рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Николай Второй - последний российский самодержец (виновник или жертва)

Реферат: Николай Второй - последний российский самодержец (виновник или жертва)

П Л А Н.

ПРЕДИСЛОВИЕ.                                                                                    стр. 3

ГЛАВА I.                                                                                                 стр. 4

             Воцарение Романовых.

             Родители Николая II.

             Воспитание и образование наследника.

ГЛАВА II.                                                                                                стр. 11

             Внутренние преобразования: винная монополия,

             денежная реформа.

             Австро-Венгерское соглашение 1897.

             Нота 12/24 августа 1898г. сокращение вооружения.

ГЛАВА III                                                                                                стр. 13

             Кризис сельского хозяйства; его причины.

ГЛАВА IV                                                                                                стр. 14

              Значение Русско-Японской войны

              Революция 1905-1907гг. Образование Государственной Думы.

              Столыпинские   реформы.

              Достижения России к 300-летнему юбилею Дома Романовых.

              Юбилейные торжества.

ГЛАВА V.                                                                                                 стр. 18

              Первая Мировая война. Неудачи на фронте, приведшие

              к кризису  в стране.

              Обвинения в адрес Николая II. Оценка личности царя.

              Николай II в ставке главного штаба в феврале 1917 года.

              Резкое  обострение  обстановки в Петербурге.

              Дума требует отречения Николая II. Предательство высшего

              руководства  армии.

              Борьба Николая II за сохранение трона.

ГЛАВА VI                                                                                                стр. 25

              Отречение от престола. Конец правлению Романовых.

              Арест Николая II.

              Убийство Царской семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.                                                                                       стр. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.                                 стр. 29

"О делах нынешних  потомки  наши напишут много,  много книг;  но мы, современники, все это хорошо знаем,  а  младшие,  которые чего не помнят, спросят у старших, и  те  им  расскажут не по книгам, а как очевидцы."

                                               С.М.Соловьев.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

…Человечество всегда будет мучать вопрос: Что же произошло в России в семнадцатом?..

Является ли Николай II виновником или жертвой?

В своей работе через деяния Монарха я попытаюсь оценить многогранность его личности, понять, чему он противостоял, что защищал до последнего вздоха.

В заключение своей работы неизбежен вывод: Тогда в последний раз был дан России самодержец, которому были органически присущи мудрость и подлинно добрая воля, честь и верность, Мужество и любовь. Русское самодержавие основывалось на этих началах.

Мужество и любовь делали Государя Николая Александровича Гражданином и отцом Державы. Это был “Удерживающий”… Верой, волей, обоянием и человечностью, всем богатством натуры, даже датой рождения, последний Русский Монарх отвечал трагической миссии во всечеловеческой истории, ради осуществления которой являлся на свет.

ГЛАВА I.

·Воцарение Романовых.

·Родители Николая II.

·Воспитание и образование наследника.

В

 последние  годы наша страна открыла для себя новые и порой неожиданные варианты отечественной истории.  К  сожалению,  наше школьное образование было построено таким образом,  что мы можем назвать имена руководителей многих восстаний,  бунтов, революций и стачек,  можем вспомнить имена европейских королей, американских президентов,  египетских фараонов. Имена же людей, в течении столетий  стоявших  во главе Российской империи,  наши советские историки постарались предать забвению. Именно поэтому я хочу начать свою работу с возникновения на Руси династии Великих Князей Романовых.  Зададимся вопросом:  почему Михаилу Федоровичу удалось основать династию, в течение веков управлявшей Россией?[1]

*Вспомним события,  предшествовавшие  восхождению  на престол первого Царя династии Романовых.

Иоанн IV Грозный, убив старшего сына - Иоанна, прервал мужскую линию династии Рюриковичей.  Его средний сын, Федор, был неполноценен.  Таинственная смерть в Угличе младшего сына - Димитрия (его нашли зарезанным во дворе терема),  а затем  -  кончина последнего из Рюриковичей Феодора Иоанновича - положили конец их династии.  К власти пришел Борис Годунов, брат жены Феодора, как член  регентского  Совета из пяти бояр.  Земский Собор 1598 года избрал Бориса Годунова Царем.

В 1604 году польские войска под предводительством Лжедмитрия I, Григория Отрепьева, выступили из Львова к русской границе.

В 1605  году скончался Борис Годунов,  и Престол был передан его сыну Феодору и царице-вдове.  В Москве вспыхнуло  восстание, Феодор и его мать были задушены.  Новый царь,  Лжедмитрий I, въехал в Москву в сопровождении польской армии.  Но правил он  недолго:  в 1606 году Москва восстала,  и Лжедмитрий был схвачен и убит. Царем стал Василий Шуйский.

Наступающий кризис  приближал  страну  к  состоянию анархии. После восстания Ивана Болотникова и двухмесячной осады Москвы на Россию  из Польши двинул свои войска Лжедмитрий II.  В 1610 году войско Шуйского было разбито,  царь был низвергнут и пострижен в монахи.

Власть перешла в руки Боярской Думы:  наступил период "семибоярщины".  После  подписания  Думой договора с Польшой польские войска были тайно введены в Москву. Сын польского царя Сигизмунда III,  Владислав,  стал  русским  царем.  И только в 1612 году ополчению Минина и Пожарского удалось освободить Москву.[2]

*И именно  в этот момент на арену Истории вышел Михаил Феодорович Романов.  Кроме него,  претендентами на Престол были польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп и сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван. Но избрали все-таки Михаила. Почему?  В.Б.Кобрин пишет по этому поводу так:  "Романовы устроили всех. Таково свойство посредственности." Действительно, для консолидации  страны,  восстановления  общественного порядка,  были нужны не яркие личности, а люди, способные спокойно и настойчиво вести консервативную политику. "...Нужно было все восстановлять, чуть не сызнова строить государство - до того был разбит его механизм," - пишет В.О.Ключевский.

Таким и оказался Михаил Романов.  Его царствование было временем оживленной законодательной деятельности правительства, которая касалась самых разнообразных сторон русской  государственной жизни.[3]

Правление первого Романова на начальном  периоде  отличалось зависимостью от  Боярской Думы и несамостоятельностью в принятии решений: по всем важным вопросам Михаил  Федорович  обращался  к Земским Соборам.  Однако,  со временем начала укрепляться единоличная власть царя: на местах стали управлять подчиненные центру воеводы. К примеру,  в 1642 году, когда собрание высказалось при громадном большинстве за окончательное присоединение Азова,  отвоеванного казаками у турок,  Михаил Федорович принял противоположное решение.

Важнейшей задачей этого периода  было  восстановление  государственного единства русских земель, часть которых после "смутного времени" оставалась под владением Польши и Швеции.  В  1632 году,  после того как в Польше умер король Сигизмунд III, Россия начала войну с Польшой,  в результате которой новый король  Владислав отказался  от  притязаний на московский Престол и признал Михаила Федоровича московским царем.

Самым важным новшеством в промышленности того времени  стало появление  мануфактур.  Дальнейшее развитие ремесла,  увеличение производства сельского хозяйства и промысла,  углубление общественного  разделения  труда привели к началу формирования всероссийского рынка.  Кроме того, наладились дипломатические и торговые связи России с Западом. Крупнейшими центрами российской торговли стали:  Москва, Нижний Новгород, Брянск. С Европой морская торговля  шла  через  единственный  порт - Архангельск;  большей частью товары шли сухим путем.  Таким образом,  активно торгуя с западно-европейскими странами, Россия добилась проведения самостоятельной внешней политики.

Поднялось и сельское хозяйство.  Начинало развиваться земледелие на плодородных землях к югу от Оки, а также в Сибири. Этому способствовало то,  что сельское население России делилось на две категории:  владельческих и черносошных крестьян.  Последние составляли 89.6%  сельского населения.  По закону,  они, сидя на государственной земле,  обладали правом ее отчуждения:  продажи, заклада, передачи по наследству. Т.о., крестьяне были лично свободны,  у них отсутствовало крепостное право. За выполнением общественных обязанностей следила община с мирским сходом и выборными.

В результате разумной внутренней политики  резко  улучшилась жизнь  простого народа.  Так,  если за период "смутного времени" городское население в самой Москве уменьшилось более чем  в  три раза  -  горожане  убегали из своих разрушенных жилищ,  то после "реставрации" экономики,  по словам К.Валишевского, "...курица в России стоила две копейки, десяток яиц - копейку. Приехав в столицу на пасху,  он <посол - П.Л.> был свидетелем благочестивых и милостивых деяний государя, который до заутрени посетил тюрьмы и раздавал заключенным крашеные яйца и бараньи тулупы."[4]

Наметился прогресс и в области культуры.  По словам  С.М.Соловьева,  "...Москва поражала великолепием,  красотой,  особенно летом, когда к красивому разнообразию церквей присоединялась зелень  многочисленных садов и огородов." В Чудовом монастыре открылась первая в России греко-латинская школа. Была восстановлена разрушенная  во время польской оккупации единственная московская типография. К сожалению, на развитие культуры того времени наложило отпечаток то, что сам Михаил Романов был человеком исключительно религиозным.  С.М.Соловьев пишет, что "царь  участвовал  в религиозном  торжестве,  которому  подобного новая Россия уже не видала: из Успенского собора в Спасские ворота двигался крестный ход; за образами и духовенством шли стольники, стряпчие, дворяне и дьяки в золотом парчовом платье,  за ними сам государь, за государем бояре,  окольничие,  думные люди и гости; по обе стороны пути близ царя шли полковники и головы стрелецкие." Поэтому  самыми  крупными учеными этой эпохи считались исправители и составители священных книг,  что,  безусловно, сильно тормозило прогресс.[5]

*Итак, подытожим.  На мой взгляд, основной причиной того, что Михаилу Романову удалось создать "жизнеспособную" династию, явилась его тщательно взвешенная,  с большим  "запасом  прочности", внутренняя  и  внешняя  политика,  в результате которой России пускай не полностью  -  удалось  решить  проблему  воссоединения русских земель,  были разрешены внутренние противоречия,  развились промышленность и сельское хозяйство, укрепилась единоличная власть  царя,  наладились связи с Европой и т.д.  В то же время, действительно, царствование первого Романова нельзя причислить к блестящим эпохам истории русской нации,  и его личность не фигурирует в ней особым блеском. Тем не менее, это царствование знаменует  собой период возрождения,  значение которого ощущается и сегодня.

“Сердце царя было полно любви, так сказать коллективной любви, объектом которой была вся его обширная родина, и никто в частности”.

      А.А.Мосолов.

Николай II, последний из династии Романовых. Что мы о нем знаем? Грубый, бессердечный, способный только есть, пить и эксплуатировать рабочих с крестьянами.

Так рассказывали нам о нем раньше. Но так ли это на самом деле? Неужели он был таким кровопийцей? Неужели он отнимал последние крохи у крестьян? Как жилось людям? Неужели все ждали революции и гибели царя? Что нам известно о его гибели?

Личность императора и последующий расстрел царской семьи представляет собой белое пятно в истории России.

В этом реферате я попробую пролить луч света на историю гибели царской семьи, а также раскрыть личность императора и рассказать как относился народ к царю.

Династия Романовых дала России много выдающихся государственных деятелей, строителей великого Российского государства: Алексея Михайловича и Петра Великого, Екатерину II и Александра I Николая I, Александра II и Александра III. В их ряду достойное место занимает и последний российский император - Николай II, старший сын императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, дочери датского короля Христиана IX. Он вступил на престол 21 октября 1894 года после смерти своего отца Александра III.[6]

 

Воспитание и образование Николая II проходило под личным контролем его отца на традиционной религиозной основе. Непосредственным его воспитателем был Победоносцев Константин Петрович, один из граматнейших людей России. Воспитатели будущего императора и его младшего брата Георгия получили такую инструкцию: "Ни я, ни Мария Федоровна не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру. Учите хорошенько, спуску не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, не поощряйте лени в особенности. Если что, то адресуйтесь прямо ко мне, а я знаю, что нужно делать. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные русские дети. Подерутся - пожалуйста. Но доносчику - первый кнут. Это - самое мое первое требование". Учебные занятия будущего императора велись по тщательно разработанной программе в течение тринадцати лет. Первые 8 лет были посвящены предметам гимназического курса. Особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, французского, немецкого и английского языков, которыми Николай Александрович овладел в совершенстве. Следующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля. Преподавание этих наук велось выдающимися русскими учеными-академиками с мировым именем: Бекетовым Н.Н., Обручевым Н.Н., Кюи Ц.А., Драгомировым М.И., Бунге Н.Х. и др. Чтобы будущий император на практике познакомился с войсковым бытом и порядком строевой службы, отец направил его на военные сборы. Первые 2 года Николай служил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних сезона он проходит службу в рядах кавалерийского гусарского полка эскадронным командиром, и, наконец в рядах артиллерии. В то же время отец вводит его в курс дела управления страной, приглашая участвовать в заседаниях Государственного Совета и Кабинета Министров.

В программу образования будущего императора входили многочисленные путешествия по различным губерниям России, которые он совершал вместе с отцом. В довершение образования отец выделил в его распоряжение крейсер для путешествия на Дальний Восток. За 9­­­ месяцев он со свитой посетил Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию и далее сухим путем через всю Сибирь возвратился в столицу России. К 23-м годам своей жизни Николай Романов - высокообразованный молодой человек с широким кругозором, прекрасно знающий историю и литературу и в совершенстве владеющий основными европейскими языками. Блестящее образование сочеталось у него с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы, что было нечасто для государственных деятелей того времени. Отец сумел внушить ему беззаветную любовь к России, чувство ответственности за ее судьбу. С детства ему стала близка мысль, что его главное предназначение - следовать российским основам, традициям и идеалам.

Государя Императора Николая Александровича мало знали в России ко времени его восшествия на престол. Мощная фигура Императора Александра III как бы заслонила наследника Цесаревича от глаз внешнего мира. Конечно, все знали, что ему 26 лет, что по своему росту и сложению он скорее в свою мать, Императрицу Марию Федоровну, что он имеет чин полковника русской армии, что он совершил необычное для того времени путешествие вокруг Азии и подвергся в Японии покушению азиатского фанатика. Знали также, что он помолвлен с принцессой Алисой Гессенской, внучкой королевы Виктории, что его невеста прибыла в Ливадию перед самой кончиной Императора Александра III. Но облик нового Монарха оставался обществу неясным.

Наследник Цесаревич также состоял Председателем Комитета по сооружению Великого Сибирского пути, возглавлял Комитет по борьбе с голодом 1891-1892.[7]

Вера в Бога и в свой долг Царского служения были основой всех взглядов Императора Николая II. Он считал что ответственность за судьбу России лежит на нем, что он отвечает за них перед престолом Всевышнего.

Император Николай II обладал живым умом, быстро схватывал существо докладываемых ему вопросов - все, кто имел с ним деловое общение, в один голос об этом свидетельствуют. У него была исключительная память в частности на лица. Государь имел также исключительную волю в осуществлении своих планов. Он не забывал их, постоянно возвращался к ним, и зачастую в конце концов добивался своего.

Министры, с которыми ему довелось расстаться, зачастую говорили, что на него “нельзя положиться”. Он всегда ставил дело выше лиц, а при несогласии с действиями своих министров отставлял их, независимо от их прошлых заслуг. При этом он старался “позолотить пилюлю”; отставка обычно сопровождалась внешними знаками милости и назначением высоких пенсий.[8]

Император Николай II - это признавали и его враги - овладел совершенно исключительным личностным обаянием. Он не любил торжеств, громких речей, этикет был ему в тягость. Ему было не по душе всё показное, искусственное. В тесном кругу, в разговоре с глазу на глаз, он умел обворожить своих собеседников, будь то высшие сановники или рабочие посещаемой им мастерской. Его большие серые лучистые глаза дополняли речь, глядели прямо в душу. Эти природные данные ещё более подчеркивались тщательным воспитанием.[9] “Я в своей жизни не встречал человека более воспитанного, нежели ныне царствующий Император Николай II”, писал граф Витте уже в ту пору, когда он по существу являлся личным врагом Государя…[10]

После нескольких месяцев, после вступления на престол Николая II, (1894г.) министры впервые явились со своим докладами к новому монарху. Они должны были, одновременно с разрешением очередных вопросов, посвящать его в общий ход деятельности государственной машины. И тут выяснилось, что Государь был в курсе всех существенных дел, кроме наиболее секретных вопросов внешней политики. Он задавал Витте вопросы, свидетельствующие о том, что, и в бытность Наследником он ко всему внимательно прислушивался.

В первой циркулярной депеше, разосланной министрам 28 октября 1894г., говорилось: “Россия пребудет неизменно верна своим преданиям: она приложит старания к поддержанию дружественных отношений ко всем державам, и по-прежнему в уважение к праву и законному порядку будет видеть верный залог безопасности государства”.

Первым событием царствования было бракосочетание Императора с принцессой Алисой Гессенской, имевшей место 14 ноября.[11]

Образцом правителя для Николая II был царь Алексей Михайлович /отец Петра-I/, бережно хранивший традиции старины и самодержавия, как основы могущества и благосостояния России.

В своей речи 17 января 1895г. к земским депутатам Государь сказал: “Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления ;пусть же все знают, что я, посвящая все силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный родитель".[12] Это были не только слова. "Начала самодержавия" Николай II отстаивал твердо и неуклонно: ни одной существенной позиции за годы правления он не сдавал вплоть до трагического для судьбы России его отречения от престола в 1917 году. Но эти события еще впереди.

В экономической области, где государь оставил распоряжаться С.Ю.Витте, были сделаны первые шаги для проведения валютной реформы. Были разрешены сделки на золото по курсу дня, иными словами было официально признано расхождение между кредитным и золотым рублём. Опубликован был закон о производстве первой всенародной переписи (на 1 января 1897г.). Истолковывая русскую внутреннюю политику для иностранного общественного мнения, А.А.Башмаков писал  во влиятельном французском журнале* :

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.