Белорусский
Государственный
Экономический
Университет
Кафедра
экономической
истории
Курсовая
по экономической
истории
Беларуси
на
тему:
"Народное
хозяйство
Беларуси в
1950-е годы"
Студент
ФУС, I-курс
Гр.
УКС-1
М.Г.Гусев
Научный
руководитель
Профессор
В.И.Голубович
Минск,
1998
План.
Введение.
Промышленность
и транспорт
в 50-е гг.
Дальнейшее
развитие
промышленности
и транспорта
в 60-е гг.
Достижения
сельского
хозяйства в
50-е гг.
Заключение.
Вступление.
В послевоенные
годы важнейшие
задачи белорусского
народа заключались
в том, чтобы
за непродолжительное
время ликвидировать
ущерб, причинённый
республике
немецко-фашистскими
захватчиками,
восстановить
народное хозяйство,
улучшить условия
жизни населения.
Чтобы выполнить
эти задачи,
белорусскому
народу пришлось
преодолевать
немалые трудности.
Героическими
усилиями рабочих
к концу 1950 г.
промышленность
БССР по объему
валовой продукции
не только достигла
довоенного
уровня, но и
превысило его
на 15 %.
За годы
восстановления
в республике
появились новые
отрасли индустрии,
расширилась
энергетическая
и топливная
база - одно из
важнейших
условий успешного
развития всего
народного
хозяйства БССР,
увеличилось
производство
строительных
материалов.
Значительные
успехи были
достигнуты
в восстановлении
предприятий
легкой и пищевой
промышленности.
Возрождался
железнодорожный,
автомобильный
и речной транспорт.
Были отстроены
вокзалы в Гомеле,
Могилеве,
Барановичах,
Пинске, восстановлены
железнодорожные
линии, построены
новые мосты.
Серьезные
изменения
произошли в
индустриальном
развитии областей
Белоруссии.
За годы восстановления
индустрия БССР
поднялась на
более высокий,
чем до войны,
технический
уровень. Вместе
с тем в промышленности
новая техника
и производство
внедрялись
медленно, машины
и механизмы
использовались
неудовлетворительно,
дали о себе
знать недостатки
в организации
труда, не полностью
использовались
резервы. Недостаточно
быстро развивались
отрасли, вырабатывающие
промышленные
товары народного
потребления,
важнейшие
продукты питания.
Последнее в
значительной
степени объяснялось
отставанием
сельского
хозяйства,
слабостью
сырьевой базы.
Положение
в сельском
хозяйстве БССР
оставалось
тяжелым. Посевные
площади были
значительно
меньше, чем до
войны, пустовали
тысячи гектаров
земель, пришедших
в негодность
в годы немецко-фашистской
оккупации.
Количество
лошадей сократилось
на 56 %, коров на
- 51 %, свиней - на
29 %. Колхозы и
совхозы ощущали
острую нехватку
сельскохозяйственных
машин, инвентаря,
механизаторских
кадров, удобрения.
Но, несмотря
на недостатки
и трудности,
народное хозяйство
Беларуси постоянно
залечивало
тяжелые раны
войны и немецко-фашистской
оккупации.
Особенность
экономики стран
так называемого
социалистического
лагеря заключалась
в подчинении
ее плановому
управлению,
которое непосредственно
осуществляла
от имени трудящихся
партийно-государственная
власть. Поэтому
и анализ развития
народного
хозяйства
непременно
должен сконцентрироваться
в государственных,
отраслевых
и других планах,
а также планах
и обязательствах
предприятий
и учреждений,
которые в целом
и составляли
каркас командно-административной
системы в экономике.
Эта система
тормозила
перевод промышленности
на новый технический
уровень, преобладающим
во всех отраслях
было
экстенсивное
развитие. И,
несмотря на
высокие темпы
роста, в промышленности
республики
комплексная
механизация
не получила
значительного
распространения.
Широко использовался
ручной труд,
который составлял
25 % даже на крупных
предприятиях.
Поэтому в числе
первоочередных
задач стояло
ускорение
научно-технического
прогресса. Его
необходимость
понимали в
руководстве
партией и страной.
Цель
этой работы
проанализировать
данные о развитии
народного
хозяйства
Беларуси в 50-е
года
ХХ
века,
сопоставить
разные точки
зрения на данный
вопрос, сделать
выводы.
2.
ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Промышленность
и транспорт
в 50-е гг.
Директивы
по пятому пятилетнему
плану, утвержденные
XIX
съездом
КПСС, определили
большие задачи
в деле развития
промышленности
и транспорта
Белоруссии.
Предусматривалось
увеличить
валовую продукцию
промышленности
на 70
-
80%, при
этом преимущество
отдавалось
отраслям тяжелой
индустрии.
Мощность
электростанций
увеличивалась
в 2 раза, добыча
торфа - в 1,5 раза.
Планировался
значительный
рост отраслей,
производящих
товары народного
потребления.
Много внимания
уделялось
вопросам внедрения
новой техники
и передовой
технологии,
улучшению
качественных
показателей
работы промышленности
- на 50%, в строительстве
- на 55%, а себестоимость
продукции
снизить на 20 -
25%.[2]
Взаимообмен
предприятий
передовым
производственным
опытом, широкое
использование
творческих
починов новаторов
Москвы, Ленинграда
и других индустриальных
центров, способствовали
росту белорусской
промышленности.
Следует также
отметить энтузиазм
рабочих. На
заводах и фабриках
ширилось соревнование
за лучшее
использование
новой техники,
повышение
производительности
труда, экономию
сырья и материалов.
В 1952 году в промышленности,
на стройках
и транспорте
Белоруссии
соревновалось
свыше 2,5 тыс.
комсомольско-молодежных
бригад, более
100 тыс. молодых
рабочих являлись
стахановцами.
Широко известны
были имена
токарей Люблинского
литейно-механического
завода А. Жакдаровой
и О. Агафоновой,
по инициативе
которых разгорелось
соревнование
за отличное
выполнение
каждой производственной
операции, дежурного
Минского отделения
Западной магистрали
П.Д. Судникова,
разработавшего
новаторский
метод регулирования
поездной работы
и др.
Движение
новаторов
ширилось среди
работников
автомобильного
транспорта
Белоруссии.
К началу 1953 г.
соцсоревнованием
было охвачено
94% производственных
рабочих автотранспорта,
на предприятиях
трудилось более
3 тыс. стахановцев
и ударников.
План
1952 г. по перевозке
грузов был
выполнен на
105,3 %, пассажиров
- на 123,8%,
получена
значительная
экономия горючего.
За 1954 г. в
республике
было создано
и освоено свыше
150 новых типов
машин, станков
и приборов,
объем валовой
продукции в
машиностроении
увеличился
на 34%. При этом
особенно возросло
производство
сельхозтехники.
В 1954 г. промышленность
республики
увеличила по
сравнению с
прошлым годом
выпуск сельскохозяйственных
машин на 83%, запасных
частей для
тракторов и
сельхозмашин
- на 54%.
"
Гомсельмаш"
освоил массовое
производство
силосоуборочных
комбайнов и
другой техники.
В числе первых
были коллективы
станкостроительных
заводов Минска
и Гомеля, Минских
инструментального
завода имени
В.П. Чкалова,
вагоноремонтного
завода имени
А.Ф. Мясникова,
Оршанского
льнокомбината,
Гродненского
тонкосуконного
и Витебского
коврово-плюшевого
комбинатов.
Многие заводы
и фабрики со
значительным
опережением
выполняли свои
пятилетние
задания.
Ускорению
роста производства
способствовало
движение за
переход на
скоростные
более эффективные
приемы труда.
В 1955 г. на машиностроительных
заводах республики
насчитывалось
свыше 2,5 тыс.
рабочих-скоростников.
На Минском
подшипниковом
заводе за 1955 г.
на скоростное
резание материала
было переведено
82 станка, что
позволило
значительно
поднять производительность
труда.[2]
Однако
нужно заметить,
что погоня за
количеством
продукции
зачастую приводило
к снижению ее
качества, увеличению
брака на производстве.
БССР
успешно
выполнила пятый
пятилетний
план. За пятилетку
вошло в строй
около 150 крупных
промышленных
предприятий
государственной
промышленности
и более 200 средних
и мелких. В их
числе Минские
подшипниковый
завод, радиозавод,
завод отопительного
оборудования
и канализационных
труб, часовой
завод, камвольный
комбинат, Оршанский
завод швейных
машин, Витебская
шелково-ткацкая
фабрика, несколько
крупных торфодобывающих
предприятий,
молочно-консервные
заводы, мясокомбинаты.
Значительно
расширились
производственные
мощности действующих
предприятий.
В 1995 г. в
республике
насчитывалось
8,5 тыс. крупных
и мелких промышленных
предприятий,
которые производили
84,6% всей промышленной
продукции.
Кроме того,
действовало
4,3 тыс. предприятий
промысловой
и потребительской
кооперации,
производящих,
в основном,
товары народного
потребления.
Произошли
существенные
изменения в
отраслевой
структуре
промышленности.
В 1955 г. по сравнению
с 1940 г. удельный
вес машиностроения
и металлообработки
во всей промышленности
БССР увеличился
с 16,5 до 30,1 %. Доля
топливной и
электроэнергетической
промышленности
возросла с 12,9
до 16,9 %. В то же время
снизился удельный
вес легкой,
пищевой и
деревообрабатывающей
промышленности.
Характерной
особенностью
развития было
значительное
повышение
технического
уровня производства,
хотя в большинстве
случаев новая
техника вводилась
в действие
медленно, ее
активность
снижалась из-за
отсутствия
комплексной
механизации,
должного
профессионализма
рабочих.[2]
За годы
пятой пятилетки
объем валовой
продукции
увеличился
более, чем в
два раза, при
этом продолжался
рост тяжелой
индустрии. Если
среднегодовой
рост всей
промышленной
продукции
составил около
16 %, то машиностроения
и металлообработки
- 28 %. Промышленность
значительно
расширила
ассортимент
выпускаемых
изделий. Начали
выпускаться
мощные 25-тонные
самосвалы,
лесовозные
автомашины,
пропашные
тракторы "Беларусь".
Производство
грузовых автомобилей
увеличилось
за пятую пятилетку
в 5,4 раза, станков
металлорежущих
- в 2,4 раза, электродвигателей
в 2,7 раза, электроэнергии
- в 2,5 раза. Дальнейшее
развитие получила
торфяная, химическая
промышленность,
производство
стройматериалов.[3]
Много
было сделано
по преодолению
отставания
легкой и пищевой
промышленности.
Выпуск хлопчатобумажных
и шелковых
тканей за пятилетку
возрос в 2 раза,
шерстяных
тканей и чулочно-носочных
изделий в 2,6 раза,
обуви кожаной
- в 1,7 раза, резиновой
в 1,5 раза. Было
произведено
вдвое больше
товаров народного
потребления,
чем в 1950 г. Повысилась
производительность
труда.[3]
В пятой
пятилетке
дальнейшее
развитие получили
все виды транспорта.
В 1955 г. по Белорусской
железной дороге
было перевезено
49,9 млн. т. грузов
и 33,6 млн. пассажиров.
По сравнению
с 1950 г. перевозки
грузов увеличились
в 1,5 раза и пассажиров
- в 1,6 раза. Грузооборот
автотранспорта
БССР составил
1188 млн. тонно-километров,
увеличившись
за пятилетку
в 2,5 раза. Значительно
улучшились
эксплуатационные
показатели
речного транспорта
и воздушного
флота.
2.
Дальнейшее
развитие
промышленности
и транспорта
в 60-е гг.
Задачи
по дальнейшему
развитию
промышленности,
ускорению
научно-технического
прогресса
определил XX
съезд КПСС.
Директивами
шестого пятилетнего
плана предусматривалось
увеличить объем
валовой продукции
промышленности
БССР примерно
в 1,7 раза. Большие
задачи намечались
по развитию
электроэнергетики,
торфодобывающей
промышленности,
машиностроения
и других отраслей.
Первоочередное
внимание уделялось
совершенствованию
организации
производства,
специализации,
снижению
себестоимости
продукции.
В борьбу
за ускорение
темпов технического
прогресса
активно включился
Минский автомобильный
и тракторный
заводы, Могилевский
локомотивный
завод "Строймашина",
витебская
чулочно-трикотажная
фабрика "КИМ"
и сотни
других предприятий.
В 1959 г. на
Минском автомобильном
заводе был
создан первый
образец самого
мощного в стране
самосвала
МАЗ-530 грузоподъемностью
40 т., налажен выпуск
12-тонных прицепов
и 6-тонных полуприцепов.
Тракторостроители
наладили производство
более совершенных
дизельных
тракторов,
которые имели
ряд преимуществ
перед газогенераторными.[3]
Первый
год шестой
пятилетки дал
прирост промышленного
производства
БССР на 12%. Предприятия
начали выпускать
около 100 новых
типов станков,
машин, приборов
и около 200 других
видов изделий.
По
итогам
Всесоюзного
соцсоревнования
предприятиям
промышленности,
строительства
и транспорта
Белоруссии
было присуждено
26 красных знамен
Совета Министров
СССР и ВЦСПС,
министерств
и ЦК профсоюзов
с вручением
первых премий,
39 вторых и 65 третьих
премий. В ходе
соцсоревнования
высокие образцы
труда показали
сталевар Минского
автозавода
Д.И. Барашкин,
электросварщик
тракторного
завода М.Т. Антоник,
слесарь Минского
станкостроительного
завода Н.А. Каменский
и другие новаторы
производства.[3]
Досрочно
завершили
десятимесячное
задание по
выпуску продукции
предприятия
СНХ БССР. За
девять месяцев
1957 года они выдали
на 8,5 млн. рублей
сверхплановой
продукции.
Дополнительно
к плану было
произведено
300 тракторов,
30 автомобилей,
7415 велосипедов,90
тыс. м. шерстяных
тканей, 250тыс.
пар обуви и
много другой
продукции.
Коллектив
Белорусской
магистрали
дополнительно
к плану 1957 г. погрузил
около 17 тыс.
вагонов. При
этом особенно
отличились
в вождении
большегрузных
составов машинисты
В.П. Кузнецов
(г. Молодечно),
Н.П. Трубачиков
(г. Лида), А.М.Галашко
(г. Брест) и др.
С энтузиазмом
трудились
комсомольцы.
К концу октября
1958 г. свыше 100 тыс.
молодых посланцев
республики
работало на
новостройках
страны.[3]
Была
успешно решена
задача капитального
строительства.
За три года
шестой пятилетки
капиталовложения
в промышленность
составили 430,8
млн. рублей, в
том числе 232 млн.
рублей на
строительно-
монтажные
работы. В 1958 г.
новостройки
обслуживало
770 экскаваторов,
543 бульдозера,
670 кранов, 115 автопогрузчиков.
По сравнению
с довоенным
уровнем количество
экскаваторов
увеличилось
почти в 13 раз,
бульдозеров
- 22,6 раза и кранов
- 22 раза. Укрепление
материально-технической
базы позволило
механизировать
монтажные
работы на 95%,
бетонные - на
62%,
малярные
- на 59%,
штукатурные
- на 58%.
В 1958 г. на строительстве
в республике
работало 100 тыс.
человек против
61,9 тыс. в 1950 г. Строители
широко пользовали
передовой опыт
других республик.[3]
С начала
1958 г. в БССР стали
создаваться
организации
Всесоюзного
общества
изобретателей
и рационализаторов.
К концу года
было создано
537 первичных
организаций
ВОИР, в которых
состояло 21,8 тыс.
членов. По сравнению
с 1957 г. численность
рационализаторов
и изобретателей
в республике
увеличилось
почти на 1/3.
В 1958 г. изобретатели
и рационализаторы
подали 36,9 тыс.
предложений.
От внедрённых
за 1056-1958 гг. в производство
предложений
народное хозяйство
БССР получило
43,3 млн. рублей
экономии.[3]
Научные
учреждения
оказали значительную
помощь в совершенствовании
производства
предприятиям
машиностроения,
энергетики
и топливной
промышленности,
стройматериалов,
легкой и пищевой
промышленности.
Особенно плодотворно
работали коллективы
учёных Физико-технического
института,
Института
физики и математики,
Института торфа
АН БССР и Белорусского
политехнического
института. До
70 тыс. рублей
сэкономили
в 1956 г. Минский
тракторный
завод от применения
разработанного
Институтом
физики и математики
АН БССР метода
спектрального
анализа металла.
С помощью и
участием белорусских
учёных на заводах
и фабриках были
созданы сотни
новых типов
машин, оборудования
и приборов,
внедрены более
совершенные
технологические
процессы. Большую
помощь промышленности
и транспорту
республики
оказали также
научные учреждения
Москвы, Ленинграда
и других городов
страны.
К концу
1958 г. белорусский
народ добился
значительных
достижений.
Промышленность
выпустила
валовой продукции
почти втрое
больше по сравнению
с 1950 г., производительность
труда выросла
в 2 раза. Увеличились
основные
производственные
фонды промышленности,
на вооружение
предприятий
поступила новая
техника и
оборудование.
Только в 1957 г. в
механических
цехах заводов
Совнархоза
БССР были введены
в эксплуатацию
104 поточные линии,
установлено
353 высокопроизводительных
станка и автомата.
В 1958 г. на вооружение
промышленности
поступило свыше
900 видов высокопроизводительной
технологической
оснастки,480единиц
других видов
оборудования.
По сравнению
с 2950 г. парк нового
подъёмно-транспортного
оборудования
на предприятиях
увеличился
в 2,5 раза, литейного
и электросварочного
- в 1,8 раза, металлорежущих
станков на 40%
. Было установлено
много поточных
линий, выросла
энергвооружённость
труда. Особенно
высокими темпами
развивались
машиностроение
и металлообработка,
объём производства
которых за
1951-1958 гг. увеличился
в 6,3 раза, в том
числе машиностроения
в 11 раз. В 1958 году
машиностроители
дали 16,2 тыс.
металлорежущих
станков, 16,5 тыс.
грузовых автомобилей,
26 тыс. тракторов,
11,2 тыс. силосоуборочных
комбайнов и
много другой
техники. В мае
1958 г. тракторозаводцы
выпустили
100-тысячный
трактор.[3]
Многое
было сделано
по развитию
энергетики
Белоруссии.
В 1958 г. было произведено
2,7 млрд. кВт/ч.
электроэнергии.
К концу 1958 г. была
подготовлена
к пуску Василевская
ГРЭС - самая
мощная в то
время электростанция
БССР.
Широкое
внедрение
механизации
дало возможность
увеличить
добычу торфа,
почти целиком
ликвидировать
в этой области
тяжёлый ручной
труд. В 1958 г. добыча
торфа в республике
достигла почти
9 млн. т. (включая
добычу колхозами)
или в 2,3 раза больше
по сравнению
с 1950 г.[3]
За 1951 - 1958 гг.
валовая продукция
промышленности
стройматериалов
в БССР увеличилась
в 3,4 раза, превзойдя
уровень1940 г. в
4,6 раза, В 1958 г. предприятия
отрасли дали
539,5 тыс. цемента,
10663 тыс. кв. м. оконного
стекла и др.
материалов.[1]
Ускорилось
развитие химической
промышленности,
предприятия
которой освоили
выпуск новых
видов ценной
продукции.
Объём производства
отрасли возрос
в 1958 году. По сравнению
с 1950 г. более чем
в семь раз. В
республике
строились
Полоцкий
нефтеперерабатывающий
и Гомельский
суперфосфатный
заводы, Пинский
завод искусственных
кож, Полоцкий
завод искусственного
волокна. Расширялся
ассортимент
производимой
продукции на
действующих
предприятиях.
Шагнула
вперед лесная
и деревообрабатывающая
промышленность.
Объем ее производства
за это время
увеличился
на 53%, в том числе
бумажной
промышленности
- в 2,2 раза. Были
внедрены новые
технологии
по углубленной
переработке
древесины и
отходов, введены
в строй новые
производственные
мощности.[3]
В 1951-1958 гг.
заметно ускорилось
развитие лёгкой
и пищевой
промышленности.
Высокие темпы
развития белорусской
индустрии
обеспечили
ей видное место
в общесоюзном
производстве.
В 1958 г. промышленность
БССР выпустила
11,8% общего количества
тракторов,
11,7% - металлорежущих
станков, 4,3% грузовых
автомобилей,
1,6% мотоциклов,
13% фанеры. Значительный
удельный вес
занимала республика
по производству
ряда товаров
народного
потребления.[3]
Большие
успехи были
достигнуты
в развитии
транспорта.
Уровень 1950 г. по
отправлению
грузов был
превзойдён
на 2,7 млн. т., а по
прибытию - на
18,7 млн. т. или более
чем в 2 раза. На
железных дорогах
стал эффективнее
исползоваться
подвижной
состав, улучшилась
безопасность
движения поездов,
организация
погрузочно-разгрузочных
работ. Грузооборот
речного транспорта
и перевозки
пассажиров
возросли в 3 с
лишним раза.
Речной флот
пополнился
более мощными
судами, расширился
выпуск металлических,
более надёжных
и долговечных
барж. Быстро
развивался
автомобильный
транспорт,
грузооборот
которого увеличился
почти в 5 раз.
Дальнейшее
развитие получила
сеть воздушного
сообщения.
Работали десятки
авиалиний
местного и
межреспубликанского
значения.
Вместе
с развитием
народного
хозяйства
существенные
изменения
произошли в
структуре
грузооборота
республики.
Среди предметов
вывоза всё
большее место
занимал вывоз
тракторов
,автомобилей,
станков, сельхозмашин,
оборудования,
некоторых
строительных
материалов,
сантехники,
мотоциклов,
велосипедов
и др. изделий
промышленности.
На базе
развития
промышленности,
транспорта
и других отраслей
народного
хозяйства
выросло число
рабочих мест.
В 1958 г. в народном
хозяйстве
республики
было занято
1539 тыс. рабочих
и служащих, или
на 501 тыс. больше
чем в 1950 г. Из них
в промышленности
работало 512 тыс.
человек, на
транспорте
- 158 тыс. человек,
в строительстве
- 100 тыс. человек.
На предприятия
пришло большое
пополнение
специалистов,
окончивших
после войны
высшие и средние
специальные
учебные заведения
Белоруссии
и других союзных
республик. На
1 декабря 1957 г. в
народном хозяйстве
БССР работало
214 тыс. специалистов,
из которых 83.5
тыс. имело высшее
и 131,4 тыс. среднее
специальное
образование.
Более 32 тыс.
специалистов
увеличилась
в 2,5 раза. Возрос
культурно-
технический
уровень рабочих.
За 1951 - 1958 гг. профессионально-
технические
учебные заведения
дали народному
хозяйству 130,3
тыс. квалифицированных
рабочих. За это
же время на
предприятиях
и в организациях
было обучено
новым специальностям
535 тыс. человек
и повысило
квалификацию
859 тыс. рабочих.
Благодаря
широкому охвату
рабочих технической
учебой заметно
улучшился их
квалификационный
состав, повысилось
техническое
мастерство.[2]
Таким
образом, 1951-1958 гг.
ознаменовались
дальнейшим
подъемом
промышленности
и транспорта
БССР. Большая
работа была
проведена по
техническому
перевооружению
этих отраслей.
Вошли в строй
сотни новых
промышленных
предприятий,
увеличился
общий объем
промышленного
производства.
Еще более возрос
вклад белорусской
индустрии в
укрепление
и развитие
материально-технической
базы СССР.
Достижения
сельского
хозяйства в
50-е гг.
В начале
50-х годов сельское
хозяйство
Белоруссии
находилось
в сложном положении.
Объем розничного
товарооборота
государственной
и кооперативной
торговли в БССР
в 1950 г. даже при
увеличении
наличности
денег в обороте
(в 1,5 раза) поднялся
только чуть
больше 90 % довоенного
уровня. Даже
в 1950 на его долю
приходилось
только четверть
общего розничного
товарооборота.
Объяснялось
это тем, что
сельское население,
которое превышало
2/3
всего населения
БССР, не получило
особой пользы
от денежной
реформы. Очень
низкими оставались
доходы крестьян.
Перед колхозами
были поставлены
задачи: добиться
повышения
урожайности,
увеличить
поголовье
скота, повысить
уровень механизации.
Поэтому приходилось
расходовать
основную часть
денежных доходов
на производственные
потребности.[1]
Были
достигнуты
определенные
результаты.
В 1953 году посевные
площади республики
составили 5128
тыс. га и почти
достигли довоенного
уровня. Сельскохозяйственные
угодья расширились
за счет осушения
болот и заболоченных
земель. К осени
1953 г. в республике
было мелиорировано
свыше 200 тыс. га.
287 тыс. га пахотных
земель и сенокосов
было очищено
от кустарников
и камней.[1]
Некоторые
сдвиги наметились
в развитии
животноводства.
За первые 3 года
пятой пятилетки
поголовье коров
увеличилось
на 171 тыс. голов,
свиней - на 141 тыс.
голов и овец
- на 111 тыс. голов.
При этом в отдельных
колхозах прирост
поголовья
крупного рогатого
скота остался
около 40 %. Однако,
в целом, темпы
развития
животноводства
в республике
были недостаточными.
За 3 года пятой
пятилетки
государство
выделило колхозам
на капитальное
строительство
33 млн. рублей
долгосрочных
кредитов. Однако,
за 1951-1953 гг. количество
хозяйств сократилось
более, чем на
4 тыс. и составило
5287. По количеству
дворов, пашни
и трудоспособных
колхозы стали
втрое большими.
В начале 50-х годов
была завершена
коллективизация
сельского
хозяйства в
западных областях
республики.[1]
К июлю
1953 г. 99,7% посевных
площадей принадлежало
колхозам. Однако,
несмотря на
резкое увеличение
посевных площадей,
уровень урожайности
оставался
невысоким.
Низкие урожаи
сельскохозяйственных
культур в те
годы объяснялись
тем, что почва
была крайне
истощена, а
органических
и минеральных
удобрений не
хватало.[1]
Развитие
животноводства
сдерживалось
слабой кормовой
базой. Сказывались
также грубые
просчеты в
руководстве
сельским хозяйством.
Крестьянин
не был заинтересован
в развитии
своего личного
хозяйства, так
как каждый
новый саженец,
животное или
какой-либо
другой продукт
труда облагались
налогами. Только
в середине 50-х
годов, когда
было изменено
налогообложение,
он почувствовал
существенное
улучшение своей
жизни.
Одной
из основных
проблем деревни
был недостаток
жилья. В его
строительстве
были свои трудности
и недостатки:
отсутствие
стройматериалов
и рабочей силы,
низкая механизация,
а также неудовлетворительная
организация
труда. В результате
довоенный
жилищный фонд
деревни был
отстроен чуть
более 40 %.
Проблемой,
требующей
первоочередного
решения, была
охрана здоровья.
К 1950 г. была полностью
восстановлена
численность
медицинских
заведений, но
обеспеченность
населения
медицинским
персоналом
осталась ниже
среднесоюзного
уровня.
Колхозы,
совхозы и МТС
испытывали
острый недостаток
в квалифицированных
руководящих
кадрах и специалистах.
К осени 1953 г. из
388 директоров
МТС только 72
имели высшее
и агрономическое
образование.
Лишь незначительная
часть председателей
колхозов имела
высшее или
среднее специальное
образование.[2]
С целью
обеспечения
более высоких
темпов роста
экономики в
1957 г. началась
реорганизация
в управлении
народным хозяйством
через Совнархозы.
Это сыграло
положительную
роль в развитии
промышленности
и сельского
хозяйства.
Начали лучше
использоваться
местные ресурсы,
усилилась
специализация
и кооперирование
производства.
Положение
сельского
хозяйства БССР
во второй половине
50-х годов определялось
развитием
колхозно-совхозной
системы производства.
Она прошла
испытание
временем в
послевоенные
годы и в результате
реформы 1953 г.
сделала значительный
шаг вперед. В
1958 г. в сельское
хозяйство было
вложено 160 млн.
рублей, в том
числе 73 млн. рублей
государственных
средств. В это
время на полях
республики
работало 51,3 тыс.
тракторов, или
на 17,7 тыс. больше
чем в 1953 г., значительно
выросло количество
зерновых комбайнов,
газовых автомобилей
и другой техники.
К декабрю 1957 г.
в сельском
хозяйстве
республики
работало 16,5 тыс.
специалистов,
из которых 4,9
тыс. имели высшее
образование.[3]
С 1956 г. колхозы,
совхозы и МТС
стали подключаться
к государственным
энергосистемам,
что повысило
темпы электрификации
села. В 1958 г. колхозы
республики
использовали
около 80 млн. кВт*ч.
электроэнергии,
в том числе
около половины
было затрачено
на производственные
нужды. Тем не
менее, уровень
электрификации
сельского
хозяйства
оставался
невысоким. В
1958 г. было электрифицировано
36% колхозов. В
сельском хозяйстве
использовались
лишь 5,2% электроэнергии,
потребляемой
в республике.[1]
В 1953-1958 гг.
сельскому
хозяйству была
оказана большая
помощь кадрами
специалистов
и руководителей.
Из городов на
постоянную
работу в колхозы
и МТС были посланы
инженеры, техники
и высококвалифицированные
рабочие кадры.
Возвращались
в деревню ушедшие
по различным
причинам
механизаторы.
Расширили
подготовку
кадров для села
специальные
учебные заведения.
В распространении
передового
опыта важную
роль играли
областные и
районные
сельскохозяйственные
выставки,
периодическая
печать, радио
и телевидение.
В августе 1954 г.
в Москве открылась
Всесоюзная
сельскохозяйственная
выставка, которая
широко пропагандировала
лучшие достижения
сельскохозяйственного
производства
страны. В 1955 г. на
ней было представлено
от Белоруссии
9 районов, 229 колхозов,
35 совхозов, 14 МТС,
92 животноводческие
фермы, 105 опытных
станций и других
хозяйств, 10 970
передовиков
производства.
Важной формой
изучения передового
опыта являлась
проводившаяся
на местах
агрозоотехническая
учеба.[1]
За 1957 г. в
колхозах и
совхозах валовой
сбор зерна
увеличился
на 20,8%, а по сравнению
с 1953 г. - на 36,5%. Около
половины хозяйств
БССР собрали
урожай зерновых
более 8 ц. С 1 га,
тогда как в
предыдущем
году таких
хозяйств было
всего 6%, валовой
сбор картофеля
увеличился
по сравнению
с 1953 г. на 39%.[1]
Сельское
хозяйство
Белоруссии
досрочно выполнило
планы 1957 г. по
заготовкам
и закупкам
хлеба, картофеля,
овощей, фруктов,
мяса, молока,
шерсти, яиц и
других сельскохозяйственных
продуктов. По
производству
льноволокна
республика
вышла на второе
место в СССР,
молока и картофеля
- на третье место,
мяса и животного
масла - на четвертое
место.
Важным
мероприятием
явилась реорганизация
машинно-тракторных
станций. К концу
1958 г. в БССР было
образовано
вместо 343 машинно-тракторных
станций 156 РТС
и 80 отделений
РТС. К этому же
времени 84% колхозов
и совхозов
республики
приобрели в
МТС 14,5 тыс. тракторов,
5,6 тыс. зерновых
комбайнов, 16,5
тыс. тракторных
плугов и большое
количество
другой сельскохозяйственной
техники.[4]
Подъем
сельского
хозяйства был
очевидным. В
1958 г. по сравнению
с 1953 г. валовая
продукция
сельского
хозяйства БССР
возросла на
36%, среднегодовые
темпы ее роста
составили 6,1%,
или вдвое выше,
чем за три предыдущих
года. Посевные
площади значительно
расширились
и превзошли
довоенный
уровень. В 1958 г.
они составили
5449 га. Колхозы
и совхозы стали
больше производить
зерна, картофеля,
технических
культур. Валовой
сбор озимой
ржи, например,
увеличился
с 666,8 тыс. до 954,8 тыс.
т., льноволокна
- с 20,4 тыс. до 88 тыс.
т., силосных
культур - с 222 тыс.
до 4193 тыс. т. и т.д.
Это свидетельствовало
о том, что
колхозно-совхозная
система производства
еще имела резервы
для своего
дальнейшего
развития и
поэтому было
необходимо
избавить ее
от чрезмерной
регламентации.
Требовались
новые реформы.
Но вместо них
было сделано
много беспочвенных
и субъективистских
ошибок в управлении
сельским хозяйством,
что отрицательно
сказалось на
его развитии.[4]
В республике
с конца 50-х годов
снижается
урожайность
зерновых и
возрастает
их себестоимость.
Это было связано,
прежде всего,
с изменением
в структуре
севооборота
и расширением
посевов кукурузы.
Неприспособленная
к климатическим
условиям Белоруссии
эта культура
приносила
хозяйствам
убытки. В 1957 г.
начинается
искусственная
сверхпрограмма
- догнать и перегнать
США по производству
мяса и молока
на душу населения.
Без улучшения
кормовой базы
животноводства
она вызвала
в 1962 г. падение
производства.
На положение
сельского
хозяйства также
влияли компании
по превращению
колхозов в
совхозы, ликвидации
частных хозяйств.
Вместе с низким
уровнем управления,
слабым использованием
достижений
науки, это определило
медленный рост
сельского
хозяйства. В
результате,
хотя валовой
продукт и
увеличивался,
темпы роста
были ниже
запланированных.
Заключение.
Таким
образом, в
продолжение
50-х годов, несмотря
на просчеты
руководства
и объективные
препятствия,
благодаря
самоотверженному
труду населения
Белоруссии,
его материальное
положение
медленно, но
неуклонно
улучшалось.
Большое
влияние на
развитие сельского
хозяйства
оказало то, что
в августе 1953 г.
Верховный Совет
СССР принял
новый Закон
о сельскохозяйственном
налоге, согласно
которому были
снижены размеры
поставок с
хозяйств колхозников,
подняты заготовительные
цены на сельскохозяйственные
продукты. В
1954 г. по сравнению
с 1952 г. сумма
сельхозналога
в республике
уменьшилась
почти втрое.
С января 1958 г.
хозяйства
рабочих, колхозников
и служащих были
освобождены
от обязательных
поставок государству
сельскохозяйственных
продуктов.
Изменения
налоговой
политики имели
важное социально-экономическое
значение, ибо
они способствовали
укреплению
общественного
хозяйства,
росту доходов
колхозников.
В 1958 г. реальные
доходы крестьян
в расчете на
одного работающего
превзошли
уровень 1940 г.
более, чем в 2
раза.
За 1956-1958 гг.
в республике
был выполнен
большой объем
жилищного
строительства,
за счет государственных
капиталовложений
сдано в эксплуатацию
2,5 млн. кв. м площади.
К концу 1958 г. города
уже имели жилищного
фонда значительно
больше, чем до
войны. Всего
за 1951-1958 гг. в республике
было возведено
14099 тыс. кв. м общей
жилой площади.
Практически
все отрасли
восстановленного
народного
хозяйства
получили развитие,
значительно
вырос и укрепился
экономический
потенциал
республики,
улучшилось
территориальное
размещение
производительных
сил. Благодаря
самоотверженному
труду белорусского
народа белорусская
индустрия по
объему выпускаемой
продукции,
технической
оснащенности
предприятий
и другим показателям
оставила далеко
позади довоенный
уровень развития,
увеличился
удельный вес
республики
в общесоюзном
промышленном
производстве.
Крестьянство
настойчиво
боролось за
подъем сельского
хозяйства, за
увеличение
производства
продукции
земледелия
и животноводства.
Успехи экономического
развития позволили
заметно поднять
уровень материального
благосостояния
населения.
Результатом
развития народного
хозяйства БССР
в 50-е годы явилось
создание крупного
территориально-отраслевого
комплекса.
Однако в это
же время впервые
проявилось
резкое обострение
противоречий
между директивным
управлением,
которое сковывало
творческую
инициативу
и активность
населения, и
необходимость
их развития.
Производство
средств производства
намного опережало
производство
предметов
потребления
и все больше
превращалось
в производство
ради производства.
К тому же, этот
крупный республиканский
комплекс создавался
фактически
без учета возможности
использования
местного сырья
и был поставлен
в полную зависимость
от его внешних
поставок.