(ВМФ России во
второй половине
XIX начале
XX века)
Московский
Государственный
Технический
Университет
имени Баумана
факультет
Фундаментальные
науки.
Реферат по
истории отечества
студента группы
Создание
железного флота
После Крымской
войны , ясно
показавшей
экономическую
и научно-техническую
отсталость
Российской
Империи русский
флот оказался
в неутешительном
положении.
Николаю II
удалось наладить
снабжение флота
и постройку
боеспособных
кораблей и к
началу войны
русский флот
выглядел совсем
неплохо но ...
оказалось что
эра деревянных
парусников
прошла , и флот
, разгромивший
турецкую эскадру
в Синопе оказывается
затопленным
русскими же
моряками , чтобы
преградить
путь паровой
армаде англичан
и французов
к Севастополю
ибо в бою с ними
парусные линкоры
не имели ни
малейшего
шанса. Итак ,
кроме бесполезных
парусников
в состав русского
флота входили
: 1 винтовой линкор
, 1 винтовой фрегат
,10 колесных
пароходов ,18
небольших
пароходов и
40 винтовых канонерок
на Балтике , 12
колесных пароходов
на Черном море
, 2 и 8 небольших
колесных пароходов
на Белом и Каспийском
море соответственно
, винтовая шхуна
и три парохода
на Дальнем
Востоке. Строительство
винтовых кораблей
стало первоочередной
задачей переоснащения
флота.
Промышленность
страны и адмиралтейские
заводы не были
готовы к такой
работе но задача
была разрешена
при содействии
появившихся
в то время
предприятий
по производству
частей механизмов
. Морское ведомство
заказало этим
предприятиям
изготовление
механизмов
но полностью
сборку машин
приходилось
делать на верфи.
Таким образом
в 1858г. в составе
флота было уже
6 паровых линкоров
, 5 фрегатов и
17 корветов (правда
они представляли
из себя переделанные
парусники и
сохранили
парусное вооружение).
Однако в 1859г. во
Франции был
спущен на воду
линкор La
Gloir , борта
которого были
защищены
металлическими
плитами толщиной
100-120мм . Хотя
по сути это был
переделанный
деревянный
линкор это
судно считается
первым броненосцем.
В 1860г. вступил
в строй настоящий
броненосец
- полностью
металлический
английский
Warrior , защищенный
112 мм броней.
Французы тоже
перешли к постройке
металлических
кораблей. Крымская
война стала
последней , в
которой принимали
участие деревянные
красавцы -линкоры
с небоскребами
парусов , на
море начиналась
эпоха пара и
брони.
В России в 1863г.
для опыта были
обшиты 100мм броней
строящиеся
деревянные
фрегаты “Севастополь”
и ”Петропавловск”
и в том же году
была заказана
в Англии (русская
промышленность
не могла тогда
справится с
таким заказом)
железная броненосная
батарея “Первенец”
(водоизмещение
- 3330 т , броня - 112 мм
(пояс) вооружение
- 26-68 фунтовые
орудия). Было
решено строить
впредь только
железные суда
, для чего принят
ряд мер по
переустройству
казенных верфей
и содействию
развитию существующих
и основанию
новых механических
и судостроительных
заводов. Было
перестроено
Новое Адмиралтейство
, в нем расположили
новые эллинги
и мастерские
, из-за границы
доставили
механизмы и
станки. Руководство
постройкой
кораблей поручили
англичанину
Митчелю т.к.
русские инженеры
еще не имели
в этом деле
достаточно
опыта , из Англии
был привлечен
ряд специалистов
. В январе 1863г
была заложена
, а в июне 1864г. спущена
на воду плавучая
батарея “Не
тронь меня”
- первое броненосное
судно русской
постройки
(конструкция
корабля была
аналогична
“Первенцу”
, вооружение
состояло из
14 - 203 мм орудий )
.
Тем временем
русские корабли
отправились
в первый поход
. В 1863-1864г. возникли
осложнения
в отношениях
с Англией и
Францией и для
оказания давления
на эти страны
в Атлантику
и в Тихий океан
были отправлены
две эскадры
рейдеров , для
создания
потенциальной
угрозы английским
морским коммуникациям
. Первой эскадрой
командовал
контр-адмирал
С.С. Лисовский
и в нее вошли
пароходофрегаты
“Александр
Невский” , “Пересвет”
, “Ослябя”, корветы
“Варяг” и “Витязь”
, клипер “Алмаз”.
Эскадрой в
Тихом океане
командовал
адмирал А.А.Попов
и в нее вошли
корветы “Богатырь”,
“Калевала”,”Рында”,”Новик”
и клиперы “Абрек
” и Гайдамак”.Таким
образом рождался
новый тип боевого
корабля - крейсер
, предназначенный
для действий
на коммуникациях
противника.
Появление
русских кораблей
в Нью-Йорке и
Сан-Франциско
заставило
англичан вести
себя более
сдержанно .
Кроме того
специальная
комиссия , состоящая
из моряков и
инженеров
ознакомилась
в США с броненосцами
мониторного
типа .
Было решено
построить 11
мониторов для
обороны Финского
залива (что
было тогда
первоочередной
задачей), и еще
одну плавучую
батарей “Кремль”.
Так как строить
все корабли
силами адмиралтейства
было невозможно
то был объявлен
конкурс на их
постройку среди
частных заводов.
Два монитора
строились в
адмиралтействе
, один Митчелем
, два - заводом
Кара и Макферсона
в Петербурге
(впоследствии
Балтийский
судостроительный
и механический
завод ),
два - бельгийским
обществом
“Коккериль”,
построившем
верфь в Петербурге
, два - предпринимателю
Кудрявцеву
, и наконец еще
два монитора
и батарея - заводу
Семянникова
и Полетики
(Невский завод).
Механизмы для
этих кораблей
делались на
заводе Карра
и Макферсона
, Невском заводе
и заводе Берда
(франко-русский
завод). Башни
делал Ижорский
завод , орудия
- Обуховский
. Броня заказывалась
в Англии , но
туда были
командированы
русские инженеры
для постановки
этого производства
в России. Снаряды
изготавливались
на частных
заводах , в том
числе на Путиловском
, а затем на
государственных
заводах на
Урале . Таким
образом строительство
броненосного
парового флота
способствовало
развитию тяжелой
промышленности
в России .
В 1864г. началась
постройка
двухбашенных
канонерок
(мониторов)
“Чародейка”
и “Русалка”
(водоизмещение
- 1940т ; броня - 112мм
, в оконечностях
- 85 мм , вооружение
- 4 орудия калибром
229мм) . Они представляли
собой усовершенствованный
тип монитора
, более мореходный
, как считалось
, однако их
мореходность
оставляла
желать лучшего
. Из -за малой
остойчивости
и низкого борта
в 1894г “Русалка”
погибла со
всем экипажем
при переходе
через Финский
залив при не
очень сильном
шторме. Помимо
этого началась
постройка
двухбашенных
фрегатов “Адмирал
Спиридов” ,
“Адмирал Чичагов”
и трехбашенных
“Адмирал Грейг”
, “Адмирал Лазарев”
( водоизмещение
- 3500т. ; броня - 150 - 88 мм
, вооружение
- по два 229мм орудия
в башне ). Все
эти шесть кораблей
представляли
собой по сути
броненосцы
береговой
обороны (не
очень мореходные)
для защиты
Кронштадта.
Они были спущены
на воду в 1867-1868гг.
Тогда же началась
и постройка
рангоутных
фрегатов (по
сути броненосцев)
“Князь Пожарский”
и “Минин”. Это
уже были корабли
, способные
совершать
дальние плавания
. Первый был
построен по
типу английского
казематного
( с расположением
главной артиллерии
в каземате в
центре корабля)
броненосца
Bellerophon . (водоизмещение
- 4500т. ; скорость
хода - 12 узлов
; броня - 100 - 112 мм.;
вооружение
- 8 - 229 мм орудий )
, и в 1868г. спущен
на воду . “Минин
” в течение
своего строительства
испытал ряд
переделок , так
как взгляды
на лучший тип
броненосного
корабля еще
не установились
. Сначала предполагалось
разместить
артиллерию
в башнях и сделать
корабль по
типу английского
же низкобортного
броненосца
Capitan . В таком
виде он был
спущен на воду
в 1869г. однако после
гибели Capitanа
во время шторма
в !870г. постройку
приостановили
и решили превратить
“Минин “ в
броненосный
крейсер . Башни
были сняты и
заменены 4 - 203 мм
орудиями в
бортовых спонсонах
и 12 - 152мм по бортам
на верхней
палубе , мощность
механизмов
увеличили .
Водоизмещение
корабля возросло
до 5740т. , а скорость
до 14 узлов. Таким
образом в России
возник класс
броненосных
крейсеров ,
океанских
кораблей для
дальнего плавания
но более сильных
чем английские
небронированные
крейсера специальной
постройки . По
похожему проекту
были построены
крейсера “Генерал-
Адмирал” и
“Герцог Эдинбургский
” (водоизмещение
4600т.;вооружение
- 4 - 203мм и 2- 152мм орудия;
скорость - 13,6 и
15,3 узла соответственно
). Интересно ,
что все эти
четыре корабля
несли полное
парусное вооружение.
Кроме того для
океанского
крейсерства
были построены
8 неброненосных
клиперов
водоизмещением
1330т. и со скоростью
хода 11-13 узлов
, вооруженные
тремя 152мм орудиями.
Начало
возрождение
черноморского
флота
В 1871г. после
франко-прусской
войны наконец
были отменены
статьи Парижского
договора и
Россия получила
возможность
иметь флот на
Черном море
( до этого там
допускалось
иметь только
6 корветов
водоизмещением
до 800т.) . Для защиты
черноморского
побережья
решено было
создать небольшие
броненосные
суда с сильной
артиллерией
. Для уменьшения
осадки и размеров
корабля при
сохранении
защиты и артиллерийской
мощи был принят
экстравагантный
проект адмирала
Попова - круглого
броненосца.
Намечена была
постройка
десяти таких
судов , названных
“поповками”
но было построено
всего два “Новгород
“ и “Вице-адмирал
Попов”. Они
имели водоизмещение
2500 - 3000 т. (при диаметре
30-36 м и осадке 4
м) , защищены
броней толщиной
275-450мм и 60-75 мм палубой
, вооружение
состояло из
двух 280мм ( 305мм)
орудий. в барбетных
башнях . “Поповки“
не прижились
из-за трудностей
в управлении
(вращение после
выстрела ,
неустойчивость
на курсе) , хотя
обеспечивали
хорошую устойчивость
артиллерийской
платформы и
неплохую для
плавучего форта
скорость 6-7 узлов.
Следует также
отметить построенную
по проекту того
же Попова яхту
“Ливадия” для
царской семьи
. Хотя это был
не боевой корабль
, но оригинальная
конструкция
яхты (при длине
71м она имела
ширину 47м , что
делало ее очень
устойчивой)
делала ее возможным
прототипом
для новых
броненосцев.
Яхта была построена
в Англии , при
испытаниях
она показала
скорость 15,7 узлов
на мерной миле
(при 14 расчетных)
, что было удивительно
для судна с
таким отношением
длины к ширине.
На пути в Черное
море яхта
действительно
показала хорошую
устойчивость
но при ходе
против волны
получала сильные
удары в носовой
части. Необходимые
переделки на
яхте не были
сделаны , по
назначению
ее не использовали
и переименовали
в транспорт
“Опыт” , таким
образом русские
конструкторы
, как и во всем
мире , работали
над усовершенствованием
броненосных
кораблей , поскольку
единых взглядов
на то , как он
должен выглядеть
еще не было ,
что вызвало
к жизни различные
, порой довольно
оригинальные
проекты.
Когда началась
война с Турцией
1877-1878гг черноморский
флот только
начал возрождаться
и борьба на
море практически
не имела места
, ввиду преобладания
на море турецкого
флота (12 броненосных
кораблей и 6
мониторов на
Дунае ). По инициативе
лейтенанта
С. О. Макарова
у Русского
общества пароходства
и торговли
(РОПИТ) были
зафрахтованы
пароходы “Веста”
, “Владимир”
, “Эльбрус”
,”Аргонавт ”
и яхта “Ливадия”
, которые были
вооружены
артиллерией
и превратились
в легкие крейсера.
Эти корабли
действовали
довольно успешно
против пароходов
противника
, а “Веста” под
командованием
Н.М. Баранова
даже приняла
бой у турецкого
броненосца
“Фетхи-Буленд”
и выиграла его.
В условиях ,
когда крупным
бронированным
кораблям противника
Черноморский
флот не мог
противопоставить
равных по классу
, логичным было
обращение к
минному оружию.
Били построены
(или переоборудованы)
паровые катера
, вооруженные
шестовыми
минами (выдвигавшимися
вперед на шесте)
, или (реже)
самодвижущимися
минами Уайтхейда
(торпедами) .
Для доставки
немореходных
крейсеров к
портам противника
использовался
парохода “Константин”
. Шестовые мины
начали впервые
применятся
во время гражданской
войны в Америке.
Несмотря на
то , что нападающий
катер сам
подвергается
большому риску
при взрыве , и
подойти практически
вплотную к
вражескому
кораблю довольно
сложно , действия
этих катеров
оказались
довольно эффективными
: ими был подорван
в Сухуми броненосец
“Ассари-Шевкет”
и один монитор
на Дунае. У берегов
Батуми торпедами
, выпущенными
с двух паровых
катеров был
потоплен сторожевой
корабль “Интибах”
. Стало ясно ,
что даже небольшое
(и дешевое) , но
скоростное
и вооруженное
торпедами судно
может стать
серьезной
угрозой для
крупных боевых
кораблей противника.
Строительство
флота в конце
XIX века
В царствование
“Миротворца”
Александра
III Россия
не вела войн
ни на суше , ни
на море , и Русские
корабелы и
моряки использовали
это время для
оснащения
флота современными
кораблями ,
развитию новых
образцов техники.
Это вполне
удалось - к началу
XX века Россия
имела довольно
мощный флот
, занимая в некоторых
областях (применение
мин , радиосвязи
, броненосных
крейсеров )
занимала лидирующие
позиции в мире.
Строительство
броненосцев
Еще в 1869г. , когда
была решена
проблема защиты
Кронштадта
путем постройки
небольших
броненосцев
береговой
обороны началось
строительство
настоящего
мореходного
броненосца
“Петр Великий”
, который стал
последней
работой известного
русского
кораблестроителя
М.М.Окунева .
Корабль проектировался
по типу английского
броненосца
“Devastation”
, конструкции
известного
английского
кораблестроителя
Э.Рида . Корабль
имел водоизмещение
около 10 000 т. , броневой
пояс толщиной
350-200мм , палуба -
75мм . Вооружение
состояло из
4 - 305мм орудий в
двух башнях
. Механизмы
мощностью 8200
лс должны были
сообщать ему
скорость в 14
узлов , и были
изготовлены
на заводе Берда
. На испытаниях
корабль развил
всего 12.5 узлов
. Эти затруднения
с механизмами
задержали его
готовность
до 1877г. , а в 1881г. он
был отправлен
в Англию для
установки новых
машин и котлов
усовершенствованного
типа. В дальнейшем
броненосцы
на Балтике у
нас долгое
время не закладывались
, так как выбор
был сделан в
пользу броненосных
крейсеров , и
мониторов .
В 1883г. на Черном
море были заложены
, а в 1886г. спущены
на воду однотипные
“Екатерина
II” , “Чесма”
и “Синоп “ и
позднее (заложен
в 1889г. , спущен на
воду в 1892г.) несколько
измененный
”Георгий Победоносец”
(водоизмещение
- около 10 000т ; скорость
- 15-16 узлов ; бронирование
254 - 458 мм , палуба
- 56мм; вооружение
- 6 - 305мм и 7- 152мм орудий
, 8-47мм пушек ). Корабли
были довольно
удачными и
имели оригинальную
схему размещения
артиллерии
- попарно по
углам треугольного
барбета . Все
эти броненосцы
имели также
торпедное
вооружение
и оснащались
тараном , который
ставился на
все броненосцы
до Русско-Японской
войны ( таранный
удар действительно
несет мгновенную
гибель кораблю
противника
, но развитие
артиллерии
и торпед уже
тогда сделало
такое сближение
кораблей
невозможным).
На Балтике
были построены
1887-1889гг. броненосцы
“Александр
II ” и
“Николай I”
(водоизмещение
- 9700т ; скорость
- 14узлов ; пояс-
152-356мм , палуба -
75мм ). Эти корабли
были сделаны
по типу броненосца-тарана
(подобный был
построен в
Англии) , они
были вооружены
2-305мм орудиями
в носовой башне
, 4- 229мм и 8 - 152мм в
бортовых установках
. Эти корабли
получились
неудачными
из-за стремления
сохранить
небольшое
водоизмещение
, признанное
достаточным
для Балтики
. По тому же типу
но меньших
размеров
(водоизмещение
- 6600т.) был построен
броненосец
“Гангут” (он
утонул в 1897г.
наскочив на
камни во время
учебной стрельбы
) .
В 1891г. колебания
в выборе прототипа
для строительства
кораблей прекратились
, и за образец
были приняты
английские
броненосцы
“Nile”
и “
Trafalgar” - бронированная
цитадель в
центре корпуса
(при слабой
защите оконечностей)
, размещение
главного калибра
в концевых
башнях , среднего
- в бронированном
каземате между
ними . Все последующие
броненосцы
до Русско-Японской
войны строились
именно по такому
типу. В 1891г. был
спущен на воду
“Наварин”
(водоизмещение
- 10 000т . ; пояс - 407мм
, каземат - 305 - 127 мм
, палуба -75 мм ,
башни - 305мм; скорость
- 16 узлов; вооружение
; 4 - 305 и 8 - 152мм орудия
, 6 торпедных
аппаратов). В
целом по всем
тактическим
показателям
он уступал
прототипу -
английскому
Nile. Далее
в 1894г. был построен
почти однотипный
“Сисой Великий”
, на котором
броневая палуба
была снижена
и положена
поверх пояса
(как на английском
броненосце
“Royal Sovreign”). В
1898г. вводится
в строй серия
из трех кораблей
“Полтава” ,
“Севастополь”
, “Петропавловск”
у которых
водоизмещение
возросло до
11 000т. , и 152мм орудия
были размещены
в башне.
В 1900г. была построена
серия “Ослябя”
, “Пересвет ”
и “Победа” ,
водоизмещением
12700т. и со скоростью
хода 18 узлов.
Эти корабли
впервые имели
гарвеевскую
броню (на предыдущих
кораблях применялась
броня компаунд)
, и бронепалубу
со скосами к
бортам . Эти
корабли представляли
собой нечто
среднее между
броненосцем
и броненосным
крейсером и
предназначались
для Тихого
океана . Корабли
получились
неудачными
- их вооружение
(254-мм орудия ) и
защита были
явно недостаточны
для боя с броненосцами
противника
, а скорость
- значительно
меньше чем у
броненосных
крейсеров.
Следует отметить
также броненосец
“Ретвизан”
, построенный
в 1902г. в США по
заказу России
. Это был нетиповой
корабль Русского
флота , его
прототипом
послужил американский
Maine. Он имел
водоизмещение
12700 т. , скорость
-18 узлов , бронирование
: пояс - 227мм (крупповская
броня) , каземат
- 152мм и палуба-
75мм. Вооружение
состояло из
4-305мм и 12-305мм орудий
. Этот корабль
, который можно
назвать классическим
образцом
додредноутовского
броненосца
стал одним из
лучших кораблей
русского флота.
В 1901г. Франции
был заказан
броненосец
“Цесаревич”
ставший прототипом
для серии кораблей
: “Бородино”
, “Орел” ,”Александр
III” ,”Суворов”
и “Слава” ,
составивших
основную ударную
силу флота
накануне
Русско-Японской
войны . “Цесаревич”
строился под
руководством
известного
французского
кораблестроителя
Эмиля Бертена.
Он имел водоизмещение
около 13 000т , скорость
- 18 узлов . Защита
его включала
250мм нижний и
152мм верхний
пояс , 50 - мм палубу
поверх него
и 38мм противоторпедную
переборку вдоль
борта и по тем
временам считалась
одной из самых
совершенных
в мире. Помимо
этого в 1893-1896гг.
были построены
три низкобортных
броненосца
береговой
обороны для
Балтики, водоизмещением
4000т. , вооруженных
254мм и 152мм орудиями.
На Черном море
в 1892г. был построен
малый броненосец
“Двенадцать
апостолов “
(водоизмещение
- 8500т. ; бронирование
- пояс- 350 мм , палуба
- 60мм ; вооружение
- 4-305мм и 4-152мм орудия).
Этот броненосец
был удачным
но тактически
необоснованым
. В 1898г. были заложены
“Три Святителя”
и “Князь Потемкин
Таврический”
по типу “Наварина”
но более крупные
(12 500т.) и лучше
защищенные
. На “Потемкине”
сталежелезная
броня заменена
крупповской
, что дало возможность
увеличить число
152мм орудий и
усилить палубы
. Эти корабли
были наиболее
сильными русскими
броненосцами
того времени
, не уступавшими
зарубежным
аналогам.
Крейсера
Как уже отмечалось
, с постройкой
“Минина” в
России возник
новый тип кораблей
- броненосный
крейсер . В 1880-ых
годах колебания
в выборе типа
броненосца
, финансовые
и производственные
затруднения
привели к перерыву
в строительстве
броненосцев.
Было принято
решение продолжить
строительство
броненосных
крейсеров ,
оказавшихся
довольно удачными
- большая дальность
хода позволяла
им успешно
действовать
на океанских
коммуникациях
, сильное вооружение
и броневая
защита делало
их сильнее
крейсеров
противника
, а высокая скорость
позволяла
избегать встреч
с более мощными
броненосцами
, между тем как
стоили они
намного дешевле
последних ( что
для русского
флота было
немаловажно)
. Предполагалось
создать 4 крейсерских
отряда по 3 корабля
в каждом , для
действий в
Тихом океане
против возрастающего
там влияния
Англии и Японии
.
В 1881- 1883гг были
заложены крейсеры
“Владимир
Мономах” и
“Дмитрий Донской”
, представлявшие
улучшенный
тип “Минина
“ (водоизмещение
- 6000т.;скорость
- 15-16узлов; бронирование
: пояс -150мм , палуба
- 50 мм ; вооружение
- 4 -203 и 12 - 152мм орудий)
. Эти корабли
продолжали
нести полное
парусное вооружение.
В 1884г. был заложен
более совершенный
“Адмирал Нахимов”
(водоизмещение
- 8000т ; скорость
- 17.5 узлов ; бронирование:
пояс - 225мм , палуба
- 50 мм ; вооружение
- 8-203мм и 10 - 152мм орудий)
, а в 1888г. был построен
подобный , но
уменьшенный
“Память Азова”
(водоизмещение
- 6700т ; скорость
- 17 узлов ; бронирование:
пояс - 200мм , палуба
- 50 мм ; вооружение
- 2-203мм и 13 - 152мм
орудий).Примечательно
, что корабли
подобного типа
впервые появились
именно в России
(и затем во
Франции), и вызвало
ответную постройку
Владычицей
морей двух
подобных кораблей.
Отсутствие
легких быстроходных
крейсеров
заставило
Морское ведомство
построить в
1885г. два двухвинтовых
бронепалубных
крейсера “Рында”
и “Витязь” ,
водоизмещением
3500т. , однако их
скорость -15 узлов
была ниже всякой
критики . Поэтому
в 1887г. во Франции
был заказан
бронепалубный
крейсер “Адмирал
Корнилов”
(водоизмещение
- 5800т. ; скорость
- 18 узлов ; палуба
- 38мм и 60 мм на скосах
; вооружение
- 14 - 152мм орудий
и 6 - 45мм пушек ).
Затем постройка
легких крейсеров
прерывается
и возвращаются
к строительству
крупных броненосных
крейсеров.
В 1892г. был заложен
крейсер “Рюрик”
, представлявший
собой увеличенный
“Память Азова”
(водоизмещение
- 10 950т ; скорость
- 19 узлов ; бронирование:
пояс - 250мм (броня
компаунд) , палуба
- 50 мм ; вооружение
- 4-203мм и 16 - 152мм орудий
и 6 - 120мм) . В 1894г. был
заложен улучшенный
крейсер “Россия”
(водоизмещение
- 13000т ; скорость
- 19.7 узлов ; бронирование:
пояс - 200мм (гарвеированная
сталь), палуба
- 50 мм ; вооружение
- 4-203мм и 16 - 152мм орудий
и 12 - 75мм ) . Эти корабли
при большой
насыщенностью
артиллерией
имели довольно
слабую ее защиту
( орудия были
установлены
открыто на
палубе и прикрыты
щитами ) , что
являлось крупным
недостатком
. Поэтому на
вступившем
в строй в 1900г.
однотипном
“Громобое”
(водоизмещение
- 14000т. ; скорость
- 20 узлов) 203мм и
152мм орудия были
размещены в
110мм каземтах
, однако нежелание
увеличивать
водоизмещение
крейсера привело
к уменьшению
толщины пояса
до 152мм . Все эти
крейсера вооружались
также торпедными
аппаратами
. В дальнейшем
от постройки
таких кораблей
отказались
, поскольку
имея такое же
водоизмещение
, как и эскадренные
броненосцы
,они были при
этом вооружены
и защищены
несравненно
слабее , а технические
возможности
того времени
позволяли
осуществить
корабли такой
же мощности
при значительно
меньшем водоизмещении
(как например
японский крейсер
“Асама” ) . Во
флоте необходимы
были сравнительно
небольшие
броненосные
и бронепалубные
крейсера .
В 1896г. во Франции
был заказан
бронепалубный
крейсер “Светлана”
(3900т.,20 узлов) , вооруженный
6-152мм орудиями
и 4 торпедными
аппаратами
. Затем в период
1899-1901гг. за границей
заказывается
ряд кораблей
. “Варяг” (6500т.)-
США, “Богатырь”
(6700т.) и “Аскольд”
(5900т.) - Германии
. Эти корабли
имели скорость
23 узла , защищались
38мм палубой с
75мм скосами к
бортам , были
вооружены 12 -
152мм и 12 - 75 мм орудиями
и различались
расположением
артиллерии
. В Дании был
заказан “Боярин”
(3200т.) и в Германии
быстроходный
крейсер “Новик”
(3100т.) . “Новик”
показал на
испытаниях
скорость 26 узлов
, был защищен
50-мм палубой
с 75-мм скосами
к бортам и
вооружался
6-120мм орудиями
. Кроме того во
Франции был
заказан крупный
броненосный
крейсер “Баян”
(7800т.) . Он имел
скорость 22 узла
и защищался
200мм поясом (100мм
в носу) и 50мм
палубой (в корме
карапасной)
, вооружение
состояло из
2-203мм башенных
орудий и 8 - 152мм
в каземате.
Одновременно
в Петербурге
закладываются
бронепалубные
крейсера “Паллада”
, “Аврора” (та
самая) и “Диана”
. Однотипные
, водоизмещением
6730т. , скорость
- 20 узлов , бронирование
- 50мм палуба с
75мм скосами ,
вооружение
- 12 - 152мм и 24 - 75мм орудия
, три торпедных
аппарата . Кроме
этого в 1901- 1903гг
в Петербурге
закладываются
крейсера “Олег”
(по типу “Богатыря”
) , “Жемчуг” и
“Изумруд” (по
типу “Новик”)
. На Черном море
закладываются
“Кагул” и “Очаков”
(по типу “Богатыря”)
. В целом российский
крейсерский
флот был укомплектован
довольно сильными
и быстроходными
кораблями ,
неплохо защищенными
(ярким примером
живучести
бронепалубных
крейсеров ,
считавшихся
сравнительно
слабо защищенными
, является бой
крейсера “Варяг”).
Именно крейсеры
действовали
в Русско-Японскую
войну наиболее
успешно (особенно
на фоне общей
безрадостной
картины ) .
Миноносцы
Как уже отмечалось
, применение
минного оружия
в Русско-Турецкую
войну оказалось
эффективным
, что дало толчок
для его дальнейшего
развития . Еще
в 1876г. была предпринята
попытка самостоятельной
разработки
торпедного
оружия , но она
не увенчалась
успехом и был
приобретен
патент на торпеду
Уайтхеда , с
заказом ему
торпед и командировкой
на завод торпедистов
для обучения
. В 1877г. были заложены
в Петербурге
90 миноносок ,
еще 10 заказаны
в Германии и
6 строилось на
Черном море.
Они представляли
из себя маленькие
паровые суденышки
водоизмещением
23т., могли развивать
скорость 16 узлов
и били вооружены
одним торпедным
аппаратом в
носу. Увлечение
маленькими
миноносками
было тогда
характерным
для многих
флотов мира
, но вскоре
выяснилось
, что эти маленькие
суденышки
очень немореходны
- достаточно
было небольшому
усилению ветра
, и флотилии
миноносок не
могли выйти
в море. Управляющий
русским Морским
министерством
адмирал И.А.
Шестаков вынужден
был с горечью
констатировать
, что немалые
деньги , истраченные
на сотню миноносок
, потрачены
зря.
В связи с этим
во многих странах
были предприняты
попытки создать
суда , сочетавшие
скорость и
дешевизну
миноносок и
приличную
мореходность
. Корабелы Англии
, Франции , Австрии
, Германии создать
такой корабль
оказались
неудачными
- суда получались
либо очень
большими и
дорогими , либо
вообще небоеспособными
. Работали над
этой проблемой
и русские
кораблестроители
, и , неожиданно
, им удалось
справится с
ней . Первый
русский миноносец
“Взрыв” , построенный
в 1878г. на заводе
Берда , имел
водоизмещение
134т. , но на испытаниях
развил всего
13.3 узла , вместо
расчетных 17.
Тогда Морское
министерство
заказало в
Англии фирме
“Ярроу” миноносец
“Батум” , представлявший
собой по сути
увеличенную
миноноску.
Корабль был
готов в 1880г. , на
испытаниях
он развил скорость
22 узла (без загрузки)
, и был вооружен
двумя торпедными
аппаратами
и пятисвольной
37мм пушкой Гочкиса.
Неплохую мореходность
корабль подтвердил
, благополучно
придя своим
ходом в Николаев
. “Батум” считается
первым в мире
мореходным
миноносцем
, родоначальником
целого класса
караблей .
До 1886г. на русских
и заграничных
заводах строятся
миноносцы
подобного типа
, водоизмещением
70-100т. , со скоростью
18-20 узлов. В 1884г. во
Франции был
заказан миноносец
“Поти” для
Черного моря
(73т. ,18.5 узлов) , по
этому типу было
построено 7
миноносцев
на Балтике , и
1 в Николаеве
. В дальнейшем
было заказано
еще два миноносца
во Франции
(100т. , 19 узлов) и девять
в Германии
(86т., 20 узлов) . В
дальнейшем
до 1898г. строилось
на Русских
заводах и
заказывалось
за границей
большое число
миноносцев
, водоизмещением
90-150т. , со скоростью
хода 20-25 узлов
, вооруженных
2-3 торпедными
аппаратами
и 37мм или 47мм
пушками. Эти
миноносцы
называли номерными
, поскольку
ввиду их большого
числа каждому
был присвоен
номер , а не название
.
Миноносцы
водоизмещением
в 100т. обладали
все же не очень
хорошей мореходностью
- они могли лишь
непродолжительное
время держатся
в море при свежем
ветре , поэтому
уже после постройки
“Батума” возникла
идея минных
крейсеров .
Она получила
осуществление
, когда в 1886г. был
построен миноносец
“Лейтенант
Ильин” на Балтике
, а в 1889г. - “Капитан
Сакен” на Черном
море. Они имели
водоизмещение
600т. , развивали
скорость 20 и
18.5 узлов соответственно
, вооружены
пятью и тремя
торпедными
аппаратами
соответственно
, 37мм и 47мм пушками
и имели 20 мм
броневую палубу
. Затем от бронирования
миноносцев
отказались
, так как основным
элементом их
живучести была
скорость . В
Германии заказывают
“Капитан-Лейтенант
Казарский”
(415т. , 21 узел , 2 торпедных
аппарата) для
Черного моря
, затем по этому
проекту строят
еще 5 кораблей
.
В 1896г. был построен
миноносец
“Абрек” (538т. , 21
узел ) , который
помимо двух
торпедных
аппаратов имел
сравнительно
сильное артиллерийское
вооружение
(2-75мм , 4-47мм и 2-37мм
пушек). Этот
корабль стал
первой попыткой
создания истребителя
миноносцев
(destroyer ) - с сильной
артиллерией
но был для
этого класса
великоват . В
связи с этим
в 1895г. фирме “Ярроу”
был заказан
истребитель
“Сокол” (240 т., 29
узлов) , вооруженный
75мм пушкой и 2
торпедными
аппаратами
. Этот корабль
вызвал большой
интерес за
границей и
представлял
собой довольно
совершенный
образец техники
того времени
, его корпус
был впервые
изготовлен
из никилевой
стали , что дало
дополнительный
выигрыш в весе.
Затем в 1899 - 1901г. во
Франции были
заказаны пять
аналогичных
миноносцев
(312т. , 26 узлов) . По
этим образцам
в Петербурге
и Николаеве
был построен
ряд миноносцев
и истребителей
. Всего в составе
флота на 1902г. было
55 истребителей
и 86 малых миноносцев.
Канонерские
лодки
В 1885г. были заказаны
для Дальнего
Востока лодки
“Бобр” и “Сивуч”
(1000т. , 11 узлов ) ,
вооруженные
1-229мм и 1-152мм орудиями
. Затем в 1886г. были
заказаны за
границей лодки
“Манджур” и
“Кореец” ( 1300т.
, 13 узлов ) , вооруженных
2-203мм и 1-152мм орудиями
. Для Черного
моря были построены
6 однотипных
лодок , и еще 4
были построены
на Балтике .
Еще в 1899г. была
построена в
Петербурге
лодка “Гиляк”
для Дальнего
Востока (1000т. , 12
узлов , 1-120мм и
5-75мм орудий) и
“Хивинец”
(1340т. , 13.5 узлов , 2-120мм
и 8 - 75мм орудий
) для Балтики
. Все эти корабли
были небронированными
и предназначались
для обороны
побережий.
Подводные
лодки
Регулярное
строительство
подводных
лодок началось
в 1902-1903гг , до этого
производились
лишь единичные
попытки строительства
лодок различными
изобретателями
(в частности
- лодка Джевецкого
с мускульным
приводом) .
Строительство
русской субмарины
было поручено
Балтийскому
заводу под
руководством
инженера И.Г.
Бубнова и капитана
М.Н. Беклемешева
. По их проекту
в 1903г. была построена
лодка “Дельфин”
, водоизмещением
113т./123т. , оснащенная
карбюраторным
двигателем
Даймлера и
электромотором
для подводного
хода . Скорость
хода составляла
9.0/5.5 узлов
, вооружение
состояло из
двух торпедных
аппаратов
конструкции
Джевецкого
. Затем в 1904г. было
заложено 6 лодок
типа “Касатка”
, водоизмещением
140т. /177т. , с
бензиновым
и электрическим
двигателем
, позволявшими
ей развивать
8.5/5.0 узлов
, и вооруженных
4 торпедными
аппаратами
Джевецкого
.
Помимо этого
в США покупаются
лодки “Фултон”
(переименован
в “Сом” конструкции
Голланда) и
“Протектор”
(“Осетр”) , конструкции
Лэка . На Невском
заводе начинается
сборка нескольких
лодок Голланда
,а в Либаве несколько
лодок типа
“Протектор”
. Видимо , Морское
ведомство
возлагало на
лодки большие
надежды в войне
, поэтому “Дельфин”
, четыре “Касатки”
и все лодки
типа “Фултон”
и типа “Протектор”
были отправлены
по железной
дороге на Дальний
Восток . Туда
была даже отправлена
совершенно
небоеспособная
“Форель” - 14-ти
тонная чисто
электрическая
экспериментальная
лодка , купленная
в Германии .
Лодки эти принимать
участие в боевых
операциях не
могли , ввиду
малой автономности
, и ряду конструктивных
недостатков
, допущенных
при спешной
(9 мес.) постройке
и играли роль
скорее психологического
оружия. Об их
“надежности
” говорит тот
факт ,что во
время стоянки
у Балтийского
завода “Дельфин”
затонул, будучи
залит через
открытый люк
от волны проходившего
вблизи парохода
( :-) ); затем лодка
была поднята
и восстановлена
.
Следует также
отметить развитие
в России минного
оружия , по которому
наша страна
занимала лидирующие
позиции . Русскими
моряками и
инженерами
была создана
первая морская
мина (еще в 1807г.)
, в 1882г. лейтенант
Н.Н. Азаров
изобретает
устройство
, позволявшее
автоматически
устанавливать
мину на заданной
глубине , что
позволило
значительно
увеличить
скорость постановки
. В 1898г. на вооружение
была принята
сферическая
гальваноударная
мина ( шарик с
“рогами”) ,
послужившая
прототипом
для всех последующих
корабельных
мин вплоть до
Второй Мировой
войны. Уже во
время Русско-Турецкой
войны на Балтике
существовал
отряд минных
судов. В 1886г. в
Норвегии был
построен минный
транспорт
“Алеут” принимавший
на борт 130 мин,
а в 1891г. в Швеции
более крупные
“Буг ” и “Дунай”
(230 мин) . В 1899г. были
построены по
проекту В.А.
Степанова два
больших минзага
“Амур” и “Енисей”
для Дальнего
Востока (2800т. , 18
узлов , 300 мин) ,
предназначенные
для скрытой
постановки
мин на вражеских
коммуникациях
.
Говоря о техническом
развитии русского
флота необходимо
упомянуть
изобретение
С.О. Макаровым
1891г. снарядов
с мягким наконечником
, который позволил
значительно
увеличить их
бронепробиваемость
, вследствие
образования
скользкой
прослойки при
пробивании
броневой плиты
. На испытаниях
152мм пушка , стрелявшая
макаровскими
снарядами легко
пробила плиты
, не поддавшиеся
перед этим
229мм орудию с
обычными боеприпасами
.
Таким образом
мы видим , что
к началу XX
века российский
флот был неплохо
оснащен боевыми
кораблями .
Особенно это
касается миноносцев
и минзагов. С
крупными кораблями
было сложнее
, и если крейсерский
флот представлял
серьезную
угрозу для
любого вероятного
противника
,то большинство
броненосцев
было устаревших
образцов , а
отвечавших
современным
требованиям
кораблей было
немного (“Потемкин”,”Три
Святителя”,”Ретвизвн”
, пять броненосцев
типа “Бородино”)
. Несмотря на
то , что в строительстве
кораблей
главенствующим
было подражание
иностранным
образцам , русские
инженеры , моряки
и изобретатели
создали ряд
интересных
, и зачастую
превосходивших
зарубежные
аналоги образцов
боевой техники
(“поповки” ,
миноносцы ,
минное оружие).
Русско-Японская
война
Обстановка
на Дальнем
Востоке в начале
XX века была
сложной . В этом
регионе столкнулись
интересы многих
стран , прежде
всего России
, Японии и Англии
. Японцы при
активной поддержке
англичан открыто
вели военные
приготовления
и создали к
тоиу времени
сильную армию
и современный
флот . Россия
не препятствовала
этому , так как
в правительстве
многие , во главе
с министром
внутренних
дел В.К. Плеве
, считали , что
Япония противник
слабый , и Россия
войну непременно
выиграет , и
это будет полезно
для преодоления
социальных
противоречий
, обострившихся
внутри страны
.
В ночь на 26 января
1904г. Японская
эскадра без
официального
объявления
войны атаковала
русские корабли
в Порт-Артуре
(база тихоокеанской
эскадры) . Началась
Русско-Японская
война , ставшая
одной из самых
неудачных в
истории России
. Помимо просчетов
командования
, недостатка
войск и их плохого
оснащения и
других объективных
проблем , русские
войска , и особенно
флот , преследовала
просто фатальная
цепь неудач.
31 марта из Порт
- Артура выходит
навстречу
неприятелю
Тихоокеанская
эскадра , на
флагманском
броненосце
“Петропавловск”
держит флаг
командующий
эскадрой адмирал
С.О. Макаров .
На выходе из
порта “Петропавловск”
подрывается
на японской
мине . Мины у
японцев в то
время довольно
слабые , и потопить
ей броненосец
вряд ли возможно
, но по несчастливому
стечению
обстоятельств
сдетонировал
боезапас , над
кораблем поднялся
столб дыма и
через две минуты
он исчез под
водой , унеся
с собой 600 человек
команды , в том
числе и С.О.
Макарова .
В 8 феврале
1904г. японские
суда направляются
для высадки
десанта в корейский
порт Чемульпо
, на входе в порт
они встречают
русский крейсер
“Варяг” под
командованием
В.Ф. Руднева и
канонерку
“Кореец” , на
приказ сдаться
русские корабли
ответили отказом
и начался один
из самых удивительных
морских боев
в истории .
Бронепалубный
крейсер и старенькая
канонерка
отражали атаку
эскадры из 15
боевых кораблей
. После часового
обстрела они
так и не были
потоплены и
вернулись в
порт , здесь
было решено
, что дальнейшее
сопротивление
не имеет смысла
, и корабли были
затоплены. Этот
бой вошел в
историю как
проявление
удивительного
героизма русских
моряков .
Японцы высаживают
десант на Ляодунский
полуостров
и начинают
осаждать Порт-Артур
с суши и с моря.
Под давлением
Петербурга
новый командующий
эскадрой В.К.Витгефт
принимает
решение прорываться
во Владивосток
. Тихоокеанская
эскадра выходит
в море и 10 августа
путь ей закрывает
значительно
превосходящая
по силе японская
эскадра Хейхатиро
Того . Того
открывает огонь
и пытается
осуществить
охват “головы
“ русской эскадры
но неверно
рассчитав
маневр отдаляется
от нее . Через
два часа бой
возобновляется
, японцы обстреливали
в основном
флагманы “Цесаревич”
и “Пересвет”
но и “ наши
стреляли , в
общем , не хуже
японцев ”(как
отмечает очевидец)
. Того уже готов
прекратить
бой из-за серьезных
повреждений
своего флагмана
, но в это время
в боевую рубку
“Цесаревича”
попадает снаряд
, при взрыве
которого погибает
Витгефт и ряд
старших офицеров
. Эскадра лишилась
управления
, смешалась и
повернула в
Порт-Артур .
Несколько
кораблей ,в том
числе “Цесаревич”
, который получил
еще и повреждение
рулевого механизма
, пришли в нейтральные
порты и были
интернированы
. Это было серьезное
поражение , но
все было еще
не так плохо
- в этом сражении
японцы ни потопили
ни одного русского
корабля , а потери
в личном составе
на “Миказе”
(флагман Того)
были вдвое
больше чем на
“Цесаревиче”
.
В Корейском
проливе успешно
действовали
русские броненосные
крейсера “Россия”
, “Громобой”
и “Рюрик” и
два номерных
миноносца . В
июне 1904г. это
соединение
под командованием
адмирала Безобразова
вышло в пролив
с заданием
нарушить Японские
торговые перевозки
, особенно
предназначенные
для снабжения
армии . Сработал
эффект внезапности
и крейсерам
удалось потопить
два крупных
парохода с
войсками и
орудиями для
осады Порт-Артура
, несколько
английских
судов с грузами
для Японии было
арестовано
и отправлено
с призовой
командой во
Владивосток
. Японцам пришлось
задержать выход
в море своих
транспортов
, на время снабжение
японской армии
на континенте
было парализовано
. На охоту за
русскими крейсерами
отправляется
эскадра адмирала
Камимуры , в
составе 4 броненосных
и 4 легких крейсеров
, посыльного
судна и 8 миноносцев.
1 июля в Цусимском
проливе Камимура
наткнулся на
русские крейсера
, но тем удалось
уйти от преследования
, а посланные
ночью вдогонку
миноносцы были
отбыты (два
было потоплено
) . За время рейдерства
русским отрядом
было потоплено
или арестовано
13 японских и
английских
судов , иногда
неуловимый
отряд действовал
буквально на
входе в Иокогаму
и Токио , это
соединение
в Европе прозвали
“эскадрой -
невидимкой
“.
В сентябре
этот отряд
крейсеров был
выслан навстречу
Тихоокеанской
эскадре во
время попытки
ее прорыва во
Владивосток
. При встрече
с крейсерами
Камимуры ему
было предписано
отвлекать их
на себя , отступая
на север . 14 августа
встреча состоялась
, 4 крейсера Камимуры
зашли с севера
и атаковали
русские корабли
. Русским крейсерам
удалось сильно
повредит флагманский
“Идзуме” , а на
замыкающем
“Ивате” снаряд
вывел из строя
3 -152мм орудия , но
и русские крейсера
получали повреждения
. Особенно сильно
пострадал
“Рюрик” - на
нем был убит
командир , начался
пожар . К японцам
подошли еще
два крейсера
. У “Рюрика”
было повреждено
рулевое управление
, разрушена
кормовая надстройка
и командующий
соединением
принял решение
идти на север
, надеясь что
“Рюрик” , оставленный
японцами , сможет
исправить
повреждения
. 10 часов японцы
преследовали
параллельным
курсом “Громобой”
и “Россию” ,
они получили
сильные повреждения
но все же пришли
во Владивосток.
“Рюрик” вел
бой с двумя
японскими
крейсерами
, положение
было безнадежным
и он был затоплен
командой .
Довольно успешно
применял русский
флот и новые
для того времени
виды оружия
- мины и подводные
лодки . Применительно
к последним
слова эти имеют
скорее иронический
смысл , поскольку
они практически
не покидали
своих баз , но
Японцы их панически
боялись , и они
играли роль
психологического
оружия - при
малейшем подозрении
о присутствии
субмарин
японские корабли
поспешно покидали
данный район
(этим многие
объясняют то
что японские
корабли не
атаковали
Владивосток)
. Применение
мин было более
осязаемо . На
Дальнем Востоке
действовали
минные транспорты
(минзаги ) “Амур”
и “Енисей” .
14 мая 1904г. “Амур”
выставил мины
на входе в
Порт-Артур ,
вернувшись
на базу командир
корабля Ф.Н.
Иванов получил
выговор от
командующего
Витгефта за
то что выставил
мины не там ,
где ему было
предписано
, а на следующее
утро на его
минах подорвались
сразу два японских
броненосца
, причем один
сразу затонул
, а второй затонул
во время возвращения
на базу . Судьба
“Енисея” сложилась
трагически
: в феврале 1904г.
одна из выставленных
мин всплыла
на поверхность
, при попытке
уничтожить
ее (она демаскировала
заграждение
) заградитель
снесло на мину
течением , он
подорвался
на собственной
мине и быстро
затонул . В числе
погибших был
и его командир
, капитан 2-го
ранга В.А.Степанов
- создатель
первой в мире
системы автоматической
постановки
мин , создатель
“Амура” и самого
“Енисея”.
Несмотря на
явное преимущество
японского флота
потери русских
были не так уж
велики и соизмеримы
с японскими
, но приближался
роковой день
14 мая 1905г. . На выручку
Порт-Артуру
была отправлена
из Либавы
2-Тихоокеанская
эскадра под
командованием
вице-адмирал
З.П. Рождественского
. На переходе
в нее влилась
3--Тихоокеанская
эскадра Н.И.
Небогатова
(состоящая из
четырех старых
броненосцев
и крейсера) .
Эскадра совершила
путешествие
вокруг Африки
длиною 18 000 миль
но в ноябре
было получено
известие о
сдаче Порт-Артура
, что делало
поход эскадры
бессмысленным
. Ей было приказано
прорываться
во Владивосток
. 14 мая 1905г. армада
из 38 вымпелов
(в том числе 12
броненосцев
и броненосных
крейсеров )
вошла в Цусимский
пролив , навстречу
ей двигалась
эскадра того
, в которой
насчитывалось
12 крупных кораблей
.
На громкую
победу в бою
рассчитывали
, пожалуй , лишь
в тишине петербургских
кабинетов ,
моряки оценивали
ситуацию более
трезво . Считалось
, что лучшее
что можно ожидать
- прорыв во
Владивосток
с большими
повреждениями
, сам Рождественский
считал возможным
“дойти до
Владивостока
с потерею нескольких
судов”- мысли
не очень оптимистические
,но той катастрофы
, что произошла
на самом деле
не ожидал никто
. Часто можно
услышать мнение
, что Того имел
значительное
превосходство
в скорости и
артиллерии.
Японские корабли
были действительно
быстрее русских
, но это объясняется
в основном тем
, что в эскадре
Того было ... всего
четыре настоящих
броненосца
, остальные
крупные корабли
были броненосными
крейсерами
адмирала Камимуры
. Правда , большинство
броненосцев
в русской эскадре
были устаревшими
, но зато в правой
колонне эскадры
шло 4 новейших
броненосца
типа “Бородино”
, во главе с
флагманом
эскадры “Князем
Суворовым”
. По числу и калибру
стволов русский
флот имел
преимущество
, но выучка
комендоров
оставляла
желать лучшего
, поскольку за
все время похода
было проведено
всего две учебные
стрельбы , да
и точность
дальномеров
была неудовлетворительной
.
Русские корабли
были сильно
перегружены
(водоизмещение
флагман превышало
15 000т. , при расчетных
13 000т. ) , так как в
их трюмах было
полно грузов
для осажденной
крепости , что
привело к тому
,что главный
бронепояс
практически
исчез под водой
. Наложение
всех этих причин
и привело в
целом к тому
, что случилось
. Немало помогли
этому и ошибки
командования
, и пресловутое
невезение .
Итак , в пролив
двумя колоннами
входит русская
эскадра (в правой
,как уже говорилось
, были броненосцы
типа “Бородино”
, в левой - старые
броненосцы
во главе с “Ослябей”)
. В 13.10 с “Суворова”
заметил противника
в 70 кабельтовых
, и Рождественский
начал перестроение
- сильная правая
колонна выдвигалась
вперед - решение
верное. Того
не заметил
этого перестроения
и попытался
атаковать
левую колонну
, увидев перед
собой новые
броненосцы
, с которыми
вступать в
единоборство
ему было опасно
, он решает начать
бой , пока русские
не завершат
перестроения
, и в 13.36 сделал
новый разворот
, чтобы занять
более удобную
позицию для
обстрела . В
13.49 , не завершив
перестроения
, Рождественский
дает пристрелочный
залп по “Миказе”
, через две минуты
отвечает и
японский флагман
, затем вступают
в бой броненосцы
и броненосные
крейсера .
Рождественский
допускает ряд
ошибок - он
приказывает
левой колонне
пропустить
правую вперед
, для чего этим
кораблям пришлось
сбавить ход
или вовсе
застопорить
машины , что
привело к нарушению
боевого строя
. Последний его
приказ оказался
губителен - он
приказал “Бить
по головному”
, идея правильная
- так действовали
и японцы (они
сосредоточили
свой огонь на
“Суворове”
и “Ослябе” , )
, для скорейшего
вывода из строя
флагмана противника
, но в отличие
от них Рождественский
не организовал
огонь , и русские
корабли просто
сбивали друг
другу пристрелку
бессистемной
стрельбой по
“Миказе” , так
и не потопив
его (правда ,
он получил
серьезные
повреждения
). Дальше вмешалось
пресловутое
невезение -
находившийся
в боевой рубке
Рождественский
был тяжело
ранен залетевшим
туда осколком
, и эскадра
практически
потеряла управление.
Японцам удалось
добиться максимума
своего огня
при минимуме
огня противника
, что и требовалось
. Через полчаса
после начала
боя “Ослябя“
медленно накренился
на борт и опрокинулся
, спустя еще 6
минут вышел
из строя “Суворов”
. Опрокидываются
“Александр
III” и “Бородино”
, выходит из
строя “Орел”
(причем эти
броненосцы
выдержали около
двухсот попаданий
крупнокалиберных
снарядов) .
Броненосные
крейсера Камимуры
, практически
не обстреливаемые
русскими кораблями
буквально
осыпали их
снарядами . К
вечеру практически
все уже было
кончено : сдался
штаб Рождественского
(перешедший
на миноносец
“Бедовый” ) ,
сдался адмирал
Небогатов ,
основные силы
эскадры уничтожены
. Героическое
сопротивление
экипажей отдельных
кораблей не
могло уже ничего
сделать - японцы
добивали разрозненные
остатки эскадры
.
В Цусимском
бою японцы
уничтожили
21 русский корабль
, причем впервые
артиллерией
были уничтожены
эскадренные
броненосцы
- самые мощные
корабли того
времени , погибло
5 тыс. русских
моряков . 5 кораблей
сдалось ,6 ушли
в нейтральные
воды , и только
самый слабый
крейсер “Алмаз”
с двумя миноносцами
пришел во Владивосток
, японцы же потеряли
всего три миноносца
. Более тяжелого
поражения в
истории нашего
флота не было
, за один день
были потеряны
практически
все основные
силы русского
флот , создававшиеся
годами , Петербург
остался без
защиты с моря.
Русско-Японская
война оказала
влияние на
развитие военного
судостроения
во всем мире
, особенно Цусимское
сражение . К
нему было приковано
внимание морских
специалистов
во всех ведущих
странах - ведь
она стал проверкой
реальной
боеспособности
броненосных
флотов , проверкой
различных
теоретических
построений
морских теоретиков
и конструкторов
. После нее был
создан ряд
новых типов
боевых кораблей
(в частности
дредноуты) .
Эта война стальных
армад броненосцев
и крейсеров
стала предтечей
будущих технологических
войн XX века.
Литература:
М.А.Михайлов
М.А.Баскаков
“Фрегаты , Крейсера
, Линейные корабли
, Москва “Досааф
СССР” 1986г.
А.П.Шершов “История
военного
кораблестроения”
, Санкт-Петербург
“Полигон”
1994г.
В.А.Дыгало “А
начиналось
все с ладьи
...” , Москва “Просвещение”
1996г.
Журнальные
статьи:
М.Комков “Цусима:
загадки сражения
” //”Техника
молодежи”
1990г. -6