рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Москва становится столицей единого государства

Через Крым Московское государство начало дипломатические отношения с Османской империей, вассалом которой Менгли-Гирей стал с 1475 г. Параллельно с дипломатическими активно развивались и торговые связи. В Турцию московские купцы везли меха, одежду, ловчих птиц, моржовый клык; из Турции привозились шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, одежда, вооружение, кожа-сафьян, золото, серебро, конское снаряжение, пряности и др. Султан Баязид, завершая свое послание к Ивану III, писал ему: “гостей своих в мою землю отпускай, из нашей заповеди никто не смеет выступить. Как свои двери отворены видишь перед собою, так и мои двери отворены перед тобою всегда. О чем какое дело будет, что тебе на мысль придет, с любовью, без зазрения напиши ко мне: все перед тобою готово...”. Торговля с Турцией и Крымом шла до Донскому пути. Для торговли с Казанью, Астраханью, Персией и Закавказьем большее значение имел Волжский путь. О важном значении торговли с Казанью говорит одна из митрополичьих грамот к казанскому хану, возможно, слегка преувеличивая действительность, утверждая, что в Казани “всим купцам нашим и иных земель шкоты и убытков нет никоторых”. О большом значении торговли со странами Востока свидетельствуют многие названия предметов одежды, быта, денежных и счетных единиц, имеющие в русском языке тюркские корни. Кроме водного пути по Волге, ногаи, кочевавшие за Волгой и в степях между Крымом и Астраханью, гнали в Москву многотысячные табуны лошадей. В XVI в. в Москве существовал уже особый Ногайский двор за Москвой-рекой, где было установлено “базару быти”. О масштабах ногайской торговли лошадьми говорит одна из летописных записей, сообщающая под 1533/34 г.: “того же лета приходили гости из Ногаи, а с ними коней 50 000”.  

В княжение Ивана III были установлены дипломатические отношения и с другими странами Востока. В 1490 г. в Москву прибыл посол властителя Хорасана султана Хуссейн-мирзы предлагавшего русского государю “любовь и дружбу”. В 1492 г. от царя Кахетии Александра прибыл посол Мурат. Так устанавливалось важнейшее международное положение Московии как связующего звена между Европой и Азией.

Дела церковные

Флорентийская уния в 1439 г. между константинопольским патриархатом и католической церковью, результатом которой стало признание греками католических догматов и главенства римского папы положила начало церковной самостоятельности русской митрополии. На соборе, принявшем унию присутствовал и принял в нем деятельное участие митрополит московский и всея Руси Исидор – грек, поставленный на русскую кафедру в 1436 г. После Флорентийского собора Исидор через Венгрию, Польшу и Литву отправился в Москву. 19 марта 1441 г. митрополит вступил в Москву. Перед ним несли латинский крест – “крыж”. Затем, владыка начал службу в Успенском соборе, в котором помянул папу Евгения IV, а затем, прочитал папскую буллу о соединении церквей. Присутствовавшие на богослужении были поражены. Впрочем, замешательство длилось недолго. Спешно созданный церковный собор осудил “латынство” митрополита. Исидор был заключен в темницу, откуда в 1441 г. смог бежать в Тверь, затем в Литву.  

Отказ от принятия Флорентийской унии и изгнание митрополита, присланного из Византии имели для Руси важнейшие последствия. С тех пор русские люди уверились, что греки погубили православную веру и уклонились в ересь, а истинной опорой православия остался великий князь московский. Автор повести о Флорентийском соборе писал: “тамо начало злу бывше греческим царем Иваном и греки-сребролюбцы..., зде же на Москве утвердися православием Русская земля христолюбивым великим князем Василием Васильевичем”. Отныне глава русской церкви более не присылался из Византии, а “избирался” на церковном соборе русских владык, или, вернее, назначался великим князем. В борьбе церкви и государства, шедшей еще с последней трети XIV в. в середине XV в. верх одержала государственная власть. Великий князь стал не только опорой и надеждой всех православных и фактическим распорядителем митрополичьего престола, но и главным арбитром в решении церковных и даже многих догматических вопросов. Впрочем, в XV в. русская церковь обладала довольно значительным авторитетом и влиянием, так что великим князьям далеко не всегда удавалось провести в решения церковных соборов свою точку зрения.  

В XV веке активно развивалось направление, данное русскому монашеству преподобным Сергием Радонежским – создание общежитийных монастырей, становившихся культурными и экономическими центрами округи. К концу века многие из этих монастырей, получившие богатые земельные вклады, дававшиеся “на помин души” и пожалования от великих князей, превратились в крупнейших земельных собственников с хорошо развитым хозяйством, значительным числом братии и монастырских слуг. В этих монастырях шла активная переписка книг и летописных сводов, создавались литературные произведения, иконы, росписи храмов. Крупнейшими монастырями той эпохи были: Троице-Сергиев, Кирилло-Белоозерский, Соловецкий, Иосифо-Волоколамский, московские Чудов и Симонов и другие. Огромную роль в церковной истории XV—первой половины XVI вв. сыграл Иосифо-Волоколамский монастырь, основанный в 1479 г. преподобным Иосифом Волоцким (1439—1515) на территории Волоцкого удела князя Бориса Васильевича. Основными идеями Иосифа Волоцкого были строгий аскетизм монашеской жизни, постоянный труд братии на пользу монастыря, развитие крупного хозяйства на основе земельных пожалований-вкладов. Значительные средства, получаемые монастырем, как молитвенником за души умерших и здравие живых, направлялись на формирование монастырской библиотеки и благотворительность, призрение сирых и убогих. Преподобный Иосиф придавал большое значение тому, чтобы монастырская братия формировалась из числа людей знатных и хорошо образованных, дабы эти монахи со временем могли занимать владычные кафедры, чтобы стать истинными пастырями и бороться с ересями. Обитель пользовалась покровительством князя Бориса Волоцкого, но после его смерти для монастыря наступили тяжелые времена. Князь Федор Борисович Волоцкий начал всячески притеснять монахов, брал в монастыре крупные суммы и не возвращал их, грабил монастырские имения, забирал утварь и другие вещи, даваемые вкладом в монастырь. Тогда Иосиф Волоцкий принял решение просить великого князя Василия III принять монастырь под свое покровительство. Это противоречило церковным правилам, к тому же, Иосиф сделал это, не поставив в известность своего епархиального архиерея – новгородского архиепископа Серапиона. Серапион отлучил волоцкого игумена от церкви, но Иосиф Волоцкий смог найти поддержку митрополита и великого князя, и Серапион был низложен.  

В своих литературных произведениях Иосиф Волоцкий выступал как сторонник твердой самодержавной власти, восхваляя Василия III как высшего судию, власть которого напрямую восходит к божественной. Эти мысли Иосиф Волоцкие и его приверженцы, получившие имя иосифлян, выдвигали и ранее, активно поддерживая самодержавные тенденции Ивана III. В то же время, Иосиф предупреждал государей, что если “царь, над человеками царствуя, над собою имеет царствующих скверные страсти и грехи, сребролюбие и гнев, лукавство и неправду... таковой царь не Божий слуга, а диавола, и не царь, но мучитель”. Помимо этого, иосифляне были сторонниками жестких мер по отношению к еретикам, свободомыслящим, искавшим пути к познанию истины, различные с церковными догматами.  

Во второй половине 1480-х годов в Москве образовался весьма влиятельный кружок приверженцев свободолюбивых взглядов. В него входили: видный дипломат той эпохи дьяк Федор Васильевич Курицын, его брат дьяк Иван Волк, иконописец Иван Черный, другие дьяки и московские купцы. Кружок вольнодумцев находил поддержку у княгини Елены Стефановны, супруги, а с 1490 г. вдовы Ивана Ивановича Молодого, дочери молдавского воеводы Стефана, получившей поэтому имя Елены Волошанки (от волохи – молдаване). Аналогичный еретический кружок образовался в то же время и в Новгороде.  

Московские и новгородские еретики, надеясь на высокое покровительство, не особенно таили свои взгляды. Случай подвергнуть критике традиционные догмы появился в сентябре 1491 года, когда по принятому летоисчислению от сотворения мира наступал 7000-тысячный год. Число семь в православной традиции считается сакральным и на исходе шестой тысячи лет было широко распространено мнение, что в 7000 году наступит конец света. Когда же конца света не настало еретики нашли повод посмеяться над сторонниками традиционной точки зрения, прежде всего, митрополитом Зосимой и новгородским архиепископом Геннадием: “...ныне седмь тысяч, а конца несть: ино и святые де отцы солгали”.  

С идейными разногласиями совпали и внутриполитические проблемы. Старший сын Ивана III от первой жены наследник Иван Молодой в 1490 г. тяжело заболел “камчугою в ногах”. Наследника вызвался лечить венецианский жид Леон, поручившийся головой за здоровье больного. В результате лечения Ивану Молодому стало хуже и он умер. Через сорок дней после смерти сына Иван III велел казнить самоуверенного лекаря – ему отрубили голову за рекой Яузой на Болвановке. Сын Ивана Молодого Дмитрий (1483—1509) был объявлен наследником престол, а в 1497 г. торжественно короновал в Успенском соборе и формально именовался соправителем великого князя. Между тем, от второго брака, у Ивана III было пять сыновей, старший из который Василий родился в 1479 г., и три дочери. К концу жизни великого князя вопрос о престолонаследии обострился. При дворе образовались две партии – сторонников Елены Волошанки и ее сына Дмитрия и сторонников Софьи Палеолог и ее сына Василия. Первоначально верх одержали сторонники Дмитрия-внука, но в 1499 г. великий князь положил опалу на крупнейших бояр – князя Ивана Юрьевича Патрикеева, его сына князя Василия и зятя князя Семена Ивановича Ряполовского. Все они были выдающимися полководцами, дипломатами и администраторами своего времени. Князь Ряполовский был казнен, Патрикеевы пострижены в монахи. Великий князь обвинял опальных бояр в том, что они “высокоумничали” – что скрывалось за этим словом, неясно. Впрочем, понятно, что самодержавный московский государь стремился к тому, чтобы окружить себя пусть бесцветными, но послушными исполнителями своей воли, а не талантливыми, но имеющими собственное мнение людьми. В 1502 г. гнев пал и на Елену Волошанку и Дмитрия – их заточили в тюрьмы. Вскоре пришла очередь и московских еретиков.  

В 1503 г. в Москве состоялся церковный собор. Главным вопросом решавшимся на соборе был вопрос о монастырских землях. Иван III намеревался конфисковать основную часть земель в пользу казны, но натолкнулся на упорное сопротивление иосифлян. Победа иосифлян на соборе 1503 г. предопределила судьбу московских и новгородских еретиков. В 1504 г. они были осуждены и сожжены.

Борьба за Смоленск

Провозгласив себя наследником могущества Древней Руси, Иван III вступал в конфликт с Литвой из-за древнерусских земель – Полоцкого и Смоленского княжеств, захваченных литовскими князьями в XIII—начале XV вв. В 1480-х годах началась формально не объявленная русско-литовская война, завершившаяся мирным договором 1494 г., предусматривавшим и проект брака великого князя Александра Казимировича Литовского на дочери Ивана III Елене. Успех в этой войне одержало Российское государство. К Москве перешли Верховские княжества (расположенные в верховьях реки Оки – Воротынское, Мезецкое, Одоевское и др.), Вязьма и Медынь. В самом конце XV в. отношения между государствами вновь обострились. Иван III послал зятю грамоту, в которой обвинял его в том, что тот принуждает свою супругу к принятию католичества. Военные действия начались в 1499/1500 году. Успехи вновь сопутствовали московским воеводам. Они взяли Радогощ, Гомель, Новгород-Северский, Дорогобуж и другие города. К великому князю московскому перешли со своими уделами князья Бельские, Трубецкие, Мосальские. На реке Ведроше в 1500 г. литовское войско во главе с гетманом Острожским было наголову разбито воеводами боярином Юрием Захарьевичем и князем Даниилом Васильевичем Щеней. В 1502 г. сын великого князя Дмитрий Иванович Жилка возглавил поход на Смоленск, но он был неудачен. Решение главной задачи русско-литовской войны – взятие Смоленска – выпало на долю Василия III. Через двенадцать лет, после двух неудачных походов, войско Василия III взяло Смоленск. 1 августа 1514 г. Василий III торжественно въехал в город. В честь этого события в 1523 г. к югу от Москвы, на Москве-реке у Лужников был основан женский монастырь в честь чтимой смоленской иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии (Путеводительницы), позднее получивший название Новодевичьего монастыря. В 1525 г. был освящен монументальный пятикупольный собор монастыря, сохранившийся до нашего времени, в котором и установили икону Смоленской Божией Матери.

Василий III Иванович 

Великий князь московский Иван III Васильевич скончался 27 октября 1505 года. Кончина наступила после долгой болезни великого князя. Еще в июне 1504 г. Иван III приказал составить духовную, которая знаменовала отход государя от участия в государственных делах. Своим наследником Иван III назначил старшего сына Василия, который уже в 1500 г. получил титул великого князя. Младшие сыновья Василия – Юрий, Дмитрий, Семен, Андрей – должны держать старшего брата “вместо отца своего” и слушать его “во всем”. На долю Василия достались огромные территории: вся Москва, без разделения на доли, как ранее; территория Московского и Тверского княжеств, Новгород, Псков, Вятку, часть Рязанской земли. Крошечные уделы его братьев были рассеяны среди великокняжеских земель: Юрий получил Дмитров, Звенигород, Кашин, Брянск и другие города; Дмитрий – Углич, Зубцов, Мезецк и др.; Семен – Калугу, Бежецкий Верх, Козельск; Андрей - Старицу, Верею, Вышгород, Любутск. Согласно условиям завещания, уделы бездетных князей переходили к Василию III; им было запрещено чеканить свою монету и ставить гостинные дворы и лавки в Москве. Духовная Ивана III вынесла окончательный приговор удельной системе. Василию III оставалось только сделать еще несколько шагов для завершения процесса объединения России вокруг Москвы.  

В 1510 г. была ликвидирована Псковская республика, а в Пскове установлено прямое управление наместников великого князя. В 1513 г. скончался удельный князь Федор Борисович Волоцкий и его княжество перешло к Василию III. После смерти бездетных братьев Василия III Дмитрия Жилки (1521) и Семена Калужского (1518) их уделы также отошли к великому князю. В 1520—21 гг. было присоединено к Москве Рязанское княжество, рязанский князь Иван Иванович бежал в Литву. Таким образом, к концу правления Василия III на Руси оставалось только два полноценных удела его братьев Юрия Дмитровского и Андрея Старицкого. Определенными правами удельных князей еще пользовались Верховские князья – Воротынские, Бельские и некоторые другие, но это лишь слабые следы прежней независимости. Российское государство превратилось в единодержавное. Все жители России стали подданными государя, причем, не просто подданными, а холопами, над имением и жизнью которых великий князь имел полную власть. “Все они называют себя холопами, т.е. рабами своего государя”, – пишет С.Герберштейн. Правда, Василия III еще сдерживали традиции согласования решений с митрополитом и Боярской Думой, но его сын Иван IV Грозный не особенно церемонился с традициями, во всем действуя по своему хотению, как государь самодержавный.  

Менее удачным было правление Василия III для русско-крымских и русско-казанских взаимоотношений. Союз с Крымом после смерти Ивана III и Менгли-Гирея (с 1515) распался. Новый крымский хан укорял Василия III в захвате Смоленска, который Менгли-Гирей “пожаловал” великому князю литовскому. В 1516 г. крымцы напали на Рязань. Камнем преткновения в русско-крымских взаимоотношениях стал вопрос влияния на Казань. В 1521 г. брат крымского хана Саип-Гирей взял Казань и изгнал московского ставленника Ших-Алея. Вслед за тем сам крымский хан Магмет-Гирей двинулся на Москву. Василий III, по примеру предков, покинул столицу. Татары остановились, не дойдя до города, но передовые отряды подходили к Москве, грабили и захватывали в плен местных жителей. Во главе обороны столицы великий князь оставил своего зятя крещеного казанского царевича Петра и бояр. Они вступили в переговоры с ханом, который требовал деть ему грамоту с обязательством возобновить выплату дани. Получив грамоту, хан двинулся обратно, пытался было взять Рязань, но был отражен от ее стен и ушел, оставив грамоту в руках рязанского наместника окольничего Ивана Васильевича Хабара.  

Василий III был несчастлив в семейной жизни. Он женился еще при жизни отца, в 1505 г. на представительнице боярского рода Соломониде Юрьевне Сабуровой. Детей у венценосной четы не было. Это причиняло много огорчения великому князю. Он не разрешал жениться и своим братьям, дабы племянники не смогли оспаривать право на престол у его детей. Наконец, в 1525 г. великий князь решился на неслыханное на Руси дело – развод. Великую княгиню, “чадородия ради” насильно постригли в монахини и отправили в Суздальский Покровский монастырь. Через некоторое время пошли слухи, что разведенная княгиня родила в монастыре сына, которого назвала Георгием. Однако, они оказались только слухами. Многие осуждали развод великого князя, называя это “блудодеянием”, однако, Василию III удалось быстро смирить своих противников, а глава церкви митрополит Даниил, иосифлянин и верный сторонник великого князя, был всецело на его стороне.  

Очень скоро Василию III приглянулась юная красавица – княжна Елена Васильевна Глинская. Ее дядя князь Михаил Львович Глинский – литовский магнат, род которого, по преданию, восходит к хану Мамаю, перешел на сторону Василия III в русско-литовской войне. Обиженный тем, что великий князь не дал ему в удел город Смоленск, Михаил Львович пытался бежать обратно в Литву, но был схвачен и посажен в московскую тюрьму. Дядю спасла его прелестная племянница. Вскоре, после свадьбы он был освобожден и вновь приближен ко двору. Вторая свадьба великого князя состоялась 21 января 1526 г. Праздновалась она, согласно обычаю, пышно. Тысяцким на свадьбе был брат великого князя Андрей Иванович, “в большом месте за столом сидел” князь Юрий Иванович. Вряд ли они думали, что через десять лет эта хорошенькая невеста прикажет отправить их в мир иной.  

Василий III так любил свою молодую жену, что даже решился ради нее сбрить бороду, что было еще одним вопиющим нарушением старомосковских приличий. Ведь борода, это “образ, человеку от Бога дарованный”. И все же, первые годы брака омрачались бездетностью супругов. Наконец, 25 августа 1530 г. великая княгиня родила долгожданного наследника престола, которого нарекли Иваном. Впоследствии, вспоминали, что рождение ребенка сопровождалось угрожающими знамениями: “в настоящий час рождения его бысть внезапу гром страшен зело и блистаниа молнии бывшу по всей области державы их, яко от основания земля поколебатися”. Рождение княжича Ивана только спустя четыре года после заключения брака, дало основания, впоследствии, к разговорам о том, что он был сыном не Василия III а князя Ивана Федоровича Телепнева-Овчины-Оболенского, ставшего одним из ближайших советников Елены Глинской после смерти великого князя. Результаты проведенной недавно антропологической экспертизы черепа Софьи Палеолог и сравнение их с результатами исследования черепа Ивана Грозного, произведенного М.М.Герасимовым, несомненно доказывают их близкое родство. Через два года, 30 октября 1532 г. родился второй сын – Юрий. Он был глухонемым от рождения и не мог быть дееспособен. Но великому князю уже было не суждено узнать об этом.  

Осень 1533 года выдалась погожей и теплой. 14 сентября Василий III поехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, от оттуда поехал на Волок Ламский – “тешиться” охотой. На Волоке начался недуг Василия III – на левой ноге появилась небольшая болячка. Поначалу, великий князь не обратил внимания на болезнь, поехал в дворцовое село Троицкое, а оттуда в Покровское. Но нога болела все больше и больше. Великий князь уже с трудом сидел в седле, через силу ходил, не мог сидеть за столом и “вкушал в постельных хоромах”. Вызванные из Москвы лекари пытались лечить болезнь, но Василию III становилось все хуже и хуже: “и был князь великий в скорби и болезнь тяжелой”. В тайне от бояр он приказал привезти из Москвы свою духовную и духовные своего отца Ивана III. Старый вариант духовной Василий III приказал сжечь и продиктовал новый. В каптане больного повезли в Москву. Чтобы скрыть свою болезнь от иностранцев, бывших в Москве, Василий III приказал построить новый мост через речку и села Воробьева. Мост был спешно возведен, но когда лошади вступили на мост, мост обвалился, а каптан едва удержали дети боярские. Тогда больной великий князь въехал в Москву через мост у села Дорогомилова.  

Чувствуя приближение смерти Василий III дал последние наставления супруге, братьям и боярами, обязав их верно служить своему трехлетнему сыну Ивану. На смертном одре великий князь возжелал принять схиму. Умирающего спешно постриг в монахи митрополит Даниил, и когда положили на грудь постригаемому Евангелие, то стоявший рядом тверской дворецкий Иван Шигона увидел, что душа отлетела от великого князя “как дымец мал” (3 декабря 1533 г.).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kursy.rsuh.ru


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.