рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Место истории Древнего Египта в мировой истории

Реферат: Место истории Древнего Египта в мировой истории


План

Введение. Место истории Древнего Египта в мировой истории.
 

Внутренняя и внешняя политика Рамсеса II.
 
а) Широкое монументальное строительство в Древнем Египте эпохи Рамсеса II.
б) Экономическое положение Древнего Египта эпохи Рамсеса II.
в) Военные походы Рамсеса II.
 

Заключение. Роль эпохи Рамсеса II в истории Древнего Египта и в мировой истории.
 

Введение

Самобытная культура Древнего Египта («Страны Большого Хапи») с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

Минули тысячелетия , но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк . Напротив! Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям : ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы. Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели. «Вырезанные на камне изображения - это магические знаки,» - говорил римский поэт Лукиан, живший в I веке нашей эры. «Египетское письмо имеет символический характер. Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу», - предполагал историк Плутарх, живший на рубеже I и II веков. Писали о египетских иероглифах и Апулей, и Геродот, и многие многие другие. Но понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей , чтобы до конца выявить все тайны египетского письма. Это знаменательное событие - одно из самых выдающихся в истории мировой науки - произошло лишь в XIX веке. Ему предшествовали годы мучительных и бесплодных исканий. Всей душой стремясь к заветной цели, многие ученые незаметно для себя уклонялись в сторону и вступали на такой путь, который уводил их все дальше по запутанному лабиринту фантазий и домыслов. Но после дешифровки иероглифов перед нами обрисовалась во всем своем величии могучая цивилизация, процветавшая несколько тысяч лет на берегах Нила. Египтология широко открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей, созданных талантливым и трудолюбивым народом. Мы можем сейчас по достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры , науки и искусства.

Как уже было сказано выше, интерес к культуре Древнего Египта не иссякает до сих пор. Написано множество книг об истории, традициях «Страны Большого Хапи», о ее месте в мировой истории. Некоторые из этих книг я использовала при написании этой курсовой работы.

Первая книга в моем списке - сборник «Аравия. Материалы по истории открытия.» Она содержит обширные сведения не только по истории самой Аравии, но и по всему Древнему Востоку. Египтяне издревле снаряжали торговые и военные экспедиции в Аравию, расположенную на стыке трех материков и служившей соединительным звеном в общении областей Средиземноморья (в том числе и Египта) с Восточной Африкой и Индией, а через нее с Китаем. С отрывками из сочинений путешественников мы можем ознакомиться, прочитав эту книгу.

Еще одно издание - работа Н. Петровского и А. Белова «Страна Большого Хапи». При всей своей научной строгости эта книга читается как увлекательная повесть. Повествование пронизано двумя основными темами. Во-первых, конкретно показаны центры культуры Древнего Египта, жизнь народа во всем ее многообразии и наиболее существенные исторические события. Во-вторых, нарисована красочная картина рождения новой науки египтологии как за рубежом, так и в России. При этом авторы делают нас соучастниками научных открытий, вводят в лабораторию творчества, показывают романтику научных исследований. Творческий подвиг ученых, положивших начало египтологии, и первого среди них француза Шампольона, представлен в книге во всем своем величии. В первой и заключительной главах книги показаны русские путешественники по Египту и неутомимые исследователи его древней культуры. На страницах книги воскресают светлые образы капитан-лейтенанта Бутенева и академика архитектуры Ефимова, связь которых с Египтом была несправедливо забыта. Должную оценку нашли и заслуги многих других русских ученых, таких как Норова, Сенковского, Рафаловича, Голенищева и Стасова. В конечном итоге работа египтолога Н. С. Петровского и литератора А. М. Белова в увлекательной и доступной форме раскрывает нам не только историю великого народа, но и этапы изучения этой истории.

Одним из основных источников информации для этой работы стала Библия. Рамсес II упоминается в Ветхом Завете применительно к двум историческим периодам - время поселения израильских племен в Египте (время Иосифа) и притеснение потомков Израиля в стране фараонов (время Моисея). Существует мнение, что в основе этих библейских рассказов лежат, скорее всего, многочисленые предания ханаанского населения Палестины, неоднократно проникавшего в Египет. Но возможно и сочетание этих преданий с преданиями собственно израильских племен времен первых фараонов девятнадцатой династии.

Также при подготовке к курсовой работе я использовала книгу И. А. Стучевского «Рамсес и Херихор». Она в достаточно полном объеме раскрывает особенности развития Египта эпохи XIX династии. В книге подробно описаны практически все аспекты жизни Древнего Египта. Уникальность этой книги в том, что автор приводит цитаты из подлинных документов для подтверждения всех своих высказываний. Кроме своего мнения Стучевский приводит мнения и других исследователей, занимавшихся данной проблемой, что создает наиболее полную картину, позволят нам придерживаться того или иного суждения или сформировать свое.

Мною использована и работа Иммануэля Великовского «Рамсес II и его время». Книга написана очень просто и доступно. Единственной трудностью, возникшей при работе с этим произведением, было отсутствие его издания на русском языке, и пришлось переводить книгу с английского языка. Ценность этого издания в том, что оно включает в себя главы, посвященные обзору библейских стихов, повествующих о жизни египетского народа времен правления Рамсеса II. Также в книге приведены цитаты из подлинных египетских документов.

Завершают мой список литературы Малая Советская энциклопедия и Энциклопедия для детей. В них я нашла краткие сведения по интересовавшему меня вопросу. В детской энциклопедии я также встретилась с довольно любопытной легендой о фараоне Рамсесе II, которую тоже включила в мою курсовую работу.
 

Внутренняя и внешняя политика Рамсеса II
Широкое монументальное строительство
в Древнем Египте эпохи Рамсеса II

Итак, теперь я приступаю непосредственно к описанию и анализу исторических процессов Египта периода правления фараона Рамсеса Второго, на мой взгляд, одного из интереснейших этапов египетской истории. Это время в основном характеризовалось широким строительством и многочисленными военными походами. Для времени Рамсеса II характерно стабильное социально-экономическое положение, хотя до нас дошли некоторые свидетельства о бунтах ремесленников в Фивах. Но в целом , в экономическом плане Египет процветал, без этого были бы невозможны длительные военные походы Рамсеса II. На всех этих вопросах я остановлюсь ниже.

Долгое, шестидесятисемилетнее царствование (1317-1251 гг. до н. э.) Рамсеса II оказалось последним более или менее длительным взлетом былого могущества Египта. В дальнейшем фараонам уже не удавалось на сколько-нибудь продолжительный срок закрепить свое влияние и власть в соседствующих на севере и на юге странах и навязывать им свою волю.

Наглядным свидетельством могущества Рамсеса II служат развалины многочисленных воздвигнутых по его повелению великолепных , богато украшенных храмов и святилищ. Они сооружались повсеместно в Египте и в Северной Нубии.

В соответствии с древней религиозной доктриной фараоны считались существами божественной природы, «детьми великих богов мироздания» и поэтому являлись объектами религиозного почитания. Особенно последовательно это соблюдалось в отношении Рамсеса II, прижизненное и посмертное обожествление и культовое обслуживание которого осуществлялось по всему Египту и за его пределами. Особого развития обожествление Рамсеса II достигло в Нубии. В некоторых храмах имелись даже изображения Рамсеса II, совершающего поклонения самому себе как богу. Ученый Б. А. Тураев писал: «Рамсес II выступает богом с такими притязаниями, как никто из его предшественников. Его не стесняет несравнимость божества».

Одними из самых замечательных храмов являются два пещерных храма в Абу-Симбеле, в Нубии. Храмы Абу-Симбел, высеченные в хрупком песчанике, были сооружены три тысячи двести лет тому назад. Высота одного из них - тридцать три метра, ширина - тридцать восемь метров, глубина - шестьдесят пять метров. У входа в храм возвышаются четыре двадцатиметровых колосса, каждый из которых изображает Рамсеса II. Гигантские статуи как бы охраняют древнее святилище. Неизвестный ваятель увековечил также всех детей фараона, расположив их у ног Рамсеса II.

Четыре статуи буквально подавляют своей монументальностью. Можно себе представить размеры этих гигантов, если ширина лица каждой скульптуры четыре метра семнадцать сантиметров, длина носа - сто два сантиметра, длина уха - сто шесть сантиметров, ширина глаз - восемьдесят четыре сантиметра, ширина рта - один метр десять сантиметров. Поразительно сохранение портретных черт на колоссах такого масштаба.

Все оформление храма было обусловлено одной идеей - всеми возможными способами превознести могущество великого фараона. Начиная от масштабов святилища и кончая тематикой его декорировки, все было пронизано этой идеей.

В выборе места для храма сказалось столь свойственное египетским зодчим умение поставить памятник с учетом окружающей местности: когда храм, расположенный на западном берегу Нила, освещается первыми лучами солнца, гигантские скульптуры внезапно окрашиваются темно- красным цветом и кажутся особенно рельефными на фоне отбрасываемых ими иссиня - черных теней. Колоссы производили незабываемое впечатление всеподавляющей мощи фараона. Образ Рамсеса II вообще господствует в храме: над входом высечено его скульптурное изображение, в первом помещении потолок поддерживают пилястры со стоящими перед ними гигантскими статуями царя; в культовой молельне наряду со скульптурами Амона, Птаха и Ра- Гора- Ахути есть статуя самого Рамсеса Великого.

Прославлению военных побед фараона посвящены рельефы гипостиля. На восточной стене, по обе стороны от входа, помещены традиционные изображения - Рамсес убивает перед богами группы пленных, направо от входа - ливийцев, налево - нубийцев. Правая, северная стена занята грандиозными скульптурными картинами, повествующими о борьбе Рамсеса II с хеттами, в том числе здесь показана и знаменитая битва при Кадеше. На левой, южной стороне развернуты эпизоды войн с ливийцами и нубийцами. На последней, западной стене видны итоги победоносных походов Рамсеса II: царь приводит пленных к богам, направо от прохода в следующие помещения -хеттов, налево- нубийцев, в соответствии с тем, какие войска изображены на примыкающих северной и южной стенах.

Рядом с храмом Рамсеса II находится меньший по размерам, но не менее величественный храм его жены.

На южной стороне храма Абу-Симбел на отвесной скале из песчаника высечена «брачная стела» Рамсеса II. Она воспроизводит текст документа, разосланного в различные храмы Египта для его увековечения на их стенах. Надпись эта не избежала повреждений. Резчику, высекавшему в Абу-Симбеле текст «брачной стелы», не хватило места для ее полного воспроизведения. Он высек только сорок одну строку, несмотря на то, что постепенно уменьшал размеры иероглифов. В конце концов ему пришлось дойти до края скалы и остановиться, не завершив повествования. Надпись долго подвергалась влиянию непогоды, пока ее совершенно не засыпало песком. Поэтому неудивительно, что немецкий ученый Р.Лепиус, первый взявшийся за изучение стелы в 1843-1844 годах, списал только восемнадцать строк, так как нижняя часть стелы погребена под песками. Лишь в конце прошлого века французский египтолог Э. Буриан скопировал, хотя и несовершенно, всю надпись.

Первые двадцать строк текста «брачной стелы» содержат длинное вступление с обычными славословиями и похвалами Рамсесу II. Далее следует подробное описание битвы фараона с хеттами, в результате которой впоследствии и был заключен брак между хеттской принцессой и Рамсесом II. Подробнее об этом я расскажу ниже. На «брачной стеле» кроме текста сохранилось еще рельефное изображение прибытия царевны в резиденцию Рамсеса II и изображение следующего за ней Хаттушиля, ее отца.

Еще один известный египетский храм периода Нового Царства - Луксорский храм в Фивах. Он чарует посетителей красотой своих колоннад и рельефов. Говорят, что в лунные ночи впечатление еще более усиливается благодаря «таинственности неожиданных эффектов светотени». Храм не был построен при каком-то одном фараоне. Каждый из державных владык Египта считал своим долгом принять участие в украшении обители главного египетского бога Амона-Ра. Храм постоянно перестраивался, иногда даже разрушались целые залы, чтобы на их месте построить новые, еще более грандиозные. Своеобразные ворота к храму образуют пилоны - две монументальные башни с наклонными стенами. Они были построены в XIII веке до нашей эры. Перед пилонами стоят огромные двадцатипятиметровые обелиски, покрытые иероглифическими надписями. Обелиски высечены из асуанского гранита и весят более 2500 тонн каждый.

Но если надписи на обелисках понятны лишь посвященным, то великолепные изображения на пилонах вызывают всеобщее восхищение. Здесь запечатлено грандиозное сражение, произошедшее между египтянами и хеттами в XIV веке до нашей эры при Рамсесе II. Это многофигурная композиция, в которой древний мастер отлично передал напряжение боя, неукротимый порыв наступающих и отчаянное сопротивление оборонявшихся. Над бесчисленными воинами и боевыми колесницами высится могучая фигура фараона, который на картине раз в десять больше простых смертных. На пилонах начертана целая поэма о битве при городе Кадеше, прославляющая фараона и мощь его бога-покровителя - Амона-Ра. А рядом стоят шесть огромных статуй победителя хеттов - Рамсеса II. Такое нагромождение грандиозных обелисков, статуй, пилонов с ярко раскрашенными картинами, залитыми лучами солнца, должно было ошеломлять зрителя, вселять в него восхищение и внушать робость перед могуществом всесильного фараона.

Очень подробное и яркое описание дворца и заупокойного храма Рамсеса II - Рамессеума - в западной части Фив дала М. Э. Матье в своей работе, посвященной искусству Древнего Египта: «Храм Рамсеса II, созданный зодчим Пенра и известный под названием Рамессеума (древнее название «Дом миллионов лет Рамсеса - Мериамона во владении Амона»), намного превосходил по масштабам и монументальности оформления святилище Сети I. К сожалению, и здесь нам не известны ни фасад всего ансамбля, ни способ соединения его с Нилом, так как территория перед храмом в настоящее время занята полями. Если исходить из того, Рамсес III явно пытался построить свой заупокойный храм... по образцу Рамессеума, можно предположить, что и перед последним возвышались грандиозные ворота с башнями и находился бассейн, откуда шел канал к Нилу."

В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II, обнесенную кирпичной стеной, служит гигантский пилон из песчаника. За пилоном находится первый двор. Удачное разрешение декорировки этого двора было достаточно сложным делом, так как требуемое в египетской архитектуре соблюдение симметрии здесь было затрудненно тем, что левая, южная сторона двора являлась одновременно и фасадом расположенного здесь дворца. Пенра блестяще разрешил стоящую перед ним задачу, оформив фасад дворца в виде портика с двойной колоннадой, а противоположную, северную стену дворца - одним рядом колонн, перед которыми, однако, стояли ассирические колоссы царя. Западная стена дворца не имела колонн, она была ограничена следующим, сравнительно невысоким пилоном, к проходу которого вела лестница, так как второй двор был расположен выше первого. С каждой стороны лестницы стояла гигантская гранитная статуя Рамсеса II, около двадцати метров в высоту. Сохранившийся колосс является величайшей монолитной скульптурой и весит около одной тысячи тонн. Поверхность пилона была покрыта раскрашенными рельефами, содержавшими две огромные композиции: битву с хеттами при Кадеше и праздник Мина, во время которого фараон торжественно срезал золотым серпом первый сноп, открывая жатву всей стране. Из портика во дворец вели два входа, расположенные по обе стороны «окна явлений». Через небольшие вестибюли посетители попадали в приемный зал с шестнадцатью  колоннами, занимавший центральную часть здания. В каждой из боковых стен зала, кроме двери из вестибюля, была еще дверь, ведшая в личные комнаты царя. В глубине зала, прямо напротив «окна явлений» был проход в четырех колонный тронный зал. Позади здания дворца был расположен в особой постройке гарем с четырьмя отдельными комплексами, по пяти комнат в каждом.

Второй двор Рамессеума был оформлен иначе, чем первый, так как он служил подходом к зданию заупокойного царского храма. Здесь портики шли вдоль всех четырех стен, но оформление их было решено различно: боковые портики (северный и южный) имели по два ряда колонн в форме связок папируса, с гладкими стволами и капителями; с востока, вдоль пилона был возведен один ряд колонн с осирическими колоссами перед ними; вдоль западной же стороны двора, перед входом в храм, возвышался двойной ряд колонн и осирические колоссы. Гипостиль, большой зал дворца с тесно поставленными колоннами, был расположен во всю ширину здания и занимал площадь в тысячу двести квадратных метров и имел сорок восемь колонн. В Рамессеуме гипостиль предшествовал трем группам дальнейших помещений. За гипостилем находилась культовая часть храма из пяти самостоятельных подразделений. Основное лежало на центральной оси здания и состояло из трех последовательно расположенных восьмиколоных залов, средние проходы которых служили, таким образом продолжением большого гипостиля. Далее находилась главная молельня храма, посвященная, вероятно, Амону и царю, потолок которой поддерживался четырьмя четырехгранными столпами. Назначение остальных комплексов не вполне установлено, но, по некоторым данным можно предположить, что два южных были предназначены для культов Сети I и и бога Осириса, а один из северных, с открытым двором, - для солярного культа. Возможно, что за святилищем Осириса были устроены сокровищницы храма.

Все помещения были богато декорированы. Потолки, как всегда, изображали небесный свод: на потолке центрального гипостиля были изображены священные коршуны с распростертыми крыльями, а на синем фоне перекрытий по бокам сияли желтые звезды. Особенно интересен был потолок первого колонного зала центрального культового помещения, покрытый символическими изображениями созвездий. На стенах и колоннах были размещены то большие композиции походов и побед Рамсеса II, то то ритуальные сцены или фигуры фараонов и богов.

Помимо зданий храма и дворца на территории Рамессеума стояло много других построек. Огромное место занимали кладовые. Бесконечными рядами тянутся здесь сложенные из кирпича длинные сводчатые помещения, сгруппированные в особые, тщательно охранявшиеся комплексы, которые почти вплотную окружали храм с севера, запада и юга. Они имели различное назначение и соответственно различное оформление. Наиболее важным был, по-видимому, комплекс, занимавший северо-западный угол Рамессеума. Перед ним был устроен портик с двадцатью восьмью колоннами, в западном конце которого находилось каменное возвышение с навесом. Из портика были двери в двенадцать кладовых, а посередине - вход в длинный узкий зал с тридцатью четырьмя колоннами, расположенными в два ряда. Возможно, здесь размещалось управление кладовыми.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.