рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Мадагаскар

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

И ГОРНОДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Все данные по горнорудной промышленности Мадагаскара были взяты нами из различного рода международных англо- и франкоязычных изданий. Статистика по Мадагаскару не отличается точностью. Вероятно, существуют значимые несоответствия между реальностью и данными, приводимыми по некоторым аспектам горнорудной промышленности. На уровне аналитического обзора мы не можем проверять достоверность каждой цифры - для этого нужны специальные исследования.

Положение в горнорудной промышленности Мадагаскара нельзя назвать простым. Остров обладает большим количеством разнообразных ресурсов; все они разрабатываются западными компаниями. Отношения между последними и правительством очень сложные, а периодически случаются весьма драматические конфликты. Например, в 1975 году все минеральные ресурсы Мадагаскара были национализированы, а иностранные компании поставлены под контроль государства (контроль осуществляла организация ОМНИС). После 1985 года были приняты новые правила по инвестициям в горнорудную промышленность страны: иностранные инвестиции стали приветствоваться. Сколь долго это продлится, сказать практически невозможно.

Потенциально разработка полезных ископаемых российскими компаниями на Мадагаскаре может быть очень привлекательной, но реализация этой идеи весьма непроста и требует специального изучения. Мы бы не стали однозначно говорить об эффективности подобных инвестиций.

*          *          *

Некоторые данные по полезным ископаемым Мадагаскара.

ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

(метрические тонны)

1988

1989

1990

Графит

14 565

15 865

17 920

Соль (нерафинированная)

30 000 *

30 000

30 000

Слюда

693

1 182

1 800

Хромиты **

49 000

47 000

35 000

* Условные данные

** Данные отражают содержание хрома в добытых рудах

На Мадагаскаре обнаружены значительные запасы хромовой руды, графита, слюды, бокситов и железной руды. Также есть небольшие запасы других минералов и руд, в том числе кварца, аметистов, ильменита, циркония, урановых, титановых и некоторых других руд и минералов, которые можно разрабатывать в достаточно ограниченных количествах.

Хромовая руда является главным минеральным продуктом, поставляемым на экспорт. Мадагаскар является 10-м в мире производителем хромовой руды. Основные месторождения хрома находятся в районе Андраимена. Есть также шахты на Бефандриана Норд. Производство хромового концентрата возросло с 42 900 тонн в 1983 году до 89 300 тонн в 1986 и 106 800 тонн в 1987 году.

Производство графита и слюды в те же годы несколько сократилось, что связано с депрессивностью мирового рынка по этим продуктам. В 1988 году было произведено 14,5 тысяч тонн графита и менее 700 тонн слюды. В конце 1980-х годов их производство снова стало расти.

На юго-востоке острова есть достаточно большие запасы бокситов, которые начинают разрабатываться совместно с Европейским Консорциумом (он также разрабатывает железорудные месторождения на острове). Завод по переработке бокситов расположен в Манантенина, на юго-востоке страны; мощность его - 100 миллионов тонн. Перспективными являются  месторождения угля, ильменитов, циркония, фосфатов, титана и цинка.

На Мадагаскаре есть небольшие месторождения нефти и газа. С 1970 года компании США и Западной Европы работают в этом направлении; уже есть несколько производств, но по различным причинам, в том числе связанным с мировым уровнем цен на нефть и газ, они пока не велики.

Новое правительство пытается активно привлекать иностранные компании к разработкам золота на острове. Запасы его небольшие, а добыча составляет всего несколько килограммов в год. Особенно интересуется золотом Мадагаскара Франция, которая вложила около 1 миллиона долларов США в геологоразведочные изыскания.

Более серьезное значение имеет разработка ильменитов. Мировой Банк Развития инвестировал деньги в их разведку и начало разработок. Насколько нам известно, разведка началась в 1975 году, а разработки - в 1986 году и натолкнулись на неожиданное сопротивление местных “зеленых”. Охрана природы - не самая популярная тема на Мадагаскаре, но порой всплывает самым неожиданным образом и в самый неожиданный момент.  Итогом стали значительные задержки и проволочки в начале производства и экспорта ильменитов.

Особая тема в развитии горнорудной промышленности Мадагаскара связана с цирконием (Zr) и рутением (Ru). Предполагается, что объем ежегодного экспорта их должен достичь 40 миллионов долларов США в стоимостном выражении, но пока это лишь проекты. Другой проект касается завода по производству никеля; он уже реализуется - при активном участи КНДР.

В заключение стоит упомянуть месторождения платиновых руд, найденные около Андриамена, - это полностью епархия Франции. Насколько можно понять из различных источников, французские компании практически монополизировали разработку этих месторождений.

Иногда в промышленности Мадагаскара происходят вспышки производства тех или иных продуктов. Так, в 1991 году начали расти цены на цемент, и Мадагаскар активно включился в его производство и продажу. В 1992 году было продано более 60 тысяч тонн.

На экспорт полезных ископаемых приходится 5 % экспортных заработков Мадагаскара. Это очень немного, если учесть, что в целом от своего экспорта Мадагаскар получает всего от 200 до 300 миллионов долларов США ежегодно.


ТРАНСПОРТ

Приведем некоторые данные по транспорту Мадагаскара:

ТРАНСПОРТ: ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (движение)

1985

1986

1987

Перевезено пассажиров (1 000)

2 564

3 161

2 974

Пассажиро-км (млн.)

178

208

209

Перевезено грузов (1 000 метрических тонн)

808

735

693

Тонно-км (млн.)

208,5

188

174

1988 (млн.): пассажиро-км 242; тонно-км 174.

1989 (млн.): пассажиро-км 204; тонно-км 207.

(Данные ООН.)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

(грузовой транспорт, 1 000 метрических тонн)

1987

1988

1989

Товары погружены:

- Махаджанга

17

18

29,4

- Тоамасина

252

350

360,6

- Другие порты

79

100

137,4

ВСЕГО

348

468

527,4

Товары выгружены:

- Махаджанга

37

32

30,8

- Тоамасина

748

778

708,9

- Другие порты

48

53

52,0

ВСЕГО

833

863

791,7

1990 (1 000 метрических тонн):  товаров погружено - 540; товаров выгружено - 984.

(Данные ООН.)

Сложный рельеф острова, наличие большого количества рек и гор предопределили недоразвитость транспортной сети страны. Строительство автомобильных и железных дорог очень дорогостояще. В целом, при оценке транспортной сети Мадагаскара называется число около 4 000 километров автомобильных дорог, но приятная глазу округлость этих данных наводит на грустные размышления. Еще большие сомнения вызывает то, что в официальных данных не выделяются временные и постоянные дороги. В дождливый период многие дороги на острове перестают функционировать. Постоянные дороги связывают только наиболее крупные города и порты страны.

Традиционно больной темой экономики страны является ремонт дорог. На их восстановление и строительство новых ежегодно выделяются большие суммы, но почему-то получается так, что транспортная сеть от этого слабо меняется. Инвестиции в развитие дорожной сети делаются и на международном уровне, под это берутся специальные кредиты, но дороги остаются примерно всё в том же состоянии.

По оценкам, в стране имеются около 22 000 автомобилей и небольших грузовиков, 2 500 больших грузовых автомобилей и около 500 автобусов. Транспортные компании, в основном, государственные, но есть и небольшие частные.

В стране 1 095 километров железных дорог. Есть две не связанные между собой ветки: из Антананариву и от хромовых месторождений железная дорога идет к порту Тоамасина; на юге железная дорога протянулась от города Фианарантсоа к порту Манакара. Железные дороги давно и однозначно нуждаются в реконструкции.

Характерной чертой автомобильного и железнодорожного транспорта Мадагаскара является его удивительная медленность. Расстояния на острове не очень велики ввиду таковых его естественных размеров, но при переездах приходится находиться в пути неожиданно долгое время. Например, во время поездки по железной дороге из Антананариву в Тоамасина, то есть по дороге № 1 Мадагаскара, в пути нужно провести двенадцать с половиной часов. Дорога очень живописна, но скорость впечатляет не меньше. Переезд на автобусе из Антананариву в город Морондава, расположенный на западном побережье, занимает четырнадцать часов! Опять же - по пути все красиво, но скорость гораздо более изумительна.

Главный порт страны - Тоамасина; на него приходится большая часть внешних операций.

Важную роль на острове играет воздушный транспорт. На Мадагаскаре 211 самолетов и 30 постоянных взлетно-посадочных полос; есть также некоторое - не вполне определенное - количество временных взлетно-посадочных полос. Национальная компания Air Madagascar на 2/3 принадлежит государству и на 1/3 ее совладельцем является Air France.

Говоря в целом относительно транспорта, следует отметить, что, с этой точки зрения, Мадагаскар - классическая страна “третьего мира”. Существующая транспортная сеть его есть во многом наследие колониального периода и не вполне связана с настоящими потребностями населения и экономики страны. Внутренние потребности в перевозках грузов и перемещениях населения не очень велики, и существующая сеть их, скорее, удовлетворяет, но для интенсификации внешнеэкономической деятельности она, конечно, нуждается в радикальной реконструкции. Сам Мадагаскар этого никогда не станет делать, а зарубежные инвесторы с подобными дорогостоящими проектами также предпочитают не связываться.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Данный раздел отчасти повторяет то, что говорилось о промышленности и сельском хозяйстве Мадагаскара, поэтому акцентируем внимание только на наиболее принципиальных моментах внешней торговли острова.

Сначала некоторые статистические данные:

СТРУКТУРА ИМПОРТА И ЭКСПОРТА (в %)

1965

1985

1988

ИМПОРТ:

- Продукты питания

- Топливо

- Другие первичные продукты

- Транспортное оборудование и механизмы

- Другие готовые продукты

19

5

2

25

48

12

28

4

27

30

5

33

3

37

22

ЭКСПОРТ:

- Топливо, минеральное сырье и металлы

- Другие первичные продукты

- Текстиль, ткани и готовая одежда

- Транспортное оборудование и механизмы

- Другие готовые продукты

4

90

1

1

4

5

86

4

1

8

14

70

3

3

13


ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ: ОСНОВНЫЕ ТОВАРЫ

(МЛН. ФРАНКОВ MG, ИСКЛЮЧАЯ ЗОЛОТО И ТОВАРЫ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ)

1989

1990

1991

ИМПОРТ:

Химические продукты

81 813,1 116 471,9 88 345,8

Минеральные продукты

71 690,3 187 554,3 144 312,0

Сырая нефть

33 494,0 80 453,5 91 076,9

Текстиль / ткани

11 692,2 13 907,0 12 743,2

Металлопродукты

44 495,9 72 674,3 53 232,1

Машины и механизмы

74 482,6 111 921,7 132 212,0

Электрическое оборудование

39 938,4 53 549,6 43 995,0

Автомобили и запчасти к ним

57 009,3 106 990,9 98 527,0

ВСЕГО (включая другие товары)

548 685,6 881 328,0 785 689,5

ЭКСПОРТ:

Кофе (зеленые зерна)

116 030,0 57 965,5 51 902,0

Ваниль

67 540,4 85 012,3 84 887,0

Сахар

38 594,5 30 400,7 19 125,2

Гвоздика и гвоздичное масло

55 008,0 32 359,4 46 025,6

Нефтепродукты

8 661,7 14 993,9 20 551,5

ВСЕГО (включая другие товары)

506 193,4 460 343,2 559 073,3

Структура импорта и экспорта Мадагаскара типична для стран “третьего мира”. В ней присутствуют все черты, характерные для государства, возобновившего связи с МВФ. В частности, несмотря на отчаянное экономическое положение, все большую роль на острове играет импорт автомобилей, что до неприличия типично для многих африканских стран. При этом в страну завозятся не действительно необходимые автомобили, но самые дорогостоящие модели.

На протяжении многих лет у Мадагаскара почти постоянный торговый дефицит, все более возрастающий в последние годы. Среди причин обычно называют ухудшение состояния мирового рынка кофе, ванили, а также гвоздики. Но основное, скорее, не это, а восстановление связей с Международным Валютным Фондом, которые не могут гарантировать ничего, кроме постоянного дефицита и нескончаемых кредитов, только усиливающих экономическую зависимость страны.

Значимой причиной сокращения валютных поступлений стало ограничение доступа на рынок ЕЭС продукции текстильной промышленности Мадагаскара. Западная Европа резко редуцировала квоты на импорт текстиля со всего мира и стала проводить в этом отношении самую жесткую протекционистскую политику: интересы процветания стран с развитой рыночной экономикой требуют изоляции и защиты от мировых конкурентов.

ОСНОВНЫЕ ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ

(МЛН. ФРАНКОВ MG)

1989

1990

1991

Импорт

Экспорт

Импорт

Экспорт

Импорт

Экспорт

Бельгия +

Люксембург

13 626,6 16 430,0 19 501,6 9 259,4 17 390,5 5 483,1

Франция

190 378,1 144 419,6 259 664,7 126 248,8 246 479,2 143 531,8

Германия

33 560,1 39 942,4 55 554,3 37 211,7 65 454,5 55 810,3

Италия

21 441,5 16 289,1 25 070,7 11 641,0 25 367,0 15 788,9

Япония

34 414,1 54 580,9 53 232,8 41 133,1 51 722,3 47 526,9

Нидерланды

12 460,5 6 393,3 19 501,6 9 259,4 17 390,5 5 438,1

Великобритания

14 909,4 11 242,9 40 560,1 6 960,0 21 787,4 17 086,0

США

25 710,2 63 203,3 34 652,3 77 669,7 53 688,9 77 009,8

ВСЕГО (включая остальные страны)

548 685,6 506 193,4 881 328,0 640 342,2 785 689,5 559 073,3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.