рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Правление Бориса Годунова

Начало «смуты». Появление Лжедмитрия

В этот критический для Бориса момент в Москву пришло неожиданно для всех известие, что последний сын Ивана Грозного, царевич Дмиирий, жив, что 15 мая 1591г в Угличе погиб не законный наследник русского престола, а неизвестное подставное лицо. Утверждалось также, что царевич подчужим именем скрывался от своих врагов и в последнее время, уже, будучи взрослым, объявился в пределах Польско-Литовского государства, где нашел высокое покровительство короля Сигизмунда III. Про Дмитрия в Москве вспоминали лишь дважды: на второй день после смерти Федора и во время тяжелой болезни Бориса. И теперь, спустя несколько лет, его прищрак воплотился в живом человеке, открыто называвшем себя законным наследником русского престола.

Было известно несколько версий о человеке, одиннадцать месяцев занимавшем  первое место в России. В его лице пытались видеть:

поляка или литовца по происхождению, чуть ли не внебрачного сына польского короля Стефана Баторина, специально подготовленного иезуитами;

неизвестного русского, найденного для этой роли боярами, чтобы свергнуть Бориса Годунова;

истинного представителя великокняжеской династии Рюриковичей, спасенного от убийц в Угличе;

 и, наконец, Григория Отрепьева, беглого дьякона московского Чудова Монастыря, выдававшего себя за сына Ивана IV – Дмитрия.

Наиболее правдоподобной оказалась последняя версия. Сначала московские власти считали самозванца безвестным вором и баламутом. Потом, после тщательного расследования, в результате полученных сведений о похождениях реального Отрепьева и показаний его матери, дяди и других родственников была установлена подлинная личность лжецаревича.

В миру – Юрий, в монашестве – Григорий, Отрепьев был сыном мелкого обедневшего галицкого дворянина Богдана Яковлевича Отрепьева, дослужившегося до стрелецкого сотника. Малолетнего Юшку воспитывала мать, так как отец был убит в пьяной драке не за долго после рождения сына. Позже отрок отправился в Москву, где служил у бояр Романовых и у князя Бориса Черкасского, которые в 1600г попали в опалу. После службы у бояр Юрий постригся в монахи под именем Григория. Что побудило его к этому шагу точно не известно.

Молодой чернец Григорий скитался по разным монастырям, попав, наконец, в столичный Чудов монастырь, где на первых порах жил в келии под началом своего дела Замятни.

Здесь в полной мере проявились его способности. Очень скоро их заметил сам патриарх Иов, посвятив чернеца в диаконы, взял его к себе для книжного дела. Владея калиграфичеким  подчерком, тот не только переписывал книги на патриаршем дворе, но даже сочинял каноны святым, причем делал это лучше многих других книжников того времени. Добившись милостивого доверия патриарха, Григорий часто сопровождал его в царский дворец, где сумел вникнуть в суть придворных интриг и неоднократно слышал имя царевича Дмитрия. В тот период у него и созрело решение присвоить себе имя давно погибшего царевича. И как только решение стало окончательным, он в феврале 1602г бежал за рубеж.     

После скитаний по русским монастырям Отрепьев смело подался к запорожским казакам, в отряд знаменитого в то время старшины Гересима Евангелика. Здесь расстрига научился владеть мечом и едить верхом, набрался воинской отваги и сноровки.

Затем он объявился в Польше, сменив доспехи воина на польскую и латинскую грамматику, которую с прилежанием штудировал в волынском городке Гощи. Оттуда Григорий поступил на службу к пану Вишневецкому, имевшему большое влияние при дворе. Новый слуга в панском доме, по описаниям Карамзина, не отличался кросотой: был среднего роста, имел широкую грудь, рыжеватые волосы, белое круглое лицо, совсем непривлекательное, глаза голубые, но без огня, с тусклым взором, нос у него был широким, он имел бородавки под правым глазом и на лбу и также одну руку короче другой. Однако, все эти физические недостатки заменялись живостью и пыпливостью ума, красноречием, талантливостью и способностями к языкам.

Бытует легенда, что хитрец, заслужив внимание  и расположение своего нового хозяина, притворился смертельно больным, на исповеди «открыл» свою тайну духовнику, что он — «чудесно спасшийся Дмитрий». Тот не замедлил сообщить эту потрясающую новость пану Вишневецкому. Авантюра попала на нужную почву. Благодетель не мог не воспользоваться возможностью угодить будущему русскому царю, он предоставил «Дмитрию» великолепное жилище, богатую одежду и по всей Литве и Польше разнес весть о появлении чудесно спасешегося царевича. И кроме него нашлось достаточно охотников помочь «Дмитрию» вернуть законный престол: активное участие в судьбе изгнянника приняли брат Адама Вишневецкого, Константин, и его тесть сандомирский воевода Юрий Мнишек.

Представ перед польским королем Сигизмундом III, самозванец довольно связанно поведал о тайнах московского двора, но путанно излагал рассказ о своем счастливом спасении. Избегая называть факты, имена, даты, он признавал, что его спасение остается тайной для всех, даже для его матери, до сих пор томящейся в одном из русских монастырей. Однако все же довольно продуманной версии у него не получилось. Данная исповедь, до сих пор не переведенная с латыни, поизводит довольно странное впечатление.

Для короля такая версия не имела большого значения. В личности самозванца он видел своего союзника, к тому же он придерживался враждебной точки зрения по отношению в России. По наущению иезуитов Сигизмунд решился на поддержку «Дмитрия», под маской добрососедства он попытался раздуть междоусобную войну, не решаясь открыто нарушить 20-летнее мирное соглашение, подписанное им с Борисом Годуновым. Таким образом, король признал в самозванце царевича Дмитрия, определил ему годовое содержание в 40 тысяч злотых, велел Вишневецким, Мнишеку и другим дворянам составить ему рать и выступить против Бориса.

После королевской аудиенции по настоянию папского нунция Лжедмитрий втайне отрекся от православия и принял католичество.

Юрий Мнишек, человек чрезвычайно жадный и честолюбивый, стал верный союзником Лжедмитрия в реализации его планов. Для извлечения из этого партнерства наибольшей выгоды он решил породниться с будушим русским царем. Для этого он задумал брак с ним своей красавицы дочери Марины, которая была не менее честолюбива и расчетлива. Таким образом, ее объявили невестой Лжедмитрия, а их законный брак условились оформить после занятия самозванцем престола в Москве. При этом Мнишек предъявлял будущему зятю целый список условий, которые тот должен был бесприкословно принять. Одним из этих условий было то, что после восцарения «царевич» обещает выслать Марине драгоцнности из московской казны, а также уступает будущей супруге Новгород и Псков со всеим уездами и пригородами, чтобы «она могла судить и рядить в них самовластно». Также в грамоте, подписанной 12 июня 1604г, сам Лжедмитрий отдавал Мнишеку в наследственное владение Смоленское и Северское княжества, кроме некоторых уездов, уже обещанных королю Сигизмунду.  

В конце августа 1604 войско самозванца выступило из Львова. На русских окраинных землях он встретил мощную поддержку от казаков, южных дворян, которые были недовольны засильем московских дворян, горожан. Откликаясь на грамоты -призывы о присоединении, эти люди надеялись, что он облегчит их положение, сбросит влась Годунова и его бояр. Многие из народа очень хотели верить, что это и есть настоящий царь, они видели в нем «доброго царя», нужно только «восстановить» его на престоле «прародителей своих», и все будет хорошо. Такая ситуация легко объяснядась: и притеснения народа, и трудная жизнь, и голод, и прочее. Тем более, что «царевич» обещал им льготы и облегчение в налогах. Не прочь воспользоваться случаем были многие бояре, недовольные Годуновым.

Лжедмитрию один за другим сдавались города – Моравск, Чернигов, Путивль, Курск и другие. Естественно, что правительство Годунова было крайне не довольно сложившейся ситуацией, тем более что Борис не верил в воскрешение царевича.

Таким образом, под гнетом обстоятельств 21 января состоялась битва в Добрыничах. Она началась атакой самозванца, который действовал смело, находясь все время среди воюющих. Царская конница была смята, и победа самозванца казалась очевидной. Но правительсвенными войсками была применена хитрая тактика, обратившая противника в бегство. Царские воеводы не преследовали отступавших, посчитав Лжедмитрия убитым. Но он на ранненом коне сумелдобраться в Севск, а оттуда ночью с остатками своих войск бежал в Рыльск, а оттуда в Путивль. Победители жестко расправились с местными жителями, подвергнув их мучениям и казнив. Такое поведение власти еще более усилило народную ненависть к ней, укрепив позиции Лжедмитрия.

К февралю 1605г к его отрядам присоединяются казаки, постепенно на его сторону перешли недовольные дворяне и бояре. Вскоре «царевич» уже располагал 15-тысячным войском. Народная  поддержка оказалась столь велика, что он вновь оправился на Москву. Города присягали ему.

Кончина Бориса Годунова. А в Москве в это время царь Борис, прежде деятельный и энергичный, все более отдалялся от дел. Силы его, как физические, так и умственные, угасали с каждым днем. Подверженный суевериям, лишенный опоры в своем ближайшем окружении, он все больше склонялся к чернокнижею и прорицателям. Предчувствуя близкий конец, мучительно думал о спасении в будущей жизни и искал ответы в предсказаниях богословов и юродивых людей.

Борису Годунову  исполнилось 53 года. Недуги, в частности подагра, беспокоили его и раннее. Теперь же его физические и душевные страдания возросли. Утром 13 апреля 1605г он с боярами занимался делами в Думе, потом принимал знатных иноземцев, обедал с ними в Золотой палате. Встав из-за стола после трапезы, Годунов вдруг почувствовал себя плохо – кровь пошла у него изо рта, носа, ушей. Врачи не смогли ему помочь, он стремительно терял память и успел только благославить сына Федора на трон. Через 2 часа после этого он скончался, не приходя в сознание. 

Федор Годунов получил неплохое образование, так как отец с самого начала готовил его на царство. Известна даже карта России, составленная юным Федором и изданная Гергардом в 1614г.

Присяга Федору прошла в Москве без особых затруднений. Чтобы успокоить население, в те дни были розданы огромные суммы на помин души Бориса. Однако несовершеннолетний сын Годунова власти не имел. Скоро Годуновы окончательно утратили контроль над ситуацией, прежде всего, лишившись поддержки армии, не без участия Петра Басманова.

1 июня в подмосковное село Красное прибыли посланцы Лжедмитрия Гаврила Пушкин и Наум Плещеев. Им удалось очень быстро давно надзревавшее востание. Жители села двинулись к столице, к ним присоединились москвичи. Стража пыталась задержать толпу, но восставшие смяли ее, проникли в Китай-город и заняли Красную площадь. Посланные против толпы стрельцы оказались бессильны что-либо сделать. С Лобного места были зачитаны грамоты-послания Лжедмитрия, в которых им были обещаны всевозможные милости всем жителям столицы, включая и бояр, и черных людей. Возможно, что царю Борису и удалось бы справиться с мятежом или, во всяком случае, захватить Москву оказалось бы очень сложным делом.

Со въездом в столицу Лжедмитрий решил не спешить, стремясь обеспечить себе свободный беспрепятственный путь, он послал с этой целью Висилия Голицына, который должен был обеспечить ему безопасность от возможных оказий. Первым делом посланцы самозванца арестовали патриарха Иова и с позором отправили его в один из отдаленных монастырей. Этот человек был опасен тем, что близко знал диакона Григория и мог опознать его в Лжедмитрии. Царевич Федор и его мать были задушены. Прах Бориса также не был оставлен в покое. Его труп был извлечен из Архангельского собора Кремля и вместе с останками сына и жены похоронен на простонародном и заброшенном кладбище за пределами города.    

На этом факте трагически завершилось 20-летнее правление семьи Годуновых. За период царствования Бориса Годунова – первого выборного царя – в судьбах страны произошли существенные изменения: были расширены и упрочены дворянские привилегии и укрепились крепостнические порядки в деревне. Это дало Борису поддержку феодалов, но восстановило против него социальные низы общества.

Восцарение и правление Лжедмитрия I

20 июня 1605г самозванец, не встретив никакого сопротивления, вошел в Москву как законный царь. Жители встречали его хлебом, солью, признавая его прирожденным государем. Духовенство – повсеместным колокольным звоном.  Его «опознала» также и инокиня Марфа, ставшая монахиней царица Мария Нагая, мать убитого Дмитрия. Он, как почтительный сын прошел с непокрытой головой около кареты царицы-матери. Вскоре после этого «признания» состоялось венчание на царство.

 Однако, как и многие из баловней судьбы, Отрепьев считал, что свалившаяся на него удача — результат его личных качеств, а не исключительное стечение обстоятельств. Вместо того, чтобы вникнуть в государственные дела, понять новую свою роль, он принялся пировать. Пришедшие с ним поляки притесняли и обижали народ.

Самознавец начал собственную политику правления. На место патриарха Иова он назначил рязанского архирея Игнатия, «лукавого и изворотливого грека». Пока же он мог ввести католическую веру, как обещал папскому нуцию, он решил поддерживать связь с иезуитами и даже разредил им жить в Кремле, завести там свою церковь и вести там богослужения по своим канонам. Кроме этого Лжедмитрий решил привлечь на свою сторону бояр, особенно пострадавших от Бориса: Нагие, Романовы и другие были возвращены из ссылки.

В решении государственных вопросов новый царь независимость от бояр, которые, не уставая, дивились его уму и способности решать трудные дела быстро. Лжедмитрий лично дважды в неделю принимал челобитные, ежедневно бывал в Думе и всей своей деятельностью проявлял все большую самостоятельность. Он считал, что необходимо установить более тесные контакты с Западом, приобщиться к культуре более образованных народов и в союзе с европейскими государствами изгнать турок из Европы.

Кроме этого царь проводил политику, направленную на упрочнение собственного авторитета в глазах простого народа. Он лично выслушивал все жалобы и просьбы, отменил казни, пытался облегчить положение служивых людей, сделал суд бесплатным, начал борьбу с лихоимством, принимал меры, направденные на смягчение холопства, дял свободу тем, кто попал в холопство в годы голода, осовободил на 10 лет от налогов жителей Комаринской волости на юго-западе. Но в целом новый царь продолжал крепостническую политику: срок «урочных лет» он увеличил с 5 до 5.5-6 лет, жаловал дворян и польских шляхтичей землями с крестьянами и т.д.  Из армии по его приказу «выбили» крестьян, холопов, посадских людей, вчерашних союзников. Он распустил и казачье войско.

Сильное неудовольствие москвичей было вызвано принебрежительным отношением Лжедмитрия к русским обычаям, который порой вел себя легкомысленно, несчитаясь с установившимися при русском дворе порядками. Так, во время царского обеда не по обычаю стала играть музыка, пелись песни. Перед обедом царь не молился, после обеда не умывал рук и не спал. Из дворца часто отлучася без сопровождающих.

Особенно всех горожан возмущало вольное поведение шляхов, пришедших вместе с самозванцем. Они буйствовали в Москве, затевая драки по поводу и без него. Народ быд готов с оружием подняться на поляков по первому зову. Церкви не нравилась опасность усиления католического влияния. За год новый царь опустошил всю казну, которую Годунов так заботливо копил.

Таким образом, царь довольно быстро лишился славы хорошего и доброго государя. Восторги народа скоро сменились недоверием, неудовольствием и скрытой ненавистью.

 

Заговор против Лжедмитрия и его свержение

Почти через месяц в Москву приехала невеста Лжедмитрия Марина Мнишек, с которой прибыл ее отец и 2 тысячи поляков. Царь обвенчался с ней на «пятницу на Николин день», что было против устава и обычаев русской православной церкви. Женитьба на католичке, прибывшей к русскому царю с огромной свитой спесивых шляхтичей, вызвала новую волну недовольства срели жителей столицы. Этой ситуацией воспользовался боярский клан Шуйских для организации заговора против самозванца.

Заговорщики в урочный час ударить в набат и объявить народу, что поляки убивают государя. Затем людскую толпу направить для расправы над поляками, а самим ворваться в Кремль к самозванцу будто бы для его обороны, а на самом деле разом покончить с ним. Ночью 17 мая 1606г неожиданно зазвонили все московские колокола. Народ хлынул на Красную площадь. Там с мечами на конях уже были бояре, которые и послали толпу на расправу с поляками, а Василий Шуйский со своими ближайшими соратниками направился в Кремль. В царском дворце Лжедмитрий пытался бежать через окно, однако неосторожно упал и сильно ударился. Заговорщики не стали медлить, – они мечами зарубили его и уже мертвого сбросили с крыльца.

Резня продолжалась почти до полудня, за 17  мая было перебито много шляхов, но Марина Мнишек и ее отец остались живы – бояре укрыли их от расправы. Позже они были высланы в Ярославль.

 Тело самозванца вместе с телом Басманова было выставлено на поругание на Красной площади, а через 3 дня сожжено. Прах смешали с порохом и выстрелили в ту сторону, откуда Лжедмитрий пришел в русскую столицу.

Московские бояре при поддержке горожан «прокричали» царем знатного боярина Василия Ивановича Шуйского, потомка Александра Невского. Они преследовали определенную цель: править самим при царе, не отличавшемся большими способностями. От нового царя даже потребовали письменного заверения в том, что он не будет ничего делать без их ведома.  Однако с приходом нового правителя страна не успокоилась. Обиды, недовольство, стремление к «справедливости», которую разные группы понимали по-своему, и прочее вырвались, словно джинн из бутылки, лишь только пробка крепкой царской власти оказалась сорванной.

Василий Шуйский у власти…

Итак, Василий Шуйский пришел к вожделенной им власти.  Свою присягу в том, что ему, «не осуди истинным судом боярами своими, смерти не придать, вотчин, дворов и животов у братьи его, у жен и детей не отнимать, если они с ним в мысли не были.… Да и доводов ложных мне, великоленому государю, не слушать, а сыскивать свякими сысками накрепко…чтобы в том православное христианство неповинно не гибло; а кто на кого солжет, то, сыскав, казнить его, смотря по вине, которую он возвел напрасно», он приносил в Успенском соборе Кремля. Эта его так называемая крестоцеловальная грамота означала ограничение власти царя боярами, что вело к усилению феодального гнета. В принципе такой грамотой Шуйский расплачивался за помощь бояр в своем восцарении, однако, она не могла не повлиять на рост народного негодования. Кроме того, вера людей в правоту царя была подорвана еще и противоречивым поведением Шуйского во время авантюры Лжедмитрия, когда он сначала «опознает» «царевича», а затем объявляет его самозванцем. Приведенные доводы необходимо также дополнить и продолжающимся процессом закрепощения крестьян.

Летом 1606 г. на юго-западе страны на границе с Польшей начинается движение, которое переросло в мощное восстание против власти Шуйского. Население протестовало против его власти, свергало и убивало его воевод.

Вскоре у повстанцев появился предводитель – Иван Исаевич Болотников. Холоп А.А. Телятевского, богатого и знатного боярина, в молодости Болотников, во время военного похода, попал в плен к крымским татарам. Потом продан в Турцию, где стал гребцом на галерах. Как и многие другие невольники, он был освобожен моряками, напавшие на турок в море, и Болотников оказывается в Венеции, затем в Венгрии, Германии. Одно время он возглавлял 10-тысячный отряд запорожских казаков, воевавший против турок.

Восстание Болотникова – кульминация народного движения начала XVII в., невиданного ранее по своим масштабам. Основу его войска составили казаки, беглые люди, городская беднота. Его называют гражданской войной, поскольку в нее включились все сословия и социальные группы. Причем представители их оказались обоих лагерях – повстанческом и правительственном. Вся страна пришла в движение. Причинами гражданской войны были:

1.  Обострение общественных и классовых противоречий, в первую очередь усиление крепостного и государственного гнета.

2.  Пресечение династии московских царей и загадочная смерть царевича Дмитрия. Все это дало «идеологию» смуты, благодатную почву для самозванцев и борьбы за власть.

3.  Ослаблению царской власти, кроме того, способствовала и быстрая смерть Бориса Годунова. Власть эта стояла над обществом и скрепляла его.

Болотников с войском идет из Путивля на Москву, по пути одержав несколько побед под Кромами, Калугой, Серпуховым. Другое войско во главе с Истомой Пашковым, веневским дворянином, идет, одерживая победы под Ельцом, селом Троицким, на Мценск, Тулу, Зарайск, Коломну, тоже на Москву. В его армию вливались дворянские отряды, недовольные правительством, в том числе рязанский П.Ляпунова, тульский Г.Сумбулова. Болотников выдал себя за воеводу царя Дмитрия и требовал замены Шуйского «хорошим царем Дмитрием». Что такое хороший царь, различные  участники  движения понимали по-разному. Восстание продолжалось больше года и в центральных  районах к нему присоединилось  много крестьян, недовольных своей жизнью и боярами. Так, впервые, пожалуй, в истории России крестьяне вышли на политическую сцену.

В августе 1606г Болотников нанес, ряд поражений царским воеводам, а в октябре дворянские отряды Пашкова победили их недалеко от Коломны. В конце октября обе повстанческие армии соединились, составив войско в несколько десятков тысяч человек, и начали осаду Москвы. Войско расположилось в селе Коломенском. Осада 5 недель – до начала октября, происходили сражения, вылазки. В тот момент,  поздней осенью и зимой 1606г, окончательно произошло размежевание разнородных классовых сил в стане восставших. Начались разногласия среди повстанцев, между их вождями Пашковым и Болотниковым. В конце концов, дворянские отряды перешли на сторону царя, а войско Болотникова стало  более народным.

2-го декабря 1606г в решающем сражении под стенами столицы царские войска разбили Болотникова. Многие болотниковцы погибли, многие – казнены. Однако некоторым их них удалось спастись, и они бежали к Калуге и Туле. Болотников, прибыв в Калугу сумел быстро мобилизовать свои проредевшие силы и организовать оборону города. Д.И.Шуйский, брат царя, блокировал город, провалив штурм. Но к восставшим подоспела помощь из других городов. Кровопролитное сражение в декабре 1606г закончилось страшным разгромом войск Шуйского. В руки повстанцев попадает артиллерия, много оружия, припасов.   

Весной 1607 г. восставшим удалось снять осаду с города и уйти в Тулу, где Болотников объединился с предводителем других повстанцев Илейкой Муромцем, холопом Ильей Горчаковым. 21 мая 1607г повстанцы потерпели поражение под Каширой, и укрылись в Туле. Четыре месяца длилась осада, в которой принимал участие сам Василий Шуйский. Потери, страшный голод, наводнение, устроенное плотиной, выстроенной  правительственными войсками на реке Упе, ниже города, вынудили осыжденных пойти на переговоры с царем. Им пообещали сохранить жизнь и свободу, после чего они сдались (октябрь 1607г). Однако в отношении Муромца и Болотникова слово нарушили: первый был повешен у Даниловского монастыря в Москве, второй – сослан в Каргополь, а в последствии ослеплен, а затем утоплен.

Список использованной литературы:

1.  Н.И.Костомаров «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» – М.: Мысль (1993)

2.  А.П.Сахаров, А.П.Новосельцев «История России с древнейших времен до конца XVII века» – М.: АСТ (1996)

3.  А.П.Павлов «Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605) –Спб.: Наука (1992)

4.  В.О.Ключевский «Русская история. Полный курс лекций» - М.:Мысль (1996)

5.  С.М.Соловьев «Чтения и рассказы по истории России» –М.: Правда (1990)    

6.  Б.В.Леванов «История России XI-XX вв. Курс лекций» – М.: ЗелО (1996)

Московский Государственный Университет Коммерции

Кафедра социально-экономической истории

Начало смутного времени в России: правление Бориса Годунова и появление первого самозванца


Преподаватель: Долаева С.Д.

Студент: Леонова Н.В.

Группа: РГБ-11-Д


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.