рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Ливонская война

По данным 1930-1950-х гг. поздняя дата вскрытия озер колеблется от конца марта до начала мая. Озера вскрываются примерно в одно время, но из-за притока талых вод р.Великая на Псковском и Теплом озерах это происходит немного раньше. На Теплом озере лед первым сходит у проливов на севере, к югу от Больших и Малых ворот, а также к югу от пролива между Пириссаром и эстонским берегом, немного позже – в проливе у Мехикормы-Пнево. По льду остальной части Теплого озера в это время еще можно ездить. Вскрытию у Больших и Малых ворот способствуют наряду с течением придонные ключи.

Характерным явлением, по данным 1950-х годов, является образование задолго до вскрытия льда "сиговицы", области тонкого и пористого льда, к юго-западу, югу и юго-востоку от островов Лежница и Станок вплоть до о.Вороний. Немного южнее начинается зона прочного льда, тянущаяся на юг вдоль северо-восточного побережья Теплого озера почти до Пнево. Из-за малой глубины здесь вода замерзает до дна на расстоянии до 400-500 м от берега, и лед держится долго. Движение псковского отряда в 1463 году позволяет предположить, что это явление сиговицы у проливов существовало и в средние века (Приложение Б).

2.5. Соболичьский берег

Соболичьский берег часто соотносят с областью Соболиц (Soboliz), упомянутой в ряде ливонских актов, связанных с земельными разделами между немецкими завоевателями . Акты не придерживались строгой географической последовательности при перечислении земель, что затрудняет локализацию Соболиц. Например, в документах от 22 и 24 августа 1224 г. приводятся списки областей, переданных Герману при назначении его епископом. В первом из них перечислены земли Саккелэ, Нормигундэ, Мокэ, Угенойс, Соболиц, Вайгелэ; во втором – Угенойс, Вайгелэ, Соболиц, Саккелэ, Нормигундэ, Моккэсо. Соболиц в обоих случаях упоминается рядом с восточноэстонскими областями Угенойс (Уганди) и Вайгелэ (Вайга), ограниченными с востока Чудским озером. Эта область осталась во владениях Дерптского епископа, в то время как она отсутствует в списке земель, перешедших в качестве лена к Ордену меченосцев по акту 23 августа 1224 г. Русские старожилы "собольком" называли одну из рыб, водящихся у северо-западного берега Теплого озера. Возможно, это название связано с топонимом. В этом случае Соболицу – Соболичьский берег можно поместить на западном побережье Теплого озеро или на юго-западе Чудского озера.

Летописи пишут, что русские преследовали бегущих 7 верст до Соболичьского берега. На первый взгляд, это дает ориентир при поиске места битвы. Так, например, считали Караев и др. К сожалению, в древнерусском (и русском) языке слово "семь" могло использоваться образно в значении "много". Все помнят русские поговорки "семь раз отмерь, один раз отрежь", "семь бед – один ответ". В "Житии Александра Невского" сообщается об избиении им семи полков (армий) литовских за один поход (1245/6 г.). НПЛ сообщает только о победах Александра над тремя литовскими отрядами: под Торопцом, Зижечем, Въсвятом. Возможно, то же образное выражение используется в НПЛ при описании битвы при Раковоре (1268 г.), когда русские гнали немцев семь верст по трем дорогам. Можно только с уверенностью сказать, что битвы происходила далеко от Соболичьсского берега. Скорее всего, это указывает на русский берег озера, хотя Трусман придерживался другой точки зрения.

2.6. Узмень

Срезневский Н.И. в своих "Материалах для словаря древнерусского языка по письменным памятникам" в 1912 г., а позднее Тихомиров М.Н. указывали, что слово "узмень" означало "узкое место, пролив, залив" /13/. Вариантом произношения был Измень. Так русские старожилы еще в 20 веке обозначали эстонский поселок Мехикоорма на западном берегу самого узкого места Теплого озера. Псковские летописи называли Мехикоорму Изменкой еще в 1473 году. Тихомиров в 1950 г. предположил, что Узмень – самая узкая часть Теплого озера, т.е. район Мехикоорма-Пнево. По другой гипотезе, в средние века Узменем называлось все Теплое озеро, которое тогда было уже современного. Не ясно, где проводили границу Теплого озера в те времена. Сейчас ею считается цепь островов от Пириссара до Городца. Рис. 11 показывает, что в средние века Подборовский мыс на русском берегу выступал дальше в озеро, чем сейчас, а Пириссар простирался далеко на восток и юго-восток и, возможно, был полуостровом. Между древними Пириссаром и Подборовским мысом был лишь узкий пролив шириной порядка 1 км. Довольно естественным было бы считать именно этот пролив границей Узмени, частью которого в таком случае являлся Желческий залив. Упоминание Вороньего камня должно было служить указанием на то, в какой части обширного Узменя произошла битва.

2.7. Вороний камень

Делались попытки связать топоним Вороний Камень с различными заметными скалами на побережье и топонимами со схожим названием. Трусман, со ссылкой на известия 1860-х гг. Платона, епископа Рижского и Митавского, сообщал о существовании на Чудском озере близ деревни Варнья (Воронья), в 7 верстах к северу от устья Эмайыги, в 60 саженях от берега, безымянного камня, который, по его мнению, и был летописным Вороньим Камнем. Он полагал, что название камня перешло на деревню. В 1950 г. Тихомиров отождествил Вороний камень с валуном у дер.Чудская Рудница, о котором он услышал в Пскове. Проверки более поздних исследователей показали, что этот валун не существует. На карте 1781 г. деревня Пнево на восточном берегу Теплого озера называлась Киеви. Этот топоним Ангарский вывел от эстонского "киви" (камень) и отождествил с Вороним камнем. К северу от о.Городец на дне озера был валун размером 6 на 9 м. Его взорвали в 1920-х гг. Он был невысоким и не мог служить заметным ориентиром на местности .

Начиная с Бунина, в качестве популярного кандидата фигурирует островок Вороний на юго-востоке Чудского озера. Геологические и археологические исследования показывают, что в средние века он образовывал один остров с соседним о.Городец. На северо-западном мысу о.Вороний находится высокий холм из бурого песчаника, с которого виден западный берег озера . Это был последний заметный ориентир до эстонского берега. На дне озера у о.Вороний обнаружены остатки затопленных укреплений. Возможно, именно от этой крепости произошло название острова Городца в те времена, когда он образовывал единое целое с о.Вороний. В центральной части южного побережья о.Городец в 12-13 вв. находилось еще одно, неукрепленное славянское поселение.

Вороний камень упоминается в летописях кроме 1242 года еще один раз, в XV веке. В 1463 году псковичи из крепости Кобылья близ устья р.Желчи собрались идти в погоню за немцами, разграбившими пристани к северу от Желчи. Они вышли на лед озера, к Вороньему камню, затем вернулись на берег (Приложение Б). Из контекста следует, что Вороний камень находился на острове.

2.8. Место Ледового побоища 5 апреля 1242 года

Совокупность данных позволяет считать, что Ледовое побоище произошло у русского берега древнего Теплого озера (Узмень), не очень далеко от современного о.Вороний. При этом граница Узменя могла проводиться несколько севернее современной границы Теплого озера и включать в себя Желческий залив. Из-за наличия сиговиц отпадает локализация битвы Беляевым вблизи Больших ворот, к западу от о.Вороний. Остаются два основных варианта, Караева и Паклара. Караев поместил место сражения у м.Сиговец, в 1,5 км к юго-западу от о.Вороний.

Мыс в средние века выдавался дальше в озеро, чем в настоящее время. Выбору этого места для сражения могло способствовать большая толщина и надежность льда по сравнению с зоной проливов. По промерам 11 марта 1960 г., толщина льда здесь составляла 0,53 м против 0,30-0,38 м в районе Больших ворот и пролива между Подборовским мысом и о.Пириссар. Паклар указал в качестве места битвы Желческий залив к северу от о.Городец, близ Подборовского мыса и устья р.Желча. Он полагал, что Александр отступил сюда, чтобы прикрыть путь на Новгород. Намерение немцев предпринять поход на Новгород после потери Пскова и в условиях надвигающейся весны кажется сомнительным. В то же время сама локализация битвы допустима, так как в конце марта 1463 г. именно здесь проходили маршруты дерптских отрядов, совершавших набеги на Новый городок близ устья Желчи. Здесь же шел через несколько дней псковский отряд (Приложение Б).

Выбор места сражения отчасти зависит от решения вопроса о пути движения армии Александра по Ливонии. Если они двигались из района Моосте, то непосредственно пройти из Теплого озера на север Желческого залива было бы затруднительно из-за сиговиц на озере и покрытой болотами и кустарниками прибрежной полосы. Необходимо было продвинуться в глубь материка, обогнуть болота с востока и выйти снова на лед где-нибудь близ устья Желчи. Альтернативой было бы сделать сначала круг на север, обойти сиговицы через перешеек (или пролив), связывающий Пириссар с материком, а затем идти на юго-восток к Городцу-Вороньему. Логичнее было остановиться у м.Сиговец, а не предпринимать круговые движения. Аналогично, если русские отходили от устья Эмайыги, то им проще было отступить в северную часть Желческого залива и там принять бой. Здесь они перекрывали два возможных пути для набега немцев: по торговому пути вверх по Желче и дорогу на Псков на юг от устья Желчи. Кроме того, они могли перехватить ливонцев, если бы те попытались напасть на селения на юго-востоке Чудского озера, как они сделали в конце марта 1463 года.

2.9. Итоги войны

Об условиях мира кратко пишут только новгородские летописи. Немцы отказались от территориальных претензий к Северной Руси. Отказ немцев от Латгалии интерпретируется как признание русских прав на сбор дани с Восточной Латгалии. Псков брал с этих земель дань еще в 1280-х годах. 1-я и 2-я Псковские летописи сообщают, что в 6792 (1284) г. немцы убили псковских сборщиков дани в Аласте (Aliste в области Адзеле в Северо-Восточной Латгалии). Любецкие архивы сообщают, что в качестве мести за убитых псковичи отняли у немецких купцов в Адзеле 20000 шкурок в 1288 году . Время прекращении сбора этой дани неизвестно.

Полагают, что ливонский ландмейстер Дитрих фон Грюнинген использовал поражение для консолидации тевтонских братьев в Ливонии и сужению внешнеполитических задач. Бывших меченосцев мелкими группами разбросали по Ливонии или направили в Пруссию и Палестину. 1 октября 1243 года епископы Риги, Дерпта, Эзеля и заместитель ливонского ландмейстера заключили договор о взаимной защите и помощи. Основным направлением экспансии Ливонской провинции Тевтонсокого Ордена становится юго-запад. Завоевание земель куршей и земгалов на полвека становится государственной задачей Ливонской конфедерации. Столкновения датчан и дерптцев с Новгородом и Псковом временами возобновляются, но Орден вмешивается лишь в критических ситуациях, например, при атаке русских на Дерпт в 1262 году или во время войны 1268-1269 годов.

III. Русские источники о войне 1240-1242 гг.

3.1. Новгородская первая летопись старшего извода

Первоначальные новгородские летописные записи о войне отражены в Новгородской первой летописи (далее НПЛ) старшего извода . Эта летопись дошла до нас в составе пергаментного Синодального списка 14 века, содержащего записи о событиях 1016-1272 и 1299-1333 гг. Записи до 1234 г. сделаны почерком 2-й половины 13 в., после 1234 г. – почерком 2-й четверти 14 в. О времени составления статей 1240-1242 гг. среди исследователей существует две точки зрения. По традиционному взгляду, они были написаны современником вскоре после описываемых событий. Недавно Б.М.Клосс показал, что статьи 1230-х – 1260-х гг. имеют стилистическое единство и созданы в 1260-х гг. Ниже приводится текст НПЛ старшего извода . Буква "ять" заменена на "е". В этой части НПЛ используется мартовский стиль, при котором год начинался с 1 марта.

 "В лето 6748 (1240/1241). [Описание Невской битвы со свеями, мурманами, сумью и емью "месяца июля въ 15, на память святого Кюрика и Улиты, в неделю на сборъ святых отець 630, иже в Халкидоне".]

Того же лета взяша Немци, медвежане, юрьевци, вельядци с княземь Ярославом Володимиричем Изборьско. И приде весть въ Пльсков, яко взяша Немци Изборскъ; и выидоша пльсковичи вси, и бишася с ними, и победиша я Немци. Ту же убиша Гаврила Горислалича воеводу; а пльсковичь гоняче, много побиша, а инехъ руками изъимаша. И пригонивше подъ город, и зажгоша посад всь; и много зла бысть: и погореша церкы и честныя иконы и книгы и еуангелия; и много селъ попустиша около Пльскова. И стояша подъ городом неделю, но города не взяша; но дети поимаша у добрыхъ мужь в тали, и отъидоша проче; и тако быша безъ мира: бяху бо переветъ держаче с Немци пльсковичи, и подъвели их Твердило Иванковичь с инеми, и самъ поча владети Пльсковым с Немци, воюя села новгородьская; а инии пльсковичи вбежаша в Новгородъ с женами и с детьми. В то же лето, тои же зимы выиде князь Олександръ из Новагорода к отцю в Переяславль с матерью и с женою и со всемь двором своимь, роспревъся с новгородци. Тои же зимы придоша Немци на Водь с Чюдью, и повоеваша и дань на нихъ възолжиша, а городъ учиниша в Копорьи погосте. И не то бысть зло, но и Тесовъ взяша, и за 30 верстъ до Новагорода ганяшася, гость биюче; а семо Лугу и до Сабля. Новгородци же послаша къ Ярославу по князя, и дасть имъ сына своего Андрея. Тогда же сдумавше новгородци, послаша владыку с мужи опять по Олександра; а на волость Новгородьскую наидоша Литва, Немци, Чюдь, и поимаща по Луге вси кони и скотъ, и нельзе бяше орати по селомъ и нечимь, олна вда Ярославъ сына своего Александра опять.

В лето 6749 (1241/1242). Приде Олександръ князь в Новгородъ, и рады быша новгородци. Того же лета поиде князь Олександръ на Немци на городъ Копорью, с новгородци и с ладожаны и с Корелою и с Ижеряны, и взя городъ, а Немци приведе в Новгородъ, а инехъ пусти по своеи воли; а Вожанъ и Чюдцю переветникы извеша.

В лето 6750 (1242/1243). Поиде князь Олександръ с новгородци и с братомь Андреемь и с низовци на Чюдьскую землю на Немци и Чюдь и зая вси пути и до Пльскова; и изгони князь Пльсков, изъима Немци и Чудь, и сковавъ поточи в Новгородъ, а сам поиде на Чюдь. И яко быша на земли, пусти полкъ всь в зажития; а Домашь Твердиславичьи Кербетъ быша в розгоне, и усретоша я Немци и Чюдь у моста и бишася ту; и убиша ту Домаша, брата посаднича, мужа честна, и инехъ с нимь избиша, а инехъ руками изъимаша, а инии к князю прибегоша в полкъ; князь же въспятися на озеро, Немци же и Чюдь поидоша по нихъ. Узревь же князь Олександръ и новгородци, поставиша полкъ на Чюдьскомь озере, на Узмени, у Воронея камени; и наехаша на полкъ Немци и Чюдь и прошибошася свиньею сквозе полкъ, и бысть сеча ту велика Немцемь и Чюди. Бог же и святая Софья и святою мученику Бориса и Глеба, еюже ради новгородци кровь свою прольяша, техъ святыхъ великыми молитвами пособи бог князю Александру; а Немци ту падоша, а Чюдь даша плеща; и, гоняче, биша ихъ на 7-ми верстъ по льду до Суболичьского берега (Соболичьского в НПЛ младшего извода); и паде Чюди бещисла, а Немець 400, а 50 руками яша и приведоша в Новгородъ. А бишася месяца априля въ 5, на память святого мученика Клавдия, на похвалу святыя Богородица, в суботу. Того же лета Немци прислаша с поклономь: "безъ княззя что есмы зашли Водь, Лугу, Пльсковъ, Лотыголу мечем, того ся всего отступаемъ; а что есмы изъимали мужии вашихъ, а теми ся розменимъ: мы ваши пустимъ, а вы наши пустите"; и таль пльсковскую пустиша и умиришася. Того же лета князь Ярославъ Всеволодовичь позванъ цесаремь татарьскимь Батыемь, иде к нему въ Орду."

 Следующий отрывок проясняет личность Кербета, командира сторожевого отряда русской армии во время похода в Эстонию, а также говорит о дальнейшей судьбе князя Ярослава Владимировича, союзника немцев в 1233 и 1245 гг.

 "В лето 6753 (1245/6). Воеваша Литва около Торжку и Бежици; и гнашася по нихъ новоторжци съ княземь Ярославомь Володимировичемь и бишася с ними; и отъяша у новоторжцевъ кони, и самехъ биша, и поидоша с полономь проче. Погониша по нихъ Явидъ и Ербетъ (Кербетъ в НПЛ младшего извода под 6754 г. и в других летописях) с тферичи и дмитровци, и Ярославъ с новоторжьци; и биша я подъ Торопчемь, и княжици ихъ въбегоша в Торопечь. [Далее о подходе Александра Невского с новгородцами и трех его победах над литовцами.]"

 Если последовательность перечисления имен и войск совпадают, то Кербет около 1245 г. был великокняжеским посадником в Дмитрове. Возможно, он сидел там уже в 1242 г.

3.2. «Житие Александра Невского»

Житие было написано во Владимире-на-Клязьме младшим современником Александра Невского. Его содержание не зависимо от новгородских летописей. Согласно одной точке зрения, 1-й вид первой редакции Жития датируется 1280-ми годами; согласно другой, 1-й вид относится к 1263-1264 гг., а 2-й вид первой редакции – к промежутку между 1265-1271 годами . Первая версия Жития не сохранилась. Ее содержание было реконструировано Бегуновым . Автор был начитан в церковной и светской литературе, которым он подражает и которые цитирует. Первоначальное Житие представляло собой панегирик в честь Александра. Писатель отбирал факты с целью показать глубокое впечатление, которое произвела личность князя на современников. Отсутствовали стандартные житийные приемы (описание благочестивого детства, молитвенное обращение к новому святому и т.п.). В отличие от типичной агиографической литературы Житие Александра восхваляло земные доблести покойного князя .

В 15-16 вв. Житие неоднократно перерабатывалось. При этом либо стремились привести текст к агиографическим канонам, либо расширяли его историческое содержание путем вставок из летописей. Различные версии Жития дошли в составе летописных сводов и собраний житий святых. Ниже приводится отрывок жития Александра из Второй Псковской летописи (ок. 1486 г.), содержание которого мало отличается от первоначального .

"И сего ради некто силенъ от западныя страны, иже нарицаются слугы божия, от тех прииде, хотя видети дивныи възрастъ его, якоже древле царица южичьская приходи к Соломону, хотящи слышати премудрость его; тако и сеи, именемъ Андреяшь, видевъ князя Александра, и възвратився къ своимъ, рече: прошед страны языкъ, невидех таковаго ни въ царехъ царя, ни въ князехъ князя.

[Описание Невской битвы с королем римской веры из Полуночной страны в воскресение, 15 июля, в день памяти 630 святых отцов бывшего в Халкидоне собора и святых мучеников Кирика и Улиты]

Въ второе же лето по возвращении с победы князя Александра приидоша пакы от Западныя страны и возградиша град въ отечьстве Александрове; Князь же Александръ воскоре иде и изверже град их из основания, а самых извеша, и овех с собою поведе, а инех: помиловавъ отпоусти, бо милостивъ паче меры.

По победе же Александрове, якоже победи корабля, в третии год, в зимнее время поиде на землю Немецкую в велице силе, да не похвалятся ркуще: оукоримъ Словеньскыи языкъ ниже себе; оуже бо бяше град Псков взят, к наместникы от ||(л.159) Немець посажени. Он же въскоре градъ Псковь изгна и Немець изсече, а инех повяза, и град свободи от безбожных Немець, а землю их повоева и пожже и полона взя бес числа, а овех иссече. Они же гордии совокупишася и рекоша: поидем и победим Александра и имемъ его роукама. Егда же приближишася, и очютиша я стражие, князь же Александръ оплъчися, и поидоша противу себе и покриша озеро Чюдьское обои от множества вой. Отець же его Ярославъ прислалъ бе ему брата меньшаго Андрея на помощь въ множестве дроужине. Такоже и оу князя Александра множество храбрых, якоже древле оу Давыда царя силнии, крепции, тако и мужи Александровы исполнишася духом ратнымъ; бяху бо сердца их акы сердца лвомъ, и решя: о княже нашь честныи, ныне приспе время нам положити главы своя за тя. Князь же Алесксандръ, воздевъ роуце на небо и рече: соуди ми, боже, и разсуди прю мою от языка непреподобна; и помози ми, господи, яко же древле Моисию на Амалика и прадеду нашему Ярославу на окааннаго Святополка. Бе же тогда субота, ||(л.159об.) въсходящю солнцю, и съступишася обои: и бысть сеча зла и троусъ от копии ломления и звоукъ от сечения мечнаго, якоже кезару померзъшю двигнутися, и не бе видети леду, покры бо ся кровию. Се же слышах от самовидца, же рече ми: яко видех полкъ божии на въздоусе, пришедши на помощь Александрови. И тако победи я помощию божией, и даша плеща своя, и сечахоуть я гоняще ахи по и аероу, .и не бе камо оутещи. Зде же прослави богъ Александра пред всеми полкы, яко же Исуса Наввина оу Ерехона. А иже рече: имемь Александра роуками, сего дасть ему богъ в роуце его; и не обретеся противникъ ему въ брани никогдаже. И возвратися князь Алексачдръ с победою славною, и бяше множество полоненых в полку его, и ведяхоуть босы подле конии, иже именоують себе божии ритори. И якоже приближися князь къ граду Пскову, игоумени же и попове и весь народ сретоша и пред градомъ съ кресты, подающе хвалу богови и славоу господину князю Александроу, поюще песнь: пособивыи, господи, кроткомоу Давыдоу победити иноплеменьникы: и верномоу ||(л.160) князю нашему ороужиемь крестным, и.свободи градъ Псков от иноязычникъ роукою Алексакдровою. И рече Александръ: о невегласи псковичи, аще сего забоудете и до правноучатъ Александровых, и оуподобитеся Жкдом, ихже препита господь в поустыни манною и крастелми печеными, и сихъ всех забыша и бога своего, изведшаго я от работы изь Египта."

 Перевод

"Ради князя Александра и пришел некто знатный из Западной страны, от тех, что зовут себя "слуги божии", желая повидать его в расцвете сил так же, как в древности царица Ужская приходила к Соломону, желая наслушаться мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреяш, увидел князя Александра, возвратился к своим и сказал: "Прошел я много стран и видел многие народы, но не встретил ни такого царя среди царей, ни князя среди князей".

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.