Реферат: Международное экономическое сотрудничество
В 1972 также был основан Университет ООН, начавший функционировать в Токио с
1975 года. Финансируется только за счет добровольных источников,
преимущественно Японией. Руководит им ректор, назначаемый генеральным
секретарем ООН по соглашению с генеральным директором ЮНЕСКО и по рекомендации
Совета Университета, который, в свою очередь, состоит из 24 членов, назначаемых
Генеральным секретарем ООН и Генеральным директором ЮНЕСКО. Главной целью
Университета является осуществление исследований и учебных программ, в которых
ведется подготовка и переподготовка специалистов.
Другим научным центром по реализации целей Программ ООН стал в 1963 году
Учебный и научно-исследовательский институт ООН, из стен которого
выходят дипломированные административные и дипломатические кадры для
развивающихся стран. Институт также ведет исследования по широкому кругу
гуманитарных проблем. Институт функционирует как автономное учреждение и
финансируется за счет добровольных источников.
К деятельности Программ ООН примыкает реализация ряда целевых функций
Детского фонда ООН - ЮНИСЕФ. ЮНИСЕФ - одна из первых программ помощи системы
ООН, созданная в 1946 году в целях организации помощи детям в разрушенной
Европе. Постепенно функции ЮНИСЕФ изменялись, расширялись, ее деятельность
стала ориентироваться на оказание помощи детям развивающихся стран. Фонд
финансируется как за счет добровольных поступлений (взносов), так и
пожертвований общественных организаций и отдельных лиц.
4. Специализированные учреждения
при ООН
Значительную роль как в структуре ООН, так и по
результатам осуществляемой деятельности занимает ряд специализированных
учреждений, создание и функционирование которых предусмотрено Уставом ООН. К
ним относятся:
- Международная организация труда (МОТ);
- Продовольственная и сельскохозяйственная
организация (ФАО);
- Международное агентство по атомной энергии
(МАГАТЭ);
- Всемирная метеорологическая организация (ВМО);
- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);
- Всемирная организация интеллектуальной
собственности (ВОИС);
- Всемирный почтовый союз (ВПС);
- Международная морская организация (ИМО);
- Международная организация гражданской авиации
(ИКАО);
- Международный союз электросвязи (МСЭ);
- Международный фонд сельскохозяйственного развития
(ИФАД);
- Организация по вопросам образования, науки и
культуры (ЮНЕСКО) и некоторые другие.
Часть из них занимаются узкоотраслевыми проблемами, как например,
Международный союз электросвязи, а другие, такие как, Международная организация
труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, активно участвуют
в развитии международных отношениях.
Международная организация труда - МОТ - старейшая международная организация,
учрежденная еще в 1919 году Лигой Наций, и получившая статус
специализированного учреждения ООН в 1946 году. В состав МОТ в настоящее время
входит более 150 государств. Местопребывание ее штаб - квартиры - в Женеве.
Деятельность МОТ основана на принципах трехстороннего представительства:
правительства, предпринимателей и трудящихся, что находит прямое отражение в
основе формирования руководящих органов МОТ и национальных делегаций
стран-членов, занимающихся разработкой рекомендаций и проектов международных
конверсий по вопросам труда и прав профсоюзов. Приоритетной проблемой,
рассматриваемой МОТ с конца 80-х годов, стал вопрос о взаимозависимости
гражданских, социальных и экономических прав человека.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация - ФАО, учрежденная в
1945 году с местопребыванием штаб - квартиры в Риме, также имеет статус
специализированной организации ООН, в которой более 150 государств. ФАО
занимается обширной деятельностью, связанной с обобщением и анализом информации
по вопросам питания, природопользования, сельскохозяйственного производства,
лесного хозяйства и рыболовства. Таким образом, вырисовывается главное
направление в деятельности ФАО - это всемирное сельское хозяйство и решение
экономических проблем с ним связанных.
С деятельностью ФАО напрямую связано функционирование еще одного
межправительственного специализированного учреждения ООН -Международного фонда
сельскохозяйственного развития - ИФАД, учрежденного в 1977 году с целью
финансирования проектов и программ, предназначенных главным образом для
развивающихся государств и нацеленных на увеличение производства
продовольствия.
Проблема рационального производства и распределения продовольственных ресурсов,
по оценкам экспертов ООН, в настоящее время принадлежит к наиболее актуальным в
сфере международных экономических отношений. При этом, поскольку большая часть
населения развивающихся стран занята в земледелии и производстве продуктов
питания, а по оценкам ФАО, к началу 90-х годов общая численность людей в мире,
страдающих от голода составляла от 600 до 700 миллионов человек, то
естественно, что в решении продовольственной проблемы тесным образом
сфокусированы различные аспекты социально-экономического, политического,
демографического, климатического, ресурсного, экологического и
культурно-этнического характера, находящие свое разрешение в более рациональной
организации международного разделения труда и более тесной интеграции
международных экономических отношений.
Международное агентство по атомной энергии - МАГАТЭ основано в 1957 году в
целях содействия широкому использованию ядерной энергетики в мирных целях.
Важной задачей здесь является обеспечение безопасности при использовании
атомной энергии. Членами МАГАТЭ состоят 113 государства, а его местопребыванием
является Вена. Следует отметить, что МАГАТЭ формально не является
специализированным учреждением ООН, хотя действует практически как учреждение
ООН, входя в его систему.
Всемирная метеорологическая организация - ВМО является межправительственным
специализированным учреждением ООН, основанным в 1947 году с целью содействия
международному сотрудничеству в области метеорологических наблюдений и обмена
метеорологической информацией. Членами ВМО являются все государства- члены ООН,
а ее штаб-квартира находится в Женеве.
Всемирная организация здравоохранения - ВОЗ, основанная в 1948 году и
расположившаяся в Женеве, призвана координировать международные усилия по
оказанию первичной санитарно-медицинской помощи в развивающихся странах,
оказанию медицинской гуманитарной помощи, подготовке медицинских кадров, обмену
медицинскими знаниями и ведению комплексной программы, направленной на борьбу с
заболеваниями, носящими глобальный характер.
Всемирная организация интеллектуальной собственности - ВОИС, основанная в
1974 году и расположенная в Женеве ставит целью содействовать охране
интеллектуальной собственности, т.е. охране прав на промышленную собственность,
научно-конструкторские разработки, а также авторские права на произведения
литературы и искусства. Ведущими нормативными документами в деятельности ВОИС
являются Парижский союз по охране промышленной собственности (1883г.) и
Бернский союз по охране литературных и художественных произведений (1886г.).
Основанный в 1874 году Всемирный почтовый союз - ВПС, является одним из
старейших учреждений в структуре ООН, куда он присоединился с 1947 года. ВПС
призван способствовать развитию связи между гражданами различных стран путем
эффективного функционирования почтовой службы, а также оказания помощи в
развитии средств связи в развивающихся странах.
Международная морская организация - ИМО функционирует в структуре ООН с 1959
года (1982 года называлась Межправительственной морской консультативной
организацией) с целью повышения безопасности мореплавания и предотвращения
загрязнения морской среды и судов.
Международная организация гражданской авиации - ИКАО, как
межправительственное специализированное учреждение ООН основано в 1944 году с
целью обеспечения мер по безопасности полетов. Штаб-квартира ИКАО находится в
Монреале.
Международный союз электросвязи - МСЭ учрежден в 1865 году и оформлен в
своем настоящем виде в 1932 году. Как специализированное учреждение ООН МСЭ
функционирует с 1947 года с целью содействия международному сотрудничеству по
совершенствованию и рациональному использованию всех видов электросвязи.
Содействию промышленного развития развивающихся стран и установлению нового
международного экономического порядка способствует деятельность Организации
Объединенных Наций по промышленному развитию (-ЮНИДО), о деятельности которой
говорилось ранее, как об органе Генеральной Ассамблеи, а под новым названием
ЮНИДО выступает с 1986 года.
Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО основана
как специализированное учреждение ООН в 1946 году. Основное внимание в
деятельности ЮНЕСКО уделяется вопросам развития мировой культуры и оказанию
помощи развивающимся странам в части культурного строительства. Важное значение
в деятельности ЮНЕСКО играет принятая в 1978 году Декларация об основных
принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и
международного взаимопонимания, в развитие прав человека на основе положений
Заключительного акта в Хельсинки (1975г.). В рамках ЮНЕСКО действует множество
научных программ сотрудничества, например с 1975 года - Международная
гидрологическая программа и т.д. Глобальной акцией ЮНЕСКО вплоть до конца ХХ
века стала принятая в 1988 году Программа Всемирного десятилетия развития
культуры (ВДРК).
5. Международные финансовые
специализированные учреждения ООН
Старейшим межправительственным специализированным
финансовым учреждением ООН, основанным еще в 1944 году, является Международный
банк развития и реконструкции - МБРР, который начал функционировать в 1946
году. Банк представляет среднесрочные и долгосрочные займы правительствам
входящим в него стран или частным организациям под гарантию правительств и
контролирует их пользование. Страны-получатели кредитов обязаны выполнять
рекомендации Банка, давать ему отчеты об использовании займов и предоставлять
ему всю необходимую информацию. Процент по займам МБРР устанавливается в
соответствии со стоимостью кредитов, получаемых Банком на международных рынках
капиталов, и колеблется примерно от 7,5 до 8,5 %.
В соответствии с уставом МБРР его членами могут быть только члены
Международного валютного фонда - МВФ, основанного также в 1944 году и начавшего
функционировать вместе с Банком в 1946 году. Цель функционирования МВФ, как
межправительственного специализированного учреждения ООН - это координировать
валютно-финансовую политику его стран-членов и предоставлять им займы для
урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. Краткосрочные,
среднесрочные и отчасти долгосрочные займы предоставляются МВФ в рамках счета
общих ресурсов и специального банковского счета в условных единицах
"специального права заимствования", устанавливаемых периодически с
1970 года.
По общему счету все страны-члены МВФ имеют право получать иностранную валюту
без каких-либо ограничений и условий в пределах 25% своей квоты в общем
капитале МВФ. Предоставление займов сверх этой суммы обуславливается
выполнением условий фонда в области экономической и социальной политики. При
этом, как правило, срок кредитования ограничивается 3-5 годами, а по отдельным,
исключительным, займам, даже до 7-10 лет. Основной процент за предоставляемые
кредиты периодически пересматривается и колеблется в пределах от 5,5 до 6,5%.
Третье специализированное межправительственное учреждение ООН в области
рассмотрения финансовых вопросов - Международная ассоциация развития - МАР,
основанная в 1960 году с целью предоставления кредитов развивающимся странам на
особо льготных условиях. С марта 1988 года годовые процентные ставки МАР
составляют в среднем не более 0,5%. При этом, помощь по линии МАР, как правило,
предоставляется тем странам, где годовой доход на душу населения не превышает
425 долларов США.
Подписной капитал МАР образуется за счет взносов стран-членов так называемой
"первой группы", куда входят 20 промышленно развитых государств, а
также Кувейт и Объеденные Арабские Эмираты в свободно конвертируемой валюте, а
также за счет взносов стран так называемых "второй групп" -
экономически менее развитых: 10 % в конвертируемой и 90% в национальной валюте.
Остальная часть средств МАР составляется из дополнительных взносов стран-членов
Ассоциации, субсидий МБРР и кредитов, выделяемых на добровольной основе
Швейцарией.
Все три специализированных учреждения ООН - МБРР, МАР и МВФ входят в
Международную финансовую корпорацию, основанную в 1956 году как филиал МБРР с
целью использования собственных ресурсов и привлечения инвестиций частного и
смешанного секторов национальной экономики, главным образом в развивающиеся
страны.
Помимо финансирования капиталовложений в функции Международной финансовой
корпорации входит оказание развивающимся странам разнообразных финансовых и
технических услуг, а также организационно-консультативного содействия частным
инвесторам в развивающихся странах.
Предшественник России, бывший Советский Союз,
принимал участие в организационном собрании по созданию двух специализированных
учреждений ООН: - МБРР и МВФ в 1944 году, но в члены МВФ СССР не вошел.
Формальной причиной стали разногласия по условиям членства в фонде.
Советская делегация настаивала на увеличении
выделенной Советскому Союзу квоты с 800 млн. до 1,2 млрд. долларов США. Кроме
того, СССР отказался платить 25 % суммы своего паевого взноса золотом, как
этого требовал Устав МВФ. В качестве обоснования был выдвинут тезис о том, что
страны, пострадавшие в войне, должны быть освобождены от уплаты денежных
средств в золоте.
После длительных дебатов было получено согласие увеличить квоту СССР до 1,2
млрд. долл. (это приблизительно было равно сумме взносов Англии и ее заморских
территорий). Требование же о внесении 25% паевого взноса в золоте было
сохранено. Отсутствие договоренности по второму помешало СССР вступить в члены
МВФ при его создании.
Последующие годы "холодной войны" и противостояния предопределили
негативное отношение со стороны бывшего СССР к МВФ как "орудию
империализма и диктата США".
Определенное сближение МВФ с бывшем Советским Союзом началось при
перестройке. Реальные контакты и разработка общих программ совпали с началом
проведения экономической реформы в России.
5 октября 1995 года было подписано официальное соглашение о присоединении
России к МВФ в качестве ассоциированного члена. МВФ обязался предоставить
России техническую и консультационную помощь. Под "технической
помощью" подразумевалась посылка специалистов и экспертов МВФ для оценки
экономико-политической ситуации в стране.
Объектами особого изучения должны были стать финансовая, денежная, налоговая
политика, вопросы статистической отчетности. МВФ брал на себя обязательство
регулярно проводить анализ экономической ситуации в стране.
К январю 1992 года экспертами МВФ совместно с работниками Международного
банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития и
ГАТТ был подготовлен доклад об экономическом положении в бывшем СССР.
Доклад определили критерии выделения помощи по линии Фонда.
Условия предоставления помощи, отмеченные в докладе, сводились к следующим:
замена директивного распределения рыночным, расширение привлечения иностранного
капитала. Реформа финансового сектора связывалась с расширением поддержки
частных коммерческих банков и превращением специализированных государственных
банков в акционерные общества. Предлагалось реорганизировать внешнеторговую
деятельность государства. В связи с привлечением иностранных инвесторов рекомендовалось
развитие законодательства по страхованию и защите частного предпринимательства.
Формирование правительства Е. Гайдара, придерживавшегося монетаристской
концепции регулирования экономики, активизировало контакты России с МВФ. В
марте 1992 года руководству МВФ был представлен Меморандум об экономической
политике, задачей которого было обеспечение принятия России в МВФ и получение
кредитных средств.
Главные положения Меморандума: сокращение бюджетного дефицита для
стабилизации экономики; прекращение кредитования неперспективных предприятий и
сокращение темпов инфляции; приватизация крупных предприятий и создание
рыночной экономики при условии юридического обеспечения этого процесса;
реорганизация сельскохозяйственного и энергетического секторов экономики с
целью увеличения денежных валютных поступлений; установление реалистичного
обменного курса рубля.
В соответствии с Меморандумом МВФ составил Программу действий, в рамках
которой страна получила первый кредит в размере 1,04 млрд. долларов США на
полгода.
Выполнение Программы должно было способствовать предоставлению второго
кредита на аналогичную сумму. Далее предполагалось обеспечить фиксированную
привязку курса рубля и создать стабилизационный фонд.
Решение МВФ о финансовой поддержке реформ в России было одобрено на встрече
семи ведущих промышленных держав в Мюнхене летом 1992 года Поддержку
стабилизационной программе России оказали известные теоретики-монетаристы, в
том числе профессор Гарвардского университета Д. Сакс.
В случае выполнения программы, намеченной в Меморандуме, предполагалось
предоставить России крупномасштабный пакет экономической помощи в 24 млрд.
долларов США.
Эта сумма складывалась из следующих составляющих: помощь на двусторонней
основе - 11 млрд. долларов США; кредиты МБРР по программе "стенд-бай"
и на структурную перестройку энергетического комплекса - 4,5 млрд. долларов
США; создание фонда стабилизации рубля - 6 млрд. долл.; отсрочка выплаты
внешнего долга - 2,5 млрд. долларов США.
Однако претворение в жизнь программы "натолкнулось" на ряд
трудностей. Начиная с осени 1992г. в стране начала "развертываться
инфляционная спираль", поскольку кредитная и финансовая политика оказалась
непоследовательной по вине как правительства, так и Центробанка.
В декабре 1992 года эмиссия Центрального банка составила 1,3 трлн. рублей,
что превысило сумму за предшествующие одиннадцать месяцев. При уровне инфляции
10 % в неделю и учетной ставке 80% в год предприятия стали переводить рубли в
доллары. План сокращения бюджетного дефицита до 5 % ВНП был сорван и уже в
январе 1993г. уровень дефицита составил 15% ВНП.
В начале 1993 года МВФ провел специальный анализ ситуации в России и,
положительно оценив отдельные действия и общее направление экономической
политики В. Черномырдина, выделил следующие негативные моменты в осуществлении
реформ.
Во-первых, правительству не удалось увеличить государственные поступления,
результатом чего стало не сокращение, а рост бюджетного дефицита. Во-вторых,
было констатировано ослабление финансовой и денежной политики, в частности, в
связи со значительными целевыми кредитами отдельным отраслям и секторам
промышленности по фиксированным ставкам, намного меньшим по сравнению с уровнем
инфляции ( до 75% этих кредитов немедленно оказывались на валютном рынке,
стимулируя дальнейшую инфляционную волну). Правительство также не пошло на
увеличение процентных ставок по вкладам в сбербанках.
Общим результатом сало "раскручивание инфляционной спирали" с
потенциальной опасностью превращения ее в гиперинфляционную. Соответственно
усилились отток из страны капитала, нежелание предпринимателей вкладывать
деньги в России, ухудшился платежный баланс, возрос дефицит государственного
бюджета. МВФ фактически "заморозил" предоставление своей помощи.
Реально были выделены лишь кредитные линии (экспортные квоты на двусторонней
основе и техническая помощь). Стабилизационный фонд рубля так и не был создан,
а из обещанных международных кредитов было реально предоставлено около 1,6
млрд. долларов США.
Последующие действия правительства вплоть до марта 1994 года, т.е. до
утверждения бюджета в парламенте, свидетельствовали о стремлении найти
промежуточный путь между Сциллой - гиперинфляцией, ведущей к отказу от
финансовой помощи, в том числе и МВФ, и жесткой финансовой политикой, чреватой
социальным взрывом.
Что касается руководства МВФ, то оно продолжало наблюдать за развитием
ситуации в России, ограничиваясь посылкой экспертов без принятия на себя
каких-либо конкретных обязательств.
Список литературы.
1. Долгов С.И., Васильев В.В., Гончаров С.П. Основы внешнеэкономических
знаний: словарь - справочник. - М., Высшая школа, 1990.
2. Киреев А.А. Международная экономика. -М., Международные отношения, 1997.
3. Леонтьев В.В. Экономические эссе. -М., Республика, 1992.
4. Международные экономические отношения /Под ред. Р.И. Хазбулатова. -М.,
Новости, 1991.
5. Мировая экономика /под ред. В. К. Ломакина. - М., Анкил, 1995”
6. Основы внешнеэкономических знаний /Под ред. И.П. Фоминского. - М.,
Международные отношения, 1995.
7. Шлихтер С.Б., Лебедева С.Л. Мировая экономика. - М., Catallaxy, 1998.
|