Реферат: Партизанское движение в СССР в годы ВОВ
Действия в тылу противника 4-го воздушно-десантного корпуса в январе
1942 года с задачей содействия войскам Западного фронта в окружении 9-й и 4-й
танковой армий противника восточнее Вязьмы в конечном итоге завершились
переходом к действиям небольшими подразделениями. Вынужденные диверсионные
действия в течение пяти месяцев десантников и конников 1-го кавкорпуса генерала
Белова по дезорганизации тыла противника заставили немцев отвлечь значительные
силы и провести в мае против них специальную операцию "Ганновер-I". А
высадка 24 сентября 1942 года воздушного десанта в районе юго-западнее Сычевки
численностью около 400 человек вначале была воспринята немецким командованием
как начало крупной диверсионной операции на железнодорожных коммуникациях
группы армий "Центр" и в течение нескольких дней серьезно повлияла на
характер перевозок противника. Десантники-партизаны успешно выполняли задачи по
оказанию содействия войскам, попавшим в окружение. А в октябре диверсионная
группа в составе 20 добровольцев-десантников провела специальную акцию на
аэродроме у Майкопа, где налетом уничтожила 22 самолета противника и по сигналу
командира отошла на пункт сбора.
Однако в основном способность ВДВ к диверсионно-партизанской и другой
деятельности в тылу противника осталась невостребованной. Основными формами
специальных действий ВДВ были специальные акции и диверсионные удары
тактического значения.
Суровая зима 1941/42 года была исключительно трудной для партизанских
формирований. Созданные в начале войны партизанские роты, батальоны, полки и
дивизии оказались не приспособлены к гибким и маневренным действиям небольшими
группами. Наиболее типичной организационной единицей стал партизанский отряд.
Закончились запасы боеприпасов, которые были собраны на полях сражений.
Большинство отрядов и групп не имели связи с Большой землей. Практически
отсутствовали специалисты минно-подрывного дела, не было самих минно-взрывных
средств. Партизанские командиры еще не получили опыта организации партизанских
действий, и часто ввязывалась в невыгодные для них открытые боевые действия с
частями и подразделениями противника.
Вместе с тем провал молниеносной войны, огромные потери автотранспорта,
растянувшиеся коммуникации, недостаток горючего и другие провалы в тыловом и
техническом обеспечении войск к началу зимы 1941 года поставили немецкую армию
на грань катастрофы. Некоторым высшим военным чинам вермахта ситуация
представлялась настолько безнадежной, что 24 ноября начальник Управления
вооружений и командующий армией резерва генерал-полковник Фромм в разговоре с
начальником Генерального штаба генерал-полковником Гальдером высказывает мысль
о необходимости заключить перемирие с Советским Союзом. Со второй половины
января 1942 года в результате принятых гитлеровским руководством экстренных мер
железнодорожный транспорт Германии обеспечивал переброску на Восток по 300
эшелонов ежедневно. В пересчете на месяц это составляло около 9 тысяч эшелонов.
Если принять за основу данные советской военной энциклопедии, что в первый год
войны партизаны совершали в среднем ежемесячно 40 крушений, а во второй половине
1942 года их число возросло до 300, это составит соответственно только 0,44% и
3,3%. Однако цифры, выведенные немецкими исследователями этого вопроса на
основании официальных отчетов железнодорожных дирекций на оккупированных
территориях, уменьшают даже эти показатели. Изучение работ немецкого
исследователя Ганса Поттгиссера[69], а также бывшего полковника вермахта,
начальника транспортной службы группы армий "Центр" Германа Теске[70]
показывает, что зимой 1941-42 гг. наиболее уязвимое место немецкой военной
машины - коммуникации и снабжение войск осталось без значительного влияния
партизан. Именно отсутствие в тылу немецких войск зимой 1941-42 гг.
широкомасштабных диверсионных действий подобных действиям армейских
партизанских отрядов в Великой Отечественной Войне спасло вермахт от судьбы
армии Наполеона.
Таким образом, организационная неразбериха, устаревшее понимание цели и
задач партизанских действий в тылу противника, отсутствие специальных
минно-взрывных средств, неправильный выбор способов действий партизанских
отрядов, их нацеливание на разгром противника в открытом вооруженном
столкновении привели к тому, что в первом периоде основной формой действий
партизан в тылу противника был открытый бой с боевыми и тыловыми частями и
подразделениями, немецкими гарнизонами и комендатурами.
Резко негативное отношение высшего военно-политического руководства
страны к судьбе военнослужащих, попавших в плен, нежелание принять эффективные
меры к их освобождению позволили немецкому командованию содержать в лагерях на
оккупированной советской территории многие сотни тысяч солдат, офицеров и
генералов Красной Армии. Задача освобождения своих военнопленных в нарушение
традиций русской армии вообще не рассматривалась как задача вооруженных сил.
Действиями партизанских отрядов и диверсионных групп, по-прежнему,
руководили республиканские и областные комитеты партии, политуправления,
разведуправления и особые отделы фронтов. Начальник политуправления
Юго-Западного фронта в записке, направленной в Главное политуправление РККА в
апреле 1942 года отмечал: "...работой среди частей Красной Армии и
партизанских отрядов, действующих в тылу противника, в настоящее время
занимаются несколько самостоятельных органов и организаций. Так, например, ЦК
КП(б) Украины, разведотдел Юго-Западного фронта, НКВД, партизанский отдел
политуправления Юго-Западного фронта. Единого центра по руководству указанной
работой не имеется". Централизация руководства стала жгучей
необходимостью. И через 11 месяцев после вторжения немецких войск Постановлением
ГКО от 30 мая 1942 года при Ставке ВГК был образован Центральный штаб
партизанского движения (ЦШПД) в качестве специального военно-боевого органа
ВКП(б) по руководству и координации боевой деятельности партизан.
Постановлением были также образованы некоторые республиканские и
областные штабы партизанского движения.
Появление ЦШПД сделало возможным планирование партизанских действий,
осуществление взаимодействия на оперативном уровне с республиканскими и
областными штабами партизанского движения и фронтами, организовать
целенаправленную работу по установлению связи с партизанскими формированиями,
вырабатывать и доводить до партизанских командиров рекомендации по тактике
действий, подсказывать наиболее эффективные способы и приемы ведения
диверсионной работы, снабжать партизан оружием, боеприпасами, медикаментами,
готовить кадры, осуществлять взаимодействие партизанских формирований с
советскими войсками. Наличие в составе ЦШПД оперативного управления позволяло
организовать подготовку и осуществление боевого применения партизанских
формирований в оперативном масштабе, полнее и теснее координировать
деятельность республиканских и областных штабов партизанского движения.
В конце августа - начале сентября 1942 года было проведено совещание
руководящих работников Наркомата обороны и ЦШПД с представителями подпольных
партийных органов, командирами и комиссарами крупных партизанских формирований.
Итоги совещания и важнейшие направления борьбы в тылу врага были сформулированы
в приказе Наркома обороны И.В. Сталина от 5 сентября 1942 года "О задачах
партизанского движения". Приказ в корне менял предвоенные взгляды на роль,
место и формы партизанской войны. Уже сам факт, что задачи партизанского
движения определялись не партийным документом, а приказом наркома обороны,
говорил о том, что партизанские действия вновь рассматривались как один из
видов боевых действий вооруженных сил в тылу противника, которому отводилась
стратегическая роль в вооруженной борьбе. В нем утверждалось, что разгром
германских армий может быть осуществлен только одновременными боевыми
действиями на фронте и мощными непрерывными ударами партизанских отрядов по
врагу с тыла. Приказ нацеливал партизанские отряды прежде всего на нарушение
работы железнодорожного транспорта противника с использованием диверсионных
способов и приемов борьбы, ведение непрерывной разведывательной работы в
интересах Красной Армии.
6 сентября 1942 года была учреждена должность Главнокомандующего
партизанским движением, на которую был назначен член Политбюро ЦК ВКП(б) Маршал
Советского Союза К.Е. Ворошилов. Им было внесено предложение о создании в тылу
немецких войск регулярной партизанской армии. Организация, подготовка и ведение
партизанских действий по замыслу маршала должны были стать составной частью
военных действий РККА в оперативном и стратегическом масштабе. Однако уже 11
ноября пост Главнокомандующего был упразднен, а ЦШПД в качестве
военно-оперативного органа партии подчинен непосредственно Ставке ВГК. 7 марта
1943 года Постановлением ГКО ЦШПД был расформирован, но в мае того же года
вновь восстановлен. По мнению П.К. Пономаренко подобная непоследовательность по
отношению к высшему органу управления партизанским движением была связана с
сильным влиянием на некоторых членов ГКО тогдашнего руководства НКВД в лице Л.П.
Берии, который всячески противился руководству партизанским движением
каким-либо органом управления вне его ведомства. Тем не менее, центральный
орган руководства вооруженной борьбой в тылу противника при Ставке ВГК был
создан, что стало важным фактором, влиявшим на размах и организованность
партизанского движения, появление и развитие всех форм партизанских действий в
тактическом, оперативном и стратегическом масштабе.
Существенную роль в выборе содержания и форм партизанского движения
сыграло материально-техническое обеспечение партизанских формирований. Рост
партизанского движения, многогранная боевая деятельность партизанских отрядов,
появившихся партизанских соединений, возрастание их потребности в оружии,
боеприпасах, средствах связи, минно-взрывных вооружениях, позволявших
партизанам добиваться эффективных результатов, не вступая в открытое
непосредственное боевое соприкосновение с противником – всё это вызвало
необходимость создания 20 июня 1942 года отдела материально-технического
снабжения ЦШПД. Если до образования Центрального штаба и других штабов
партизанского движения, партизаны снабжались вооружением за счет выделения
оружия военными советами фронтов и армий, трофеев и сбора его на местах
прошедших боев, то теперь началось централизованное и планомерное снабжение
оружием, боеприпасами, минно-подрывной техникой, вещевым, медицинским
имуществом и продовольствием.
Появление на вооружении партизанских отрядов радиостанций, специальных
минно-взрывных средств потребовало соответствующей подготовки командиров,
подрывников и радистов, способных организовать применение специальных сил и
средств в диверсионных и других видах специальных действий партизанских
формирований. Подготовка специалистов диверсионной работы (инструкторов
минно-подрывного дела и подрывников) в специальных школах и центрах составила
2/3 всего объема подготовки в школах и центрах.
Наличие специальных мин и минно-взрывных средств, а также
подготовленных специалистов минно-подрывного дела позволило партизанским
формированиям резко увеличить количество наиболее эффективного способа
нарушения работы железнодорожного транспорта противника - совершение диверсий.
Так, если в 1941 году на Украине в результате диверсий было совершено 23
крупные аварии на железных дорогах, то в 1942 году - 223. Резко
активизировались также действия партизан на железных дорогах в оперативном тылу
группы армий "Центр" с 41 диверсии в апреле 1942 года до 236 в июне.
При этом, если в апреле такая форма как открытый бой составляла 58% боевой
деятельности партизан, а различные виды специальных действий только 42%, то в
сентябре такие виды специальных акций как налеты, засады и диверсии составляли
75% боевой деятельности партизан. Наличие специальных минно-взрывных средств,
применяемых в любое время года, позволило также снизить сезонную разницу в
боевой деятельности партизан.
Увеличение боевых возможностей партизанских отрядов, необходимость
концентрации и координации их действий вызвали к жизни такую организационную
структуру как объединение нескольких партизанских отрядов в бригаду или иное
партизанское соединение. Основной организационной единицей соединений, как
правило, оставался партизанский отряд. Численность соединений составляла от
нескольких сот до 3-4 тысяч человек, отрядов - от нескольких десятков до нескольких
сотен партизан. Обычно соединение состояло из 4-7 отрядов, отряды - из рот,
взводов или боевых групп. Создание партизанских соединений позволило приступить
к осуществлению специальных действий в более крупном масштабе вначале в
границах районов базирования, а затем и за их пределами способом рейда.
Так, в сентябре 1942 года рейды совершили соединение под командованием
С.В. Ковпака в составе 5 отрядов численностью 1075 человек и соединение под
командованием А.Н. Сабурова в составе 7 отрядов общей численностью 1617
человек. Рейд включал в себя последовательное осуществление диверсий на
железных и шоссейных дорогах, налеты на комендатуры и небольшие гарнизоны,
действующие промышленные предприятия, разрушение линий связи, а также
применение других способов специальных действий по маршруту передвижения.
Важной задачей, решаемой в ходе рейда, была организация и активизация
партизанского движения в новых районах, а само перебазирование соединений имело
оперативное значение.
Спец операции партизан.
(«Рельсовая война» и др.)
Восстановленный в мае 1942 года Центральный штаб партизанского движения
приступил к разработке плана первой операции партизан на железнодорожных
коммуникациях противника стратегического масштаба. В основу плана операции было
положено Постановление ЦК КП(б) Белоруссии "О разрушении железнодорожных
коммуникаций противника методом "Рельсовой войны", т.е. разрушением
рельсового полотна минно-взрывным и другими способами. В приказе начальника
ЦШПД от 14 июля 1943 года "О партизанской рельсовой войны на коммуникациях
врага" указывалось, что "огромный рост и размах партизанского
движения позволяет в настоящее время наносить массированные повсеместные удары
по железным дорогам с целью их полной дезорганизации и срыва операций врага на
фронтах". Возможность достижения стратегической цели - полной
дезорганизации железнодорожных коммуникаций в тылу противника не вызывала
сомнений ни в органах управления партизанским движением, ни в самих
партизанских отрядах. Однако способ достижения цели - подрыв двухсот тысяч
рельсов встретил возражения. Командование считало, что противник не испытывает
недостатка в рельсах и даже отправляет часть их на переплавку и что наиболее
уязвимым местом в немецкой системе железнодорожных коммуникаций являются паровозы,
которых на всей оккупированной части СССР имеется менее 5 000. Эта оценка
подтвердилась впоследствии немецким исследователем в этой области Г. Теске,
который писал, что Германия "располагала в 1939 году гораздо меньшим
парком паровозов и вагонов, чем кайзеровская империя в 1914. Виной этому была
переоценка мотора. Полностью исправить эту ошибку не удалось и в ходе самой
войны". Подрыв рельсов, кроме того, вызывал перерыв в движении только на
время, необходимое для их замены (несколько часов), при этом существенно
затрудняя нормальную эксплуатацию железнодорожных путей после освобождения
территории от немцев. В конечном итоге Украинскому штабу партизанского движения
удалось добиться права приступить к подготовке операции, сосредоточив основные
усилия на устройстве крушений воинских эшелонов, т.е. выводить из строя поезда
противника, а не подрывать рельсы. 30 мая 1943 года ЦК КП(б)У принял решение
начать не "рельсовую войну", а "войны на рельсах".
Проведение операции планировалось в три этапа, каждый по 15-30 суток.
Операцию намечалось начать ориентировочно 1-5 августа 1943 года внезапным
нанесением первого стратегического массированного удара, подорвав одновременно
26 000 рельсов. В первые 15 суток должны были быть разрушены основные
железнодорожные коммуникации в тылу группы армий "Центр". В
дальнейшем предполагалось нанести несколько других массированных ударов и,
парализовав движение на остальных железнодорожных коммуникациях, в последующем
перейти к систематическим диверсионным действиям по воспрещению работы
железнодорожных коммуникаций в тылу противника. Создаваемая для проведения
операции группировка партизанских сил включала 167 партизанских бригад,
отдельных отрядов и групп общей численностью 95 615 человек, развернутая на
территории протяженностью свыше 1 000 км по фронту и в глубину от линии фронта
до западной границы СССР, что говорило о стратегическом масштабе и специальном
характере группировки. Имевшаяся в тылу противника партизанская группировка
была уже настолько мощной, что партизанские формирования располагались вблизи
большинства важнейших железнодорожных коммуникаций. Поэтому передислокация
партизанских формирований при необходимости осуществлялась на расстояние 70-80
км и лишь иногда - более 100 км.
Для выполнения задач по подрыву рельсов и других объектов на железных
дорогах в тыл к партизанам необходимо было дополнительно доставить 200-250 тонн
взрывчатых веществ. Так, переброска в тыл противника взрывчатых веществ и
других средств потребовала 400 самолето-вылетов в течение июля-августа, в том
числе 180 самолето-вылетов в течение 5-6 дней, начиная с 12 июля для подготовки
к первому диверсионному удару. Существенная зависимость успеха операции от
действий авиации подтвердила значительное влияние данного фактора на масштаб и
содержание диверсионных и других специальных действий в тылу противника.
Необходимость переброски для партизан в тыл противника многих сотен тонн грузов
потребовала централизованного и систематического применения авиационных
соединений и частей. К середине 1943 года в интересах партизан действовали две
авиатранспортные дивизии, двенадцать отдельных авиаполков, несколько полков
авиации дальнего действия, эскадрильи фронтовой и армейской авиации и авиации
воздушно-десантных войск. Всего за годы войны к партизанам было совершено 109
тысяч самолето-вылетов, 96% полетов было совершено ночью. Использование авиации
в интересах партизан выявило ряд существенных требований и особенностей боевого
применения авиационных сил и средств.
Результаты первого удара и дальнейших диверсионных действий в течение
августа оказали значительное влияние на работу железных дорог, однако полностью
парализовать движение не удалось. В журнале военных действий ставки верховного
командования вермахта после первого массированного удара отмечается:"4 августа.
Восток. Движение по железным дорогам на Востоке часто прекращается из-за
подрыва рельсов (в районе группы армий "Центр" 3 августа произошло 75
больших аварий и 1 800 взрывов). Движение поездов в районе группы армий
"Центр" прекращено с 4 августа на 48 часов".
Всего с 20 июля по 16 сентября 1943 года по данным оперативного отдела
ЦШПД в ходе операции "Рельсовая война" было выведено из строя 214 705
штук рельсов, что составляло 4,3% всех рельсов на эксплуатируемых участках
железных дорог. По итогам прошедшей операции руководством ЦШПД были сделаны
некоторые выводы, и в ходе следующей операции на железнодорожных коммуникациях
"Концерт", продолжавшейся с 20 сентября по 30 ноября 1943 года,
диверсионные действия партизан в большей степени были нацелены на вывод из
строя подвижного железнодорожного состава противника. Одновременно в течение
сентября - ноября 1943 года по плану ЦШПД проводилась специальная операция
"Пустыня" по разрушению системы водоснабжения на железнодорожных
коммуникациях. В результате операции было выведено из строя 43 водокачки.
Однако значительное снижение боевых возможностей по совершению диверсий из-за
недостатка минно-взрывных средств не позволило партизанским формированиям
парализовать работу железнодорожных коммуникаций противника.
Специальной задачей, выполняемой партизанами в интересах содействия
своей авиации в завоевании и сохранении господства в воздухе, стало совершение
налетов на аэродромы противника. В ходе налетов выводились из строя сами
самолеты, склады с горючим, боеприпасами и другим имуществом. Летный и
летно-технический состав уничтожался также в засадах, устраиваемых на путях
движения к аэродрому. Многие самолеты уничтожались также при совершении
вынужденных посадок на территориях, контролируемых партизанами. С другой
стороны в результате поисково-спасательных действий партизанских формирований
были спасены многие советские экипажи, сбитые над оккупированной территорией.
Таким образом, боевой опыт показал необходимость специальных авиационных
средств для всестороннего обеспечения действий партизан, в том числе для
решения задач огневой поддержки в их борьбе с карателями.
С октября 1943 года воздействие партизан на объекты железнодорожного
транспорта резко и неуклонно снижается и в феврале 1944 по основным показателям
возвращается на уровень февраля 1943 года. Тыловое и техническое обеспечение
немецких войск хотя и встречается со значительными трудностями, но в основном
выполняет требования снабжения войск всем необходимым для ведения военных
действий. Стратегическое отступление немцев, в отличие от отступления французов
в 1812 году, не превратилось для немецкой армии в катастрофу. С началом 1944
года снабжение немецкой армии на оставшейся оккупированной территории
Советского Союза постепенно вновь возвращается к автомобильному транспорту.
Накопленный к тому времени немцами опыт борьбы с партизанами, усиленная охрана
колонн, жесткий пропускной режим на дорогах и на прилегающей к ним местности в
основном позволил немецкому командованию проводить достаточное тыловое и техническое
обеспечение войск на фронте с использованием автомобильного транспорта. Всего
за три года войны партизаны на дорогах в тылу противника уничтожили и захватили
52 958 грузовых, легковых и специальных автомашин, что составило около 10%
общей численности автомобильного парка вермахта, или около 3-4% в год. Подобные
потери не могли вызвать существенного сокращения норм снабжения немецких войск.
Стратегическое значение имела операция белорусских партизан,
подготовленная и проведенная в тесном взаимодействии с войсками 1,2,3
Белорусских и 1 Прибалтийского фронтов в июне-июле 1944 г. К этому времени
группировка партизанских сил на территории Белоруссии включала 150 партизанских
бригад и 49 партизанских отрядов общей численностью 272 490 партизан. Операция
тщательно готовилась. В ходе ее подготовки только авиацией 1-го Белорусского
фронта в партизанские формирования было переброшено 128 тонн взрывчатых
веществ. Операция началась в ночь на 20 июня нанесением массированного
диверсионного удара по железнодорожным коммуникациям и линиям связи противника,
в результате которого движение по железным дорогам было полностью парализовано
до 23 июня. Операция была высоко оценена Маршалом Советского Союза Г.К.
Жуковым, координировавшим в то время действия фронтов.
Конец
партизанской войны.
Но перемещение военных действий на советско-германском фронте за
пределы СССР лишило командование фронтов и штабы партизанского движения
основной части действовавшей ранее группировки партизанских сил. Партизанские
соединения и отряды, оказавшиеся на освобожденной территории,
расформировывались. Отсутствие в составе Красной Армии штатных диверсионных
частей и соединений, предназначенных для ведения специальных действий в тылу
противника, привело к тому, что имеющий огромный опыт диверсионных действий
личный состав партизанских формирований, годный к военной службе, обращался на
пополнение обычных регулярных частей Красной Армии, а подавляющее большинство
кадровых офицеров, получивших опыт планирования, организации и управления
специальными действиями в тылу противника в стратегическом и оперативном
масштабах, в дальнейшем использовались по своим прежним воинским учетным
специальностям. Так, в донесении ШПД 3-го Украинского фронта сообщалось:
"В соответствии с директивой ЦК КП(б)У и указаниями начальника Украинского
штаба партизанского движения, полученными по радио от 3 сентября 1944 г. о
расформировании штаба партизанского движения 3-го Украинского фронта к 20
сентября 1944 г., доношу:
20 сентября 1944 года штаб партизанского движения 3-го Украинского
фронта расформирован.
Личный состав штаба и партизаны, находившиеся в резерве для засылки в
тыл врага, откомандированы в военкоматы, а кадровый офицерский состав направлен
в отделы кадров фронта в соответствии с их специальностью.
Все вооружение, боеприпасы, минно-подрывные средства в связи с
отсутствием поблизости фронтовых складов переданы по акту начальнику гарнизона
г.Тирасполь...".
Совершившие рейды на территорию Польши, Чехословакии, Венгрии и Румынии
отдельные советские партизанские формирования ввиду ограниченной численности и
боевых возможностей не могли самостоятельно осуществлять специальные действия в
оперативном или стратегическом масштабе. Партизанское движение среди населения
зарубежных стран, также как и советское, организуемое на принципах партийной
деятельности, требовало помощи и поддержки, в первую очередь военными
специалистами в области специальных методов ведения вооруженной борьбы. Так, на
основе Постановления ЦК КП(б)У "О помощи Чехословацкой компартии в организации
партизанского движения на территории Чехословакии" с июля 1944 года до мая
1945 года туда были посланы 53 организаторские группы общей численностью 1 200
человек.
Деятельность организаторских групп, а также других советских
партизанских формирований на территориях зарубежных стран существенным образом
ограничивалась отсутствием достаточного количества военнослужащих, знающих
иностранный язык. Необходимо было также учитывать особенности организации
диверсий и других способов специальных действий с нелегальных позиций в
населенных пунктах, вызванные отличиями в агентурно-оперативной обстановке в
сопредельных странах. Деятельность партизанских руководителей за рубежом
потребовала знания специфики военно-административной деятельности на
территориях иностранных государств. Так, после начала Словацкого национального
восстания туда для оказания помощи была направлена группа советских офицеров, а
в Главный штаб партизанского движения Словакии в качестве советника был
назначен полковник А.Н. Асмолов, ранее руководивший партизанской борьбой на
разных советских фронтах. Таким образом, организация иррегулярных вооруженных
формирований на территории иностранных государств, воздействие через них на
военно-политическую ориентацию руководства и обстановку в стране в целом, а
также боевое применение формирований в интересах оперативно-стратегических
объединений Советской Армии стали важной специальной задачей вооруженных сил на
завершающем этапе войны.
С выходом советских войск на территорию Германии и Восточной Пруссии партизанская
борьба советских партизанских формирований в тылу немецких войск свое
самостоятельное значение утрачивает и постепенно прекращается. Диверсионные
действия продолжаются лишь в форме отдельных, не связанных общим замыслом
специальных акций, осуществляемых армейскими диверсионно-разведывательными
группами по планам разведывательных управлений и отделов фронтов и армий в
рамках разведывательного обеспечения боя, сражения или операции.
Список литературы
1. Советская военная энциклопедия.
2. Дробов М.А. Малая война ( партизанство и диверсии).
3. Пономаренко П.К. Всенародная
борьба в тылу немецко-фашистских захватчиков
4. Азясский Н.Ф., Князьков А.С. Партизанская операция "Рельсовая
война".
5. История Великой Отечественной Войны 1941-1945гг.
ПЛАН.
1. До войны.
2. Партизанство в годы Великой Отечественной Войны.
3. Спец операции партизан.
4. Конец партизанской войны.
|