рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Мадагаскар

И последнее: нужно понять, чего в реальности добивался СССР в Африке и в какой степени серьезно собирался он строить коммунизм на этом континенте. Практический опыт работы в Азии и Африке и теоретические исследования, ведущиеся в рамках создания общей теории социо-культурных систем, свидетельствуют о том, что усилия СССР были направлены не столько на построение коммунизма в Африке, сколько на радикальное ослабление западного мира и разрушение его колониальной системы. Экономика западных стран в высшей степени зависима от их колоний, и разговоры об информационной революции и том, что деньги генерируются в процессе манипулирования бумагами, - не более, чем сказки для дефективных детей, полная фикция: западные страны невероятно зависят от своих колоний, от ресурсов, которые находятся на территориях последних. Российская социо-культурная система стремилась разорвать связи метрополий и колоний и тем самым радикально ослабить западные страны. Естественно, все это осуществлялось не в столь открытой и циничной форме, как описывается здесь. Речь более шла об освобождении африканских стран от колонизаторов и т.п. После того, как задача развала западной колониальной системы была практически выполнена, СССР за ненадобностью исчез и Россия принялась сама строить рыночную экономику и вторгаться на любые рынки на основании совершенно немыслимого для западных стран и компаний равноправия всех торгующих сторон.

Неоколониализм достаточно слаб и непоследователен, может быть, потому, что это не оригинальная форма, а вынужденная мера. Неоколониализм - это деградировавший колониализм, который во многом держится на стимулировании коррупции с западной стороны и отсутствии реальных альтернатив у стран, ранее бывших колониями. Если появятся альтернативы, основанные на разумных и равноправных отношениях с бывшими колониями, то последние, думается, быстро и с готовностью наладят новые связи, в том числе и с Россией. Мадагаскар не представляется исключением из общих правил.

Из всего вышесказанного следует, что колониализм и неоколониализм как формы доминирования западных государств над “третьим миром” серьезно подорваны. Благодаря целенаправленным усилиям СССР и его сателлитов в Восточной Европе африканские страны существенно преобразились по сравнению с колониальным прошлым. В 1960 году был совершен переход от примитивной колониальной системы к политической свободе и неоколониализму в экономической сфере. В 1980 - 90-е годы можно констатировать глубочайший кризис неоколониализма: африканские страны не могут более быть управляемы неоколониальными методами. Это долгая тема для разговора, но это так.

Мадагаскар - самая рядовая иллюстрация всего процесса. Получив политическую независимость в 1958 - 60-х годах, он был готов к тому, чтобы к нему в полной мере применили весь набор методов по установлению неоколониального господства. Так и случилось: на острове были посажены марионетки, куплено и подкуплено все, что нужно и можно.

В 1975 - 80-х годах, оставаясь экономически зависимым, Мадагаскар все больше переставал быть управляемым и начал последовательно генерировать антизападную политику. Падение власти Рацираки вовсе не означало краха коммунистических идей. Оно означало только то, что Мадагаскар достиг баланса сил внутри своего общества, который не позволял утвердиться какой бы то ни было одной прочной власти. И сейчас любая власть на острове не постоянна, крайне шатка и держится только на перманентных денежных инвестициях со стороны. По сути, Мадагаскар объявил тренд на такого рода инвестиции. СССР и другие страны к этому времени уже не существующего социалистического блока не отреагировали на предложение о финансировании Мадагаскара, но западные страны откликнулись весьма живо и заинтересованно. Все происшедшее воспринимается ими как крах коммунизма - учения, враждебного западной социо-культурной системе, - и возможность восстановления своего доминирования на Мадагаскаре и в “третьем мире” в целом.

После того, как в СССР перестали интересоваться утопией под названием коммунизм, там почему-то решили, что всё говорившееся противниками последнего - сущая правда, и стали повторять, а иногда даже пытаться реализовать то, что утверждали и советовали западные “эксперты”. В частности, много стали говорить о цивилизованной рыночной экономике - таком же фантоме на глобальном рынке, как и коммунизм.

Рыночная экономика в ее современном виде есть только проводник политики западных государств, по сути дела - синоним неоколониализма. И когда Россия начинает следовать принципам свободной конкуренции, когда аналогичное всё чаще позволяют себе бывшие колонии в отношении своей экспортной продукции, например, кофе, это означает полный крах неоколониализма и переход его на принципиально иной уровень. Стандарты рыночной экономики в применении к странам Запада фактически разрушают их основы. Рыночная экономика для западных стран может существовать только при экономической зависимости от них всего остального мира, но применение рыночных принципов по отношению к самим западным странам ведет к их разорению - это более, чем очевидно.

Естественно, российским компаниям стоит продолжать декларировать самые прогрессивные рыночные принципы и настаивать на последовательном их соблюдении. Итогом будет только всё большее экономическое ослабление западных стран и утверждение России в мире как новой экономической супердержавы. Россия не завязла в неуправляемом “третьем мире” и может формировать свою экономическую политику намного гибче и свободнее, чем современные западные страны.

Пусть эти рассуждения не покажутся Вам слишком общими: они крайне важны для понимания того, что происходит на Мадагаскаре в последние несколько лет. По сути, здесь, как и в остальной Африке, пытаются восстановить неоколониальный режим без учета того, что ситуация в мире радикально изменилась и Африка стала практически неуправляемой, то есть реально свободной в том смысле, что она более не может быть управляема любым из государств Запада или иного региона. Она может пребывать в нищете, но здесь ведь никто не воспринимает базисный уровень жизни как нечто странное или неестественное - напротив, это самая естественная форма для Африки. Происходит “африканизация” Африки, и аналогичный процесс идет на Мадагаскаре. Важным следствием его является то, что сколько в Африку сейчас не инвестируй денег и сколь целенаправленно не подкупай текущее начальство, это не может дать надежных результатов - пустая трата денег. Западным людям это, видимо, сложно понять, а западным компаниям, в общем-то, некуда деваться. Перейти же на свои знаменитые рыночные принципы они не хотят и не могут по множеству причин.

*          *          *

Итак, с момента ослабления власти Рацираки начинается новый этап в истории Мадагаскара - этап пост-неоколониализма и попыток западных стран, прежде всего Франции, восстановить доминирование на острове. Переход к нему был достаточно плавным и продолжался при вполне хаотичном состоянии дел на Мадагаскаре - только во время правления Рацираки в политическом и экономическом хаосе преобладали социалистические нотки и явный антизападный курс, а в период изменения политического курса стали доминировать прозападные ориентации. Тем не менее, Мадагаскар от этого сильно не изменился. К концу 1980-х годов он стал совершенно неуправляемым государством с массой политических партий, этническими и региональными противоречиями, активизация любого из которых вела к волнениям и росту нестабильности на острове, когда все сразу забывали об экономике, бросаясь разрешать очередной конфликт. Нетрудно представить, сколь приятные условия гарантировало это иностранным инвесторам.

Основные события описываемого периода были следующими.

В 1987 году вспыхнули волнения по серьезному поводу: население страдало от очевидного недостатка продуктов питания. Первыми забастовали докеры порта Тоамасина. Одновременно в четырех наиболее крупных городах острова начались выступления, направленные против индийской общины Мадагаскара. Индусы на острове, как и во многих других местах мира, занимались торговлей и, вероятно, стали слишком явно наживаться на недостатке продуктов питания. Прошла серия погромов, в ходе которых 183 магазина и 43 дома - всё индусские владения - оказались разрушены. Были также раненые и убитые.

В том же 1987 году начались очередные волнения студентов. Снова речь шла о реформе образования, снова что-то было не так. Студенты захватили кампусы и объявили забастовку на 6 месяцев. Правительство направило против них войска, были убитые и раненые. Реформы начались, но студенты все равно остались вечной оппозицией правительству на Мадагаскаре и даже в ходе реформ продолжали требовать его отставки.

В тот же период на Мадагаскаре активизировалось большое количество партий, в том числе стали набирать силу те из них, что носили откровенно прозападный характер, и прежде всего - Партия Демократических Мальгашских Христиан, базировавшаяся в Париже и пытавшаяся объединить католиков острова в борьбе против Рацираки и его социалистических реформ. Партия носила откровенно марионеточный характер и получала финансирование из Франции.

Вполне очевидно, что Рацирака в такой ситуации не мог дольше удерживать власть. Он сделал последнюю попытку спасти положение, нанеся визиты в Москву и Париж в сентябре 1988 года. Вероятно, речь шла о кредитах, и столь же вероятно, что кредитов не было. В любом случае, сделать что-либо было сложно: Москва в это время больше интересовалась своей перестройкой, чем африканскими страстями, а Париж настаивал на возвращении к прежним стандартам “мира и дружбы” между Мадагаскаром и Францией.  Основным вопросом на встрече Рацираки с Миттераном было возвращение долга Мадагаскара. Переговоры привели к некоторым определенным договоренностям. В частности, Франция стала снабжать Мадагаскар школьными учебниками (до этого обучение на острове велось, в основном, на местном языке, и переход к преподаванию на французском во многом был симптоматичен).

На Мадагаскаре снова начинались серьезные волнения. У Рацираки появились сильные противники, предлагавшие самые различные способы решения проблем. Были и свои радикалы, в частности, Монда Жоан - сторонник крутых мер, рекомендовавший для решения проблем острова ввести казни без суда и следствия. Предложенная мера относилась ко всем врагам Мадагаскара, и кто мог угодить в их категорию, сказать сложно.

В 1989 году состоялись очередные президентские выборы. Как ни странно, Президентом был избран Рацирака... Казалось бы, все говорило о том, что он доживает в качестве главы государства последние дни, но несмотря на это и на мощную оппозицию, выборы показали, что 61.64 % избирателей поддерживают именно его. Рацирака стал народным избранником на третий срок. Говорилось, что за Рацираку проголосовали, в основном, сельские районы, города же были настроены против него.

Естественно, всплыли старые мадагаскарские истории с умелыми подсчетами голосов. Оппозиция громко и, скорее всего, обоснованно настаивала на том, что оглашенные результаты голосования некорректны. Но когда они были корректными на Мадагаскаре и в Африке вообще? В некоторых случаях официальные власти признали, что не все было, к сожалению, честно, но уж что сделано, то сделано, и новые выборы проводить не стали - и так все ясно... Рацирака продолжал править островом.

С мая 1989 года и на протяжении всего 1990 года остров был охвачен волнениями: проходили бесконечные демонстрации в поддержку кого-то и чего-то, в демонстрантов стреляли, были жертвы; различные партии объединялись в различные блоки, которые моментально запрещались президентом страны; правительство проводило одну перестановку за другой, и так далее. Этот период можно кратко назвать обычной борьбой за власть: одни хотели удержать ее любыми средствами, другие хотели ее захватить теми же средствами. Совершенно естественно стали нарастать расхождения в числительных. Например, в мае 1990 года группа военных захватила радиостанцию и начала призывать в открытом эфире к свержению Рацираки; военных удалили со станции понятно каким путем. Официальные сообщения говорили, что столкновение повлекло за собой пять жертв, оппозиция утверждала, что 50... Примеры можно было бы продолжить.

*          *          *

После того, как социалистического лагеря не стало, а появилась Россия, которая никому не собиралась давать кредиты, ссылаясь на свои собственные экономические затруднения, Рацирака попытался наладить связи с ЮАР. Прежде ни он, ни кто-либо другой из правителей острова ничего подобного не делал, и несмотря на географическое соседство практически никаких контактов между двумя странами не было. В 1990 году президент ЮАР Ф. Де Клерк побывал на острове с официальным визитом, во время которого были подписаны весьма значимые документы, открывавшие компаниям ЮАР возможность начать работу на Мадагаскаре.

Обратите, пожалуйста, особое внимание на эти связи. Давление Франции на Мадагаскар есть дело временное, но связи с ЮАР, без сомнения, будут развиваться. Расширение сотрудничества не обязательно должно протекать в бурных формах. Более вероятно, что мало кто даже узнает об этом: традицией экономической политики ЮАР является отсутствие внешних эффектов и деклараций. Потенциально же Мадагаскар попадает под экономическое влияние ЮАР. В частности, горнорудная промышленность страны со временем может стать лишь приложением к южно-африканским корпорациям.

*          *          *

В связи со все более ухудшающимся экономическим положением в 1991 году в столице страны снова начались волнения. Думается, Рацирака ни в чем конкретном не был виноват. В этот период громадное большинство стран “третьего”, “второго” и даже “первого” миров столкнулись с аналогичными проблемами, и ухудшение экономического положения Мадагаскара есть только частное проявление общего изменения расстановки сил в мире. С 1991 года начался фактический переход власти из рук Рацираки к новым лидерам. Национальный Форум приступил к работе над новой Конституцией страны. Задача состояла в том, чтобы заменить существовавшую в течение последних 17 лет Конституцию, которая ориентировалась на “революционный социализм” и творцом которой был, естественно, Рацирака.

Новая Конституция была утверждена на национальном референдуме в августе 1992 года.  В соответствии с ней Президент страны терял значительную долю своей власти и его функции становились едва ли не парадными. Реальную же и очень большую власть получил Премьер-министр страны, который выбирался Национальной Ассамблеей. Любопытно, что в Конституции было заложено немало “подводных камней” только для того, чтобы не допустить Рацираку к очередным выборам.

Президентские выборы 1992 года

Рацирака был исключен из числа кандидатов на пост Президента, но и это не спасло страну от волнений и забастовок. На этот раз они начались с активных выступлений жителей прибрежных районов в поддержку прав Рацираки быть в числе кандидатов. Естественно, в полной мере и с обеих сторон применялось насилие: был захвачен аэропорт Антсиранана, блокирована железная дорога из столицы в основной порт страны - Тоамасина и т.д. В итоге Рацирака был включен в число кандидатов на пост Президента.

25 ноября 1992 года состоялись выборы: Зафи получил 45 %, Рацирака 29 % голосов. В соответствии с законом Президентом мог стать только тот, кто набирал 50 % голосов.

10 февраля 1993 года прошел второй круг выборов, на который вышли только два кандидата: Зафи получил 66.7 % голосов, Рацирака - 33.3 %. Новый президент страны приступил к исполнению своих обязанностей 31 марта 1993 года.

Выборы еще раз показали, что политическая ситуация в стране в высшей степени нестабильна. Для участия в выборах Президента и в Национальную Ассамблею было зарегистрировано более 100 партий, многие из которых стали формировать самые разные союзы - описывать все это нет никакой возможности, так как одно только перечисление длинных названий партий заняло бы более двух страниц. На 138 мест в Ассамблее претендовало около 4 000 кандидатов от 121 партии, то есть 29 человек и едва ли не отдельная политическая партия на каждое место. Можно себе представить, сколь дружно работающую Ассамблею это гарантирует: по всем принципиальным вопросам она может принимать решения невыносимо долгое время, и все равно останется масса несогласных.

Первой задачей Ассамблеи был выбор Премьер-министра страны. В результате долгих и тягостных “перетягиваний каната” им стал Франсиск Равони, которого активно проводил Президент Зафи и за которого активно “болели” наиболее крупные предприниматели Мадагаскара. 

Деталь, но забавная: Равони приходится зятем бывшему Президенту Филиберту Тсиранане. Естественно, родственные отношения с прошлым профранцузским марионеткой не лишают его права избирать и быть избранным, но в реальности такого рода совпадения в странах типа Мадагаскара означают только одно - в выборы этого человека было вложено большое количество денег. Откуда они взялись на убогом острове, судить сложно - нужно смотреть, кому это могло быть выгодно. А выгоден Равони был прежде всего Франции, и наверняка средства на его избирательную компанию прибыли именно оттуда.

Не менее курьезно, что зять диктатора Тсирананы, 12 лет сидевшего на французских штыках и деньгах в президентском кресле Мадагаскара, при котором был поставлен мировой рекорд по коррупции, первой своей задачей объявил полное искоренение последней.

Новая власть Мадагаскара с Президентом Зафи и Премьер-министром Равони есть гарантия продолжения политической нестабильности в стране, и они не могли бы добиться стабильности по множеству причин.

Кроме того, новая власть есть гарантия прозападной, профранцузской ориентации внешней политики острова: всё французское снова становится на Мадагаскаре хорошим, и Франция становится приоритетом во всем.

Кроме того, новая власть на Мадагаскаре есть гарантия нового витка коррупции, и это очень существенно. Что бы ни говорилось о полном искоренении коррупции, само становление этой власти есть, без сомнения, дитя коррупции.

Кроме того, новая власть есть гарантия новых кредитов от Валютного Фонда и различного рода инвестиций и займов со стороны западных стран.

Важно, что, несмотря на политическое поражение, Рацирака остался сильным лидером и является реальным противовесом президенту Зафи & Co. Зафи, в целом, придерживается прозападных позиций, а Рацирака - в целом, антизападных, но в реальности оба мадагаскарских лидера - националисты и склонны к игре на противоречиях сторон. Этим они продолжают традиционную линию старых и новых лидеров Мадагаскара. Самое важное, что множество фактов социальной и экономической реальности Мадагаскара говорит о том, что эти две линии взаимно уравновешиваются: всегда есть приоритет одной из них, но нет однозначного доминирования.

Стоит учитывать, что в современной ситуации без четкого лидера и одной доминирующей партии, когда в стране имеют место этнические противоречия + четкие региональные противоречия + склонность к генерированию большого количества партий с непримиримыми позициями и оппозициями + отчаянно тяжкое внешнеэкономическое положение с долгом, превышающим 4 миллиарда долларов, добиться стабильности практически невозможно. Сложившиеся условия неизбежно приводят к тому, что иностранные компании, пытающиеся работать на Мадагаскаре или инвестировать в него, буквально вязнут здесь и становятся в высшей степени зависимыми от его нестабильности.

*          *          *

Сложившаяся ситуация и уход в оппозицию Рацираки с новой актуальностью поставили вопрос о взаимоотношениях различных регионов страны. Интересно и симптоматично следующее: Рацирака лишился президентской власти, но остался весьма значимым политическим лидером, а его основной опорой стали прибрежные районы страны, которые традиционно составляли оппозицию внутренним регионам с доминирующей группой мерина. Рацирака апеллировал к новой Конституции, построенной на федеральных принципах, новые же власти настаивали на унитарном варианте Конституции. Противоречие между федералистами и унитаристами оказалось весьма существенным и говорит о многом. Альтернатива “унитаризм : федерализм” держалась на острове долгое время и естественным образом решалась путем выяснения отношений между мерина и другими этническими группами. Потом вмешались французы и подвели все этническое разнообразие к общему колониальному знаменателю. Но это - дело временное, и в перспективе конфликт унитарного и федеративного подходов к государственному устройству Мадагаскара может только углубиться. При определенных обстоятельствах он может даже привести к выделению различных частей острова в качестве самостоятельных государств.

Этот процесс был бы весьма логичен с точки зрения борьбы Мадагаскара за свою независимость, потому что таким образом выбирается вариант, когда иностранным государствам, ориентированным на его эксплуатацию, все труднее становится контактировать с островом. Подобных примеров в Африке множество.

*          *          *

Политическая нестабильность в стране вызвала неизбежное следствие: западные инвесторы предпочли подождать стабильности; МВФ также отложил выдачу очередных кредитов - до выяснения обстоятельств. Экономическое положение в стране ухудшилось, резко покатились вниз самые разные показатели, например, рост ВНП. Правда, похоже на то, что все эти показатели на Мадагаскаре носят полуфиктивный характер и их снижение ни на что не влияет - это, скорее, забава для западных компаний, но не для местного населения.

Российским компаниям в первую очередь нужно учитывать динамизм существующей расстановки сил, понимать, кто есть кто, и при этом быть готовыми к периодической смене власть предержащих - без существенной наследственности, что может проявляться как в ротации коррумпированного аппарата правительства Мадагаскара, так и - самое главное - в радикальной смене правительства в целом, с текущими Президентом и Премьер-министром. При массе недовольных в стране нет никаких оснований надеяться, что приток западных инвестиций приведет к улучшению положения: оно катастрофически неважно, и никакие внешние меры его изменить не в силах. Все это гарантирует самую мощную оппозицию, имеющую массу поводов для использования народного недовольства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.