рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Мусульманский мир: модель экономической организации общества

ИБР по масштабам своей деятельности значительно уступает западным банкам, однако уже опередил большинство арабских институтов помощи по сумме предоставленных средств.  При формальном соблюдении исламских финансовых принципов ИБР фактически предоставляет кредиты на типичных условиях, а предоставленные кредиты имеют строго целевой характер. Показательно, что слабость исламской аргументации международных экономических связей мусульманских государств, стала предметом обсуждения и самих исламских идеологов. Этот вопрос в косвенной форме затрагивался, в частности на 13-й сессии министром иностранных дел ОИК (1982 г.), где целый ряд выступлений был посвящен необходимости «укрепления исламских основ» современной науки, техники, международного сотрудничества.

Практикуемая в ИБР процедура принятия решений обеспечивает лидирующее положение нефтедобывающих государств Аравийского полуострова, подкрепленное их капиталами, имеющими значительный удельный вес (более 50%) в общей сумме взносов банка. Это позволяет аравийским монархиям (прежде всего Саудовской Аравии) использовать ИБР в качестве проводника своих интересов в мусульманских странах – получателях помощи.

Помимо ИБР в рамках ОИК для осуществления интеграции действует ряд других экономических организаций:

·     исламская торгово-промышленная палата (1978 г. Карачи)

·     институт взаимного страхования (1978 г. Хартум)

·     исламский центр по профессионально-техническому обучению и исследованиям (1977 г. Дакка)

·     исламская ассоциация судовладельцев (1981 г. Джидда)

·     исламский фонд развития (1981 г.)

·     исламский центр развития торговли (1981 г. Танжер)

Развитие экономических и финансовых связей между мусульманскими государствами осуществляется не только по государственной линии, но и по линии частного (точнее частно-государственного) предпринимательства. Определенную роль в этом процессе призвана сыграть МАИБ. Цель МАИБ, по словам ее руководителя, заключается в «распространении исламских принципов на банковское дело мусульманских государств» и оказании технической помощи национальным исламским банкам, один из создателей МАИБ принц Мухаммад аль-Фейсл ас-Сауд аль-Фейсал рассматривает исламизацию финансовой деятельности как форму ведения джихада. По инициативе МАИБ создан Международный институт исламского банковского дела и экономики, выполняющий как учебные, так и исследовательские  функции.

Новой тенденцией в развитии исламского банковского дела является создание ряда финансовых организаций за пределами афро-азиатского региона. По инициативе аль-Фейсала и при его финансовом участии основаны, например, Исламский банк в Люксембурге, Исламская инвестиционная компания в Нассау (Багамские острова), в которых помещены не только «исламские», но и западные капиталы. С 1981 года четыре исламские инвестиционные компании действуют в Великобритании и т.д.

Объединение частного бизнеса на основе исламских принципов осуществляет организация Дар аль-маль аль-ислами (ДМИ), основанная в 1981 году группой руководящих и известных деятелей мусульманских государств при непосредственном участии того же принца аль-Фейсла. Она является международной неправительственной финансовой организацией. Своей задачей ДМИ ставит содействие мусульманским странам и отдельным предпринимателям в создании сети финансовых учреждений, действующих на принципах шариата: исламских банков, инвестиционных и страховых компаний (так называемых компаний исламской солидарности). «Классические банки в исламском мире привлекли к своей деятельности лишь 4% клиентов, - утверждает Мухаммад аль-Фейсал, - мы же обращаемся к остальным, потенциальным 90% вкладчиков». Так же как и в других исламских финансовых организациях, ведущая роль в ДМИ принадлежит саудовскому капиталу, однако, в отличие от них не государственному, а частному: из 34 учредителей, оплачивающих одну четверть уставного капитала, 17 – саудовские бизнесмены. Другими учредителями ДМИ являются эмиры Бахрейна и Катара, президенты ОАЭ и Пакистана.

В систему МАИБ и ДМИ входят национальные исламские банки, действующие на принципах мушарака и существующие ныне более чем в 20 странах. По целому ряду объективных причин их деятельность направлена преимущественно на финансирование внешнеторговых операций. Более трети этих организаций создано в нефтедобывающих арабских странах, основными пайщиками их являются либо сами эти государства (или государственные организации), либо представители нефтяного бизнеса Аравии. Так 100% капитала Кувейтского финансового дома принадлежит государству и государственным учреждениям.

С 1975 по 1987 год открыто более 100 исламских банков и других финансовых учреждений, в том числе два многонациональных (ДМИ и «аль Бахара груп» с активами по $1,5 млрд. каждый). Капиталы 20 крупнейших исламских банков превышают $2,3 млрд., а общая сумма их активов - $10,5 млрд. Вместе с тем, довольно высокий объем их активов, по мнению специалистов, объясняется, прежде всего, сравнительно большими доходами. Полученными вкладчиками в первые годы эффективной деятельности банков.

Перспективы исламской экономики

          Вопрос заключается в том, может ли существовать особая «исламская»  экономическая система, основанная на шариате, или же речь идет о некоторых связанных с исламом ограничениях уже существующей в мусульманских странах рыночной системой. Поэтому невозможно эмпирически определить, образует ли общество, целиком основанное на шариате, функционирующую экономическую систему. Саудовская Аравия и Пакистан больше других стран прилагали усилия по созданию подлинной исламской экономики. Однако вопрос  можно рассмотреть с другой точки зрения.  Шариат определяет материальную и духовную жизнь верующего мусульманина, но не дает прямых ответов на нынешние экономические вопросы. Вместо этого, шариат дает определенный набор основных правил поведения в экономической области. Эти правила рассматриваются как вневременные и специфичные для ислама.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить основные правила исламской концепции экономики[46]:

·     право владения в исламе носит ограниченный характер и выполняет, в сущности, социальную функцию. Все имущество принадлежит Аллаху, и право индивидуума сводится к праву на использование. Если оно неправильно используется, то может быть конфисковано;

·     каждый мусульманин должен работать, чтобы обеспечить свое существование. Поэтому любая форма прибыли без личного вклада в виде работы или риска запрещена.

·     Проценты – «риба», запрещены. Приращение к первоначальной сумме ссуды допускается только тогда, когда оно не является предопределенным или не выражается в постоянном количестве;

·     Деньги выполняют лишь функцию обмена;

·     Не разрешается рассматривать деньги как обычный товар, который может покупаться и продаваться с целью извлечения прибыли;

·     Все подвержено обесцениванию. Только Аллах – «ар-рабб», вечен. Капитал и имущество не могут увеличиваться с течением времени в стоимостном выражении без дополнительной работы.

·     Материальные и духовные блага сопровождают друг друга. Материальные блага - это потребление товаров и услуг, а духовные – это предписания Корана, например, о подаче милостыни и проявлении солидарности с бедными людьми. Увеличение материальных благ за счет духовных противоречит духу ислама.

В общем, ислам содержит черты рыночной экономики: прибыль допускается, право на собственность находится под защитой, если ей управляют правильно; индивидууму разрешается рисковать и инвестировать. Коран поощряет верующего на поиски успеха в материальном мире и предписывает рассматривать экономический успех как дар Аллаха.

Вместе с тем, имеются существенные различия между исламской концепцией экономики и рынком. В то время как в рыночной идеологии не выражены в ясной форме моральные суждения. Социальные и моральные аспекты являются важнейшими элементами исламской концепции экономики.

Из отношений между материальными и духовными благами следует, что ислам, например, не допускает экономического прироста за счет социальных и моральных прав бедных слоев. Ислам устанавливает нижний предел жизненного уровня граждан, и до тех пор, пока он не будет достигнут, подрядчикам не разрешается действовать свободно. А от государства ожидают, что оно вмешается для перераспределения средств от богатых бедным. Таким образом, моральные аспекты представляют собой существенный элемент отличия между рыночной и исламской концепциями экономики.

Масштабные изменения, произошедшие в 80-90-х годах, как в системе мирового хозяйства, так и в международных отношениях, формирование тенденций регионализации и глобализации хозяйственных систем, вновь актуализировали проблему экономической интеграции.

В соответствии с рекомендациями Мирной конференции по Ближнему Востоку, состоявшейся в Мадриде в октябре 1991 года, в 1994-1997 гг. поочередно в Касабланке (Марокко), Аммане (Иордания), Каире (Египет) и Дохе (Катар) состоялись международные конференции по экономическому развитию стран Ближнего Востока и Северной Африки. Инициаторами этих конференций, получивших (по первым буквам английского обозначения региона) название МЕНА-саммитов, выступили Всемирный экономический (Давосский) форум и нью-йоркский Совет по международным отношениям.

Первый МЕНА-саммит состоялся с 30 октября по 1 ноября 1994 года в Касабланке, который проходил под патронажем Б.Клинтона и Б.Ельцина и под девизом «Торговля во имя стабильности».

На этой конференции впервые за последние полвека арабские и израильские деловые круги получили возможность встретиться, и открыто провести обсуждение взаимных выгод от регионального торгового и научного обмена.

На конференции были представлены региональные проекты сотрудничества в области развития инфраструктуры, сельского хозяйства, туризма, образования, экологии, передовых технологий.

Первая конференция (МЕНА-саммит) была призвана наполнить ожидавшийся на протяжении нескольких десятилетий  и, наконец, начавшийся мирный процесс реальным экономическим содержанием.

Второй МЕНА-саммит в Аммане под патронажем короля Иордании Хусейна Бен Талала состоялся с 29 по 31 октября 1995 года. Коспонсорами П конференции, как и 1, были Б.Клинтон и Б.Ельцин.

Отличительной чертой Амманской конференции, организованной, как и предыдущая, Всемирным экономическим форумом и Советом по международным отношениям, было обязательство создать прочные и устойчивые институты, способные трансформировать политическую риторику в экономические реалии.  Ее главная задача заключалась в том, чтобы проверить в деле региональные структуры и политику, необходимые для эффективного развития потенциала региона, с намерением интегрировать его в мировую экономику.

В результате работы конференции были достигнуты соглашения об учреждении следующих организаций:

·     Банка экономического сотрудничества и развития для Ближнего Востока и Северной Африки в Каире (БВБР), которые должен способствовать развитию частного сектора, поддерживать реализацию проектов региональной инфраструктуры и содействовать региональному экономическому сотрудничеству;

·     Регионального бюро по туризму под названием Ближневосточно-Средиземноморская Ассоциация путешествий и туризма (МЕМТТА). В состав бюро должны войти представители как государственного, так и частного секторов;

·     Регионального совета по бизнесу. Совет должен содействовать развитию сотрудничества и торговли между частными секторами стран региона;

·     Исполнительного секретариата экономического саммита с резиденцией в Рабате (Марокко). Секретариат должен содействовать развитию сотрудничества между государственными и частными секторами стран региона и привлекать в регион частные инвестиции.

Таким образом, от слов, сказанных в Касабланке, многочисленные участники саммитов перешли к реальным делам в Аммане. Вместе с тем, перечень созданных организаций свидетельствует, что пока эти организации носят аппаратный характер и представляют собой благодатное поприще для региональных международных чиновников. Как они буду функционировать, и какими реальными достижениями они обогатят экономику стран региона, покажет будущее.

Третья конференция состоялась в Каире и проходила 14 ноября 1996 года под девизом «Строя для будущего, создавая обстановку, благоприятную для инвестора».

Цель Каирской конференции, как и двух предыдущих. Состояла в том, чтобы сделать необратимым процесс ближневосточного мирного урегулирования путем налаживания и развития экономического сотрудничества и торговых связей между странами региона.

Конференция, по традиции, завершилась принятием декларации. В ней, в частности, впервые отмечалось, что участники конференции подчеркнули исключительную важность развития палестинской экономики. Они с озабоченностью отметили, что уже слабая палестинская экономика страдает от ограничений и закрытий границы, которые препятствуют передвижению палестинской рабочей силы и торговому обмену.

Участники конференции признали необходимость для всех стран региона жить в мир, процветании и безопасности, обеспечение которых повысит экономическую устойчивость региона в целом.

Четвертый МЕНА-саммит состоялся в столице Катара Дохе с 16 по 18 ноября 1997 года под девизом «Формирование новых партнерских отношений между частным и государственными секторами в интересах торговли и экономического роста после 2000 года».

Цели этого саммита:

·     Показать, что регион Ближнего Востока и Северной Африки в настоящее время находится на пороге быстрого подъема, обладая огромным и практически неиспользуемым экономическим потенциалом;

·     Создать более благоприятный экономический климат в регионе;

·     Укрепить здесь «инфраструктуры мира».

В итоговой «Декларации Дохи», принятой конференцией 17 ноября 197 года, ее участники выразили свою полную приверженность достижению справедливого, длительного и всеобъемлющего мира.

Как и в Каирской декларации, в декларации Дохи была подчеркнута исключительная важность развития палестинской экономики. Участники конференции отметили, что немедленная ликвидация этих ограничений и закрытий границ позитивно скажется на развитии палестинской экономики и явится существенным фактором для восстановления доверия между заинтересованными сторонами.

Фактически, задачи всех четырех конференций сводились к единой цели: наполнить экономическим содержанием мирный процесс в регионе после полувека войн, конфликтов и других видов конфронтаций, причем не только арабских стран с Израилем, но и конфликтов арабских стран между собой.

С о д е р ж а н и е

В в е д е н и е___________________________________________ 1

Истоки социально-экономической доктрины  в исламе.______ 4

Классическая социально-экономическая доктрина и реалии истории     7

Исламская экономика: концепции и реальность___________ 23

Право владения_____________________________________ 28

Проценты и прибыль_________________________________ 29

Распределение доходов и налоги_______________________ 33

Исламские банки____________________________________ 36

Структура_________________________________________ 36

Эффективность исламских банков____________________ 43

Осуществление контроля в исламских банках__________ 45

Мусульманский мир: создание интеграционной структуры__ 52

Перспективы исламской экономики______________________ 58

Б и б л и о г р а ф и я

1.


[1] Сюкийянен Л.Р. «Мусульманское право и регулирование права собственности в законодательстве стран Арабского Востока. – Правовое регулирование экономики» с.96-117; М. 1986 г с.45

[2] Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире», М.1991 г. с.101

[3] Л.В.Негря «Общественный строй Аравии» с.116

[4] Г.В. Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире»; с. 102; М.1991 г.

[5] Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире», М.1991 г.        с. 103

[6] А.А.Игнатенко «Ибн Халдун», М., 1980 г.. с.18

[7] С.М.Бациева «Историко-социологический трактат Ибн-Халдуна «Мукаддима», М., 1965 г. с.174

[8] С.М.Бациева «Об экономических взглядах Ибн Халдуна. – Краткие сообщения Института народов Азии»; 1961 г. № 47, с-58

[9] А.А.Игнатенко «Ибн Халдун» М., 1980 г. с.86

[10] А.А.Игнатенко «Ибн Халдун», М., 1980 г. с.90

[11][11] Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире», М.1991 г.        с. 104

[12] [12] Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире», с. 105, М.1991 г.

[13] См. гл.»Распределение доходов и налоги»

[14] аль-Маргиани Бурханаддин «Хидайа» (по Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире», М.1991 г.), с.106

[15] Коран, 3 : 125 (130); 2 : 278; 2 : 277 (276); 4 : 158 – 159.(здесь и далее: перевод Крачковского И.Ю., изд-во восточной литературы, М. 1963 г.

[16] Коран, 9 : 34

[17] А.Мец «Мусульманский ренессанс» М., 1966 г. с. 70-73

[18]

[19] Семенова Л.А. «Из истории фатимидского Египта» М. 1974 г., с.88 (по Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире»

[20] Г.В.Милославский «Ибн Батутта»; М. 1974 г., с.9-10

[21] Шарль Р. «Мусульманское право»; М., 1959 г. с. 31

[22] Керимов Г. «Шариат и его социальная сущность»; М., 1978 г., с.203

[23] Фетва – решение или заключение муфтия, который является должностным лицом, выносящим решения по религиозно-правовым вопросам.

[24] Л. Полонская, А.Ионова «Концепции «исалмской экономики»: социальная сущность и политическая направленность», Мировая экономика и международные отношения. 1981 г. № 3 с. 113-119

[25] Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире»; М. 1991 г. с.115

[26] ас-Садр М.Б. «Наша экономика»; Бейрут, 1960 г. (по Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире» с.113)

[27] Г.В.Милославский «Интеграционные процессы в мусульманском мире» с.112

[28] «таухид» - покорность и послушание воле Аллаха

[29] Коран, 20 : 5

[30] Современный ислам: проблемы политики и идеологии вып. 4 ч.Ш, М 1988 г. (с.51)

[31]  Коран, 2 : 282

[32] Современный ислам: проблемы политики и идеологии вып. 4 ч.Ш, М 1988 г. (с.54)

[33] Современный ислам: проблемы политики и идеологии вып. 4 ч.Ш, М 1988 г. (с.55)

[34] Коран, 9 : 104

[35] [35] Современный ислам: проблемы политики и идеологии вып. 4 ч.Ш, М 1988 г. (с.58)

[36] [36] Современный ислам: проблемы политики и идеологии вып. 4 ч.Ш, М 1988 г. (с.59)

[37] [37] Современный ислам: проблемы политики и идеологии вып. 4 ч.Ш, М 1988 г. (с.60)

[38] Коран, сура «Женщина», 1-й аят

[39] Коран, сура «Семейство Имрана», 104-й аят

[40] Все исламские банки объединены в международную ассоциацию исламских банков (МАИБ), созданную в 1978 году по инициативе Саудовского принца Мухаммада аль-Фейсла ас-Сауда, штаб квартира которой находится в Джидде (Саудовская Аравия).

[41] Ближний Восток и современность. Вы.5 М. 1998 г. с.26

[42] Ближний Восток и современность. Вы.5 М. 1998 г. с.29

[43] Пакистан является одним из немногих государств, чья банковская система строится на принципах исламской экономики и состоит только из исламских банков.

[44] Материалы первой конференции глав государств и правительств мусульманских стран – членов ОИК. Рабат, сентябрь 1969 г.

[45] Г.В.Милославский, «Интеграционные процессы в мусульманском мире», М. 1991 г. с.117

[46] Г.В.Милославский, «Интеграционные процессы в мусульманском мире», М. 1991 г. с.117


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.