рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Морские победы в Северной войне

 (Таблица общей численности судов, построенных при Петре 1, составлена по данным, находящимся в книге  “Список русских военных судов с 1688 по 1870 год”)

    

Северная война 1700-1721 гг.

    После войны с Турцией за обладание Азовским морем стремления Петра 1 были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого предопределялся наличием военной силы на море. Во время своего загранич­ного путешествия Петр встретился и подружился с Авгу­стом II, королем польским и курфюрстом саксонским, ко­торый склонил Петра примкнуть к союзу Дании, Польши и Саксонии против Швеции, владевшей тогда почти всем побережьем Балтийского моря. Петр склонился к этому союзу тем легче, что попытки его составить союз христианских держав против Турции остались безрезультатными.   Петр 1 приступил к строительству Балтийского флота. На верфях рек Сязь, Свирь и Волхов закладываются речные и морские военные суда, на архангельских верфях строятся семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных фрегата. Создаются новые верфи, растет число железоделательных и медно-литейных заводов на Урале. В Воронеже налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним. За довольно короткий срок была создана флотилия, которую составляли линейные корабли водоизмещением до 700 т, длиной до 50 м. На их двух-трех палубах размещались до 80 пушек и 600-800 человек экипажа. К более маневренным и быстроходным кораблям относились фрегаты, имевшие три мачты, одну-две палубы. Длина этих кораблей не превышала 35 м, вооружались они пушками (до 40 единиц). Наиболее массовыми военными кораблями были галеры, способные особенно эффективно действовать в шхерных районах.

  Летом 1700 г. русский посол Украинцев заключил в Константинополе перемирие с Тур­цией на 30 лет, согласилась уступить России Азов с прилегающей областью; Московское государство осво­бождалось от плат Турция ежа ежегодной «дачи» крымскому хану; в Константинополь был допущен постоянный резидент царского величества, с правами и привилегиями резиден­тов «иных друзей блистательной Порты».

    8 августа Петр получил от Украинцева донесение о заключении мира, а 9-го он двинул свои войска к шведской границе (после того как Дания и Август уже начали войну со шведами). Первоначальным соглашением было уста­новлено, что Петр должен был завоевать для себя Ингрию и Карелию, а Ливония должна была достаться Августу. Так началась Северная война, которая продлиться 21 год, унесёт много жизней “ сынов отечества ”, как со стороны Швеции, так и со стороны Российской Империи и союзников. Но в то же время докажет всему мировому сообществу, как сильна и непоколебима воля русского солдата, моряка в борьбе за своё будущее, за будущее своего Отечества!

   Основные события, произошедшие в первые годы ведения войных действий:

1)    1701г. В Москве основана Навигацкая школа.

2)  1702г. Закладка первых судов для Балтийского флота (верфь на реке Сясь. Взят Нотебург (крепость Орешек), переименованный затем в Шлиссельбург (Петрокрепость). 

3) 1703г. Первая морская победа в Северной войне. Построен первый морской корабль для Балтийского флота "Штандарт". Постройка на отмели острова Котлин крепости Кроншлот. В Воронеже открыта Адмиралтейская школа. Учреждена первая медаль за морскую победу "В память взятия двух шведских судов в устье Невы". Навигацкая школа переведена в Санкт-Петербург.

 4) 1704г. Основание Кронштадта. Начало строительства адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге. Родился Нагаев Алексей Иванович - гидрограф, картограф, адмирал, автор первых атласов и лоции Балтийского моря.

5) 1705г. Указ Петра I о создании морского полка (начало организации морской пехоты). Оборона Санкт-Петербурга в ходе Северной войны.

6) 1706г. Введен чин адмирала. 

7) 1707г. Передача всей полноты военно-морской власти в руки адмиралтейского президента адмирала Апраксина Федора Матвеевича и его заместителя - вице-адмирала Крюйса Корнелия Ивановича.

 8) 1709г. На Адмиралтейской верфи заложен первый линейный корабль "Полтава" (по проекту Петра I и Феодосия Скляева). При Адмиралтействе основана модель-камера - первый в истории России морской музей (Центральный военно-морской музей).

 9) 1710г. Взятие Выборга.

10) 1711г. В Санкт-Петербурге основан пушечно-литейный двор. В Архангельске открыта адмиралтейская школа.

11) 1712г. В Санкт-Петербурге создан Галерный двор. Упразднены воинские Морской и Адмиралтейский приказы в связи с учреждением воинской морской канцелярии. Спущен на воду первый линейный корабль Балтийского флота "Полтава".

12) 1713г. Родился Спиридов Григорий Андреевич, адмирал, заложивший основы маневренной тактики флота. Мастером петербургской Партикулярной верфи Алексеем Бурцевым предложен проект постройки колесных судов.

ГАНГУТСКИЙ БОЙ 1714г.

       

   Первый период Северной войны закончился разгромом шведской армии под Полтавой. Была решена важнейшая политическая и стратегическая задача: уничтожена считавшаяся непобедимой в Европе шведская армия. Полтавская битва изменила соотношение сил в пользу России. Казалось бы, здравый смысл должен был подсказать шведскому королю Карлу XII, что войну, изнурительную для народов обоих государств, пора кончить. Русский царь Петр I был согласен после Полтавской победы заключить мирный договор при условии возвращения России территории Эстляндии и Лифляндии, искони принадлежавших нашим предкам. Но Карл XII об этом и слушать не хотел, так как Швеция еще располагала сильным флотом, а военные действия шли не на шведской территории, что делало войну не столь уже обременительной для населения Швеции.

   Для того чтобы добиться окончательной победы, Петр решил перенести войну снова на Балтийское море, уничтожить значительную часть шведского флота и овладеть Финляндией, а в случае дальнейшей затяжки войны перенести боевые действия на территорию Швеции. Только так мог быть решен вопрос об окончании Северной войны.

Ближайшей задачей русское командование поставило: отбросить Шведов с Карельского перешейка, занять оборонительную линию Выборг, Вуокса, Кексгольм и выбить шведов с Балтийского побережья от Нарвы до Риги, обеспечив этим самым безопасность Петербурга.

   Вторая половина 1709г. прошла в подготовке русской армии к новым, завершающим действиям. В 1710 г. русские войска одержали ряд крупных побед над шведами, взяв Выборг, Ригу, Ревель и другие города. Все побережье от Нарвы до Риги и от Петербурга до Выборга оказалось в руках русских. Русский флот теперь мог свободно действовать в Финском заливе, а при благоприятных обстоятельствах входить и в Ботнический залив.

В 1711 г. Турция под влиянием Карла XII объявила войну России. Значительную часть армии Петру I пришлось перебросить на юг, и действия в Прибалтике возобновились только после Прутского похода 1711 г. Заключив мир с Турцией, Петр решил окончательно овладеть Финляндией.

   Сделать это можно было двояким путем: либо при помощи речного флота через систему рек и озер вторгнуться внутрь страны, а оттуда идти к прибрежным пунктам Ботнического залива, либо наступать от Выборга вдоль побережья, комбинируя боевые действия сухопутных войск с действиями флота.

   После всестороннего обсуждения русское командование приняло второй способ, так как он облегчал устройство тыла и снабжение войск. Применение же первого способа затруднялось особенностью театра военных действий: “было зело тесно и каменисто, гористо, лесно и зело много вод, и телегам ехать с великим трудом и зело бескормно”. Поэтому Петр I указал чинить всякое приготовление к походу морем.

   С исключительной энергией русские начали спешную подготовку к походу. Голландский резидент в Петербурге де Би 26 апреля 1712 г. сообщал своему правительству, что “все здесь пришло в движение, корабли выведены из гавани, на них грузят провизию и военные снаряды, несколько полков, расположенных на острове Рычарт (Котлин) и в окрестностях, готовы отправиться на этих судах... к Выборгу для приведения в исполнение предположений, недавно задуманных”.

   Борьба за овладение Финляндией характеризовалась решительным наступлением на противника, предпринятым совместно армией и флотом. Оно преследовало цель создать плацдарм для вторжения в Швецию, принудить ее заключить мирный договор, по которому она должна признать возвращение русскими добытых “потом и кровью” территорий (отчич и дедич)”.

   Во главе русских вооруженных сил в Финляндии был поставлен генерал-адмирал Апраксин, ближайшим помощником его был М. Голицын, обладавший большой решительностью и личной храбростью. Вследствие медлительности и нерешительности Апраксина, ограничивавшегося главным образом стратегической разведкой, кампания 1712 г. протекала очень вяло.

   Петр I придавал очень большое значение овладению Финляндией, что видно из его письма к Апраксину в октябре 1712 г. “Сие главное дело, - писал Петр, - чтобы, конечно, в будущую кампанию, как возможно сильные действа с помощью божиею, показать и идти не для разорения, но чтоб овладеть, хотя она (Финляндия) нам не нужна вовсе - удерживать, но двух ради причин главнейших: первое, было бы, что при мире уступить... другое, что сия провинция есть матка Швеции, как сам ведаешь: не токмо мяса и прочее, но и дрова оттоль, и ежели бог допустит летом до Абова, то шведская шея мягче гнуться станет”.

   Боевые действия в 1713 г. проходили более успешно. Направление удара оставалось то же: от Выборга вдоль побережья на запад. Ближайшая задача - овладеть опорными пунктами, расположенными на побережье, главнейшим из которых был Гельсингфорс.

   Для выполнения этой задачи был организован десантный корпус. Разрабатывалась новая тактика, основанная на совместных действиях галерного флота с пехотой. Тактической единицей был полк, прикрепленный к галерам. Дробление полка воспрещалось. Он должен был всегда, находиться в сборе: и на суше, и во время высадки на берег, я на море. Боевые порядки галер соответствовали строевому расчету пехоты. Галерные эскадры делились на три дивизии: авангардия, кордебаталия (центр) и арьергардия. Походным строем была кильватерная колонна. При построении боевого порядка из походного строя первая дивизия выходила вправо, вторая вперед, а третья влево. В марте и апреле все пехотные части, приписанные к флоту, находились на кораблях и проходили курс обучения.

   В конце апреля 200 галер и других мелких судов с десантным корпусом в 16 тыс. человек двинулись в финляндские шхеры. Подойдя к Гельсингфорсу, Апраксин вступил в бой с батареями порта. Артиллерийский бой продолжался целую ночь. В городе вспыхнул пожар. Под прикрытием флота русские высадили десант. Шведы, увидев, что их окружают, поспешно отступили к Борго, который находился в тылу русского галерного флота.

   Русское командование решило временно оставить Гельсингфорс и занять Борго. Спешно произведя посадку на суда, десантные войска отправились к Борго. Через некоторое время шведский флот вошел на гельсингфороский рейд, и шведы опять заняли город. Между тем 11 мая русская галерная эскадра прибыла на рейд в Борго. На 13 мая была намечена высадка десанта, предназначенного для атаки неприятельских сил. Начались подготовительные работы. Однако противник не оказывал никакого сопротивления и отказался принять бой. Он бросил без боя Борго и отступил за деревню Мянтселя. Вследствие уклонения противника русским не удалось уничтожить его живую силу. Зато отступление шведов внутрь страны лишало их возможности взаимодействовать со своим флотом. Но это еще не прерывало сообщений шведского флота с побережьем. Для того чтобы достичь этой цели, надо было овладеть Гельсингфорсом, превратив его в промежуточную базу для комбинированных действий сухопутной армии и флота. Однако обстановка пока не позволяла прочно обосноваться в Гельсингфорсе, поэтому русское командование после ряда рекогносцировок устроило промежуточную базу на о. Форсбю (теперь Рюссе), в глубине залива Перно. Этот пункт, вследствие малой глубины пролива, был недоступен для корабельного флота.

   25 мая русские отряды выступили из Борго к Форсбю: трехтысячный отряд Бутурлина пошел сухим путем, а главные силы - на галерах шхерами. Одновременно из Борго выступил отряд в составе 30 скампавей для наблюдения за шведским флотом у Гельсингфорса. На гельсингфорском рейде моряки этого отряда обнаружили 8 кораблей, фрегат, шхуну и несколько частновладельческих транспортов. Русские атаковали неприятельские суда, в результате чего было сожжено 5 транспортов.

   Шведский флот, видя угрожавшую ему опасность, оставил Гельсингфорс и ушел в Тверминне. Русские вторично и на этот раз уже прочно заняли Гельсингфорс, лишив этим самым шведский флот опорной базы на Финском заливе.

Петр так оценивал стратегическое значение взятия Гельсингфорса: “Неприятельская эскадра из Финского моря выбита... и так неприятелю ныне нет ближе гавани, как Готланд и Эланд”.

   Теперь русские имели в своих руках Гельсингфорс и Ревель, расположенные на противоположном берегу Финского залива, что создавало мощную преграду на подступах к Петербургу и давало русским широкие возможности подготовки действий на Балтийском море.

   28 августа русские взяли Або. 27 сентября Апраксин занял Тавастгус. 6 октября у деревни Пелкино разыгралось сражение, в котором русские разгромили превосходящий по силам шведский отряд генерала Армфельда. Голицын, совершив со своим отрядом легендарный переход на плотах по озеру, ударил по флангу противника. Шведы, потеряв много убитыми и ранеными, вынуждены были отступить.

   19 февраля 1714 г. у деревни Лаппола на дороге к Вазе М. Голицын нанес второе крупное поражение отряду Армфельда и отбросил остатки разбитых войск шведов на север Финляндии. Шведы в этом бою, по подсчетам Голицына, потеряли 5133 убитыми, много ранеными и 535 пленными. Голицын потерял 421 человека убитыми и 1047 ранеными.

   Шведские войска в Финляндии были окончательно деморализованы и больше не проявляли активности.

   Так было подготовлено изгнание шведов из Финляндии, которое завершилось знаменитой победой Балтийского флота при Гангуте.

    Гангутское сражение - одна из блестящих страниц в истории русского флота. Это была первая большая морская победа молодого русского регулярного флота над сильнейшим в то время шведским флотом. Она была подготовлена длительной и упорной работой русских моряков, создавших свой национальный регулярный флот, без которого невозможно было возвратить исконные русские земли и завоевать выход к берегам Балтийского моря.

   На протяжении всей зимы 1713/14 г. велась тщательная подготовка к морскому походу; быстро строили новые суда, ремонтировали старые, заготавливали боевые припасы и продовольствие для флота и сухопутной армии, в спешном порядке приводили в боевую готовность весь флот. Особенное внимание уделялось личному составу флота и десантных войск. Руководство корабельным флотом взял на себя Петр I. Морские силы русских на Балтийском море состояли из корабельного и галерного флота. Во главе галерного флота стоял генерал-адмирал Апраксин, ближайший сподвижник Петра по строительству флота. Корабли могли идти только под парусами, при наличии ветра. Галеры также могли ходить при помощи парусов, но основным средством их передвижения служили весла. Галеры подразделялись на большие галеры и скампавеи (полугалеры). Галера имела 52 весла и вмещала до 400 человек, на скампавее имелось 36 весел, и при осадке в воде менее 0,9 м она вмещала до 150 человек. Каждая галера была вооружена 24-фунтовой пушкой на носу и несколькими мелкими пушками по бортам. Так как дистанция стрельбы равнялась 300-500 м, то основной формой ведения боя был абордаж. Апраксин учил моряков: “…пороху напрасно не тратить, а, сойдясь борт о борт, дать залп всем лагом, закрыть нижние борты и свалиться без церемонии на абордаж”.

   Учитывая наличие множества шхер на театре, Петр I обращал большое внимание на строительство галерного флота, который являлся единственным эффективным средством для ведения боевых действий в шхерах. Действия же корабельного флота в шхерах были крайне затруднительны. Шведы, располагая большим корабельным флотом, недооценивали значение галерного флота и за это жестоко поплатились.

Русский галерный флот сосредоточивался у Котлина. Всего было приготовлено к походу 99 судов. На галеры было посажено 15 тыс. человек, а на транспортные суда - 9 тыс.

Подготовка корабельного флота велась у Котлина в Ревеле и Архангельске. Местом сосредоточения корабельного флота был назначен Ревель, куда должна была придти и котлинская эскадра, состоявшая из девяти кораблей, четырех фрегатов, девяти скампавеи и девяти бригантин. Скампавеи и бригантины предназначались для службы охранения и разведки.

   Располагая мощным флотом и сильной сухопутной армией, Петр I решил в 1714 г. во что бы то ни стало овладеть Финляндией, а потом предпринять высадку десанта в Швеции и этим заставить ее пойти на мир.

   По плану, разработанному русским командованием, предусматривались совместные действия флота с сухопутными войсками. Главным направлением для удара намечались Аландские острова. Туда должен был двигаться Апраксин с галерным флотом: Но если у Аланда обнаружилось бы превосходство неприятельских сил, то Апраксин должен был оставить там часть судов, а с остальными направиться к Вазе. Корабельному флоту у Ревеля ставилась задача обеспечивать левый фланг и предотвратить возможность прорыва шведского флота в Финский залив.

   Справа сухопутный отряд Брюса должен был прикрывать промежуточную базу Або, а отряды пехоты и конницы у Тавастгуса, Гельсингфорса, Нейшлота, Выборга - защищать пути сообщения от возможных попыток прорыва шведских отрядов с севера.

Открытие навигации в 1714 г. в Петербурге произошло очень поздно. Нева вскрылась только 21 апреля, поэтому русский гребной флот мог выступить из Петербурга лишь 9 мая. Дойдя до Котлина, суда должны были остановиться, так как Финский залив еще не совсем очистился ото льда.

   Шведский флот вышел в море значительно раньше. 25 апреля неприятельская эскадра в составе 16 линейных кораблей, двух бригантин, двух бомбардирских кораблей, восьми галер и других судов заняла позицию у полуострова Гангут (Гангеудд), чтобы преградить русскому галерному флоту путь в Або-Аландские шхеры.

   Между тем русский флот смог выйти в море лишь 20 мая. Корабельный флот, которым командовал Петр, от Березовых островов отправился к Ревелю, куда и прибыл II июня. Здесь к котлинской эскадре присоединилось 7 кораблей (5 из них было куплено за границей, 2 построено в Архангельске). Соединенная эскадра представляла собой довольно внушительную силу: 16 кораблей, 8 фрегатов и шняв с артиллерией в 1060 орудий и до 7 000 человек экипажа; при корабельном флоте находился галерный отряд из девяти скампавей и десяти бригантин. “Теперь, - писал Петр I Меньшикову, - дай боже милость свою! Пытаться можно”. Галерный флот, за которым следовали провиантские суда, после остановки у Березовых островов 31 мая вошел в шхеры, и только 11 июня он достиг Гельсингфорса, так как сильные встречные ветры мешали его быстрому движению.

На ревельском рейде велась сложная работа по вооружению и снаряжению всего собранного для боевых действий корабельного флота.

   У Гельсингфорса галерный флот простоял до 21 июня. Здесь была произведена выгрузка на берег провианта для сухопутной армии, действовавшей в Финляндии под командованием М. Голицына. 24 июня галерный флот пришел в Поэ-Кирки, где была выгружена часть провианта и оставлены суда для полков Голицына, которые шли сюда из Або. Весь остальной флот Апраксин передвинул 29 июня к деревне Тверминне. Дальнейший путь русскому галерному флоту преграждала шведская эскадра, стоявшая у полуострова Гангут.

   Генерал-адмирал Апраксин, получив сведения о противнике и оценив обстановку, наметил предварительный план боевых действий: немедленно занять Гангутский мыс, изучить его окрестности, возвести на нем укрепления и вести пристальное наблюдение за противником.

   Тем временем из Або в Поэ-Кирки пришла пехота Голицына, которая погрузилась на скампавей и 9 июля присоединилась к галерному флоту.

Петр I, получив донесения о создавшейся обстановке, отправился к галерному флоту и 20 июля находился уже на полуострове Гангут. 21-22 июля, он лично, произвел рекогносцировку окрестностей и усилил наблюдение за шведским флотом. К группе островов, расположенных около мыса, было послано 15 скампавей, которые должны были строго наблюдать за противником. Работы по возведению укреплений у мыса Гангут Петр прекратил. При рекогносцировке полуострова у мызы Лапвик было найдено удобное место для перетаскивания легких галер сухим путем, расстояние между берегами равнялось здесь всего 2 500 м.

   У Петра I родилась оригинальная мысль: устроить в узком месте переволоку, перетащить по ней часть легких галер и зайти противнику в тыл, чтобы вызвать у него замешательство. Идею начали претворять в жизнь.

Шведский адмирал Ватранг, узнав от шпионов о принимаемых русскими мерах, решил разгромить, русский флот. Для этой цели часть корабельной эскадры под командованием адмирала Лиллье он отправил к тверминнскому рейду для атаки стоявшего там русского галерного флота. Отряд в составе 18-пушечного фрегата “Элефант”, шести галер и трех шхерботов под командованием контр-адмирала  Эреншильда был послан к западному берегу Гангутского полуострова для занятия позиции у места предполагаемой переволоки русских судов. Остальная часть флота под командованием адмирала Ватранга находилась на прежнем месте. Таким образом, Ватранг раздробил свои силы, чем не замедлил воспользоваться Петр I.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.