Реферат: Москва и московские князья 14-15 вв.
Реферат: Москва и московские князья 14-15 вв.
Москва
, Ю-В округ
Реферат
по москвоведению на тему : «Москва и московские князья 14-15 вв.
Иван Калита .»
ученика 10 класса «А»
средней школы №475
Гриценко
Константина
оглавление
Глава 1. Положение
Москвы в 14-15 вв. стр.3
Глава 2. Иван
1 Калита стр.4
Глава 3.
«Тишина велика» для Москвы стр.5
Глава 4. Москва
делается церковным центром всей Руси стр. 7
Глава 5. Заключение
стр.10
Глава 1 . Положение Москвы в 14-15 вв.
В
14-15 вв. Москва стала основой объединения Руси в единое государство ,
центром образующей русской народности . Уже мос- ковские
князья Юрий Данилович (княжил в 1303-1325гг) и Иван Калита (княжил в
1325-1340гг) получили от ханов ярлыки на княжение, которое с этого
времени прочно удерживалось московскими князьями .При Иване Калите
митрополиты перенесли свое местопребывание из Владимира в Москву , и она стала
политическим и духовным центром тогдашней Руси . Во второй половине 14 в.
Москва возглавила борьбу против монголо-татарского ига . Московское ополчение
составляло основное ядро русских войск , разгромивших под руководством
Димитрия Донского (княжил в 1359-1389гг) на Куликовом поле (1380)
монголо-татарские полчища Мамая . Население Москвы героически обороняло город
от татарских ханов Тохтамыша в 1382году и Едигея в 1408 ; в 1480 оно требовало
от Ивана 3 решительной борьбы против полчищ хана Ахмата , укрепило город и
готовилось к осаде .Москва была центром развитого ремесла , в осбенности
производили металлические изделия и оружия . Высокого развития достигли также
строительное мастерство , иконное и книжное дело и т. д. Москва являлась
крупнейшим торговым городом Восточной Европы , так как была связана водными
путями (Москва-река , Ока , Волга и др.) с Поволжьем , Средней Азией ,
Закавказьем и Персией . С верховьев Дона начинался путь по Дону , Азовскому и
Черному морям в Константинополь . Купцы , торговавшие с итальянскими колониями
в Крыму , в частности с г. Сурож (Судак) , назывались в Москве
«гостями-сурожанами» . Через город Дмитров Москва была связана с верхним
течением Волги – с водными путями на Белоозеро и далее на Сурож .Сухопутные
дороги соединяли Москву с Новгородом и Смоленском . По своим размерам Мосва
принадлежала к числу крупнейших европейских городов . Главную массу московского
населения составляли ремесленники , мелкие торговцы , холопы и крепостные феодалов
. Незначительной по численности , но наиболее экономически и политически мощной
группой населения являлись феодалы во главе с великим князем , а также
примыкавшие к ним крупные купцы . Для Москвы 14-15 вв. характерна большая
имущественная дифференциация населения , резкие классовые конфликты .
В 14-15 вв.
значительно увеличилась городская территория и изменился внешний вид города .
При Иване Калите территория Кремля была расширена и обнесена дубовыми стенами
(1339-1340);в нем были построены каменные церкви , образовавшие Соборную
площадь . Первой каменной постройкой был Успенский собор . В 1367 , при Дмитрии
Донском , были возведены каменные стены , предопределившие в основном
расположение стен современного Кремля , кроме великокняжеского двора ,
находились дворы ближних бояр , монастыри и т. д. В 1404 в Кремле была
установлена «часозвоня» (башня с часами ). Вокруг Кремля разрастался
торгово-ремесленный посад . Подступы к Москве охраняли монастыри-сторожи –
Данилов , Симонов , Андронников . Наиболее населенную часть Москвы составлял
«великий посад» между Москвой-рекой и Неглинной . К Западу от Неглинной
располагалось менее заселенное Занеглименье .Район Замоскворечья назывался
Зареяьем . Поселения продолжались и за Яузой . К Москве-реке здесь примыкали
слободы котельников и кузнецов .
Глава 2 . Иван 1 Калита.
Иван Данилович (год рождения не
известен – умер в 1340) – московский князь с 1325 , московский великий князь
1328 – 1340 ; сын московского князя Даниила Александровича . Ко времени
правления Ивана 1 Калиты относися расширение территории Московского княжества и
усиление значения Москвы , которая стала основой объединения Разрозненной Руси
в единое государство с единым правительством , с единым руководством . Ведя
осторожную политику в отношении Золотой Орды и используя ханов как орудие для
выполнения своих замыслов , Иван1 Калита ослабил Тверское княжество
,соперничавшее с Московским .Современники отмечают , что при Калите
установилась “тишина велика на 40 лет , прекратились татарские набеги . Он
диктовал свои условия Новгороду , Пскову , посылал своих данников на печору
,его влияние распространялось на всю Северо – Восточную Русь . Иван Данилович
считал себя великим князем “всея Руси”.
Внутренняя
политика Ивана 1 Калиты , способствовавшая расширению московских пасадов и
слобод , привела к тому , что Москва во времена его княжества стала крупным
ремесленным центром . Калита добился
переноса русских митрополитов из Владимира в Москву и усиления тем самым
церковно – идеологического влияния московских митрополитов , поддерживавших
московских князей .
Кремль при Иване 1
Калите был значительно расширен и обнесен прочной дубовой стеной (1339 ) , в
нем были построены первые каменные церкви , в том числе Успенский собор ,
сделавшийся усыпальницей митрополитов, и Архангельский собор,
где хоронили московских князей
. Каменные постройки , возведенные при Иване 1 Калите до нас не сохранились ,
так как были заменены новыми при Иване 3 . Богатство московского князя
подчеркивается его прозвищем «Калита» , что означает «денежная сумка» .
По завещанию Ивана 1
Калиты Московское княжество было разделено между его сыновьями Семёном , Иваном
и Андреем ; наследником Калиты был его старший сын Семён Гордый .
Глава 3 . «Тишина велика» для Москвы .
Княжение
Ивана 1 Калиты отличалось одной особенностью , драгоценной для москвичей . “Сел
великий князь Иван Данилович на великом
княжении всея Руси , - пишет летописец , - и была отныне тишина великая на 40
лет ,и перестали татары воевать Русскую землю , и отдохнули христиане от
великой истомы и тягости , от насилья татарского , и была оттоле тишина велия
по всей земли».Запись сделана спустя много лет после смерти Калиты, княжившего
до того 15 лет , по крайней мере спустя четверть века после его смерти . Но послушаем
отзыв современника , написанный тотчас же после смерти Ивана Калиты и , пожалуй
, восторженный .
«О сем бо князи великом Иване
, пророк глаголет : «В последнее время в апустевшей земли на западе
восстанет цесарь правду любяй; суд не по мзде ,ни по поганым странам ; при сем
тишина велья в Русской земли и воссияет во дни его правда» , яко же и бысть при
его цесарстве . Сий бо князь великой Иван , имевший правый суд паче меры … безбожным
ересеям преставшим при его державе ,многим книгам написанным его повелением ,
ревнуя правоверному цесарю греческому Мануилу , любяй святительский сан» .
Писцы так и написали в «апустевшей» земле , дав первый случай московского
аканья в наших письменных источниках .
Порой деятельность Калиты
представляется нам в темных красках . Он считается главнчм вдохновителем
разгрома Твери , защищавшей права и достоинство русских людей против татарских
насильников . Однако современники по-своему оценивали деятельность Калиты . Они
видели в нем прямого продолжателя политики Александра Невского ,Добивавшегося
соглашения с Золотой Ордой ради Русской земли еще не готовой к решительной
борьбе с татарами , которую вскоре проведет с собой на Куликово поле Дмитрий
Донской , внук Калиты . Современники видели разорение русской земли , пожары и
разрушения Твери , Торжка , Кашина и других городов , бесчисленное количество
пленных , угоняемых татарское рабство . И вот среди разрушенных городов «точию
соблюде и заступи господь бог князя Ивана Даниловича и град его Москву и всю
его отчину» . При нем Москва сделалась городом славным «кротостью» , свободным
от непрерывной угрозы татарских нашествий , а это должно было чрезвычайно
способствовать росту и богатству города .
Преобладание Москвы над Тверью , чего так
добивался Юрий , было окончательно достигнуто при его младшем брате .
Великое княжение
ненадолго удержалось у тверского князя . Александр Михайлович встал во главе
тверичей , которые расправились с татарами , насильничавшими в Твери . В
наказание татарское войско опустошило Тверь и заставило Александра бежать в
Псков . «Великий же Спас милостивый человеколюбец господь своею милостию
заступил благовернаго князя великаго Ивана Даниловича и его град Москву и всю
его отчину от иноплеменник , поганых татар» . Ценой разорения Твери на этот раз
была спасена Москва . Благосклонный к московскому князю , летописец умалчивает
, что Тверь разорили с помощью Калиты , ходившего в Орду и вернувшегося с
большой татарской ратью . В 1328 г. Иван Данилович снова ходил в Орду и
вернулся с ярлыком на великое княжение , оказавшимся в руках ,умевших крепко
держать полученное добро . Москва прочно сделалась столицей Северо-Восточной
Руси .
По
отношению к Орде московский князь вел традиционную
политику отца и деда . В Орде он незаменимо встречал большие почести от хана
Узбека , приходившегося ему свояком . Узбек прислушивался к мнению Ивана
Даниловича , умевшего направлять события в свою пользу . В 1339 г. «по думе
его» хан вызвал в Орду русских князей , и в том числе Александра Тверского ,
вскоре подвергнутого мучительной казни . Калита хорошо знал хищные
золотоордынские порядки , тщательно собирал с русских земель «выход» и готов
был идти навстречу денежным домогательствам татар с тем , чтобы собирать в их
пользу еще дополнительный запрос . Но напрасно видеть в Калите какого-то
рьяного низкопоклонника перед Ордой . Самый тяжелый денежный побор был все-таки
легче опустошительных татарских набегов . Во всяком случае , Москва пользовалась
при Калите полным и невиданным до него покоем : «…и бысть оттоле тишина велика
на 40 лет , и престаша погании воевати Русскую землю и закалати христиан , и
отдохнуша и упочинуша христиане от великыя истомы и многыя тягости и от насилиа
татарьского».
Иван
Данилович считал себя уже не только московским но и великим князем “всея Руси .
Он властно диктовал свои условия Новгороду и
не склонялся на мольбы новгородцев о мире . Заняв Торжок , он разорил
новгородские земли в течение нескольких зимних месяцев . Даже далекий Псков
испытал на себе тяжелую руку великого князя , добившегося временного изгнания
из него Александра Михайловича Тверского . Владения московского князя стали
заметно продвигаться на Дальний Север .В 1337 г. московская рать ходила в область
Северной Двины , принадлежавшую Новгороду . В то время Двинская область
осталась в новгородском владении , но Иван Данилович уже распоряжался на Печере
и жаловал «…сокольников печерских , кто ходит на Печеру» , различными льготами
.
Калита заложил основы
могущества Москвы . Он первый начал объединять вокруг нее русские земли . После
долгого промежутка времени он был первым авторитетным князем , влияние которого
распространилось на всю Северо-Восточную Русь .
Глава 4. Москва делается церковным центром всей Руси .
При Калите Москва стала духовным центром всей Русской земли , постоянным
местопребыванием русских митрополитов . Трудно переоценить политическое
значение переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву . Старая традиция
связывала для русских людей представления о «царствующем городе « с тем местом
, где жили и государь и митрополит . Пышные богослужения по случаю поставления
в епископы , когда в столице собирались высшие иерархи из других городов ,
постоянные сношения с Константинополем и с княжескими столицами на Руси ,
встречи и проводы митрополитов и епископов , одним словом , блестящие церковные
церемонии , до которых были падки средневековые люди , сделались достоянием
Москвы . Можно было не признавать притязаний московского князя , но нельзя было
под страхом отлучения игнорировать митрополита .
Москва получила
неоспоримые преимущества перед всеми другими городами , и московская иерархия
поднялась неизмеримо выше всех остальных . Митрополит держал в своих руках
право поставления епископов и суда над ними и нередко им пользовался , силу
духовной власти испытали даже иерархи таких крупных городов , как Новгород и
Тверь . Уже в 1325 г. новгородский кандидат Моисей ездил в Москву к митрополиту
Петру ставиться на архиепископию и присутствовал на погребении Юрия Даниловича
вместе с тремя другими епископами .Легко представить себе ,какие большие
средства стекались в Москву вследствие приезда видных духовных лиц , ибо
устройство церковных дел обходилось недешево .
Многочисленные политические нити сходились
ко двору митрополитов , которые имели своими хозяевами в
конечном итоге московских князей . Москва связывалась с Константинополем , а
через его посредство сюжнославянскими землями . Спор между Москвой и Тверью за
преобладание был решен в пользу Москвы уже тогда , когда преемник Петра ,
митрополит Феогност , родом грек , окончательно утвердил в ней свое
местопребывание .
По каким
же причинам митрополиты выбрали своей
резиденцией Москву ? Любопытные соображения по этому поводу высказал Пл.
Соколов , по мнению которого московские князья предоставили митрополитам особо
важные льготы по сравнению с тем , что получали епископы в других княжествах
.Льготное положение митрополичьего дома с его многочисленными боярами и слугами
действительно создавало для митрополитов ряд преимуществ .
Но дело было не
только в одних льготах , а в том , что московские князья обладали достаточной
реальной силой , чтобы поддержать угодных для них кандидатов на митрополичий
престол . Немалое значение
имело центральное положение Москвы и относительное удобство сношений с
Константинополем . Наконец , одним из мотивов переноса кафедры митрополитов
именно в Москву являлось отсутствие в ней своих епископов . Митрополит «всея
Руси» не задевал в Москве ничьих церковных интересов . Иван Калита и митрополит
Петр положили начало тому своеобразному светской и духовной власти , которое
стало характерно для Москвы допетровского времени . Двор великого князя и двор
митрополита помещались в непосредственном соседстве ; светская власть нашла
себе духовную опору , поддерживая ,в свою очередь , всей своей гражданской
мощью главу русской церкви – митрополита . Так , маленький Кремль Калиты уже
вместил в себя зародыши другого , более позднего «царствующего града Москвы» .
Утверждение митрополичьего престола в
Москве было ударом по тверским князьям , претендовавшим на первенствующую роль
среди русских князей . Поэтому ожесточенная борьба между Тверью и Москвой за
преобладание сопровождалась такой же борьбой за митрополичий престол .
В то время Юрий Данилович тягался в Орде за великое
княжение с Михаилом Ярославовичем , монах одного из тверских монастырей по
имени Акиндин подал константинопольскому патриарху жалобу на митрополита Петра
. Акиндин был только орудием в руках тверского князя , но для митрополита Петра
возникла явная опасность низвержения с митрополичьего стола , так как патриарх
уже обещал Михаилу Ярославовичу поставить в митрополиты «…кого восхочет
боголюбство твое». Однако низвержение митрополита задевало интересы
многочисленного духовенства , трогать которое избегали даже золотоордынские
ханы . Кроме того , обвинение Петра в симонии , в том что он возводил в
духовный сан за деньги , едва ли могло сильно скомпрометировать Петра . Ведь
покупка и продажа церковных должностей в середине века – явления постоянные . В
самой Византии они практиковались еще больше , чем на Руси . Петр же был
политиком настойчивым и смелым ; найдя поддержку у московских князей , он
сблизился с ними и не забыл оказанных ему услуг . Петр подолгу оставался жить в
Москве , где умер и был похоронен (20 декабря 1326 г. ) . Московские князья
по-своему воспользовались его смертью и добились от константинопольского
патриарха канонизации Петра , сделавшегося первым «московским и всея Руси
чудотворцем» . Преемник Петра грек Феогност окончательно утвердил митрополичье
место за Москвой , которая с этого времени сделалась гражданской и церковной
столицей Руси .
О близости
Петра к Ивану Даниловичу уже в 15 в.
рассказывали легенды , имевшие некоторое основание в действительности . В житии
Пафнутия Боровского находим такой рассказ : «О видении сна великого князя Ивана
Даниловича .Той же благочестивый великый князь Иван Данилович виде сон .
Мняшесь ему зрети , яко гора бе велика , а на верх ея снег лежаше , и зрящу ему
абие истояв снег и згыбе . Возвести же видение преосвященному Перу митрополиту
всея Русии . Он же рече ему : «Чадо , гора аз смиренный . Преж тебе мне есть
отити от жизни сея а тебе по мне .» И первие преосвященный Петр митрополит всея
Руси преставися , потом князь великий Иван Данилович преставись» .
Поддержка церкви обеспечила московскому князю
пеобладание над другими русскими князьями . С необыкновенной силой эта
поддержка сказалась в 1329 г. , когда Калита ходил выгонять из Пскова тверского
князя Александра Михайловича . Калита прибегнул к помощи митрополита Феогноста
, который послал «проклятье и отлучение от церкви на князя Александра и на
псковичь» . Православная церковь использовала любимое средство римских пап ,
столь часто издававших интердикты , или отлучения от церкви . Оно было грозным
оружием в руках духовенства , действовавшим как удар молота на слабые души
скверных людей : закрывались церкви , прекращалось богослужение , переставали
крестить младенцев , венчать вступающих в брак , даже отпевать покойников .
Страх отлучения заставил Александра Михайловича покинуть Псков , чтобы
проклятье не легло на город . Так пишет летописец , симпатизирующий тверскому
князю . Новгородский автор пишет проще : «Псковичи выпроводиша князя Олександра
от себе» .
Глава 5. Заключение .
Со второй половины 15
в. Москва стала столицей образовавшегося Русского централизованного государства
. Всвязи
с этим
неизмеримо выросло ее политическое , культурное и экономическое значение .С
этого времени все важнейшие события в жизни русского народа связаны с Москвой ,
которую В 14-15 вв. Москва становится культурным центром всего русского народа
. В Москве возникли общерусские летописные своды , развивавшие идею единства
Русского государства , создался цикл повестей о Мамаевом побоище (Куликовской
битве) , в том числе поэма «Задонщина» .Московская архитектура , живопись и
прикладное искусство достигли высокого уровня , положив начало так называемой
московской школе . Крупнейшим московским художником конца 14 – 1-й трети 15 вв.
был Андрей Рублев .писатели того времени называют «царствующим градом» .
Список литературы
1.
Канторович И. В. Из истории Москвы . / М.
1997. 2. Прохоров А. М. Большой
энциклопедический словарь .
/ М. 1991 .
3. Тихомиров
М. Н. Древняя Москва 12 – 15 вв. / М. 1992 .
4. Большая
советская энциклопедия .
|