рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Политическая эволюция южных штатов в период Реконструкции

Весной 1945 года некоторые государственные деятели США начали вести подкоп под союзнические обязательства на Дальнем Востоке. Они поставили под сомнение содержание термина "безо­говорочная капитуляция" в отношении Японии, принятого первона­чально членами антифашистской коалиции в качестве основы послевоенной дальневосточной политики. 1-го мая 1945 г. военно-морской министр Форрестол, выступая перед представителями ми­нистерства иностранных дел и военного ведомства призвал слу­шателей обратить внимание на политические цели США в районе Дальнего Востока. Форрестол публично задал вопрос: "какая страна - Япония или Китай будут выполнять роль "сдерживающей" силы на Дальнем Востоке?"66. Заместитель государственного секре­таря примыкал к Форрестолу, привнося в эту группу умение и опыт дипломата высшего уровня. Грю не признавал, например, в качестве необходимого условия осуществления   безоговорочной капитуляции ликвидацию императорской власти в Японии, он тре­бовал сохранить трон и роль императора, "особенно если импера­тор сможет быть использован американцами в перспективе". Пре­зиденту понравилась идея Грю, однако он должен был отклонить это предложение, объяснив свое решение тем, что "союзная кон­ференция" мешала сделать это. В основе сдержанности прези­дента лежал военно-стратегический смысл - сознание того, что только вступление Советского Союза в войну с Японией может обеспечить в короткие сроки разгром сил японской военщины на материке. Это обстоятельство, конечно, не могло не повлиять на решения президента не осуществлять односторонние действия, связанные с провозглашением принципов послевоенной политики в отношении Японии.

Наиболее сильные опасения в среде правительственной ад­министрации были вызваны возможностью потерять Китай в каче­стве нежелательной для США политической издержки вступления Советского Союза в войну с Японией. Один из политических совет­ников посольства США в Китае Джон Дэвис в надежде открыть гла­за Госдепартаменту на завтрашний день отмечал, что "если Советский Союз, вступив в войну с Японией, пошлет свои армии в Китай, то для США будет невозможно завоевать в свою сторону ... китай­ских коммунистов".67

Когда решалась судьба китайской революции, правящие кру­ги США вынашивали планы подчинения своему влиянию сил на­родно-освободительной армии Китая и использования в этих целях агентуры Чан Кай-ши. Однако усилия Вашингтона ослаблялись некоторыми тенденциями среди американских военных и политиков, аккредитованных в Китае. В конце 1944 г. и начале 1945 г. в сте­нах американского посольства шла невидимая борьба вокруг того, как лучше укрепить позиции США в Китае. Обе стороны: американ­ский посол Хэрли - с одной и американские дипломаты Джон Дэвис и Джон Сэрвис - с другой стороны, работали, как казалось, в атмо­сфере обоюдного недоверия и несогласия. Расхождения касались, прежде всего, методов объединения враждующих сторон в Китае. Проект Хэрли предусматривал оказание Чан Кай-ши как можно большей помощи и поддержки и необходимость (без давления) по­советовать ему достичь соглашения с коммунистами. Этот проект основывался на предположении о том, что с мощной поддержкой со стороны США (при "молчаливом" одобрении со стороны Советско­го Союза) националистическое правительство Чан Кай-ши сумеет все же поставить вооруженные силы коммунистов под "объединен­ное командование", руководящую роль в котором, конечно, будут играть гоминдановские и американские офицеры. Предполагалось также включение коммунистов в правительство Чан Кай-ши на ус­ловиях благоприятных для Гоминдана. В результате такой комби­нации появилась бы ширма, названная в духе времени "коалицион­ным правительством", единственным назначением которого была необходимость маскировать полный контроль в стране гоминьдановцев и их американских покровителей.68 Американские диплома­ты, напротив, считали, что безоговорочная поддержка Чан Кай-ши сделает генералиссимуса еще более непримиримым и предотвра­тит его соглашение с коммунистами. Они полагали, что "объедине­ния" можно достичь лишь благодаря давлению на Чан Кай-ши, вынудив его согласиться с приемлемыми условиями коммунистов. Американские политические деятели типа Дэвиса и Сэрвиса исхо­дили из не лишенных здравого смысла предложений; чанкайшист-ское правительство было нежизненным даже с американской помо­щью, которая не могла иметь высокую эффективность и, безус­ловно, не могла предполагать вооруженную интервенцию. 7 ноября 1944 г. Дэвис докладывал из Китая результаты своих наблюдений за планами Чан Кай-ши. По его мнению, генералиссимус в своей политике развязывания гражданской войны полагался на слишком шаткие основания, на свои, находящиеся в состоянии разложения вялые легионы, на свою бюрократию, свой "бесплодный политиче­ский морализм" и те нервирующие заверения из-за рубежа о том, что он выдержит испытания.69

Более глубокое, чем, пожалуй, у Хэрли, знание китайской действительности не останавливало противников первого варианта от поддержки проектов "коалиционного правительства". Они также и, может быть не меньшей степени, чем Хэрли, задумывались над перспективой создания коалиционного правительства с включением в него коммунистов, однако с существенным дополнением, отправ­кой военного снаряжения Красной Армии, что, по мнению амери­канских политиков, должно было способствовать укреплению поли­тического контакта США с китайскими коммунистами и изоляции их от Советского Союза. Вместе с опасениями перед возможным всту­плением Советского Союза в войну на Тихом океане в Вашингтоне усиливалась тревога за судьбы разлагавшегося режима Чан Кай-ши. 4 января 1945 г. Стеттиниус докладывал Рузвельту: "Чан Кай-ши оказался перед дилеммой. Коалиция будет обозначать конец консервативного господства Гоминдана и предоставление возмож­ности для более сильных и популярных коммунистов распростра­нить свое влияние там, где возможно контролирует Гоминдан. Провал переговоров с коммунистами, которые с каждым днем приобретают силу, вызовет опасность неизбежного падения Го­миндана. Вслед за назначением генерала Ведемейера командую­щим китайским театром военных действий, а Хэрли - послом США в Китае последовал целый ряд решительных мер, были предприня­ты усилия с целью остановить японское наступление. Меры эко­номического порядка внутри Китая опирались в основном на про­дажную политику Чунцина.70

Вместе с утверждением Управления военного производст­ва, где заглавную роль играли американские советники, начала действовать американская техническая миссия. В последнюю вхо­дили пять специалистов по производству стали и один, видимо, игравший не последнюю роль в деле американского проникновения в страну, специалист по производству ... алкогольных напитков. В Китай нахлынули американские военные и дипломаты, промыш­ленники. Но все это было напрасной тратой сил и средств. Гомин­дан продемонстрировал свое политическое бессилие, спасти его могло лишь чудо в виде прямого иностранного вмешательства. На это Вашингтон не мог, решится, - не позволила международная и военно-политическая обстановка. Другой, не менее важной в ме­ждународно-политическом плане и непосредственно связанной с перспективой вступления Советского Союза проблемой была про­блема послевоенного устройства Кореи. Будущее японской колонии по-прежнему являлось предметом длительных и острых дис­куссий в среде военных и политических деятелей США. Американ­скому правительству было хорошо известно, что Советский Союз выступал против пребывания каких-либо иностранных войск на территории Кореи. Однако Стимсон, игнорируя пожелания своего союзника, настаивал перед президентом на необходимости дисло­цировать на Корейском полуострове американские сухопутные вой­ска и части морской пехоты.71 Если дипломатические круги предпо­лагали использовать международную опеку над Кореей в качестве новой формы колониализма, то военное руководство надеялось добиться выгодных для себя результатов под флагом "единого союзного командования".72 Одна из рекомендаций к Потсдаму воен­ного департамента, одобренных Координационным комитетом го­сударственного, военного, военно-морского департаментов и Объе­диненным комитетом начальников штабов, касалась Кореи. В ней, в частности, предусматривалась капитуляция японских войск в Ко­реи перед советскими войсками - севернее 38 параллели, а юж­нее - перед войсками США.73 Это положение и было, затем зафик­сировано в протоколах Потсдамской конференции союзников; "со­ответствующие начальники штабов согласились принять 38-ю па­раллель в качестве разграничительной линии военных действий американских и советских войск в Корее".74 По мере того как идеи национального освобождения в большей степени овладевали ши­рокими массами китайского и корейского народов, росло и смяте­ние в правящих кругах США. Руководители американской армии все чаще обращались к рекомендациям генерального штаба США, где в связи с приближением конца войны Объединенному комитету на­чальников штабов предписывалось более тщательно следить за политическими проблемами и за политическим эффектом тех или иных решений. Сторонники ревизии дальневосточной политики

США из военного департамента США брались за непосильную для себя задачу - предопределить выгодный для американского импе­риализма исход войны на Тихом океане, а для большей убеди­тельности подкрепляли свои суждения выводами о том, что "Россия способна нанести поражение Японии и занять Сахалин, Маньчжу­рию, Корею, Северный Китай прежде, чем вооруженным силам США представится возможность оккупировать эти районы.75

В США усиливались настроения за пересмотр дальнево­сточной политики. В своем письме Макартуру, Маршалл довери­тельно сообщал о существовании в верхах двух точек зрения по этому вопросу. Сторонники одной точки зрения выступали за дли­тельные приготовления к операциям широкого масштаба, преду­сматривали высадку и закрепление в Шаньдуне, Корее или на ост­ровах Цусимского пролива. Этот план предполагал изоляцию Япо­нии от материка и капитуляцию противника без вторжения на терри­торию метрополии. Осуществление основных операций при этом варианте намечалось к 10-му декабря. Сторонники второго вари­анта исходили из необходимости вторжения на территорию Японии к концу года, их положение подкреплялось соображениями об ос­лаблении противника его воздушных и военно-морских сил.76 Ко­мандование США на Тихом океане особенно интересовал вопрос, когда и где Советская армия начнет свое наступление. Доклад Объединенного  комитета начальников штабов подготовленный еще 2 декабря 1943 г. предусматривал необходимость специаль­ных приготовлений на случай, если это событие произойдет. Изу­чение проблем достижения победы над Японией, - указывалось в докладе, - связано с целым рядом предложений, одно из которых, по мнению комитета, состоит в том, что "Советский Союз может вступить в борьбу с Японией вскоре после победы над Германией и наши планы предусматривают, что всевозможные приготовления должны быть сделаны для того, чтобы умело воспользоваться этим событием. Дальнейший прогресс будет зависеть от перегово­ров с Советами". Какие же приготовления, как считали военные, необходимо было сделать при возможном вступлении Советского Союза в войну на Дальнем Востоке? Программа комитета включа­ла следующее: "1). Мы настаиваем на том, чтобы СССР вступил в войну как можно скорее; необходимо опросить их о времени вступ­ления в войну, о том, что они предполагают делать при вступле­нии, какую помощь ждут от нас... 4) Мы должны последовательно изучать положение, чтобы быть готовыми приспособить наши опе­рации всюду, где СССР вступит в военные действия". Для послед­него предполагалось вступить на Камчатку и в прибрежные районы Дальнего Востока, захватить и удерживать северную часть Куриль­ских островов и открыть дорогу по морю в прибрежные районы.77

5 августа командование США на Тихом океане получило сек­ретное сообщение о том, что на следующий день будет сброшена атомная бомба на объекты южнее Токио. США становились на путь атомной дипломатии. 8 августа пришло второе сообщение, которое несколько ослабило впечатление от первого, - Советский Союз вступил в войну на Тихом океане. Потсдамская декларация от 26 июля 1945 г. от имени США Англии, Китая обратились к Японии с призывом о безоговорочной капитуляции. В общие политические принципы, которые согласно декларации должны были быть приме­нены к побежденной Японии, включались, как известно, положения о соблюдении условий каирской декларации, о лишении Японии плодов агрессии, восстановление территориальной целостности Китая и независимости Кореи. В то время когда в залах Потсдамского дворца американские политические деятели и военные вслух восторгались по поводу декларации о гуманных целях войны против Японии и прославляли этот документ, государственный аппарат в Вашингтоне захлестнула антисоветская лихорадка, там активизиро­валась подготовка планов открытой агрессии в районе Дальнего Востока, а усилия направлялись в основном на то, чтобы оккупиро­вать основные стратегические пункты на материке, прежде чем вооруженные силы СССР и народно-освободительной армии нач­нут там военные действия.78 Военное командование США не огра­ничилось лишь приказами, а приступило к проверке исполнения принятых решений, оно торопливо исполняло приказы о переброске своих войск в ключевые порты Китая, внимательно изучало пла­ны первоочередной оккупации основных районов Дальнего Восто­ка. С этой целью американский генерал Ведемейер детально обсу­ждал с Чан Кай-ши проблемы помощи гоминдановскому правитель­ству в овладении территории Китая, находившейся под контролем Японии. Чан Кай-ши не скрывал от своего собеседника чувство ве­личайшей самонадеянности, - он говорил: "своевременный захват Пусана способствовал бы установлению китайского контроля в Ко­рее".79 Конечно для США не были секретом особые планы Чан Кай-ши по отношению к Корее, деятельность т.н. "временного прави­тельства Кореи" в Чунцине. Американские политики по-прежнему, как могли, поощряли планы Чан Кай-ши на установление послево­енного контроля в Корее, надеясь использовать гоминдановскую агентуру. Отсюда и горячее желание помочь Чунцину укрепить по­зиции Чан Кай-ши перед лицом вступления Советского Союза в войну с Японией. На заключительной стадии тихоокеанской войны США и Гоминдан выступили единым фронтом против сил на­ционально-освободительного движения китайского и корейского народов. В США стали тщательно разрабатывать планы расшире­ния своего влияния на Дальнем Востоке. Все они имели резкую им­периалистическую, антидемократическую направленность.


 Глава 3.

Позиция США в определении характера послевоенного устройства в Тихоокеанском регионе.

3.1. Политика США в отношении стран Юго-Восточной Азии.

Дальновидные государственные деятели вполне сознательно шли на укрепление антифашистской коалиции и считали необходи­мым учитывать позицию Советского Союза по вопросам послевоен­ного устройства как в Европе, так и в Азии. Разрастающаяся анти­фашистская борьба народов Китая, Кореи, Филиппин, Малайи, Ин­донезии, Индокитая, усиливавшаяся тяга народов стран Азии к не­зависимости приводила американских политиков к заключению:

спасти колониальную систему в прежнем виде они не смогут. В ию­не 1942 г. устами президента был высказан вывод, к которому при­шли правящие круги США: "... в конечном счете белые нации не мо­гут надеяться на то, что им удастся сохранить эти районы в качест­ве колоний"80. Здесь, конечно был и скрытый смысл - увидеть тор­жество политики "открытых дверей". Для многих представителей крупнейших монополистических объединений США будущее коло­ний Запада не выглядело слишком туманным. Опыт господства се­вероамериканского капитала в Латинской Америке подсказывал США формы и методы замаскированного вторжения в экономику слаборазвитых стран, подчинения хозяйственной и политической жизни интересам крупного капитала США. Идея учреждения специ­альных институтов для "выучки" колониальных народов вызвали волну беспокойства в Великобритании. Там справедливо усматри­вали в американских предложениях по опеке угрозу незыблемости Британской империи. Подобная реакция на предложение США по опеке была вполне оправданна.

С конца 1942 г. американская и английская сторона обме­нивались проектами заявлений по колониальному вопросу. 9 де­кабря 1942 года находящийся в состоянии сильной тревоги Воен­ный кабинет принял проект английской декларации по вопросам бу­дущей колониальной политики. Это мероприятие рассматрива­лось, по признанию Вудворда, необходимым в связи "с настрое­нием общественного мнения, в основном в США и некоторого рода туманными идеями американского президента по опеке"81. Военный кабинет Англии, чувствуя свое бессилие перед лицом сильного на­жима США, признал целесообразным разработать ряд мероприя­тий, которые могли бы амортизировать силу удара, уготовленного американским союзником в самое сердце Британской империи. Ка­залось, жадность американцев готова была свести английскую им­перию лишь к британским островам. Более смелее по отношению к британским интересам Госдепартамент вряд ли мог поступить, ко­гда включал даже Индию в число стран, к которым США планирова­ли принять меры по "подготовке к самоуправлению"82.

Излюбленным ходом американской дипломатии были пред­ложения о международной опеке над колониальными странами, в которой ведущая роль отводилась Соединенным Штатам. Англия оказалась в состоянии противопоставить американской идеологии лишь потрепанную легенду о своей цивилизационной миссии в Азии. Однажды, в разгар военных событий в беседе Ф.Рузвельта и одного из высокопоставленных наместников английской короны сэ­ра Клиффорда, были ярко выражены абсолютно противоположные точки зрения на проблемы американского и английского колониа­лизма. Клиффорд дал следующую характеристику колониализму США: "Я часто указывал Министерству колоний, что наша форма

колониализма не отвечает духу времени и что мы должны принять такую колониальную политику, которой следуют США. Такая поли­тика более практична, чем наша... система предоставляет колони­зирующей державе все благоприятные удобства, в которых она ну­ждается, не беря на себя никаких обязательств, не беспокоясь за политическую администрацию, здравоохранение, образование и др., а так же обеспечивает источником рабочей силы на месте на основе принципа: бери или уходи, не затрудняя колонизирующую державу профсоюзными волнениями"83.

Новые планы США, связанные с предоставлением формаль­ной независимости ряду колониальных стран наталкивались на упорное противодействие Великобритании. Заявление Черчилля от 10 ноября 1942 г. довольно часто вспоминалось английскими поли­тиками как яркий пример настойчивости и твердости защитников ус­тоев некогда могущественной Британской империи: "Мы намере­ны удержать то, что является нашей собственностью... Я стал премьер-министром его величества не для того, чтобы председа­тельствовать при ликвидации Британской империи."84. Антиколо-ниалистский дух времени, настойчивые требования США учредить в послевоенном мире систему опеки с целью оказания "помощи колониальным странам в деле достижения независимости", выну­дили Британию идти на более изощренные уловки за свои интере­сы. Политика США, проявлявшая в то время известную дипломати­ческую щепетильность, бесповоротно устремлялась к приобрете­нию гегемонии в Азии. Такая политика, находилась в противоречии с принципом самоопределения наций. В глазах американских поли­тиков опека выглядела в качестве средства закабаления народов. Период опеки имелось в виду использовать для подготовки социальной базы колониализма. Существенная оговорка Каирской дек­ларации о предоставлении независимости Корее "в должное время" скрывала хитроумные маневры американской дипломатии направ­ленной на распространение после войны своего влияния на коло­ниальные страны. Оговорку "в должное время" предполагалось ис­пользовать как лазейку для установления в послевоенной Корее опеки великих держав.

Различного рода проекты организации опеки над районами колониальных  империй Запада и освобождения от японского управления территорий занимали значительное место в секретных переговорах государственных деятелей США и Англии. В вопросе об опеке, так же как во многих других вопросах военного и полити­ческого порядка проявилось острое, казалось, непримиримое со­перничество колониальных держав за распределение сфер влия­ний, за главенство в решении вопросов послевоенного урегули­рования. Нужны были гигантские усилия, чтобы прикрыть корыст­ные замыслы финансово-политических кругов великих держав.

Коренные изменения в ходе войны в пользу антифашистской коалиции позволили правящим кругам США говорить о победе над державами ОСИ как о возможной в недалеком будущем перспекти­ве. Если до решающего перелома в ходе войны идея опеки над ко­лониями и освобожденными от японцев территориями являлись лишь предметом секретных переговоров и служила шатким под­спорьем для туманных прогнозов американских государственных деятелей и журналистов, то в 1943 году об опеке заговорили от­крыто, как о весьма необходимом институте послевоенного устрой­ства. Уже в 1942 г. один из видных американских идеологов Вайтон писал о необходимости создания взамен старой колониальной сис­темы новой, более совершенной организации.85 Он, например, утверждал, что Азия "нуждается в том, чтобы ее тренировали и

обучали правам гражданства"86. По его мнению, эту ответствен­ность за "обучение Азии" должны были взять на себя США. Сожа­лея о том, что до сих пор не была придумана новая система вза­мен старой открытой формы колониализма, Вайтон предлагал пре­доставить Соединенным Штатам право опеки над старыми и но­выми колониями, а за образец для их управления советовал при­нять Филиппины и Гавайские острова.87

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.