рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Пискаревское мемориальное кладбище

  До войны В.В. Исаева работала в содружестве со скульптором Робертом Карловичем Тауритом.На время блокады их творческий союз распался.Р.К. Таурит строил аэродромы, воевал под Тихвином, а в 1944 году во главе бригады вел работу в изуродованном фашистами Большом Павловском дворце, чтобы предохранить его от дальнейших разрушений.

  Со стен осажденного города смотрели суровые и гневные плакаты.Они призывали ленинградцев к стойкости, говорили о несокрушимой уверенности защитников города в победе, о возмезди гитлеровским палачам.Несколько таких плакатов создал и архитекор Александр Викторович Васильев, работавший во время блокады художником в штабе партизанского движения.

  В первые месяцы войны, когда гитлеровцы рвались к Ленинграду, жители города на Неве по призыву партийной организаци вышли на оборонные работы.Рабочие и ученые, студенты и артисты, женщины и школьники под обстрелами и бомбежками копали противотанковые рвы и траншеи, устанавливали надолбы, строили укрепления.Среди этих людей находился член-корреспондент Академии строительства и архитектуры Е.А. Левинсон.Городской комитет партии направил его нк строительство оборонительных рубежей во главе группы архитекторов и инженеров.Они должны были через несколько дней вернуться в Ленинград.Но, выполнив задание, Левинсон и его товарищи заявили, что не покинут строительства, пока оно не будет завершено, и через газету призвали всех советскких инженеров, научных работников, специалистов включиться в оборонные работы.

  Затем Евгений Адольфович получил новое задание – замаскировать различные важные объекты,чтобы фашистские бомбардировщики не могли найти эти цели.Позже Е.А. Левинсон трудился на Урале.Но сердцем он был в Ленинграде, там, где на построенные им здания враг обрушивал огненный смерч, где сражались его земляки.В 1942 году в Ленинграде был объявлен конкурс.Архитекторам предлагалось представить проекты реконструкции Суворовского проспекта.В том же году ленинградские зодчие участвовали во всесоюзном конкурсе на монумент, посвященный Великой Отечественной войне, разрабатывали проекты восстановления ансамлей, разрушенных фашистами.Архитектурный конкурс в самую тяжелую пору блокады…Воткак верил в победу город-герой!Е.А. Левинсон принял участие в этом конкурсе.Он получил засвой проект премию и отдал ее в фонд обороны Ленинграда.

  С огромным творческим подъемом работали мастера искусства над памятником.

  О.Ф. Берггольц, всеггда откликавшаяся взвлноваными стихами на события времени, работала над этими немногими строками целых полгода.Задача поэтессы осложнялась тем, что ей было заранее дано определенное количество строк, слов и даже знаков в каждой стиховотрной фразе.Ведьнадпись предстояло высечь резцом на граните, и так, чтобы размеры и обший характер ее не нарушили художесвенного облика памятника.М.А. Дудину нужно было создать всего восемь строк, но сказать в них очень многое.Размер строк жестко определялся длиной фризов.Поэты справились со своей задачей великолепно.Их стихи изустно повторяютя многими людьми нашей Отчизны.

  В мастерской скульпторов одна задругой создавались модели статуи Матери-Родины.Полуметровая, метровая , двухметровая, снова метровая…И каждый вариант отличался не просто размером, а иным решением.Наконец все выверено, отшлифованно.Модель утверждена.Ее нужно увеличить до шести метров и затем отлить памятник.Сроки до предела сжаты – меньше четырех месяцев.Но происходит неожиданное: В.В. Исаева и Р.К. Таурит отказываются от готового варинта и создают совершенно новую скульптуру!Лепить модель уже некогда.И хотя это гораздо труднее, создается  сразу огромная шестиметровая фигура.Скульпторы забывают об отдыхе, они трудятся увлеченно и заканчивают свое творение к нужному сроку.Теперь всем становится ясно: да, именно этот последний вариант завершает столь упорный творческий поиск.

  С таким же вдохновением работали авторы рельефов.

  На создание проекта ушло уже десять лет.

  В 1955 году на Пискаревское кладбище приш ли рабочие, чтобы соорудить на его территории в 26 гектаров величестенный памятник.

  Земля была первым строительным материалом.Выровняи поле,подняли холмы братских могил.Особенно много пришлось подсыпать земли во входной части кладбища – там, где теперь пропилеи и бассейн

  Для создания ансамбля потребовалось засыпать 50 тысяч кубометров грунта.Привезти с украинских каменоломен более 800 вагонов гранита.Уложить по центральной аллее, у входа и у памятника 10 тысяч квадратных метров каменных тесаных плит.Окружить братские могилы гранитным поребриком (длина его 45 километров). На территории кладбища высадили 10 тасяч красных роз, около тысячи деревьев различных пород.

  Работы продолжались более четырехлет.В них участвовли строительный трест Управления предпиятий коммунального обслуживания, Ленметрострой, дорожно-строительные организации, трест зеленых насаждений.Руководили работами авторы проекта Е.А. Левинсон и А.В. Васильев.Одновременно уточнялись и совершенствовались детали памятника, творчески дорабатывалось их художественное решение.

  9 мая 1960 года, в пятнадцатую годовщину Победы,тысячи ленинградцев пришли на Пискаревское кладбище.В этот день состоялось торжесвенное открытие мемориального ансамбля.

  День Победы – большой праздник русского народа.Но в его ликовании всегда явственно слышна и скорбная нота.Ни на миг мы не забываем, какой ценой досталась нам Победа над фашистской Германией.Память о защитниках родного Ленинграда, вечная благодарность погибшим за свободу  приводят сюда, на огромное Пискаревское поле, множество людей.Тысячи живых приходят поклониться тысячам погибших.

                                      Экспозиция  

 Огромна заслуга создателей мемориального ансамбля, сумевших выразить в художественных образах чувствакъ всего народа.

  Какой же силой научило искусство петь и плакать камень Пискаревского кладбища? Какими средствами художники создали величественный образ некрополя? Всмотримся пристальнее в огромный вдохновенный труд творцов ансамбля.


    

  Вход в некрополь украшают пропилеи – два павильона простой прямоугольной формы.Их стены выложены из светлого камня – доломита с эстонского острова Саарема.Фасад каждого павильона оформлен четырьмя пилонами – массивными прямоугольными столбами.Пропилеи лишены каких бы то ни было украшений.Выделяются лишь беломраморные ленты фризов с темными буквами памятных текстов:

                           

                              ВАМ БЕЗЗАВЕТНЫМ ЗАЩИТНИКАМ НАШИМ

                      ПАМЯТЬ О ВАС НАВСЕГДА СОХРАНИТ ЛЕНИНГРАД                                                                                             

                                                                                            БЛАГОДАРНЫЙ

                      ЖИЗНЬЮ СВОЕЮ ПОТОМКИ ОБЯЗАНЫ ВАМ

                      БЕССМЕРТНАЯ СЛАВА ГЕРОЕВ УМНОЖИТСЯ

                                                                               В СЛАВЕ ПОТОМКОВ

                    ЖЕРТВАМ БЛОКАДЫ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ

                    ВЕЧЕН ВАШ ПОДВИГ В СЕРДЦАХ ПОКОЛЕНИЙ

                                                                                        ГРЯДУЩИХ

                    ГОРДЫМ ГЕРОЯМ БЕССМЕРТНАЯ СЛАВА

                    ЖИЗНЬЮ СВОЕЮ РАВНЕНЬЕ НА ПАВШИХ ГЕРОЕВ

                                                                                                      ДЕРЖИ

  С обеих сторон к пропилеям примыкает ограда, тянущаяся на многие сотни метров.На ее предельно простом каменном основании стоит четкая по рисунку темно зеленая чугунная решетка, равномерно прерываемая одним и тем же изображением: высокая ваза с наброшенной на нее траурной тканью.Рядом сэтим символом смерти – другой, жизнеутверждающий: прорастающая веточка.

  За пропилеями расстилается обширная терраса.В центре ее, в кольце цветов, в обрамлении из темно-серого полированного гранита, колышется Вечный огонь.Отсюда видна вся центральная часть некрополя.

  Большая аллея, разделенная газонами на три ленты гранитных плит, ведет вдоль братских могил.Каждая могила зеленеет в каменной оправе.На стороне, обращенной к аллее,- гранитный блок с изображением дубовоголиста идаты: 1941, 1942, 1943… Здесь же выбиты серп и молот, в знак того, что под этим холмом покоятся мирные жители города, или пятиконечная звезда – на могилах воинов.

  Могилы, могилы, могилы… Сколько их! И над бесконечными рядами холмов. Над прахом сыновей и дочерей своих – Родина-Мать.Не в горьких слезах, не в бессильном отчаянии осиротевших матерей Советской страныюСкорбь ее безутешна, ибо невозвратимы ее утраты.Но не только боль выражает лицо Матери.Строгим величием дышит оно, исполненное достоинства и всепобеждающей исполинкской силы духа.Мать-Родина горда за детей своих, без колебаний отдавших жизнь во имя великого дела.Гирлянда из дубовых листьев в ее руках – символ мужества и вечной славы.

 


    

 

  Шестиметровая статуя на шестиметровом пьедестале, сложенном  из 24 блоков темно-серого полированного гранита, видна издалека, от самого входа на кладбище.Фигура чуть наклонена вперед и поэтому кажется движущейся.Ее силуэт четко вырисовывается на фоне неба, не заслоненного ни постройками, ни ветвями деревьев.Так было предусмотрено проектом.

  За монументом Матери-Родины расположена мощная гранитная стена-стела.Она является завершающей частью всего сооружения.Ее протяженность более 150 метров.Высота центральной части – более 4 метров и боковых – около 3 метров.

  В центре стены выбиты строгие и взволнованные, горькие и светлые слова Ольги Берггольц:

                       ЗДЕСЬ ЛЕЖАТ ЛЕНИНГРАДЦЫ

                     ЗДЕСЬ ГОРОЖАНЕ – МУЖЧИНЫ, ЖЕНЩИНЫ, ДЕТИ.

                      РЯДОМ С НИМИ СОЛДАТЫ-КРАСНОАРМЕЙЦЫ.

                      ВСЕЮ ЖИЗНЬЮ СВОЕЮ

                      ОНИ ЗАЩИЩАЛИ ТЕБЯ, ЛЕНИНГРАД,

                       КОЛЫБЕЛЬ РЕВОЛЮЦИИ.

                       ИХ ИМЕН БЛАГОРОДНЫХ МЫ ЗДЕСЬ

                                          ПЕРЕЧИСЛИТЬ НЕ СМОЖЕМ.

                      ТАК ИХ МНОГО ПОД ВЕЧНОЙ ОХРАНОЙ ГРАНИТА.

                      НО ЗНАЙ, ВНИМАЮЩИЙ ЭТИМ КАМНЯМ,

                      НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО.

                      В ГОРОД ЛОМИЛИСЬ ВРАГИ, В БРОНЮ

                                                           И ЖЕЛЕЗО ОДЕТЫ,

                      НО С АРМИЕЙ ВМЕСТЕ ВСТАЛИ

                      РАБОЧИЕ, ШКОЛЬНИКИ, УЧИТЕЛЯ, ОПОЛЧЕНЦЫ.

                      И ВСЕ, КАК ОДИН, СКАЗАЛИ ОНИ:

                      СКОРЕЕ СМЕРТЬ ИСПУГАЕТСЯ НАС, ЧЕМ МЫ СМЕРТИ.

                       НЕ ЗАБЫТА ГОЛОДНАЯ, ЛЮТАЯ, ТЕМНАЯ

                       ЗИМА СОРОК ПЕРВОГО – СОРОК ВТОРОГО,

                       НИ СВИРЕПОСТЬ ОБСТРЕЛОВ,

                       НИ УЖАС БОМБЕЖЕК В СОРОК ТРЕТЬЕМ.

                       ВСЯ ЗЕМЛЯ ГОРОДСКАЯ ПРОБИТА.

                       НИ ОДНОЙ ВАШЕЙ ЖИЗНИ, ТОВАРИЩИ, НЕ ПОЗАБЫТО.

                       ПОД НЕПРЕРЫВНЫМ ОГНЕМ С НЕБА, С ЗЕМЛИ И С ВОДЫ

                       ПОДВИГ СВОЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ

                       ВЫ СВЕРШАЛИ ДОСТОЙНО И ПРОСТО,

                       И ВМЕСТЕ С ОТЧИЗНОЙ СВОЕЙ

                       ВЫ ВСЕ ОДЕРЖАЛИ ПОБЕДУ.

                       ТАК ПУСТЬ ЖЕ ПРЕД ЖИЗНЬЮ БЕССМЕРТНОЮ ВАШЕЙ

                       НА ЭТОМ ПЕЧАЛЬНО-ТОРЖЕСТВЕННОМ ПОЛЕ

                       ВЕЧНО СКЛОНЯЕТ ЗНАМЕНА НАРОД БЛАГОДАРНЫЙ,

                       РОДИНА-МАТЬ И ГОРОД-ГЕРОЙ ЛЕНИНГРАД.


   Слева и справа от этих надписей, расположенных тремя столбцами, на стеле выбиты шесть рельефов. 

Мы видим ленинградцев – героев блокады, мужчин и женщин, бойцов и рабочих.В скорбном молчании, склонив головы застыла группа людей…Женщина бережно поддерживает обессилевшего товарища.Лица стоящих позади рабочих полны тревоги, гнева и решимости к борьбе, их руки крепко сжимают оружие…Бойцы с автоматами устремляются навстречу врагу…Отважный воин увлекает за собой товарищей…Тесной группой, плечом к плечу, стоят защитники Ленинграда, сурово и настороженно всматриваясь вдаль, готовые дать отпор захватчикам…Женщины возлагают венок на могилу павших…

   Эти рельефы многое расскажут потомкам о трагическом и славном времени. О людях, выстоявших в смертельной схватке с жестоким врагом.

  На боковых частях стелы – рельефные изображения знамен.На торцах – большие венки  из дубовых ветвей.Внутри венков – перевернутые факелы с вырывающимися из них языками пламени.По сторонам от венков опустились на колени, отдавая последние почести погибшим, Женщина и Рабочий, Солдат и Матрос.


  Такова центральная часть ансамбля.Но в его художественном облике существенную роль играют многие детали, выполненные в соответствии с общим замыслом: обелиски (пилоны) на верхней террасе, увенчанные бронзовыми декоративными вазами, опоясанными лавровыми венками; бассейн в левой части террасы, на дне которого выложено мозаичное изображение горящего факела и дубовой ветви, оплетенных алой лентой; фонтаны в пролетах арок подпорнрой стены, ограничивающей террасу с внешней стороны; изящные металлические решетки, калитки, скамьи…Все просто и одухотворено единым глубоким смыслом.

    Архитекторы призвали еще одного художника – природу.Если присмотреться внимательнее, можно заметить, что разнообразные виды деревьев, посаженных на всей территории,- не просто зеленое обрамление, традиционное для кладбища.У них тоже своя роль.Четыре рябины перед пропилеями, роща лип у входа, шеренги вязов вдоль центральной аллеи,полукружье берез, охватывающее памятник, серебристые елочки на небольших террасах с тыльной стороны стены, стройные тополя, служащие фоном памятнику, два плакучих вяза, стоящие порознь на верхней площадке…Во всем этом зоркий глаз, тонкий вкус, напряженная творческая мысль.

  Архитектура, скульптура, мозаика, поэзия, музыка, наконец, живая и тонкая палитра природы – все это усиливает то неизгладимое впечатление,кторое каждый уносит в сердце.

                             Музей Пискаревского мемориала

  К союзу искусств и природы на Пискаревском мемориальном кдабище присоединилась наука – история.В залах входных павильонов размещена экспозиция , посвященная блокаде.

  Два низких маленьких помещения.Темные потолки со скрытыми источниками света.Серовато-белые бетонные стены.На них – краткие надписи на красном и черном фоне, важнейшие строки блокадной летописи.И документы.Только документы.Фотографии без рамок и стекол, врезанные прямо в стены, говорят о страшных муках, о беспримерном мужестве ленинградцев.Дымят развалины.Худой, как скелет, ребенок с забинтованной рукой смотрит в упор глазами смертельно больного маленького мудреца.Люди, сделавшие последний шаг в жизни, упавшие на земь…И рядом: колонна бойцов в четком строю; цех завода, где куется оружие для фронта; жители города дружно очищают улицы от снега; продают билеты в Филармонию…Это Ленинград, это блокада.

  В экспозиции зала правого павильона, посвященной первому, самому тяжелому периоду блокады, находятся не только фотографии.Здесь помещена карта,на которой изображено черное кольцо фашистских полчищ, охватившее Ленинград, отрезавшее его от Большой земли, как сназывали ленинградцы Родину.Приковывают внимание заявления жителей города, в которых ленинградцы и ленинградки прсили направить их в действующую армию.

  Имя маленькой ленинградки Тани Савичевой теперь известно миллионам людей.В музее лежат листки ее блокадного блокнота.Несколько слов, написанных карандашом, а в них – страшная трагедия.Возле фотографии Тани лежат живые цветы.Чьи-то руки кладут их сюда, приносят и летом, и в морозные месяцы долгой зимы…
  В центре зала установлен большой черный куб.На верхней его стороне, на доске под стеклом, помещены страницы из книги записей, кооъторая велась, когда вырастали на этом поле могильные хлмы.Адреса и цифры, цифры – чудовищная арифметика смерти.

  Центр зала левого павильона занимает сооружение, напоминающее зенитное орудие.Его ствол – в то же время мачта, на тонкой вершине ее – красный флаг.А у подножия, на черной плите,- обагренные кровью комсомольские билеты героев – защитников города Ленина.

  О мужестве воинов, о самоотверженности труженников города и фронта, о всенародной помощи всей страны Ленинграду рассказывают фотографии и документы этого зала.

  22 ноября 1941 года, когда толщина льда на Ладожском озере достигла всего 13 сантиметров, по ледовой трассе от мыса Осиновец на остров Зеленец и дальше – на Кобону и Лаврово – к Ленинграду пошли первые автомашины с грузами, жизненно необходимыми осажденному городу.Эта трасса в донесениях называлась скромно: «Военно-автомобильная дорога № 101».Но ленинградцы дали ей имя, в которое вложили всю свою надежду и благодарность,- Дорога жизни.Под этим именем она и вошла в историю обороны Ленинграда как одна из ярчайших и волнующих ее страниц.Только эта единственная тоненькая артерия не давала замереть ослабевшему пульсу измученного голодом Ленинграда.Для этого шоферам, авторемонтникам, дорожникам, грузчикам, защитникам трассы – пехотинцам, зенитчикам и летчикам – пришлось отдавать все силы, перешагивать через невозможное.Фашисты непрерывно бомбили и обстреливали дорогу.Гибли люди.Машины проваливались в полыньи, горели, застревали в сугробах.Но легендарная  Дорога жизни действовала бесперебойно.

  Об этом скупыми, но убедительными средствами повествует экспозиция музея.Говорит она ио радостном дне 18 января 1943 года, когда после долгой подготовки войска Ленинградского и Волховского фронтов в семидневных боях прорвали укрепления врага исоединили Ленинград с Большой землей.

 Но еще целый год гитлеровцы бомбили и обстреливали Ленинград.Еще целыц год несли они смерть и разрушения.И вот настал момент решительной схватки.Вся страна вместе с Ленинградом копила для нее силы и нанесла сокрушительный удар по захватчикам.

  27 января 1944 года над Невой прогремел салют из 324 орудий в честь полного освобождения города от блокады, в честь его защитников.


                

  

 Каждый год в канун Дня Победы петербуржцы приходят на Пискаревское почтить светлую память защитников Ленинграда.Над могильными холмами склоняются орденоносные знамена воинских частей.Звучит гимн, гремят залпы салюта, возлагаются венки.Все человечество преклоняется перед подвигом города Ленина.Об этом свидетельствуют записи в книгах почетных посетителей кладища- памятника, надписи на лентах венков, говорящие на всех языках мира.Величие подвига Ленинграда по достоинству оценили честные люди всего мира.Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду.Но силу, а не слабость рождает она.Силу восхищения подвигом ленинградцев.Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.Стремление быть достойными их.Наш долг ушедшим без времени неоплатен.Наш долг – любить Родину так, как они, сделать для народа все, что они не успели.


                    Список использованной литературы:

1.Петров Г.В.Пискаревское кладбище.Лениздат,1980

2. Петров Г.Ф. Памятник скорби и славы.Лениздат,1986

3. Памятники истории России/Сост. Егоров В. Л., Максакова Л. В.- М.: сов. Россия, 1987.

4. Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. 3. История России. ХХ век/Сост. Исмаилова С. Т. - М.: Аванта+, 1996.

5. Атлас. Города - Герои ВОВ. Главное управление геодезии и картографии при совете министров СССР Москва 1983.

6.Памятники истории России/Сост. Егоров В. Л., Максакова Л. В.- М.: сов. Россия, 1987.

7.Иллюстрированный энциклопедический словарь по истории СССР. - М.: Просвещение, 1980

8.Пукинский Б. К. Санкт-Петербург 1000 вопросов и ответов. Норинт 2000.

9.Буров А. В. Блокада день за днем. Лениздат,1979.

    


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.