. Однако ее усилия, а также стратегические и оперативные планы штаба были сведены на нет бездарностью высшего командования и нежеланием консервативной части дворянства отважиться на широкую народную войну.

     Польское восстание 1830-1831 гг. предупредило стремление реакционных правительств Европы к подавлению французской и бельгийской революции, явилось стимулом для демократического и либерального движения в других странах. На несколько десятилетий слово «поляк» стало символом борьбы за независимость и свободу, как это сформулировал в ходе восстания Иоахим Лелевель, - «нашу и вашу свободу».

Глава IV

Польское Королевство в 1831-1864 гг.

     Преследования и ликвидация отличий. За разгромом ноябрьского восстания последовали репрессии. Они коснулись участников восстания, солдат и гражданских деятелей. Вопреки постановлениям Венского конгресса началось ликвидация особого государственного устройства Королевства.

     Закон, объявленный в 1832 году Николаем I, был назван «Органическим статутом», т.е. меняющим Конституцию Королевства. На место унии пришла инкорпорация Королевства в состав Российской империи как ее провинции. Царь обещал соблюдение свободу вероисповедания, передвижения и личной неприкосновенности, права собственности. В 1833 году в Королевстве было введено чрезвычайное положение, которое в период январского восстания 1863 года и революции 1905-1907 гг. было заменено военным положением.

     Институты и политический режим. Был упразднен Сейм. Не был создан обещанный органическим статутом – «собрание провинциальных сословий», которое должно было совещаться по представленным правительством вопросам. Не были сохранены земские сеймики, гминные собрания и воеводские советы. Не вошло в жизнь обещанное городское и сельское самоуправление. В 1857 году воеводства были переименованы в губернии с губернаторами во главе, как в остальной Империи.

     До 1841 года сохранился лишь польский Государственный совет как консультативный орган российского Государственного совета.   Остальные   органы   с названиями,  принятыми   в   конституционные    времена, вошли в состав российской правительственной админи­страции.   Сохраненные   отличия,   то,   что   большинство должностей   продолжали   занимать   поляки,   вызывало неудовольствие правящих кругов в Петербурге.

     Варшавский университет и Товарищество друзей наук были закрыты. После временного затишья вновь стало развиваться капиталистическое производство. Происходили реформы в сельском хозяйстве. Не угасла, несмотря на притеснение завоевателей, мысль, выра­жающаяся в просветительном движении, в издании журналов, развитии литературы, а также в новых политических направлениях. Произошло ускорение процесса урбанизации. Городское население в шестидеся­тых годах составляло уже 25% всего населения страны. Протяженность железных дорог возросла с 26 км в 1831 году до 10742 км — в 1870 году.

     В польском обществе Королевства этого времени сталкивались два основных течения: органических работ (оно имело несколько аспектов) и стремления к неза­висимости. Первое часто брало верх над вторым. По­нятие «органическая работа» возникло в Королевстве в сороковых годах. Оно означало при различных миро­воззренческих и идейно-политических взглядах деятель­ность, ставящую целью развитие в соответствии с воз­можностями того времени, прогресс хозяйства и цивилизации.

     Реформы Александра Велопольского. Общественно-экономические преобразования, происходящие в Коро­левстве, особенно заметные после 1860 года, а также устремления правящих классов привели к попытке соз­дания в Королевстве институтов самоуправления, предусмотренных органическим статутом 1832 года и даже Конституцией 1815 года, ценой соглашения с царизмом. Эти тенденции созрели после поражения России в Крымской войне (1853—1856 гг.), после смер­ти Николая I и вступления на трон Александра II, когда вместе с ослаблением Империи в самой России усилилось революционное движение. Они же были свя­заны с известными фактами сотрудничества польских и русских революционных демократов.

     Правительство Александра II провело, как известно, ряд реформ. Первая из них — крестьянская (1861 г.) не распространялась на территории Королевства, поскольку здесь с 1807 года крестьяне пользовались личной свободой. Не вошли в жизнь и другие реформы, в частности введение земских органов.

     Александр II стремился склонить на свою сторону дворянство и буржуазию Королевства. Благодаря этому получил шанс реализовать свои намерения консерватор А. Велопольский, рассорившийся с официальным пред­ставительством дворянства, каковым было Земледель­ческое общество во главе с Анджеем Замойским. Импе­ратор доверил Велопольскому учрежденную для него должность начальника гражданского правительства (с июня 1862 г.).

     Когда после крестьянской реформы в России 1861 го­да в польской деревне прокатилась волна антифеодаль­ных и антиправительственных выступлений, Велопольский стремился разрешить крестьянский вопрос введе­нием чиншевых отношений. Временные либо постоянные соглашения должны были заключаться под надзором гражданской комиссии, на практике — при доминирую­щем влиянии дворянства. Но Велопольский был против предоставления крестьянам земли в собственность, опа­саясь того, что «один раз разбуженное чувство собст­венности уже не удастся усыпить», а это может при­вести к дальнейшей борьбе крестьян за барскую землю.

     Дальше крестьянской пошла реформа, касающаяся положения евреев: они получили равные права перед законом. Были упразднены различного рода дискрими­национные законы. Сохранились публично-правовые ограничения в форме запрещения исполнять такие функции, как функции войта. Реформа в положении еврейского населения получила положительный отклик на Западе Европы.

     В организации администрации Велопольский обра­щался в основном к статуту 1832 года, а частично и к Конституции 1815 года. Однако до создания Сейма, даже и незначительного, не дошло, и поэтому нельзя вопреки устоявшемуся мнению говорить об автономии Королевства. Тем не менее в 1861 году были восста­новлены специальные правительственные органы, т. е. прежде всего Комиссия вероисповедования и публич­ного просвещения. Организация просвещения, до этого направляемая из Петербурга, получила определенную самостоятельность и национальный характер. При комиссии был создан римско-католический духовный совет, который должен был помогать Велопольскому находить общий язык с костелом и получать поддерж­ку с его стороны Закон 1862 года о народном прос­вещении предусматривал создание народных школ, гимназий, равно как и высших школ с Варшавской Главной школой во главе.

     Высшим органом власти в Королевстве стал вновь воссозданный Государственный совет, состоящий, как и в 1815— 1830 гг., из Административного совета и Общего собрания с достаточно широкой компетенцией. К ней относились обсуждения законопроектов и госу­дарственного бюджета, представляемые затем властям в столице Империи, равно как и докладов губернато­ров и руководителей поветов, губернских советов и городского совета Варшавы. Государственный совет, как и раньше, должен был решать юрисдикционные споры между органами администрации и судебными органами, осуществлять контроль за деятельностью чиновников и при необходимости отдавать их под суд за злоупотребление властью Председателем Государ­ственного совета был наместник. Состоять Совет должен был из руководителей соответствующими отде­лами (законодательный, финансово-административный, просьб и жалоб, спорный — в административных спорах и вопросах управления и др.), из представителей духовенства и губернских советов. Все они назначались императором Оживилась деятельность Комиссии внутренних дел, обособилось управление почтой, транспор­том В 1862 году наместнику дали двух заместителей по военным и гражданским делам. Второй из них, которым был Велопольский, являлся в то же время председателем Административного совета и начальни­ком гражданского правительства.

     Выходом для стремлений и интересов общества, а одновременно и удобным инструментом влияния госу­дарственной власти в стране должны были являться органы самоуправления, формируемые в ходе выборов. Таким образом, в поветах были созданы поветовые советы, состоящие из 15—18 членов, избираемые на 6 лет Председатели их были назначаемыми. В компе­тенцию  советов входила помощь правительственным органам в распределении налогов. Однако советы не располагали какими-либо исполнительными органами и  фактически находились в руках начальника совета.

Еще меньшим был диапазон деятельности губернских советов, которые состояли из членов, избираемых пове­товыми советами. Они могли представлять правитель­ству лишь мнение о положении губернии. Характерным было то, что заседания поветовых и губернских советов должны были носить негласный характер.

     Самоуправление было введено в 33 крупных горо­дах. Их советы из своего состава формировали маги­страт, утверждаемый правительством. Все важнейшие решения, в том числе касающиеся финансовых вопро­сов, требовали санкции правительственных органов.

     Избирательный ценз был имущественным и довольно высоким. Несколько меньшим он был при выборах в городские советы. Но и в этом, последнем случае бы­вало, что число избирателей, допущенных к голосова­нию, незначительно превышало число депутатов.

Глава V

Правовые акты Январского восстания 1863-1864 гг.

     Политические лагери. С 1860 года в Варшаве нача­лись патриотические манифестации и столкновения между населением и войсками. В манифестации 8 апреля 1861 г. участвовали интеллигенты, студенчес­кая молодежь, мелкие мещане, поденщики и под­мастерья, рабочие фабрик, христиане и евреи, люди, давно осевшие в Варшаве и недавно прибывшие, вы­ходцы из различных классов и разных частей Польши.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.