рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Мадагаскар

*          *          *

После уходя Тсирананы наступили времена трехлетней смуты и невнятных перемен. Это достаточно большой период, описание которого заняло бы массу времени. Мы отметим только суть его:

·    ни одна из политических сил не могла иметь абсолютного доминирования;

·    появилось большое количество самых разных прожектов по развитию страны, где предлагалось все, что угодно - от возвращения к традиционной организации власти и хозяйства на уровне середины XIX века до сохранения профранцузской ориентации;

·    с новой силой стали процветать коррупция и взяточничество: что делать - пришли новые начальники и западные компании пытались налаживать с ними хорошие отношения. Любопытно, что на Мадагаскаре для этого дела все времена хороши: казалось бы, новое руководство, новые условия, но желание сохранить экономическую власть стимулирует западные компании только на новую волну взяток. Некоторые государственные чиновники их брали, и разгорелось несколько крупных скандалов, в которые оказались замешанными весьма заметные лица Мадагаскара. Важно, что коррупция приобретает наиболее скандальный характер только в смутные времена: в обычное время о ней если и знают, то больше помалкивают, но когда у верховной власти появляются альтернативы, то информация распространяется очень быстро;

·    чуть ли не нормой стали попытки военных переворотов и убийства политических лидеров;

·    Тсиранана и его сподвижники лишились власти, но их позиции оставались весьма сильными, и они предприняли несколько попыток повернуть события вспять, в том числе и посредством прямого государственного переворота. В поведении Тсирананы проявилась одна из особенностей ротации власти на Мадагаскаре: меняются обычно целые команды, но прежние лидеры после официальной отставки нередко формируют теневой кабинет, приобретая значительный вес в оппозиции острова, что гарантирует дополнительную нестабильность политической жизни.

В описываемый период Мадагаскар перевидал много всяких лидеров и кандидатов в лидеры, но громадное большинство из них приобретали власть (если такое вообще случалось) только на короткое время и ничем особым выделиться не успели. Более пристальное внимание обратила на себя только фигура военного моряка Дадье Рацираки, который некоторое время служил военным атташе Мадагаскара в Париже, а в 1972 году стал министром иностранных дел острова. Рацираку нельзя назвать самым видным политическим деятелем того периода, но он оказался в состоянии дождаться окончания смуты, имея некоторые собственные идеи относительно того, что и как нужно делать на Мадагаскаре. С декларированием своих идей он не спешил, и самое главное - не стал участвовать в гонке текущих островных начальников за обогащением. Похоже, Рацирака не придерживался кальвинистских идей личного накопления в целом. Многие противники оценивают его самым негативным образом, но обвинения в коррумпированности, столь характерные для лидеров Мадагаскара, не встречались нам по его поводу ни разу.


Революция 1975 года

и балансирование между западным и социалистическим мирами

Рацирака получил власть законным и мирным путем в итоге того, что лица, опережавшие его в табели о рангах, были попросту отчаянно скомпрометированы злоупотреблениями своего положения в личных целях.

Рацирака и его сторонники начали с чистки верхних эшелонов властей Мадагаскара. В марте 1975 года состоялся “процесс века”: судили Тсиранану и заговорщиков разных времен и различного рода. Что ж, вполне естественная развязка событий: на совести прежних лидеров было слишком много такого, что никогда нельзя оставлять безнаказанным, - коррупция, убийства политических лидеров, предательство интересов страны и так далее. Итоги судебного разбирательства были оглашены 12 июня: все подсудимые признаны виновными и приговорены к различным срокам заключения. А 25 июня 1975 года капитан Рацирака стал главой государства. Ему было в то время лишь 40 лет.

Так начался новый этап в истории Мадагаскара.

Рацирака был профессиональным военным и больше полагался на своих коллег по оружию, нежели на Францию и островных гражданских чиновников. Новое правительство Мадагаскара стало называться Верховным Революционным Советом и на две трети состояло из военных. Различные этнические группы острова были в равной мере представлены в Совете, и никаких разногласий по этому поводу не возникало. Характерно, что в период правления Рацираки внутренние этнические противоречия не фигурировали вообще. У Мадагаскара появился общий враг в лице империалистической Франции, и все внутренние споры были отложены до лучших времен независимости.

Антизападный характер нового правительства выразился и в том, что Мадагаскар взял курс на использование в своей армии советской военной техники.

Сразу после прихода к власти Рацирака начал проводить беспрецедентные для Мадагаскара реформы. В течение короткого времени были национализированы банки и страховые компании, введена цензура над средствами массовой информации. Правительство получило 51 % акций транспортных компаний. Постепенно на 100 % или, по крайней мере, 51 % государственными стало большинство компаний страны, специализировавшихся на разработке природных ресурсов острова и внешней торговле. С одной стороны, такие новшества сделали государственные организации Мадагаскара еще более уязвимыми для коррупции, но в стратегическом плане это был важный шаг: кто бы ни встал у власти, государство сохраняло контрольный пакет акций в наиболее важных отраслях экономики, и в нужный момент это могло быть использовано против иностранцев.

Интересно, что многие из реформ Рацираки по-прежнему остаются в силе, и с правовой точки зрения иностранные компании на Мадагаскаре не так уж свободны и не ограничены в своей деловой активности. У них есть деньги, они в состоянии едва ли не блокировать внешнюю торговлю острова, но перед лицом законов Мадагаскара (когда о них вспоминают и желают им следовать) иностранцы не вполне защищены. Это естественный результат национализма местного населения.

После национализации банков французы были устранены из импортно-экспортной сферы экономической деятельности острова, которую они фактически монополизировали прежде, естественным итогом чего была однозначная ориентация всех внешних связей Мадагаскара на Францию.

В декабре 1975 года прошел очередной референдум с предложением оценить - одобрить или не одобрить - реформы Рацираки. Большая часть голосовавших высказалась за реформы. Трудно судить, насколько корректно подсчитывались голоса в ходе этого референдума, но энтузиазм населения острова представляется весьма единодушным.

Интересно, что в описанной истории Мадагаскара мы не нашли ни одного референдума, который бы не дал позитивных для текущих властей результатов. Их проводилось и проводится большое количество - и всегда с приятными результатами. При этом порой - через очень короткое время после очередного всеобщего одобрения текущей политики - власти могут быть сметены волной народных выступлений и возмущения, но официальные выборы и референдумы всегда положительны для них. Удивительное дело...

Рацирака не был оригинальным в некоторых своих действиях. В частности, все политические партии были им запрещены: они рассматривались как буржуазное порождение, проводники прозападной политики, - и осталась на острове одна революционная партия.

Такой поворот событий более, чем характерен для Мадагаскара: приходит новый сильный лидер, в первые же дни правления он запрещает все партии и оставляет только одну - собственную, президентскую партию. Самое интересное, что это положение длится очень недолго и даже самый сильный лидер не в состоянии поддерживать его в течение более или менее значимого срока. В самом скором времени на острове опять появляется большое количество партий самого различного толка. Их количество может составлять от десятка до сотни и более. Так было при Тсиранане, так было при Рацираке, и, думается, эта история повторится еще не раз и не при одном новом лидере.

Начавшиеся экономические реформы были ориентированы, прежде всего, против иностранного капитала на острове и против наиболее состоятельных жителей государства. Курс на независимость Мадагаскара, естественно, привел и к тому, что пострадали прежние лидеры. Тем не менее, на острове не было репрессий. Социализм Рацираки нет оснований отождествлять с его российским вариантом или с процессом построения “социализма” в других африканских странах.

В развитии народного хозяйства акцент был сделан на обеспечение Мадагаскара продуктами питания и развитие транспорта. Основными стали реформы, касавшиеся той части экономики страны, которая ориентировалась на обеспечение его населения пищевыми продуктами и сервис для местных жителей. Внешняя экономическая деятельность, полностью зависевшая от западных стран, была отодвинута на второй план.

Внешняя политика Рацираки была направлена на ослабление зависимости Мадагаскара от Франции и других западных стран. Антиколониальные и антифранцузские меры привели к тому, что Мадагаскар вышел из зоны французского франка и с острова началось выселение французов. Обычно такого рода процессы проходят достаточно болезненно - не стал исключением и Мадагаскар. Бегство французов с острова выявило, что местное население не в состоянии восполнить недостаток квалифицированных кадров.

Столь же обычная африканская история: колонизаторы на протяжении десятков лет проводят сознательную политику на оккупацию всех значимых мест в администрации и производстве своими ставленниками, которые после изменения политической ситуации разом возвращаются в бывшие метрополии. В неоколониальный период эта тактика приводила к тому, что бывшие колонии, направившиеся было по пути независимости, попадали в отчаянное положение, но в современный период пост-неоколониализма это порой дает обратные результаты: территории бывших колоний становятся совершенно неуправляемыми. Свято место пусто не бывает, начальственная ниша заполняется быстро (о компетентности новичков судить сложно - это, в целом, темный вопрос для любой страны), и бывшая метрополия в попытках восстановления контактов с бывшей колонией сталкивается с дружной командой местных чиновников, которые никого из иностранцев допускать в свои сплоченные ряды не собираются: хороших мест мало - людей всегда много. Мадагаскар стал генерировать такой стандарт в отношениях с Францией в 1990-е годы.

С острова быстро исчезли французские военные базы. Франция не стала настаивать на их сохранении, несмотря на исключительную стратегическую важность этих баз в Индийском океане, и французские десантники перебрались в более приветливые для них страны Африки.

Первоначальные успехи Рацираки в преобразовании экономики были весьма впечатляющими, и положение в стране заметно улучшилось. Радикально преобразованная система местной власти стала вполне демократической и во многом напоминала традиционные органы власти Мадагаскара XIX века, то есть являлась весьма характерной формой для данной культуры и страны.

В политическом же отношении правление Рацираки не было временем сплошных триумфов. На Мадагаскаре появилось достаточно большое количество политических группировок, отражавших интересы различных социальных и этнических групп острова, и на разного рода выборах левые представители, которые могли существенно расходиться в воззрениях с Рациракой и его сторонниками, часто получали немало голосов. Рацирака был сильным лидером, но он не был диктатором и не стремился к полному уничтожению всех инакомыслящих в стране. Основная его деятельность была направлена, скорее, на достижение Мадагаскаром полной независимости и проведение антизападной политики.

За годы правления Рацираки остров повидал немало антиправительственных выступлений: Мадагаскар - страна, в целом не вполне спокойная при любой власти. В частности, 1981 год был отмечен серьезными выступлениями студентов, требовавших реформы образования. Миру сталось неведомым, в чем именно состояла суть их требований, но выступления были подавлены и при этом убито 6 человек. В 1982 году отдельные районы страны ответили волнениями на известие о повышении цен на продукты питания. Эти протесты также были подавлены.

В 1981 - 82 годах Мадагаскар столкнулся с серьезными экономическим проблемами. Основной бедой был, конечно, большой государственный долг. Тривиальнейшее и страннейшее дело: чем больше государство “третьего мира” продает своей продукции западным странам, тем больше оно им оказывается должно, и чем больше инвестиций делается в него, тем хуже и хуже его экономическое положение. В Мадагаскар не вкладывали столько средств, сколько в Бразилию, поэтому его долги не были до такой степени астрономическими, но в то же время поведение Мадагаскара существенно отличалось от поведения Бразилии: в описываемый период он держался весьма независимо от западных стран, итогом чего стали серьезные проблемы острова.

Внешнеэкономические трудности Мадагаскара объясняются различными причинами, часть из которых можно считать относительно случайными. Например, цены на продукцию Мадагаскара начали падать и потребность в ней стала сокращаться, так как мировой рынок кофе и ванили был очень депрессивным в тот период, а именно эти два продукта являются (если верить официальной статистике) основными экспортными культурами Мадагаскара.

Если падение спроса на ваниль было действительно случайным, связанным лишь с открытием способа изготовления искусственных и более дешевых заменителей ее, то депрессивность мирового рынка кофе в 1980-е годы и в последующее время есть типичнейший пример неоколониального давления западных стран на страны - производители кофе. Все они были и фактически продолжают оставаться колониями. Мадагаскар с его 60 - 80 тысячами тонн кофейных зерен робуста, которые отличаются более низким качеством и могут быть использованы только для производства растворимого кофе, попал в очень тяжелое положение. На поставки кофейных зерен ему выделялись квоты, и тон в этом задавали страны Запада, которые всё ориентировали на свои цели. Итогом стало едва ли не самое низкое за всю историю падение цен на кофейные зерна. Тем не менее, западные страны несколько перебрали в своем давлении на “третий мир”, и тот принял ответные меры: в Бразилии, как и всегда, когда нужно, “начались заморозки”; цены на кофе стали расти и исчезло всякое квотирование, кто, куда и сколько может продавать зерен. Мадагаскару от этого стало не намного легче, поскольку на мировом кофейном рынке он занимает не самое видное место, и то, что может допустить Бразилия в отношении своего кофе, непозволительно для Мадагаскара.

В политику страны были внесены некоторые изменения. Международный Валютный Фонд и Мировой Банк Развития в ответ дали займы, и с тех пор положение стало “улучшаться”, то есть долги западным странам начали неуклонно расти, но последние перестали беспокоиться по этому поводу.

В начале 1980-х годов Мадагаскар столкнулся не только с экономическими проблемами - социальная ситуация в стране также складывалась не самым благоприятным образом. Неожиданной проблемой для острова стала возрастающая популярность восточных боевых искусств: фильмы с Брюсом Ли произвели подлинную сенсацию среди молодежи страны, и на острове появилось множество клубов кунг-фу. Это были не просто спортивные секции, но молодежные организации, которые, хотя и не выдвигали четких политических требований, но имели свой собственный взгляд на политику Рацираки. Лидер этого несколько странного движения Пьер Бе считал, что Рацирака неверно представляет задачи развития Мадагаскара и общество необходимо преобразовывать на основаниях духовного учения кунг-фу.

В 1984 году в рядах молодежного движения произошел раскол, дошедший до того, что сторонники иного варианта преобразования общества на основании того же учения кунг-фу стали охотиться на прежнего лидера и однажды напали на его штаб-квартиру. Итогом стали около 100 трупов...

К 1985 году война между различными сектами кунг-фу приобрела вполне массовый характер, так что правительству пришлось применить силу. В нюансы различных толкований учения кунг-фу вникать не стали, и все клубы были закрыты и запрещены. Во время разгона движения правительственные войска столкнулись с отчаянным сопротивлением; несколько десятков человек погибло. В 1988 году состоялся суд над лидерами движения, и все они получили сроки до 30 месяцев тюремного заключения.

Интерпретировать этот странный эпизод в истории современного Мадагаскара достаточно сложно, но несомненно, что одним из феноменов острова и поведения его этнических групп является вполне откровенная беспокойность. Когда наступает относительное затишье и нет особых оснований для волнений на экономической почве, то начинают активизироваться разного рода идеологические течения. Особо повышенная беспокойность характерна для молодежи: выступления студентов против правительства под флагом реформы образования, реформы политической власти и так далее - дело, совершенно нормальное для Мадагаскара. И выступление молодежи против властей под знаменем идеологии кунг-фу не является чем-то странным: они могли бы провозгласить своими лозунгами все, что угодно, и положить в основания своих идейных воззрений работы раннего Маркса или позднего Шеллинга, идеологию футбола или настольного тенниса - дело вовсе не в форме...

*          *          *

После того, как в конце 1980-х годов Мадагаскар снова попал в сильную зависимость от МВФ и Мирового Банка Развития, он стал более ориентироваться на экспорт кофе и гвоздики. Западные “эксперты” в это время в высшей степени лицемерно настаивали на мысли, что в перспективе Мадагаскар может вернуться к самообеспечению продуктами питания и они готовы помочь ему добиться этого, но прежде, конечно, нужно наладить экспорт, вернуть долги и так далее.

Мадагаскар подписал ряд договоров относительно разработки полезных ископаемых с американскими компаниями и British Petroleum, но во всех проектах государство достойно настаивало на сохранении за ним 51 % акций.

Важной причиной осложнения положения на Мадагаскаре явилось преобразование СССР и коммунистической системы в целом. Перестройка в СССР поставила в самое тяжелое положение все левые режимы Азии и Африки, и их противники моментально активизировались (к тому же западная сторона сразу начала сулить в буквальном смысле золотые горы за свержение левых правительств), и Мадагаскар стал одной из жертв перестройки в СССР - начинался очередной этап в истории острова.

Исчезновение социализма

и пост-неоколониализм на Мадагаскаре

Несколько отдельных замечаний по поводу периода 1980 - 90-х годов в Африке и “третьем мире” в целом.

В высшей степени интересным является время, когда СССР и сам перестал строить коммунизм и вдобавок начал сокращать поддержку государств, которые в той или иной мере занимались этим странным делом. С нашей точки зрения, этот период интерпретируется не вполне корректно. Российским компаниям, начинающим работать на рынках стран “третьего мира”, исключительно важно понять, в чем, собственно, было дело.

Прежде всего стоит уточнить, что для громадного большинства африканских стран - в том числе и для Мадагаскара - декларирование коммунистического курса было только средством избавления от прежней колониальной и неоколониальной зависимости. Черные люди - в большинстве своем не вполне образованные и не всегда продвинутые, но они - не фантазеры, и очень многое из того, что происходит в африканских государствах, можно просто объяснить на основании африканского здравого смысла (именно африканского, поскольку он радикально отличается от западного или российского стандартов здравого смысла).

Еще раз: коммунизм для множества африканских государств был только средством избавления от слишком сильного давления западных стран, долгое время их жестоко эксплуатировавших, и не имел ничего общего с реальными попытками построения идеального социального общества. Африканский стандарт идеального общества существенно отличается как от марксистского варианта, так и от его российских интерпретаций, поскольку определяется не классовой структурой общества, а строгой внутренней племенной организацией и расстановкой сил различных племен в регионе. Это не анахронизм, и нынешняя реальность Африки - не классы, а племена. Нет никаких оснований считать, что племенная структура африканских народов обязательно должна перерастать в социальные структуры западного или российского типа - с такими же успехом и основаниями можно предположить, что западное общество начнет усваивать африканские или китайские стандарты: это различные социо-культурные типы, которые принципиально не могут переходить друг в друга.

Важно понять и то, что коммунистические ориентации многих африканских государств были только средством получения кредитов. Ведь так просто: достаточно сделать несколько деклараций и появляются деньги. Декларация ® деньги... нет денег ® делай декларации, и деньги появляются... В период холодной войны российской и западной социо-культурных систем за Африку - за развал колоний с одной стороны и их сохранение с другой - такой способ генерирования денег был очень популярен.

Мадагаскар не стал исключением. Он часто получал и до сих пор получает кредиты под декларации и экономические реформы, являющиеся в реальности только постановлениями правительства, которые нет ни малейшей возможности последовательно реализовать, даже если ввести на Мадагаскар все войска НАТО или Варшавского Договора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.