Реферат: Политическая эволюция южных штатов в период Реконструкции
Генерал Джозеф Стилуэлл докладывал в
Вашингтоне о положении чанкайшистского правительства: "Что касается его
(Чан Кай-ши) теперешнего положения, то он придерживается реакционной политики
однопартийного правительства и подавлением демократической мысли агентами
особой службы Чан Кайши".113 Американских политиков не могло
не взволновать тревожное положение, в котором оказался Гоминдан. 20 июня 1944
г. в Чунцин срочно прибыл вице-президент США Генри Уоллес. Поездка одного из
ведущих государственных деятелей США в Китай имела целью определить
возможности и пути укрепления режима Чан Кайши. Генри Уоллес одобрил посылку в
северные районы Китая специальной группы обследования. Эта группа должна была
посвятить себя собиранию разведывательных сведений как о японцах, так и о
силах антияпонского сопротивления. Участники этой группы, находясь в
освобожденных районах, призывали администрацию изыскивать пути к
взаимопониманию с КПК, вплоть до оказания армии китайских коммунистов военной
помощи. Американские специалисты-китаеведы, находившиеся в штатах УСС,
рассматривали политическое положение в Китае в тесной связи с развитием
военных событий; они с похвалой отзывались о Стилуэлле, видя в нем знатока
такого рода проблем. Уоллес однако поддержал перед президентом предложение Чан
Кайши об отставке Стилуэлла и назначении Зе-демейера. В то же время
вице-президент США выразил уверенность в том, что президент предпримет
решительные шаги с целью остановить неуклонное ухудшение положения в Северном
Китае.
В военных кругах имело место серьезное
беспокойство за судьбы китайского театра военных действий. Перед лицом серьезных
попыток Японии затянуть войну и добиться для себя наиболее выгодного ее
окончания, правительственные и военные круги США не могла не интересовать
возможность усиления эффективности китайского театра военных действий.
Подобная возможность могла быть претворена в действительность лишь при условии
мобилизации всех сил Китая в единый антияпонский фронт и отказа Чан Кайши от
блокирования освобожденных районов. Из этого исходил Объединенный комитет
начальников штабов, представляя президенту свои рекомендации: "До тех пор,
пока все ресурсы Китая. включая дивизии, противостоящие коммунистам, не будут
включены
в войну с Японией, имеется небольшая надежда на то, что Китай сможет продолжать
военные действия с какой-либо эффективностью...". Для осуществления
подобных планов подходящей фигурой был Стилуэлл, всегда высоко оценивавший
боевые качества вооруженных сил освобожденных районов и стремившийся к
сотрудничеству с ними ради достижения победы над Японией. Именно его
рекомендовал Объединенный Комитет начальников штабов как подходящего
руководителя военных операций в Китае. Рузвельт согласился с рекомендацией
военных.114 Однако к концу 1944 г. в американском командовании в
Китае произошли существенные изменения. 18 августа 1944 г. Белый Дом отдал
приказ о назначении генерала Патрика Хэрли и Дональда Нельсона в качестве
личных представителей президента при Чан Кайши.115 31 октября после
отставки Стилуэлла командующим американскими войсками в Китае был назначен
генерал Ведеймер, а ноябре этого же года Хэрли заменил американского посла
Кларенса Гаусса. Таким образом, окончательно победила точка зрения тех
империалистических кругов в США, которые начали в своей политике по отношению
к Китаю считаться главным образом с "политическими соображениями".
После перелома в ходе второй мировой войны
правящие круги США подчинили послевоенное планирование задачам американской
экспансии в страны Тихого океана. Политические соображения, имевшие в виду
установление американского господства в Азии, прежде всего в Китае, стали
определять и военную стратегию США. Все силы правящие круги США направили на
то, чтобы самым решительным образом форсировать объединение Китая под эгидой
Чан Кайши, стараясь в то же время совместить выполнение текущих задач
антияпонской войны с осуществлением планов
угодного
американскому империализму послевоенного устройства на всей китайской
территории.
Когда политический барометр стал показывать
приближение победы над державами Оси, американская буржуазия все чаще ощущала
себя в состоянии неподготовленности к своей послевоенной роли в Азии. Наиболее
решительных деятелей в США не могла уже удовлетворить в тайне вынашиваемая и
публично пропагандируемая программа "экономической гегемонии без
политической аннексии". В США до пору до времени предпочитали не
раскрывать карты относительно аннексионистских планов на Тихом океане.
Специалисты госдепартамента понимали, что открытое провозглашение проектов
аннексии тихоокеанских островов, оккупации других территорий будет не столько
полезна, сколько опасна для дела борьбы со своими конкурентами. Долгое время
американский военно-политический аппарат вел скрытую подготовку к прямым колониальным
захватам.
Военное и военно-морское ведомство,
считавшиеся больше с силой, чем с условностями дипломатического порядка,
интересовались, прежде всего, практическими мерами по оккупации тихоокеанских
территорий. Военно-морское ведомство США видело в оккупации островов от
Перл-Харбора до южных подступов к Японии заманчивые перспективы для создания в
этом районе беспрерывной цепи военных баз;116 острова Мидуэй и Уэйк
рассматривались в качестве перекидного моста к материку, Гуам в соответствии с
давнишними намерениями американского морского ведомства должен был стать
крепостью в океане; остров Палау намечалось использовать как промежуточное звено
между Гуамом и Филиппинами. Армейская и военно-морская служба США даже
учредили специальные органы по военному управлению гражданскими делами на оккупированных
территориях. ОРПХ - так именовался отдел военной администрации при Управлении
главнокомандующего морскими операциями, начал свою работу с 1 января 1943 г. 1
апреля 1943 г. при специальном Управлении военного департамента был организован
отдел гражданской службы САД. Эти два отдела, казалось, работали в согласии,
проводили взаимные консультации по вопросам, связанными с оккупацией различных
районов."'
После мартовского решения 1943 г.
Объединенного комитета начальников штабов ОРПХ приступило, наконец, к
планированию работы военной администрации для конкретных районов. Планирование
осуществлялось на базе школы при Колумбийском университете. К апрелю 1943 г.
подготовительная работа велась в основном по проблемам, связанными с районами
Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Для работы в военной администрации на
территории оккупированных районов Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии прошли
специальную подготовку в Принстоне - 986 лиц командного состава вооруженных сил
США, закончили специальные школы при Принстонском и Колумбийском университете
1.333 офицера военно-морских сил США. 47 офицеров были подготовлены в высшей
школе разведки военно-морского ведомства. Им вменялась обязанность проводить
разведывательную работу в аппарате военной администрации. 1.615 военно-морских
офицеров приняло участие в работе военной администрации, в годы второй мировой
войны.118 К 1944 г. в США были созданы 5 групп районного планирования
в юрисдикцию которых входили: 1. Мандаты, острова Бонин, Рюкю, Хаинань,
Курильский архипелаг. 2. Формоза и Пескадорские острова. 3. Япония и Корея. 4.
Филиппины. 5. Нидерландская Индия.119 Американские планирующие
органы не ограничивались подготовкой к оккупации японских владений, а
приступили к изучению возможностей оккупации и колоний Запада. В ответ на
запрос Управления гражданской администрации Военного министерства (Civil
Affairs Division
of the
war Department) и
отдела оккупированных территорий Военно-морского министерства (The
occupied. Areas
Section of
the Navy
Department) к февралю 1944 г.
Госдепартамент начал готовить проекты официальных заявлений по вопросам, касающимся
оккупации Японии и Кореи. Однако, подготовка официальных заявлений по
проблемам, связанным с будущей оккупацией территорий Дальнего Востока, а затем
и Юго-Восточной Азии оказались не таким уж простым делом, как этого бы желали в
военном министерстве. Уже в ноябре 1943 года Австралия стала проявлять
заметное беспокойство по поводу будущего своих колониальных владений.120
Американское командование, стремясь избежать лишних хлопот в неоккупированных
районах, передало контроль прежней колониальной администрации. Из последнего
извлекалась двоякая польза: с одной стороны, облегчалась борьба с
освободительным движением, с другой - сглаживались трения между
заинтересованными державами.
Макартур требовал со все возрастающей
настойчивостью принятия в Вашингтоне директивы, которая давала бы ему, как
главнокомандующему, право контролировать высшую власть на Филиппинах не только
во время военных операций, но и в период послевоенной гражданской
администрации. Глава отдела по филиппинским делам госдепартамента Локарт в
феврале 1944 года предсказывал скорое возвращение Кэсона на Филиппины в обществе
своего патрона - Макартура.121 Последний предпочитал поддерживать
прямые контакты непосредственно с лидерами филиппинского эмигрантского
правительства в США и по возможности не впутывал в свои: дела
госдепартаментских чиновников. Для осуществления своей миссии на Филиппинах
Макартур считал достаточным свой опыт борьбы с революционными силами. В
Индонезии военное командование США часто предпочитало действовать в духе рекомендаций
Госдепартамента, считавшего необходимым использовать голландскую администрацию
сразу же после вступления на индонезийские острова. В штабе Макартура нашла
приют т.н. Гражданская администрация (The
Netherlands indies
Civii Affaiers
Administration, NICA). В
марте 1944 г. Макартур встретился с представителем голландской администрации в
колонии Ван Мооком. Ван Моок отлично представлял, что, как Франция в Индокитае,
так и Голландия в Индонезии не сможет восстановить прежнее положение, опираясь
лишь на собственные силы, которые в связи с войной в Европе почти полностью
иссякли, в результате переговоров и появилось соглашение, которое предполагало
в качестве конечной цели восстановление на индонезийских островах власти прежних
колонизаторов.122
Желание американского командования привлечь к
военным действиям на Тихом океане колониальные державы Запада объяснялось
политическими соображениями. Перспектива национально-освободительных революций
(или хаоса и беспорядков, как любили представлять некоторые республиканские
лидеры) на освобожденных от врага территориях убеждала правящие круги США в
необходимости укрепления союза США и Англии. Само определение американской
политики по отношению к колониальным проблемам в Азии относилось прежде всего
к Управлению по европейский делам Госдепартамента, Управление по
дальневосточным делам, возглавлявшееся Джозефом Грю, играло в данном случае
вспомогательную роль. В Управлении по европейским делам не было, конечно, лиц
хорошо знакомых с азиатскими проблемами; опыт чиновников этого управления был
связан в основном с Европой, их связи с европейскими монополистическими кругами
определяли в большой степени и их европейскую ориентацию. "Сомнительно,
-писал Солсбери в "Фар Истерн Сюрвей", - что кто-либо из официальных
лиц в нашем правительстве выше ранга Грю осознают, что белый империализм в Азии
обречен на гибель".123
Для внешней политики США, для
дипломатического ведомства проблема будущего тихоокеанских территорий может
быть а большой степени японских подмандатных островов выглядела куда более
деликатной, чем для военных. Правда, лидеры республиканской партии не были
столь щепетильны как их коллеги из демократической партии и не раз открыто
выступали за прямой захват тихоокеанских островов, а журналисты довольно часто
цитировали программу республиканца Кларенса Келлада (Аризона): "... Мы
должны завладеть, если сможем, путем дружеских переговоров теми пунктами, теми
островами, теми базами, которые укрепят позиции США. Тихоокеанские острова в
том количестве и в том расположении, которое нам необходимо, должны стать
нашими. Тихий океан должен стать американским озером".124
Республиканцы упрекали правительство в бездействии, громогласно требовали
бескомпромиссной оккупации тихоокеанских островов; военно-морской министр
Нокс, ссылаясь на особое стратегическое значение островов на Тихом океане,
требовал в сенатской комиссии по иностранным делам сохранения за США после
войны Каролинских, Маршальских и Марианских островов. К республиканцам в
подобных выступлениях примыкали голоса и демократов. В августе 1944 г. сенату
была предложена резолюция, предлагавшая "приобрести все острова на Тихом
океане, в том числе острова Тайвань и Рюкю".125
Проект
резолюции внес сенатор демократ от штата Теннеси Мак-келер. Администрация,
испытывая на себе провокационное давление аннексионистских элементов,
стремилась достичь компромисса между провозглашенной
"антиколониалистской" политикой и устремлениями наиболее агрессивных
кругов США. Некоторые деятели администрации считали себя не в праве в то время
объявить о необходимости аннексии тихоокеанских островов, ибо такой шаг открыто
подтвердил бы агрессивные цели США в войне на Тихом океане. В Вашингтоне
учитывали интересы империализма США, который надеялся использовать традиционный
американский "антиколониализм" для оправдания будущей экспансии в
Азии и не теряя времени подыскивали новые формы маскировки колониальных
захватов.
В администрации Ф.Рузвельта хорошо понимали,
что официальное провозглашение американским правительством намерения
оккупировать после войны острова на Тихом океане, приобрести базы,
принадлежавшие колониальным державам Запада, подорвет престиж США в мире,
подорвет, созданное большими трудами впечатление, будто США выступают за
"свободу" народов; оно будет находиться в противоречии с
атлантической хартией, с заявлениями Каирской декларации о том, что США и
"не стремятся к территориальным приобретениям", со всеми
антиколониалистскими декларациями. 10 июля 1944 г. президента вынудили дать
ответ на многочисленные требования провозгласить тихоокеанские территории
неотъемлемой частью США. Он сообщил, что работает над "идеей",
направленной на то, чтобы Объединенные нации "попросили" США
осуществлять опеку над японскими мандатными островами. Этот ответ оказался,
конечно, слишком туманным особенно для экстремистов из военного министерства. К
Ялтинской конференции советники госдепартамента положили на стол президенту
ряд рекомендаций относительно будущего устройства бывшей японской колонии
Кореи. Авторы рекомендаций находились под впечатлением усиливающейся борьбы
корейского народа за независимость, возможного вступления СССР в тихоокеанскую
войну. Чиновники из госдепартамента, ссылаясь на свой долголетний опыт
международных дипломатических интриг, настаивали на организации в послевоенной
Корее "какой-либо формы международной администрации или опеки, которая
действовала бы до тех пор, пока корейцы не смогут управлять страной сами".126
Руководящую роль в организации послевоенной опеки в Корее, конечно, предназначалась
США. В представленном президенту документе утверждалось, что
"представительство иных государств, помимо США, не должно быть столь
значительным, чтобы оно могло нанести вред американскому участию
оккупации".127 Иными словами "рекомендации" госдепартамента
отражали, прежде всего, явное намерение США играть ведущую роль в оккупации
территорий, находящихся под японским господством, и односторонне решать
проблемы будущего устройства на Тихом океане.
При подготовке к международным конференциям
последних лет войны правящие круги США, учитывая невозможность изоляции
Советского Союза от решения проблем на Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии,
пытались организовать дело так, чтобы СССР принимал лишь формальное участие в
организации послевоенного устройства на Тихом океане и не мешал в проведении
экспансионистской политики. На Ялтинской конференции президент США не пошел
дальше предложений об опеке над Кореей. Осторожность Ф.Рузвельта во многом
объяснялась теми тенденциями и принципами сотрудничества с Советским Союзом,
которым в важнейших вопросах внешней политики предпочитал следовать президент. НаЯлтинской конференции (февраль 1945 г.) впервые на уровне международной
встречи было выражено отношение .великих держав к проблеме опеки над
территориями. Предполагалось, что эта система должна будет относиться к а)
существующим мандатам Лиги Наций; б) территориям, которые должны быть отобраны
у врага в результате второй мировой войны; в) другим территориям, которые могли
быть добровольно поставлены под опеку.128
Выступавшие за аннексию в конгрессе
почувствовали себя весьма задетыми, когда узнали, что представители основных
пяти держав договорились о встрече накануне конференции в Сан-Франциско с целью
предварительно обсудить проблемы послевоенной опеки. Эти силы воспользовались
своим влиянием в конгрессе и в армии: предложениям госдепартамента по
организации системы послевоенной опеки был организован бойкот, а предварительная
в США встреча сорвана. Английские представители, прибывшие в Вашингтон с
намерением принять участие в консультациях накануне Сан-Франциско по поводу
послевоенной системы опеки были разочарованы, - американские политики решили
избавить своих союзников от предварительных консультаций, сославшись при этом
на отсутствие необходимых указаний от президента. До открытия конференции в
Сан-Франциско США предпочитали сохранять свои предложения по опеке вне
официальных переговоров.
Претворению в жизнь американских проектов
опеки мешала, а к концу войны в еще большей степени, боязнь империалистов нарастающей
волны национально-освободительного движения. Как, в Вашингтоне, так и в Лондоне
пытались как-то сгладить американо-английские расхождения по проблемам опеки.
Тенденции к компромиссу с державами Запада во внешней политике США стали весьма
заметными во время международных конференций союзников конца войны. На
конференции в Сан-Франциско 5 мая 1945 года американская делегация выступила с
проектом главы, посвященной международной опеке, где, конечно, были успешно
забыты обещания США 1943 года даровать колониальным народам "независимость".
В 1943 г., когда еще не был окончательно
предрешен конец войны и в официальных внешнеполитических декларациях США
преобладали "антиколониалистские" тенденции, американский проект,
декларации Объединенных Наций провозгласил долгом и целью Объединенных Наций
подготовить народы колониальных стран к тому, чтобы они были способны получить
статут национальной независимости...". К концу же войны, когда инициаторы
внешней политики США по многим международным проблемам все больше склонялась к
компромиссу с колониальными державами Запада, в американском планировании
стала преобладать другая тенденция использования опеки: в США стали рассматривать
этот международный институт в основном не как средство вытеснения своих
европейских конкурентов из Азии, а в качестве своевременной и наиболее удобной
ширмы для подавления национально-освободительных движений и прикрытия своих
колониальных захватов на Тихом океане.
На конференции в Сан-Франциско авторы
выдвинутых проектов по опеке США, Англии, Франции, Австралии и Гоминдана не
видели нужды быть последовательными, всячески старались обойти молчанием
принцип самоопределения и необходимость достижения народами независимости в
качестве конечной цели новой системы. Новые американские предложения в отличие
от предложений 1943 г. не содержали и намека на "статут национальной независимости".
Это, конечно, не означало, что все англоамериканские расхождения были
устранены. Английские политики, когда дело касалось интересов британской
империи, становились на редкость дальновидными; они понимали, что хотя и
вычеркнуты из проектов формулировки, вызывающие бешеную злобу сторонников
колониальных империй Запада, опасность со стороны их главного конкурента - США
нисколько не уменьшается, тем более, что в любых американских проектах
находились все новые и новые лазейки для претворения в жизнь в еще более
широких масштабах принципа "равных возможностей", "открытых
дверей". Не могли англичане принять со спокойной душой и новые проекты
США, выдвигавшие тезис о стратегических территориях. Этот тезис является
итогом долгих раздумий американских политических мыслителей над тем, как
юридически обосновать предполагаемый захват Соединенными Штатами тихоокеанских
островов. Формулировка о т.н. стратегических территориях не могла быть
безоговорочно принята державами, известными своей старой приверженностью классическому
колониализму. Англичане понимали: на этот раз будет чрезвычайно трудно, далее
невозможно накинуть очередное покрывало невинности на свою колониальную
политику, ибо обширные территории английской империи нельзя было зачислить в
категорию стратегических. Форин Оффис предложил своей делегации подчеркнуть на
конференции бесполезность попыток провести четкую границу между территориями,
имеющими стратегическое значение и не имеющими такового.
Французская
буржуазия также как и английская считала бы для себя непростительной роскошью
уход из тихоокеанских владений; даже перед лицом постоянного давления и угроз.
Твердое желание Франции не уступать своему могущественному союзнику подтвердил
и де Голль. За день до того как в токийской бухте был подписан акт о
капитуляции де Голль на своей пресс-конференции говорил: "В настоящее
время США используют морскую базу в Ну-мее, которую мы передали в распоряжение
союзников на время войны даже при отсутствии настойчивых требований с их
стороны. Очевидно, что это временное соглашение, которое не может быть
постоянным, ибо Франция обладает бесспорным суверенитетом над этими
территориями .