рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Морские победы в Северной войне

Реферат: Морские победы в Северной войне

Средняя общеобразовательная школа №1.

Реферат

По истории России:

Тема: “Морские победы в Северной войне”

Работу выполнил: Фомин Александр 10Б класс

Проверил: Cуходольская Ж..В.

    

                     

                         

г. Кашин 2001г.

 

ПЛАН:

 

Введение: политико-географическое положение России в конце 17 века… 2-3 стр.

1.Начало эпохи Петра Великого: вступление на престол Петра1.:………………………………………………………………………3-5 стр.

2.Южное направление внешней политики России:

              1) Первый Азовский поход…………………………………………………    6-7 стр.

2) “ Консилья господ адмиралов”…………………………………………… 7-8 стр.

3) Второй Азовский поход…………………………………………………… 8-10 стр.

3.Рождение Российского флота (хронология строительства):

              1) Решение Боярской Думы: ” Морским судам быть…”…………………  10-11 стр.

              2) “Великое (чрезвычайное) посольство” 1697-1698гг…………………… 11-12 стр.

              3) Экзамен в Воронеже……………………………………………………… 13 стр.

4.Северное направление внешней политики России:……………….

              1) Начало Северной войны: ………………………………………………     14-15 стр.

          а) Гангутское сражение………………………………………………   15-22 стр.

          б) Морской бой 1719 года ……………………………………………  23-24 стр.

          в) Гренгамское сражение…………………………………………….   24 стр.

2)Окончание Северной войны( Ништадский мир)……………………….    24 стр.

Заключение: завершение царствования Петра 1; Российский флот к1725году       24-25 стр.

 

Список использованной литературы………………………………………………      26 стр.

                                                                                                                                                                                                                                          


“Берега Балтийского моря были теперь необходимы для России,

  Чтобы морем вступить в непосредственное сношение с Западной Европой.

  Балтийское море представляло к тому гараздо более удобств, чем Азовское,

  отдалённое от образованных стран владениями невежественных турок”.

Д.И.Иловайский.

Политико-географическое положение России в конце 17 века.

 

  “Святой Павел”. Петровскую галеру называли просто “Его Величество” или “Кумандера”. вТретьего мая Петр, покидая Воронеж, пишет дьяку Андрею Винниусу в Москву: “Сегодня с осьмью галерами в путь свой пошли, где я от господина адмирала учинен есмь командором“. Остальные караваны уходили по мере готовности, ведя достройку на ходу. В пути Петр лихорадочно сочинял “Указ по галерам о порядке морской службы” – первый российский военно-морской устав. Вот одна из его статей: “Под великим запрещением должны друг друга не оставлять и всячески о том радеть. Понеже пока в корабле доски плотно стоят меж себя, тогда всю вселенную могут объехать и никакого шторма не бояться”.

   Пятнадцатого мая Петру салютовал Черкасск – казачья столица. Казаки, встретившие караван, преподнесли сюрприз: три десятка лодок уже сделали попытку взять на абордаж турецкие суда, да борта у тех оказались слишком высокими ...

   Известие о первой стычке казаков с турками было хорошим подарком Петру – гетман левобережной Украины Иван Мазепа заслуживал всякого одобрения. Вся морская эпопея 1696 года, положившая начало русскому флоту, выглядела следующим образом...

   Хотя два других каравана были еще в пути, Петр решил один из полков Гордона посадить на галеры и двигаться к устью Дона вслед за 40 казачьими лодками во главе с войсковым атаманом Фролом Миняевым: на каждой лодке было по 20 бойцов. Когда из-за мелей галеры встали на якорь в самых протоках, Петр на казачьей лодке отправился в разведку на Азовское взморье и увидел 13 судов неприятеля, стоявшие на якорях. Дальнейшие действия Петра остаются непонятными: все галеры спешно поднимаются вверх по протокам и Дону к Новосергиевску – укрепленной базе русского флота выше Азова. Видимо, Петр решил дождаться подхода двух других караванов, поскольку 9 русских галер против 13 кораблей турок оказались бы в слишком невыгодном положении.

   Между тем казаки, оставшиеся в засаде в камышовых зарослях, продолжали наблюдение за действиями неприятеля. Девятнадцатого мая атаман Миняев, обнаружив турецкий десант, направлявшийся с кораблей к Азову, решил напасть на 13 тумбасов со снарядами и продовольствием и на прикрывавшие их

11 вооруженных ушколов. Натиск 40 казачьих лодок был столь внезапен, что почти все тумбасы были захвачены в абордажном бою.   Перегрузив припасы раницы русского государства 18-го века сущесвенно отличались от современных. Они совпадали лишь на севере, где безлюдные тогда просторы Заполярья омывали воды морей Ледовитого океана. На западе граница пролегала по Ладожскому озеру, включала земли, расположенные чуть западнее Смоленска, и далее тянулась вдоль Днепра.

   На южной оконечности страны находилась Астрахань. От нее пограничная линия тянулась к столице Донского войска— Черкасску, расположенному севернее устья Дона, и затем поднималась на северо-запад до излучины Днепра в районе современного Днепропетровска.

   Как видим, Россия в те времена занимала огромные пространства. Но ее территория была отрезана от морских берегов, от возможности широкого использования дешевых путей сообщения. Между тем в средние века и даже в новое время экономически процветали страны, располагавшие возможностью связываться с остальным миром морем – Англия, Голландия, Испания и др. У  России такие возможности  были крайне ограничены. На востоке ее границы омывал Тихий океан, но выгод из этого извлечь было нельзя, т.к.  Дальний Восток только начинал

осваиваться и экономического значения этот край не имел. На юге европейской России Астрахань открывала путь в Каспийское море. Город издавна являлся транзитным пунктом в торговле  с восточными странами не только для России, но и для Западной Европы. Однако Каспийское море не имело выхода к океанским просторам, оно обеспечивало морские связи с Восточным Закавказьем, Ираном и отчасти Средней Азией.

   Роль единственных морских ворот России в страны Европы выполнял Архангельск. Но расположение этого города представляло ряд серьезных неудобств. Во-первых, Архангельск был удален от Москвы на расстояние, которое в два раза превосходило расстояние от Москвы до побережья Балтийского моря. К тому же Москва не имела прямого речного пути в Архангельск: товары, предназначавшиеся на экспорт, к зиме сосредотачивались в Ярославль, оттуда санным путем доставлялись в Вологду, а затем по Сухоне и  Двине в Архангельск. Во-вторых, путь через Белое море в страны Западной Европы был в два раза длиннее, чем путь через Балтийское море. Наконец, в-третьих, морской путь через северные моря таил неизмеримо больше опасностей, чем путь через Балтийское море, где кораблям не грозили айсберги, обледенения и суровые условия плавания.

Вступление на престол Петра Великого.

  

     

   В 1689 году Петр смещает Софью с престола и становится во главе государства. Более всего юного царя влекло морское дело. Современников и потомков всегда удивляло, как Петр, живя в Преображенском, никогда не видев не только моря, но и большого озера, так пристрастился к морскому делу, что оно оттенило на второй план все прочие увлечения. Есть версия, что истоки этой страсти у царя, с детства боявшегося воды, связаны со знакомством с астролябией, а также со старым ботиком, найденным Петром и Францем Тиммерманом в сарае Н.И. Романова в селе Измайловском. Достоинство ботика, который Петр в последствии назовет “дедушкой русского флота”, состояло в том, что паруса на нем были устроены так, что позволяли плавать против ветра. 

   Обучение плаванию проходило на Яузе, узенькой речушке, в берега которой судно то и дело упиралось. Поиски большой воды, где в полной мере можно было овладеть искусством управления ботиком, привели шестнадцатилетнего Петра на просяной пруд, а затем и на Переяславское озеро. Практически Петр все время проводил в “марсовых” и “нептуновых” потехах – так тогда называли военные игры и маневры на суше и на Переяславском озере. В промежутках между сухопутными маневрами Петр устраивал “баталии” на Переяславском озере. Впрочем, размеры озера не удовлетворяли царя, его тянуло к настоящему морю,  и в 1693 году он отправляется в Архангельск  - единственный торговый порт на Белом море, связывающий Россию со странами Западной Европы. Здесь царь впервые увидел крупные торговые корабли, доставляющие в Россию сукно, галантерею, краски. В их трюмы грузили меха, пеньку, черную икру, а на палубы укладывали мачтовый лес. На небольшой яхте Петр впервые совершил непродолжительное морское путешествие.

                                                      

                                                                             

   В это время в Архангельске окончилась погрузка нескольких английских и голландских купеческих судов, и они готовились отправиться в обратный путь. Их провожал настоящий голландский военный корабль. Царь попросил капитана корабля Иолле Иоллеса взять его с собой в плавание, четвертого августа снялись с якоря, но при слабом ветре еле добрались до устья Двины, где при совершенном безветрии простояли целый день. Царь в это время оснастку корабля и пересмотрел все закоулки судна. Шестого августа подул южный ветер, и корабли вышли в море. Время для царя летело так  быстро, что он не заметил, что отъехал от Архангельска более чем на триста верст. У  Трех Островов царь простился с капитаном на своей яхте “Петр”.

   Наконец восемнадцатого сентября Петр объявляет о своем решении покинуть Архангельск. Перед отъездом царь закладывает в городе сорокопушечный корабль, а другой такой поручает купить в Голландии амстердамскому бургомистру Николаю Витсену.

   По пути домой, на заводе в Олонце, Петр сам отлил пушки и выточил такелажные блоки для заложенного корабля. В течение Великого поста в Архангельск было отправлено 1000 самопалов и 2000 пудов пороха.

   В самый конец распутицы следующего лета (1694 год) Петр снова спешит в Архангельск и двадцатого мая спускает на воду “Святой Павел” – пожалуй, первый русский корабль, получивший “проездную грамоту “ на право заграничной торговли.

   Пребывание русского царя на Белом море – уникальная страница истории. Скажем о главном. Дождавшись купленного в Голландии торгового корабля “Святое пророчество”, Петр поднял на нем трехцветный “штандарт царя московского” и в сопровождении “Святого Павла” и эскорта из восьми английских и голландских торговых и военных  судов отправился на выход из Белого моря. Достигнув мыса Святой Нос и пожелав иноземцам счастливого плавания, Петр со своей эскадрой вернулся к устью Двины. Правда,  до этого Петр совершил рискованное плавание на Соловки с известным крушением у Пертоминского монастыря. Плавание с голландцами было для царя “морским ликбезом”. Государь интересовался всем: от подачи пива капитану до уборки парусов. Обучение дало отличные результаты, тем более, что голландским языком Петр владел в совершенстве. Несомненно, 1694 год был переломным в истории русского флота. Царь понял: потешные игрища – лишь начало... В Архангельске он встречал торговое посольство из Голландии во главе с Николаем Витсеном – владельцем верфи в Роттердаме. Петр заказал ему построить “образцовую” 32-весельную галеру с тем, чтобы по прибытии ее в разобранном виде в  Архангельск тотчас же отправить в Москву. По пути на пир, устроенный им для английских и голландских капитанов, Петр неожиданно прыгнул в реку. Нарядно одетые гости, наслышанные о крутом нраве царя, не замедлили последовать за ним. 

По преданию, Петр, страдавший водобоязнью, так снял с себя порчу и усугубил веселье за столом.

   В это время назревает план похода на турецкую  крепость Азов. Русское командование преследовало цели: обезопасить южные границы государства от ежегодных вторжений крымских татар, захватить Азов, захваченный турками в 1471 году, и сделать его опорным пунктом борьбы за черноморское побережье.

   План похода был утвержден, оставалось ждать прибытия “образцовой” галеры, чтобы приступить к строительству флота. Франц Лефорт писал в июле 1694 года брату в Женеву: ”Меня непременно хотят сделать адмиралом, я отказываюсь, но их Величество того желают. Это доставит мне большое содержание и беспримерную честь быть генералом и адмиралом. Мне поручено командовать всеми судами”.

   Но пока доставят “образцовую” галеру, пройдет не меньше года, поэтому пылкий нрав царя взял верх над осторожностью, и Петр, не дождавшись начала строительства, объявляет о выступлении армии в поход.

      Отличительной чертой внешней политики России в первой четверти XVIII столетия была ее высокая активность. Почти непрерывные войны, которые велись Петром, были направлены на решение основной общенациональной зада­чи обретения Россией выхода к морю. Без решения этой задачи невозможно было стремился укрепить международное положение государства, повысить его роль в международ­ных отношениях. Это было время Европейской экспансии, захвата новых территорий. В сложившейся преодолеть технико-экономичес­кую отсталость страны и устранить политическую и эко­номическую блокаду со стороны западноевропейских госу­дарств и Турции. Петр ситуации Россия должна была либо стать зависимым государством, либо, преодолев отставание, выйти в категорию Великих Держав. Именно для этого России нужен был выход к морям: судоходные пути быстрее и безопаснее, Речь Посполитая всячески мешала проходу купцов и специалистов в Россию. Страна была отрезана и от северных и от южных морей выход в Балтику запирала Швеция, Азовское и Черное моря держали турки.

Первый Азовский поход.

   

Начало активных военных действий против Турции определялось рядом моментов: борьбой за выход к морю, стремлением покончить с постоянными набегами крымского ханства в южнорусские земли, обеспечить возможность большего использования и заселения плодородных земель Юга. 

  В марте 1695 года 150-тысячное войско, из которого тридцать тысяч должны были штурмовать Азов, двинулось на юг.

   Походы на Крым предпринимались не раз, но все они заканчивались неудачно: русской рати приходилось двигаться по безлюдной и безводной степи, и она, подвергаясь постоянным нападениям татарской конницы, достигала Крыма столь обессиленной, что не рисковала вступить на полуостров и ни с чем возвращалась домой.

   На этот раз было решено нанести удар не по Крымским татарам, находившимся в вассальной зависимости от Османской империи, а по Азову. Новое стратегическое направление имело ряд преимуществ по сравнению со старым, и нацеленным непосредственно на Крым. Главное из них состояло в том, что войска получали возможность двигаться не по “ голодной” степи, а по реке Дон, вдоль которой стояли поселения донских казаков. Отпала необходимость в колоссальном обозе, доставлявшем не только продовольствие, но и воду.

Войско на судах дошло до Царицына, оттуда пошло пешком до казачьего города Паншина (на Дону). Этот переход был очень труден, потому что люди были изнурены продолжительной греблей, а тут, за недостатком лошадей,  им пришлось тащить на себе пушки, амуницию и провиант. В Паншине Петра ожидала новая невзгода: подрядчики не приготовили нужного количества провианта и лодок. Однако, после трехдневных хлопот войско поплыло вниз по Дону и в конце июня подступило к Азову.

  Вновь прибывшее войско установило батареи, и в первых числах июля началась осада. Город непрерывно обстреливался.  Петр собственноручно начинял бомбы, заряжал пушки и мортиры, о чем сам написал в своей книжке: ”Начал служить бомбардиром с первого Азовского похода”. Из-за отсутствия у русских флота турки постоянно получали подкрепление с моря, а наши войска нуждались даже в съестных припасах. По воде продовольствие подвезти было нельзя, так как турки с обеих сторон Дона построили две крепкие каланчи, между которыми была протянута цепь. Было необходимо овладеть каланчами, чтобы восстановить сообщение со складами. В армии объявили, что солдаты, добровольно идущие на штурм этих башен, получат по десять рублей каждый. Охотники нашлись и одну каланчу взяли. Теперь плавание по Дону стало свободным. Вскоре осаждённые отомстили за эту потерю: на сторону турок перешёл голландский матрос Яков Янсен. Он рассказал о слабых местах русской армии, и сообщил, что осаждающие спят днем во время зноя, а ночью бодрствуют. Турки тихо подобрались к русскому лагерю. На вопрос часового: ”Кто идет?”- отвечал один из астраханских раскольников, находившихся в Азове, что идут казаки. Турки стремительно ворвались в лагерь и учинили жестокую резню. Подоспевшие на помощь войска отбили атаку, но неприятелю удалось увезти с собой девять пушек и испортить остальные осадные орудия. Зато гарнизон второй каланчи, опасаясь нападения, оставил башню со всеми пушками и бежал в Азов. Петр обрадовался и решил, что раз путь по Дону совершенно свободен, то и сам Азов долго не продержится. Но надежды царя не сбылись: турки отстреливались с еще большей яростью, осада и подкопы результатов не давали, войска таяли.  

 “Здесь мы работаем без отдыха,– пишет царь. –Но, слава Богу, все здоровы и марсовым плугом и в городе, и на стенах, и во рву все испахано и засеяно железом. Теперь ожидаем хорошего урожая, помощи Божией во славу Его святого имени”.

   Но, несмотря на все надежды и ожидания Петра, поход 1695 года окончился ничем. Два штурма не удались, и в конце сентября было решено отступить от Азова, оставив сильные гарнизоны в каланчах.

    С осени 1695 года началась подготовка к новому походу, и, в первую очередь, строительство флота в Москве на реке Яузе и в Воронеже. Было построено два крупных корабля, 23 галеры и более тысячи барок и мелких судов. К Азову двинулась армия, вдвое большая по сравнению с 1695 годом. 19 июля 1696 года Азов был взят. Это был крупный военный и внешнеполитический успех. Пётр шумно празднует победу, но хорошо чувствует недостаточность сил для продолжения борьбы. Он предлагает боярам “схватить фортуну за власы” и изыскать средства на постройку флота, чтобы продолжить войну с “неверными” на море (выход в Чёрное море запирала Керчь, овладеть которой можно было только в результате долгой и тяжёлой войны). Бояре возложили постройку кораблей на “кумпанства”: светских и духовных землевладельцев, имевших не менее 100 дворов. Остальное население должно было помогать деньгами. Построенные “кумпанствами” корабли позднее оказались никуда не годными, и весь этот флот, стоивший населению около  900 тыс. тогдашних рублей, не мог быть употреблён ни для каких практических целей. Одновременно, решено было снарядить посольство за границу с целью поиска союзников против “неверных”.

Консилия  господ адмиралов ”.

  

   Возвратившись из-под Азова, Петр созывает совет, на котором      присутствовали Шереметьев, Гордон, Зотов, Репнин, Лефорт, Головин и, конечно же, “шутейный” государь и шеф грозного Преображенского приказа “костолом” Федор Романовский. Также здесь были Яков Брюс с картами и, наконец, Александр Меньшиков.

   Флот решили строить в Преображенском. 22 галеры по голландскому образцу, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса и везти их для сборки в Воронеж. На ближних к Воронежу плотбищах – Козлове, Добром, Сокольске сделать 1300 сплавных стругов для войска, 300 лодок и 100 плотов; в Воронеже учинить Адмиралтейство и цейхгауз, заложить 2 корабля и дома для работных людей рубить непрестанно.

   Неудача под Азовом обнаружила привлекательную черту характера Петра 1- он  умел извлекать уроки и не расхолаживался, а напротив, доискивался до причин неуспеха и с удесятеренной энергией исправлял допущенные промахи, поэтому царь не упал духом и стал готовиться ко второму походу.

   Базой флота решено было сделать Воронеж по нескольким причинам:

  1) в 1694 году Петр приезжал в Воронеж и пришел в восторг от обилия вековых лесов, годных для постройки кораблей;

 2)     вблизи находилась липецкая железная руда;

 3)  река Воронеж впадала в Дон и во время половодья обладала достаточной судоходностью, а местное население, благодаря отправке “донских отпусков”, уже имело опыт в строительстве речных судов.

   Тридцатого ноября Петр пишет Апраксину: “По возвращении от не взятия Азова с консилии господ адмиралов указано мне к будущей войне делать галер, для чего удобно мню, быть шхип-тиммерманам   всех от Вас сюды...”.  Между тем Архангельск дождался груза из Голландии. В январе 1696 года подводы с галерой прибыли в Преображенское. Историк флота прошлого века Сергей Елагин писал: “Положения консилии начали исполняться. Преображенское обратилось в верфь, на ней к концу февраля были срублены члены 22 галер по образцу, доставленному из Архангельска, 4 брандеров. Галеры были длиной 38 шириной 9 метров, с двумя мачтами и числом весел от 28 до 36. Первыми строителями флота были солдаты Семеновского и Преображенского полков, а также нанятые купцом Гартманом голландцы. Главным сервайером был знаток “каторжного” дела Ф. Тиммерман. Тихон Стернёв  отвечал за поставки леса и “имание” людей. А. Кревет – толмач Посольского приказа – улаживал с иноземцами поставки по парусной и такелажной части –дела тонкого и мало кому понятного из-за обилия иностранных терминов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.