рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Морские победы в Северной войне

   Ранней весной 1696 года началось драматическое шествие 27 судов из Москвы в Воронеж. В конце февраля Петр приезжает в Воронеж и остается в городе до начала мая. Он лично работал над постройкой кораблей, занимался их оснащением и комплектованием экипажей. Жил царь в доме подьячего Игната Моторина. Работы велись на правом берегу реки, около Успенского монастыря. Воронежская верфь, как бы раздваивалась. В конце марта в Воронеж приехал воевода А. С. Шеин, назначенный главнокомандующим. Фактически же всем руководил сам Петр. В течение апреля в Воронеж стягивались русские войска, прибывали иностранцы: инженеры-кораблестроители и офицеры. Основную часть работных людей на верфи в Воронеже   составляли драгуны, стрельцы, казаки и солдаты из городов Белгородского разряда – всего около 27000 человек. Второе апреля 1696 года считают днем рождения русского флота: на воду были спущены галеры “Принципиум”, “Святой Марк” и “Святой Матвей”. 26 апреля спущен на воду многопушечный галеас (усовершенствованная крупная галера) “Апостол Петр”.

Второй Азовский поход.

  После неудачного 1-го похода на Азов Петру стало ясно, что без сильного флота, тесно взаимодействующего с армией и под единым командованием, Азовом не овладеть. Тогда-то, по инициативе царя, и было принято решение строить военные корабли, прообраз будущуго ”великого строительства” флота. Постройка кораблей велась под Москвой в селе Преображенском, в Воронеже, Козлове, Добром, Сокольске. Особенно большое строительство разворачивалось в Воронеже, где было создано адмиралтейство. На заготовку корабельного леса и строительство судов мобилизовано свыше 26 тыс. человек. Одновременно шло комплектование флота солдатами Преображенского и Семеновского полков, новобранцами. Всего за несколько месяцев, к весне 1696 г., был создан Азовский флот, основу которого составляли галеры (16-25 пар весел, две мачты с парусом, несколько пушек, экипаж до 250 человек).  И вот, наконец, флот готов. В конце апреля из Воронежа к Азову во второй поход вышла 76-тысячная армия во главе с воеводой А.С. Шейным (произведенным в генералиссимусы). Весь флот состоял из трех караванов, возглавляемых тремя флагманами под общим руководством генерал-адмирала Лефорта на голландской галере. Для вице-адмирала Лима и шаутбенахта Лозера флагманским стал корабль “Святой Петр”. Всех пленных русские моряки поместили на один из своих тумбасов.   Турки в панике бежали. Три тумбаса все же прорвались к Азову, а ушколы к кораблям турки начали поспешно сниматься с якорей. Два корабля не успели поднять паруса, и казаки напали на них. Один из кораблей турки затопили сами, другой был захвачен и сожжён казаками. Это была единственная морская баталия в Азовской кампании, и она была проведена с казачьих лодок. Значит, первой победой на море русский флот обязан казакам. Поэтому, вероятно, Петр в донесении “кесарю” не смог не слукавить: ”И того же дня (19 мая) мы, холопи твои, в малых судах, а казаки в лодках ударили на неприятеля, те вышеописанные суда разбили, из которых 9 сожгли, одно взяли ... с моря”. Май 31 дня. Петр. В тот же день,  к вечеру, казачьи лодки с захваченным снаряжением и пленными приплыли в Новосергиевск и были встречены салютом. Через неделю салют повторился по случаю прибытия к войскам генералиссимуса А. Шеина и генерал-адмирала Франца Лефорта. Первый российский адмирал задержался не по своей воле: рана, полученная в прошлой кампании, привела к тяжелой болезни. Корабли, не мешкая, по протокам Каланча и Кутерьма, наконец вышли в море. Это случилось 27 мая 1696 года.

   На беду разыгрался шторм. Уровень воды стремительно поднимался, и палатки с солдатами штурмового полка, высаженного на острова, стало затапливать. Солдаты пересели на лодки, но шквальный ветер разметал их, выкидывая целые суда на илистый, поросший камышом берег. Однако корабли отстояли на якорях без происшествий. На следующий день “великая непогода” продолжалась.

   Второго июня 1696 года к флоту присоединился отряд вице-адмирала Георга Лима с семью галерами. Десять дней спустя показалась галера шаутбенахта Карла Лозера и четыре брандера. Теперь весь флот, расположенный поперек залива, преграждал путь с моря к осажденному Азову, над которым уже давно клубился дым боя.

   Четырнадцатого июля турецкий флот стал на якорь на виду у русского флота. Молчаливое противостояние продолжалось две недели, но двадцать восьмого июня турки рискнули высадить десант в помощь окруженному Азову. Наши галеры тут же стали сниматься с якорей, чтобы сорвать высадку и ударить по кораблям. Турки, видя это, поспешно поставили паруса и ушли в море. В следующие дни, как отмечал историк Елагин, “флот наш оставался в наблюдательном положении до взятия Азова войсками”.

   Тем временем русские войска храбро сражались под стенами Азова. Генерал Гордон начал осуществлять рискованный план: он составил проект вала, превышающего крепостные стены, наметил выходы для вылазок, раскаты для батарей так, чтобы появилась возможность стрелять по каменному замку.

   Двадцать третьего июня приступили к гигантской работе. Пятнадцать тысяч человек работали ночью, и каждое утро вал видимо разрастался. Но солдатам не нравились изнурительные осадные работы. Два полка малороссийских и донских казаков под командованием атамана Лизогуба начали штурм. Им удалось ворваться в Азов, но без поддержки остальных войск казаки не выдержали, отступили и засели в бастионе.

   Турки быстро опомнились от неожиданного натиска и всеми силами ударили по казакам, укрывшимся на валу в бастионе. Гордон со своими гренадерами поспешил на помощь, и после шестичасового боя атаку турок удалось отбить. Царь поблагодарил казаков за храбрость и приказал готовиться к штурму. Но девятнадцатого июля из Азова вышел старый турок, махая шапкой, чтобы русские прекратили пальбу. Условия сдачи, по которым турки уступали Азов со всеми орудиями и снарядами:

   1)если им будет предоставлена свобода и гарантия; 

  2)если они смогут выйти из города в полном вооружении, с женами и детьми; 

  Эти условия были приняты, и девятнадцатого июля флот вошел в устье дона и с пушечным салютом встал на якорь у стен поверженной крепости. Неделю спустя Петр проводил вновь заболевшего Лефорта водным путем в Москву и вышел с флотом в северную часть залива для осмотра мыса Таганрог. Выбрав место для будущей крепости, Петр приказал флоту стать на якорь у вновь приобретённого берега. Утром флот возвратился в Азов. Историк Елагин писал: “Кампания кончилась. Без громкой славы, скромно, но вполне, флот выполнил своё назначение–дать возможность не только покорить крепость, но приобрести край и кончить войну, искупив таким образом значительные издержки и почти нечеловеческие усилия, употребленные на его постройку”.

   Три года спустя Петр 1 проводил до Керченского пролива российского посла Украинцева для заключения мира с турками. Впервые в истории флота военный корабль России “Крепость” с послом на борту вышел в Черное море и направился в Стамбул (Турция).

   Последствия Азовской победы отозвались по всей России. Осенью 1696 года в Москве состоялась пышная “триумфания” в честь взятия турецкой крепости Азов. У триумфальной арки, наряженный гением, стихотворец приветствовал первого российского адмирала и идущего следом Петра 1:

   Генерал-адмирал, морских всех сил глава, пришел, узрел, победил прегордого врага ....

  Молодой флот России получил боевое крещение и наглядно продемонстрировал свою действенность. Взятие Азова явилось первой крупной победой, вновь создаваемых, регулярных армии и флота России. Россия получила Азов с прилегающими землями и право свободного плавания по Азовскому морю.

  Создание Азовского флота было чрезвычайно важным для России событием. Во-первых, оно выявило роль военного флота в вооруженной борьбе за освобождение приморских земель. Во-вторых, был приобретен так необходимый опыт массового строительства военных судов, что позволило в дальнейшем достаточно быстро создать сильный Балтийский флот. В-третьих, Европе были продемонстрированы огромные потенциальные возможности России: стать мощной морской державой.

  Чтобы закрепиться на Азовском море, в 1698 году Петр начал строительство Таганрога в качестве военно-морской базы. За период с 1695 по 1710 г. Азовский флот пополнился многими линейными кораблями и фрегатами, галерами и бомбардирскими судами, брандерами и мелкими судами. Но просуществовал он не долго: после предстоящей войны с Турцией(1711 г.) по Прутскому договору Росиия отдаст берега Азовского моря и обяжеться “демонтировать” азовский флот.

Ход строительства Российского флота.

Решение Боярской Думы: “Морским судам быть...”

 

  На двадцатое октября (по старому стилю) было назначено заседание Боярской Думы, к которому Петр подготовил записку с названием: ”статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фартеции турок Азова”. Собранная в Преображенском Дума выслушала историческое предложение Петра 1: “... воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путем. К сему же потребен есть флот или караван морской, в сорок или вяще судов состоящий, о чем надобно положить не испустя времени: сколько каких судов и со много ли дворов и торгов и где делать?” Дума приняла “Статьи удобные...”. Приведу более пространный отрывок из этого документа, чем широко известное троесловие: “октябрь, в двадцатый день приговорено:

   “Морским судам быть, а скольким, о том справитца о числе крестьянских дворов, что за духовными изо всяких чинов людьми, о том выписать и доложить не замолчав“.

                                              

                                                                    

   Азовская победа привела ко многим переменам в России. Возросло и национальное самосознание русского народа, надо было позаботиться о символах державы и флота. Победа под Азовом подвигла Петра на учреждение высшего ордена страны – Андрея Первозванного. Первыми кавалерами ордена стали: преемник Лефорта на адмиральском поприще Ф. Головин и гетман Иван Мазепа за храбрые действия казаков. Учреждение ордена привело к появлению главной гордости русского флота – Андреевского флага. Кроме того, Петр посылает за границу 35 молодых людей, 23 из которых носили княжеский титул, для обучения морскому делу. Позже,  в декабре 1696 года Петру приходит мысль снарядить за границу посольство, поручив ему заботу об организации коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей. Посольство, кроме того, должно было нанять за рубежом специалистов на русскую службу, закупить оружие, а также пристроить для обучения новую партию дворян.

  Таким образом, 20 (30) октября 1696 г. царь Петр 1 "указал", а Дума "приговорила": "Морским судам быть" - государственный акт, официально положивший начало созданию регулярного флота. С тех пор эта дата отмечается как день рождения Российского военного флота

ИНСТРУКЦИЯ ПЕТРА I ВОЛОНТЕРАМ, ОТПРАВЛЕННЫМ  ЗА ГРАНИЦУ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МОРСКОМУ ДЕЛУ

(инструкция составлена Петром 1 в начале января 1697г.)

1) Знать чертежи или карты морские, компас, также и прочия признаки морские.

2) Владеть судном как в бою, так в простом шествии, и знать все снасти, или инструменты к тому надлежащие: парусы и ве­ревки, а на катаргах(грубое судно)  и па иных судах вёсла и прочие.

3) Сколько возможно искать того. что (б) быть на море во время бою, а кому и не лучится (а кому не придёться), ино с прилежанием искати того, как в тое время поступить, однакоже обоим,  видевшим и невидевшим бою от начальников взять на тое свидетельственные  листы за руками их печатми(с их подписями и печатями), что  они в том деле  достойны службы своей.

    4) Если же кто похочет впредь получить себе милость большую по возвращении своем, то к сим вышеписанным повелениям и учениями научились знати, как делати те суда, на которых они искушение своё примут

   5) Когда возвращаться будут к Москве, должен всяк по два человека искусных мастеров морского дела привести с собой до Москвы на своих проторях, а те протори(расходы), как они придут, будут им заплачены. Сверх того, отсюды из салдат даны будут для того учения по одному человеку. А кто из салдат взять не похочет, а тем или знакрмца или человека своего тому ж выучить, а салдатам будет прокорм и проезд из казны. А буде, коме салдат, кто кого выучит, и за всякого человека за прокорм дано будет по сто рублёв, и о том, салдат кто взять похочет или из своих кого учит, объявлять комисарий генералу немедленно.

   6)С Москвы ехать им сим зимним временем, чтоб к последним числам февраля никто здесь не остался.

   7) Пасы и приезжие (паспорта и средства для поездки в Зап. Европу) даны вам будут из

Посольского приказу, людей, 23 из которых носили княжеский титул, для обучения морскому делу. Позже,  в декабре 1696 года Петру приходит мысль снарядить за границу посольство, поручив ему заботу об организации коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей. Посольство, кроме того, должно было нанять за рубежом специалистов на русскую службу, закупить оружие, а также пристроить для обучения новую партию дворян.

“Великое (чрезвычайное) посольство” 1697 - 1698 годов.

   И вот, наконец, назначен день отъезда. Поручив управление страной князю Ромодановскому и боярину Тихону Стершневу, сам император Пётр I под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова вместе с посольством в составе 250 человек выехали 9 марта 1697 года из Москвы. Формально его возглавлял адмирал Ф.Лефорт и генерал Ф.Головин. Посольство назвали “великим” из-за его многочисленности. Пётр 1, создав это посольство, преследовал ряд первостепенных задач: 

    Основные: 1) Активизировать союзников по антитурецкой коалиции. 2) Втянуть в войну с Турцией великие морские державы.

   Второстепенные: Кроме поисков союзников Пётр ставил задачу изучить кораблестроение и кораблевождение в Голландии и Англии. Для этих целей с посольством ехало около 200 молодых людей для обучения вышеперечисленным специальностям. Около полугода он работал на верфях Саардама и Амстердама. Каждому из двухсот волонтеров удалось завербовать до десяти иностранных специалистов: инженеров, врачей, корабельщиков.  Посольство посетило Пруссию, Польшу, Францию, Голландию, Англию, Австрию. Посольство направилось в Голландию. Путь туда пролегал через Курляндию, Бранденбург, Германию. Повсюду в их честь  устраивали торжественные приемы, а Петру иногда не удавалось сохранить инкогнито.

    В начале августа 1697 года посольство прибыло в центр кораблестроения Голландии –город Саардам. У царя была неделя времени, за которую он успел купить инструменты у одной вдовы, обрядиться в голландское платье, осмотреть бумажные и лесопильные предприятия и даже поработать топором.

   Шестнадцатого августа 1697 года состоялся въезд посольства в Амстердам (Нидерланды), где было достигнуто соглашение о том, что волонтеры будут работать на верфи Ост-Индской компании. Конец августа и начало сентября прошли в освоении премудростей кораблестроения. Девятого сентября был заложен фрегат “Петр и Павел”, который в середине ноября был спущен на воду. В выданном царю аттестате корабельным мастером Полем было засвидетельствовано: “Петр Михайлов, находившийся в свите великого московского посольства ... был прилежным и разумным плотником... ; кроме того под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучил так основательно, что может, сколько мы сами разумеем в том и другом упражняться ”. Так одна из задач посольства была выполнена: волонтеры постигли азы кораблестроения. Большие трудности пришлось преодолеть при закупке оружия и найме специалистов. Тем не менее удалось приобрести 10000 ружей, 5000 мушкетов, 3200 штыков, корабельные припасы и прочее. На русскую службу были наняты 350 матросов, а также боцманы, шлюзные мастера и т.д.

  В ходе переговоров стало совершенно очевидно, что шансов на заключение в Европе союза для войны с Турцией нет, так как Европа стояла на пороге войны за “испанское наследство”. Это исключало возможность продолжения войны с Турцией, но давало возможность начать войну за выход к Балтике без риска, что Швеция получит поддержку одной из крупных стран Европы. Россия может попытаться привлечь на свою сторону Польшу и Данию, у которых были серьёзные противоречия со Швецией в Прибалтике. Особенно важна позиция Польши, поэтому ей оказывалась как дипломатическая, так и военная помощь для выбора королём и утверждения на польском престоле саксонского курфюрста Августа, что создало условия для сближения политики Польши и России. В результате Россия могла иметь в войне со Швецией союзниками Польшу и Данию, союзников правда, ненадёжных, и не очень заинтересованных в усилении России.

Что же касается второй цели путешествия, то Пётр провёл 8 дней на голландской верфи в Саардаме, рекомендованной ему одним из московских знакомцев. Он удивил население маленького городка своим своим экстравагантным поведением. В январе 1698 года Пётр поехал в Англию и ставался там три с половиной месяца, работая преимущественно на верфи в Дептфорде.

    Заграничное путешествие Петра Великого имело очень большое значение. Во-первых, пребывание в чужих краях в течение полутора лет окончательно выработало личность Петра. Он получил много полезных знаний, привык к культурным формам европейской жизни, умственно созрел. Во-вторых, путешествие царя на Запад оживило отношения Москвы с Западом, усилило обмен людьми между Русью и Европой. В-третьих, за границей Пётр узнал действительные политические отношения держав, и вместо несбыточных мечтаний об изгнании турок в Азию выработал трезвый план борьбы со Швецией за Балтийское побережье.

Экзамен в Воронеже

     К весне 1699 года из-за границы возвратились все волонтеры. Они прибыли в Воронеж, где их назначили на корабли, готовящиеся к Керченскому походу. В конце апреля Петр приказывает К. Крюйсу произвести на корабле “экзерциции, сколько на якоре стоя, то исполнить можно”. Стольники в присутствии царя демонстрируют неплохие навыки и сноровку. Что касается умения управлять кораблем и командовать экипажем, то здесь ученики показывают свою полную несостоятельность.

   В начале июня 1699 года германский резидент Гвариент доносил своему императору из Москвы: “Из числа 72 дворян, посланных для обучения в Италию и  Германию,  только четверо выдержали экзамен, сделанный самим государем в Воронеже. Остальным 68 представлено или вторично отправиться в чужие края и оставаться там до приобретения нужных сведений, на свой счет, или возвратить выданные на поездку деньги”.

   Среди выдержавших экзамен были Ф. Урусов, князь А. Голицин, Ф. Плещеев. Другим же наука не далась.

   Практика учения молодежи существовала и в последующие годы. Князь Иван Львов жил за рубежом и был обязан наблюдать за русскими. В своем письме от 1711 года он просил не посылать больше навигаторов в Англию, так как пользы от них было мало: ”...для того, чтобы и старые научились там больше пить и деньги тратить. Не могу их оплатить, а ныне хотят уже в тюрьмы сажать за долги”. Надо было готовить кадры в своем Отечестве ...

   По случаю создания российского флота, пётр 1 приказал начать чеканить монеты


на “Монетном Дворе” в Петербурге и  Москве, котороые выглядели так:                                  


 Таблица.

Построено судов

Название верфи

Всего

Переяс- лавская Архан-    гельская Воронежская группа Петербургская группа Казанская Астраханская Нижегородская
Крупные суда
Корабли 2 7 69 27 - - - 105
Фрегаты 2 7 - 19 - - - 28
Бомбардировочные суда - - 7 6 - - - 13
Брандеры - - 9 - - - - 9
Прамы - - - - - - - -
Мелкие суда
Яхты 5 1 4 3 3 - - 16
Бригантины - - 60 135 4 - - 199
Галеры и скампавеи 1 - 39 250 15 - - 305
Другие мелкие суда - - 1 101 94 7 17 220

Всего.

10 15 189 541 116 7 17 895

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.