Реферат: Культурный диалог между Востоком и Западом в средние века
Реферат: Культурный диалог между Востоком и Западом в средние века
Московский
Государственный Университет им. М.В. Ломоносова
“Культурный диалог
между Западом и Востоком
в средние века”
Реферат
студентки
4-го курса
химического
факультета
Прониной
Екатерины
Москва
2000
à О проблеме деления культур на «восточные» и
«западные» [1], [6].
«Запад есть
Запад, Восток есть Восток,
не
встретиться им никогда.
Лишь у
подножья Престола Божья
в день
страшного суда.»
Редьярд Киплинг.
Когда резню устраивают азиаты – это зверство; когда европейцы –
политическая необходимость.
Шри Ауробиндо.
Деление культур
на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но
и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации,
основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических
структур.
В современной
культурологии под «Западом» подразумевается европейская и американская
культура, под «Востоком» – культуры стран Центральной, Юго-Восточной Азии,
Ближнего Востока, Северной Африки. Для средних веков это деление зависит от
того, рассматривается этот вопрос с европоцентристской или общемировой точки
зрения. В первом случае под Востоком подразумевают культуры Византии, Египта, Сирии
и Палестины, под Западом – культуры развитых государств Европы – Франции,
Италии, Испании, Германии, Англии. В рамках мировой культуры Восток – это в
первую очередь, Китай, Индия, Япония, Персия; европейскую культуры и
преемственную ей византийскую относят к западным культурам.
Несмотря на такие
отличия в разделении стран на Запад и Восток, у этих двух «противоположных»
типов культур можно выделить присущие им черты.
Западная культура
ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни,
совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет
инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для
социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки,
неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших
ценностных систем, общественно-экономических и политических структур. Запад,
будучи носителем начала творческого, потенции, постоянного поиска, бунта,
дерзновения и, в это же время, являя стремление к постоянному аналитическому
познанию Вселенной, чаще занимает сторону бытия земного, телесного, разрушая
тем самым гармонию, постоянство и органичность собственной жизни.
Дени де Ружмон в книге «Вызов запада» называет две
выдающиеся идеи, характерные для западной культуры: личность и машину. Это
важно, поскольку личность и машина противостоят друг другу, а потому Запад
переживает огромное психологическое напряжение. «Личность предполагает
индивидуальность, персональную ответственность, тогда как машина является
продуктом интеллекта, абстракции, обобщения, тотализации, групповой жизни». (Д.
Судзуки «Лекции о Дзен-буддизме»). Причем понятие личности в данном контексте
следует понимать даже не как монаду (древних греков), но как принцип
бесконечного, всеобъемлющего порыва, полета Духа за рамки всех условностей и
границ. При всем этом, нельзя не отметить еще одну немаловажную черту западного
менталитета - его склонность к научному исследованию мира. Наука Запада занята
плетением сетей сложных методологических исследований и экспертиз, окутывая
которыми объект своего изучения она пытается понять его и его природу. Д.
Судзуки пишет: «Какими бы мелкими не были ячейки сети, пока есть сеть, имеется
и то, что сквозь нее ускользает, а именно то, что не может быть каким-либо
образом измерено. Числа уходят в бесконечность, и однажды науки признаются в
собственной неспособности заманить реальность в свою сеть». Оказывается, что
сама Жизнь - эта удивительная тайна, для познания которой и создавались науки -
неминуемо бежит из-под линз микроскопов и датчиков других научных приборов.
Восток является воплощением некой иррациональности,
трансцендентности, принимающего, женского принципа-начала, он никогда не
отступал от заповедей существования в мире духовном (при этом, подчас, ущемляя
существование плоти, но, все же, по природе своей, стремясь к равновесию и
гармонии). На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а
органично вписывается в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для
восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие
восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь
обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по пути
создания техники, посредующей отношения с природой, то для восточной культуры
характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом.
Восток - это сжатость, глубина, тишина. В данном
отношении особенно показательным примером является японская поэзия хайку.
Известный английский исследователь японской культуры Р.Х. Блейс писал по этому
поводу: «Хайку - это самый короткий поэтический жанр, при котором стихотворение
еще имеет форму и ритм. Сокращая поэтическое произведение до семнадцати слогов,
мы приближаемся к невидимому, неописуемому поэтическому переживанию, пока
каждая характеристика объекта не станет для него неотъемлемой, пока само
стихотворение не станет прозрачным и как бы написанным без слов». Восток
провозглашает принцип познания или, вернее сказать, постижения мира через
отождествление, слияние с ним. Раствориться в окружающем, в Бытии, в мгновение
оказаться Всем и одновременно мельчайшей частицей Всего. Ключевыми понятиями в
постижении этого являются «Пустота» (шуньята (санскрит.)) или «Недеяние» (увей
(кит.)). Эти термины отнюдь не означают отрицание мира или вообще отрицание
чего- либо, скорее наоборот: они говорят о запредельности, сверхреальности и в
то же время единственной Реальности, причем неразрывно слитой с реальностью
обыденной, являющейся ее истоком и устьем. Сатпрем говорил об индуизме: «Так
называемый индуизм - это выдумка запада; индусы говорят только о «вечном
законе», санатана дхарма, который существует и для мусульман, негров, христиан
и даже анабаптистов. То, что кажется человеку запада самой важной частью религии
– а именно структура, которая «отличает» ее от всех других религий и
устанавливает, что человек не является католиком или протестантом, если не
считает себя тем или другим, и не соглашается с какими-то параграфами веры, -
является для индуса самым несущественным аспектом, ибо он инстинктивно
стремится отбросить все внешние различия, чтобы вновь обнаружить всех там, где
все сходится в одной центральной точке».
³ ³ ³
В рамках данной работы
невозможно воспроизвести полную картину культурного диалога между всем
разнообразием восточных и западных культур. Поэтому автор на свое усмотрение
приводит различные точки зрения на вопрос Восток-Запад, а также отдельные
зарисовки разных составляющих культур разных стран в разные промежутки времени
и проводит параллели между ними.
à Книгопечатание [4].
В Китае первые записи
делали на твердых материалах; первые «книги» - это деревянные или бамбуковые
планки, соединенные в связки. С V-VI вв. до н.э. в
Китае стали писать на шелке. Потребность в размножении текстов возрастала, и с VI-V вв. до н.э. в китайских монастырях стали вырезать из
дерева рельефные тексты в зеркальном отображении и получали оттиски. К этому
времени уже умели получать бумагу — волокна конопли, тряпье и древесная кора
разминались в чане, прессовались в листы и высушивались. Получение
совершенствовалось, и в IV в. был издан императорский
указ о том, что бумага становится общеупотребительным материалом. В Китае
делали оттиски с надписей и изображений на камне, которые очень ценились; чтобы
их получать, рельефные части покрывали краской и прикладывали к ним листы
бумаги. Так можно было получать необходимое количество оттисков. Сначала
полученные оттиски сворачивали в свитки, потом стали складывать, как ширму.
Позже поняли, что гораздо удобнее склеивать листы с наружной стороны, в XIV-XV вв. их стали прошивать. Кузнец Пи Шен в XI в. предложил набирать текст из глиняных знаков,
размещенных в специальной рамке, а не изготовлять целые оттиски текста. В XIII в. литеры стали делать из олова и дерева, а в Корее
– из меди.
Все эти изобретения не
случайно были сделаны в Китае, уже с VI в. до н.э. там
были библиотеки, составлялись энциклопедии. Одна из первых энциклопедий
относится к X в. В XV в. 2169
различных умнейших граждан Цинской империи создали энциклопедию из 11915 томов.
В Китае были даже периодические издания: в VII-X вв.
выходила газета «Столичные ведомости».
В Европе с падением
Римской империи погибли многие библиотеки. Центрами книжной культуры в
средневековой Европе стали монастыри, где переписывались богословские труды,
древние тексты, делалось множество ошибок. В скрипториях одни монахи наносили
на пергаментные листы линии строк, другие писали красивым почерком текст,
третьи украшали рукописи орнаментами и миниатюрами. Книги были настоящими
произведениями искусства. Писали тростниковыми палочками, птичьими перьями,
изредка – металлическими перьями. Чернила были черные, красные, иногда голубые,
желтые, фиолетовые. Книги были очень дорогими. В Испании известен случай, когда
за сборник проповедей получили 200 овец, 3 бочки зерна и 3 куньи шкурки.
Бумага пришла в Европу
от арабов. Предполагают, что они заимствовали способ ее изготовления у
китайцев. Арабы измельчали пеньку и другие ингредиенты на мельничных жерновах.
В Дамаске и Каире целые улицы населяли мастера, изготавливавшие бумагу разных
сортов, в том числе и тончайшую – для голубиной почты. Арабы заимствовали у
китайцев и способ печатания с резных досок. Дешевизна материала позволила
выпускать гораздо больше книг, например, только в Кордове, в Испании, ежегодно
выпускали 16-18 тыс. книг.
В XIV-XV
вв. в Европе изготовление книг вышло за стены монастырей. Теперь книги делали
ремесленники, а торговали ими купцы. Образование становилось более светским,
увеличился интерес к естественным наукам. В середине XIII в.
бумагу уже начали делать в Италии, в XIV в. во Франции,
а потом и в Германии, Англии. Книги стали дешеветь. Теперь книги печатали с
целых деревянных матриц.
И, наконец, Гуттенберг,
ювелир, гравер, резчик по камню, изобрел книгопечатание. Он первым в Европе
применил разборный шрифт. Металлические литеры отливали из свинцового сплава,
помещали их в наборную кассу, набор для страницы обматывали суровой ниткой,
смазывали типографской краской из сажи и олифы. На набор укладывали лист увлажненной
бумаги, просушивали его и делали на нем оттиск текста оборотной стороны.
Печатный станок был ручным. Готовые листы разглаживали под прессом, складывали
в кипы, разравнивали их и переплетали. Первые книги Гуттенберга появились в
Германии в 40-х годах XV в. За первые 50 лет
книгопечатания человечество получило книг больше, чем за сотни лет до этого. К
концу 1500 г. книги выпускали уже в 300 городах Европы, где действовало около
1500 типографий.
à Нумизматика [4].
Нумизматика как наука дает исследователям целый
комплекс разнообразных данных, включая сведения о состоянии экономики
государства или отдельной области, о правителях страны, о военных победах.
Еще античные исследователи пытались в качестве
аргументов в своих дискуссиях использовать монеты. Так, греческие историки
Плутарх и Павсаний сопоставляли предания об отдаленном прошлом городов Эллады с
монетными изображениями. Римский историк Флавий Вописк (III-IV вв.)
сообщает о вполне научном споре между любителями старины, который разрешился,
стоило только одному из них предъявить нумизматическое доказательство.
Однако лишь в эпоху Возрождения появился серьезный
интерес к коллекционированию и изучению древних монет. Страстным нумизматом
был, например, поэт-гуманист Франческо Петрарка. Представители ренессансной
культуры ценили греческие и римские монеты прежде всего как совершенные образцы
античного искусства и подлинные свидетельства существования реальных
исторических персонажей.
На античных монетах нередко воспроизводятся те шедевры
архитектуры и изобразительного искусства, которые до нас не дошли. Так
нумизматические свидетельства помогли археологам отыскать руины театра Диониса
в Афинах и уточнить детали облика храма Артемиды в Эфесе. Благодаря им же
опознаны скульптуры «Афина и Марс» Мирона, «Афродита Книдская» Праксителя,
реконструирована статуя Афины Парфенос великого Фидия. Служили монеты и
средством политической пропаганды. Изображение несущейся колесницы в азартно
погоняющим коней возничим помещал на монетах македонский царь Филипп II,
напоминая таким образом о своей победе в конных ристаниях. Военные сюжеты,
особенно победа и триумф, еще чаще встречаются в монетных типах Римского
государства. Денежные знаки Римской империи снабжались изображениями и
надписями, с помощью которых люди узнавали обо всех событиях и идеях, важных с
точки зрения властей.
Со времени установления принципата Августа (29 г. до
н.э.) в монетной типологии главное место отводится персоне правящего императора
и членам его семьи. Их портреты – самый частый нумизматический сюжет той эпохи.
После падения Западной Римской империи 476 г. до н.э. прежняя типологическая
традиция еще долго сохранялась в Византии. Была она унаследована и
«варварскими» государствами Европы.
С принятием христианства монетная типология включает в
себя элементы новой религиозной символики. В средние века в европейских странах
на монетах помимо портрета правителя появляются изображения Христа, Богоматери
и христианских святых. Постепенно начинают использоваться геральдические
фигуры. А со временем родовой или государственный герб становится одним из
самых частых элементов монетных типов и остается таковым до сих пор.
Иными путями шло развитие типологии монет на Востоке.
По китайскому образцу оформлялись до ХIХ в. литые металлические деньги
в Корее, Японии, Вьетнаме и некоторых других странах Юго-Восточной Азии. В
исламском мире денежное обращение началось с усвоения старых античных традиций,
сохраненных Византией. Характерно, что названия золотых, серебряных и медных
монет заимствованы в раннемусульманское время из греко-римской терминологии:
«динар» - от латинского «денариус»; «дирхем» – от греческого «драхме»; «фельс»
или «фулюс» – от латинского «фоллис».
Хотя на монетах исламских стран встречаются
изображения животных, реже – человека, в целом, безусловно, преобладает
орнаментально-каллиграфический принцип. Надписи всегда несут основную смысловую
нагрузку. Содержание их, как правило, сходно: символ веры («Нет Бога, кроме
Аллаха, Мухаммад – пророк Аллаха», к чему последователи шиитского направления в
исламе добавляют еще слова «Али – наместник Аллаха»), известные цитаты из
Корана, перечисление имен первых четырех халифов или двенадцати имамов, номинал
монеты, место и дата чеканки, имя и титул правителя. Иногда арабографические
монетные надписи встречаются даже в стихотворной форме. Таким образом,
мусульманские монеты – чрезвычайно важный источник по истории Востока эпохи
Средневековья.
à Геральдика [4].
Одной из вспомогательных исторических наук является
геральдика – наука о гербах, эмблемах и символах. С помощью сохранившихся
рыцарских доспехов, вышивках на одежде, крестов, монет, девизов на замках
историки–герольды могут многое рассказать о городах и людях.
Хотя слова «герб» («Erbe» – «наследство»
в переводе с немецокого), «герольд» и законы геральдической символики появились
только в Средние века, корнями они уходят в первобытные времена.
Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племен. У прибрежных
племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей –
змеи, у лесных племен – медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца,
Луна, воды.
Подобные символы существовали и в древнейших
государствах. Так, на печатях Древнего Египта были изображения богов и
священных животных; корова –на известной печати из индийского города
Мохеджо-Даро. На монетах Афин изображали сову, Эгины – черепаху, Пантикапея –
мифического грифона, ставшего гербом и современной Керчи. Знаки царской власти
являлись символами больших монархий. Например, на стенах дворцов критских царей
изображена двойная секира («лабиринт» – в буквальном переводе «дворец двойной
секиры»). На личных вещах македонских царей встречается восьмиконечная звезда.
Символом Римской империи со времен Юлия Цезаря стал
императорский жезл с фигурой орла – священной птицы Юпитера. После перенесения
столицы в Константинополь в 330 г. император Константин ввел новую эмблему –
черного двухглавого орла на золотом фоне – символ власти императора над Западом
и Востоком. Этот герб сохранился и как герб Византийской империи. В начале ее
существования императоры пытались восстановить Римскую империю, а затем две
головы орла, обращенные в разные стороны, стали восприниматься как символ
географического расположения Византии на стыке Европы и Азии. Впоследствии от
римского и византийского орлов произошли гербы многих других империй: Священной
Римской (одноглавый черный), Арабского халифата (одноглавый желтый), России
(двухглавый черный). ОТ орла Священной Римской империи «отпочковались»
австрийский, германский и испанский орлы (с 1521 г., когда императором стал
испанский король Карл V, а его потомки Габсбурги оставили на гербе Испании
имперскую птицу). От византийского орла, кроме российского, произошел
албанский, без имперских знаков власти, когтей и раскрытого клюва – символ
борьбы против турецкого ига. Желтый орел халифов возродился в Новейшее время в
беркутах, халзанах и соколах гербов ряда арабских стран.
Если в раннем средневековье в Западной Европе гербовые
символы имелись лишь у высшей феодальной знати, то в XII-XIII вв.
гербы оформились у крупных и мелких феодалов, а к XIV-XV вв. – у
городов, гильдий, цехов и университетов. В это же время появляюися герольды,
разрабатываются принципы составления государственных и родовых гербов.
Изначально гербы помещались на боевом щите, имевшем различную форму:
итальянский – овальную, норманнский – треугольную, французский – прямоугольную
с закруглением или выступом вниз, немецкий – вырезную. Четкую символику стали
иметь цвета: красный подчеркивал страсть; голубой, синий – честь, возвышенность;
пурпурный – власть; зеленый – свободу; черный – постоянство; золотой, желтый –
знатность; серебряный, белый – благородство. Таким образом, первоначальное
толкование цветовой символики было узкофеодальным, но потом расширилось, и
красный цвет стал цветом борьбы, зеленый стал цветом живой пририоды, синий
–цветом мира, черный – траура, белый - вечности. В этих значениях цвета уже
ранее использовались народными движениями на Востоке (восстание «краснобровых»
в Китае в I в. н.э., восстание «краснознаменных» в Иране в 772
г.)
K XV в. сложилось большинство современных государственных
гербов. Львы с атрибутами власти и силы стали символами Англии, Швеции, Дании.
На гербе Польши в XIII в. в период борьбы с агрессией германских феодалов
появился белый орел на красном поле, смотрящем в другую сторону, в отличие от
черного германского. На гербах Болгарии и Чехии – белые львы без когтей и
оружия – символ мира.
В период бурного роста самоуправляющихся городов в
Европе появилось много городских гербов. Ряд гербов являются «говорящими»: на
гербе Гранады – гранат, Берлина – медведь («берл» - по-западнославянски
«медведь»). В ряде случаев отображена легенда о возникновении города (ладья в
гербе Парижа).
В Азии и частично Восточной Европе оказался
распространенным восточный тип герба – круглый. Их символика значительно
отличается от европейской. Так, роза в мусульманских странах означала любовь,
змея – мудрость (в Европе – коварство). Место христианского креста занимают
полумесяц, звезда и знаки Инь и Ян. Государственным гербом стал императорский
мон – желтая хризантема. Индийцы употребляли многие века лишь один гербовый
символ – знак Солнца. В Японии роль гербов играют круглые моны – знаки личной
собственности. Интересно, что в XII
в. моны могли иметь лишь крупные феодалы;
в XIV в. такое право
получили самураи; в XVI в. – все дворяне, в XVII – купечество,
а после буржуазной революции 1868 г. – все японцы.
à Возрождение – в Европе и на Востоке.
Средневековый Китай [2].
Как известно, термин «средние века» появился в Европе
в XV в. в кругах ученых-гуманистов и употреблялся ими для
обозначения исторической полосы жизни европейских народов, лежащей между
«древним миром», существование которого считалось гуманистами закончившимся в V в.
падением Западной Римской империи, и новым временем, как воспринимали гуманисты
свою эпоху. В таком же значении восприняли этот термин и гуманисты – филологи и
историки XV-XVII вв. За ними пошла вся последующая историческая наука
в Европе, окончательно закрепившая этот термин в составе триады: «древность» –
«средние века» – «новое время». Так в исторической науке возникла специальная
отрасль – история средних веков.
Происхождение понятия и термина «средние века»
обусловило то, что история средних веков стала историей стран и народов Европы.
О неевропейских народах в ней говорится только в той мере, в какой они
соприкасались с европейскими. Об истории народов Индии, об истории китайского
народа в период, соответствующий средним векам Европы, мы ничего не знаем. О
гуннах говорят лишь в связи с их вторжением в самый центр Европы, историю
Персии связывают с историей Византии.