Став министром финансов, Витте получил в наследство российский бюджет с
дефицитом в 74,3 миллиона рублей. Расходные статьи бюджета при активной
политике по развитию промышленности быстро росли: с 1893 года но 1903 год они
возросли почти вдвое — с 1040 до 2071 миллиона рублей . Первое время он
носился с мыслью получить дополнительные средства просто за счет усиления
работы печатного станка. Идея выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег
буквально вызвала панику среди финансистов. Новый министр скоро понял ошибочность
такого шага к оздоровлению бюджета. Теперь ликвидация дефицита связывалась им с
повышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системы
налогового обложения, с ростом прямых и особенно косвенных налогов. Немалую
роль в увеличении статьи доходов сыграло введение ' с 1894 года государственной
монополии на продажу винно-водочных изделий, дававшей до четверти всех
поступлений в казну.
Одновременно продолжалась подготовка денежной реформы, разрабатывавшейся
еще М. X. Рейтерном, Н. X. Бунге и И. А. Вышнеградским и имевшей целью введение
в России золотого обращения. Витте продолжил серию конверсионных займов за границей,
задачей которых был обмен имевших хождение на иностранных рынках 5- и
6-процентных облигаций старых займов на займы с более низкими процентами и
более длительными сроками погашения. Ему удалось это сделать, расширив для
размещения русских ценных бумаг французский, английский и немецкий денежные
рынки. Наиболее удачными были займы 1894 и 1896 годов, заключенные на парижской
бирже. Это позволило осуществить ряд мер по стабилизации курса рубля и с 1897
года перейти на золотое обращение. Эмиссионная деятельность Государственного
банка была ограничена: он мог выпускать кредитные билеты, не обеспеченные
золотым запасом, на сумму не более 300 миллионов рублей. Эти меры позволили
укрепить конвертируемость русской валюты на мировых рынках и облегчить приток
в страну иностранных капиталов.
Экономическая программа Витте
Со второй половины 90-х годов экономическая программа Витте приобретает
все более отчетливые контуры. Этому в немалой степени способствовала его
борьба с оппонентами из дворянско-помещичьих кругов и их адептами в высших
эшелонах власти. Виттевский курс на индустриализацию страны вызвал протест
поместного дворянства. И либералов, и консерваторов объединяло неприятие
методов реализации этого курса, затрагивавших коренные интересы аграриев. Что
касается претензий помещиков, то они были и реальными, и надуманными. Действительно,
покровительственная таможенная система, особенно четко проявившаяся в таможенном
тарифе 1891 года и в русско-германских торговых договорах, вела к росту цен на
промышленные товары, что не могло не затрагивать сельских хозяев. Ущемление
своих интересов они видели также и в перекачке средств в торгово-промышленную
сферу, что не могло не сказаться на модернизации сельского хозяйства. Даже
золотое обращение, повысив курс рубля, оказалось для помещиков-экспортеров
невыгодным, так как повышение цен на сельскохозяйственные продукты снижало их
конкурентоспособность на мировом рынке. Но более всего раздражали реакционное
дворянство взгляды Витте на будущее России, в котором высшему сословию не
отводилось прежней лидирующей роли. Особенно массированным нападкам министр и
его политика подверглись в ходе работы Особого совещания по делам дворянского
сословия (1897— 1901 годы), созданного по повелению Николая II для выработки
программы помощи высшему сословию. Критика была столь ожесточенной, претензии
реакционно-консервативных сил, требовавших восстановления прежнего
социально-экономического и политического статуса дворянства как правящего сословия,
так противоречили проводимой политике, что фактически стал вопрос и том, н
каком направлении и каким путем идти дальше России .
В своих выступлениях на совещании и во всеподданнейших записках Витте
показал, что поместное дворянство вовсе не было обойдено заботами
правительства. В ряду мер помощи помещикам были перечислены и организация
дешевого и льготного кредита, и особая тарифная политика правительства, ограждавшая
помещичий хлеб от конкуренции дешевого сибирского зерна, и закупка фуража
интендантством и т. п. Главной же причиной оскудения поместного дворянства он
считал его неумение приспособиться к новым условиям, понять перспективы
развития страны. В одном из первых своих выступлений на совещании 29 ноября
1897 года Витте, еще сравнительно недавно придерживавшийся идеи об исключительности
и самобытности России, развитие которой, как он считал ранее, шло и должно было
идти своим путем, отличным от Запада, теперь заявил, что существуют
закономерности, общие для всего мира, с которыми необходимо считаться. «В
России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она
переходит к капиталистическому строю, - говорил он. ...Россия должна перейти
на него. Это мировой непреложный закон»''. Заявление смелое и весьма ответственное.
Самодержавие, развивая промышленность, модернизируя сельское хозяйство,
серьезно не задумывалось о сущности преобразований, о тех
социально-экономических последствиях, к которым неизбежно должна была привести
эта политика. Витте убеждал своих оппонентов, что решающая роль в жизни страны
переходит от землевладения, сельского хозяйства к промышленности, банкам. «Мы
находимся у начала этого движения,-- констатировал он,— которого нельзя остановить
без риска погубить Россию». Гигантская сила современной промышленности, банков
и в России подчиняет себе аграрный сектор экономики. Выход, по его мнению, для
дворянства один — обуржуазиться, заняться помимо земледелия и этими отраслями
хозяйства.
Однако то, что стало очевидным для министра финансов, почти не встретило
сочувствия у участников совещания. Большинство никак не отозвалось на его
речь, не видя, видимо, и смысла в обсуждении этой проблемы. Лидер же
консерваторов-охранителей В. К. Плеве, в то время товарищ министра внутренних
дел, отмел все выводы и аргументацию Витте. «Россия,— утверждал он, - имеет
свою отдельную историю и специальный строй». Указанные оппонентом законы
развития он пренебрежительно назвал «гадательными». По его мнению, «имеется
полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала и
буржуазии и борьбы сословий» . Ближайшие же годы показали, как грубо ошибался
Плеве. Но тогда его позиция вызвала сочувствие в правящих верхах, да и у самого
царя.
Совещание приложило массу усилий, совершенно, как оказалось, бесплодных
и безуспешных, чтобы поддержать и восстановить прежнее положение высшего
сословия, считавшегося «первой опорой престола». Витте не отказался от своей
идеи, и ему пришлось неоднократно отстаивать свой курс на индустриализацию
страны, развивая и дополняя его новыми элементами. В 1899 н 1900 годах им были
подготовлены два всеподданнейших доклада, в которых он настойчиво убеждал царя
строго придерживаться программы создания собственной национальной
промышленности . Чтобы решить ее, предлагалось, во-первых, продолжать политику
протекционизма и, во-вторых, шире привлекать в промышленность иностранные капиталы.
Оба эти способа требовали определенных жертв, особенно со стороны землевладельцев
и сельских хозяев. Но конечная цель, по глубокому убеждению Витте, оправдывала
эти средства. К этому времени относится окончательное складывание его
концепции индустриализации страны, политика министерства финансов приобретает
целенаправленный характер - в течение примерно десяти лет догнать более
развитые в промышленном отношении страны, занять прочные позиции на рынках
стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное промышленное развитие
страны Витте рассчитывал обеспечить за счет привлечения иностранных капиталов в
виде займов и инвестиций, за счет внутренних накоплений, с помощью винной
монополии, усиления налогового обложения, за счет повышения рентабельности
народного хозяйства и таможенной защиты промышленности от зарубежных
конкурентов, за счет активизации русского экспорта.
Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов. В
российской экономике произошли значительные сдвиги. За время промышленного
подъема 90-х годов, с которым совпала его деятельность, промышленное
производство фактически удвоилось, в строй вступило около 40 процентов всех действовавших
к началу XX века предприятий и было построено столько же железных дорог, в том
числе великая Транссибирская магистраль, в сооружение которой Витте внес
немалый личный вклад. В итоге Россия но важнейшим экономическим показателям
приблизилась к ведущим капиталистическим странам, заняв пятое место в мировом
промышленном производстве, почти сравнявшись с Францией. Но все же отставание
от Запада и в абсолютных показателях, и особенно но душевому потреблению
оставалось eще весьма значительным 1 '.
Вместе с тем следует отметить, что промышленная политика Витте была
глубоко противоречива в своей основе, ибо он использовал для индустриального
развития страны средства и условия, порожденные. феодальной природой
существовавшей в России системы государственного управления. Проводившаяся им
политика государственного вмешательства в экономику чаете оправдывалась
необходимостью поддержки неокрепшей еще частной инициативы. Но в
действительности это вмешательство далеко выходило за пределы помощи частному
предпринимательству и фактически нередко становилось препятствием его
естественного развития, тормозя процесс роста капитализма «снизу». Консерватизм
виттевской системы состоял и в том, что она на деле способствовала укреплению
экономической базы реакционнейшего абсолютистского режима.
С ростом промышленности и модернизацией социальной структуры все большее
место в деятельности министерства финансов занимала проблема взаимоотношений
предпринимателей и рабочих. В царствование Александра III
политика правительства в этой области, отражая общую направленность социальной
политики самодержавия, носила сугубо попечительный характер. Правительством был
издан ряд законов, регулировавших отношения между фабрикантами и рабочими, и
создан орган по контролю за соблюдением этих законов - фабричная инспекция. При
Витте последняя была существенно реорганизована. Деятельность ее к концу 90-х
годов распространялась на 60 губерний и областей Европейской России. В ее
компетенцию входил также контроль за техническим состоянием предприятий, точным
оформлением документации при получении их владельцами ссуд из Государственного
банка и наблюдение за правильным использованием кредитов. Вместе с тем
фабричным инспекторам вменялось в обязанность «следить и своевременно доводить
до сведения министерства финансов... о нездоровых проявлениях и неустройствах
на фабриках, которые могут породить беспорядки»
Много внимания Витте уделял подготовке кадров для промышленности и
торговли. При нем к 1900 году были учреждены и оснащены оборудованием 3
политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены или
реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений, в том числе знаменитое
Строгановское училище технического рисования, открыты 35 училищ торгового
мореплавания.
Первоначально Витте, полностью разделявший попечительный характер
правительственной рабочей политики, склонен был видеть причину стачечного
движения почти исключительно в подстрекательстве антигосударственных элементов,
которые якобы искусственно стремились внести рознь и отношения между трудом и
капиталом во имя «отвлеченных или заведомо ложных идей... совершенно чуждых
народному духу и складу русской жизни». «В нашей промышленности, отмечал он в
циркуляре фабричным инспекторам от 5 декабря IS*),")
года, - преобладает патриархальный склад отношений между хозяином и рабочим.
Эта патриархальность во многих случаях выражается в заботливости фабриканта о
нуждах рабочих и служащих на его фабрике, в попечениях о сохранности лада и
согласия, в простоте и справедливости во взаимных отношениях. Когда в основе
таких отношений лежит закон нравственный и христианские чувства, тогда не приходится
прибегать к применению писаного закона и принуждения» .
Вскоре, однако, рассуждения об особом укладе русской жизни и
патриархальных отношениях на фабриках и заводах совершенно исчезают в
документации министерства финансов. Это и понятно: они никак не увязывались с
виттевской программой индустриализации страны и его новыми представлениями о путях
ее развития. К тому же рост забастовочного и революционного движения служил
достаточно убедительным доказательством несостоятельности его прежних
представлений о причинах социальной напряженности на предприятиях. Именно
нарастание стачечного движения побудило правительство вернуться на путь
усовершенствования фабричного законодательства. При самом активном участии
Витте были разработаны и приняты законы об ограничении рабочего времени на
предприятиях (2 июня 1897 года), о вознаграждении рабочих, потерявших
трудоспособность в результате несчастного случая на производстве (2 июня 1903
году), о введении на фабриках и заводах института фабричных старост (10 июня
1903 года), которые при всей их ограниченности были все же шагом вперед в
разработке рабочего законодательства. Таким образом Витте, видимо, рассчитывал
установить полный контроль над положением дел в промышленности, начиная от
технического состояния предприятий и кончая сферой социальных отношений.
Ïîëèòèêà
ýòà
âñòðå÷àëà
óïîðíîå
ñîïðîòèâëåíèå
ÌÂÄ, ïûòàâøåãîñÿ,
â ñâîþ
î÷åðåäü,
ïîëíîñòüþ
ïîä÷èíèòü
ñåáå
ôàáðè÷íóþ
èíñïåêöèþ,
ðàñøèðèâ åå
ïîëèöåéñêèå
ôóíêöèè.
Âèòòå
óäàëîñü ''äåðæàòü
çà ñîáîé
îáùåå
ðóêîâîäñòâî
ôàáðè÷íûìè
èíñïåêòîðàìè
è
ïðåäñåäàòåëüñòâî
â Ãëàâíîì ïî
ôàáðè÷íûì è
ãîðíîçàвîäñêèì
äåëàì
ïðèñóòñòâèè
-
ìåæâåäîìñòâåíноì
îðãàíå,
ñîçäàííîì â
1899 ãîäó. Íî íà
ìåñòàõ
èíñïåêòîðà
îêàçàëèñü â
ïîä÷èíåíèè
ãóáåðíàòîðîâ,
÷òî áûëî
âûíóæäåííûì
êîìïðîìèññîì.
Îêàçàëèñü
óðåçàííûìè
è ïðèíÿòûå
çàêîíû, ÷òî,
êàê îòìå÷àë
âïîñëåäñò
íïè Âèòòå,
ïîñëóæèëî
ïðè÷èíîé îáîñòðåíèÿ
ñîöèàëüíîé
íàïðÿæåííîñòè.
 öåëîì åãî,
êîíå÷íî,
íèêàê íåëüçÿ
çàïîäîçðèòü
â îñîáîì
áëàãîâîëåíèè
ê ðàáî÷èì.
Êàê
âñïîìèíàë â
çàìåòêå-íåêðîëîãå
Í. Ëàíãîâîé,
âèöå-äèðåêòîð
äåïàðòàìåíòà
òîðãîâëè è
ìàíóôàêòóð,
«â äåëå îðãàíèçàöèè
ðàáî÷åãî
òðóäà îí
òåðïåòü íå
ìîã «êðàéíîñòåé»
íî ïîâîäó
«óòðèðîâàíèÿ»
ãèãèåíû òðóäà...».
Íî â òî æå
âðåìÿ îí
îò÷åòëèâî
îñîçíàâàë
îïàñíîñòü
îòñòàâàíèÿ
â ýòîé ñôåðå
îò çàêîíîäàòåëüñòâà
ïåðåäîâûõ
ñòðàí Çàíàäà.
Менее успешной была деятельность Витте в сфере аграрного сектора
экономики, хотя полностью возлагать вину за это на него, очевидно, нельзя. При
всем своем неприятии дворянских претензий к правительству он предпринял немало
усилий но обеспечению помещиков средствами для модернизации их имений.
Продолжая линию своих предшественников, он активизировал деятельность кредитных
учреждений по выдаче ссуд землевладельцам и сельским хозяевам. За 1895-1905
годы объем долгосрочных ссуд, выданных ипотечными банками под залог земли,
превысил миллиард рублей. К выдаче краткосрочных кредитов (соловексельных,
подтоварных и т. п.) помимо Государственного банка были привлечены частные
кредитные учреждения (акционерные банки, общества взаимного кредита). Условиями
кредита и строгим контролем за их выполнением Витте пытался форсировать
капиталистическую перестройку помещичьих хозяйств. Однако этот процесс в силу
сохранения крепостнических пережитков, последствий мирового аграрного кризиса,
ряда тяжелых неурожаев и т. д. шел крайне медленно.
В крестьянском вопросе Витте долгое время оставался ярым сторонником
консерваторов славянофильской закваски, полностью разделяя законодательные
меры Александра III по сохранению патриархально-попечительных начал в
российской деревне. Так, в 1893 году он выступал горячим сторонником указа о
сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель. По его мнению, «общинное
землевладение наиболее способно обеспечить крестьянство от нищеты и
бездомности» . Вместе с тем он считал, что положение крестьянства не так уж и
тягостно, как это описывалось в литературе. Даже голод 1891 года он склонен
был приписать изъянам статистики.
Однако но прошло и пяти лет, как Витте понял, что тяжелое экономическое
положение деревни ведет к падению платежеспособности крестьян и что это, в
свою очередь, подрывает государственный бюджет и внутренний рынок
промышленности. Выход из обострявшегося кризиса он видел в ликвидации правовой
обособленности крестьян, их имущественной и гражданской неполноправности. В
октябре 1898 года он обращается к Николаю II с запиской, в которой уговаривает
царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону»,
освободить его от давящей опеки местных властей и общины. Проведение реформы
сулило, по его расчетам, блестящие перспективы — 3—4 миллиарда рублей ежегодных
поступлений бюджетных доходов, что укрепило бы мощь России .