Реферат: Международный аспект современных пакистано-китайских отношений
Реферат: Международный аспект современных пакистано-китайских отношений
Международный аспект
современных пакистано-китайских отношений
Китай исторически является одним из основных партнеров Пакистана
наряду с США. В эпоху холодной войны на глобальном уровне сложилось партнерство
США и Пакистана, обусловленное вовлечением государств в биполярную структуру
международных отношений с присущим ей межблоковым противостоянием.
Необходимость решения неотложных экономических задач и модернизации вооруженных
сил ввиду перманентной напряженности в отношениях с Индией, время от времени
перерастающей в вооруженное противостояние, предопределила вступление Пакистана
в региональные военно-политические союзы (СЕАТО, СЕНТО), создаваемые при
активном участии США. Однако отношения Пакистана с Соединенными Штатами не
имели в своей основе прочного фундамента, их интенсивность определялась лишь
ситуативными интересами США на азиатском направлении. Как пишет пакистанский
исследователь М. Разиулла Азми, «Южная Азия фигурировала в политике США лишь в
контексте их отношений с другой сверхдержавой – Советским Союзом»1.
С окончанием холодной войны значимость Пакистана для США была на
некоторое время утрачена, и с 1990 г. Соединенные Штаты прекратили оказывать
помощь Пакистану в военно-стратегической и экономической сферах. Новый
фундамент отношения двух государств обрели лишь после 11 сентября 2001 г.,
когда поддержка Исламабадом американской «акции возмездия» в Афганистане стала
иметь ключевой характер для Вашингтона. Несмотря на высокую значимость для
Исламабада американской помощи (как финансовой и военной, так и
дипломатической), в Пакистане весьма распространено мнение, что
американо-пакистанское партнерство не имеет долгосрочного характера, и,
нормализовав обстановку в Афганистане, США опять оставят Пакистан «один на
один» со своими проблемами. В какой-то степени партнерству с США
противопоставляются отношения Пакистана с Китаем. Одно из показательных
определений, характеризующих отношения этих двух государств, – «дружба,
проверенная временем».
Пакистан был одним из первых, признавших Китайскую Народную
Республику вскоре после ее образования 1 октября 1949 г. Однако в первое
десятилетие после создания КНР существенных предпосылок для установления
партнерских отношений между Пакистаном и Китаем не было. В Карачи (столица
Пакистана до 1960 г.) не воспринимали Китай в качестве региональной державы, а
на глобальном уровне Пакистан и КНР принадлежали к противоположным лагерям,
вовлеченным в антагонистическое противостояние. Пакистан входил в
военно-политические блоки, направленные на сдерживание «коммунистической
угрозы». Китай был социалистическим государством, поддерживавшим тесные
отношения с Советским Союзом. Однако с конца 50-х – начала 60-х годов общность
интересов двух государств проявилась именно на региональном уровне. Обе страны
имели территориальные претензии к общему соседу, Индии. В отношениях Пакистана
и Индии «яблоком раздора» являлась территория бывшего княжества Джамму и
Кашмир, что неоднократно приводило к вооруженным столкновениям регулярных
частей двух государств. Китай же предъявлял требования к Индии отказаться от
претензий на высокогорную область Аксай Чин, а также на ряд других территорий и
горных перевалов, находящихся под его контролем. Одновременно он выдвигал
контрпретензии на часть индийской территории, прилегающей к границе с КНР (от
Бирмы до Бутана). Территориально-пограничные споры и разногласия привели к
китайско-индийским вооруженным столкновениям с лета 1959 г. и полномасштабному
конфликту осенью 1962 года.
Все это обусловило формирование стратегического альянса между
Пакистаном и Китаем, фактически направленного против Индии. Формальным его закреплением
стало подписание между двумя государствами 2 марта 1963 г. соглашения о
разграничении зон контроля в районе фактически существующей между ними границы
в районе Каракорума. Китай передавал под пакистанский контроль пограничную
полосу площадью около 2 тыс. кв. км, а Пакистан в свою очередь признавал
контроль КНР над областью Аксай Чин, являвшейся частью княжества Джамму и
Кашмир. Хотя стороны и признали временный характер этого соглашения в связи с
неопределенностью международного статуса этих территорий, фактически оно
продемонстрировало поддержку Пекином позиции Равалпинди (временная столица
Пакистана в 1960–1969 гг.) в кашмирском вопросе и Пакистаном Китая в его
погранично-территориаль-ном споре с Индией2.
Следует отметить, что сближению Пакистана и Китая также
способствовало нарастание с конца 50-х годов разногласий между Москвой и
Пекином, которые фактически перестали быть стратегическими союзниками.
С 60-х годов активно развивается сотрудничество двух государств в
политической, экономической и военной сферах. Китай регулярно предоставлял
Пакистану финансовую помощь и кредиты на сотни миллионов долларов. В 1963–1971
гг. было построено Каракорумское шоссе, соединившее «северные территории»
Пакистана с Китаем. Хотя это шоссе и обладает достаточно невысокой пропускной
способностью, тем не менее оно имеет стратегическое значение, обеспечивая
сухопутную связь между государствами-партнерами. Наряду с США Китай является
крупнейшим партнером Пакистана в военно-стратегической сфере. Особое значение
для Исламабада имеет стабильность сотрудничества с Пекином в этой области, что
особенно ярко проявилось в 1990–2001 гг., когда после отказа США от поставок в
Пакистан военной техники КНР осталась единственной державой, содействовавшей
модернизации вооруженных сил Пакистана. Только в 1966–1980-х годах Китай оказал
Пакистану военную помощь на сумму свыше 2 млрд. долл. США3.
На современные пакистано-китайские отношения оказывают влияние
четыре основных фактора: геополитический, военно-стратегический, экономический,
а также борьба с терроризмом и сепаратизмом. Каждый фактор, взятый в
отдельности, имеет большое значение для двусторонних отношений, однако именно
их сочетание определяет «всепогодную дружбу» и «партнерство, проверенное
временем», между двумя государствами.
Геополитический фактор. Географическое положение Пакистана,
примыкающего к богатым энергоресурсами регионам Персидского залива и
Каспийского бассейна, его соседство с нестабильным Афганистаном, развивающейся
быстрыми темпами Индией, претендующей на доминирование в Южной Азии, определяет
его исключительное значение для Китая. КНР, выступая в качестве крупнейшего
макрорегионального центра силы и одного из ведущих глобальных игроков, весьма
обеспокоена увеличивающимся военным присутствием США в непосредственной
близости от ее границ. Помимо стран Персидского залива, американские военные
базы теперь дислоцированы и в Центральной Азии, в Афганистане и Ираке также
находятся значительные военные контингенты США. Кроме того, в Китае обеспокоены
сближением в последнее время Соединенных Штатов с Индией, которая в Вашингтоне
воспринимается как противовес усиливающемуся Китаю в Азии. Такую политику
Вашингтона можно сравнить со сближением США с Китаем в конце 70-х – начале 80-х
годов для создания противовеса Советскому Союзу. Теперь перед Вашингтоном
возникла новая задача – сдерживание Китая. В этой связи КНР для сдерживания
Индии приходится делать ставку на Пакистан.
Еще одним геополитическим преимуществом Пакистана является его
экономико-географическое положение, предоставляющее потенциальные возможности
для транзита энергоресурсов из стран Персидского залива и Центральной Азии
через его территорию. Для Китая это имеет особое значение в связи с растущими
потребностями его быстроразвивающейся экономики в энергоносителях. По некоторым
прогнозам, к 2020 г. ежедневное потребление нефти Китаем составит около 9,5
млн. баррелей в день (почти 500 млн. т в год). Причем в 2002 г. примерно 50%
потребляемой КНР нефти приходилось на импорт из стран Персидского залива.
Ожидается, что к 2010 г. эта доля вырастет до 70%4.
Таким образом, перед Китаем на этом направлении встает две
основные задачи: обеспечение стабильности и безопасности поставок
энергоресурсов и диверсификация источников импорта. С этой целью КНР может
теоретически использовать несколько транзитных путей:
1) через китайские порты в Южно-Китайском море;
2) через Непал и Индию с выходом в Бенгальский залив;
3) через Мьянму в Бенгальский залив и Индийский океан;
4) через Пакистан в Аравийское море и Персидский залив.
Наибольшая часть грузопотока в Китай и из него идет прежде всего
через Южно-Китайское море. Однако использование этого маршрута не всегда
целесообразно. Расстояние от западных провинций до юго-восточного побережья КНР
достигает 4500 км, что значительно увеличивает транспортные расходы. Маршрут
через Непал и Индию обладает низкой пропускной способностью вследствие сильно
пересеченной местности. Кроме того, общей проблемой для названных маршрутов и
пути через Мьянму является высокая активность морских пиратов. По некоторым
данным, только в 1997 г. число нападений на торговые суда составило 247 случаев5.
В этой связи для Китая возрастает значимость транспакистанского маршрута. Этим
прежде всего и объясняется активная помощь КНР Пакистану в области
строительства порта Гвадар и развития инфраструктуры в провинции Белуджистан.
Для сравнения, расстояние от Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР),
расположенного на северо-западе Китая, до Гвадара составляет лишь около 2500
км, хотя при этом значительная часть пути приходится на высокогорные районы. В
частности, следует заметить, что Каракорумское шоссе из-за суровых
географических и климатических условий эксплуатируется лишь шесть месяцев в
году.
В будущем возможно и проведение газо- и нефтепроводов в Китай
через территорию Пакистана. Так, 1 апреля 2005 г. министр иностранных дел
Пакистана Х.М. Касури сообщил, что есть предложение, чтобы газопровод, который
предполагается провести из Ирана в Индию, был доведен и до Китая6.
Военно-стратегический фактор. Определенное беспокойство Пекина
вызывает и усиление в регионе динамично развивающейся Индии, продолжающей
наращивать свой военный потенциал. Несмотря на значительный прогресс,
достигнутый в китайско-индийских отношениях в последние годы, у двух государств
до сих пор остаются неразрешенные противоречия, особенно по вопросам
государственных границ. Опасения Пекина относительно агрессивных амбиций
Нью-Дели были подкреплены заявлением министра обороны Индии Дж.Фернан-деса,
который в апреле 1998 г. назвал Китай главной угрозой безопасности Индии. После
ядерных испытаний Индии в мае 1998 г. премьер-министр А.Б.Ваджпаи в своих
письмах лидерам стран Запада также напомнил им, что в 1962 г. Индия была
жертвой агрессии Китая7. Учитывая тот факт, что вопрос о
принадлежности Кашмира по-прежнему является основной проблемой в
пакистано-индийских отношениях, интересы Пекина и Исламабада в сдерживании
Индии совпадают. Заметим, что Индия до сих пор не отказалась от критики
пакистано-китайского соглашения о границе 1963 г. Оказывая активную поддержку
Пакистану в военно-стратегической сфере, Китай тем самым заставляет Индию
поддерживать высокий уровень обороноспособности на двух противоположных
направлениях. Кроме того, в случае гипотетического китайско-индийского
конфликта Пакистан, скорее всего, вступил бы в войну на стороне КНР. Индия,
таким образом, оказалась бы «в клещах» между двумя враждебными государствами.
Экономический фактор. Этот фактор наибольшее значение имеет именно
для Пакистана. Если Пакистан в Китай экспортирует в основном сырье и продукцию
сельского хозяйства, то Китай поставляет в Исламскую Республику Пакистан (ИРП)
машины и оборудование, необходимые для модернизации национальной
промышленности. Кроме того, КНР, осуществляя в ИРП ряд крупных проектов, таких
как строительство порта Гвадар, и преследуя собственные интересы, содействует в
то же время развитию инфраструктуры в Пакистане и получает поддержку Исламабада
по ряду политических вопросов.
Борьба с терроризмом и сепаратизмом. Для КНР значение этого
фактора обусловливается наличием в ее составе Синьцзян-Уйгурского автономного
района (СУАР), где значительную часть населения составляют мусульмане –
коренные жители северо-запада страны. Распространение в мире в последние годы
исламистского экстремизма, перманентная нестабильность в Афганистане ставят
перед Пекином задачу ограждения Синьцзяна от экстремистских идей и
проникновения диверсантов. Это, однако, требует кооперации с Пакистаном, т.к.
его «северные территории» граничат с этим районом КНР.
О важности, которую придают своим двусторонним отношениям в
Исламабаде и Пекине, свидетельствует довольно интенсивный обмен визитами высших
государственных лиц. Уже через три месяца после захвата власти генерал
П.Му-шарраф совершил двухдневную поездку в Китай. Председатель КНР Цзян Цзэминь
заверил П.Мушаррафа, что Китай рассматривает военный переворот как внутреннее
дело Пакистана, стремится к дальнейшему укреплению отношений с Исламабадом и
хотел бы в дальнейшем видеть его стабильным и процветающим.
После этого практически ежегодно между двумя государствами
происходит обмен визитами на высшем и высоком уровнях. Почти каждый год Китай
посещает президент Пакистана П.Мушарраф. Его визиты прошли в декабре 2001,
январе и августе 2002, ноябре 2003 гг. В ноябре 2003 г. в Пекине он вместе с
Председателем КНР Ху Цзинтао подписал совместную декларацию о сотрудничестве
двух государств. В декларации отмечается, что отношения Пакистана и Китая
достигли уровня «всестороннего кооперативного партнерства, устремленного в
будущее». Двусторонние отношения также характеризуются как «всепогодная дружба»8.
Особое значение имел визит премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в
апреле 2005 г., в рамках которого было подписано 22 соглашения и меморандума о
взаимопонимании в сферах экономики, обороны, строительства, образования,
здравоохранения, в энергетической и социальной сфере, а также Договор о дружбе,
сотрудничестве и добрососедстве. К сожалению, полный текст этого договора не
был опубликован ни в пакистанской, ни в китайской прессе. Не был он размещен и
на официальных интернет-сайтах МИДов двух стран. Однако о его характере можно
судить по отдельным выдержкам, приведенным в китайской правительственной газете
«Жэньминь Жибао».
По информации газеты, согласно договору, Пакистан прямо
подтверждает, что «в мире существует лишь один Китай, правительство КНР
является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а
Тайвань является неотчуждаемой частью Китая». Пакистанская сторона
«поддерживает великую цель воссоединения Китая и все усилия Китая по защите государственного
суверенитета и территориальной целостности». Пакистан также «выступает против
любых попыток тайваньских властей добиться создания «двух Китаев», «одного
Китая, одного Тайваня» или «независимости Тайваня».
Китайская сторона же в ответ «подтверждает уважение независимости
и территориальной целостности Пакистана». Кроме того, КНР «ценит и поддерживает
усилия Пакистана, направленные на мирное разрешение всех проблем с соседними
странами, а также любые усилия по защите его государственного суверенитета,
территориальной целостности и независимости». Подчеркивается необходимость
придерживаться международно-правового принципа неприкосновенности
государственных границ и строгого соблюдения соглашений о границе, заключенных
между КНР и Пакистаном.
Отдельный пункт договора обязывает стороны «расширять и укреплять
доверие и сотрудничество в сферах обороны и безопасности с целью укрепления их
обороноспособности». Также содержится обязательство сторон не вступать в
какие-либо союзы, направленные против одной из сторон. Подтверждается
готовность к сотрудничеству для борьбы с терроризмом, сепаратизмом и
экстремизмом, оргпреступностью, контрабандой наркотиков и оружия, нелегальной
иммиграцией. Отмечается намерение сторон продолжать взаимодействие в рамках
международных и региональных организаций, в том числе в международных
финансово-экономических институтах. Отмечается важность сотрудничества в
торгово-экономической, финансовой, инвестиционной и научно-технической сферах,
сельском хозяйстве, мирном освоении космоса и атомной энергии, сфере высоких
технологий и т.д.9
Фактически договор лишь закрепил уже ранее декларировавшиеся
Исламабадом и Пекином позиции и намерения. Пакистан последовательно выступает
за территориальную целостность Китая, придерживаясь позиции, что в мире
существует лишь «один Китай». Пакистан был первым государством, поддержавшим
принятие китайским парламентом в марте 2005 г. закона, направленного против
сепаратизма и возможности отделения какой-либо части КНР. Пакистан также на
стороне Китая в тибетском вопросе и по проблеме соблюдения прав человека в КНР.
Если Пакистан в тайваньском вопросе неизменно выражает свою
поддержку официальному Пекину, то Китай в последние годы существенно изменил
свою позицию относительно пакистано-индийского территориального спора. От
безусловной поддержки требований Исламабада Китай со второй половины 90-х годов
стал акцентировать внимание на необходимости мирного разрешения этой проблемы
самими Пакистаном и Индией. Практически это проявилось в нейтралитете Китая во
время Каргильского кризиса в 1999 г. Такая позиция Пекина и была прямо
зафиксирована в недавно заключенном договоре.
В то же время определенный интерес вызывает пункт о строгом
соблюдении соглашений о границе, заключенных между двумя государствами.
Единственным таким документом является уже упоминавшееся соглашение 1963 г.,
которому стороны изначально придали временный характер. Представляется, что
включение этого пункта в договор имело своей целью продемонстрировать прежде
всего Индии невозможность решения проблемы Кашмира путем перехода всей
территории бывшего княжества Джамму и Кашмир под ее суверенитет.
Необходимо также отметить, что значительное внимание Китай уделил
ограждению СУАР от возможной инфильтрации экстремистов и проникновения
исламского фундаментализма с территории Пакистана. Реализации именно этой цели
в значительной мере посвящен пункт договора о сотрудничестве в борьбе с
терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Кроме этого, в договоре содержится
положение о том, что договаривающиеся стороны должны запрещать основание на
своей территории организаций и институтов, посягающих на суверенитет,
безопасность и территориальную целостность другой стороны. Кроме того,
параллельно с Договором о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве было
подписано отдельное соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом,
сепаратизмом и экстремизмом10.
Примечательно также и совпадение позиций Пакистана и Китая по ряду
региональных и международных вопросов. Обе страны, в частности, осудили
вторжение США в Ирак. Они выступили против расширения состава постоянных членов
Совета Безопасности ООН с правом вето. Китай поддерживает стремление Пакистана
вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) одновременно с Индией,
как только будет принято решение о расширении организации. Пакистан, в свою
очередь, готов поддержать вступление Китая в Ассоциацию регионального
сотрудничества в Южной Азии (СААРК). Представляется, что взаимная поддержка
вступления в эти организации носит символичный характер. СААРК за двадцать лет
своего существования так и не смогла стать эффективной организацией в силу
регионального соперничества Пакистана и Индии и перманентной нестабильности в
регионе. В случае же переноса пакистано-индийских противоречий на трибуну ШОС
эта организация рискует повторить судьбу СААРК, учитывая тот факт, что решения
в ней принимаются на основе консенсуса.
Китай является крупнейшим партнером Пакистана в области ВТС. КНР
поставляет в Пакистан практически всю совокупность военной техники: танки,
тяжелую артиллерию, самолеты, военные корабли и др.
После введения эмбарго на военную помощь со стороны США в 1990 г.,
а также санкций ряда других стран, последовавших за проведением Исламабадом
ядерных испытаний в мае 1998 г., Китай оставался практически единственным
поставщиком оружия в Пакистан.
Благодаря помощи китайской стороны в Пакистане был создан целый
комплекс военных предприятий в Таксиле, который в настоящее время является
основным производителем бронетехники и комплектующих к ней для нужд
национальной обороны и пакистанской армии, а также некоторых других видов
военной техники. Первые танки китайского образца «типа 59» в Таксиле были
произведены еще в 1972 г. С 2001 г. налажено лицензионное производство
китайского танка «Аль-Халид», известного также под названиями МВТ-2000 или
Р-90, по тактико-техническим характеристикам сравнимого с модернизированным
российским танком Т-7211.
В конце 90-х годов в Пакистане начал изготавливаться переносной
зенитный комплекс «Анза», разработанный совместными усилиями пакистанских и
китайских специалистов. КНР также оказала содействие Пакистану в разработке
противотанковой управляемой ракеты «Бахтар Шикан».
В авиационном комплексе в Камре, также сооруженном при содействии
КНР, сосредоточено производство военных самолетов. В Камре, в частности,
производится легкий истребитель К-8, являющийся образцом китайско-пакистанского
сотрудничества в военно-промышленной сфере.
Особое значение в Исламабаде придается совместной с КНР разработке
легкого истребителя JF-17, известного также как Super-7 или FC-1. Этот самолет призван
заменить находящиеся на вооружении ИРП и КНР истребители Ф-7, Кью-5 и МИГ-21.
По сравнению с ними Супер-7 способен нести большее количество боеприпасов на
борту (до 3,8 тонн груза), обладает усовершенствованной радарной системой
(чувствительность радара – до 100 км, а у аналогов – лишь до 30 км)12.
В Исламабаде этот самолет по тактико-техническим характеристикам сравнивают с
американским F-16 и российским МИГ-2913. Вместе с тем российский
эксперт по военному потенциалу стран Южной Азии А.А.Шилин отмечает, что по
своим тактико-техническим показателям JF-17 примерно схож с индийским «Теджас», намного уступая западным и
российским аналогам14.
Страницы: 1, 2
|