рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Политическая эволюция южных штатов в период Реконструкции

По мере приближения победы над силами фашизма все сильнее проявлялось то глубокое противоречие, которое имело ме­сто между агрессивными планами США в войне на Тихом океане и антиколониалистскими  лозунгами  американской  пропаганды. Стремление американцев к господству, практическая подготовка планов прямой оккупации островов на Тихом океане и основных стратегических пунктов на материке довольно откровенно афиши­ровались в Соединенных Штатах и создавали для американских монополистов неприятные осложнения в деле использования ан-тиколониалистских лозунгов в борьбе с империалистическим конку­рентом и в целях повышения своего авторитета. Англичане не упускали любой возможности, чтобы при случае напомнить сво­ему американскому союзнику: не следует чрезмерно увлекаться ан­тиколониализмом, если хотите сами использовать методы класси­ческого колониализма в войне на Тихом океане. Английские поли­тики мучительно пытались ответить на вопрос: как достичь ком­промисса с американскими "антиколониалистами". В декабре 1944 г. министр колоний Стэнли представил военному комитету докумен­ты, где были подробно изложены принципы "Международного кооперирования в развитии колоний", которые по замыслам английских политиков, должны были удовлетворить США и в то же время обеспечить защиту интересов ведущих колониальных держав.88

Для такого последовательного и ревнивого борца за интере­сы британской короны, каким был Уинстон Черчилль, более привле­кательным выглядел непосредственный раздел колоний; он охотно управлял бы оружием и в крайнем случае решился бы на сохране­ние довоенного статус-кво на Тихом океане, может быть с некото­рой модификацией, нежели согласился бы на установление систе­мы опеки в зоне интересов европейских держав; Черчилль остав­лял за собой право высказать более категоричные суждения отно­сительно американского колониализма и никогда не оставался равнодушным к любым проектам "Международного кооперирова­ния" для развития колоний89.

Как и следовало ожидать, предложение американцев о меж­дународном сотрудничестве в "развитии колоний", которое на деле обозначало принцип "равных возможностей" и открытый доступ американского капитала в английские колонии, встретилось с уси­ленным сопротивлением Англии. В записке Идену Черчилль писал, что Англия не должна присоединяться к декларации, затрагиваю­щей интересы ее империи: "...вспомните, как в своей ноябрьской речи 1942 г. я выступил против ликвидации Британской империи. Если американцы хотят взять японские острова, которыми они ов­ладели, пусть они это делают с нашими добрыми пожеланиями и с любыми приемлемыми для них словесными формулировками. Но руки прочь от Британской империи - таков наш принцип"90.

Ведущие государственные деятели Англии и Франции - Чер­чилль, де Голь - никак не могли примириться с тем, что Соединен­ные Штаты Америки противопоставляют себя державам классиче­ского колониализма, и, пользуясь военной конъюнктурой осуществляли широкую экономическую экспансию в сферу колониальных владений западных держав.

Перелом в ходе войны оказал таким образом непосредствен­ное влияние на планирование Соединенными Штатами послево­енного устройства на Тихом океане. Однако детальная разработка американских планов - прежде всего режима опеки - имевших в ви­ду не только нейтрализацию освободительного движения, но осу­ществление политики "открытых дверей", встретилась о -серьезны­ми трудностями, - западноевропейский колониализм не хотел сда­вать своих позиций. И ближе к концу войны американские экспан­сионистские планы стали приобретать более конкретную форму.

Правящие круги США, используя превосходство над своими европейскими союзниками, после перелома в ходе войны проявля­ли большую активность в своих попытках занять лидирующее по­ложение в определении послевоенного планирования на Тихом океане. Они не ограничивались лишь обсуждением и выработкой формулировок, способных оправдать в глазах народов их открoвенно захватническую политику, а всерьез занимались подготовкой. и осуществлением своих планов. После перелома в войне США и Англия начали разработку более детальных планов компаний в Азии. США продолжала стойко оберегать зону своей «ответственности» в военных действиях на Тихом океане, больше внимания уделяли планированию границ будущих районов, намеченных к ок­купации американской армией.

На военных конференциях и межсоюзнических встречах об­суждение вопросов координации действий союзников в войне с Японией, стало отнимать больше времени у государственных дея­телей и военных специалистов США и Англии. При определении во­енно-стратегических планов на Тихом океане Америка стала уделпять особое внимание колониальным интересам монополистиче­ского капитала США. 14 января 1943 года президент США и анг­лийский премьер встретились в Касабланке (Марокко). Этой важ­ной для Англии и США встрече предшествовали бурные дискуссии между военными и политическими стратегами союзных сторон относительно планов будущих операций. В результате одиннадца­тидневных переговоров появились решения, которые означали, что военное руководство союзников считает Атлантический океан "самым важным полем битвы" в войне с державами ОСИ.91 Во время обсуждения военно-стратегических проблем в районе Тихого океана стороны предусмотрели проведение операции на Алеут­ских островах, от Мидуэя по направлению к Труку и Гуаму, намеча­лось продвижение в Индонезии и занятие Бирмы.92 Адмирал Кинг особенно рьяно протестовал против недооценки Тихого океана, иначе говоря, выступил наиболее рьяным защитником планов ад­мирала Нимица и генерала Макартура, желавших вернуть "американских парней" из Европы для борьбы за превращение Тихого океана в "американское озеро".93 В умах сторонников военно-стратегических концепций Макартура и Кинга зрели все новые и новые планы раздела ""сфер ответственности" в районе Тихого океа­на. Реальному осуществлению этих планов противостояли английские интересы, имевшие в виду сохранение Британской империи.

К 1943 году отчетливо проявились неспособность и нежела­ние США повлиять на английскую политику. Присутствие китайско-американских войск в Юго-Восточной Азии, а также поведение американских военнослужащих и дипломатов вызывали антиаме­риканские настроения среди индийцев, которые считали, что США поддерживают Британскую империю. Однако во время неофици­альных англо-американских переговоров будущее Индии, как и всей Британской империи, оказывалось в центре ожесточенных споров, которые по-прежнему омрачали англо-американское сотрудничест­во. Биограф Рузвельта Хэтч обратился к беседам Рузвельта и Чер­чилля относительно будущего Британской империи, в частности, Индии. Одно из высказанных Рузвельтом положений встретило рез­кий протест со стороны Черчилля, который облек свои возражения в определенную форму: "Это принесет вред интересам Британской империи". "Мой дорогой Уинстон,- ответил на это Рузвельт, - Бри­танской империи не существует больше, она лишь плод вашего во­ображения."94. Если в официальной дипломатии проблемы Британ­ской империи обнаруживали свои деликатные стороны, то в этой частной беседе ведущих государственных деятелей условности, как видно, были отброшены напрочь. Еще 19 июня 1943 г. Черчилль предложил учредить союзное командование для Юго-Восточной Азии, которое включало бы силы Британии, Индии, США и Китая под объединенным англо-американским командованием. Это пред­ложение предусматривающее распространение контроля Британии на Китай, не могло, естественно, не вызвать настороженного отно­шения среди американцев. Поэтому, когда президент США давал в основном положительный ответ на английские предложения, он все же постарался избежать каких-либо определенных гарантий, позво­лявших бы британскому штабу взять на себя руководство китай­ским театром военных действий. Соединенные Штаты предполага­ли использовать любые возможности для того, чтобы как можно ус­тойчивее закрепиться на своих новых позициях в Юго-Восточной Азии и не допускать своего союзника к Дальнему Востоку. Соглас­но выводам, к которым приходил Биллоу - сотрудник американского оперативного штаба: "Политика США не так уж резко отличалась от британской... США хотели позволить Англии возвратить ее бывшие владения за исключением Гонконга; они стремились сохранить за собой преимущественный контроль над мандатами Японии, Филиппинами и Китаем; Гонконг, французский Индокитай они хоте­ли передать Китаю; Филиппины должны были быть свободными, хотя необходимые военные базы нужно было сохранить там."95 Биллоу тщательно обдумал и выдвинул на первый план 3 основных вопроса, которые надлежало определить высшими правительст­венными органами США: 1) Хотят ли США сохранить контроль в юго-западной части Тихого океана? 2) Хотят ли США сохранить Военные базы в районе южнее линии Соломоновых островов, французского Индокитая, Калькутты? 3) Хотят ли США получить экономические и политические уступки? Если да, то какие?96

Биллоу заключал, что от решения этих вопросов зависели проблемы ко­мандования, перегруппировок границ, разделения ответственности и т.д. Ряд этих важных проблем оказались в центре внимания пред­ставителей союзного англо-американского командования, прибыв­ших на очередную встречу в Квебек в августе 1943 г. Чер­чилль 7 августа высказал ряд рекомендаций представителям английского ко­мандования: "До встречи с американцами мы должны договориться об общем плане для командования в Юго-Восточной Азии и на­значении Верховного Главнокомандующего...", вместе с тем бри­танский премьер готовился удивить американцев рассказами об успехах отрядов Унгейта в Бирме, надеясь убедить своих союзни­ков в том, что Британия всерьез готовится занятья этим рай­оном Юго-Восточной Азии.97 В результате дискуссий появился громоздкий театр военных действий, справедливо названный со­временниками в значительной степени бесплодным. Было создано Объединенное союзное командование Юго-Восточной Азии, подчи­нявшееся в основном англо-американскому штабу.

Географически район командования Юго-Восточной Азии ох­ватывал Цейлон, Таиланд, Бирму, Малайю и Суматру. Все эти территории (за исключением Цейлона) к моменту создания СЕАК находились под оккупацией Японии. Правящие круги США, согла­шаясь на английское руководство военными действиями в Юго-Восточной Азии, рассчитывали максимально использовать своего британского союзника и резервы его колоний для достижения по­беды над Токио. При этом американские политики учитывали и то, что английские позиции должны были помочь удержать районы, где невиданными темпами ширилось освободительное движение. Решение о создании СЕАК предполагало активное участие США в руководстве этим театром военных действий.

Заключение к которому пришел полковник Биллоу из страте­гического отдела оперативного штаба, оказалось весьма откровен­ным. "Развертывание британских вооруженных сил не касалось стратегии - они не могли не ускорить, не отсрочить поражение Япо­нии. Это развертывание должно было основываться лишь на сооб­ражениях высокой политики." В чем же по мнению этого американ­ского штабиста, состояли "соображения высокой политики" Брита­нии? Его точка зрения состояла в следующем: "Британская полити­ка была ясна: оккупировать вновь все английские владения, где это возможно, или послать политических деятелей с оккупационны­ми войсками; восстановить свой утерянный престиж в Австралии и Новой Зеландии; восстановить французские, голландские и порту­гальские владения, а также заполучить максимум помощи от США в политическом и экономическом восстановлении оккупированных территорий".98

С самого начала своей деятельности командование СЕАК стремилось включить в зону своих действий весь Индокитай, Нидерландскую Индию, английские владения на Тихом океане. В ок­тябре 1943 г., бывший губернатор Нидерландской Индии Ван Моок, встретив Маунтбеттена, был обрадован уверенностью английского командующего в скорейшем распространении СЕАК на обширные районы колониальных держав Запада." Однако о скорейшем ре­шении этих сложных проблем тогда еще не могло быть и речи. Сам Ван Моок вспоминает: командование СЕАК ослаблялось анг­ло-американскими расхождениями.100 Основной контроль за стра­тегией в СЕАК и распределением ресурсов США и Англии между Китаем и СЕАК должен был осуществляться англо-американским объединенным комитетом начальников штабов. На английский же комитет начальников штабов была возложена задача контролиро­вать операции и осуществлять исполнительные функции. Для обеспечение обмена информацией и координации разведыватель­ной деятельности союзников в Дели (Индия) устанавливался Объе­диненный комитет связи.101 Главнокомандующим союзного театра Юго-Восточной Азии был назван Луи Маунтбеттен - двоюродный брат английского короля Георга, находившийся в фаворе у англий­ского премьера. Обязанности его заместителя были возложены на американского генерала Стилуэлла. Командование военного теат­ра Китай-Бирма-Индия было сохранено и находилось по контролем США, руководство военными действиями в Китае осуществляло гоминьдановское командование совместно с генералом Стилуэл-лом, который оставался пока начальником штаба Чан Кайши. Постановка англичанами вопроса о "восстановлении и расширении интересов британского империализма в Азии" в период, когда для союзников наметились благоприятные перспективы окончания вой­ны, встречались с неудовлетворением не только свободных от свя­зей с британской короной американскими монополиями, но и общественным мнением США, которое хотело увидеть, да и видело в "антиколониализме" США добрые начала послевоенного устройства мира. Дальновидные американские политики отмечали прогрессив­ные изменения в настроениях американцев. Мерил, представитель США в Дели, докладывал в Вашингтон государственному секрета­рю (26-го октября 1943 года) о планах англичан в Азии. Его донесе­ние об итогах беседы второго секретаря американского посольст­ва в Чунцине Дэвиса с представителем английской службы пропа­ганды, содержало весьма показательные для британской внешней политики положения: Англия после поражения Германии будет опасаться участия в новой войне в Азии; Россия оккупирует Мань­чжурию а Корея станет королевством; американские и английские войска оккупируют Японию, и Россия будет иметь сравнительно не­большой голос относительно урегулирования с Японией; Япония не будет разрушена, а будет использоваться в качестве буфера про­тив Советского Союза. Среди английских официальных лиц в Но­вом Дели, по сведениям американцев, существовало единодушное мнение, что основой борьбы в Азии является восстановление и распространение британских имперских интересов.102

Английской точке зрения, базирующейся на необходимом ус­ловии сохранения британской империи, американская дипломатия противопоставила свои задачи: "В умах большинства американцев лучший мир связывается с устранением колониальных империй. Имеет место весьма реальная опасность того, что в результате существующей среди американского народа точки зрения об обма­не американцев британским империализмом, США вновь станут проводить изоляционистскую политику. Если Британия не хочет, чтобы США пошли по пути изоляционизма, она должна предоста­вить нам некоторую свободу осуществлять нашу собственную политику в Азии.".103 Эти умозаключения принадлежали американско­му дипломату Дэвису, политическому советнику Стилуэлла. Ва­шингтон внимательно следил за планами своих западных союзни­ков в Юго-Восточной Азии; не напрасно президент просил своего представителя Хэрли ставить его в известность относительно дея­тельности англичан, французов и голландцев в Юго-Восточной Азии.104

Интересы США и Англии сталкивались не только в области официальной дипломатии, в переговорах о распределении сфер ответственности. В 1944 г. резко активизировалась деятельность американской разведки на территориях колониальных империй За­пада. В августе 1944 г. группа УСС приземлилась на аэродроме в Коломбо и разместила свой штаб в Канди (Цейлон). Почти все во­семь месяцев штаб по аттестации американских агентов нахо­дился на Цейлоне.105

Английские лидеры предпочитали не полагаться на обеща­ния США сохранить верность союзнику, а практическими мерами в области военной стратегии решили бороться за сохранение своих позиций на Тихом океане. Перед ними стал вопрос: когда, в каком количестве Англия должна направить на Тихий океан военно-морские силы, сухопутные войска, авиацию и транспортные сред­ства для действия на левом фланге американских вооруженных сил в юго-западной части Тихого океана с базой в Австралии. Началь­ники английских штабов предполагали, что Маунтбеттен сможет приступить к крупным десантным операциям с базы в Индии лишь спустя 6 месяцев после разгрома Германии.106 Такие предложения не могли удовлетворить Лондон. Там родился план Маунтбеттена -план продвижения английских войск в сторону Малайи и Голланд­ской Индии.107 Черчиллю претило использовать английские вооруженные силы на второстепенных ролях у американцев на Тихом океане, он был горячим сторонником плана самостоятельных дей­ствий по возвращению колоний. Рузвельт, напротив, был весьма озабочен новыми планами верховной ставки англичан, полагая, что их осуществление ослабит фронт в Бирме. Он упорно настаивал на проведении операций через Бирму в целях помощи Китаю и для обеспечения американского продвижения на запад к району Формо­зы (Тайвань), Китай, Лусон.108 Накануне американские начальники штабов приняли решение: при продолжающемся наступлении ге­нерала Макартура к Филиппинам, основную атаку осуществить Ни-мицем из центральной части Тихого океана к Формозе. США полно­стью взяли инициативу на Тихом океане, а англичанам ничего не оставалось делать, как согласиться с доводам американской сто­роны. 13 февраля 1944 г. Рузвельт з своем послании премьеру охладил пыл английских стратегов: он сообщил, что английские си­лы на Тихом океане не нужны до лета 1945 г.109

Решимость англичан принять как можно большее участие в "освобождении" Азии крепла с каждым месяцем военных действий. Гарольд Батлер в секретном меморандуме командованию Юго-Восточной Азии писал: "...Если американское общественное мне­ние будет считать, что Англия принимала значительное участие в войне против Японии, то, оно, вероятно проявит более благожела­тельное отношение к нашим требованиям во время заключения ми­ра. До настоящего времени существует мнение, что она пытается большую часть тягот свалить на Америку...". Англичане опасались, что в последующие годы США скажут им: "Мы пришли к вам на по­мощь в Европе, а вы предоставили нам одним кончать с Япони­ей".110 Эти опасения толкали Черчилля к призывам вернуть "на по­ле боя" английские владения на Дальнем Востоке, а не дожидаться, чтобы их возвратили за столом мирных переговоров. Британский премьер рассматривал удар по Рангуну как предварительную под­готовку к крупному наступлению на Сингапур. Он считал, что "толь­ко ^захват Сингапура восстановит престиж Англии в этом районе".111

В январе 1944 г. между Стилуэллом и Маунтбеттеном было достигнуто соглашение на участие в бирманской компании го-миньдановских войск, сосредоточенных в Юньане. Маунтбеттен от имени командования послал письма Рузвельту и Черчиллю с просьбой оказать влияние на Чан Кайши. В критическое для союз­ников время военных действий на Тихом океане Рузвельту при­шлось подписать солидное количество посланий к Чунцинскому правителю, во многих из них содержались попытки заставить по­следнего обращать больше внимания бирманскому театру воен­ных действий. Чаще всего Чан Кайши ловко удавалось уклоняться от ответа или ограничиваться молчанием. Большинство отказов из Чунцина направить в Бирму войска официально объяснялись его чрезмерной "занятостью", "борьбой с коммунистами и подготовкой к отражению готовящегося наступления японцев в районе Хань-Лоян".112 Пока американские политики и стратеги уговаривали Чун-цин, японцы в то время не предавались успокоению; японские войска, форсировав реку Чиндзин, вторглись в Ассам и Манипур, начали наступление на Индию. Вашингтон не мог оставаться ней­тральным перед лицом непослушания в Чунцине: в январе 1944 г. Рузвельт поставил в известность Чан Кай-ши, что если гоминьда-новцы не начнут наступления из Юнаня, то он прекратит оказание Китаю помощи по ленд-лизу; об этом же напоминал Маршалл; 3 апреля Рузвельт вынужден был прибегнуть к помощи радио, чтобы повторить свои доводы о необходимости большего внимания к Бирме.

Под усиленным давлением из Вашингтона Чан Кай-ши выну­жден был отступить, его армия под руководством американского командования активизировала военные действия в Бирме. В авгу­сте 1944 г. была отбита Митчина. США прославляли победу аме­риканского и китайского оружия; для Вашингтона эта победа долж­на была служить новым доказательством вклада США в дело осво­бождения британских колоний. Но осенью 1944 г. фортуна измени­ла американским стратегам на китайском театре военных действий. В марте 1944 г. японское командование, стремившееся компенси­ровать в Китае неудачи на других фронтах, приняло широкое на­ступление против гоминьдановских войск. Их расчет состоял в том, чтобы, заняв удобные плацдармы на территории Китая, затянуть войну на Тихом океане и попытаться договориться с правящими кругами США о компромиссном мире.

Наступление японских войск было весьма успешным. За 8 месяцев оккупанты овладели значительной частью территорий про­винций Хэнань, Хунань, Гуанси, Гуандун, Фуцзянь и, повернув на запад, вступили в провинцию Гуйчжоу; в ходе наступления японцы захватили целый ряд американских аэродромов. Разгромленный гоминьдановский фронт не представлял для японских частей серь­езной силы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.