Реферат: Политические идеологии
- равенство, как
утверждение того, что все люди равны от природы и имею равные права и
возможности; - братство, понимаемое как сотрудничество людей в создании
благополучного общества и отказ от использования своей свободы во зло другим.
Либеральный реформизм
Идеология
классического либерализма
начала видоизменяться в XIX веке. Либерализм эволюционировал в сторону
либерального реформизма. Одним из первых среди идеологов либерализма, увидевшим
необходимость и перспективность этой стратегии, был Дж.Ст.Милль
(1806-1877 гг.), который уже в середине XIX века указывал на необходимость
гибкой социальной политики, направленной на сглаживание тех неровностей,
которыми судьба несправедливо наделила
человечество, но в рамках ныне существующего общественного порядка.
Под сомнение был
поставлен и принцип невмешательства государства в сферу рыночной экономики.
Государственное регулирование экономики и реформы стали рассматриваться как
необходимое условие совершенствования общества и разрешение его противоречий.
Тенденция развития бурного реформизма становится заметной с 70-х годов XIX века. Реформами в области избирательного
взимания подоходного налога, развитием
антитрестовского и трудового законодательства отмечен
этот период в США, Англии Франции Германии.
Вмешательство государства в экономику усилилось в
годы первой мировой
войны и особенно во время
мирового кризиса (1929-1933 гг.)
Огромный вклад в формирование доктрины либерального реформизма внес английский экономист Дж.Кейнс
(1883-1946 гг.). Его программа, сформулированная под воздействием
мирового экономического кризиса, включала в себя активное вмешательство государства в социально-экономическую сферу, в частности, всемерное увеличение
расходов государства, расширение общественных
работ, инфляционную и цикличную налоговую политику, цикличное балансирование бюджета, достижение баланса "спроса" и "полной занятости" и др.
Свое политическое воплощение либеральный реформизм по Кейнсу получил в
новом курсе президента
Ф.Д.Рузвельта, благодаря
чему США вышли из экономического кризиса и успешно осуществили глубокую экономическую перестройку общества.
"Звездный час" либерального реформизма в США приходится на 60-е годы ХХ века, на период правления администрации Дж.Кеннедии и Л.Джонсона. Идеологами либерального реформизма была выдвинута концепция
"государства благосостояния", которая отражала новую роль государства
в социальной сфере западных стран. Социальная
политика в капиталистических странах стала важнейшей
сферой деятельности государства,
ассигнования на социальные нужды выросли в гигантских
размерах. Оптимистическая целеустремленность идеологов и политиков была связана с успехами научно-технической революции и
экономическим ростом. Казалось, что наступила
эра технических ответов на социальлные вопросы, и экономический рост при рациональной
политике решит, наконец, социональные вопросы и
покончит с бедностью.
Социальный либерализм
действительно сумел разрешить многие вопросы,
связанные с образованием, медицинским обслуживанием,
социальным страхованием занятостью, правами меньшинства, расширением участия
граждан в политическом процессе. Но безработица и
бедность остались, хотя в размерах, не сравнимых с
XIX веком. Социальный либерализм породил и новые проблемы. Разрастание
государственных общественных политик приводило к росту бюрократических
структур и бюрократизации политики. Увеличение социальных программ породило
своеобразную "революцию растущих притязаний" и граждане стали
смотреть на государство как на орган, который все права в том числе и
социальные, должен им обеспечить во все возрастающих размерах. Возникли и
многие другие проблемы, требовавшие новых идеологических подходов в 80-е годы
XX века.
Несмотря на существенные
отличия, либеральный реформизм не порвал идеологической связи с классическим
либерализмом. Мостом между старым и новым либерализмом стала приверженность
индивидуальной свободе, социальному прогрессу, политическому плюрализму и демократии.
Только теперь достижение всего этого признавалось невозможным без государственного
вмешательства, так как только государство, являясь, с точки зрения либералов,
органом надклассовым, способно выступить беспристрастным посредником между
социальными интересами и действовать ради общего блага и во имя свободы
каждого.
Заслуга либеральной
идеологии в том, что она утверждала индивидуально-личностное начало бытия. Эта
идеология сумела донести в качестве универсальных, общецивилизованных по своей
сути ценностей – демократию, свободу и самоценность человеческого Я. Либерализм
изменил политическую практику и политический язык, привил новую правовую
культуру, новое правосознание, служил делу создания гражданского общества и правового
государства.
Таким образом,
либеральная идеология представляет собой достаточно
цельную теоретическую конструкцию, имеющую ряд признаков. В экономике - это
обоснование экономической свободы и права собственности; в социальных
отношениях - равенство возможностей; в политике - защита представительной,
плюралистической демократии; в духовной жизни - свобода мысли и слова; в
религии - антиклерикализм; в морали - индивидуализм. Современный либерализм
является выразителем интересов среднего класса. Как идеология современный
либерализм, подобно классическому либерализму, выступает за динамичное,
ориентированное на социальный прогресс общество, в котором личностный фактор,
личные заслуги и результаты находились бы на первом плане. Эта идеология
требует от личности максимальной реализации своих способностей, желания брать
на себя ответственность за собственную судьбу, не рассчитывая на
благотворительность и гарантии государства-покровителя.
Социалистическая
идеология
Социалистическая
идеология имеет длительную историю. Однако термин "социализм"
впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы XIX века.
Литературное авторство приписывается французскому теоретику Пьеру Леру, который в 1834 году написал статью "Об
индивидуализме и социализме".
Идеи, которые позже
стали называть социалистическими, появились в XVI веке. Они отражали стихийный
протест эксплуатируемых слоев периода первоначального накопления капитала. Эти
теории об идеальном общественном строе, который соответствует природе
человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и
ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализмом. Его
основоположниками являются англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.), автор книги
"Утопия" и итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.), написавший "Город
Солнца". Они считали, что именно общественная собственность создает
условия для справедливого распределения, равенства, благополучия и социального
мира. Социальное равенство рассматривалось как высшее благо и для личности и
для общества.
На протяжении ХVII-ХIХ вв. много теоретиков пытались открыть формулу
идеального общества, так как капитализм, создав мир, переполненный богатством,
все-таки изобиловал нищетой. Наибольший вклад в разработку социалистических
концепций утопической направленности внесли французы А.Сен-Симон
(1760-1825 гг.), Шарль Фурье (1772-1837 гг.) и англичанин Роберт Оуэн (1771-1858 гг.). Их воззрения формировались под
воздействием Великой Французской революции и бурного развития промышленного
капитала. Взгляды теоретиков утопического социализма весьма значительно
расходились между собой по многим вопросам, но все они считали, что в обществе
уже есть условия для немедленной реформы строя на справедливых условиях, чтобы
покончить с неравенством, бедностью и пороками. Инициатива преобразований
должна идти сверху от имущих, которые обязаны помочь бедным и сделать всех
счастливее. Социалистическая идеология целеустремленно защищала интересы
трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.
В этот период возникает
и крайнее проявление социализма - коммунистическая идеология. Коммунистическая
идеология была более последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенства посредством установления
общественной собственности на средства
производства, а иногда и на предметы потребления.
Теоретики утопического
социализма сформулировали основные принципы организации будущего справедливого
общества: от каждого по его способностям, каждой способности по ее делам;
всестороннего и гармонического развития личности; ликвидации различий между городом и деревней; разнообразия и
смены физического и духовного труда; свободного развитие каждого как условия
свободного развития всех. Социалисты-утописты считали, что либо все люди
должны быть счастливы, либо никто. Социалистический строй должен предоставлять
реальную возможность быть счастливым каждому. Идеология социалистов начала XIX
века была проникнута эмоционально-образным представлением о будущем и
напоминала социальную поэзию.
Представители
утопического социализма и коммунизма по-разному относились к методам
реализации своих идей. Сен-Симон и Фурье считали, что главный путь - реформы, и
святое дело бедных - это и дело богатых. Другие, например, Мабли, Мелье, Бабеф
призывали трудящихся к революции.
Марксизм как идеология
пролетариата
В 40-е годы XIX века
возникает марксизм как теоретическое выражение пролетарского движения. К.Маркс
(1818-1883 гг.) и Ф.Энгельс (1820-1895 гг.) создали философскую, экономическую
и социально-политическую теорию, которая оказала огромное влияние на историю
человечества второй половины XIX и ХX веков. Марксизм и коммунистическая
идеология стали синонимами.
Коммунистическое общество
в марксистском понимании - это не открытая идеальная модель счастливого строя,
в закономерный результат прогресса цивилизации. Капитализм сам создает
предпосылки для социальной революции, ликвидации частной собственности и
перехода к социализму. Главное противоречие, которое взрывает капитализм
изнутри - это противоречие между общественным характером труда, сформированным
промышленностью и рынком, и частной собственностью на средства производства.
Капитализм, как считали марксисты, создает и своего социального могильщика -
пролетариат. Освобождение пролетариата - лейтмотив социальной революции. Но,
освобождая себя, пролетариат освобождает и всех трудящихся от любых форм
эксплуатации. Достижение социализма возможно лишь в результате исторического
творчества пролетариата, совершения пролетарской революции и установления
диктатуры пролетариата. Лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"
стал мобилизующим призывом в борьбе с эксплуататорами. Марксизм как идеология
превратил социализм в борьбу миллионов, на многие десятилетия эта идеология
стала духовным оружием эксплуатируемых и угнетенных.
Развитие
коммунистической формации проходит, считали Маркс и Энгельс, ряд этапов:
переходной период, социализм и собственно коммунизм. Это длительный процесс
пересоздания жизни общества на подлинно гуманистических началах, когда человек
становится высшим существом для человека. Коммунизм в своем высшем развитии -
это общество свободных сознательных тружеников, где установится общественное
самоуправление, а государство отомрет, где не будет классов, и социальное
равенство достигнет воплощения в принципе "От каждого по способностям,
каждому - по потребностям". В марксистской трактовке коммунизма есть
движение к безграничному расцвету личности в условиях свободы от эксплуатации,
это начало подлинной истории человечества.
Революционный пафос
марксизма нашел свое воплощение в теории и практике ленинизма, который стал
теоретической основой пролетарской революции в России и социалистического
строительства в СССР.
Несмотря на серьезные
поражения, вызванные распадом Советского Союза, ликвидацией Восточного блока
социалистических государств, ортодоксальный марксизм сохраняет значительное
влияние на отдельные социальные группы в постсоветском обществе. Это обусловлено
притягательностью идей социального равенства, справедливости и социальных
гарантий со стороны государства на труд, бесплатное образование, медицинское
обслуживание, жилье.
Одновременно с
революционным направлением в социалистической мысли формировалось и другое направление,
которое тоже опиралось на марксизм, но пыталось приспособиться к новым
историческим реалиям не путем форсированной революционности, а путем
социальных реформ. В XX веке это направление стало называться
социал-демократическим в противовес коммунистическому.
Демократический
социализм
Идеология современной
социал-демократии своими корнями восходит к реформистскому течению во II
Интернационале (1889-1914 гг.), представленному Э.Бернштейном, Вандервельде,
Фольмаром, Жоресом и др., к воззрениям теоретиков Рабочего Социалистического
Интернационала, существовавшего в межвоенный период; концепциям либерального
реформизма, среди которых особое место принадлежит кейнсианству.
Особенностью идеологии
социал-демократов является реформизм, обоснование политики регулирования и
перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике. Один из
крупнейших теоретиков II Интернационала Э.Бернштейн отрицал неизбежность
крушения капитализма и всякую связь наступления социализма с этим крушением.
Социализм не сводится к замене частной собственности общественной, считал
Бернштейн. Путь к социализму - это поиск новых "товарищеских форм
производства" в условиях мирного развития капиталистической экономики и политической
демократии. "Конечная цель - ничто, движение - все" - таким стал
лозунг реформистского социализма.
Современная концепция
"демократического социализма" в основных своих чертах была создана в
50-е годы в результате принятия Декларации принципов Социалистического Интернационала
на международной конференции социалистических партий во Франкфурте-на-Майне в
1951 году. "Демократический социализм", согласно программным
документам социал-демократии, - это путь, который отличается и от капитализма,
и от "реального социализма". Капитализм, по мнению социал-демократов,
развил огромные производительные силы, однако поставил права собственности над
правами человека. Коммунисты же, там, где они пришли к власти, уничтожили
свободу, создали новое классовое общество и неэффективную экономику,
основанную на принудительном труде.
Социал-демократы
одинаковое значение придают как принципу личной свободы, так и принципам солидарности
и справедливости. Традиционная формула: "Социализм = обобществление +
плановая экономика", по мнению теоретиков социал-демократии, должна быть
окончательно отброшена. Критерий различия между капитализмом и социализмом
заключается не в принципах организации экономики, а в том положении, которое
человек занимает в обществе, в его свободе, праве на участие в принятии
решений, значимых для государства, возможности реализовать себя в различных
сферах общественной жизни.
Составными частями
концепции "демократического социализма" являются политическая,
экономическая и социальная демократия.
Идея политической демократии
основывается на принципах свободы и равенства. Социал-демократы признают
возможность существования различных форм демократии, однако в любом случае
основополагающими требованиями политической демократии должны быть: наличие
свободных выборов; предоставление гражданам действительного выбора между
различными политическими альтернативами; возможность смены правительства
мирными средствами; гарантия прав личности и меньшинства; существование
независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона. Демократия в
интерпретации социал-демократов представляется в качестве абсолютной ценности,
имеющей надклассовый характер. Выступая за "чистую" демократию,
социал-демократы понимают государство как верховный социальный институт, в
рамках которого регулируются и примиряются противостоящие социальные интересы.
Государство выступает в качестве главного органа общественных изменений и
прогрессивного развития.
Давая обоснование экономической
демократии, социал-демократы подчеркивали в своих официальных документах,
что выступают за общественную собственность, но в рамках смешанной экономики.
Частная собственность доступна в определенных секторах экономики.
Многообразие форм собственности должно работать на эффективность производства.
Коллективная собственность не является просто самоцелью, а должна служить
инструментом повышения благосостояния общества.
Приоритет в своей
экономической стратегии социал-демократы отдают рыночным отношениям. Государство,
в свою очередь, должно регулировать рынок: не допускать доминирования на нем
только большого бизнеса, добиваться, чтобы технологии использовались на благо
всего общества. Другими словами, международная социал-демократия признала
принцип: "Конкуренция -насколько возможно, планирование - насколько необходимо".
Достижения экономической
демократии увязываются и с развитием "соучастия" представителей трудящихся
в управлении капиталистическими фирмами, а также с развитием
"самоуправления". В целом экономическая сфера должна отличаться
четко выраженной социальной направленностью и быть подконтрольна обществу, но
без утраты эффективности, присущей рыночной экономике.
Термином "социальная
демократий' обозначается качественная сторона образа жизни людей, которая
комплексно характеризует степень социальной свободы человека, условия и
содержание его трудовой деятельности, доступность системы образования и
духовных ценностей, состояние окружающей среды, бытовые условия. Борьба за
социальную демократию - это прежде всего борьба за более высокое качество жизни.
Социал-демократы в
западных странах, находясь у власти или оказывая влияние на власть, во многом
содействовали демократизации общества, расширению и закреплению прав и свобод
трудящихся. Их реальная политика была близка практике либерального реформизма,
но отличалась большей социальной направленностью и борьбой за социальную
справедливость.
Укрепление позиций
социал-демократов связано и с тем, что авторитарный коммунизм оказался путем,
усеянным огромными жертвами и вымощенным экономическими и социальными
неудачами. Социал-демократия продолжает искать равновесие между свободой и социальной
справедливостью и стремится к социальному государству, в котором устранена
опасность буйного расцвета бюрократии, перспективное планирование не связывает
общество по рукам и ногам и личная ответственность всех членов общества
ставится на первый план.
Социалистическая
идеология и в революционной, и в реформистской модификации оказывала и оказывает
серьезное влияние на людей труда, особенно тех, кто работает по найму. Влияние
этой идеологии обусловлено тем, что она нацелена на справедливое общество,
без эксплуатации, с равным социальным статусом граждан. Социализм впервые
связал возможность осуществления высоких гуманистических идеалов с необходимостью
отменить частную собственность и уничтожить эксплуататорское государство.
В идеологическом
отношении главное противостояние XX века - борьба либеральных и социалистических
идей. Крах Восточного блока социалистических государств заставил
социалистическую идеологию перейти к обороне. Но социализм, понимаемый как
гуманное, демократическое общество, по-прежнему остается "открытым
вопросом", интеллектуальной и практической задачей, решения которой
сторонники социалистической идеологии пока не имеют.
Общей тенденцией
развития социалистической идеологии в конце XX столетия является либерализация
социализма, хотя сохраняют влияние и радикальные формы - коммунизм и
необольшевизм.
Консерватизм
Консерватизм возник в
конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую
революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и
радикализма. Поскольку консерватизм возникает именно как противопоставление
либеральным воззрениям на природу человека, свободу, равенство и братство, то
его не считают самостоятельной, "чистой" идеологией. Консерватизм
трактуется как эпифеномен либерализма, т.е. явление, сопутствующее либерализму,
придаток либерализма. Подобное рождение консерватизма не помешало ему
превратить в достаточно стройную систему взглядов, которая претерпела значительную
эволюцию, адаптируясь к современному миру.
Интеллектуальная
консервативная традиция была разработана англичанином Э.Берком (1729-1797
гг.), французами Ж. де Местром (1754-1821 гг.). Л. де Бональдом (1754-1840 гг.).
Они стали основоположниками традиционного консервативного направления, которое
отличалось неприятием нигилистического характера французской революции XVIII
века, буржуазной демократии и индивидуальной свободы.
"Отцы-основатели" политической идеологии консерватизма выражали интересы
аристократии, тех слоев, которых капитализм лишал устойчивого социального
состояния и сословных привилегий.
Оптимистическому взгляду
либералов на природу человека, разум и воля которого в состоянии преобразовать
общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном
несовершенстве человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты
радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают
веками установленный порядок. Подлинной "природе" человека, считали
консерваторы, вообще чуждо понятие "свобода". Смысл имеют только
конкретно-исторические свободы, добытые предками, проверенные традициями и
принимаемые как исторической наследие.
Важнейшим принципом
консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание
существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные
идеалы и ценности личности должны формироваться всеми способами общественного
и государственного воздействия и обуздывать "греховную" природу
человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной от морали.
Другим важнейшим
принципом консерватизма является традиционализм. Традиционные начала - это, по
мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества. Общественные
реформы должны опираться на созданные всеми прежними поколениями духовные
традиции и ценности. Э.Берк считал, что в любом обществе складывается
солидарность поколений. Каждый политический деятель, принимающий решения,
должен делать это ответственно не только перед своими современниками, но и
предками, и потомками. Конструктивному рационализму либералов Э.Берк
демонстративно противопоставлял апологию "предрассудков". Именно в
"обычных предрассудках", в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная
от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.
Традиционализм
консервативной идеологии теснейшим образом связан с политическим реализмом.
Консерватизму чужд доктринерский подход. Политическая практика, как считают
консерваторы, не должна опираться на голые теоретические схемы. Реформы,
которые проводятся в обществе, должны быть рассчитаны не на абстрактного
человека, а на реальных людей, из плоти и крови, образ жизни которых,
устоявшиеся привычки нельзя внезапно изменить без больших несчастий.
Консерватизм возвращал политической мысли чувство историчности, отстаивал в
бурное революционное время непрерывность исторического развития и сохранение
полезных частей "старого общественного здания", вместо изобретения
абстрактных конструкций на "чистом листе" революционной истории.
Консерватизм, особенно
современный, позитивно относится к идее равенства людей перед богом. Равенство
существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое
равенство. Но все формы консервативной идеологии не приемлют социального
равенства, являются антиэгалитарными. Никакое общество немыслимо без иерархии
и, следовательно, неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего
"природе". Эгалитаризм же разрушает социальную иерархию, на которой
базируется социальная стабильность. В то же время антиэгалитаризм не означает,
что консерваторы выступают за жесткую пирамидальную структуру социума.
Социальная мобильность по вертикали и по горизонтали важна для общественного
развития. Еще в конце XVIII века Э.Берк сформулировал принцип меритократии, в
соответствии с которым власть должна находиться в руках достойных людей,
выходцев из различных социальных групп. Приняв со временем политическую
демократию, консерваторы стали сторонниками элитарной демократии, когда демократический
механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и
выдвигает к власти достойных. Достойное - достойным - таков принцип
консерваторов применительно к социальному статусу личности.
Неоконсерватизм
Объективной основой
появления неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической
экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций и
обоснованные идеологией либерального реформизма, оказались недостаточными.
Требовались более радикальные средства. Рухнула вера в то, что
научно-технический прогресс в силу своего рационального механизма разрешит
социальные проблемы. Оказалось, что для стабилизации общества необходимо прочное
моральное подкрепление и дополнительные средства легитимации. Неоконсерватизм
был ответом на "вызов" кризисного состояния научно-технической цивилизации
и ослабление ее духовно-нравственных устоев. Он оказался более результативным,
чем другие идеологии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала
индивидуальные достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно
эффективные средства решения экономических и социальных проблем.
В мировоззренческом
плане неоконсерватизм выступает за приоритетность принципа свободы над принципом
равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как
равенство условий и результатов. Социальный порядок реализуется прежде всего
через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем.
Защищая идею свободы и прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и
на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом. Права человека
только в сочетании с осознанием обязанностей и развитым чувством долга
облагораживают личность.
В экономической области
неоконсерватизм выступает за ограничение вмешательства государства в рыночную
экономику. Государство обязано содействовать частной инициативе, а не душить
ее. Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых льгот,
стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке. Будучи противниками
патронажного регулирования экономики, неоконсерваторы делают ставку на
личностный фактор: личная инициатива, личная заинтересованность, личные
возможности и личная ответственность - вот важнейшие и незыблемые ценности эффективно
функционирующей экономики.
Социальная политика
неоконсерваторов тесно связана с экономической. Три основных принципа составляют
суть неоконсервативной социальной доктрины: принцип солидарности, основанный
на представлении о единстве труда и капитала; принцип справедливости, т.е.
"справедливое распределение доходов и собственности",
"справедливая заработная плата", "справедливая налоговая
политика" и другие; принцип субси-диарности - помощь для содействия
самопомощи и частной инициативе. В соответствии с этими принципами личности и
небольшие сообщества должна сами решать свои социально-экономические проблемы,
а государству передоверять только те вопросы, которые невозможно решить
подобным образом. Суть социально-экономической политики неоконсерваторов
заключается в создании условий, позволяющих рабочим делать сбережения,
приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и
независимость от государственного "социального попечительства".
Неоконсерваторы считают,
что предоставлять социальные блага бесплатно следует действительно тем, кто в
них нуждается, и сам не в состоянии себя обеспечить. Все остальные граждане
должны платить за все услуги, в которых они имеют необходимость и которыми они
пользуются, но получать их в том виде и такого качества, которого они желают и
которое позволяет их материальный достаток.
Социальное рыночное
хозяйство - вот формула неоконсерваторов. Социальное рыночное хозяйство, с
точки зрения современных консерваторов, не только наиболее удачная
экономическая форма, укрепляющая и расширяющая класс собственников. Оно также
лучше всего подходит людям: ставит перед гражданами задачи, но не распоряжается
ими.
В политической сфере
неоконсерваторы верны старой консервативной традиции - демократия должна быть
вертикальной, элитарной. Политическая деятельность - не привилегия и не
монополия одной социальной группы, а именно профессия, доступная каждому, но
лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального
образования. Политикой могут и даже должны интересоваться все, поскольку она
касается всех, и все так или иначе могут участвовать в политической жизни
страны, но быть политиком, работать в политике должны только профессионалы,
чтобы избавить политические решения от дилетантизма, а саму политику от
охлократических тенденций.
Неоконсерватизм впитал в
себя принципы классического либерализма, прежде всего принцип индивидуальной
свободы, но сумел увязывать их с традиционными ценностями, такими как религия,
семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное
многообразие.
Органическая концепция
общества, которую сохранил неоконсерватизм, способствовала восприятию социума
как целостности, где поведение индивидов с их страстями и эгоизмом подчинено
сложившимся структурам, ценностям, традициям. Благодаря этому общество
сохраняет устойчивость и обеспечивает преемственность развития, связь прошлого
с будущим.
Заключение
В заключении реферата хотелось бы отметить, что все современные политические идеологии, отражая
конфликты социального бытия, находятся в постоянном развитии. Идеологии
приобретают новые исторические формы, заимствуя друг у друга ценностные
ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилизации, организации определенных
социальных слоев, направляют их социальное действие. Так либерализм становится
"социалистичнее", а социализм - "либеральнее". Консерватизм
усваивает ценности либерализма. Современные идеологии как бы отступают от
одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и
взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В
идеологиях отражается и социальный интерес и поиск более реалистичных и эффективных
программ общественного развития. Конкуренция сил, претендующих на власть, как
и конкуренция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического
развития, одна из гарантий его демократических тенденций.
|