рефераты скачать

МЕНЮ


Реферат: Культура языческой Руси

В целом, древнерусская цивилизация Киевского периода по своим типологическим чертам мало отличалась от раннефеодальных цивилизаций Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской характер куль­туры, единообразие многих ценностных ориентаций. Православный характер русского христианства и тесные экономические, полити­ческие, культурные связи с Византией, определили стилевую спе­цифику цивилизации Древней Руси. В первые века Киевская Русь по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общественного устройства и жизнедеятельно­сти она была скорее ближе к центральной Европе, так что на первом этапе своего становления российская цивилизация уже синтезиро­вала черты европейской, эллинистической культуры и византийской мистики.

4.  Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)

С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры. Процесс становления русского культурного архетипа приходится на следующий период в истории России, информируется в эпоху Московского царства в XIV-XVII веках. В развитии этих двух цивилизационных циклов есть разли­чия и преемственность. С падением Киевской Руси не был использован путь включения в христианскую цивилизацию, приобщения к европейским ценностям. Происходит формирование московской субкультуры, в становлении которой большую роль сыграл геополитический фактор: срединное положение между цивилизациями Востока и Запада и непримыкание ни к одной из них, перемещение центра страны на северо-восток. На новой почве произошла задержка в» развитии переселенцев из Киевской Руси. Под покровительством церкви вырабатывается национальное самосознание. В результате наложения православных ценностей на языческую культуру формируется определенный тип человека.

 С ХII века началась активная миграция из Киевской Руси в междуречье Оки и Волги. Произошло смешение русских славян с народами финно-угорской группы (меря, мордва, мари), началось формирование русской народности— великороссов. Земли заселялись быстро, но в отличие от Киевской Руси здесь было мало городов. Переселенцы жили в другой географической среде, в лесах. Происходило становление иного образа жизни. Жизнеобеспеченность требовала больших физических усилий, тяжелого труда, на который были обречены на столетия. Произошло изменение даже физического типа людей. Монголо-татарское иго задержало развитие страны. На земле Руси были разрушены города, села, ремесла, утрачено культура земледелия, сократилась численность населения. Становление субцивилизации Московской Руси определялось ее сложной и противоречивой связью с Золотой Ордой. С одной стороны — неприязныо к завоевателям, с другой — Орда была метрополией.

В XIV-XV веках на северо-востоке Руси складывается централизованное государство со столицей в Москве. Социально-политическая система, формировавшаяся в Великорусском государстве несла на себе черты сильнейшего восточного влияния, особенно с се­редины XIV века, когда Орда приняла ислам. Подобная «исламизация» некоторых сторон социальной культуры не способствовала смягчению деспотических начал русской жизни и системы государ­ственного управления. В то же время нельзя преувеличивать значи­мость этого восточного компонента в политической и социальной культуре Московской Руси, особенно в сфере мировоззрения. Стра­на оставалась христианской, и драматические события истории восточно-христианской церкви оказали решающее влияние на формирование той системы ценностей и картины мира, которые были характерны для средневековой России. С падением Константинополя в 1454 году Русская православная церковь постепенно обретает самостоятельность и одновременно отдаляется от западного христианского мира. Русь осознает себя единственной защитницей христи­анства. Она принимает миссию спасения, возрождения и распрост­ранения по миру православия. Таким образом, Московская Русь осо­знает себя «Святой Русью», а Москва — «третьим Римом».

Развитию московоцентризма способствовал также внешний фактор— Великое княжество Литовское, где в XV веке многие русские города получили статус самоуправления, и пошли по пути развития по общеевропейской модели. Культурный изоляционизм Москвы был направлен против Запада, в его основе — антагонизм между православием и католицизмом.

Если на Западе общество освобождается от влияния церкви, то в Москве наоборот, это влияние возрастает, оказывая большое воздействие на жизнь государства и повседневную жизнь людей. Общественным идеалов стало религиозное подвижничество во имя Христа, общества. Духовными символами Москвы стали святой Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской.

С 1547 года, с венчания Ивана IV на царство Русь стала называться Россией. Официальное название страны — Российское государство, Россия. В 1480 году была ликвидирована зависимость Москвы от Золотой Орды. Но влияние культуры восточного типа на русские земли не ослабело. Иван IV не принял европейский тип светского государства. Его идеал — неограниченная монархия, где власть санкционирована церковью. Этой цели служила опричнина. Она была самым своеобразным в культурно-психологическом отно­шении событием истории Московской Руси. Опричнина — это уникальный в мировой практике, нетипичный для России «политический карнавал». Почти полтора века спустя, такого же типа «карнавал» (но с иными целями) затеет другой царь— молодой Петр I. Главная психологически-поведенческая особенность подобных «карнавалов» видится в том, что опричники, петровские «потешные» (а позже и пугачевские «генералы»), вели себя как завоеватели к в собственной стране, это была психология самозванцев, разыгрыва­ющих карту своей формальной законности по отношению к сущест­вующим нормам и одновременно утверждающих новую узаконенность своей власти основанную на праве силы.

Политический «карнавал» и самозванство вылились в весьма специфичный для России инструмент узаконивания массового наси­лия. В результате опричнины проблема власти и государства реши­лась в пользу власти, ликвидировав экономически независимую власть собственника, который мог быть основой формирующегося в России гражданского общества. В Европе в XVI веке общество вы­сказалось за ликвидации церковной собственности. Забота церкви о душе, экономические дела — заботы светские. В России в XV веке дискуссии о церковной собственности вышли на более высокий круг вопросов—о путях ее развития. Был подтверждая принцип единения церкви и государства.

К XVI веку сформировались особые, специфические черты русского национального самосознания:

1)    Соединение характерной для Востока духовности, сосредоточенной на высшем смысле сущего, выраженного в православии, со стремлением к свободе, демокра­тии, характерной для Запада.

2)    Коллективизм и слабо выраженное личностное сознание.

3)    Приверженность к ценностям православия с его своеобразным миропониманием.

4)    Приоритет государственных начал, интересов державы. Держава, обретенная в ходе борьбы за независимость, считалась главным национальным достоянием, и ее интересы воспринимались как интересы лично каждого.

.           XVII век в истории культуры России был «бунташным», когда  перемешалась старина и новизна. Разрушается Средневековое мировоззрение, изменяется картина мира. Люди XVII века закат прошлой культуры переживали как личную и национальную трагедию. Это было время соперничества двух культур — барокко и «мужицкой». Старую обиходную культуру вытесняет новая под лозунгом «Чем мы прежде хвалились, того ныне стыдимся» На место религиозной, вертикальной концепции времени «вечность-временность» приходит горизонтальная «прощлое-настоящее-будущее». В русской культуре появляется идея единства, быстротечности бесконечности истории, переориентация с прошлого на будущее. В начале Щ XVII века Борис Годунов проявлял интерес к просвещению, культуре, успехам западной цивилизации. Поощрялась торговля с Западом, для обучения за границу были посланы несколько дворянских «робят». Много внимания уделялось развитию городов. Они становились очагами культуры, в Москве отстраивался кремль. Но в городах России проживало лишь 2 % населения. Основная масса населения крестьяне. Положение их оставалось без изменений, страна скатывалась к гражданской войне.

С 1613 года в России правит новая династия Романовых, которая пробудет на престоле более 300 лет. С XVII века начинается процесс крушения авторитета государственной и церковной властей. Доку­менты того периода фиксируют «непочтительно» отношение к царю, так называемое «отклоняющееся» поведение как симптом социальной активности масс. Россия нуждалась в реформировании, но это было невозможно без предваряющих изменений в духовной сфере. К этим реформам приступил патриарх Никон. Церковь преследовала цели:

устранение различий в богословской практике между гречес­кой и русской церквами. Это позволяло восстановить связь с европей­ским православным миром, привязать Россию к Европе духовно и тем самым расширить возможности для влияния в христианском мире,

 введение единообразия в церковной службе по всей стране, так как на местах богослужение велось по-разному, наличествовали черты языческих культов.

Реформа Никона была умеренной, несравнимой с религиозной реформацией на Западе. Но даже эта попытка вызвала сопротивле­ние значительной части общества и церкви. Произошел раскол. С этого времени общественный раскол как последствие реформы, бу­дет сопровождать всю историю России. Сторонники Никона выступи­ли за обновление общества, противники — за сохранение в неизмен­ном виде православной старины. И там и тут были люди различных слоев, социального положения. Вопрос о соотношении духовной и светской власти обсуждался на соборе 1666 года. Церковь пришла к выводу о необходимости раздела светской и духовной сфер деятельности. Русская православная церковь сблизилась с православным миром. Изменения в такой сложной сфере, как духовная, открывали дорогу деятельности Петра I — великому преобразователю России.

В период Московского царства идет процесс становления русского национального характера. Характер— это совокупность Ц психологических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, действиях. Это устойчивое начало в человеке. Его становление очень длительно. На его формирование оказали влияние природные условия, определенные архетипы, лежащие в основе поведения одного человека. Во всей сложности русский характер был «открыт» в XVII Д веке. Писатели современники стали замечать и описывать его. Корни нового воззрения на человека — в отходе от богословской точки зрения на него, начавшимся с XVI века.

«Открытие» в XVII веке русского характера определило новое воззрение на человека, его роль в исторических событиях, в осознании собственной судьбы. Новый человек ощущал себя обладателем истины, творцом истории. Он создавал силлабическую поэзию, портретную живопись, партерную музыку. Его трудом Россия преодолевала культурное одиночество, приобщалась к европейской цивилизации, становилась европейской державой. К концу века появляется новый пласт в системе ценностей — развивается утилитаризм, про­рываясь в массовое сознание. Конкретизируется представление о человеческом благе.

В период Московского царства набирает силу процесс обмир­щения, освобождения искусства от подчинения его церковным ка­нонам. Со второй половины XIV века ослабляется влияние местных особенностей русской культуры. Раньше эта тенденция проявилась в московской исторической литературе, которая обретала общерус­ский характер и становилась носителем идеи единства и патриотиз­ма («Сказание о Мамаевом побоище»). Победа на Куликовом поле подняла духи самосознание русского народа. Возник ряд произведе­ния, которые призывали к единению русских земель для освобожде­ния врага. Значительным памятником этого периода стала «Задонщина», написанная Сафонием Рязанцем, воспевающая великую победу русского народа над татарами. В устном народном творчестве былины уступили место историческим повестям, в которых действо­вали конкретные исторические люди в конкретной обстановке («Песня о взятии Казани»). С начала XV века на первый план выдви­гается летописание Москвы. Каждая летопись— это своеобразная историческая энциклопедия, цельное произведение. Известна Тро­ицкая летопись 1408 года, летописный свод митрополита Фотия, проводившего идею единого, государства. В XVI веке создаются крупные летописные произведения. Это «Летописец начала царст­ва», где описаны первые годы правления Ивана Грозного, «Степен­ная книга»-— с описанием портретов и времени правления великих русских князей. Создание их было продиктовано заботой об укреп­лении Российского централизованного государства. Написание по­следних летописей относится к XVII веку. В них доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

В XIV века в связи с хозяйственным подъемом росла потреб­ность в записях. Началось использование бумаги вместо дорогого пергамента. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выт писывались с геометрической точностью, приходит полуустав — более беглое и свободное письмо, а с XVI века — скоропись, близкая к современному письму.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — своеобразной всемирной истории того времени. Первый русский хроно­граф был составлен в 1442 гиду сербом Пахомием Логофетом. Выда­ющимся памятником публицистики явилась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Большое событие в культуре XVI века — появление русского книгопечатания. Его началом принято считать 1564 год, когда была издана первая датированная книга «Апостол». Издали ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. За весь век было напе­чатано 20 книг. Но рукописная книга еще и через сто лет будет зани­мать ведущее место.

 Шел процесс накопления теоретических и практических зна­ний. Строились крепостные сооружения, храмы, церкви, для которых требовались строгие математические расчеты. Были написаны первые пособия по математике, геометрии. Развивалась техника. Русские первые изобрели вышки-копры для бурения скважин при добыче соли. Выдающиеся гидротехнические сооружения были со­зданы в Соловецком монастыре. Система каналов соединяла десятки озер. Мельницы, молоты приводились в движение водой, каменная дамба с многочисленными мостами соединяла острова.

Путешествия русских людей, открытия, присоединение земель привели к рождению картографии. Создаются первые карты русского государства. Развитие торговли, политических, культурных связей с иностранными государствами привели к необходимости составления первых кратких словарей иностранных слов—азбуковников.

После татарского нашествия более чем на полстолетия было прекращено каменное строительство, уничтожены кадры зодчих. Поэтому в XIV веке во многом приходилось начинать сначала. Стро­ительство сосредоточилось в двух основных районах; на северо-западе (Псков, Новгород) и во Владимирской земле (Москва, Тверь). В Новгороде в XIV веке формируется новый тип церкви. Лучшие па­мятники этого типа— церковь Федора Стратилата и Спаса на Ильине. Географическое положение Пскова обусловили значительное развитие оборонного зодчества. С XV века начинается процесс слия­ния местных архитектурных художественных школ в единую общерусскую, общемосковскую. С превращением Москвы в политичес­кую, религиозную столицу связано стремление поднять художественный и технический уровень московского строительства. Искуснейшие русские мастера работали рядом с лучшими зодчими Европы. Новые кирпичные стены и башни Кремля, сооруженные в XV веке при помощи итальянских архитекторов, были не только прекрасными укреплениями, но и замечательными произведениями искусства. В XVI веке была сооружена вторая линия укреплений Китай-города, затем под руководством Ф. Коня возведены белока­менные стены 9-километрового Белого города (современное бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной город (современное Садовое кольцо). Кольца укреплений Москвы пересекались радиальными улицами —дорогами, начинавшимися от Кремля. Такая планировка была присуща древнерусским городам и носила название радиально-кольцевой. Наиболее опасные дороги прикрывали монастыри-крепости - Новодевичий, Данилов, Андронников. Камен­ные крепости были возведены и на окраинах государства. С помощью итальянских мастеров завершается создание ансамбля Московского Кремля. Было сооружено три собора: Успенский, Благовещенский и Архангельский. Завершила ансамбль Соборной площади Гранови­тая палата, бывшая тронным залом царского дворца. Одним из выда­ющихся проявлений новой национальной архитектуры стало строи­тельство шатровых храмов. В отличие от крестово-купольных, шат­ровые не имели внутри столбов, и вся масса здания держалась только на фундаменте. Наиболее известным памятником этого стиля явля­ется Покровский собор (Василия Блаженного) 1555-1560 гг.

Особое развитие получает живопись. Ее расцвет приходится на XIV-XV века, начинается в Новгороде. Здесь работал приглашен­ный из Византии Феофан Грек. Он расписывал церковь Спаса на Ильине. Грек— гениальный колорист, свободно владеющий техни­кой письма и мастерством тональной живописи. Его образы отличали особая выразительность, динамика, душевность, порыв. Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора в Москве. Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством гениального русского художника — Андрея Рублева. Он работал на рубеже XIV-XV веков. Знаменитая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства, воплотила основные чер­ты и принципы живописной манеры Рублева. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, гармоничное, мягкое сочетание чис­тых, неярких красок художника создают впечатление цельности и законченности его образов. Кисти А. Рублева принадлежат дошед­шие до нас фресковые росписи Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Сергиевом Посаде. Крупнейшим живописцем XVI века был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора под Вологдой, Архангельского собора в Кремле. Живописи Дионисия присуща необычная яркость, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы как удлинение пропорций тела, утонченность в отделке каждой детали иконы, фрески.

В XVII веке завершилась история средневековой русской культуры, и зарождались элементы культуры нового времени. Для него был характерен процесс всестороннего «обмирщения». В литературе это проявилось в формировании демократического, светского направления; в архитектуре — в сближении облика культовых и гражданских построек; в науке — в росте интереса к обобщению практического опыта; в живописи— в разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций. Усложнение городской жизни, рост государственного аппарата, развитие международных связей предъявляло новые требования к образованию. Уровень грамотности в XVII веке значительно вырос и в различных слоях составлял: среди помещиков — 65%, купцов — 96 %, крестьян15 %. В середине XVII века создаются государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы. В 1687 году в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведе­ние — Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Ей руководили греки братья Лихуды, окончившие Падуанский университет в Ита­лии. Здесь учились представители различных сословий и нацио­нальностей. Появились рукописные учебники, самоучители, печатались книги по математике.

В практике XVII века широко использовались знания в облас­ти механики (в строительстве, на первых мануфактурах). Заметные изменения произошли в медицине. Продолжает развиваться народ­ное целительство, закладываются основы государственной медици­ны. Открыты первые аптеки, больницы, Наметились перемены и в гуманитарном знании. Вырос слой потребителей и авторов истори­ческих сочинений. В XVII веке старые формы исторических сочине­ний (летописи, хронографы) постепенно теряют значение и исчеза­ют. Появляются новые виды сочинений, в которых даются более пси­хологические характеристики правителей России, создаются более широкие картины исторического прошлого. Таков «Синопсис» И. Гизеля — первый учебник русской истории.

Об «обмирщении» культуры свидетельствует развитие общественной мысли. Господствующий класс осознает необходимость силь­ной власти в стране, и публицисты выдвигали, обосновывали идеи абсо­лютизма. Впервые они прозвучали в произведениях Ю. Крижанича и С. Полоцкого. Наиболее полно и ярко противоречия общественной жизни отразила литература. Она приобрела светский характер. Первые ростки его находились в устном народном творчестве — исторических песнях, пословицах. Их начинают записывать. Традиционный средневековый жанр —жития переходит в новую форму, больше напоминающую повесть. Новыми жанрами были мемуары и любовная лирика. В литературе XVII века появляется силлабическое стихосложение. Об изменении вкусов и интересов русских читателей свидетельствует пе­реводная литература с занимательным сюжетом — рыцарский роман, и авантюрно-приключенческая повесть.

Под влиянием Запада в XVII веке возникают первые театральные постановки. В 1672 году был организован придворный театр. В нем играли иностранные актеры, ставились пьесы на библейские сюжеты. Вначале на немецком языке, затем их переводили на русский и нанимали актеров из мещан. В 1675 году на сцене русского театра впервые был поставлен балет. В русских городах и селах широкое распространение получил бродячий театр — театр скоморохов, Петрушки, хотя правительство и официальная церковь преследова­ли скоморошество.

Одна из особенностей культурной жизни России XVII века связана с сосредоточенностью художественных основных сил в Москве. Архитекторы, художники, ювелиры работали в Приказе каменных дел— «Оружейной палате» в Кремле. Это была своеобразная школа искусств и ремесел. Москва становилась непререкаемым авторите­том в области художественного творчества. Здесь трудились русские, иностранные художники, развертывалась деятельность самого зна­чительного живописца XVII века Симона Ушакова. В его иконе «Спас нерукотворный» заметны новые, реалистические элементы живопи­си: объемность, элементы прямой перспективы. Первым светским жанром, в котором начали работать художники, была парсуна (то есть портрет реального лица). За несколько десятилетий новый жанр прошел огромный путь — от полуиконных парсун до реалистических изображений. Плодотворно развивается в этот период монументаль­ная живопись. Для нее характерно расширение тематики, динамизм композиций. Наиболее отчетливо новшества в художественной куль­туре обнаруживаются в памятниках архитектуры. Возводятся граж­данские сооружения, терема, царские дворцы, трапезные. Общая черта этих зданий — богатое декоративное убранство.

Культовая архитектура XVII века перестала соблюдать каноны церковного строительства, становится более праздничной, живописной. В русской архитектуре в этот период появляются постройки, в которых можно различить черты нового стиля «барокко», господствующего в архитектуре Западной Европы. Это так называемое «нарышкинское барокко». Для него характерно сочетание белого и красного цветов в убранстве зданий, четкая этажность построек. Высшего расцвета достигает деревянное храмовое зодчеству.

 Таким образом, период XIV-XVII веков — это время складывания велико русского этноса и его основных стереотипов в сознании, самоопределения русской церкви, обретения ею своего места на культурной карте мира. В эти века окончательно формируется «слободской» тип русского города и маргинальный, полукрестьянский тип культуры городских слоев населения. Все это наложило серьез­ный отпечаток на последующее развитие культуры России.


         Список литературы.

1.  "История Европы", изд. "Наука",1988 г., т.1 "Древняя Европа";

2.  "Культурология" под ред. А. А. Радугина (курс лекций), изд. Москва, 1998 г.,

3.  "История средних веков" под ред. С. П. Карпова, изд. Москва, 1998 г.

 


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.