рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Оружие воинов эпохи бронзы и раннего железного века

Чеканы использовались как в пешем, так и в конном бою, хотя многие исследователи считают, что их использовали только в пешем строю (Кубарев, 1992, с.68). Исследователи считают, что боевые чеканы насаженные на длинные рукояти можно было применять конным воинам, когда применение других видов оружия было ограничено. Конный воин при помощи чеканов также мог поразить своего пешего противника. Также отмечают особую роль чеканов при совершении различных культовых обрядов, в частности с ритуальным убийством коней при совершении погребального обряда (Руденко, 1953, с.262). На протяжении почти всей скифской эпохи в Горном Алтае чеканы являлись одним из основных видов оружия ближнего боя, его роль была очень велика и лишь в конце скифской эпохи она исчезла.

Одним из наиболее распространенных видов оружия ближнего боя у древних горноалтайцев являлся кинжал, который применялся в течении длительного времени. Все кинжалы Горного Алтая изготавливались из бронзы и железа. Самыми ранними кинжалами следует считать кинжалы VIII-VI вв.. до.н.э. Начиная с VI в. до н.э. в скифских памятниках начинает появляться железное боевое оружие, фрагменты железных кинжалов в курганах этого периода зафиксированы (Руденко, 1953, с.12-121).

Исследователи считают, что горноалтайские кинжалы можно выделить в три группы: боевые, уменьшенные и миниатюрные (Кубарев, 1992, с.57). Боевые кинжалы имеют стандартную длину 30-40 см, уменьшенные - 16-20 см, а длина миниатюрных экземпляроов - 10-15 см. Последние очень часто встречаются в курганах скифского времени, причём модели кинжалов изготавливались из различных материалов - бронзы, железа, кости, дерева.

Господствующим типом боевых кинжалов в скифское время в Горном Алтае бвли кинжалы с бабочковидным перекрестием, прямой, гладкой или рубчатой рукоятью. Среди боевых кинжалов встречаются экземпляры, имеющие прорезную рукоять, прямое кольцевидное, антенновидное навершие, прямое, брусковидное перекрестие. Хронологически время бытования этих предметов вооружения ближнего и рукопашного боя очень широко.

Итак, на вооружении древних кочевников Горного Алтая в скифское время находились три основных вида оружия - луки, чеканы и кинжалы. Комплекс вооружения пазырыкских воинов включал в себя средства ведения дистанционного боя для поражения легковооруженного противника, а также средств ведения боя в спешенном строю.

Несмотря на то, что находки настоящего боевого оружия в курганах не так часты, можно реконструировать весь комплекс вооружения пазырыкцев, хотя вполне вероятно, что этот набор далеко не полон. Известна находка железного боевого топора-секиры в одном из горноалтайских курганов (Кубарев, 1992, с.65). Интересно, что железное боевое оружие появляется у пазырыкцев в VI в. до н.э., хотя бронзовое оружие активно применялось в течении V-III вв.. до н.э.

Каким бы ни было совершенным для своего времени вооружение воинов –пазырыкцев, но и оно не устояло под ударами ветра перемен. Уже к 3-ему веку до н.э. оружие скифского типа постепенно вытесняется оружием сарматских племен, основу которого составлял длинный меч.

6. Эксперимент и реконструкция как метод исторического исследования

Обращение историков и археологов к теме исторической реконструкции и эксперимента вовсе не случайно. Уже в течение нескольких столетий историки, археологи, этнологи, антропологи и другие ученые разных стран с успехом используют в своих исследованиях данные, полученные в результате реконструкции и исторического эксперимента.

У исторической реконструкции и эксперимента, как у метода исследований, есть как свои сторонники, считающие, что в ряде случаев обращение к тому или иному эксперименту просто необходимо, так и противники, обвиняющие исследователей-экспериментаторов в "искажении истории". Сторонники экспериментального метода считают, что при явной нехватке письменных данных, выводы, сделанные в результате различных экспериментов, безусловно важны, но ни в коем случае не должны идеализироваться и могут быть использованы лишь в качестве необходимых дополнений к основной работе (Ковальченко И.Д., 1987,стр.37). Значение данного метода возрастает, когда исследователь обращается к дописьменной истории человечества и часто располагает лишь отдельными предметами материальной культуры или в том случае, если информация письменных источников нуждается в немедленной проверке.

Реконструировать можно как отдельные предметы, так и комплексы предметов, и даже целые производственные процессы, исторические явления и события.

Принято различать несколько видов реконструкции.

·  реконструкция "пяти шагов". Главный критерий оценки качества в данном виде реконструкции состоит в том, что реконструированный комплекс должен выглядеть достоверным с расстояния пять шагов и далее. Для реконструкции "пяти шагов" вполне допустимо использование машинного шва, не историчных, но похожих на таковые материалов и т.п.

·  частичная реконструкция. В данном случае главный критерий оценки качества - функциональность предмета, т.е. возможность столь же эффективно использовать его по назначению, как и исторический прототип, и точность соответствия прототипу внешнего вида. При этом допускается использование современных технологий, если это не ведет к нарушению вышеназванных критериев.

·  полная реконструкция представляет собой попытку изготовить предмет, соответствующий историческому оригиналу не только функционально и по внешним свойствам, но и по внутренней структуре, а также по способу изготовления. Например, пластины для доспеха отковываются в кузнице, с соблюдением использовавшейся в реконструируемый период технологии, а не вырезаются из катаного железа, и обрабатываются песком и точильным камнем, а не точильным и полировочным кругом на электромоторе. Весь костюм шьется вручную (в том числе и внутренние швы) аутентичной иглой, ткань для него изготовляется на ручном ткацком станке и т.д. и т.п.

Какой из способов выбирает реконструктор, зависит как от материальных возможностей, так и от целей реконструкции. Так, реконструкция "пяти шагов" является достаточной для театральных представлений, для артистов на заднем плане при съемке фильмов, для участия в исторических ролевых играх.

"Полная" реконструкция требует очень больших материальных и временных затрат, мощной материальной и научной базы. Цели такой реконструкции могут быть как демонстрационные, для экспонатов в музеях, так и научные. Для использования в демонстрационных целях важнее сам процесс, изображение деятельности по изготовлению предмета исторически достоверным способом, а не его результат. Частичная реконструкция - это компромисс между полной достоверностью и современными технологиями. Считается допустимым использовать современные материалы и методы изготовления, если это не отразится на историчности функциональных свойств и внешних данных реконструируемого предмета. Реконструкторы стремятся достичь максимальной внешней и функциональной соответствия оригиналу, используя современные технологии. Этот вид реконструкции допустим для демонстрации копий в учебных целях.

Реконструкцией является только тот предмет, комплекс предметов, который сделан на основе достоверных сведений, полученных на основе достоверных источников: музейных коллекций, археологических и этнографических материалов, синхронных изобразительных и письменных источников.

Главная проблема археологических материалов для реконструкции состоит в плохой сохранности предметов. Изделия из кожи, ткани, дерева кости или из других органических материалов редко попадают в руки археологов в первозданном виде, что затрудняет работу по реконструкции предмета древности. Хорошим источником для реконструкции являются фольклорные и этнографические материалы, собранные этнографическими экспедициями. Они уточняют и дополняют археологические источники.  Дополнительным источником для реконструкции являются синхронные изобразительные источники. При использовании этого вида источников нужно учитывать следующие факторы: бедность изобразительных приемов, средств, схематичность изображения, следование канону в ущерб реалистичности.

При работе с письменными источниками основная сложность состоит в том, что язык и жизненный уклад с течением времени существенно изменяются. Значения многих терминов, употребляемых в письменных источниках, были утрачены или значительно изменились. Оценка событий, само восприятие мира могли существенно отличаться от нашего, современного восприятия. Для того чтобы правильно понять письменный источник, надо быть хорошо знакомым с материальной и духовной культурой, системой ценностей, историей общества, в котором он был создан, понять, кем и для чего этот текст был написан.

Дополнительным источником по реконструкции могут служить монографии общепризнанных специалистов по истории костюма, быта, вооружения, доспеха и т.п. Такие исследования позволяют сформировать общее представление о теме исследования и познакомить с признанным на данный момент мнением по тому или иному вопросу. Не могут служить достоверными источниками для реконструкции рисунки современных художников и тексты современных авторов, особенно художественные и публицистические. Достоверная информация в подобных источниках может отсутствовать или она может быть перемешана с общепринятыми стереотипами и ошибками, так как главная цель подобных изданий – популяризация знаний и привлечение внимания широкой публики. Поэтому подача исторического материала там, как правило, происходит в упрощенном и обобщенном виде.

Суть исторической реконструкции и экспериментальной археологии состоит в применение на практике реконструированных вещей по их прямому назначению. В результате такого применения вскрываются допущенные при реконструкции ошибки и недочеты, многие из которых просто невозможно было бы выявить при анализе источников и умозрительном теоретизировании. Экспериментальная археология показывает, что в истории, как и в других науках практика является критерием истины.

При этом возникает целый ряд объективных проблем, встающих перед экспериментатором. Например, никогда нельзя быть точно уверенным, что наши предки поступали в точности так, как ведет себя участник эксперимента, или же различные копии древних орудий труда, одежды, оружия абсолютно соответствуют своим прототипам. Эти, а также ряд других причин, значительно осложняют работу экспериментатора и ставят под вопрос результаты опытов. Тем не менее данный метод исследования не раз приходил на помощь исследователям, часто оказываясь единственным путем разрешения наиболее сложных и спорных вопросов, возникающих в процессе работы. Так, например, при экспериментальной транспортировке макета базальтовой стелы ольмекской культуры, произведенной в Ла-Венте (Мексика), было доказано, что крупные каменные монолиты невозможно было переносить вручную, хотя ранее считалось, что подобный способ вполне возможен.

Попытки использования различных экспериментальных методов в истории, археологии и этнографии имеют давнюю традицию. С середины XIXв. экспериментальные методы в археологии постепенно занимают достаточно устойчивые позиции. Их используют как отдельные исследователи, так и целые группы специалистов-экспериментаторов. В 1874г. во время археологической конференции в Копенгагене была продемонстрирована деревянная постройка, срубленная при помощи каменных орудий. В ХХ в. возникает принципиально новая форма археологического эксперимента, сочетающая в себе достижения всей системы исторических наук. (Малинова Р., Малина Я., 1988, стр.47) Техника и методика реконструкции значительно усложнились, исследования приобрели комплексный характер, участники экспериментов стали использовать методику "погружения в историческую эпоху". Так, например, в Швейцарии было реконструировано поселение каменного и бронзового веков, где усилиями экспериментаторов воссоздается жизнь людей далекого прошлого. Сейчас на этом месте находится один из крупнейших швейцарских музеев под открытым небом. Одним из основных условий чистоты подобных экспериментов является по возможности полное ограничение воздействия со стороны современной цивилизации.

Новый мощный толчок к развитию экспериментальная археология получает в 50-е годы в СССР, где в рамках школы выдающегося ленинградского археолога С.А.Семенова, разрабатываются новые методы научных исследований. В результате была разработана методика определения и изучения функций орудий труда по характеру следов работы - трассологический метод. На большинстве предметов остаются характерные следы инструмента, с помощью которого их изготовляли. На основании этих признаков С.А. Семенов уже в 40-е годы нашего столетия начал разрабатывать методику расшифровки следов инструментов на вещах. По таким следам можно было выяснить, как эти вещи предметы были изготовлены, использовались, применялись.

Однако Семенов еще не мог считать свое открытие доказанным. С помощью созданного им трассологического метода он уже мог определить характер, форму и направление следов, но все еще не знал их происхождения. Это Семенов установил только с помощью эксперимента. Благодаря этой методике, например, было доказано, что древние каменные топоры использовались для обработки древесины, а не для перекапывания земли, как предполагали раньше (Семенов С.А., 1963,стр.64). Это мнение подтверждалось и этнографами, изучавшими изолированные этнические группы. При этом экспериментально было установлено, что эффективность рубки леса репликами каменных топоров всего в 3-4 раза ниже, чем при выполнении аналогичной работы современными топорами, сделанными из железа. С.А. Семенов проверил и другие предметы и, проведя тысячи часов над микроскопом, после сотен опытов реконструировал технику создания ручных рубил, кремневых наконечников, кинжалов из кости и т. д.; определил, какие кремневые инструменты служили для очистки кожи, резания мяса, сверления дерева. Всплеск интереса к экспериментальным методам исторических исследований был тесно связан с именем отважного норвежского исследователя, путешественника и популяризатора методов исторической реконструкции Тура Хейердала, совершившего сенсационную экспедицию на бальсовом плоту "Кон-Тики" в 1947г. Он был построен на основании старинных испанских описаний плотов инков. Вслед за этим последовали плавания на камышовых судах "Ра I " и "Ра II ", сконструированных на основе древнеегипетских изображений и копии тростниковой лодки шумеров, названной "Тигрис". В результате ряда серьезных исследований ему удалось доказать необходимость комплексного и всестороннего исследования культурно-исторического значения Мирового Океана в истории человечества. Вслед за Хейердалом последовало множество исследователей, совершивших не менее важные и рискованные эксперименты. Например, плавание Тимоти Северина на "Брендане". На основе исторических документов был разработан маршрут, проходящий через Исландию на Ньюфаундленд. В результате тщательного анализа ряда источников удалось сделать реплику ирландской кожаной лодки VIв. Следуя логике исторического эксперимента, команда "Брендана" полностью отказалась от современных мореходных приборов, тем самым пытаясь достигнуть максимальной достоверности полученных данных. Эксперимент проходил в условиях весьма близких к тем, в которых совершили свое плавание аббат Брендан и 17 ирландских монахов 14 столетий назад и увенчался успехом. В настоящее время подобный вид реконструкции стал одним из наиболее распространенных. На основании эксперимента нельзя твердо и безошибочно установить, был ли данный рабочий процесс таким у наших предков в далеком прошлом, или он выглядел как-то иначе. Невозможно требовать от эксперимента абсолютной доказательности (Исторический эксперимент, 1990,стр.49). Доказав, что какой-то процесс в каком-то месте в прошлом осуществлялся определенным образом, мы не вправе категорически утверждать, что так происходило всегда и везде. Тем не менее, при всех возражения и оговорках, эксперимент и реконструкция продолжают развиваться как методы исторического исследования, помогая получать новые данные, расширяющие наши представления о прошлом.


7.  Заключение. Место исторической реконструкции и экспериментальной археологии в обществе

Историческая реконструкция и эксперимент распространяются все шире и шире, они находят своих сторонников и в научной среде, и в самых широких кругах общества. Эксперименты становятся постоянными спутниками археологов на их сложном и трудном пути познания жизни, работы, искусства и мышления людей, которые оставили после себя только немые, чаще всего разбитые или полуистлевшие предметы, незначительные следы своей деятельности и немногочисленные отрывки письменных документов.

Археологи и специалисты смежных наук используют эксперименты при поисках археологических памятников в полевых условиях (поиск), при раскопках и извлечении на поверхность, защите находок от разрушения и вредного воздействия среды (консервация), при анализе состава находок, описании их форм, способа производства, применения и датировки. И наконец, эксперименты помогают составить из этих осколков познания общую картину человеческой истории. Таким образом, эксперимент стал мощным союзником археологов в их общении с безмолвными вещами.

Если рассматривать понятие исторической реконструкции в более широком смысле, то это не только воссоздание первоначального облика старинных предметов. Это воссоздание цельной картины мира, каким он виделся человеку исследуемой эпохи. Воссоздание социальных, экономических, политических взаимоотношений исследуемого периода истории. Научно-познавательная и культурная ценность подобной работы несомненна.

Исторические эксперименты привлекают внимание не только археологов, историков и этнографов, но и специалистов в области социологии, психологии, экологии и ряда других наук. Другой отличительной особенностью современных центров экспериментальной археологии является их полифункциональность. Помимо научных исследований, подобные организации занимаются музейной работой, популяризацией результатов своей деятельности через средства массовой информации, разработкой специальных обучающих программ для школ и ВУЗов. Они выступают в роли координационных центров в системе разнообразных культурных обществ и клубов исторической реконструкции. Одной из первых организаций, развивающих именно этот подход к методу исторической реконструкции, является Центр экспериментальной археологии в Лейре в Дании.

Сильное впечатление производят на современного зрителя экспозиции музеев под открытым небом, где на фоне реконструированного культурного ландшафта можно стать свидетелем событий, которые вполне могли бы происходить в далеком прошлом. В последнее время возникает ряд историко-этнографических и археологических музеев, специализирующихся на различных видах реконструкции. Данное направление получает общественное признание и всестороннюю поддержку во многих странах мира.

Современные центры исторической реконструкции не ограничиваются исключительно научной деятельностью. В них активно ведется музейная работа, проводятся общеобразовательные лекции и семинары, устраиваются так называемые " экскурсии в прошлое". Для желающих специально представлена возможность пройти различные курсы Теоретические знания, полученные в процессе обучения, закрепляются на практике. Кроме общеобразовательных курсов, доступных всем желающим, предусмотрены специальные углубленные занятия для учителей, студентов и научных работников, желающих повысить свою профессиональную подготовку.

По свидетельству многих, проходящих обучение в подобных центрах, они не являлись посторонними наблюдателями, а буквально жили историей. В результате формируется совершенно особое ощущение истории, основанное на собственном практическом опыте.

Таким образом, хотя историческая реконструкция на современном этапе развития представляет собой весьма неоднородное интегрированное явление. В нем можно выделить три принципиально различных направления: научное, музейно-образовательное и любительское, отличающихся по отношению к целям работы и подходу к самому процессу реконструкции. Любое из них имеет право на существование и заслуживает отдельного исследования.

Историческое моделирование, экспериментальная археология и историческая реконструкция - это методы активного, деятельного, практического изучения истории. Методы, позволяющие лучше узнать и понять своих далеких предков, а значит, лучше узнать и понять самих себя.


8. Литература

1.  Акишев К.А. Курган Иссык. М., 1978

2.  Грач А.Д. Древние кочевники в Центре Азии М.,1980

3.  Гришин Ю.С. Металлические изделия Сибири эпохи энеолита и бронзы, М., 1997

4.  Исторический эксперимент: теория, методология, практика М., 1990.

5.  Кисилев С.В., Древняя история южной Сибири, М, 1951,

6.  Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования, М., 1987.

7.  Косарев М.Ф., Западная Сибирь в древности, М., 1984

8.  Кочеев В.А. Боевое оружие пазырыкцев, Горно-Алтайск,, 1983,

9.  Кочеев В.А. Чеканы Горного Алтая // Проблемы изучения ультуры населения Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1987

10.  Кубарев В.Д., Кинжалы из Горного Алтая,// Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии, Новосибирск, 1981

11.  Кубарев В.Д., Курганы Юстыда, Новосибирск, 1991

12.  Малинова Р., Малина Я. Прыжок в прошлое. Эксперимент раскрывает тайны древних эпох. М.,1988.

13.  Полосьмак Н.В., Воинские шлемы пазырыкцев, Новосибирск, 1995

14.  Полосьмак Н.В., Стерегущие золото грифы, Новосибирск, 1994

15.  Руденко С .И. Культура населения Горного Алтая в скифское время, М., 1953

16.  Семенов С.А. Изучение первобытной техники методом эксперимента // Новые методы в археологических исследованиях, М.-Л., 1963

17.  Соловьев А.И. Оружие и доспехи. Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья, Новосибирск, 2003

18.  Соловьев А.И. О некоторых характеристиках клинкового оружия Проблемы реконструкций в археологии Новосибирск, 1985

Размещено на http://www.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.