рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Политическая эволюция южных штатов в период Реконструкции

Генерал Джозеф Стилуэлл докладывал в Вашингтоне о по­ложении чанкайшистского правительства: "Что касается его (Чан Кай-ши) теперешнего положения, то он придерживается реакцион­ной политики однопартийного правительства и подавлением демо­кратической мысли агентами особой службы Чан Кайши".113 Амери­канских политиков не могло не взволновать тревожное положение, в котором оказался Гоминдан. 20 июня 1944 г. в Чунцин срочно при­был вице-президент США Генри Уоллес. Поездка одного из ведущих государственных деятелей США в Китай имела целью опре­делить возможности и пути укрепления режима Чан Кайши. Генри Уоллес одобрил посылку в северные районы Китая специальной группы обследования. Эта группа должна была посвятить себя со­биранию разведывательных сведений как о японцах, так и о силах антияпонского сопротивления. Участники этой группы, находясь в освобожденных районах, призывали администрацию изыскивать пу­ти к взаимопониманию с КПК, вплоть до оказания армии китайских коммунистов военной помощи. Американские специалисты-китаеведы, находившиеся в штатах УСС, рассматривали политиче­ское положение в Китае в тесной связи с развитием военных собы­тий; они с похвалой отзывались о Стилуэлле, видя в нем знатока такого рода проблем. Уоллес однако поддержал перед президентом предложение Чан Кайши об отставке Стилуэлла и назначении Зе-демейера. В то же время вице-президент США выразил уверен­ность в том, что президент предпримет решительные шаги с це­лью остановить неуклонное ухудшение положения в Северном Ки­тае.

В военных кругах имело место серьезное беспокойство за судьбы китайского театра военных действий. Перед лицом серьез­ных попыток Японии затянуть войну и добиться для себя наибо­лее выгодного ее окончания, правительственные и военные круги США не могла не интересовать возможность усиления эффектив­ности китайского театра военных действий. Подобная возможность могла быть претворена в действительность лишь при условии мо­билизации всех сил Китая в единый антияпонский фронт и отказа Чан Кайши от блокирования освобожденных районов. Из этого ис­ходил Объединенный комитет начальников штабов, представляя президенту свои рекомендации: "До тех пор, пока все ресурсы Китая. включая дивизии, противостоящие коммунистам, не будут

включены в войну с Японией, имеется небольшая надежда на то, что Китай сможет продолжать военные действия с какой-либо эффективностью...". Для осуществления подобных планов подхо­дящей фигурой был Стилуэлл, всегда высоко оценивавший боевые качества вооруженных сил освобожденных районов и стремив­шийся к сотрудничеству с ними ради достижения победы над Япо­нией. Именно его рекомендовал Объединенный Комитет началь­ников штабов как подходящего руководителя военных операций в Китае. Рузвельт согласился с рекомендацией военных.114 Однако к концу 1944 г. в американском командовании в Китае произошли су­щественные изменения. 18 августа 1944 г. Белый Дом отдал приказ о назначении генерала Патрика Хэрли и Дональда Нельсона в каче­стве личных представителей президента при Чан Кайши.115 31 ок­тября после отставки Стилуэлла командующим американскими войсками в Китае был назначен генерал Ведеймер, а ноябре этого же года Хэрли заменил американского посла Кларенса Гаусса. Та­ким образом, окончательно победила точка зрения тех империали­стических кругов в США, которые начали в своей политике по от­ношению к Китаю считаться главным образом с "политическими со­ображениями".

После перелома в ходе второй мировой войны правящие круги США подчинили послевоенное планирование задачам амери­канской экспансии в страны Тихого океана. Политические сообра­жения, имевшие в виду установление американского господства в Азии, прежде всего в Китае, стали определять и военную страте­гию США. Все силы правящие круги США направили на то, чтобы самым решительным образом форсировать объединение Китая под эгидой Чан Кайши, стараясь в то же время совместить выполнение текущих задач антияпонской войны с осуществлением планов

угодного американскому империализму послевоенного устройства на всей китайской территории.

Когда политический барометр стал показывать приближение победы над державами Оси, американская буржуазия все чаще ощущала себя в состоянии неподготовленности к своей послевоен­ной роли в Азии. Наиболее решительных деятелей в США не могла уже удовлетворить в тайне вынашиваемая и публично пропаганди­руемая программа "экономической гегемонии без политической ан­нексии". В США до пору до времени предпочитали не раскрывать карты относительно аннексионистских планов на Тихом океане. Специалисты госдепартамента понимали, что открытое провозгла­шение проектов аннексии тихоокеанских островов, оккупации других территорий будет не столько полезна, сколько опасна для дела борьбы со своими конкурентами. Долгое время американский во­енно-политический аппарат вел скрытую подготовку к прямым коло­ниальным захватам.

Военное и военно-морское ведомство, считавшиеся больше с силой, чем с условностями дипломатического порядка, интересо­вались, прежде всего, практическими мерами по оккупации тихо­океанских территорий. Военно-морское ведомство США видело в оккупации островов от Перл-Харбора до южных подступов к Японии заманчивые перспективы для создания в этом районе беспрерыв­ной цепи военных баз;116 острова Мидуэй и Уэйк рассматривались в качестве перекидного моста к материку, Гуам в соответствии с дав­нишними намерениями американского морского ведомства должен был стать крепостью в океане; остров Палау намечалось использо­вать как промежуточное звено между Гуамом и Филиппинами. Ар­мейская и военно-морская служба США даже учредили специальные органы по военному управлению гражданскими делами на ок­купированных территориях. ОРПХ - так именовался отдел военной администрации при Управлении главнокомандующего морскими операциями, начал свою работу с 1 января 1943 г. 1 апреля 1943 г. при специальном Управлении военного департамента был органи­зован отдел гражданской службы САД. Эти два отдела, казалось, работали в согласии, проводили взаимные консультации по вопросам, связанными с оккупацией различных районов."'

После мартовского решения 1943 г. Объединенного комитета начальников штабов ОРПХ приступило, наконец, к планированию работы военной администрации для конкретных районов. Планиро­вание осуществлялось на базе школы при Колумбийском универси­тете. К апрелю 1943 г. подготовительная работа велась в основ­ном по проблемам, связанными с районами Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Для работы в военной администрации на территории оккупи­рованных районов Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии про­шли специальную подготовку в Принстоне - 986 лиц командного состава вооруженных сил США, закончили специальные школы при Принстонском и Колумбийском университете 1.333 офицера воен­но-морских сил США. 47 офицеров были подготовлены в высшей школе разведки военно-морского ведомства. Им вменялась обя­занность проводить разведывательную работу в аппарате воен­ной администрации. 1.615 военно-морских офицеров приняло уча­стие в работе военной администрации, в годы второй мировой войны.118 К 1944 г. в США были созданы 5 групп районного планиро­вания в юрисдикцию которых входили: 1. Мандаты, острова Бонин, Рюкю, Хаинань, Курильский архипелаг. 2. Формоза и Пескадорские острова. 3. Япония и Корея. 4. Филиппины. 5. Нидерландская Индия.119 Американские планирующие органы не ограничивались под­готовкой к оккупации японских владений, а приступили к изучению возможностей оккупации и колоний Запада. В ответ на запрос Управления гражданской администрации Военного министерства (Civil Affairs Division of the war Department) и отдела оккупирован­ных территорий Военно-морского министерства (The occupied. Ar­eas Section of the Navy Department) к февралю 1944 г. Госдепарта­мент начал готовить проекты официальных заявлений по вопросам, касающимся оккупации Японии и Кореи. Однако, подготовка офи­циальных заявлений по проблемам, связанным с будущей оккупа­цией территорий Дальнего Востока, а затем и Юго-Восточной Азии оказались не таким уж простым делом, как этого бы желали в воен­ном министерстве. Уже в ноябре 1943 года Австралия стала прояв­лять заметное беспокойство по поводу будущего своих колони­альных владений.120 Американское командование, стремясь избе­жать лишних хлопот в неоккупированных районах, передало кон­троль прежней колониальной администрации. Из последнего из­влекалась двоякая польза: с одной стороны, облегчалась борьба с освободительным движением, с другой - сглаживались трения ме­жду заинтересованными державами.

Макартур требовал со все возрастающей настойчивостью принятия в Вашингтоне директивы, которая давала бы ему, как главнокомандующему, право контролировать высшую власть на Филиппинах не только во время военных операций, но и в период послевоенной гражданской администрации. Глава отдела по фи­липпинским делам госдепартамента Локарт в феврале 1944 года предсказывал скорое возвращение Кэсона на Филиппины в общест­ве своего патрона - Макартура.121 Последний предпочитал поддер­живать прямые контакты непосредственно с лидерами филиппинского эмигрантского правительства в США и по возможности не впу­тывал в свои: дела госдепартаментских чиновников. Для осущест­вления своей миссии на Филиппинах Макартур считал достаточным свой опыт борьбы с революционными силами. В Индонезии воен­ное командование США часто предпочитало действовать в духе ре­комендаций Госдепартамента, считавшего необходимым исполь­зовать голландскую администрацию сразу же после вступления на индонезийские острова. В штабе Макартура нашла приют т.н. Граж­данская администрация (The Netherlands indies Civii Affaiers Administration, NICA). В марте 1944 г. Макартур встретился с пред­ставителем голландской администрации в колонии Ван Мооком. Ван Моок отлично представлял, что, как Франция в Индокитае, так и Голландия в Индонезии не сможет восстановить прежнее положе­ние, опираясь лишь на собственные силы, которые в связи с вой­ной в Европе почти полностью иссякли, в результате переговоров и появилось соглашение, которое предполагало в качестве конеч­ной цели восстановление на индонезийских островах власти преж­них колонизаторов.122

Желание американского командования привлечь к военным действиям на Тихом океане колониальные державы Запада объ­яснялось политическими соображениями. Перспектива националь­но-освободительных революций (или хаоса и беспорядков, как лю­били представлять некоторые республиканские лидеры) на осво­божденных от врага территориях убеждала правящие круги США в необходимости укрепления союза США и Англии. Само определе­ние американской политики по отношению к колониальным пробле­мам в Азии относилось прежде всего к Управлению по европейский делам Госдепартамента, Управление по дальневосточным делам, возглавлявшееся Джозефом Грю, играло в данном случае вспомогательную роль. В Управлении по европейским делам не было, конечно, лиц хорошо знакомых с азиатскими проблемами; опыт чиновников этого управления был связан в основном с Европой, их связи с европейскими монополистическими кругами определяли в большой степени и их европейскую ориентацию. "Сомнительно, -писал Солсбери в "Фар Истерн Сюрвей", - что кто-либо из офици­альных лиц в нашем правительстве выше ранга Грю осознают, что белый империализм в Азии обречен на гибель".123

Для внешней политики США, для дипломатического ведомства проблема будущего тихоокеанских территорий может быть а боль­шой степени японских подмандатных островов выглядела куда бо­лее деликатной, чем для военных. Правда, лидеры республикан­ской партии не были столь щепетильны как их коллеги из демокра­тической партии и не раз открыто выступали за прямой захват тихо­океанских островов, а журналисты довольно часто цитировали про­грамму республиканца Кларенса Келлада (Аризона): "... Мы долж­ны завладеть, если сможем, путем дружеских переговоров теми пунктами, теми островами, теми базами, которые укрепят позиции США. Тихоокеанские острова в том количестве и в том расположе­нии, которое нам необходимо, должны стать нашими. Тихий океан должен стать американским озером".124 Республиканцы упрекали правительство в бездействии, громогласно требовали бескомпро­миссной оккупации тихоокеанских островов; военно-морской ми­нистр Нокс, ссылаясь на особое стратегическое значение остро­вов на Тихом океане, требовал в сенатской комиссии по иностран­ным делам сохранения за США после войны Каролинских, Мар­шальских и Марианских островов. К республиканцам в подобных выступлениях примыкали голоса и демократов. В августе 1944 г. се­нату была предложена резолюция, предлагавшая "приобрести все острова на Тихом океане, в том числе острова Тайвань и Рюкю".125

Проект резолюции внес сенатор демократ от штата Теннеси Мак-келер. Администрация, испытывая на себе провокационное давле­ние аннексионистских элементов, стремилась достичь компромисса между провозглашенной "антиколониалистской" политикой и уст­ремлениями наиболее агрессивных кругов США. Некоторые деяте­ли администрации считали себя не в праве в то время объявить о необходимости аннексии тихоокеанских островов, ибо такой шаг открыто подтвердил бы агрессивные цели США в войне на Тихом океане. В Вашингтоне учитывали интересы империализма США, который надеялся использовать традиционный американский "ан­тиколониализм" для оправдания будущей экспансии в Азии и не те­ряя времени подыскивали новые формы маскировки колониальных захватов.

В администрации Ф.Рузвельта хорошо понимали, что офици­альное провозглашение американским правительством намерения оккупировать после войны острова на Тихом океане, приобрести базы, принадлежавшие колониальным державам Запада, подорвет престиж США в мире, подорвет, созданное большими трудами впечатление, будто США выступают за "свободу" народов; оно бу­дет находиться в противоречии с атлантической хартией, с заявле­ниями Каирской декларации о том, что США и "не стремятся к тер­риториальным приобретениям", со всеми антиколониалистскими декларациями. 10 июля 1944 г. президента вынудили дать ответ на многочисленные требования провозгласить тихоокеанские террито­рии неотъемлемой частью США. Он сообщил, что работает над "идеей", направленной на то, чтобы Объединенные нации "попро­сили" США осуществлять опеку над японскими мандатными остро­вами. Этот ответ оказался, конечно, слишком туманным особенно для экстремистов из военного министерства. К Ялтинской конфе­ренции советники госдепартамента положили на стол президенту ряд рекомендаций относительно будущего устройства бывшей японской колонии Кореи. Авторы рекомендаций находились под впечатлением усиливающейся борьбы корейского народа за неза­висимость, возможного вступления СССР в тихоокеанскую войну. Чиновники из госдепартамента, ссылаясь на свой долголетний опыт международных дипломатических интриг, настаивали на организа­ции в послевоенной Корее "какой-либо формы международной ад­министрации или опеки, которая действовала бы до тех пор, пока корейцы не смогут управлять страной сами".126 Руководящую роль в организации послевоенной опеки в Корее, конечно, предназнача­лась США. В представленном президенту документе утверждалось, что "представительство иных государств, помимо США, не должно быть столь значительным, чтобы оно могло нанести вред амери­канскому участию оккупации".127 Иными словами "рекомендации" госдепартамента отражали, прежде всего, явное намерение США играть ведущую роль в оккупации территорий, находящихся под японским господством, и односторонне решать проблемы будущего устройства на Тихом океане.

При подготовке к международным конференциям последних лет войны правящие круги США, учитывая невозможность изоляции Советского Союза от решения проблем на Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии, пытались организовать дело так, чтобы СССР принимал лишь формальное участие в организации послевоенного устройства на Тихом океане и не мешал в проведении экспансио­нистской политики. На Ялтинской конференции президент США не пошел дальше предложений об опеке над Кореей. Осторожность Ф.Рузвельта во многом объяснялась теми тенденциями и принципами сотрудничества с Советским Союзом, которым в важнейших вопросах внешней политики предпочитал следовать президент. На Ялтинской конференции (февраль 1945 г.) впервые на уровне меж­дународной встречи было выражено отношение .великих держав к проблеме опеки над территориями. Предполагалось, что эта сис­тема должна будет относиться к а) существующим мандатам Лиги Наций; б) территориям, которые должны быть отобраны у врага в результате второй мировой войны; в) другим территориям, которые могли быть добровольно поставлены под опеку.128

Выступавшие за аннексию в конгрессе почувствовали себя весьма задетыми, когда узнали, что представители основных пяти держав договорились о встрече накануне конференции в Сан-Франциско с целью предварительно обсудить проблемы послево­енной опеки. Эти силы воспользовались своим влиянием в кон­грессе и в армии: предложениям госдепартамента по организации системы послевоенной опеки был организован бойкот, а предва­рительная в США встреча сорвана. Английские представители, прибывшие в Вашингтон с намерением принять участие в консуль­тациях накануне Сан-Франциско по поводу послевоенной системы опеки были разочарованы, - американские политики решили изба­вить своих союзников от предварительных консультаций, сослав­шись при этом на отсутствие необходимых указаний от президента. До открытия конференции в Сан-Франциско США предпочитали со­хранять свои предложения по опеке вне официальных перегово­ров.

Претворению в жизнь американских проектов опеки мешала, а к концу войны в еще большей степени, боязнь империалистов на­растающей волны национально-освободительного движения. Как, в Вашингтоне, так и в Лондоне пытались как-то сгладить американо-английские расхождения по проблемам опеки. Тенденции к компромиссу с державами Запада во внешней политике США стали весьма заметными во время международных конференций союзни­ков конца войны. На конференции в Сан-Франциско 5 мая 1945 го­да американская делегация выступила с проектом главы, посвя­щенной международной опеке, где, конечно, были успешно забы­ты обещания США 1943 года даровать колониальным народам "не­зависимость".

В 1943 г., когда еще не был окончательно предрешен конец войны и в официальных внешнеполитических декларациях США преобладали "антиколониалистские" тенденции,   американский проект, декларации Объединенных Наций провозгласил долгом и целью Объединенных Наций подготовить народы колониальных стран к тому, чтобы они были способны получить статут нацио­нальной независимости...". К концу же войны, когда инициаторы внешней политики США по многим международным проблемам все больше склонялась к компромиссу с колониальными держа­вами Запада, в американском планировании стала преобладать другая тенденция использования опеки: в США стали рассматри­вать этот международный институт в основном не как средство вы­теснения своих европейских конкурентов из Азии, а в качестве своевременной и наиболее удобной ширмы для подавления нацио­нально-освободительных движений и прикрытия своих колониаль­ных захватов на Тихом океане.

На конференции в Сан-Франциско авторы выдвинутых проек­тов по опеке США, Англии, Франции, Австралии и Гоминдана не видели нужды быть последовательными, всячески старались обой­ти молчанием принцип самоопределения и необходимость дости­жения народами независимости в качестве конечной цели новой системы. Новые американские предложения в отличие от предло­жений 1943 г. не содержали и намека на "статут национальной не­зависимости". Это,   конечно, не означало, что все англо­американские расхождения были устранены. Английские политики, когда дело касалось интересов британской империи, становились на редкость дальновидными; они понимали, что хотя и вычеркнуты из проектов формулировки, вызывающие бешеную злобу сторонни­ков колониальных империй Запада, опасность со стороны их глав­ного конкурента - США нисколько не уменьшается, тем более, что в любых американских проектах находились все новые и новые ла­зейки для претворения в жизнь в еще более широких масштабах принципа "равных возможностей", "открытых дверей". Не могли англичане принять со спокойной душой и новые проекты США, вы­двигавшие тезис о стратегических территориях. Этот тезис являет­ся итогом долгих раздумий американских политических мыслите­лей над тем, как юридически обосновать предполагаемый захват Соединенными Штатами тихоокеанских островов. Формулировка о т.н. стратегических территориях не могла быть безоговорочно при­нята державами, известными своей старой приверженностью клас­сическому колониализму. Англичане понимали: на этот раз будет чрезвычайно трудно, далее невозможно накинуть очередное по­крывало невинности на свою колониальную политику, ибо обшир­ные территории английской империи нельзя было зачислить в кате­горию стратегических. Форин Оффис предложил своей делегации подчеркнуть на конференции бесполезность попыток провести чет­кую границу между территориями, имеющими стратегическое зна­чение и не имеющими такового.

Французская буржуазия также как и английская считала бы для себя непростительной роскошью уход из тихоокеанских владений; даже перед лицом постоянного давления и угроз. Твердое желание Франции не уступать своему могущественному союзнику подтвердил и де Голль. За день до того как в токийской бухте был подписан акт о капитуляции де Голль на своей пресс-конференции говорил: "В настоящее время США используют морскую базу в Ну-мее, которую мы передали в распоряжение союзников на время войны даже при отсутствии настойчивых требований с их стороны. Очевидно, что это временное соглашение, которое не может быть постоянным, ибо Франция обладает бесспорным суверенитетом над этими территориями .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.