рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси

[3. с.136]

Сохранившиеся документы позволили вполне отчетливо констатировать пополнение городского населения за счет крестьянства. Вместе с тем в более крупных городах в числе жителей были выходцы из малых городов и местечек, принадлежавших частным владельцам.

Реализуя желание воспользоваться городом для пополнения своего кармана, феодал не отказывался от возможности «переключить» часть своих подданных на труд в сфере мелкого товарного производства и обмена. Инвентари дают достаточно прямых и косвенных свидетельств того, что в структуре городского населения постоянную группу составляли жители, переселенные их феодальными господами и сохранявшие при этом свою личную зависимость.

Горожанин-крепостной выступает в белорусском феодальном городе совершенно отчетливо. Неверно видеть в этом факте особенность Беларуси или всего Великого княжества Литовского. Это – особенность эпохи. Так, исследователь феодальных городов Франконии В.А. Ермолаев пришел к выводу, что «все население франконских городов XVI века можно разделить на три категории: на лиц, не находящихся в феодальной зависимости и не несущих никаких феодальных повинностей; на лиц, лично свободных, но находящихся в феодальной зависимости от города или других сеньоров и несущих соответствующие повинности; на лиц, находящихся в крепостной зависимости».

Сходную с этой можно считать структуру населения белорусского города XVI – первой половины XVII в. Таким образом, крепостной горожанин – фигура постоянная для феодального города. Но обосновавшись в городе такой крепостной приобретал возможность снять с себя бремя натуральных повинностей, заменив их денежным оброком.

В социальной структуре городского населения Беларуси проглядывает еще одна группа, существование которой вызвано как ростом фольварочно-барщинной системы, так и развитием товарно-денежных отношений. Группа эта обозначена в источниках терминами «люзные», «гультяи». Оба термина имеют ввиду разорившуюся и обезземеленную часть крестьянства. В течение XVI – первой половины XVII в. город привлек большую массу разорившегося крестьянства и они образовали постоянную группу городского населения.  Конституция 1620 года прямо называет «люзного» городским жителем. Согласно этой конституции, к «люзным» - горожанам относились те, «которые домов своих не имеют и не нанялись на год».

Для того, чтобы быть полноправным горожанином, находиться под защитой городского самоуправления, пользоваться привилегиями, которые предоставлялись городу, состоять в цехе, а значит, иметь право заниматься ремеслом, вести торговлю на городском рынке, необходимо было обладать определенной недвижимостью. Обязательным минимумом являлся собственный дом, или, как тогда говорили,  «оселость свою мети». В цеховых уставах оговаривалось, что для вступления в цех мастер, помимо знания своего ремесла, должен «у месте быть добре оселым». Следовательно, «люзный» горожанин не имел необходимого имущественного минимума, чтобы стать полноправным горожанином. И тем не менее «люзные», «гультяи» заполняют города. Они снимают жилое помещение у горожан и в документах фигурируют под названием «каморники». Те из них, которые занимаются перепродажей товаров, продуктов, обозначены в источниках термином «перекупники»; работающие по найму – «наймиты», «молодцы», «паробки»; пошедшие в услужение названы «слугами». То, что все эти виды занятий выполняли «люзные», видно из решения Волковысского сейма 1578 г., в котором сказано, что «перекупники и люзные, то есть гультяи мужчизны и невесты, наемники и слуги» в больших городах платят побор 30 грошей, а «в малых местечках» - 15. Значит концентрация «люзных» в городах приобрела заметные масштабы и создала достаточно многочисленную группу населения – иначе налоговый побор и как источник дохода и как своеобразное репрессивное средство не имел бы смысла.

Но в городе поселялся не только разорившийся крестьянин. Число горожан пополнял и крестьянин, обладавший известными материальными возможностями, которые позволяли ему обосноваться в городе как полноправному горожанину. Лишенные такой возможности, но обладавшие ремесленной профессией, оказывались в сфере бюргерских и цеховых связей, хотя и не имели «своей оселости», то есть собственного дома и двора, живя на положении «каморника». О таких мастерах – членах цеха сообщает ряд городских документов. Видимо велико в городе было и число нищих. По этой причине рады Могилева, Слуцка создали особые цехи нищих.

Известна белорусскому феодальному городу и группа разорившихся горожан. По данным о сборе «позлотового» побора с городских домов Витебского повета в 1601 г., из 1143 домов 295, или 26%, названы «бедными халупами». Из 253 ремесленников, уплативших этот налог, 81 – «бедные», а 23 «худшие», первые платили 15 грошей, вторые 12. О большой численности бедных горожан в какой-то мере может свидетельствовать сам факт их обложения налогом.

Верхушку городского населения составляли богатое купечество, ремесленные мастера, стоявшие во главе цехов. Эта часть горожан держала в своих руках всю власть в городе. Большое число описей имущества, завещательных актов позволяет составить общее представление о структуре собственности городских богачей. Основные ее элементы – дома, лавки, товары, наличные суммы, долговые обязательства, пахотные, сенокосные угодья и фольварки. Можно с полной уверенностью сказать, что богатство купца, цехмистра покоилось на двух основаниях: товарном производстве и обмене и феодальном хозяйстве.

Перераспределение части денежных средств из сферы товарного производства и обмена в сферу землевладения с потребительскими целями диктовалось также чисто житейскими соображениями: стремлением обеспечить себя необходимыми продуктами на случай неурожая. А случаи подобного рода были очень частыми и неизбежными ввиду низкого уровня земледелия и малой продуктивности сельскохозяйственного производства. В то же время товарное производство и обмен оставались в целом слаборазвитыми. Их возможности очень часто зависели от состояния и возможностей внешнего рынка. Продолжительные и частные войны, постоянные вспышки феодальных междуусобиц внутри страны, вошедшие в быт Великого княжества Литовского, надолго прерывали торговые операции купечества и ремесленных мастеров, увеличивали риск приложения средств в товарно-денежную сферу. Создавшийся подобным образом избыток денежных средств претерпевал чисто феодальное превращение, «застывая» в землевладении.

Немаловажным обстоятельством  для формирования структуры собственности богатой городской верхушки являлось пополнение числа горожан из среды мелкопоместного военно-служилого слоя – бояр. Обосновавшись в городах, бояре, не покидая меча, обзавелись безменом и ремесленным инструментом. Особенно заметный слой городского населения они составили в Полоцке и Витебске. Среди городской верхушки была и шляхта.

Средний слой горожан составляли главным образом ремесленные мастера, торговая часть жителей, владевшая лавками, ларьками на рынках. В этот слой входили подмастерья, ученики из числа полноправных горожан, являвшихся членами семей ремесленных мастеров и повторявших путь, пройденный их отцами. Общую численность среднего слоя горожан в крупных городах правомерно определить в пределах 40-50% всех жителей, учитывая, что часть их составляло духовенство, чины феодальной и правительственной администрации.

[ 6. стр. 54-72]

Наиболее богатыми горожанами были купцы, владельцы ремесленных мастерских, крупные домовладельцы, ростовщики, представители белого и черного духовенства. Все они располагали многочисленной прислугой. В городах жили крупные феодалы с дружинниками, а также представители королевской и синьориальной администрации. Со временем, по мере развития науки и культуры, здесь появились врачи, юристы, художники, артисты, преподаватели школ и университетов. [9. с.93-96. ]

Итак, с полным основанием можно заключить, что в течение всей феодальной эпохи белорусское крестьянство сформировало городское население во всей его структуре – от патрициев до плебеев, от богачей-купцов и цехмистров до учеников и наемников – «людей работных», «молодцов», «паробков».

С развитием городов, усилением их экономической роли, а с другой стороны, с расширением сословных привилегий господствующего класса городское население все более настойчиво домогалось от верховной власти сословных прав и гарантий, без которых ему грозила судьба крепостного крестьянина.

Господствующий класс и государственная власть уступали по мере того, как  убеждались в перспективности пополнения источников своих доходов за счет экономической деятельности городов и невозможности эффективной эксплуатации города на тех же принципах, что и крепостного крестьянства. На этой основе зарождалась система прав и привилегий, в которых городское население конституировалось в сословие феодального общества в любом феодальном государстве, в том числе и в Великом княжестве Литовском.

Принцип сословных гарантий и привилегий, на котором покоилась социальная организация феодального общества, стал исходным пунктом и в общественно-экономическом и политическом развитии феодального города. Важнейшим в системе привилегий было право городов на организацию самоуправления.[6. стр. 54-72]


3. Городское самоуправление

& 1. Городское самоуправление на магдебургском праве

Ряд поощрительных привилегий и льгот городам способствовал экономической деятельности населения. Естественно, что чем более заметной становилась роль городов в экономической жизни государства, тем настойчивее выступали горожане с требованием политических гарантий в обществе.

Первой целью, которой добивались горожане во всех странах феодальной эпохи, было право организации городской жизни на основе самоуправления. Образцом для горожан Беларуси служили нормы права города Магдебурга. Жалованные грамоты на магдебургское право провозглашали три принципа: отмену действовавших прежде обычаев, литовского, русского права; отмену власти и суда над мещанами державцев, помещиков, воевод и всех других чинов великокняжеской администрации на местах; учреждение самоуправления – рады, избираемой горожанами.

Органы великокняжеской власти, в частности, великокняжеский суд, сохраняют за собой право разбора дел мещан лишь в качестве апелляционной инстанции на решения органов городского суда. Но и при этом во всех грамотах оговаривается, что разбор такой апелляции будет производиться в соответствии с нормами магдебургского права.

То, что города Беларуси, по крайней мере крупнейшие, до магдебургского права имели свой суд и свое право, подтверждают источники. Можно лишь предположить, что  местное право видимо мало учитывало специфические нужды и деятельность горожан, новое положение самого города как центра ремесла и торговли. В противном случае трудно понять сам факт замены местного права чужеземным, учитывая столь типичную феодальной эпохе приверженность традиции, старине.

Следовательно, достигнутый уровень городской жизни оказался в противоречии с традиционными правовыми нормами. Видимо, этот конфликт назревал в течение длительного времени и, естественно, ранее других острота его сказалась в крупных городах. Не случайно они первыми получили магдебургское право. Это были, как известно, Брест, Гродно, Слуцк, Полоцк, Минск. Только в смене социальной структуры населения и в изменившемся уровне экономической деятельности городов в качестве центров ремесла и торговли можно найти реальную почву для утверждения в городах Беларуси магдебургского права. Предоставление городам самоуправления было, несомненно, признанием за ними определенной общественной силы, важной роли в судьбах государства. Оно составило целый этап его социально-экономической истории. [6. cтр.78-84]

& 2. Деятельность самоуправления

Согласно магдебургскому праву, рада во главе с бурмистрами должна была собираться в ратуше «не менее одного раза в неделю, либо столько, сколько потребуется». Предметом обсуждения на этих заседаниях должны были служить общие интересы города, «умножение общего блага», предупреждение ущерба, решение возникших тяжб, установление мер к предупреждению дороговизны на продукты питания. Магдебургское право также обязывало раду принимать нужные меры для предупреждения в городе раздоров, «защищать вдов и сирот», искоренить азартные игры (карты, кости и др.). Раде должны были быть «во всем  послушны все ремесленники города». Те из них, кто нарушал устав цеха, подлежали наказанию, которое определяла рада.

Очевидно, что круг деятельности рады был весьма обширен, но главное место отводилось функциям исполнительной и судебной власти. Войту с лавниками магдебургское право отводит только судебные функции. [6. стр.116]

Защиту городского рынка от частновладельческих юридик рада городов нередко осуществляла путем репрессий против ремесленников и торговцев, находившихся под властью феодалов. В Минске, например, рада запрещала им вести торговлю и изгоняла с рынка, В Могилеве по предписанию рады разрушались лавки, построенные на городском рынке частновладельческими горожанами. Отстаивание и расширение привилегий города отражало стремление рады закрепить сословные позиции горожан. Примером такой ее деятельности является «вилькер», т.е. городской статут, принятый жителями Орши в 1621 году. Подтверждая этот статут, королевская грамота от 3 марта 1623 года сообщала, что от имени города к великому князю обратились бурмистр и лавник с просьбой подтвердить данное городу в 1620 г. сеймом, состоявшимся в Варшаве, магдебургское право. Вместе с тем, учитывая, что город «разорен московским неприятелем» и сильно пострадал «от разных своевольных громад», просители настаивали на уточнении и расширении прав городского самоуправления.

[6. стр.126]

Наряду с судебными функциями рада несла ответственность как административный и распорядительный орган. Она наблюдала за ведением торговли, изготовлением и продажей продуктов пекарями, мясниками, рыбаками, солодовниками. Рада устанавливала цены на хлеб, единые меры продажи зерна на рынке. Она осуществляла сбор налогов и поборов, организацию выборов и отчетности городского самоуправления, ведала городскими доходами и земельными участками, устанавливала нормы и правила внутригородской жизни, назначала и освобождала мещан от выполнения тех или иных обязанностей в качестве должностных лиц.

Рада строго следила за тем, чтобы торговля велась только на рынке и категорически запрещала торговлю на улицах и в домах. Например, в 1643 году рада Полоцка приняла 7 сентября специальное решение, в котором предписывала «абы так Заполочане, Заречане и Кабачане не куповали и не важылисе жадное речи, збожа всякого и будованья жадного в домах, а только на рынку» во избежание дороговизны. Такого рода распоряжения содержат книги рады Могилева, Бреста, Гродно, Минска, Слуцка.

О начале торговли возвещала вывешенная над воротами рынка «торговая хоруговка». Первое право покупки продуктов и сырья для ремесленного производства предоставлялось ремесленным мастерам. До тех пор, пока они не произведут нужные закупки, никто не имел права под угрозой конфискации приобретать эти товары. Например, в Могилеве, Бресте, Полоцке солодовники имели право первых покупателей зерна, кузнецы – закупки угля, скорняки – меха и т.д. Вместе с тем рада запрещала закупать нужные для ремесла товары в количестве, превышавшем производственные нужды мастера. Таким путем она стремилась не допустить спекуляции продовольствием и сырьем, в которых города всегда остро нуждались.

Столь же ревностно следила рада за сохранением земельных участков, принадлежавших городу. Каждая попытка феодалов посягнуть на эти земли встречала сопротивление. Распределение участков, передача их во владение, по наследству, купля и продажа производились только с разрешения рады. Каждый такой акт заносился в книгу рады с обязательным указанием, что за полученный или приобретенный участок горожанин обязан нести установленные повинности и поборы в пользу города.

Сложной обязанностью рады был сбор налогов и поборов. Ее выполняли специально назначаемые лица.

В Бресте, Гродно они носили название шафары, в Полоцке, Могилеве – бирчие. Помимо регулярных ежегодных налогов, шедших в казну, горожанам приходилось нести расходы на постой воинских отрядов, расположившихся в городе. На посылку ходатаев в Варшаву «по разным делам города» рада Могилева в 1624 году объявила 8 ставок поборов с лавок и земельных участков.

Не было более трудной и порой опасной обязанности, чем обязанность сборщика налогов. Если, например, для вызова мещанина на суд рады достаточно было «слуге мескому» написать на стене дома адресата мелом извещение о дне явки, как это делалось в Полоцке, то сборщик налога столь простым способом выполнить свою обязанность не мог. В раду он обязан был явиться, собрав определенную сумму денег, которая заранее подсчитывалась. В Могилеве, например, радой заранее проставлялась сумма, которую должна была дать каждая сотня. При подсчете 22 июня 1649 г. оказалось, что вместо предполагаемых 1228 коп с восьми сотен собрано было только 500, при этом бирчие сообщали, что пустые дома и бедные исключают вообще сбор 288 коп грошей. Рада объяснила такой недобор «недбалством» бирчих, но последние заявили, что не смогли взыскать требуемую сумму из-за «бедности людей».

Собирая поборы, формируя бюджет города, рада по истечении срока своих полномочий, длившихся обычно год, представляла отчет. Для выслушивания отчета собирался весь состав рады; в Бресте еще избирали специальных представителей от каждой улицы, входившей в юрисдикцию самоуправления. Процедура отчета носила название «слухание личбы». После утверждения отчета войтом города функции рады считались законченными.

В деятельность рады входили заботы о благоустройстве города, безопасности его жителей. Последнее обеспечивалось главным образом судебными средствами. Сурово карались воровство, поджоги, даже мелкая кража. [ 6. стр.135-137]

Интересами благоустройства и безопасности городской жизни проникнуто специальное решение, принятое радой Несвижа 27 сентября 1589 г. Как гласит само решение, войт, бурмистры, лавники, «вся рада и поспольство» приняли этот «плебисцит, або ухвалу».

Постановление предусматривало ряд мер по благоустройству города и обеспечению безопасности. К первым относился запрет пасти скот у городской крепости, установление побора с каждого жилого участка для ремонта дорог, городских укреплений, предписание, чтобы в каждом доме был построен дымоход. В противопожарных целях постановление обязывало горожан соблюдать осторожность, «беря огонь у соседа», в каждом доме иметь всегда запас воды, очищать дымоходы от сажи. [ 6. стр.138]

Раду беспокоило появление в городе плебейского элемента, о чем свидетельствует требование «не принимать в городе гультяев, люзных, а если такой явится, то дать знать о нем» городским властям.

Главной причиной конфликтов горожан с радой были непрерывные денежные поборы. Рада нередко совершала их незаконно. В 1636 году, например, цехмистры Могилева подали великому князю жалобу, в которой изобличали раду в незаконном взимании купеческого налога с ремесленников, в измышлении поборов, не предусмотренных ни сеймовыми решениями, ни грамотами городу и городским правом. Произвол и беззаконие рады Полоцка во взыскании поборов вызвали в 1615 году протест мещан города, в 1650 году она была изобличена в присвоении 600 коп грошей из городского бюджета.

Неверно было бы, однако, объяснять описанную нами ситуацию только специфическими условиями, в которых находились города Беларуси в XVI – первой половине XVII веков. Характеризуя обстановку, сложившуюся в средневековых городах Фландрии и Германии В.В. Стоклицкая-Терешкович отмечает: «Все правление носило характер грубого произвола. Бремя налогов становилось все тяжелее». Белорусский патрициат вел себя в родном городе точно так же, как его западноевропейский современник либо предшественник в своих городах. [6. стр.139-140]

4. Экономическое развитие городов

& 1. Ремесленные занятия горожан.

Существование города в качестве самостоятельного социально-экономического фактора феодального общества и центра развития культуры стало возможным благодаря превращению его в центр ремесла и торговли. XVI век стал временем, когда этот процесс проявил себя наиболее полно по сравнению с предыдущими и следующими столетиями феодальной эпохи. [ 7. стр.159-165]

Период раннего феодализма характеризуется  сравнительно низким уровнем развития производительных сил. Господствовало натуральное хозяйство, выразительной чертой которого было соединение ремесла с земледелием; последнее было основой хозяйства. Постепенно совершенствовались средства производства и приемы ремесленной деятельности. Выделялись люди, занимавшиеся в основном или исключительно ремеслом. Одним из главных  факторов роста феодального города было развитие ремесла путем расширения производства, усовершенствования техники и дальнейшей специализации.

[2. стр.59-70]

Издавна ремесленники, жившие в поместьях, сочетали занятия ремеслом с сельским трудом. Но, как правило, их изделия не отличались высоким качеством, да и сбыт продукции был невелик. Появление городских ремесленников привело к повышению качества продукции, а также к оживленному товарообмену между горожанами и сельскими жителями. Все чаще ремесленники уходили из поместий в города, где они были более самостоятельными и где существовал спрос на их изделия. [9.  с.93-96. ]

В Европе после падения Римской империи была надолго утрачена культура ремесел, которыми славились античные государства, и лишь в XI – XIII веках началось бурное развитие ремесленного производства. Наибольшее распространение получили текстильная отрасль, производство обуви, металлургия, кузнечное и ювелирное дело. Из-за непрерывных войн и походов особым спросом пользовалось оружие, а также металлические доспехи – латы, шлемы, кольчуги и пр. [ 9.  с.93-96. ]

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.