Реферат: Национальные интересы России в современном мире
Реферат: Национальные интересы России в современном мире
Введение
Согласно статье №80 основного
закона Российской Федерации – Конституции Российской Федерации:
Пункт 3. Президент
Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней
политики государства.
Пункт 4.
Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую
Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
В этой связи, именно
Президент России выстраивает и определяет национальные приоритеты и интересы
страны, стратегию ее развития и взаимоотношений с другими странами. Долгое
время основой внешне- и внутриполитического курса России была Концепция
национальной безопасности, принятая в 1997 году. Однако Россия уже совсем
другая и перешагнула период, который был в 90-е годы, – переходный период.
За прошедшие годы
изменилась не только Россия, но и весь мир, существенно изменилась обстановка в
мире, изменились угрозы. Ряд угроз потерял былую актуальность, но появились и новые.
Кроме того для развития внутренних и внешних конкурентных позиций России требовалось
уточнение государственной политики, в которой обеспечение национальной
безопасности на долгосрочную перспективу должно было быть взаимоувязано с
устойчивым социально-экономическим развитием страны. Основы такой политики были
представлены в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до
2020 года», которая была утверждена в качестве основополагающего документа 13
мая 2009 года.
Отличие данного документа
от предыдущей Концепции национальной безопасности заключается в том, что,
во-первых, Концепция на момент её принятия в 1997 году формулировала всего лишь
вектор деятельности государства в различных сферах обеспечения национальной
безопасности, уточнялся порядок выявления угроз национальной безопасности. Стратегия
же кардинально изменяет принцип обеспечения национальной безопасности, она
определяет в качестве направления обеспечения национальной безопасности
стратегические национальные приоритеты. Стратегия одновременно формирует новый
механизм реализации консолидированных усилий государства и общества, а также
оценки их результативности в такой сложной области государственного управления,
как обеспечение национальной безопасности. По сути, Стратегия это своего рода
анализ сильных и слабых сторон России, ее возможностей и угроз со стороны
внешнего мира.
Ещё один момент,
немаловажный в сегодняшней жизни России, Стратегия – это открытый, публичный
документ, это документ, который имеет общенациональный характер, и, как отмечал
Президент России Д.А. Медведев, «не может быть реализован только усилиями
власти, в достижении целей и приоритетов Стратегии необходимо участие всего
общества».
1.
1.
Анализ Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
1.1
Национальные
интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты
Национальные
интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу будут заключаться:
- в
развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности
национальной экономики;
- в
обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и
суверенитета Российской Федерации;
- в
превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой
направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских
отношений в условиях многополярного мира.
Основными
приоритетами национальной безопасности Российской Федерации будут являться
национальная оборона, государственная и общественная безопасность.
Для
обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с
достижением основных приоритетов национальной безопасности, будет сосредоточивать
свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:
- повышение
качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а
также высоких стандартов жизнеобеспечения;
- экономический
рост, который достигается прежде всего путем развития национальной
инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
- наука,
технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем
укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного
партнерства;
- экология
живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается
за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и
целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
- стратегическая
стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на
основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.
1.2
Национальные
интересы России во внешней политике
На долгосрочную
перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные
отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной
безопасности государств. Россия будет рассматривать Организацию Объединенных
Наций и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций в качестве
центрального элемента стабильной системы международных отношений. Россия
будет наращивать взаимодействие в таких многосторонних форматах, как
"Группа восьми", "Группа двадцати", РИК (Россия, Индия и
Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также использовать
возможности других неформальных международных институтов. Развитие отношений
двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками
Содружества Независимых Государств также будет являться для России приоритетным
направлением внешней политики. Россия будет способствовать
укреплению Евразийского экономического сообщества, одновременно выступая за
всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая
последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и
внутренней безопасности, образования, науки, культуры.
Определяющим фактором в
отношениях с Организацией Североатлантического договора останется
неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к
ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами
международного права. Также в Стратегии четко определено, что Россия будет
стремиться к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического
партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов и с
учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние
международной обстановки в целом. В качестве приоритетов останутся достижение
новых договоренностей в сфере разоружения и контроля над вооружениями,
укрепление мер доверия, а также решение вопросов нераспространения оружия
массового уничтожения, наращивания антитеррористического сотрудничества,
урегулирования региональных конфликтов.
В документе говорится о
том, что в сфере международной безопасности Россия сохранит приверженность
использованию политических, правовых, внешнеэкономических, военных и иных
инструментов защиты государственного суверенитета и национальных интересов. Особо
выделяется, что проведение предсказуемой и открытой внешней политики неразрывно
связано с реализацией задач устойчивого развития России, а успешную интеграцию
России в глобальное экономическое пространство и международную систему
разделения труда затрудняют низкие темпы перевода национальной экономики на
инновационный путь развития.
1.3
Национальные
интересы России в обеспечении безопасности
В документе выделены
отдельно два больших раздела, посвященных национальной обороне и государственной
и общественной безопасности.
Основной Стратегической
целью в рамках совершенствования национальной обороны ставят предотвращение
глобальных и региональных войн и конфликтов, а также осуществление
стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.
Государственная политика Российской Федерации в области национальной обороны и
военного строительства, в том числе в рамках Союзного государства, на
долгосрочную перспективу будет нацелена на совершенствование Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, призванных
при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить
безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства. Главной
задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе будет являться
переход к качественно новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации с
сохранением потенциала стратегических ядерных сил. Предусмотрена реструктуризация,
оптимизация и развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в
среднесрочной перспективе.
Стратегическими целями
обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной
безопасности названы защита основ конституционного строя Российской Федерации,
основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской
Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение
гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.
Российская Федерация при
обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной
безопасности на долгосрочную перспективу будет исходить из необходимости
постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению,
предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других
преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина,
собственность, общественный порядок и общественную безопасность,
конституционный строй Российской Федерации. Наряду с этим, главными направлениями
государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной
безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства
в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков,
совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы
с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение
эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом,
расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.
1.4
Национальные
интересы России во внутренней политике
Как отмечается в
Стратегии, для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо
обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие,
повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять
качество работы органов государственной власти и сформировать действенные
механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации
гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье,
здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное
развитие.
Впервые в истории
современной России повышение качества жизни российских граждан выделено в
национальный приоритет. Стратегическими целями в области повышения качества
жизни российских граждан будут являться снижение уровня социального и
имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в
среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе - коренное улучшение
демографической ситуации.
Стратегия исходит из
фундаментального положения о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого
развития государства и обеспечения национальной безопасности, при этом
национальная безопасность, как это следует из Стратегии, обеспечивается путём
достижения связанных между собой стратегических национальных приоритетов, к
которым относятся: национальная оборона, государственная и общественная
безопасность; и так же важно: повышение качества жизни российских граждан,
экономический рост, наука, технологии, образование, здравоохранение и культура,
экология и рациональное природопользование, стратегическая стабильность и
равноправное стратегическое партнёрство.
Обеспечение достойных
условий жизни человека в России признаётся таким же приоритетом обеспечения национальной
безопасности, как и традиционные направления: обороноспособность и безопасность
государства. В этом состоит важнейшая особенность принятой Стратегии, её
социальная и социально-политическая направленность.
Заключение
Реализация
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана
стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества
жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления
национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения
конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.
Современный
мир переживает фундаментальные и динамичные изменения, глубоко затрагивающие
интересы Российской Федерации и ее граждан. Новая Россия, встав на твердую
почву национальных интересов, обрела полноценную роль в глобальных делах.
Стираются
различия между внутренними и внешними средствами обеспечения национальных
интересов и безопасности.
В этих
условиях внешняя политика становится одним из важнейших инструментов
поступательного развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности в
глобализирующемся мире.
Являясь
постоянным членом Совета Безопасности ООН, участницей «Группы восьми» и целого
ряда других влиятельных международных и региональных организаций, механизмов
межгосударственного диалога и сотрудничества, обладая значительным потенциалом
и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, интенсивно развивая отношения с
ведущими государствами и объединениями всех регионов мира, последовательно
интегрируясь в мировую экономику и политику, Россия оказывает существенное
влияние на формирование новой архитектуры международных отношений. национальный безопасность россия
На
современном этапе традиционные громоздкие военно-политические союзы уже не
могут обеспечить противодействия всему спектру современных вызовов и угроз,
являющихся трансграничными по своему характеру. На смену блоковым подходам к
решению международных проблем приходит сетевая дипломатия, опирающаяся на
гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях коллективного поиска
решений общих задач.
На передний
план в качестве главных факторов влияния государств на международную политику,
наряду с военной мощью, выдвигаются экономические, научно-технические,
экологические, демографические и информационные. Все большее значение
приобретают: уровень защищенности интересов личности, общества и государства;
духовное и интеллектуальное развитие населения; рост его благосостояния;
сбалансированность образовательных, научных и производственных ресурсов; в
целом уровень инвестиций в человека; эффективное использование механизмов
регулирования мировых рынков товаров и услуг, диверсификации экономических
связей; сравнительные преимущества государств в интеграционных процессах.
Экономическая взаимозависимость государств становится одним из ключевых
факторов поддержания международной стабильности. Создаются предпосылки для
становления более кризисоустойчивой международной системы.
Список
использованной литературы
1.
www.kremlin.ru
2.
http://www.scrf.gov.ru/
3.
Стратегия
национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 12 мая 2009 г.
4.
Концепция
внешней политики Российской Федерации от 28 марта 2000 г.
|