рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Особенности внешней политики государства Израиль в период премьер-министерства Бениамина Нетаниягу

Первый признак оживления активности США на открытой политической арене появился в начале августа, когда госсекретарь США Мадлен Олбрайт впервые выступила с программной речью по проблеме мирного процесса. Она высказывалась против предложения Нетаниягу об ускорении переговоров, изложив вместо этого программу, в основу которой был положен подход к проблеме по двум направлениям: ускорение переговоров по долгосрочному урегулированию наряду с выполнением обязательств, предусмотренных Промежуточным соглашением. Олбрайт ясно дала понять, что соблюдение обеими сторонами своих обязательств имеет ключевое значение. Для палестинцев это означало решительную борьбу с террористическими организациями. Израилю, в свою очередь, было недвусмысленно дано понять, что строительство поселений должно быть прекращено. 23 Олбрайт пообещала посетить регион, если появится надежда на прогресс, и распространился слух, что разрабатывается «формула компромисса» для возобновления переговоров.

Однако ко времени визита Олбрайт на Ближний Восток новая волна терроризма вызвала нарастание напряженности. Олбрайт посетила ряд столиц в регионе и получила положительную оценку со стороны обозревателей за беспристрастный подход к стоящим на повестке дня проблемам. Впрочем, её единственным достижением было то, что ей удалось подготовить почву для встречи Леви и одного из высших палестинских должностных лиц Махмуда Аббаса ( известного как Абу Мазен),  состоявшейся вскоре после этого в Нью-Йорке.

Состоялся очередной ряд встреч, которые не увенчались сколько-нибудь значительным успехом. В преддверии ноябрьской Экономической конференции стран Ближнего Востока и Северной Африки в Дохе ( Катар) 24 CША казалось, согласились с некоторыми идеями израильского руководства о необходимости разбить имеющиеся проблемы на ряд более конкретных тем. Палестинцы заявили в ответ, что это играло бы на руку Израилю в его стремлении отделить текущие проблемы мирного процесса от фундаментальных вопросов связанных с израильскими поселениями и передислокацией войск. Арабские государства расценили этот подход как попытку со стороны США спасти экономическую конференцию, создав иллюзию достижения некоего прогресса. Ходили также слухи о том, что США стремятся на переговорах продемонстрировать успехи достигнутые на израильско-палестинских переговорах, из-за растущей конфронтации между США и Ираком. 25

В конце ноября израильский кабинет министров дал условное согласие на осуществление давно откладывавшегося второго этапа передислокации без составления графика и указания масштабов вывода войск. Этот процесс затянулся по причине непрекращающихся разногласий в правительстве по поводу принципов окончательного урегулирования, которые, в свою очередь, должны были стать основой для принятия конкретного решения о выводе войск. Согласие сопровождалось также жесткими требованиями к палестинцам относительно борьбы с терроризмом. Распространились также слухи, что Нетаниягу рассматривает вопрос о выводе войск с дополнительных 6-8% территорий Западного берега, несмотря на то, что США предлагали вывести войска, про меньшей мере, с 12% рассматриваемой территории. Палестинские представители на переговорах обвинили Нетаниягу в неискренности, заявив, что он использовал это предложение для того, чтобы попытаться отвлечь внимание от своих внутриполитических проблем( включающих общенациональную забастовку, а также угрозу отставки его  министра иностранных дел и, вслед за ним, министра обороны 26) и восстановить ухудшающиеся отношения с США.

В конце 1997 г. был проведен ряд встреч между Олбрайт и Арафатом, а также между Олбрайт и Нетаниягу. Однако при этом удалось достичь лишь незначительного прогресса, и было решено, что в середине января 1998 г. в Вашингтоне Клинтон встретится с Арафатом и Нетаниягу по отдельности. В конце года так и остались неосуществимыми надежды на то, что в решении вопросов о коридоре безопасности между сектором Газа и Западном берегом, а также открытии аэропорта и морского порта в секторе Газа будет достигнут прогресс. Неудачными оказались и попытки составить график передислокации израильских войск и достичь соглашения по вопросу о том, какое именно количество земли будет передано палестинцам.

Тем не менее, несмотря на длительные переговоры израильско-палестинские переговоры продолжались, и в ноябре 1998 г. в местечке Уэй под Вашингтоном  состоялась встреча Ясира Арафата и Бениамина Нетаниягу . Схема   встречи повторила ту, благодаря которой когда-то были выработаны сенсационные кэмп-дэвидские соглашения. 27 как тогда египетская и израильская делегации, так и сейчас палестинская и израильская остались наедине: работать. Американские официальные лица подключались к переговорам только по мере необходимости.   Однако к концу встречи эта необходимость становилась все острее. На плантации Уай стали появляться президент Клинтон, вице-президент Гор, глава государственного департамента  Олбрайт и директор ЦРУ Теннет.  Клинтон встречался с Нетаниягу и Арафатом по отдельности: сначала принимал главу израильского кабинета, а двумя днями позже почти до полуночи беседовал с патриархом ООП.

Обоим он представил новую «концепцию» выполнения соглашений о выводе израильских войск с оккупированных территорий. Ее суть состоит в том, что второй этап передачи под контроль палестинцев Западного берега реки Иордан должен быть разбит на несколько стадий, которые будут увязаны с соблюдением ими обязательств по обеспечению безопасности Израиля и борьбе с терроризмом. Клинтон детально обсудил с Нетаниягу и Арафатом свой новый план и «параллельные шаги», которые должна предпринять каждая из сторон, «чтобы возобновить мирный процесс».

«Неистовый Биби» заявил в Белом доме президенту Клинтону, что Израиль, или, вернее, возглавляемый Нетаниягу правый кабинет, со своих позиций отступать не собирается и никаких дополнительных палестинских территорий  не освободит, пока Арафат не обуздает палестинский экстремизм.

Вопрос безопасности- вот что волновало израильского премьера. Палестинские террористы должны находиться в тюрьмах, теракты прекращаться, палестинская полиция – сокращена с 36 000 до 24 000 человек28, излишки оружия – конфискованы. Следить за выполнением этих требований должно было ЦРУ. Кроме того, палестинцам следовало изъять из Хартии Организации освобождения Палестины ( ООП) пункты, призывающие к борьбе с Израилем и признающие территории, завоеванные израильтянами, оккупированными. Теоретически убрать часть этих текстов арабы решили 2 года назад, практически этого сделано не было. 29

В обмен израильтяне соглашались принять, наконец, давнее предложение американцев о выводе войск с еще 13 % территорий Западного берега реки Иордан.

На эту операцию Нетаниягу выторговал у США, по данным израильской прессы, от 500 миллионов до 1 миллиарда долларов США. Премьер Израиля выдвинул ещё одно условие: Джонотан Полард, шпион США, завербованный израильской спецслужбой, должен быть освобожден. Поларда засекли в 1985 году и осудили на пожизненное заключение. Израильтяне, пока тщетно, пытались смягчить приговор.

Неоднократно переговоры на плантации Уай оказывались на грани провала. Призывы американцев к компромиссам не находили отклика. На девятый день израильтяне решили вырваться из американского заточения. Но уехали только на десятый. Соглашение было подписано.

Судя по официальным заявлениям, все вышеперечисленные требования были выполнены. Однако, как пояснил лидер Демократического фронта освобождения Палестины (ДФОП) Наиф Хаватме (демократическая оппозиция Арафату), с большими оговорками.

Из вышеуказанных 13 % « только 1 перейдет под полный контроль палестинцев. Еще 9%- под совместный палестино-израильский контроль. Для 3% и вовсе придумали особый статус заповедной зоны. На ней запрещается строительство домов и дорог». 30 как считает г-н Хаватме, «израильтяне сделают все возможное, чтобы оставить эти земли за собой». Речь идет об Иудейской пустыне к югу от автомагистрали Иерусалим – Иерихон к западу от Мертвого моря. По сообщениям израильской «Джерузалем пост», в настоящее время этот пятачок используется в качестве полигона для израильских танковых войск. Там же размещены два пехотных батальона и бронетанковая часть. Рядом- еврейское поселение. 31

Против соглашения выступают не только палестинцы, считающие его недостаточным, но и еврейские поселенцы, опасающиеся за свое будущее.  Как реакция на подписанное соглашение на территориях Израиля и Палестины вспыхнули восстания и демонстрации протеста.  Так, на окраине Газы араб-самоубийца направил начиненную взрывчаткой машину в сторону школьного автобуса, везшего детей из поселения. Оно находится на территории Палестинской автономии, и поэтому автобус, как и положено в таких случаях, сопровождал израильский армейский джип. Военные преградили дорогу террористу. Один солдат погиб, в огне сгорел араб. Имелись и раненые. Шейх Ахмад Ясин, духовный лидер Исламского движения сопротивления (ХАМАС), был посажен под домашний арест. Он пользуется популярностью у населения, и для Ясира Арафата эта мера означала потерю собственного влияния на массы. Почти с такой же проблемой столкнулся и Нетаниягу. В Кнессете ему пришлось пережить вотум недоверия.

Таким образом, половинчатые соглашения на плантации Уай не удовлетворили ни израильтян, ни палестинцев.

Определенные сдвиги произошли и в позиции американской еврейской общины в отношении Израиля и ближневосточного конфликта. Большинство американских евреев придерживаются либеральных взглядов, принципов ненасилия, терпимости и  мультикультуризма в отношениях между этническими и религиозными группами. Жесткий курс блока Ликуд вызывает у них явное неприятие. Что же касается пресловутого «сионистского» или, вернее, произральского лобби, то уже в 80-е годы, когда краеугольным камнем американо-израильских отношений стало «стратегическое сотрудничество», направленное против советского присутствия на Ближнем Востоке, в результате чего эти отношения оказались вписанными в контекст «холодной войны», эта действительно достаточно влиятельна организация стала скорее частью общеамериканского правоконсервативного политического истэблишмента, нежели выразителем интересов собственно американских евреев.

Самое сильное давление на американскую администрацию и конгресс с целью добиться полной поддержки курса Б.Нетаниягу оказывают организации, представляющие, по некоторым подсчетам, не менее 10 % еврейского населения США. Некоторые организации этого толка вообще не являются еврейскими, а представляют отдельные течения христианского фундаментализма и также являются маргинальными в американском обществе- например, Кампания общественных действий евангелических христиан за Израиль и т.п. 32 В целом же американское общественное мнение по вопросу израильско-палестинского конфликта разделено: по данным опросов 1997 г. 31% возлагает ответственность за кризис мирного процесса на палестинскую сторону, 28% - на израильскую сторону, 22% - на обе стороны в равной степени.33 несмотря на массированное давление немногочисленных произраильских лоббистов, американское руководство не может игнорировать и настроения более широких кругов своих избирателей.

В русле отношений США-Израиль  явно проскальзывал момент напряженности, не смотря на старания США упрочить свои позиции на Ближнем Востоке.  Недовольство политикой Нетаниягу заставило США повернуться в сторону Палестины, но не отвернуться от Израиля. Так, что США остаются, пожалуй, наиболее последовательным другом и союзником Израиля на международной арене, Израиль уже не может рассчитывать на ту практически неограниченную поддержку, которая оказывалась ему Соединенными Штатами в прошлом.  На данный момент не только американское государство и американская общественность, но и американское еврейство требуют от израильского руководства следования духу подписанных мирных соглашений. Несоблюдение израильским руководством этих норм и правил влечет  за собой   в дальнейшем жесткую критику и политическое давление.

2.2. Россия  и Израиль. Старые внешнеполитические приоритеты и новые экономические интересы.

2.2.1. Между диалогом и стратегическим партнерством.

После прихода Нетаниягу к власти, Россия получила уникальный шанс вернуть свои утраченные  в регионе позиции. США оказывал на Израиль слишком сильное воздействие, раздражавшее многих израильских политиков, ЕС был слишком слаб в новой для себя роли коспонсора, а главное с самого начала занял проарабскую позицию. Израилю нужен был новый союзник, достаточно авторитетный на мировой арене и опытный в международных делах. Принципиально на эту роль подходила Россия, кроме всего прочего связанная с Израилем миллионной русскоязычной диаспорой. Однако Российская Федерация оказалась явно не готова к такому развитию ситуации. На лицо столкновение двух противоположных тенденций и структур государственной власти МИД, возглавляемый арабистом Е.М. Примаковым и проводящий проарабский внешнеполитический курс и полностью автономное от него Министерство внешнеэкономических связей, с успехом налаживающие экономические связи с Израилем. Сложилась парадоксальная ситуация, когда при достаточно сложных дипломатических отношениях, товарооборот между нашими странами увеличивался в среднем на 15-29% в год.

Обратимся к вопросу о дипломатических отношениях между Российской Федерацией и государством Израиль. Объективно нельзя характеризовать эти отношения, как однозначно напряженные. Без сомнения, существует целый ряд действительно серьёзных противоречий, но в последнее время все четче обозначаются пути сближения. Основным направлением такого сближения и израильским и российским политикам и дипломатам видится угроза исламского фундаментализма. Ещё в марте 1996 года на «саммите миротворцев» борьба с международным и в частности исламским терроризмом была признана Б.Н. Ельциным одним из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности России. А в мае 1997 г. М.Л.Багданов – посол Российской Федерации в Израиле заявил, что в борьбе с терроризмом интересы Израиля и России полностью совпадают. По его словам, вопросы координации усилий по борьбе с международным терроризмом регулярно обсуждаются в рамках российско-израильских политических консультаций; на этом направлении осуществляется взаимополезное сотрудничество правоохранительных структур двух стран. 34  Раунд российско-израильских встреч прошел в 1996г., когда российский министр иностранных дел Е.М.Примаков дважды посетил Израиль: 21 апреля ( ещё во время премьер -министерства Ш.Переса) - по поручению президента  России с целью разрешения вооруженного конфликта между Израилем и ливанской организацией «Хезболла» и 31 октября – для обсуждения вопросов расширения и укрепления двусторонних связей в различных областях.  Поездка 31 октября оказалась наиболее сложной, как вспоминает Е.М.Примаков. В МИДе России были предварительно проведены серии совещаний со специалистами в ходе которых было решено придерживаться определенных «правил поведения», которые позволили бы удержать процесс урегулирования и создать условия для его оживления. 35 В таких условиях нужно было вначале сосредоточиться на том, чтобы миротворческий процесс не повернулся вспять, а для этого всем сторонам конфликта договориться по двум вопросам:

Во-первых, об обязательствах соблюдать преемственность в достигнутых при их предшественниках договоренностях – с учетом длительного характера процесса урегулирования это приобретает стратегическое значение не только для арабов, но и для Израиля, который тоже не может не думать о необходимости преемственности политики при грядущей смене руководителей ООП и в некоторых арабских странах;

Во-вторых, о параллельном продвижении по всем направлениям урегулирования с учетом вовлеченности всех арабских участников конфликта.

 МИДом РФ был подготовлен документ, который они предлагали подписать в рабочем порядке, не собираясь для этого всем вместе. При этом учитывался тот факт, что в Израиле начали ратовать за созыв конференции Мадрид-2, а за этим было нетрудно разглядеть попытку ревизовать решения мадридской конференции, которая у некоторых стояла как «кость в горле» . 36  Президент Мубарак и министр иностранных дел Египта Муса полностью согласились с идеей, содержанием и инициативой в целом ( инициатива называлась «крестом»: по вертикали – преемственность, по горизонтали – одновременность продвижения), но для Израиля этот вариант был неприемлем.  Нетаниягу не возражал против необходимости соблюдения и «вертикали» и «горизонтали» в процессе урегулирования. Вместе с тем он ставил все в зависимость от того, получит ли Израиль в его понимании безопасность. Его было трудно убедить в том, что безопасность  Израиля создаст не наличие его войск на Галанских высотах, а мир с Сирией, который невозможен без эвакуации израильской армии. Естественно при этом, что вывод войск может и должен быть сопряжен с условиями, создающими стабильность в отношениях двух стран и их безопасность. Нетаниягу  сказал в личной встрече Примакову: « Послушайте, почему бы вам не объявить, что вы будете согласны вывести свои войска с Галан при многих «если». Сформулируйте эти «если» по вопросам безопасности Израиля – пусть их будет много, но их выполнение должно быть заранее связано с вашей готовностью полностью уйти с оккупированных высот». 37Нетаниягу не мог переступить через себя. Не помогла даже ссылка на то, что покойный Рабин  через американцев уже дал соответствующее заверение сирийцам. Настороженность к словам Примакова у Нетаниягу оставалась главным рычагом его действий. Это объяснялось  проарабской политикой России выразившаяся в последнем кризисе вокруг  Ирака.

Уже несколько лет Российская Федерация в соответствии с контрактом с Исламской Республикой Иран осуществляет строительство ядерного реактора в Г. Бушер. Кроме того, по некоторым данным, которыми якобы располагал Израиль, помимо официального бушерского контракта существует соглашение, по которому Россия поставляет Тегерану технологии баллистических ракет среднего радиуса действия СС-4. Израильская сторона серьезно озабочена перспективами появления ракетно-ядерного потенциала в распоряжении Исламской Республики Иран . По мнению премьер-министра Нетаниягу, Ирану для осуществления ракетно-ядерной программы потребуется не менее десяти лет, но при активной помощи из вне           ( здесь имеется в виду Россия) эти сроки существенно  сокращаются. 38  Вопрос о ядерном контракте с Тегераном неоднократно обсуждался на встречах официальных лиц двух стран. В частности на встрече президента РФ Б.Н. Ельцина  и Нетаниягу в 1997. 39 Б.Н.Ельцин опроверг заявление израильских официальных лиц о наличии соглашения на поставку Ирану технологии ракет СС-4 и заверил Б.Нетаниягу, что реакторы поставляемые на АЭС в г.Бушере могут быть использованы исключительно в мирных целях.  На сегодняшний день конфронтация  по данному вопросу продолжается. Требования Израиля о приостановлении ядерного контракта с Тегераном звучали на Всемирном форуме в Г. Давос (Швейцария) и в ходе визита в Россию Натана Щаранского, не имея документального подтверждения наличию каких-либо контактов между Россией и Ираном по ракетным технологиям, в Израиле заговорили о «безответственных элементах», российского ВПК, не контролируемых государством и возможно имеющих тесные контакты с Тегераном. По этому поводу глава ФСБ РФ Николай Ковалев заявил, что российское руководство делает все возможное для предотвращения утечки ракетных технологий. По вопросу о бушерском контракте основным аргументом России является не принципиальность вопроса о стране – поставщике реакторов .  московские ближневосточники заявляют: «Посмотрите на ситуацию в Афганистане. США хотят провести трубопровод из Туркмении в Пакистан через афганскую территорию, и что же они делают? Вооружают талибов, а те устанавливают свой контроль над частью территории страны, через которую планируется перекинуть трубу. Интересный союз? Это ведь даже не хомейнисты, у которых мусульманский фундаментализм хоть как-то соотносится с реалиями XX века. тут уж речь идет о настоящем средневековье, но фанатизм и чудовищная жестокость талибов никого в Вашингтоне не смущает. Когда на повестке дня стоит выгода американских нефтегазовых  корпораций, госдеп готов дружить с самим дьяволом. А вы хотите уверить нас в том, что если бы не Россия, никто не продал бы реакторы Ирану». 40

Другой  проблемой российско-израильских отношений является, доставшаяся в наследство от бывшего СССР вместе с аппаратом МИДа, проарабская политика Москвы. Она достаточно четко прослеживается во многих заявлениях и действиях российских дипломатов. Так министр иностраных дел РФ Е.М.Примаков неоднократно заявлял, что мир на Ближнем Востоке не будет устанвлен до тех пор, пока «Израиль не вернет все оккупированные территории и не подпишет мирные соглашения с Ливаном и Сирией». Евгений Максимович призывает Израиль придерживаться в мирном диалоге принципа «территории в обмен на мир». Особенно ярко проарабская позиция российского МИДа выразилась в последнем кризисе вокруг Ирака. Жесткая, конфронтационная линия российской дипломатии стала главным препятствием на пути американской политики в ближневосточном регионе. Россия впервые за долгие годы открыто поддержала арабскую сторону, находящуюся в напряженных отношениях с Западом, но являющуюся политическим союзником Москвы. Кроме того Россия получила поддержку арабских государств. Совет послов арабских государств , аккредитованных в Москве, опубликовал совместное заявление, выражающее «высокую оценку усилий, предпринимаемых руководством и политическими деятелями России для мирного разрешения конфликта». Израиль остро отреагировал на сам факт поддержки  арабской страны, которая  имеет весьма натянутые с ним отношения. Но уже после кризиса в израильской прессе стали слышаться голоса, выражающие благодарность Москве за погашенный (хотя бы временно) очаг напряженности на Ближнем Востоке.  В политическом плане Израиль совсем не заинтересован в свержении Саддама Хусейна, так как это может привести к глобальному изменению ситуации в регионе и неизвестно как отразится на самом еврейском государстве. Таким образом, Израиль и Россия имеют точки соприкосновения даже в таком сложном вопросе , как ситуация вокруг Ирака.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.