рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Может ли музыка остановить танки

Появляющийся в IV части траурный эпизод, вызывает чувство мужественной скорби. По силе своего эмоционального воздействия и по необычайной духовной чистоте, этот эпизод может быть сравним лишь с таким величайшим творением, как траурный марш из «Героической симфонии Бетховена».

О трудностях и жертвах на пути к победе, о том, что эта победа во всей ее справедливости и величии неминуемо придет, рассказывают заключительные страницы симфонии. Последние такты симфонии возвещают о радости победы.

Это произведение, быть может – высшее в истории свидетельство того, как искусство служит людям, становится актуальным и активным, не теряя при этом своей художественной значимости и силы философского обобщения. Вот почему и до сих пор справедливы слова первого исполнителя симфонии, дирижера С. Самосуда: «Седьмая симфония Шостаковича важна для нас не только как выдающееся произведение последнего полувека. Значение симфонии в ее глубоком политическом звучании. В тот момент, когда весь мир повержен в пучину небывалого катаклизма, – в этот момент именно в советской стране появляется такой Эльбрус музыкального творчества, как Седьмая симфония».

Замечательна история первых испытаний Седьмой симфонии в нашей стране и за рубежом (см. прил. №4). Среди них самый потрясающий факт – премьера в Ленинграде в августе 1942 года. В осажденном городе люди нашли в себе силы исполнить симфонию. В оркестре радиокомитета осталось всего пятнадцать человек. Некоторые музыканты ушли в армию – защищать город, некоторые больны, другие, не выдержав тягот блокадной зимы, погибли. Эти оставшиеся пятнадцать человек решили: во что бы то ни стало должна быть исполнена симфония здесь в Ленинграде. Для этого нужно было не менее ста человек. Была объявлена обязательная регистрация всех музыкантов города. Радиокомитет совместно с Управлением по делам искусства стал возрождать оркестр, собирать оставшихся в городе артистов и тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом.

Когда в Ленинград прибыла партитура Седьмой симфонии на самолете, прорвавшемся через кольцо блокады. Начались долгие репетиции.

Наконец 9 августа была назначена премьера Седьмой симфонии Шостаковича. Великолепный зал Филармонии был ярко освещен, и весь его праздничный, торжественный вид соответствовал возбужденному и приподнятому настроению ленинградцев. На сцену вышли музыканты. Огромная эстрада Филармонии оказалась заполненной, за пультами сидел большой сводный ленинградский оркестр: здесь были музыканты в красноармейской и флотской форме, здесь сидели артисты Ясинявский и Прессер, мужественно оберегавшие радиокомитет от фашистского огня, артисты Шах, Сафонов и Аркин, рыли в прошлом году рвы и траншеи вокруг города, – это был оркестр, объединяющий не просто музыкантов, но бойцов и защитников родного города, готовых ежеминутно сменить свой музыкальный инструмент на лопату, винтовку и пожарный рукав. За дирижерский пульт встал Элиасберг. Мгновение полной тишины – и начинается музыка. И ленинградцы – все, кто находился в зале, все, кто слушает музыку по радио, – знают, что это о них. Они знают, что враг еще слишком близко от города, что враг готовится к штурму, что он попытается обрушить на Ленинград новые жестокие испытания. Но страшный год блокады не ослабил защитников, не испугал их, а лишь закалил их волю, плавя ее в огне и остужая во льду. Люди стали сильнее, выносливее, спокойнее, – доказательство тому хотя бы этот концерт, концерт в осажденном и блокированном городе, где враг стоит у самих стен его. Доказательство этому гениальная музыка, рожденная в этом городе, и вопреки всем трудностям прозвучавшая здесь мощно и свободно. Это уже победа. Это залог победы будущей – победы решающей. И воодушевленные Седьмой симфонией, своей, ленинградской симфонией, ленинградцы уходят с концерта, полные уверенности и в силе и мужестве стойкого человеческого коллектива называемого Ленинградом.

Музыка сразу же нашла доступ к сердцам людей, потому что в ней с пламенной выразительностью был отражен всепобеждающий гуманизм. Один из первых слушателей симфонии писатель Е. Петров выразил свои чувства следующими словами: «Композитор крепко держит ваше сердце. Но теперь вы уже не испытываете беспокойства. Теперь вы потрясены грандиозностью битвы между людьми, сжигающими книги, и людьми, почитающими книги, между людьми, отрицающими образование для всех, и людьми, стремящимися дать образование всем, между людьми уничтожающими у себя музыку, и людьми, создавшими расцвет музыки, между силами зла и силами добра».

Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке. Она возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности, она сурова, и по-мужски лирична, и все летит в будущее; раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем.

Непосредственным продолжением «ленинградской» предстает Восьмая симфония Шостаковича. В ней звучит гневный протест против войны, напоминание о боли и разрушениях, которые она приносит. Пожалуй, ни в одном другом произведении Шостакович не достигает такой невероятной силы трагического накала, как в этой, самой грандиозной своей симфонии.

Восьмую симфонию Д. Шостаковича от Седьмой отделяет совсем немного времени, новый монументальный симфонический цикл был завершен в 1943 году. Но два года в условиях войны не могли не оказать существенного воздействия на концепцию Восьмой симфонии.

При всей конкретизации образы Восьмой симфонии воспринимаются как предельно обобщенные – это мысли о данной войне и еще в большей степени – раздумья о добре, противопоставленном злу, о человеческом и античеловеческом, низведенном до уровня тупого, бессмысленного и жестокого механизма, о трагедии и ее преодолении.

Музыкальные идеи Восьмой симфонии раскрываются постепенно и исчерпывающе, связи между всеми частями цикла обострены до предела. Огромная пятичастная симфония, по существу, представляет собой единый монолит.

Глубина и характер достижения Д. Шостаковича трагедийной темы в Восьмой симфонии могут быть сравнимы с шекспировским ощущением трагедии как нарушенной гармонии окружающего мира и с драматическим раскрытием внутреннего мира героев на портретах великого Рембрандта.

Очень точно сказал Алексей Толстой: «На угрозу фашизма – обесчеловечить человека – он (то есть Шостакович) ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного, созданного гуманитарной культурой…»

Пятая симфония Прокофьева (см. прил. №5) создавалась в дни блестящих побед Советской Армии, в период подъема, охватившего весь наш народ, увидевший лицо близкой победы над врагом. И это, несомненно, вдохновляло композитора в работе над симфонией. Со времени Бородина в русской оркестровой музыке не появлялось произведений такого рода и размаха. Богатырская сила и мощь делают эту партитуру Прокофьева одним из самых значительных произведений.

Прокофьев закончил это произведение, когда у нас уже было создано немало симфоний, отображающих драматические события военных лет. Прокофьев пошел по своему пути и внес в сокровищницу симфонизма нечто неповторимо своеобразное. Он считал работу над симфонией очень важной и по содержанию и по тому, что возвратился к этому жанру после многолетнего перерыва.

Великолепно сказал об этом произведении Рихтер: «В Пятой симфонии он встает во всю величину своего гения. Вместе с тем там время и история, война, патриотизм, победа… Победа вообще и победа Прокофьева. Тут уж он победил окончательно. Он и раньше всегда побеждал, но тут как художник он победил навсегда».

Пятая симфония, о которой композитор С.С. Прокофьев говорил: «Я задумал ее как симфонию величия человеческого духа», – была написана в 1944 году и позвучала как своеобразное предвестие предстоящей Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Первому исполнению Пятой симфонии в Москве 13 января 1945 года под управлением автора сопутствовало необычное символическое совпадение: когда композитор – дирижер поднял руки для начала исполнения симфонии, раздался мощный залп орудий, салютовавших очередной победе Советской Армии. Этот салют орудий, поддержанный бурными аплодисментами присутствовавших в зале слушателей, был воспринят и как салют в честь рождения величайшего симфонического произведения, навеянного победоносной борьбой с фашизмом.

Пятая симфония Прокофьева подлинно эпическое произведение с типичным прокофьевским самобытным почерком. Характерно, что композитор, предчувствуя близость победы, наделил это сочинение светлым, жизнеутверждающим, оптимистическим настроением.

Героический дух выражен в симфонии, быть может, с наибольшей силой, чем в каком-либо другом произведении Прокофьева. Но проникнутая духом борьбы, она сочинялась в тиши русской природы.

Вновь обратимся к воспоминаниям С. Рихтера о первом исполнении: «Большой зал был, наверное, освещен как обычно, но когда Прокофьев встал, казалось, свет лился прямо на него и откуда-то сверху. Он стоял, как монумент на пьедестале. И вот, когда Прокофьев встал, за пульт, и воцарилась тишина, вдруг загремели артиллерийские залпы.

Палочка его уже была поднята. Он ждал, и пока пушки не умолкли, он не начинал. Что–то было в этом очень значительное, символическое. Пришел какой-то общий для всех рубеж,… и для Прокофьева тоже».

Композиторы и поэты, включая фольклорные мотивы в произведениях военных лет, подчеркивали не только определенный характер образов, но и патриотическую идею, утверждая ценности духовной жизни тех народов, которые фашизм стремился смести с лица земли. Использование разнонациональных тем укрепляло также мысль о братстве как самой могучей и доброй силе.

А.Ф. Козловский в опере «Улукбек», посвященным подлинным историческим событиям деятельности выдающегося ученого Муххамеда Тарагая Улукбека, показал картину могучего и мудрого, загадочного и экзотического Востока. Композитор раскрыл его многонациональную природу, обратившись к образам Средней Азии.

Р. Глиэр написал увертюру «Дружба народов». Написанное в самом начале Великой Отечественной войны, это произведение впечатляет глубокой верой его автора в непобедимость народов нашей страны, сплоченных великой дружбой. Особенно удалась исполнителям кульминационная часть увертюры, где мастерски переплетаются жесткие, грозные звучания, изображающие титаническую борьбу с врагом, с прекрасными национальными мелодиями. В заключительной части основная тема вырастает до подлинного апофеоза Родины.

Фольклорными мелодиями в это время пронизываются все жанры. Г. Мушель цитирует узбекские темы во Втором фортопианном концерте. В 1943 году Д. Кабалевский пишет 24 прелюдии для фортопиано. прелюдии по-своему отразили настроение людей военного времени. Обостренное чувство патриотизма, вызванного войной, направило внимание русских людей к истории своей Родины, к русскому народному искусству. В основу каждой прелюдии положена русская народная песня. Так, в пятой прелюдии звучит мелодия песни «Не разливайся, мой тихий Дунай». В четырнадцатой – народная песня «По морю утенушка плавала». Основу двадцать второй прелюдии составляет скорбная песня «Что от терема да до терема».

«Гаянэ» – хореографическая поэма о величии народа, о его труде и любви, о его счастье. «В своем балете «Гаянэ», – говорил композитор, – я стремился средствами танца и пластики сценически воплотить мужественные образы советских людей и их самоотверженную борьбу за любимую Родину». Вновь, как и во многих других сочинениях, обратившись к интонациям народных кавказских песен и плясок, Хачатурян (см. прил. №6) создал произведение подлинно симфоническое по своему музыкальному динамизму, рисующее цельные характеры героев, людей, воспитанных советской властью, раскрывающее их глубокие патриотические чувства, душевную чистоту, непримиримость к врагам. Почти за три десятилетия балет выдержал множество постановок; три симфонические сюиты, сделанные самим композитором, и отдельные фрагменты постоянно звучат на концертных эстрадах всего мира. А стоит ли напоминать о той беспрецедентной популярности, которую завоевал «Танец с саблями»!

О том, как писался балет, Арам Ильич Хачатурян говорил: «Когда я вспоминаю то время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовалось оружие, хлеб, махорка. Хлеб, тепло – тылу. А в искусстве, пище духовной, нуждались все – фронт и тыл. И мы, артисты и музыканты, это понимали и отдавали все свои силы. Около семисот страниц партитуры «Гаянэ» я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Крутился в своей маленькой комнатке между пианино и столом. Вот так я написал этот балет, посадив самого себя, что называется, под домашний арест. Нужно было обязательно успеть к сроку. Ведь все мы горели тогда желанием доказать, что хотя идет война, хотя враг и наступает, но культурная жизнь продолжается, создаются художественные ценности, дух народа крепок».

События военных лет, память о погибших отражены в камерно – инструментальных сочинениях – трио М. Гнесина «Памяти наших погибших детей», трио Г. Крейтнера «Памяти Зои Космодемьянской».

Свои страницы в летопись войны вписало творчество Н. Мясковского. Образы войны и мира в его произведениях предстают по-разному. В Двадцать второй симфонии – балладе это был первый отклик на события (так же как Седьмая симфония Д. Шостаковича и симфония сюита «1941 год» С. Прокофьева, она появилась в первые месяцы войны), отразивший, как сам Мясковский говорил, «психологическое отношение художника к войне» и повествование о борьбе. В созданном позднее концерте для виолончели с оркестром (1944) сопоставление печального размышления и тревожного действия вносит более обобщенный лирико-философский оттенок.

Муза оперетты тоже не молчала в годы Великой Отечественной войны. Трудно было этому жанру, со свойственной ему комедийностью, откликнуться на драматические события тех дней. Однако и воины фронта, и труженики тыла нуждались в таком искусстве, которое бы могло поднять их дух, вселить веру в победу. И вот в осажденном Ленинграде в содружестве трех либреттистов (В. Аварова, В. Вишневского и А. Крона) и трех композиторов (В. Витлина, Л. Хруца и Н. Минха) была создана одна из лучших оперетт этого времени – «Раскинулось море широко». Позднее один из авторов Н. Минх вспоминал: «Военный Совет Краснознаменного Балтийского флота вынес решение о создании бригады писателей и композиторов, которой было предложено срочно сочинить спектакль на военную тему… Спектакль должен был быть показан и военным, и гражданским зрителям – всем защитникам Ленинграда к 7-му ноября 1942 года… Ленинградцы… каждый вечер до отказа наполняли зал театра, где шла музыкальная комедия из военной блокадной жизни. И мы были счастливы, когда слышали, как смеются в осажденном городе! Человек, способный смеяться, – не побежден»!

музыка классический военный песня


Заключение

Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне – выдающееся событие в жизни страны и летописи всего человечества. В этом году мы празднуем шестидесятилетие этой великой победы. Мы часто обращаемся к истории Великой Отечественной войны, стремимся полнее представить себе, как ковалась победа, какие внутренние силы и источники привели к победоносному исходу вооруженной борьбы с фашизмом.

Среди этих многочисленных источников я хочу выделить роль искусства, в частности музыкальной культуры, так как я давно увлекаюсь музыкой и для меня эта тема наиболее близка.

Прав был Д. Шостакович, когда писал: «Однажды я услышал в разговоре поразившую меня фразу: «Никакая симфония не остановит танк, никакая песня не прервет полет бомбардировщика с бомбами». Фраза эта громкая, но глубоко не верная по существу». Это я и решила доказать в своей работе «Может ли музыка остановить танки?».

Сражающийся народ, отдавший все свои силы на разгром врага, неуклонно продолжал развивать свою культуру, умножать свои духовные богатства. Широким и взволнованным был отклик советских композиторов на трагические и героические события современности.

Искусство, очищающее души и укрепляющее силы, было частью той жизни, за которую боролись советские люди, было частью Родины. В действующую армию приезжало множество актерских, концертных бригад. Выступления артистов были необходимы солдатам. В одном из очерков В. Катаева молодой боец после такого концерта сказал певице Л. Руслановой: «Видишь, какие мы чумазые после боя. Но песней ты нас умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо. Спой еще!»

В суровое военное время, советская массовая песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу.

Много замечательных песен звучало в эти годы. Среди них особенно выделяется песня А.В. Александрова на слова В. Лебедева – Кумача «Священная война». Песня была создана в первые дни сражений с врагом. Она укрепляла уверенность в будущей победе и звала к борьбе. «Священная война» – песня – гимн.

Во время войны на фронте возникла острая потребность в лирической, задушевной песне. Бойцы, сражавшиеся за честь и свободу Родины, не могли не думать о родном доме. К числу лучших лирических фронтовых песен относится патриотическая песня «Вечер на рейде» В.Н. Соловьева – Седого.

Когда немцы напали на нашу страну, повсеместно было введено затмение. И вдруг на фронт прилетела песня «Огонек». Поэтический образ огонька в окошке превратился в огромный символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет!

Когда говорят и пишут историки, что страна наша была не готова к войне, я думаю, что это утверждение слишком категорично и однозначно. Подтверждают это стихи и песни, созданные между 30 – ми и 40 – ми годами. Они предупреждали об опасности. Пришла война, и грохот орудий заглушил эти песни. Не потому, что «когда говорят пушки, музы молчат», а по простой причине: сбывшиеся предупреждения и прорицания уже не нужны. Нельзя петь «если завтра война», коль она уже идет сегодня.

Знаменитая «Катюша», стала песней, которая будучи написанной еще до войны, не потеряла своей актуальности, а приобрела другой смысл.

Война резко изменила всю музыкальную жизнь страны. Наряду с песнями были так же симфонии и оперы и другие музыкальные формы. Среди них Седьмая симфония Д. Шостаковича, созданная в 1941 году и получившая название «Ленинградская». Это – одно из значительнейших произведений мировой музыкальной литературы. Алексей Толстой назвал музыку знаменитого эпизода фашистского нашествия, из первой части, «пляской ученых крыс под дудку крысолова». Это произведение, быть может – высшее в истории свидетельство того, как искусство служит людям, становится актуальным и активным. Замечательна история первых исполнений Седьмой симфонии в нашей стране и за рубежом. Среди них самый потрясающий факт – премьера в Ленинграде в августе 1942 года. В осажденном городе люди нашли в себе силы исполнить симфонию. О трудностях и жертвах на пути к победе, о том, что эта победа неминуемо придет, рассказывают заключительные страницы симфонии.

Композиторы и поэты, включая фольклорные мотивы в произведениях военных лет, подчеркивали патриотическую идею, утверждая ценности духовной жизни тех народов, которые фашизм стремился смести с лица земли.

Р. Глиэр написал увертюру «Дружба народов». Написанное в самом начале войны, это произведение впечатляет глубокой верой его автора в непобедимость народов нашей страны, сплоченных великой дружбой.

Балет «Гаянэ» – хореографическая поэма о величии народа о его счастье. Её автор Арам Ильич Хачатурян говорил: «Фронту требовалось оружие, хлеб, махорка. Хлеб, тепло – тылу. А в искусстве, пище духовной, нуждались все – фронт и тыл». Муза оперетты тоже не молчала в годы войны. Один из авторов оперетты «Раскинулось море широко» Н. Минх вспоминал: «Ленинградцы… каждый вечер до отказа наполняли зал театра, где шла музыкальная комедия из военной блокадной жизни. И мы были счастливы, когда слышали, как смеются в осажденном городе! Человек, способный смеяться, – не побежден»!

Целью моего реферата было доказать, что значение музыки в победе над фашизмом не приувеличено. В своей работе я постаралась привести наиболее яркие примеры тех музыкальных произведений, которые опровергают фразу: «когда говорят пушки, музы молчат».

Война – это горе для человека, а о человеческом горе слагается множество песен и пишется множество классических музыкальных произведений. Именно они помогают в трудную минуту вспомнить о том, что необходимо бороться до конца. Это и есть то оружие, которое может все, даже остановить танки, и если бы ни оно, не известно как бы закончилась Великая Отечественная война…


Список используемой литературы

1.  Александров Б. Песня зовёт, 1982 г.,

2.  Берггольц О. «Комсомольская правда». 1942 г. 19 августа,

3.  Глиэр Р.М. Статьи и воспоминания, 1975 г.,

4.  Голстой А.Н. «Правда», 1942 г. 16 февраля,

5.  Долматовский Е.А. Рассказы о твоих песнях, «Детская литература», 1973 г.,

6.  Кац С. «Совецкая музыка» №9,

7.  Мартынов И. Мастера советской музыки, 1977 г.,

8.  Ойстрах Д. «Известия», 1942 г. 29 марта,

9.  Поляновский Г.А. Советские композиторы - фронту, «Советские композиторы», 1982 г.,

10.  Прохорова И. Советская музыкальная литература, «Музыка», 1976 г.,

11.  Серёгина Л. «Красная звезда», 1974 г. 1 декабря,

12.  Сохор А. Из историй песен Великой Отечественной войны, 1963 г.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.