Реферат: Образование казахской народности
Реферат: Образование казахской народности
Министерство
науки и высшего
образования
Республики
Казахстан
Евразийский
государственный
университет
им.
Л.Н. Гумилева
Курсовая
работа
Тема:
Образование
казахской
народности
и
первого
казахского
ханства
выполнил:
__________________
___________________________
проверил:
__________________
__________________________
г.Астана,
2000
Оглавление
Введение....................................3
Глава
1. Образование
казахской
народности...........6
Глава
2. Образование
первого казахского
ханства....16
Заключение.........................................21
Библиография.......................................24
Введение
Процесс
образования
государственности
у казахов,
становления
суверенитета
Республики
Казахстан
протекал в
многообразных
формах и внутренних
периодах, весьма
сложно и непрямолинейно,
хотя это был
и есть единый
исторический
процесс. Пройдя
гипотетическую
“стадию дикости”,
когда доминировали
законы животного
мира, предки
казахов, также
как и все человечество,
самоорганизовались
в родовые и
племенные
общины и затем
союзы племен.
Особенности
их социального
и политического
развития определялись
потребностями
естественного
для данной
географической
и климатической
среды обитания,
кочевого способа
производства
и образа жизни,
потребностями
в пастбищах
и целесообразном
их распределении
по районам и
сезонам кочевок,
в обмене продуктами
труда с земледельческими
сообществами,
в защите от
врагов и для
расширения
собственного
жизненного
пространства.
Примерно
в этот период
появляются
общественная
власть родового
старшинства,
и затем власть
племенных
вождей. Этот
период в эпохе
потестарной
власти можно
назвать догосударственным
периодом
этнополитогенеза
казахов.
Переходной
стадией к
раннегосударственному
периоду здесь
стало образование
саками и массагетами
племенных
союзов.
Эпоха
потестарной
власти с его
догосударственными
и раннегосударственными
периодами
подготавливала
эпоху династической
казахской
государственности.
Однако естественный
процесс складывания
казахской
народности
и становления
собственной
суверенности
в истории Казахстана
испытал сильное
деструктивное
воздействие.
Таковыми в
этнополитогенезе
были мощные
миграционные
потоки, неопределенность
границ, смещение
и исчезновение
этнических
групп и др.
Начавшийся
здесь процесс
складывания
надплеменной
этнической
общности сдерживался
нашествием
в нынешние
Среднюю Азию
и Казахстан
орд Чингизхана.
Лишь
после распада
монгольских
улусов хана
Джагатая на
юго-востоке
и хана Джучи
на северо-западе
нынешней территорией
Казахстана
(XIV-XV
вв.) вновь стали
возникать
этнополитические
государственные
образования.
С конца
XV
века начинается
эпоха собственной
династической
государственности
казахов с
образованием
в 1470 г. Казахского
ханства
- итог противоречивого
многовекового
воздействия
и взаимопроникновения
политических
и этносоциальных
процессов,
происходивших
на территории
нынешней Центральной
Азии.
Настоящая
курсовая работа
посвящена
изучению вопроса
об этнополитогенезе
казахов, образовании
казахской
народности
и первого казахского
государства.
Именно этот
вопрос остается
на сегодняшний
день, несмотря
на многочисленные
научные исследования
достаточно
проблемным
и интересным
для изучения.
Основными
вопросами
научного исследования
данной курсовой
работы являются
вопросы образования
казахской
народности
и образования
первого казахского
государства.
В рамках изучения
проблемы мы
опирались на
труды таких
ученых историков
как Л.Н. Гумилев,
Асфендиаров
С.Д., Басин В.Я.,
Шакарим Кудайберды-улы
и др.
Глава
1. Образование
казахской
народности
Одной
из главных
загадок казахской
истории остается
загадка происхождения
и время образования
жузов.
В силу
действия многих
этнополитических
и хозяйственных
факторов на
территории
Казахстана
возникли три
основных
этнотерриториальных
объединения
- Старший,
Средний и Младший
Жузы.
Существование
жузов отразило
сложность
процесса образования
казахской
народности,
наложило свою
печать на локальные
культурно-бытовые
особенности
ее развития.
Жузы
являлись
специфической
формой социально-политической
организации
казахской
народности.
В истории казахов
жузами принято
называть определенные
союзы племен,
осознающих
свою принадлежность
к единой казахской
народности
и населяющих
фиксированную
традицией часть
общеказахской
территории.
В дореволюционной
исторической
литературе
вместо жуз
употреблялся
в давние времена
вошедший в
русский язык
термин орда.
Принадлежа
к одной казахской
народности
каждый из жузов
имел свои
особенности,
которые делали
их отличными
друг от друга.
Основываясь
на исследованиях,
проведенных
учеными историками
Казахстана,
мы попробуем
обобщить и дать
характеристику
каждому из
казахских
жузов.
Всего
жузов - три: Улу
жуз (Старший,
или Большой,
жуз), Орта жуз
(Средний, или
Cрединный, жуз)
и Киши жуз (Младший,
или Малый, жуз).
Кочевья
жузов располагались
в порядке с
юго-востока
на северо-запад:
Улу жуз занимал
юго-восточную
часть Казахского
ханства, Киши
жуз - самую западную,
а Орта жуз -
серединную
территорию.
Жузы
получили свое
название не
по числу принадлежавших
к ним кочевников
(Киши жуз был
самым многочисленным),
но по старшинству
входивших в
их состав родов.
При этом старшинство
между родами
и жузами считалось
по прямой линии:
"самый последний
род" Улу жуза
имел преимущество
перед "Самым
старшим родом"
Орта жуза и
т.д. Оправдывалось
это тем, что
предок старше
(атасы улкен).
Согласно
этнографическим
наблюдениям,
порядок старшинства
соблюдался:
при
определении
места в боевом
порядке;
при
разделении
военной добычи;
при
вступлении
в дом и рассаживании
по местам;
при
открытии торжества;
при
представлении
качества
предлагаемого
в гостях и на
пирах кушанья.
В XVII самом
начале XVIII вв. все
три жуза управлялись
биями - родоначальниками,
уполномоченными
всеказахским
ханом; а со времени
после кончины
Тауке-хана
(между 1715-1717гг.),
последнего
казахского
хана, власть
которого признавалась
во всем государстве,
каждый жуз имел
своего хана
из числа султанов
- мужских потомков
Чингиз-хана
(ум. в 1227 г.).
Известно,
что впервые
имя одного из
жузов - Улу жуза
(по терминологии
источника
"Казачья Большая
орда") было
зафиксировано
в русским документе,
датируемом
1616 годом и имеющим
заглавие: "Распросные
речи в посольском
приказе служилых
людей Т.Петрова
и Н.Куницына
о поездке в
Калмыцкую
землю".
В мусульманских
источниках
нигде казахские
жузы не упоминаются
несмотря на
то, что источники,
описывающие
состояние дел
в Восточном
Дешт-и Кипчаке
в XIII - начале XVII вв.
достаточно
обильны и
рассказывают
о множестве
деталей военно-политической
и культурной
жизни того
времени. Из
ираноязычных
и тюркоязычных
сочинений мы
узнаем и имена
ханов и взаимоотношения
между ними, и
о набегах и
войнах, и маршрутах
и способах
кочевания, и
даже о таких
этнографических
подробностях,
как, например,
технология
изготовления
мягких кожаных
накидок. Но
когда речь
заходит о
территориально-административных
структурах
Казахского
ханства, везде
фигурирует
термин улус
(удел владение,
а также государство),
и только.
Над
загадками
казахских жузов
бились поколения
историков
Казахстана,
но удовлетворительного
и однозначного
решения так
и не нашли. Еще
в 1911 году академик
В.В.Бартольд
в своей работе
"История изучения
Востока в Европе
и России" писал:
"Мы не имеем
точных сведений
о том, как произошло
распадение
этого (казахского
- Т.С.) народа на
три орды: Большую,
Среднюю и Малую
(или Старшую,
Среднюю и Младшую),
из которых
каждая имела
своего хана..."
Нынешнее
решение проблемы
не слишком
продвинулось
с того времени.
Однако к настоящему
времени накопилось
достаточное
количество
наблюдений,
обоснованных
на изучении
все тех же известных
науке источников
для определения
хотя бы общих
путей дальнейшего
исследования.
Большинство
исследователей
склонялись
к мысли о том,
что разгадку
следует искать
в тех триальных
системах, которые
реально существовали
в далеком прошлом
у тюркских
народов со
времен гуннской
империи и тюркского
каганата.
Было
известно, что
организация
войска и связанного
с ним административного
управления
в этих государствах
строилась по
схеме правое
крыло (западная
- т.к. ориентация
тогда была
южная), левое
крыло (восточное)
и центр. Центр
войска и центральные
области империи
управлялись
непосредственно
каганом, а левое
и правое крылья,
соответственно
западные и
восточные
области империи,
наместниками-родичами.
Другой
триальной
системой известной
у древних тюрков
была система
брачных отношений,
где три экзогамных
рода в известной
последовательности
устанавливали
брачные связи.
Однако
обе эти системы
ни в малейшей
степени не
могут быть
связаны с тремя
казахскими
жузами, т.к. те
первоначально
не имели значения
ни для военной
организации,
ни для брачных
связей. Что же
касается деления
огузов (туркмен)
на три группы
- нижнюю, среднюю
и верхнюю, которое
впервые зафиксировано
в Х в. и сохранялось
вплоть до XII в.,
то, думается,
что правы те
ученые, которые
считают, что
это сугубо
локальное
разделение
неразрывно
связано с речными
долинами Сыр-Дарьи
и Аму-Дарьи и
никак не распространялось
за пределы этих
долин, а главное
по характеру
отлично от
деления казахов
на три жуза.
Какие
же жизненные
процессы и
исторические
обстоятельства
XVI в. предопределили
возникновение
тогда, а не ранее
и не позднее
совершенно
нового принципа
самоорганизации
племен объединенных
самоназванием
казак?
С момента
возникновения
Казахского
ханства (Казахского
улуса) в 1476-71 гг.
и вплоть до
начала XVII в.
господствовал
только один
принцип объединения
и управления
страной - улусный
принцип, при
котором отдельные
роды и племена,
сложившиеся
в Восточном
Дешт-и Кипчаке
в XIII-XIV вв. часто
из осколков
более древних
племен, включались
в политическую
структуру малых
и больших улусов,
возглавляемых
султанами
(например, улус
Джаниш-султана,
Таниш-султана,
Турсун-султана
и т.п.), во главе
с ханом и формировали
один большей
улус-государство,
которое в одном
случае называли
по имени одного
из ханов (например,
Чагатайский
улус, Узбекский
улус и т.д.) или,
как в нашем
случае, обозначали
скоре социальным,
чем политическим
термином, до
того не имевшем
этнографического
значения - термином
казак.
Первоначально
Казахский улус
(Казахское
ханство) был
военно-политическим
союзом группы
племен Восточного
Дешт-и Кипчака,
отколовшихся
от массы родственных
племен и возглавленных
одной из ветвей
династии Чингизидов.
Этническая
консолидация
этих племен
в рамках одного
государства
и под управлением
одной династии
(потомков Джучида
Урус-хана) и
стала тем процессом,
в ходе которого
и в результате
которого обозначались
новые уже не
политические,
а этнотерриториальные
структуры -
жузы.
Каковы
были те факторы,
которые направляли
и стимулировали
появление новых
структур?
Первым
из них была
территориальная
целостность
Казахского
ханства в условиях
достаточно
длительной
военно-политической
стабильности.
Оставаясь
сообществом
кочевых племен,
Казахское
ханство на
рубеже XVI-XVII вв.
включило в свой
состав территории
с древними
центрами городской
и оседло-земледельческой
культуры, создавшими
определенные
зоны хозяйственного
и культурного
притяжения
для населения
окружающих
их степей.
Вторым
фактором, в
известной мере
являющимся
следствием
первого, было
формирование
аульной системы
расселения,
хозяйствования
и быта. Именно
этот процесс
бросается
вперед при
анализе источников
XVII века. Уместно
вспомнить, что
в XIII-XVI вв. в Дешт-и
Кипчаке господствовала
система улусного
кочевания, “...
когда огромная
масса, возглавленная
ханом и султанами,
практически
непрерывно
перемещалась
на своих кибитках,
смонтированных
на арбах, влекомых
верблюдами
и лошадьми по
тысячекилометровым
маршрутам
тогдашних
кочевий”.
Не сразу
и не повсеметно
этот образ
жизни заменялся
иным - перекочевки
небольших
семейных групп
(аулов), связанных
между собой
не только
родственными,
но и соседскими
и иными отношениями,
на ограниченных
территориях
с относительно
короткими
маршрутами
передвижения.
Кибитки на
арбах, "шатры
на колесах"
сменяет разборная
юрта, навьючиваемая
на верблюдов:
к началу XVII века
относятся
последние по
времени известные
сообщения об
использовании
жителями Кипчакской
степи четырехколесных
домов-повозок,
а в более поздних
источниках
упоминаются
только двухколесные
арбы и содержатся
лишь описания,
хотя и нередко,
и больших по
размерам, но
разборных юрт
и переносных
кибиток.
Переход
от кочевания
в кибитках на
колесах к разборным
юртам был крупным
изменением
быта кочевого
населения
Дешт-и Кипчака,
и этот фактор
предопределил
наряду с родственными
и генеалогическими
связями племен
и родов внутри
единой политической
общности еще
и связи территориальные
в границах
относительно
устойчивых
зон постоянных
перекочевок.
Такого рода
зоны никак не
совпадали с
улусным (административным)
или тюменным
(военным) дробление
общегосударственной
территории,
и отношения
внутри этих
зон не могли
регулироваться
возглавлявшими
улусы царевичами-чингизидами.
Новые территориально-родовые
связи требовали
иных регуляторов,
и ими стали
"большие люди"
пастбищных
общин - бии,
"национальная"
аристократия,
элита социальной
группы кара-суйек
(черная кость
- ред.) почитаемые
за знания и
умение интерпретировать
многовековое
народное право,
многовековые
обычаи, только
и позволяющие
сохранять в
степи присущее
кочевым скотоводам
мироустройство.
Именно вокруг
биев начало
формироваться
межродовые
внутритерриториальные
связи, которые
постепенно
превращали
стихию кочевых
племен в хозяйственное
и культурное
сообщество,
агрегация
которого
осуществлялась
единственно
возможным тогда
способом - через
установление
генеалогических
и иерархических
взаимоотношений
между родами
и племенами,
между аульными
пастбищными
общинами.
Новые
структуры и
их главы - бии
отнюдь не стремились
разрушить или
нарушить уже
установившуюся
политическую
и административную
структуру
Казахского
ханства с ее
улусами, но для
обозначения
сформировавшихся
зональных
сообществ они
должны были
использовать
какие-то термины,
выходившие
за рамки родоплеменных
обозначений
и никак не задевавшие
обозначения,
связанные с
высшим военно-политическим
управлением.
Очевидно, таким
термином и стал
жуз (буквально
"сто", "сотня").
Впервые
этот термин
как административный
зафиксирован
в сочинении
балхского
историка Махмуда
ибн Вали "Бахр
ал-асрар".
Согласно сообщению
этого автора,
Ак-Орда, одно
из административных
подразделений
Джучиева Улуса
(Золотой Орды),
была также
известна под
названием
Йуз-Орда.
Мы практически
ничего не знаем
о бытовании
этого термина
в последующее
время - придворные
историографы
не опускались,
как правило,
до таких низов
народной жизни.
Вряд ли сейчас
или в ближайшем
будущем станет
возможным
однозначно
ответить на
вопрос, каким
образом свершилось
превращение
одного из невысоких
военно-административных
терминов в
обозначение
крупных племенных
(аульных) сообществ?
Становление
жузов происходило
не одновременно,
и по мнению
ряда авторов
скорее всего
этот процесс
начался в Семиречье,
распространившись
оттуда на
центральную,
а вслед затем
и западную
части Казахского
ханства.
Отсюда, возможно,
и иерархия
жузов, когда
старшим и
первоначально
влиятельным
стал именно
Семиреченский
жуз, а Орта (Средний)
жуз и Киши (Младший)
по времени
своего проявления(хотя
и не уступали
по численности
племен и территориям
Старшему) оказались
генеалогически
на более низких
ступенях. Постепенное
возвышение
жузовых структур
столь же постепенно,
но неуклонно
вело к упадку
прежней
социально-политической
организации
казахского
общества - улусов.
Прежняя правящая
верхушка ханства
(султаны) неожиданно
нашла свое
место в новой
социально-политической
организации:
она стала с
XVIII столетия
(начало вхождения
Казахских
ханств в состав
Российской
империи) если
и не полновластной,
то достаточно
влиятельной
верхушкой всех
трех жузов, при
этом сохранив
генеалогическую,
а значит и
политическую
обособленность
- султаны не
относят себя
ни к одному из
тюрко-монгольских
племен, ни к
одному из казахских
жузов, не разделяются
на колена.
Четырехвековое
существование
жузовой структуры
оказало столь
сильное воздействие
на этническое
самосознание
казахского
народа, что и
сейчас не только
сохраняется
в памяти каждой
казахской
семьи, но и влияет
на повседневную
жизнь казахов.
Несомненно,
однако, что в
недалеком
будущем определяющая
роль останется
за общенациональной
идентификацией,
а клановые и
жузовые привязки
постепенно
станут достоянием
исторического
прошлого.
Глава
2. Образование
первого казахского
ханства
Процесс
образования
казахской
народности
в XIV-XV вв. в основном
завершился.
В середине
XV в. - образовалось
Казахское
ханство - итог
противоречивого
многовекового
взаимодействия
и взаимопроникновения
политических
и этносоциальных
процессов,
происходивших
на территории
нынешней Центральной
Азии. В этнополитогенезе
кочевых племен
нельзя не отметить
особую важность
события тех
времен, которым
стала откочевка
в 1459 году потомков
основателя
династии казахских
ханов Урус-хана
- Джанибека и
Гирея - с преданными
им племенами.
Значение этого
события в том,
как отмечают
казахские
историки,
что оно ускорило
процесс сложения
казахской
народности
в результате
выделения и
обособления
из конгломерата
родов, племен
и формирующихся
народностей
Восточного
Дешт-и Кыпчака,
каким было
здесь население
к началу XY столетия,
известное под
общим собирательным
названием
узбеки.
Из Узбекского
улуса выделились
и перекочевали
в Семиречье
не просто
разрозненные
племена, недовольные
политикой хана
Абулхаира, но
объединение
родов и племен
численностью
до 200 тыс. человек,
которые составляли
в Дешт-и Кыпчаке
население
улусов потомков
Урус-хана. Дневние
рода жалаир,
найман, алчин,
кипчак и др.
Стали этническими
компонентами
казахской
народности.
Нарицательное
слово “казак”,
первоначально
обозначавшее
- свободный,
скиталец, изгнанник
или группу
кочевников,
которые отделились,
вышли из какой-то
подвластности
и противостоящие
ей, приобрело
этнополитический
смысл. Тюркоязычные
племена, объединенные
под властью
потомков Урус-хана,
обрели самоназвание
и окончательно
стали называться,
правда, ни без
субъективных
видоизменений,
казаками, а
страна их -
Казакстан.
Новое этнополитическое
качество степняков,
утвердившихся
на земле Семиречья,
положило начало
развитию собственно
казахской
государственности,
а термина “казак”
и “узбек” стали
обозначать
еще и разделение
людей по месту
жительства,
очерченного
уже своего рода
политическими
границами.
Вплоть
до смерти последснего
казахского
хана Тавекель-Мухаммад-батыр-хана
(Тауке) в 1718 году
и превращения
трех казахских
жузов в самостоятельные
ханства в эпохе
казахской
государственности
этот отрезок
времени можно
выделить как
почти 300-летний
период централизованного
этнополитического
объединения
казахов, которое
являлось ничем
иным, как государством.
В этот период,
например, в
ханство сына
Джанибека хана
Касыма (1511-1523 гг.)
под одной его
властью был
объединен в
эль, один народ
более миллиона
казахов.
К этому времени
относятся общие
для них узаконения
: “Касыма праведный
путь” (XYI в.), служившее
основным законом;
“Семь узаконений”
хана Тауке
(вторая половина
XYII в., закреплявшее
государственный
строй и феодальное
право казахов.
К этому
же периоду
этнополитогенеза
относится
внешнеполитическое
становление
правосубъектности
казахского
государства,
в частности,
можно привести
пример самостоятельного
установления
по инициативе
хана Тавеккеля
(1586-1598 гг.) дипломатических
отношений
Казахского
ханства с Москвой.
“Официальные
русско-казахские
отношения, -
писал В.Я. Басин,
- начались,
по-видимому,
не позднее 90-х
годов XYI века
”
В первой четверти
этого столетия
казахи, как
самостоятельная
народность
стали известны
и в западной
Европе.
Наследственная
ханская власть
периода централизованного
этнополитического
объединения
казахов заключалась
в верховном
праве распоряжения
всей территорией
казахских
улусов, распределении
им пастбищ и
маршрутов
кочевок, водных
источников,
в организации
их вооруженной
защиты, в праве
издавать
общеобязательные
повеления, а
также казнить
и миловать. Хан
вел переговоры
с другими
государствами,
объявлял войну
и мир, заключал
союзы.
Казахское
ханство 16-18 вв.
Было иерахизированной
социально-политической
структурой,
вобравшей в
себя традиции
кочевой государственности,
сочетавшей
элементы монархии
и феодальной
республики.
Ежегодно созывались
курултаи (народные
собрания) из
числа аристократов
- старейшин и
правителей
родов, султанов
- для решения
совместно с
ханом общегосударственных
дел. Влиятельные
родоначальники
составляли
при хане совет
биев - законосовещательный
орган. Бии в
родах олицетворяли
судебную и
административную
власть. И, в отличие
от султанов
- потомков чингизидов
(сословие
“ак-суй-ек”),
составляли
элиту “кара-суйек”
- родовую знать.
Войско
казахского
ханства формировалось
из вооруженных
отрядов ханов,
султанов, биев
и народного
ополчения.
Каждый род, жуз
имели свое
знамя (тамгу)
и свой боевой
клич (уран), но
все войско
выступало под
одним небесно-голубым
знаменем и
ураном ханства.
Общественные
отношения
регламентировались
ханскими
установлениями,
адатом (обычное
право казахов)
и решениями
советом биев
(ереже). Политическими
центрами Казахского
ханства на
протяжении
полутора столетий
( с конца 16 до
первой половины
18 века) были города
Ташкент и Туркестан.
Активная
внешняя политика
государства,
расширение
владений, укрепление
государственности,
при первых
ханах, особенно
при Касымхане
в начале XYI в.,
затем сменились
усилением
междоусобной
борьбы, массовыми
откочевками
людей.
Во 2-й
половине XYI в.
происходит
новый политический
подъем Казахского
ханства, спад
междоусобиц,
развитие
скотоводческого
и земледельческого
хозяйства,
торговых отношений,
расширяются
контакты с
Россией и другими
сопредельными
странами.
Ханская
власть того
периода хоть
и достигла в
известной
степени всеохватывающего
характера и
имела однородное
этническое
основание,
однако элемент
относительности
в централизацию
этой власти
привносили
борьба за власть
султанов разных
улусов и практически
непрекращающиеся
войны с узбеками
и калмыками.
Эти факторы
препятствовали
формированию
такого необходимого
элемента в
становлении
государственной
власти казахского
ханства, как
организация
населения по
территориальному
принципу. Основой
государственности
оставалась
родовая организация
населения,
ацикличный
характер
скотоводческого
хозяйства и
кочевой образ
жизни не обеспечивали
необходимой
стабильности
ханской власти,
а казахскому
обществу - всобщей
целостности.
С нач.
XYIII в. участились
набеги джунгар
на казахские
земли. Поэтому
хан Тауке
предпринимает
попытку объединения
трех жузов.
Казахское
ханство, раздираемое
междоусобицей
и противоречиями,
ослабленное
в изнурительной
войне с агрессором,
ведет отчаянную
борьбу за свою
независимость.
В трудной
экономической
и политической
ситуации встал
вопрос о вхождении
в состав России,
которое продолжалось
около 150 лет.
Однако,
это уже другой
период в эпохе
династической
государственности
казахов, который
требует отдельного
разговора.
Заключение
Завершая
исследование
вопросов о
зарождении
казахской
народности
и государственности
в Казахстане,
хочется сказать
о том значении,
какое имеет
понимание
данного вопроса
в деле становления
государственной
независимости
республики
сегодня.
16 декабря
1991 года принимается
Закон Республики
Казахстан о
независимости
(имеющего силу
Конституционного
Закона). Объявив
о своей независимости,
Республика
Казахстан стала
представлять
собой политически
самостоятельное
государство
с многонациональным
укладом, с единым
монолитным
организмом.
1995 г. 30 августа на
всенародном
референдуме
принимается
ныне действующая
Конституция
Республики
Казахстан.
В настоящее
время в республике
происходит
интенсивный
рост числа
совместных
предприятий,
открываются
представительства
крупнейших
компаний мира,
разрабатываются
и осуществляются
проекты совместной
разработки
природных
ресурсов и
переработки
сырья и материалов,
внедрение
прогрессивных
технологий
в аграрной
сфере и т.д.
Богатые
природные
ресурсы Казахстана,
социальная
и политическая
стабильность
в республике
делают этот
регион одним
из наиболее
привлекательных
для вложения
иностранного
капитала среди
республик
бывшего Советского
Союза.
Республика
Казахстан стала
полноправным
членом мирового
сообщества,
получив признание
и поддержку
абсолютного
большинства
государств
мира. На сегодня
Казахстан
признан 113 государствами,
со 105-ю из них
установлены
дипломатические
отношения.
Укрепляется
взаимодействие,
расширяется
сотрудничество
с наиболее
авторитетными
международными
структурами.
В их числе ООН,
Европейское
сообщество,
Международный
и Европейский
банки реконструкции
и развития,
Международный
валютный фонд,
МАГАТЭ, Красный
Крест, ЮНЕСЕФ,
ЮНЕСКО, ВОЗ и
др. Республика
присоединилась
более чем к 40
международным
конвенциям,
ею подписано
около 400 многосторонних
и более 700 двусторонних
договоров и
соглашений.
В 1997 г. принято
решение о переносе
столицы из г.
Алматы в г. Акмола,
связанное с
геополитическими,
экономическими
причинами
развития Казахстана.
Разработана
и принята к
реализации
Программа "О
мерах по реализации
стратегического
развития Казахстана
до 2030 года".
Политическое
утверждение
Казахстана
сегодня неразрывно
связана с его
политическим
прошлым. Поскольку,
как видно из
настоящей
работы, Казахстан
издавна был
свободным
государством,
а временный
его союз с Россией
был политическим
шагом в борьбе
за независимость.
Библиография
Гумилев Л.Н.
Древняя Русь
и Великая Степь.
М., 1989. С. 43.
История
Казахстана
с древнейших
времен и до
наших дней.
Очерк / Под ред.
М.К. Казыбаева
и др. Алматы.
1993. С. 113.
Гумелев Л.И.
Древняя Русь
и Великая степь.
М., 1989.
Асфендилов
С. Д. История
Казахстана
с древнейших
времен. Алма-Ата,
1993.
Гумилев Л.И.
Древние тюрки.
Л., 1968
Шакарим
Кудайберды-улы.
Родословная
тюрков, киргизов,
казахов и ханских
династий. Алма-Ата,
1990.
Карамзин
Н.М. Предания
веков М. 1988. С 195.
Утемиш-хаджи.
Ченгиз-наме.
Факсимиле,
перевод, транскрипция,
текстологические
примечания,
исследование.
В.П. Юдина. Алма-Ата.
1992. С. 61.
Абусеитова
М.Х. Казахское
ханство во
второй половине
XYI в.
Алма-Ата, 1985. С.
89.
Кляшторный
С.Г., Султанов
Г.И. Казахстан:
летопись трех
тысячелетий.
Алма-Ата. 1992. С.
276.
Басин В.Я.
Россия и казахские
ханства в XYI-
XYIII веках. Алма-Ата.
1971. С. 78.
Еенов А.Е.
Возникновение
и развитие
социалистических
земельных
правоотношений
в Казахской
ССР. Алма-Ата.
1963. С. 52.
Гумилев Л.Н.
Древняя Русь
и Великая Степь.
М., 1989. С. 43.
Там же, С. 15.
История Казахстана
с древнейших
времен и до
наших дней.
Очерк / Под ред.
М.К. Казыбаева
и др. Алматы.
1993. С. 113.
Гумелев Л.И.
Древняя Русь
и Великая степь.
М., 1989.
Асфендилов
С. Д. История
Казахстана
с древнейших
времен. Алма-Ата,
1993.
Гумилев Л.И.
Древние тюрки.
Л., 1968.
Шакарим Кудайберды-улы.
Родословная
тюрков, киргизов,
казахов и ханских
династий. Алма-Ата,
1990.
Карамзин Н.М.
Предания веков
М. 1988. С 195.
Кляшторный
С.Г. , Султанов
Г.И. Казахстан:
летопись трех
тысячелетий.
Алма-Ата. С. 276.
Толыбеков
С.Е. Кочевое
общество казахов
в ХVII
- начале ХХ века.
Алма-Ата, 1971. С.
506.
История Казахстана
с древнейших
времен и до
наших дней.
Очерк / Под ред
М.К. Казыбаева.
Алматы. 1993.
Утемиш-хаджи.
Ченгиз-наме.
Факсимиле,
перевод, транскрипция,
текстологические
примечания,
исследование.
В.П. Юдина. Алма-Ата.
1992. С. 61.
Абусеитова
М.Х. Казахское
ханство во
второй половине
XYI в. Алма-Ата,
1985. С. 89.
Кляшторный
С.Г., Султанов
Г.И. Казахстан:
летопись трех
тысячелетий.
Алма-Ата. 1992. С.
276.
Басин В.Я. Россия
и казахские
ханства в XYI-
XYIII веках. Алма-Ата.
1971. С. 78.
Еенов А.Е. Возникновение
и развитие
социалистических
земельных
правоотношений
в Казахской
ССР. Алма-Ата.
1963. С. 52.
Зиманов С.З.
Общественный
строй казахов
первой половины
14 века. Алма-Ата.
1958. С. 184.
|