рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Оттепель конца 1950-х начала 1960-х гг.

Сама брошюра с докладом выпущена не была, но материалы, попавшие в руки спецслужб США, были опубликованы.

Хрущева поддерживала интеллигенция (это, конечно, была не та интеллигенция, которая могла называться интеллигенцией России, - это была «советская интеллигенция» ведь до сих пор люди делающие все для ослабления России называют себя «интеллигенцией»). В печати развернулась бурная полемика по вопросам истории и социологии. Однако, как и следовало ожидать, представители оппозиции власти скоро запретили эти дискуссии. Из-за непонимания до конца ситуации, в которой он находился в тот период, и своих непродуманных действий как политика положение самого Хрущева как главы Секретариата ЦК партии осенью 1956 года оказалось под угрозой. После XX съезда КПСС в Президиуме ЦК оформились две противоборствующие группы: Хрущев и Микоян, с одной стороны, Молотов, Ворошилов, Каганович и Маленков - с другой, а между ними – группа колеблющихся.

В первой половине 1957 года началась острая политическая борьба в руководстве страной. Она обострилась особенно резко после предложения Хрущева о реорганизации промышленности. Реформа предусматривала роспуск отраслевых министерств и группирование предприятий не по производственному признаку (как это было с 1932 г.), а по географическому признаку под местным руководством. Это была попытка децентрализации промышленности, управлять которой централизованно без издержек было невозможно. Воспротивился идее Хрущева и Булганин. Он стал собирать у себя старых и новых оппозиционеров и вскоре перешел в антихрущевское наступление. Поводом послужила речь Хрущева в Ленинграде. Ободренный псевдо-успехами в сельском хозяйстве, он по своей инициативе выдвинул нереальную идею обогнать США за 3-4 года по производству мяса, молока и масла на душу населения. Удобный случай для оппозиции представился в первой половине июня, когда Хрущев был в Финляндии с визитом. После возвращения он попал на заседание Президиума ЦК, созванного без его ведома с целью его отставки. Ему предложили занять пост министра сельского хозяйства.

На сторону Хрущева встали Микоян, Суслов и Кириченко. Заседание Президиума ЦК длилось более трех дней. Несмотря на принятые меры по изоляции Хрущева, некоторые члены ЦК узнали о происходящем и срочно прибыли в Москву и направились в Кремль, чтобы потребовать отчета о происходящем и немедленного созыва Пленума ЦК.

Хрущев настаивал на своем выступлении. На встречу с членами ЦК направились делегации обеих фракций: с одной стороны Ворошилов и Булганин, с другой - Хрущев и Микоян. На встрече замыслы оппозиции оказались скомпрометированными.

Уже на первом заседании Пленума ЦК ситуация изменилась. Хрущев смог предпринять наступление. Оппозиция получила отпор. Было решено Молотова, Маленкова, Кагановича снять со всех постов и удалить из всех руководящих органов.

Значительным гарантом успеха Хрущева была поддержка Маршала Советского Союза Г.К.Жукова, возглавлявшего Вооруженные Силы.

Нужно отметить, что в отличие от предыдущих времен оппозиционеры не были репрессированы. Они получили второстепенные посты: Молотов - пост посла в Монголии, Маленков и Каганович - посты директоров отдаленных предприятий (первый - в Казахстане, второй - на Урале). Все они остались членами партии. На несколько месяцев Булганин остался Председателем Совета Министров, а Ворошилов, - ещё дольше, -Председателем Президиума Верховного Совета. Однако и тот и другой были лишены реальной власти.

Получили повышение и стали членами и кандидатами в члены Президиума ЦК те, кто показал себя энергичным сторонником Хрущева (Аристов, Беляев, Брежнев, Козлов, Игнатов и Жуков).

Хрущев завоевал неограниченную власть в партии и государстве. Для него открылись неограниченные возможности для дальнейших преобразований, однако этого не произошло. Наоборот, вскоре Жуков был снят с поста Министра обороны. Это свершилось тогда, когда он находился с визитом в Югославии и Албании. По возвращении он оказался перед фактом. Его подозревали в бонапартистских намерениях, то есть в том, что он вроде бы хотел вывести Вооруженные Силы из-под контроля партии и установить в них "культ собственной личности". В действительности Жуков только лишь сократил в армии число политорганов и их руководителей в армии. Которые не способствовали укреплению армии, а лишь повышали ее нервозность.

Вероятно, Хрущев хотел помешать военным завоевать самостоятельную политическую роль. В Жукове видели возможного кандидата на пост Председателя Совета Министров вместо Булганина. Однако в марте 1958 года на этот пост был назначен Хрущев, который сохранил и пост Первого секретаря ЦК КПСС. Так исчезло разделение власти, осуществленное после смерти Сталина. Это решение мало соответствовало решениям XX съезда.


Глава 2. Мирные инициативы Советского союза. Внешнеполитическая деятельность Н.С.Хрущева

После осуждения на XX съезде КПСС сталинизма, процесс пересмотра позиций вызвал в правящих компартиях Европы политические разногласия. Пытаясь придать более коллегиальный характер политическому руководству, в каждой из стран Восточной Европы разделили высшие партийные, правительственные и государственные посты. Это было следствием политической борьбы. Важным событием 1955 года явилось примирение СССР с Югославией. Советское руководство заявило, что якобы югославский режим не стал "реставрированным капитализмом", а просто Югославия следует к социализму своим путем. Хрущев, сыграл в примирении СССР с Югославией свою роль, прибыв в Белград с визитом и подписал соглашение о взаимном уважении и невмешательстве во внутренние дела ни по каким мотивам. Это было первое признание многообразия путей к социализму, провозглашенного на XX съезде КПСС.

В октябре1956 года советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии.

Во время событий 1956 года внутри социалистической системы обрисовались три полюса: Москва, Пекин и Белград. Хрущев пытался действовать вместе с обеими столицами. Трудности в общении состояли, прежде всего, в полярности взглядов на события в Венгрии.

4 октября 1957 года в Советском союзе был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли. Началась "космическая эра". Первые временные неудачи аналогичных экспериментов в США усилили впечатление превосходства русской мысли. Кульминацией был день 12 апреля 1961 года: впервые человек совершил орбитальный полет вокруг Земли. Это был Юрий Гагарин. Первые космические успехи явились результатом деятельности блестящей группы русских ученых, возглавляемых академиком Королевым. Он и подал идею опередить американцев в запуске спутника. Хрущев поддержал Королева. Успех имел огромный политический и пропагандистский резонанс в мире. Советский Союз отныне владел не только ядерным оружием, но и межконтинентальными ракетами, способными доставить его в заданную точку мира. С этого времени США утратили неуязвимость из-за океана. Теперь и они оказались под той же угрозой, что и СССР. Если до этого момента в мире существовала одна сверхдержава, то теперь появилась вторая. На американцев, недооценивавших возможности своего противника, это произвело сильное впечатление. С Советским Союзом США отныне пришлось считаться и считаться серьезно.

Основной целью советской дипломатии была стабилизация ситуации в Европе путем узаконивания положения, сложившегося после войны. Нужно было ещё, как выражается Н.С.Хрущёв, "кардинально решать" немецкую проблему. Речь шла о подписании мирного договора, который не был заключен за столько лет после войны, но договора не с Гермнией, которой больше не существовало, а с обоими немецкими государствами. Предложение, выдвинутое коллективно странами Варшавского Договора в мае 1958 года, было отвергнуто США и их союзниками, выступившими против любого официального признания ГДР. Формально их политика была направлена на старый вариант объединения, то есть под главенством ФРГ. Это влекло за собой и непризнание блоком НАТО новых земель, принадлежавших Польше после окончания войны, между реками Одер и Нейсе. Для того, чтобы сделать страны-участницы блока НАТО более сговорчивыми, Н.С.Хрущёв предложил сделать Западный Берлин, разделенный после войны на четыре оккупационные зоны, "свободным городом". Это значило, что в этот город американцы, англичане и французы смогли бы попасть только с разрешения властей ГДР. Переговоры по данной проблеме шли с 1958 по 1961 годы, однако она так и не была решена. Было решено построить вокруг Западного Берлина знаменитую стену из бетонных плит. Открытыми остались только контрольно-пропускные пункты. Город оказался в блокаде. Это позволило остановить отток людей из ГДР в ФРГ. Однако, большего достичь Н.С.Хрущёву по данной проблеме не удалось.

Другой проблемой переговоров и разногласий с Западом, и особенно с США, было разоружение. В ядерной гонке Советский Союз к удивлению США достиг значительных успехов. Однако это было трудное соревнование, которое налагало на советскую экономику непосильное бремя и не позволяло повысить жизненный уровень советских людей. Советское руководство продолжало достигать целей не при помощи остроты ума, а ценой все большего угнетения русского народа.

СССР выдвинул много предложений о разоружении. Так Н.С.Хрущев в сентябре 1959 года выступил на Ассамблее ООН с программой "всеобщего и полного разоружения" всех стран. С виду она была эффективна, но с точки зрения её реализации - нереальная. Советскому Союзу не доверяли ни США, ни их союзники. Поэтому в марте 1958 года СССР по собственной инициативе приостановил испытания ядерного оружия. С 1958 года СССР уменьшил численность своей армии, которая за годы "холодной войны" выросла до 5,8 млн. человек. Численность армии была доведена до 3,6 млн. человек. Два года спустя Никита Сергеевич добился разрешения сократить Вооруженные Силы до 2,4 млн. военнослужащих, однако в 1961 году вынужден был приостановить его в связи с обострением обстановки вследствие строительства Берлинской стены. Главную ставку в строительстве Советской Армии Н.С.Хрущёв делал на развитие Ракетных войск стратегического назначения, пренебрегая развитием других родов и видов войск, чем нанес значительный урон Вооруженным силам СССР (по отзывам военных специалистов).

Изменение советской стратегии и обращение СССР к США было следствием того, что эта страна была единственным противником, способным поразить Советский Союз. Н.С.Хрущёв был первым главой не только советского, но и русского правительства, который нанес визит в США в сентябре 1959 года. Две недели он путешествовал по Америке. Визит закончился переговорами с президентом США Эйзенхауэром. Однако ни каких соглашений подписано не было. Тем не менее в этой встрече были заложены основы прямого диалога между двумя странами в будущем.

Но как и всегда в отношениях с США это были иллюзии и им положил конец инцидент, когда 1 мая 1960 года американский самолет-разведчик был сбит ракетой над Уралом. Пилот был захвачен живым вместе со шпионской аппаратурой. США были поставлены в затруднительное положение. Эйзенхауэр взял ответственность на себя.

Н.С.Хрущёва критиковали и соотечественники, и союзники за чрезмерную уступчивость, и он был вынужден принять крутые дипломатические меры.

Инцидент случился накануне новой встречи в верхах, назначенной на 16 мая в Париже. Советское правительство более двух лет требовало такой встречи. В тот момент, когда все уже собрались во французской столице, Н.С.Хрущёв потребовал, чтобы перед началом переговоров американский президент принёс извинения. Поэтому переговоры не могли быть даже начаты. Уже согласованный ответный визит, который Эйзенхайэр как первый американский президент должен был нанести в СССР, был отменён. Обстановка обострилась. СССР был окружен цепью из 250 американских баз. Однако новые факторы давали ему возможность преодолеть этот барьер и поразить далекого противника. После берлинского кризиса в СССР была испытана водородная бомба, которая была эквивалентна 2500 бомбам, сброшенным на Хиросиму. Это была очень мощная бомба, участники испытаний рассказывали, что они сами были напуганы ее мощью.

Важным аспектом дипломатии Советского Союза была антиколониальная тема. Конец 50-х годов ознаменовался резким усилением борьбы колоний против метрополий. Были вынуждены уйти из Африки Англия и Франция. Их место стремились заполнить США. В колониальных странах нашлись те, кто захотел избавиться от колонизации и вершить судьбу своей страны самостоятельно. Они обратили свои взоры к СССР в надежде на бесплатную помощь. В 1958 году Советский Союз оказал Египту экономическую и техническую помощь в строительстве Асуанской гидроэлектростанции. Прямая или косвенная советская помощь позволяла различным странам ускорить более радикальные решения по смене правительств. Всячески поощряя превращения сильной России в слабый СССР многие страны, имея колонии по всему миру потеряли их и их влияние уменьшилось. Как говорится - «что посеешь – то и пожнешь».

Особенно остро сложилась ситуация вокруг Кубы. 1 января 1959 года на Кубе был свергнут режим Батисты, поддерживаемого США. И на Кубе установился режим Фиделя Кастро. Правительство Кастро искало помощи у СССР и Китая. Советское правительство оказало помощь Кубе, Конго, странам Индокитая.

Всё это происходило под жестким прессингом Америки, которая не была заинтересована в увеличении зон влияния СССР. Тем временем в США занял президентский пост Джон Кеннеди. В июне 1961 года он встретился с Н.С.Хрущёвым в Вене. Эта встреча положила начало регулярному обмену посланиями. Это было символом мирных намерений. Диалог между СССР и США не был легким.

Н.С. Хрущев и Дж. Кенеди стали участниками кризиса между СССР и США. Это был знаменитый «карибский кризис» октября 1962 года. Начало этого кризиса относится к весне 1961 года, когда США попытались свергнуть правительство Кастро на Кубе. В ответ на это СССР летом 1962 года разместил на острове свои ракеты, нацеленные на американскую территорию. США, в свою очередь, объявили морскую блокаду острова и потребовали убрать советские ракеты, иначе они будут разрушены.

Вооруженные силы обеих стран были готовы к столкновению.

Нужно отметить, что именно это событие было самым существенным по значимости и серьезности из всего хрущевского периода. Применение ядерного оружия в это время не казалось таким далеким от реальности, и каждая из сторон уже разворачивала свои ударные группы для их боевого применения. Мир был в нескольких минутах от ядерной войны, результат которой мог быть очень плачевным как для обеих противостоящих сторон, так и вообще для жизни на планете Земля (хотя, некоторые ученые не видят в применении ядерного оружия угрозу Земле как планете, а только частично угрозу цивилизации людей).

Стоит особо отметить тот факт, что руководители США и СССР предпочли не развязывать войны, а начать договариваться.

СССР согласился убрать ракеты, а в обмен США обязались не организовывать и не поддерживать вторжения на Кубу.

Возможно, что Америка не была бы такой сговорчивой, если бы не реальная опасность атаки и мощь испытанной в СССР водородной бомбы. Применение которой могло освободить оставшееся в живых (в подземных бункерах) правительство США от своих обязанностей, так как не кем было бы управлять.

Вообще весь исторический опыт показывает, что Америка идет на какие либо невыгодные ее национальным интересам соглашения, только если у нее просто нет другого выхода. И здесь удивляет лишь то, что наше правительство не может поступить так же, а может быть может, но не желает? Ведь национальные интересы русского народа – как государсвообразующего народа России ущемлены настолько, что просто даже нет слов. Но вернемся к тому времени…

Для США и СССР атомная война была не слишком приемлемым средством продолжения политики. Поэтому не удивительно, что после кубинского кризиса возобновился диалог двух стран. Между Москвой и Вашингтоном была открыта линия прямой связи, позволившая главам двух правительств немедленно вступать в контакт в чрезвычайных случаях. Хрущёв и Кеннеди установили определенную степень сотрудничества, но, видимо, это не устраивало некоторые силы в США, которым невыгодно было потепление отношений и в конце года американский президент был убит.

Возможно, потепление отношений не давало более некоторым корпорациям Америки поворачивать на себя финансирование для разработки или выпуска новых вооружений или переставало оправдывать финансирование многих военных кампаний или объектов, а это не входило в их планы…

Начались новые тяжелые переговоры между двумя странами и планка напряженности снова медленно поползла вверх.


Глава 3. Экономические реформы в Советском союзе. Хрущевские начинания в экономике.

В 1955 году население СССР достигло предвоенного уровня. В 1959 году численность городского населения сравнялась с численностью сельского, а в 1960 году превысило его. Во второй половине 50-х годов СССР по отчетам партийных секретарей выполнил задачи индустриализации. Однако сельское хозяйство давало только 16% национального продукта, в то время как промышленность - 62% и строительство - 10%. На первый план выдвигалась необходимость повысить уровень жизни. Послесталинские реформы стали давать некоторые результаты как в соревновании с США, так и в повышении уровня жизни (хотя реально говорить вообще о уровне жизни в то время - трудно). Н.С.Хрущёв говорил, что необходимо работать больше и лучше. Но производительность труда, стимулируемая только коммунистической сознательностью не могла долго продержаться. В 1959 году на ХХV съезде КПСС он выдвинул самую авантюрную из своих идей: догнать и перегнать США по промышленному и сельскохозяйственному производству продукции на душу населения к 1970 году. Оптимистические расчеты Никиты Сергеевича основывались на простой экстраполяции годовых уровней промышленного развития двух стран в мирный период. Эти уровни были в пользу СССР. Его расчеты не учитывали не только богатство американской экономики, но и то, что СССР не мог сконцентрировать все ресурсы на повышении благосостояния народа. Перед ним стояло много других проблем. Очень много средств требовала гонка вооружений и космическое соревнование. Значительная часть ресурсов вкладывалась в сельское хозяйство, что делалось для повышения уровня жизни как на селе, так и в городе. Но известно, что прямые денежные вливания без изменения законов взаимодействия производителя с государством не приносят положительного результата. Инвестиции должны тщательно продумываться. Еще в СССР нужно было развивать химию, электронику, увеличивать добычу нефти вместо угля, электрифицировать железные дороги. Но самой острой была жилищная проблема. В результате принятых мер с 1956 по 1963 годы в СССР было построено больше жилья, чем за предшествующие 40 лет. Но все эти изменения были осуществлены в приказном порядке сверху. Вместо того чтобы продумать законодательную и правовую базу для самостоятельного возрождения отраслей на базе простого человеческого желания улучшить свое благосостояние и свою значимость в обществе, советское руководство продолжало «дело партии», т.е. пыталось самостоятельно решать все и за всех.

Правда предприятиям было разрешено переходить на самофинансирование из собственных фондов. В 1957-1958 годах Н.С.Хрущёвым было проведено три реформы. Они касались промышленности, сельского хозяйства и системы образования. Никита Сергеевич стремился к децентрализации управления промышленностью. Дело в том, что с каждым годом становилось все труднее управлять предприятиями, находящимися на периферии. Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами - совнархозами. Т.е. реальные производители ресурсов уходили из под влияния центральной номенклатуры и повышали власть и влияние периферийной. Н.С.Хрущёв, возможно, надеялся таким образом рационально использовать сырьевые ресурсы, устранить изолированность и ведомственные барьеры. Такому решению было много противников и скорее всего именно из-за урезания сфер влияния центральной номенклатуры. Реформа свелась к бюрократической реорганизации.

Гораздо значительнее на структуру производства повлияли преобразования в сельском хозяйстве. Н.С.Хрущёв вопреки сопротивлению изменил критерии планирования в сельском хозяйстве. Теперь колхоз получал только обязательные задания по заготовкам вместо жёсткой регламентации деятельности. Он впервые мог решать сам, как использовать собственные ресурсы и организовать производство. Хотя это и не решало главную проблему колхозов на руси вообще, но это было сильным послаблением для земледельцев в их нелегком труде.

При Никите Сергеевиче произошло сокращение числа колхозов и рост число совхозов. Самые бедные колхозы были объединены и для их оздоровления преобразованы в совхозы. Характерной чертой было укрупнение хозяйств за счет неперспективных деревень. По большому счету на шею более жизнеспособному коллективу вешался «камень» в виде отстающего хозяйства для выравнивания показателей в отчетах. Этими рамками и ограничилась новая реформа Н.С.Хрущева. Основная разница между совхозом и колхозом состояла во владении машино-тракторными станциями. Совхозы их имели, а колхозы пользовались услугами МТС в обмен на продукты питания. МТС были распущены, а их техника передана в собственность колхозов. Но реформа не дала желаемых результатов.

Третья реформа Хрущёва коснулась системы образования. В основе реформы лежали два мероприятия. Н.С.Хрущёв ликвидировал систему "трудовых резервов", то есть сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счёт. Они были созданы перед войной для подготовки квалифицированных рабочих. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после седьмого класса. Средняя школа получила "политехнический" профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем чтобы учащийся получил представление об одной или нескольких профессиях. Однако недостаток средств не позволил оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.