рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Международное экономическое сотрудничество

В 1972 также был основан Университет ООН, начавший функционировать в Токио с 1975 года. Финансируется только за счет добровольных источников, преимущественно Японией. Руководит им ректор, назначаемый генеральным секретарем ООН по соглашению с генеральным директором ЮНЕСКО и по рекомендации Совета Университета, который, в свою очередь, состоит из 24 членов, назначаемых Генеральным секретарем ООН и Генеральным директором ЮНЕСКО. Главной целью Университета является осуществление исследований и учебных программ, в которых ведется подготовка и переподготовка специалистов.

Другим научным центром по реализации целей Программ ООН стал в 1963 году Учебный и научно-исследовательский институт ООН, из стен которого выходят дипломированные административные и дипломатические кадры для развивающихся стран. Институт также ведет исследования по широкому кругу гуманитарных проблем. Институт функционирует как автономное учреждение и финансируется за счет добровольных источников.

К деятельности Программ ООН примыкает реализация ряда целевых функций Детского фонда ООН - ЮНИСЕФ. ЮНИСЕФ - одна из первых программ помощи системы ООН, созданная в 1946 году в целях организации помощи детям в разрушенной Европе. Постепенно функции ЮНИСЕФ изменялись, расширялись, ее деятельность стала ориентироваться на оказание помощи детям развивающихся стран. Фонд финансируется как за счет добровольных поступлений (взносов), так и пожертвований общественных организаций и отдельных лиц.

4. Специализированные учреждения при ООН

Значительную роль как в структуре ООН, так и по результатам осуществляемой деятельности занимает ряд специализированных учреждений, создание и функционирование которых предусмотрено Уставом ООН. К ним относятся:

- Международная организация труда (МОТ);

- Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО);

- Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ);

- Всемирная метеорологическая организация (ВМО);

- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);

- Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС);

- Всемирный почтовый союз (ВПС);

- Международная морская организация (ИМО);

- Международная организация гражданской авиации (ИКАО);

- Международный союз электросвязи (МСЭ);

- Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД);

- Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и некоторые другие.

Часть из них занимаются узкоотраслевыми проблемами, как например, Международный союз электросвязи, а другие, такие как, Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, активно участвуют в развитии международных отношениях.

Международная организация труда - МОТ - старейшая международная организация, учрежденная еще в 1919 году Лигой Наций, и получившая статус специализированного учреждения ООН в 1946 году. В состав МОТ в настоящее время входит более 150 государств. Местопребывание ее штаб - квартиры - в Женеве. Деятельность МОТ основана на принципах трехстороннего представительства: правительства, предпринимателей и трудящихся, что находит прямое отражение в основе формирования руководящих органов МОТ и национальных делегаций стран-членов, занимающихся разработкой рекомендаций и проектов международных конверсий по вопросам труда и прав профсоюзов. Приоритетной проблемой, рассматриваемой МОТ с конца 80-х годов, стал вопрос о взаимозависимости гражданских, социальных и экономических прав человека.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация - ФАО, учрежденная в 1945 году с местопребыванием штаб - квартиры в Риме, также имеет статус специализированной организации ООН, в которой более 150 государств. ФАО занимается обширной деятельностью, связанной с обобщением и анализом информации по вопросам питания, природопользования, сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства и рыболовства. Таким образом, вырисовывается главное направление в деятельности ФАО - это всемирное сельское хозяйство и решение экономических проблем с ним связанных.

С деятельностью ФАО напрямую связано функционирование еще одного межправительственного специализированного учреждения ООН -Международного фонда сельскохозяйственного развития - ИФАД, учрежденного в 1977 году с целью финансирования проектов и программ, предназначенных главным образом для развивающихся государств и нацеленных на увеличение производства продовольствия.

Проблема рационального производства и распределения продовольственных ресурсов, по оценкам экспертов ООН, в настоящее время принадлежит к наиболее актуальным в сфере международных экономических отношений. При этом, поскольку большая часть населения развивающихся стран занята в земледелии и производстве продуктов питания, а по оценкам ФАО, к началу 90-х годов общая численность людей в мире, страдающих от голода составляла от 600 до 700 миллионов человек, то естественно, что в решении продовольственной проблемы тесным образом сфокусированы различные аспекты социально-экономического, политического, демографического, климатического, ресурсного, экологического и культурно-этнического характера, находящие свое разрешение в более рациональной организации международного разделения труда и более тесной интеграции международных экономических отношений.

Международное агентство по атомной энергии - МАГАТЭ основано в 1957 году в целях содействия широкому использованию ядерной энергетики в мирных целях. Важной задачей здесь является обеспечение безопасности при использовании атомной энергии. Членами МАГАТЭ состоят 113 государства, а его местопребыванием является Вена. Следует отметить, что МАГАТЭ формально не является специализированным учреждением ООН, хотя действует практически как учреждение ООН, входя в его систему.

Всемирная метеорологическая организация - ВМО является межправительственным специализированным учреждением ООН, основанным в 1947 году с целью содействия международному сотрудничеству в области метеорологических наблюдений и обмена метеорологической информацией. Членами ВМО являются все государства- члены ООН, а ее штаб-квартира находится в Женеве.

Всемирная организация здравоохранения - ВОЗ, основанная в 1948 году и расположившаяся в Женеве, призвана координировать международные усилия по оказанию первичной санитарно-медицинской помощи в развивающихся странах, оказанию медицинской гуманитарной помощи, подготовке медицинских кадров, обмену медицинскими знаниями и ведению комплексной программы, направленной на борьбу с заболеваниями, носящими глобальный характер.

Всемирная организация интеллектуальной собственности - ВОИС, основанная в 1974 году и расположенная в Женеве ставит целью содействовать охране интеллектуальной собственности, т.е. охране прав на промышленную собственность, научно-конструкторские разработки, а также авторские права на произведения литературы и искусства. Ведущими нормативными документами в деятельности ВОИС являются Парижский союз по охране промышленной собственности (1883г.) и Бернский союз по охране литературных и художественных произведений (1886г.).

Основанный в 1874 году Всемирный почтовый союз - ВПС, является одним из старейших учреждений в структуре ООН, куда он присоединился с 1947 года. ВПС призван способствовать развитию связи между гражданами различных стран путем эффективного функционирования почтовой службы, а также оказания помощи в развитии средств связи в развивающихся странах.

Международная морская организация - ИМО функционирует в структуре ООН с 1959 года (1982 года называлась Межправительственной морской консультативной организацией) с целью повышения безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения морской среды и судов.

Международная организация гражданской авиации - ИКАО, как межправительственное специализированное учреждение ООН основано в 1944 году с целью обеспечения мер по безопасности полетов. Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале.

Международный союз электросвязи - МСЭ учрежден в 1865 году и оформлен в своем настоящем виде в 1932 году. Как специализированное учреждение ООН МСЭ функционирует с 1947 года с целью содействия международному сотрудничеству по совершенствованию и рациональному использованию всех видов электросвязи.

Содействию промышленного развития развивающихся стран и установлению нового международного экономического порядка способствует деятельность Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (-ЮНИДО), о деятельности которой говорилось ранее, как об органе Генеральной Ассамблеи, а под новым названием ЮНИДО выступает с 1986 года.

Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО основана как специализированное учреждение ООН в 1946 году. Основное внимание в деятельности ЮНЕСКО уделяется вопросам развития мировой культуры и оказанию помощи развивающимся странам в части культурного строительства. Важное значение в деятельности ЮНЕСКО играет принятая в 1978 году Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека на основе положений Заключительного акта в Хельсинки (1975г.). В рамках ЮНЕСКО действует множество научных программ сотрудничества, например с 1975 года - Международная гидрологическая программа и т.д. Глобальной акцией ЮНЕСКО вплоть до конца ХХ века стала принятая в 1988 году Программа Всемирного десятилетия развития культуры (ВДРК).

5. Международные финансовые специализированные учреждения ООН

Старейшим межправительственным специализированным финансовым учреждением ООН, основанным еще в 1944 году, является Международный банк развития и реконструкции - МБРР, который начал функционировать в 1946 году. Банк представляет среднесрочные и долгосрочные займы правительствам входящим в него стран или частным организациям под гарантию правительств и контролирует их пользование. Страны-получатели кредитов обязаны выполнять рекомендации Банка, давать ему отчеты об использовании займов и предоставлять ему всю необходимую информацию. Процент по займам МБРР устанавливается в соответствии со стоимостью кредитов, получаемых Банком на международных рынках капиталов, и колеблется примерно от 7,5 до 8,5 %.

В соответствии с уставом МБРР его членами могут быть только члены Международного валютного фонда - МВФ, основанного также в 1944 году и начавшего функционировать вместе с Банком в 1946 году. Цель функционирования МВФ, как межправительственного специализированного учреждения ООН - это координировать валютно-финансовую политику его стран-членов и предоставлять им займы для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. Краткосрочные, среднесрочные и отчасти долгосрочные займы предоставляются МВФ в рамках счета общих ресурсов и специального банковского счета в условных единицах "специального права заимствования", устанавливаемых периодически с 1970 года.

По общему счету все страны-члены МВФ имеют право получать иностранную валюту без каких-либо ограничений и условий в пределах 25% своей квоты в общем капитале МВФ. Предоставление займов сверх этой суммы обуславливается выполнением условий фонда в области экономической и социальной политики. При этом, как правило, срок кредитования ограничивается 3-5 годами, а по отдельным, исключительным, займам, даже до 7-10 лет. Основной процент за предоставляемые кредиты периодически пересматривается и колеблется в пределах от 5,5 до 6,5%.

Третье специализированное межправительственное учреждение ООН в области рассмотрения финансовых вопросов - Международная ассоциация развития - МАР, основанная в 1960 году с целью предоставления кредитов развивающимся странам на особо льготных условиях. С марта 1988 года годовые процентные ставки МАР составляют в среднем не более 0,5%. При этом, помощь по линии МАР, как правило, предоставляется тем странам, где годовой доход на душу населения не превышает 425 долларов США.

Подписной капитал МАР образуется за счет взносов стран-членов так называемой "первой группы", куда входят 20 промышленно развитых государств, а также Кувейт и Объеденные Арабские Эмираты в свободно конвертируемой валюте, а также за счет взносов стран так называемых "второй групп" - экономически менее развитых: 10 % в конвертируемой и 90% в национальной валюте. Остальная часть средств МАР составляется из дополнительных взносов стран-членов Ассоциации, субсидий МБРР и кредитов, выделяемых на добровольной основе Швейцарией.

Все три специализированных учреждения ООН - МБРР, МАР и МВФ входят в Международную финансовую корпорацию, основанную в 1956 году как филиал МБРР с целью использования собственных ресурсов и привлечения инвестиций частного и смешанного секторов национальной экономики, главным образом в развивающиеся страны.

Помимо финансирования капиталовложений в функции Международной финансовой корпорации входит оказание развивающимся странам разнообразных финансовых и технических услуг, а также организационно-консультативного содействия частным инвесторам в развивающихся странах.

Предшественник России, бывший Советский Союз, принимал участие в организационном собрании по созданию двух специализированных учреждений ООН: - МБРР и МВФ в 1944 году, но в члены МВФ СССР не вошел. Формальной причиной стали разногласия по условиям членства в фонде.

Советская делегация настаивала на увеличении выделенной Советскому Союзу квоты с 800 млн. до 1,2 млрд. долларов США. Кроме того, СССР отказался платить 25 % суммы своего паевого взноса золотом, как этого требовал Устав МВФ. В качестве обоснования был выдвинут тезис о том, что страны, пострадавшие в войне, должны быть освобождены от уплаты денежных средств в золоте.

После длительных дебатов было получено согласие увеличить квоту СССР до 1,2 млрд. долл. (это приблизительно было равно сумме взносов Англии и ее заморских территорий). Требование же о внесении 25% паевого взноса в золоте было сохранено. Отсутствие договоренности по второму помешало СССР вступить в члены МВФ при его создании.

Последующие годы "холодной войны" и противостояния предопределили негативное отношение со стороны бывшего СССР к МВФ как "орудию империализма и диктата США".

Определенное сближение МВФ с бывшем Советским Союзом началось при перестройке. Реальные контакты и разработка общих программ совпали с началом проведения экономической реформы в России.

5 октября 1995 года было подписано официальное соглашение о присоединении России к МВФ в качестве ассоциированного члена. МВФ обязался предоставить России техническую и консультационную помощь. Под "технической помощью" подразумевалась посылка специалистов и экспертов МВФ для оценки экономико-политической ситуации в стране.

Объектами особого изучения должны были стать финансовая, денежная, налоговая политика, вопросы статистической отчетности. МВФ брал на себя обязательство регулярно проводить анализ экономической ситуации в стране.

К январю 1992 года экспертами МВФ совместно с работниками Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития и ГАТТ был подготовлен доклад об экономическом положении в бывшем СССР.

Доклад определили критерии выделения помощи по линии Фонда.

Условия предоставления помощи, отмеченные в докладе, сводились к следующим: замена директивного распределения рыночным, расширение привлечения иностранного капитала. Реформа финансового сектора связывалась с расширением поддержки частных коммерческих банков и превращением специализированных государственных банков в акционерные общества. Предлагалось реорганизировать внешнеторговую деятельность государства. В связи с привлечением иностранных инвесторов рекомендовалось развитие законодательства по страхованию и защите частного предпринимательства.

Формирование правительства Е. Гайдара, придерживавшегося монетаристской концепции регулирования экономики, активизировало контакты России с МВФ. В марте 1992 года руководству МВФ был представлен Меморандум об экономической политике, задачей которого было обеспечение принятия России в МВФ и получение кредитных средств.

Главные положения Меморандума: сокращение бюджетного дефицита для стабилизации экономики; прекращение кредитования неперспективных предприятий и сокращение темпов инфляции; приватизация крупных предприятий и создание рыночной экономики при условии юридического обеспечения этого процесса; реорганизация сельскохозяйственного и энергетического секторов экономики с целью увеличения денежных валютных поступлений; установление реалистичного обменного курса рубля.

В соответствии с Меморандумом МВФ составил Программу действий, в рамках которой страна получила первый кредит в размере 1,04 млрд. долларов США на полгода.

Выполнение Программы должно было способствовать предоставлению второго кредита на аналогичную сумму. Далее предполагалось обеспечить фиксированную привязку курса рубля и создать стабилизационный фонд.

Решение МВФ о финансовой поддержке реформ в России было одобрено на встрече семи ведущих промышленных держав в Мюнхене летом 1992 года Поддержку стабилизационной программе России оказали известные теоретики-монетаристы, в том числе профессор Гарвардского университета Д. Сакс.

В случае выполнения программы, намеченной в Меморандуме, предполагалось предоставить России крупномасштабный пакет экономической помощи в 24 млрд. долларов США.

Эта сумма складывалась из следующих составляющих: помощь на двусторонней основе - 11 млрд. долларов США; кредиты МБРР по программе "стенд-бай" и на структурную перестройку энергетического комплекса - 4,5 млрд. долларов США; создание фонда стабилизации рубля - 6 млрд. долл.; отсрочка выплаты внешнего долга - 2,5 млрд. долларов США.

Однако претворение в жизнь программы "натолкнулось" на ряд трудностей. Начиная с осени 1992г. в стране начала "развертываться инфляционная спираль", поскольку кредитная и финансовая политика оказалась непоследовательной по вине как правительства, так и Центробанка.

В декабре 1992 года эмиссия Центрального банка составила 1,3 трлн. рублей, что превысило сумму за предшествующие одиннадцать месяцев. При уровне инфляции 10 % в неделю и учетной ставке 80% в год предприятия стали переводить рубли в доллары. План сокращения бюджетного дефицита до 5 % ВНП был сорван и уже в январе 1993г. уровень дефицита составил 15% ВНП.

В начале 1993 года МВФ провел специальный анализ ситуации в России и, положительно оценив отдельные действия и общее направление экономической политики В. Черномырдина, выделил следующие негативные моменты в осуществлении реформ.

Во-первых, правительству не удалось увеличить государственные поступления, результатом чего стало не сокращение, а рост бюджетного дефицита. Во-вторых, было констатировано ослабление финансовой и денежной политики, в частности, в связи со значительными целевыми кредитами отдельным отраслям и секторам промышленности по фиксированным ставкам, намного меньшим по сравнению с уровнем инфляции ( до 75% этих кредитов немедленно оказывались на валютном рынке, стимулируя дальнейшую инфляционную волну). Правительство также не пошло на увеличение процентных ставок по вкладам в сбербанках.

Общим результатом сало "раскручивание инфляционной спирали" с потенциальной опасностью превращения ее в гиперинфляционную. Соответственно усилились отток из страны капитала, нежелание предпринимателей вкладывать деньги в России, ухудшился платежный баланс, возрос дефицит государственного бюджета. МВФ фактически "заморозил" предоставление своей помощи. Реально были выделены лишь кредитные линии (экспортные квоты на двусторонней основе и техническая помощь). Стабилизационный фонд рубля так и не был создан, а из обещанных международных кредитов было реально предоставлено около 1,6 млрд. долларов США.

Последующие действия правительства вплоть до марта 1994 года, т.е. до утверждения бюджета в парламенте, свидетельствовали о стремлении найти промежуточный путь между Сциллой - гиперинфляцией, ведущей к отказу от финансовой помощи, в том числе и МВФ, и жесткой финансовой политикой, чреватой социальным взрывом.

Что касается руководства МВФ, то оно продолжало наблюдать за развитием ситуации в России, ограничиваясь посылкой экспертов без принятия на себя каких-либо конкретных обязательств.

Список литературы.

1. Долгов С.И., Васильев В.В., Гончаров С.П. Основы внешнеэкономических знаний: словарь - справочник. - М., Высшая школа, 1990.

2. Киреев А.А. Международная экономика. -М., Международные отношения, 1997.

3. Леонтьев В.В. Экономические эссе. -М., Республика, 1992.

4. Международные экономические отношения /Под ред. Р.И. Хазбулатова. -М., Новости, 1991.

5. Мировая экономика /под ред. В. К. Ломакина. - М., Анкил, 1995”

6. Основы внешнеэкономических знаний /Под ред. И.П. Фоминского. - М., Международные отношения, 1995.

7. Шлихтер С.Б., Лебедева С.Л. Мировая экономика. - М., Catallaxy, 1998.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.